95338

Национальная политика СССР накануне ВОВ

Доклад

История и СИД

С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР...

Русский

2015-09-22

14.76 KB

3 чел.

20. национальная политика СССР накануне ВОВ.

В ходе 18 съезда ВКП(б) в 1939г. были подведены итоги переходного периода от капитализма к социализму, и был намечен курс для создания условий перехода к коммунистическому строительству. На основании того, что во второй половине тридцатых годов наметилось существенное доминирование национально-державного крыла партии (во главе со Сталиным), а также того, что все республики в составе СССР получили однородный социальный состав, стало возможным формирование национально-государственной доктрины. Однако для осуществления желания Сталина реализовать соединение коммунистической идеи и доктрины исторического величия существовало значительное препятствие в лице русофобии, которой были охвачены и Троцкий, и Бухарин, и другие члены партии. С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма, обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга, а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР, и даже более того, - поставить его ниже других народов.

По словам того же Луначарского, пристрастие к русскому языку – иррациональное пристрастие, поскольку впереди – мировая революция. Тема русского патриотического воспитания также долго находилась под запретом: в  период с 1917 по 30-е гг ХХ века в Советской России вообще не выходили русские народные сказки. Троцкий считал Россию черным пятном на карте мировой цивилизации.  А историческая школа М. Покровского вообще представляла русскую историю как смену общественно-экономических формаций, и все события рассматривались с точки зрения классовой борьбы.

Однако во второй половине 30-х гг. Сталиным ставится задача положить конец очернению русской истории и предпринимается ряд шагов, направленных на осуществление поставленной задачи. Сталин полагает, что Отечество должно прославляться и начинает формировать национальную доктрину за счет сплава коммунистических идей  и идеи величия русского народа.

В 1934г. школа Покровского уходит в тень. Начинается реабилитация русского этноса в историческом и ином измерениях: реабилитируются русские классики, снимаются фильмы на историческую тематику, прославляющие русский народ, посвященные Александру Невскому, Суворову и другим легендарным личностям. Именно в этот период М. Шолохов получает сталинскую премию за «Тихий Дон», а А.К. Толстой – за «Князь Серебряный». Таким образом, происходит возвеличивание русского этноса.

В то же время получает развитие идея советского патриотизма, которая выражается в уравнивании любви к советской родине с верностью ее политической системе.

Сталин определяет для себя новую роль, которая эволюционирует от вождя революции и партийного вождя к роли общенационального лидера.

В 1936г.  в развитие реабилитации русского этноса издается ряд публикаций, в которых развивается теория русского этноса как старшего брата, первого среди равных.

А в 1938г. русский народ объявляется великим народом, выполняя при этом двуединую роль. С одной стороны, русский этнос становится этнической основой диктатуры личной власти Сталина. С другой же стороны, он является политическим цементом для соединения всех народов СССР.

Происходит интернационализация всех сторон жизни народов СССР, и выдвигается так называемая программа трех «Д»: декоренизации, деполитизации и денационализации народов СССР. Политика декоренизации, ставившая своей целью обретение полного контроля над национальными районами включала в себя изначально обеспечение лояльности центру, а уже потом – достижение социально-политической стабильности в регионе. В рядах партии создавался институт вторых секретарей, которыми могли стать лишь ставленники из Москвы. То есть, декоренизация осуществлялась за счет кадровой политики  и интернационализации жизни в республиках. В свою очередь, деполитизация предполагала деполитизацию национальной идентичности народов и  подчеркнутое уважение к местным. В целях денационализации проводились декады искусств народов СССР. Главной задачей их проведения было отсечь молодое поколение союзных республик от культурно-исторического прошлого, что достигалось за счет смены алфавитов: калмыков на кириллический, например. Также с 1937г. было введено обязательное преподавание русского языка в школах всех национальных республик. Произошла ликвидация национальных частей в составе Красной Армии. А в 1942г. было введено обязательное изучение русского всеми призывниками.

Если же подвести краткие итоги советской довоенной национальной политики, то их можно в целом свести к следующему: национальная политика должна быть не сводом деклараций и заявлений – должно существовать постоянное единство теории и практики, национальная политика не должна быть застывшей догмой – а, наоборот, - руководством к действию, национальная политика – важнейший инструмент общественного развития в многонациональном государстве, который мобилизует массы на решение задач текущего момента и программных задач, выдвигаемых лидером.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53555. Додатні та від’ємні числа. Протилежні числа. Координатний промінь 923.5 KB
  Протилежні числа. Мета модуля: сформувати уявлення учнів про зміст понять додатні числа від'ємні числа протилежні числа зміст поняття координати точки на координатній прямій; виробити вміння: відрізняти додатні числа від від'ємних й виконувати прості вправи що передбачають таку класифікацію; за готовими рисунками визначити координати вказаних точок звіряток та будувати на координатній прямій точки з вказаними координатами; розвивати логічне мислення та пізнавальну активність учнів при розв’язуванні вправ. Розв’язування...
53556. Оценка акций 25 KB
  Номинальная цена — это цена, напечатанная на бланке акции или установленная при ее выпуске. Номинальная цена формируется в момент создания акционерного общества и показывает, какая часть величины уставного капитала приходилась на одну акцию на момент ее формирования.
53557. Емма Андієвська „Казка про яян”. Прихований повчальний зміст казки 462.5 KB
  Прихований повчальний зміст казки. Розробка інтегрованого уроку з української літератури й економіки в 6 класі вчителя української мови та літератури...
53558. Розв’язування вправ 7 клас 106.5 KB
  Повторення систематизація і узагальнення знань учнів В одному селі жили собі сестричка Олеся і братик Василько. От якось і каже Олеся: Васильку давай гратися в піжмурки. Тільки як братик заховається то Олеся бігає шукає а знайти не може. Допоможемо Олесі виконати завдання незнайомця на екрані 6 усних завдань Повторення систематизація і узагальнення знань учнів Який з графіків зайвий 2 Яка з функцій зайва у= х 3...
53559. Доходность и риск портфеля 37.5 KB
  Инвестиционным портфелем называют сформированную в соответствии с целями инвестора совокупность объектов инвестирования, которая рассматривается как целостный объект управления.
53560. Завітала казка до малят 40 KB
  Погляньте діти як змінився наш друг Сніговик. Я – прекрасна Снігова Королева Я зачаклувала Сніговика бо діти частіше згадують про нього аніж про мене. Зайчата що сталося чому ви плачете Зайчик 1: Як нам не плакати коли надворі холодно й ми вже замерзли Зайчик 2: Ми загубилися в лісі й хочемо до своєї матусі Зайчик 3: Хто малих нас пожаліє хто нам лапоньки зігріє Діти жаліють зайченят. Діти гукають Сніг: Снігу Снігу Сніговію ти нам зайчиків зігрій Сніг: Не можу бо боюся що Снігова Королева прожене мене.
53561. Активізація пізнавальної активності учнів при вивченні основ програмування шляхом використання розвивальної казкотерапії 61.5 KB
  У казці можна знайти повний перелік людських проблем і образні способи їх розв’язання. Слухаючи казки в дитинстві, людина поповнює у підсвідомості банк життєвих ситуацій. Цей банк за необхідності може бути активізований, якщо ні — так і залишиться пасивним. Казка поєднує дорослого й дитину.
53562. КАЗКОВІ БУДИНКИ. ТА ЇХ ПРИЗНАЧЕННЯ 57.5 KB
  Замок як величезний павук завис над прірвою учепившись у стрімку скелю. Посріблений місяцем замок робив і без того похмуру місцевість схожою на поріг пекла. Опинившись біля входу в замок уночі ми відчували дикий страх і ледь стримували себе волею і розумом щоб не утекти геть. Кожний із вас побудує свій замок для принцеси і принця для злого чаклуна кому який більше сподобався.
53563. Подорож країною казок з англійської мови. Інсценізація казок «A House in the wood» 149.5 KB
  Our holiday A Wonderful word of Fairy Tale is over. I wish you good luck, good friends and lot of sunny days! Let’s say good-bye to our guests. See you soon!