95338

Национальная политика СССР накануне ВОВ

Доклад

История и СИД

С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР...

Русский

2015-09-22

14.76 KB

3 чел.

20. национальная политика СССР накануне ВОВ.

В ходе 18 съезда ВКП(б) в 1939г. были подведены итоги переходного периода от капитализма к социализму, и был намечен курс для создания условий перехода к коммунистическому строительству. На основании того, что во второй половине тридцатых годов наметилось существенное доминирование национально-державного крыла партии (во главе со Сталиным), а также того, что все республики в составе СССР получили однородный социальный состав, стало возможным формирование национально-государственной доктрины. Однако для осуществления желания Сталина реализовать соединение коммунистической идеи и доктрины исторического величия существовало значительное препятствие в лице русофобии, которой были охвачены и Троцкий, и Бухарин, и другие члены партии. С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма, обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга, а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР, и даже более того, - поставить его ниже других народов.

По словам того же Луначарского, пристрастие к русскому языку – иррациональное пристрастие, поскольку впереди – мировая революция. Тема русского патриотического воспитания также долго находилась под запретом: в  период с 1917 по 30-е гг ХХ века в Советской России вообще не выходили русские народные сказки. Троцкий считал Россию черным пятном на карте мировой цивилизации.  А историческая школа М. Покровского вообще представляла русскую историю как смену общественно-экономических формаций, и все события рассматривались с точки зрения классовой борьбы.

Однако во второй половине 30-х гг. Сталиным ставится задача положить конец очернению русской истории и предпринимается ряд шагов, направленных на осуществление поставленной задачи. Сталин полагает, что Отечество должно прославляться и начинает формировать национальную доктрину за счет сплава коммунистических идей  и идеи величия русского народа.

В 1934г. школа Покровского уходит в тень. Начинается реабилитация русского этноса в историческом и ином измерениях: реабилитируются русские классики, снимаются фильмы на историческую тематику, прославляющие русский народ, посвященные Александру Невскому, Суворову и другим легендарным личностям. Именно в этот период М. Шолохов получает сталинскую премию за «Тихий Дон», а А.К. Толстой – за «Князь Серебряный». Таким образом, происходит возвеличивание русского этноса.

В то же время получает развитие идея советского патриотизма, которая выражается в уравнивании любви к советской родине с верностью ее политической системе.

Сталин определяет для себя новую роль, которая эволюционирует от вождя революции и партийного вождя к роли общенационального лидера.

В 1936г.  в развитие реабилитации русского этноса издается ряд публикаций, в которых развивается теория русского этноса как старшего брата, первого среди равных.

А в 1938г. русский народ объявляется великим народом, выполняя при этом двуединую роль. С одной стороны, русский этнос становится этнической основой диктатуры личной власти Сталина. С другой же стороны, он является политическим цементом для соединения всех народов СССР.

Происходит интернационализация всех сторон жизни народов СССР, и выдвигается так называемая программа трех «Д»: декоренизации, деполитизации и денационализации народов СССР. Политика декоренизации, ставившая своей целью обретение полного контроля над национальными районами включала в себя изначально обеспечение лояльности центру, а уже потом – достижение социально-политической стабильности в регионе. В рядах партии создавался институт вторых секретарей, которыми могли стать лишь ставленники из Москвы. То есть, декоренизация осуществлялась за счет кадровой политики  и интернационализации жизни в республиках. В свою очередь, деполитизация предполагала деполитизацию национальной идентичности народов и  подчеркнутое уважение к местным. В целях денационализации проводились декады искусств народов СССР. Главной задачей их проведения было отсечь молодое поколение союзных республик от культурно-исторического прошлого, что достигалось за счет смены алфавитов: калмыков на кириллический, например. Также с 1937г. было введено обязательное преподавание русского языка в школах всех национальных республик. Произошла ликвидация национальных частей в составе Красной Армии. А в 1942г. было введено обязательное изучение русского всеми призывниками.

Если же подвести краткие итоги советской довоенной национальной политики, то их можно в целом свести к следующему: национальная политика должна быть не сводом деклараций и заявлений – должно существовать постоянное единство теории и практики, национальная политика не должна быть застывшей догмой – а, наоборот, - руководством к действию, национальная политика – важнейший инструмент общественного развития в многонациональном государстве, который мобилизует массы на решение задач текущего момента и программных задач, выдвигаемых лидером.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4271. Программирование на языке Си. Методические указания и контрольные задания 257.07 KB
  Общая информация Язык Си – язык программирования общего назначения – отражает возможности современных компьютеров. Программы на Си отличаются компактностью, быстротой исполнения, высокой переносимостью на компьютеры с различной платфор...
4272. Создание объектов с помощью модуля классов 231.5 KB
  Создание объектов с помощью модуля классов. Создание объектов — один из самых эффективных способов программирования и управления приложениями. Перед рассмотрением преимуществ использования объектов необходимо разобраться с определениями. Объект...
4273. Отладка приложений Access 178 KB
  Отладка приложений Access. Использование средств отладки MicrosoftAccess и методик отладки, описанных в данной статье, позволяет сэкономить очень много времени, требующегося для разработки. Время, затраченное на изучение этих средств и методик...
4274. Access. Программирование на VBA. Профессиональная обработка ошибок 450 KB
  Access. Программирование на VBA. Профессиональная обработка ошибок. Признаком профессионального приложения является наличие возможности обработки ошибок. Если приложение не особенно элегантно обрабатывает ошибки, пользователи будут разочарованы вне ...
4275. Программирование на VBA. Оптимизация приложений 279 KB
  Программирование на VBA. Оптимизация приложений. Оптимизация приложения представляет собой тему для бесконечного обсуждения и споров между разработчиками. Всем нужны оптимальные решения, но что же точно означает термин оптимальный? Одни полагают, ...
4276. Знакомство со средой разработки Visual C# 209.5 KB
  Знакомство со средой разработки VisualC# Цели работы: Получение навыков работы со средой разработки Visual Studio 2008. Создание первой программы на языке C# в VisualStudio 2008. Указания к работе: Запустите Visual...
4277. Вычисление арифметических выражений 327 KB
  Цель работы Освоить ввод/вывод чисел в С# Освоить правила записи и вычисления сложных арифметических выражений с использованием стандартных математических функций научиться пользоваться встроенной справочной системой С# на примере математически...
4278. Обработка одномерных массивов на примере алгоритма сортировки и поиска 312.5 KB
  Работа с одномерными массивами. Указание к работе А) Разработать и отладить программу, в которой реализовать алгоритмы сортировки и поиска в соответствии с заданием. Определить время работы програ...
4279. Обработка матриц. Методические указания к лабораторной работе 98 KB
  Приобретение и закрепление навыков работы с двумерными массивами (матрицами). Теоретический материал Большинство вариантов индивидуальных заданий требует реализации типовых алгоритмов, выполняющих обработку прямоугольной матрицы по...