95338

Национальная политика СССР накануне ВОВ

Доклад

История и СИД

С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР...

Русский

2015-09-22

14.76 KB

3 чел.

20. национальная политика СССР накануне ВОВ.

В ходе 18 съезда ВКП(б) в 1939г. были подведены итоги переходного периода от капитализма к социализму, и был намечен курс для создания условий перехода к коммунистическому строительству. На основании того, что во второй половине тридцатых годов наметилось существенное доминирование национально-державного крыла партии (во главе со Сталиным), а также того, что все республики в составе СССР получили однородный социальный состав, стало возможным формирование национально-государственной доктрины. Однако для осуществления желания Сталина реализовать соединение коммунистической идеи и доктрины исторического величия существовало значительное препятствие в лице русофобии, которой были охвачены и Троцкий, и Бухарин, и другие члены партии. С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма, обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга, а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР, и даже более того, - поставить его ниже других народов.

По словам того же Луначарского, пристрастие к русскому языку – иррациональное пристрастие, поскольку впереди – мировая революция. Тема русского патриотического воспитания также долго находилась под запретом: в  период с 1917 по 30-е гг ХХ века в Советской России вообще не выходили русские народные сказки. Троцкий считал Россию черным пятном на карте мировой цивилизации.  А историческая школа М. Покровского вообще представляла русскую историю как смену общественно-экономических формаций, и все события рассматривались с точки зрения классовой борьбы.

Однако во второй половине 30-х гг. Сталиным ставится задача положить конец очернению русской истории и предпринимается ряд шагов, направленных на осуществление поставленной задачи. Сталин полагает, что Отечество должно прославляться и начинает формировать национальную доктрину за счет сплава коммунистических идей  и идеи величия русского народа.

В 1934г. школа Покровского уходит в тень. Начинается реабилитация русского этноса в историческом и ином измерениях: реабилитируются русские классики, снимаются фильмы на историческую тематику, прославляющие русский народ, посвященные Александру Невскому, Суворову и другим легендарным личностям. Именно в этот период М. Шолохов получает сталинскую премию за «Тихий Дон», а А.К. Толстой – за «Князь Серебряный». Таким образом, происходит возвеличивание русского этноса.

В то же время получает развитие идея советского патриотизма, которая выражается в уравнивании любви к советской родине с верностью ее политической системе.

Сталин определяет для себя новую роль, которая эволюционирует от вождя революции и партийного вождя к роли общенационального лидера.

В 1936г.  в развитие реабилитации русского этноса издается ряд публикаций, в которых развивается теория русского этноса как старшего брата, первого среди равных.

А в 1938г. русский народ объявляется великим народом, выполняя при этом двуединую роль. С одной стороны, русский этнос становится этнической основой диктатуры личной власти Сталина. С другой же стороны, он является политическим цементом для соединения всех народов СССР.

Происходит интернационализация всех сторон жизни народов СССР, и выдвигается так называемая программа трех «Д»: декоренизации, деполитизации и денационализации народов СССР. Политика декоренизации, ставившая своей целью обретение полного контроля над национальными районами включала в себя изначально обеспечение лояльности центру, а уже потом – достижение социально-политической стабильности в регионе. В рядах партии создавался институт вторых секретарей, которыми могли стать лишь ставленники из Москвы. То есть, декоренизация осуществлялась за счет кадровой политики  и интернационализации жизни в республиках. В свою очередь, деполитизация предполагала деполитизацию национальной идентичности народов и  подчеркнутое уважение к местным. В целях денационализации проводились декады искусств народов СССР. Главной задачей их проведения было отсечь молодое поколение союзных республик от культурно-исторического прошлого, что достигалось за счет смены алфавитов: калмыков на кириллический, например. Также с 1937г. было введено обязательное преподавание русского языка в школах всех национальных республик. Произошла ликвидация национальных частей в составе Красной Армии. А в 1942г. было введено обязательное изучение русского всеми призывниками.

Если же подвести краткие итоги советской довоенной национальной политики, то их можно в целом свести к следующему: национальная политика должна быть не сводом деклараций и заявлений – должно существовать постоянное единство теории и практики, национальная политика не должна быть застывшей догмой – а, наоборот, - руководством к действию, национальная политика – важнейший инструмент общественного развития в многонациональном государстве, который мобилизует массы на решение задач текущего момента и программных задач, выдвигаемых лидером.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66340. Функционирование русского языка в Республике Казахстан. Безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые) 84.5 KB
  Языков на свете очень много – свыше двух тысяч. Точно установить их количество пока не удалось. Язык – явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода. Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей.
66341. Язык как система. Язык и речь. Разделение понятий язык и речь. Правописание звонких и глухих согласных 76.5 KB
  Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться.
66343. Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь). Речь монологическая, речь диалогическая, письменная речь, устная речь монолог, диалог, полилог 70.5 KB
  Общая характеристика форм и видов речи внешняя и внутренняя речь. Речь монологическая речь диалогическая письменная речь устная речь монолог диалог полилог. Основные функции языка: Коммуникативная функция сообщения; Кумулятивная аккумулятивная накопительная...
66344. Мы экономим электрическую энергию 37.5 KB
  Человек много лет добывает из земли большое количество энергоресурсов. Слово Экспертам. Слово Корреспондентам Что же включает в себя экономия энергоресурсов Только ли это экономия электрической энергии Мы слышим от взрослых что дом дырявый что это значит...
66345. Моя щаслива планета 77.5 KB
  Мета: узагальнити знання дітей про шляхи і заходи щодо збереження енергії; мотивувати учнів відповідально ставитися до використання енергії у побуті; сприяти формуванню навичок ощадливого використання електроенергії у побуті.
66346. English Traditions and Customs 40 KB
  They also have their traditional Christmas dinner with stuffed turkey and Christmas pudding. The Queen’s speech is on television at three o’clock in the afternoon. There is a big Christmas tree in Trafalgar Square in London.
66347. Игра-викторина «Что ты знаешь о США?» 48.5 KB
  Цели: углубить и конкретизировать страноведческие знания учащихся по теме «США»; продолжить развитие творческих способностей учащихся; учить применять знания, полученные на уроках, в новой ситуации; дальнейшее расширение кругозора учащихся.
66348. Му Family 44 KB
  Мета: повторити раніше вивчені слова та структури, формувати уявлення про звукову систему англійської мови, ввести нові лексичні одиниці з теми "Му Family",вчити впізнавати їх та застосовувати у мовленні; формувати уміння в учнів самостійно працювати над завданнями...