95338

Национальная политика СССР накануне ВОВ

Доклад

История и СИД

С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР...

Русский

2015-09-22

14.76 KB

3 чел.

20. национальная политика СССР накануне ВОВ.

В ходе 18 съезда ВКП(б) в 1939г. были подведены итоги переходного периода от капитализма к социализму, и был намечен курс для создания условий перехода к коммунистическому строительству. На основании того, что во второй половине тридцатых годов наметилось существенное доминирование национально-державного крыла партии (во главе со Сталиным), а также того, что все республики в составе СССР получили однородный социальный состав, стало возможным формирование национально-государственной доктрины. Однако для осуществления желания Сталина реализовать соединение коммунистической идеи и доктрины исторического величия существовало значительное препятствие в лице русофобии, которой были охвачены и Троцкий, и Бухарин, и другие члены партии. С момента образования советского союза в отношении русского этноса ставились следующие задачи: навязать ему деструктивный комплекс вины за политику царизма, обязать русский этнос оказывать помощь другим народам в ущерб себе как возвращение исторического долга, а также не предоставить русскому этносу никакого статуса в составе СССР, и даже более того, - поставить его ниже других народов.

По словам того же Луначарского, пристрастие к русскому языку – иррациональное пристрастие, поскольку впереди – мировая революция. Тема русского патриотического воспитания также долго находилась под запретом: в  период с 1917 по 30-е гг ХХ века в Советской России вообще не выходили русские народные сказки. Троцкий считал Россию черным пятном на карте мировой цивилизации.  А историческая школа М. Покровского вообще представляла русскую историю как смену общественно-экономических формаций, и все события рассматривались с точки зрения классовой борьбы.

Однако во второй половине 30-х гг. Сталиным ставится задача положить конец очернению русской истории и предпринимается ряд шагов, направленных на осуществление поставленной задачи. Сталин полагает, что Отечество должно прославляться и начинает формировать национальную доктрину за счет сплава коммунистических идей  и идеи величия русского народа.

В 1934г. школа Покровского уходит в тень. Начинается реабилитация русского этноса в историческом и ином измерениях: реабилитируются русские классики, снимаются фильмы на историческую тематику, прославляющие русский народ, посвященные Александру Невскому, Суворову и другим легендарным личностям. Именно в этот период М. Шолохов получает сталинскую премию за «Тихий Дон», а А.К. Толстой – за «Князь Серебряный». Таким образом, происходит возвеличивание русского этноса.

В то же время получает развитие идея советского патриотизма, которая выражается в уравнивании любви к советской родине с верностью ее политической системе.

Сталин определяет для себя новую роль, которая эволюционирует от вождя революции и партийного вождя к роли общенационального лидера.

В 1936г.  в развитие реабилитации русского этноса издается ряд публикаций, в которых развивается теория русского этноса как старшего брата, первого среди равных.

А в 1938г. русский народ объявляется великим народом, выполняя при этом двуединую роль. С одной стороны, русский этнос становится этнической основой диктатуры личной власти Сталина. С другой же стороны, он является политическим цементом для соединения всех народов СССР.

Происходит интернационализация всех сторон жизни народов СССР, и выдвигается так называемая программа трех «Д»: декоренизации, деполитизации и денационализации народов СССР. Политика декоренизации, ставившая своей целью обретение полного контроля над национальными районами включала в себя изначально обеспечение лояльности центру, а уже потом – достижение социально-политической стабильности в регионе. В рядах партии создавался институт вторых секретарей, которыми могли стать лишь ставленники из Москвы. То есть, декоренизация осуществлялась за счет кадровой политики  и интернационализации жизни в республиках. В свою очередь, деполитизация предполагала деполитизацию национальной идентичности народов и  подчеркнутое уважение к местным. В целях денационализации проводились декады искусств народов СССР. Главной задачей их проведения было отсечь молодое поколение союзных республик от культурно-исторического прошлого, что достигалось за счет смены алфавитов: калмыков на кириллический, например. Также с 1937г. было введено обязательное преподавание русского языка в школах всех национальных республик. Произошла ликвидация национальных частей в составе Красной Армии. А в 1942г. было введено обязательное изучение русского всеми призывниками.

Если же подвести краткие итоги советской довоенной национальной политики, то их можно в целом свести к следующему: национальная политика должна быть не сводом деклараций и заявлений – должно существовать постоянное единство теории и практики, национальная политика не должна быть застывшей догмой – а, наоборот, - руководством к действию, национальная политика – важнейший инструмент общественного развития в многонациональном государстве, который мобилизует массы на решение задач текущего момента и программных задач, выдвигаемых лидером.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81843. Технико–эксплуатационные характеристики железнодорожного транспорта 27.33 KB
  Массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью малые эксплуатационные расходы и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта. Относительные недостатки железнодорожного транспорта: ограниченная маневренность из-за привязки к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов: стоимость строительства 1 км однопутной линии примерно 10 млн.
81844. Особенности транспортного обслуживания городов 27.79 KB
  Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и уличнодорожной...
81845. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта 27.43 KB
  Наибольшее влияние на нее оказывают следующие факторы: объем и дальность перевозок густота перевозок на 1 км линии грузоподъемность или пассажировместимость подвижного состава вагонов судов автомобилей автобусов самолетов и т. Особенно заметно повышение себестоимости грузовых перевозок на железнодорожном морском и речном транспорте. Повышение себестоимости перевозок обусловлено в основном повышением уровня заработной платы и оптовых цен на топливо подвижной состав машины оборудование и другие материалы.
81847. Основные свойства транспортного узла 26.03 KB
  Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности центры добывающей промышленности многоотраслевые центры непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Кроме того по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные обслуживающие преимущественно транзитные...
81848. Значение транспорта в развитии экономики страны 26.12 KB
  Транспортный комплекс Казахстана включающий в себя железнодорожный автомобильный водный и воздушный транспорт сеть автомобильных дорог с твердым покрытием трубопроводный и городской электрический транспорт ежегодно в среднем перевозит около 400 млн.т грузов и свыше 750 млн. Транспортная система Казахстана обеспечивает перевозки в среднем в год 70 млн. угля 1415 млн.
81849. Автомобильный транспорт. Зарождение и развитие а/т, его роль в ЕТС. Достоинства и недостатки 27.23 KB
  Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания создан в С. Выдающимся русским автоконструктором с мировым именем был Борис Григорьевич Луцкий который в начале 90х годов прошлого столетия спроектировал несколько двигателей внутреннего сгорания предназначавшихся для самодвижущихся экипажей но отечественная промышленность еще не была готова к их освоению. 1 по виду двигателя: внутреннего сгорания карбюраторные дизельные газобаллонные газотурбинные электрические солнечные 2 грузоподъемности: малый средний...
81850. Процессы взаимодействия в транспортных узлах 27 KB
  Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием 2 х и более видов транспорта. Практически вся нефть из трубопроводов передается на другие виды транспорта а автомобиль взаимодействует со всеми видами транспорта особенно велик его вес для пассажирских перевозок. Во взаимодействии различных видов транспорта должна возродиться ЕТС единая транспортная система. Взаимодействие различных видов транспорта заключается в слаженной и согласованной работе транспорта в общем перевозочном процессе.
81851. Железнодорожный транспорт. Достоинства и недостатки 27.17 KB
  Но в неё в силу природных условий входили вспомогательные субъекты больницы школы общепит учреждения культуры и другие. В законодательном порядке определена государственная политика в области железнодорожного транспорта направленная на создание условий для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в перевозках. Преимущества: быстрая доставка на большие расстояния; независимость от климатических условий; большая грузоподъёмность 34 тыс.