95338

Национальная политика СССР накануне ВОВ

Доклад

История и СИД

С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР...

Русский

2015-09-22

14.76 KB

3 чел.

20. национальная политика СССР накануне ВОВ.

В ходе 18 съезда ВКП(б) в 1939г. были подведены итоги переходного периода от капитализма к социализму, и был намечен курс для создания условий перехода к коммунистическому строительству. На основании того, что во второй половине тридцатых годов наметилось существенное доминирование национально-державного крыла партии (во главе со Сталиным), а также того, что все республики в составе СССР получили однородный социальный состав, стало возможным формирование национально-государственной доктрины. Однако для осуществления желания Сталина реализовать соединение коммунистической идеи и доктрины исторического величия существовало значительное препятствие в лице русофобии, которой были охвачены и Троцкий, и Бухарин, и другие члены партии. С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма, обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга, а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР, и даже более того, - поставить его ниже других народов.

По словам того же Луначарского, пристрастие к русскому языку – иррациональное пристрастие, поскольку впереди – мировая революция. Тема русского патриотического воспитания также долго находилась под запретом: в  период с 1917 по 30-е гг ХХ века в Советской России вообще не выходили русские народные сказки. Троцкий считал Россию черным пятном на карте мировой цивилизации.  А историческая школа М. Покровского вообще представляла русскую историю как смену общественно-экономических формаций, и все события рассматривались с точки зрения классовой борьбы.

Однако во второй половине 30-х гг. Сталиным ставится задача положить конец очернению русской истории и предпринимается ряд шагов, направленных на осуществление поставленной задачи. Сталин полагает, что Отечество должно прославляться и начинает формировать национальную доктрину за счет сплава коммунистических идей  и идеи величия русского народа.

В 1934г. школа Покровского уходит в тень. Начинается реабилитация русского этноса в историческом и ином измерениях: реабилитируются русские классики, снимаются фильмы на историческую тематику, прославляющие русский народ, посвященные Александру Невскому, Суворову и другим легендарным личностям. Именно в этот период М. Шолохов получает сталинскую премию за «Тихий Дон», а А.К. Толстой – за «Князь Серебряный». Таким образом, происходит возвеличивание русского этноса.

В то же время получает развитие идея советского патриотизма, которая выражается в уравнивании любви к советской родине с верностью ее политической системе.

Сталин определяет для себя новую роль, которая эволюционирует от вождя революции и партийного вождя к роли общенационального лидера.

В 1936г.  в развитие реабилитации русского этноса издается ряд публикаций, в которых развивается теория русского этноса как старшего брата, первого среди равных.

А в 1938г. русский народ объявляется великим народом, выполняя при этом двуединую роль. С одной стороны, русский этнос становится этнической основой диктатуры личной власти Сталина. С другой же стороны, он является политическим цементом для соединения всех народов СССР.

Происходит интернационализация всех сторон жизни народов СССР, и выдвигается так называемая программа трех «Д»: декоренизации, деполитизации и денационализации народов СССР. Политика декоренизации, ставившая своей целью обретение полного контроля над национальными районами включала в себя изначально обеспечение лояльности центру, а уже потом – достижение социально-политической стабильности в регионе. В рядах партии создавался институт вторых секретарей, которыми могли стать лишь ставленники из Москвы. То есть, декоренизация осуществлялась за счет кадровой политики  и интернационализации жизни в республиках. В свою очередь, деполитизация предполагала деполитизацию национальной идентичности народов и  подчеркнутое уважение к местным. В целях денационализации проводились декады искусств народов СССР. Главной задачей их проведения было отсечь молодое поколение союзных республик от культурно-исторического прошлого, что достигалось за счет смены алфавитов: калмыков на кириллический, например. Также с 1937г. было введено обязательное преподавание русского языка в школах всех национальных республик. Произошла ликвидация национальных частей в составе Красной Армии. А в 1942г. было введено обязательное изучение русского всеми призывниками.

Если же подвести краткие итоги советской довоенной национальной политики, то их можно в целом свести к следующему: национальная политика должна быть не сводом деклараций и заявлений – должно существовать постоянное единство теории и практики, национальная политика не должна быть застывшей догмой – а, наоборот, - руководством к действию, национальная политика – важнейший инструмент общественного развития в многонациональном государстве, который мобилизует массы на решение задач текущего момента и программных задач, выдвигаемых лидером.