95341

Национальная политика большевиков в годы гражданской войны и иностранной интервенции

Доклад

История и СИД

большевики провозгласили федерацию советских национальных республик и приняли Конституцию но в течение 1918г. Структура Наркомнаца была следующей: нарком коллегия комиссии культурно-просветительского блока и национально-территориальные отделы кроме того в 20-м году был создан Совет национальностей в который входили избранные...

Русский

2015-09-22

14.44 KB

0 чел.

Вопрос 14, блок 2.

Национальная политика большевиков в годы гражданской войны и иностранной интервенции.

Во II-ой программе партии и Уставе партии 1919г. были определены текущие задачи национальной политики большевиков, но они не были воплощены в жизнь, т.к. большевики провозгласили федерацию советских национальных республик и приняли Конституцию, но в течение 1918г. в рамках РСФСР не было создано ни одного национального субъекта. Более того, эти наработки не получили воплощения, т.к. после подписания Брестского мира в 1918г., где большевики согласились с отторжением от территории России Прибалтики, Украины, Белоруссии, Молдавии, Закавказья и т.д. они в глазах общественности расценивались как антипатриотическая сила, готовая отдать всё, чтобы сохранить свою власть- в марте 1918г. Россия оказалась в границах 17го века. И только после того, как в ноябре 1918г., разорвав Брестский мир во время революции в Германии, большевики получили возможность развиваться как патриотическая сила, и их политика стала носить патриотический характер. Более того, в условиях начавшейся интервенции, большевики из патриотической силы превращаются в национальную силу, в защитников страны.

26 октября 1917г. была создана структура, отвечавшая за реализацию национальной политики большевиков- Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац) во главе со Сталиным. Структура Наркомнаца была следующей: нарком, коллегия, комиссии культурно-просветительского блока и национально-территориальные отделы, кроме того в 20м году был создан Совет национальностей, в который входили избранные представители национальных советов, некий прообраз Парламента национальностей. Функциями Наркомнаца были 1) всемерное оказание помощи в деле претворения в жизнь начал советской власти в национальных районах на языках народов 2)Подъем культурного уровня и классового самосознания народов России 3)Борьба с контрреволюцией в национальных районах. Это были функции, определенные первоначально, но они расширялись по мере усложнения обстановки, связанного с гражданской войной и интервенцией, а также возникновением национальных, но не советских образований на территории бывшей Российской Империи. В итоге перед Наркомнац стала задача борьбы против национализма всех мастей. Сталин заявлял во многих выступлениях, что национализм представляет собой наиболее опасную мобилизующую силу, противостоящую марксизму, т.к. национализм формирует надклассовое единство в борьбе за достижение национальных целей. В ходе гражданской войны лозунг права нации на самоопределение был главным для агитации и пропаганды. Он способствовал тому, что большевики имели более стойкий авторитет по сравнению с лидерами белого движения, у которых не было национальной программы, а был лишь лозунг «Единая и неделимая Россия». Во время гражданской войны этот лозунг большевиков способствовал объединению трудящихся масс всех национальностей в борьбе против эксплуататорского класса. Кроме того, он повышал авторитет большевиков на международной арене среди народов колоний и полуколоний, которые боролись за свою национальную независимость.

Лозунг права нации на самоопределение было очень сложно отстоять среди коммунистических лидеров. В ходе гражданской войны развернулась дискуссия, инициированная Бухариным, который заявил, что в условиях социалистической революции право нации на самоопределение – это архаизм, и нужно выдвигать лозунг права трудящихся на самоопределение. Октябрь 1917г. является тому доказательством, так как власть уже у трудящихся, и они определяют будущее России. Следовательно, Бухарин говорил о том, что право трудящихся на самоопределение-ориентир в ходе гражданской войны.

Однако слабость этого лозунга заключалась в том, что он был бы хорош тогда, когда в обществе есть классовое расслоение на пролетариев и буржуазию. Это разделение было в русских районах, но не в национальных районах. И за попытку практической реализации этого лозунга в 1918г. была заплачена большая цена. Была утрачена советская власть на Украине, Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии.

Помимо теоретических задач в Наркомнаце, выдвигалась и практическая: всемерно поощрять революционное творчество масс на пути создания национальных форм институтов советской власти. Это нужно было для того, чтобы 1) в некоторой степени реализовать чаяния местных нацинал-патриотов 2) попытаться расколоть надклассовое единство национальных движений 3) снизить притягательность национальных лозунгов по поводу своей независимости.

Инициативу в этом деле проявлял, в первую очередь, Наркомнац. Первая национальная форма советской власти была провозглашена и создана в ноябре 1918г. Политическим решением сверху было провозглашено создание трудовой коммуны немцев Поволжья. На этот шаг пошли из-за того, что в это время происходила революция в Германии, и было необходимо продемонстрировать поддержку трудящимся Германии. В последующем в ходе гражданской войны создаются 4 автономные советские республики. В апреле 1918г. первая автономная республика Туркестанская, в 1919 Башкирская автономная советская республика, в 1920г Татарская и Киргизские советские автономные республики. Эти автономные республики объединяло то, что это автономные республики мусульманских народов. В ходе гражданской войны были также созданы 4 автономные советские области Калмыцкая, Чувашская, Марийская и Воткинская. Для того, чтобы показать притягательность советской власти, на границе с Финляндией создали трудовую коммуну Карелии.

Создание вышеперечисленных форм национальных объединений стало практическим воплощением политики большевиков в национальном вопросе в период гражданской войны и интервенции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66941. Внеклассное мероприятие по английскому языку «Великобритания» 35.5 KB
  Thank you, and now I want you to know more about our teams. Let introduce with our teams. The competition consists of several tasks. The 1st task is to answer the questions about Great Britain. If your answer is correct the team will get one point. If your answer is wrong the second team will be allowed to give the answer.
66942. Досліджую свою оселю 72.5 KB
  Мета: вчити учнів досліджувати своє довкілля, робити висновки зі своїх досліджень, формувати у дітей уявлення про різноманітність архітектурних споруд, викликати інтерес до пізнання через дослідження, розвивати прагнення прикрасити, зробити комфортнішою свою оселю...
66943. Від пірамід до хмарочосів 1.16 MB
  Мета заходу: ознайомити учнів – випускників шкіл з професією будівельника, показати велич та красу цієї професії, довести, що професія будівельника – це постійний пошук та нескінченна творчість, допомогти дитині зробити професійний вибір відповідно своїм здібностям, інтересам, нахилам.
66944. Закріплення звукового значення букви «ґе». Опрацювання тексту «Ґави і Галаган» 76 KB
  Хід уроку Організаційний момент Вчитель Стали діти рівненько привітайте один одного посмішками починаємо наш урок читання. Рідну мову ми вивчаємо ЇЇ любимо не забуваємо Вчитель Як ми будемо працювати Учні Працюватимемо старанно. Щоб почути у кінці Що у нашім першім класі Діти просто молодці...
66945. ПРОЩАВАЙ, БУКВАРИКУ, НАШ РОЗУМНИЙ ДРУЖЕ! МИ ТОБІ, БУКВАРИКУ, ДЯКУЄМО ДУЖЕ! 153 KB
  Мета. Узагальнити і систематизувати знання учнів з навчання грамоти, розвивати мовлення, логічне мислення, вміння читати, спостережливість, увагу,допитливість. Виховувати повагу один до одного, інтерес до навчання. Під музику до зали заходять діти.
66946. Праздник букваря 64.37 KB
  Учитель: Сегодня мы собрались, чтоб отметить первую маленькую победу в вашей жизни. Вы закончили знакомство с алфавитом, гласными и согласными звуками, научились складывать буквы в слоги, слоги - в слова, слова в предложения. Научились читать и писать.
66947. Свято Букваря 148 KB
  Дорогі діти, шановні батьки і гості. Сьогодні урочисте Свято Букваря. Ще вчора наші першокласники перегорнули останню сторінку цієї книги вони закінчили знайомитись з літерами. Сьогодні ми святкуємо першу перемогу наших наймолодших школярів.
66948. Свято Букварика 49 KB
  Ясне сонечко проміння Посилає щедро в клас Це воно напевно знає Що сьогодні свято в нас 2 учень В першім класі урочистий День прощання з Букварем. Пригадайно як колись ти Був маленьким школярем 3 учень Є святкових днів багато На листках календаря А між ними й наше свято вшанування Букваря...
66949. Прощание с Букварем 98.5 KB
  Оформление: сцена в актовом зале празднично украшена плакатами с изображением сказочных героев, буквами русского алфавита, шарами, гирляндами «Прощай, школа», «Здравствуй, лето!», выставка книг. До начала праздника звучат детские песни. Затем раздается звуковой сигнал. Выходит ведущая.