95343

Опыт национального строительства большевиков в годы гражданской войны в России

Доклад

История и СИД

Первый опыт практического осуществления создания национальных форм советской власти анализировался на опыте создания Туркестанской АР. Первое что было отмечено при создании национальных районов и местных органов советской власти: руководство Туркестана оказалось слишком русским вокруг органов советской власти стало группироваться...

Русский

2015-09-22

14.35 KB

0 чел.

Опыт национального строительства большевиков в годы гражданской войны в России.

Первая форма советской власти была провозглашена и создана в ноябре 1918г. Политическим решением сверху было провозглашено создание трудовой коммуны немцев Поволжья. В последующем в ходе гражданской войны создаются 4 автономные советские республики. Туркестанская, Башкирская, Татарская и Киргизская. Эти автономные республики объединяло то, что они все являлись республиками мусульманских народов. В ходе гражданской войны были также созданы 4 автономные советские области Калмыцкая, Чувашская, Марийская и Воткинская. Для того, чтобы показать притягательность советской власти, на границе с Финляндией создали трудовую коммуну Карелии.Сегодня можно услышать такое мнение, что провозглашая равенство, большевики сами решали кому дать статус автономной республики, а кому автономной области. Однако это не совсем так, в выборе пути играли роль и другие факторы. Создание автономных областей – это реализация тех положений программы большевиков, в которых они говорили еще до 1917г., что всем тем народам и народностям, которые хотят остаться в составе российского многонационального государства предоставляется широкая областная автономия. Мусульманские народы получили более высокий статус автономные республики из-за тех проблем, с которыми большевики столкнулись во время гражданской войны на Урале и в Поволжье. Выявилась политическая проблема, которая демонстрировала, что мощь большевиков превосходят мусульманское духовенство и в целом религия, которая представляет собой образ жизни для мусульман. Поэтому, для того, чтобы создать более притягательный пример и образ советской власти для этих народов им приподняли статус до автономных республик. Вторая проблема была социальной, это конфликт, который возник здесь между русскими колонистами и местным населением. Первый опыт практического осуществления создания национальных форм советской власти анализировался на опыте создания Туркестанской АР. В Ташкенте власть перешла в руки в основном представителей русского населения. Было провозглашено создание Туркестанской автономной республики в составе РСФСР. Первое, что было отмечено при создании национальных районов и местных органов советской власти: руководство Туркестана оказалось слишком русским, вокруг органов советской власти стало группироваться всё русское население всех классов, так как они видели в этой структуре защиту от возможной мести инородцев. Все это привело к целому ряду ошибок: 1) Пренебрежительное отношение к местному населению. 2) Демонстративное неуважение национальных, культурных традиций, в первую очередь религии со стороны советского руководства. 3)Они решили реализовать идею социалистической революции форсированными темпами в феодальном и полуфеодальном обществе. 4)Слепо скопировали политику военного коммунизма, связанную с продразверсткой, конфискацией имущества, что вызвало недовольство. 5)Пошли на слишком быстрый разрыв с революционно-демократическими и мелкобуржуазными силами. Ошибки требовали немедленного исправления, так как привели к возникновению такого движения, как басмачество, которое просуществовало вплоть до середины 30-х годов. Была создана Туркестанская комиссия во главе с М.В. Фрунзе, который разрешил функционирование мусульманской судебной системы и мусульманских школ, приостановил аграрную реформу, земли, принадлежавшие религиозным общинам, вернул духовенству, сумел создать достаточно прочный союз с представителями мелкобуржуазных революционных кругов, т.е. с джадидистами. В районах Северного Кавказа создать для каждого этноса ту или иную нац. форму советской власти, как они того требовали, не представлялось возможным, поэтому большевики стали создавать государственные формирования не по национально-территориальному, а по административно-территориальному принципу. В 1921г. было заявлено о создании Дагестанской автономной республики и Горской автономной республики. Это позволило несколько ослабить центробежные тенденции.В 1921г. также была создана Крымская автономная республика по административно-территориальному признаку. Возникла новая проблема - развертывается процесс создания национальных коммунистических партий. Предвидя возможность возникновения такой ситуации, большевики еще в 1919г. в своем Уставе сказали о том, что центральные комитеты национальных коммунистических партий приравниваются к областным комитетам РКП(б) в составе единой партии. Однако национальные партии стремились к независимости, и большевикам приходилось предпринимать крутые меры. Однако и в политике  национальных коммунистических партий были зачастую перегибы, как это случилось в Грузии. Ленин отметил, что Грузинский инцидент не носит бытовой характер, а является проявлением такого незнакомого для коммунистов явления как социал-национализм, т.е. нациоального уклона в рядах партии, ставящего перед собой задачу защиты национализма бывшей угнетенной нации от национализма бывшей угнетающей нации. Все эти вопросы находились в центре внимания Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнац), созданного в октябре 1917г. во главе со Сталиным. Функциями Наркомнаца были 1) всемерное оказание помощи в деле претворения в жизнь начал советской власти в национальных районах на языках народов 2)Подъем культурного уровня и классового самосознания народов России 3)Борьба с контр революцией в национальных районах. В создавшейся обстановке Наркомнац решал и другие задачи. По инициативе Украины в 1919г. принимается решение о создании военно-политического союза советских национальных республик (Украина, РСФСР, Белоруссия, Латвия, Литва). В этих условиях Наркомнац решает не только внутриполитические, но внешнеполитические задачи. 1) Проблемы, связанные с интеграцией национальных республик и автономных областей в составе РСФСР 2)Установления контактов и сотрудничества между РСФСР и советскими суверенными национальными республиками. 3) В связи с этим Наркомнац имеет право иметь свои представительства в представительствах за рубежом. Военно-политический союз создан, гражданская война подходит к концу и возникают новые задачи, связанные с объединением советских народных республик.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2371. Суспільно-політичні течії в Україні другої половини XIX ст. 37.5 KB
  Мета: дослідити причини виникнення та суть діяльності хлопоманів, народовців, на українських землях у другій половині XIX ст.
2372. Суспільно-політичні течії в Україні в другій половині XIX ст. 36 KB
  Мета: дослідити причини виникнення та суть діяльності москвофілів, малоросіян на українських землях у другій половині XIX ст.
2373. Національний соціал-демократизм. 31 KB
  Мета: з’ясувати суть національного соціал-демократизму, дослідити участь представників різних етносів в українському визвольному русі в другій половині XIX ст.
2374. Початок громадівського руху наприкінці 50-х – у 60-ті роки XIX ст. 37 KB
  Мета: проаналізувати діяльність громадівців, визначати історичне значення діяльності В. Антоновича і роль журналу Основа у зростанні національної свідомості та національно-визвольного руху в Україні, дослідити негативний вплив на розвиток української культури Валуєвського циркуляру.
2375. Суспільно-політичний розвиток західноукраїнських земель у 50-60-х роках XIX ст. 33 KB
  Мета: дослідити причини й особливості пожвавлення суспільно-політичного руху після революції 1848-1849 рр.; довести реакційну діяльність течії москвофілів, з’ясувати причини зародження національної течії в суспільному русі на західноукраїнських землях, прослідкувати спільне в завданнях та діяльності народовців Галичини, Буковини й Закарпаття.
2376. Суспільно-політичний рух у 70-90-х роках XIX ст. 40 KB
  Мета: проаналізувати основні складові суспільно-політичного руху в 70-90-х роках XIX ст. в Україні, на прикладах видатних діячів суспільно-політичного життя України другої половини XIX ст. показати роль особи в історії, дослідити вплив Емського указу на розвиток української культури.
2377. Діяльність галицьких народовців у другій половині 70-90-х роках XIX ст. 36.5 KB
  Мета: проаналізувати діяльність народовців у Галичині, Буковині, Закарпатті у 70-90-х роках XIX ст., визначити основні напрямки роботи Наукового товариства імені Т. Шевченка.
2378. Піднесення національно-визвольного руху на західноукраїнських землях у другій половині 70-90-х роках XIX ст. 47.5 KB
  Мета: проаналізувати складові піднесення національно-визвольного руху на західноукраїнських землях у другій половині 70-90-х роках XIX ст., довести важливість значення проголошення ідей політичної незалежності України.
2379. Освіта України другої половини XIX ст. 34 KB
  Мета: виявити загальні закономірності та особливості розвитку культури в Україні в другій половині XIX ст., проаналізувати стан розвитку освіти.