95344

Национальный вопрос – универсальное средство укрепления режима личной власти И.В. Сталина после окончания ВОВ

Доклад

История и СИД

В результате все руководство было снято со своих постов более 400 руководителей лишились постов Наряду с ростом национального самосознания в национальных республик схожее явление имеет место и в районах расселения русского этноса. Поскольку в отношении русского этноса невозможно было применять ту же политику Сталин действует по принципу...

Русский

2015-09-22

18.89 KB

2 чел.

23. национальный вопрос – универсальное средство укрепления режима личной власти И.В. Сталина после окончания ВОВ.

Период с 1945 по 1953 - это 1 из загадочных периодов в истории СССР, поскольку почти полностью отсутствует документальная база для его исследования. Дело в том, что сразу после смерти Сталина исчез его личный архив. Маленков же в 1957 году  изъял уже из Ленинградского дела ряд документов (якобы «личных материалов»), а в том же 1957г.,  по указу Хрущева, был сформирован специальный железнодорожный  состав, на котором  архивы были вывезены из Москвы и уничтожены. Остальные уцелевшие документы были подчищены.

В оправдание отсутствия архивов Хрущев заявлял, что Сталин не проводил заседаний, пленумов – все его решения передавались устно.

Однако истинной причиной являлась разворачивавшаяся идеологическая  кампания по разоблачению культа личности Сталина, проводившаяся Хрущевым с момента прихода к власти.

Тем не менее, несмотря на отсутствие документальной составляющей, национальная политика Сталина с точки зрения использования им национального вопроса в качестве средства укрепления режима личной власти, может быть оценена при использовании объективных исторических фактов.

Стоит отметить, что победе в ВОВ сопутствовал  рост национального самосознания народа-победителя, который проявился, с одной стороны, в стихийном росте национального самосознания народов СССР, а с другой,  - в том, что ведущие позиции в обществе начала занимать национальная интеллигенция, под которой подразумевалась устойчивая группа, не связанная с партийной номенклатурой.

Безусловно, партийное руководство не могло смириться со сложившейся ситуацией, и как следствие, была выдвинута задача обуздать рост национального самосознания народов СССР

В связи с этим характерно в августе 1944г. постановление ЦК ВКП (б) о состоянии и мерах по улучшению массовой политики и идеологической работы в татарской  партийной Организации – инцидент, получивший название И(э)дигеево побоище. ЦК ВКП (б), таким образом,  вскрыл пагубное увлечение татарской литературой, языком, историческим прошлым, корнями, выражавшееся в различного рода националистических  проявлениях, таких, как романтизация Золотой Орды, трактовка эпоса о хане Эдигее как герое, односторонних трактовках присоединения Казанского ханства как захвата. Все это расценивалось как источник националистических антисоветских настроений. Потому с 1951г. эпос о хане Эдигее и другие подобные тюркские эпосы в Азербайджане, Узбекистане, Казахстане были запрещены как антинародные.

На Украине же в 1947г. ЦК компартии Украины издает документ «О политических ошибках и неудовлетворительной работе института истории Украины», выдвигая при этом также  обвинение в националистическом уклоне.

Таким образом, можно сделать вывод, что культурная жизнь в национальных районах постепенно ставилась под контроль центра, приобретавшего все большее влияние в общественно-политической жизни данных республик.

Параллельно шел процесс формирования советской партийной номенклатуры преимущественно из числа лиц титульной нации. Но в осуществлении этой политики возникли определенные проблемы. Так, в ходе Мингрельского дело в Грузии было предъявлено обвинение в национализме руководству, которое почти полностью состояло из мингрелов. В результате, все руководство было снято со своих постов, более 400 руководителей лишились постов

Наряду с ростом национального самосознания в национальных республик, схожее явление имеет место и в районах расселения русского этноса.

Поскольку в отношении русского этноса невозможно было применять ту же политику, Сталин действует по принципу: если не можете переломить ход событий, возглавьте их.

С 1945 по 1953 активно поощряется тема русского патриотизма, что было связано, в первую очередь, с тем, что патриотизм русского народа явился решающим фактором победы в ВОВ, а также главной мобилизующей силой в деле послевоенного восстановления разрушенной экономики (в 1947г. СССР – 1 государство, где были отменены карточки, 1948 – превзойден уровень довоенного производства). Поощрение было обусловлено и тем, что русская идея укрепляла авангардную роль ВКП(б), а также тем, что большинство в партии составляли русские.

Ставя перед собой задачу обуздать рост русского самосознания, Сталин решает позиционировать себя сквозь призму образа русского патриота. Так, в 1947г. проводится кампания, связанная с 800-летием Москвы, в ходе которой Сталин выставляется в глазах населения как русский патриот и защитник православия.

Более того, И.В. берет лично в свои руки формирование имиджа вождя русского народа, и после окончания ВОВ все роли Сталина исполняют только русские актеры. Кроме того, проводится активная кампания по пропаганде русских пьес, романов, опер: восстановлена опера Иван Сусанин с корректировкой финала (прославление русского народа)

Также в рамках руководящих структур создается русская партия во главе с Христенским, Кузнецовым, Родионовым, Поповым и Капустиным, которые инициируют написание гимна РСФСР (Щипачев +Шостакович), выдвигают идею перенесения правительства в Ленинград и создания Российского Бюро ЦК КПСС и Российской коммунистической партии. Все эти намерения расцениваются как опасные, поскольку они могут привести к реальной возможности создания двоецентрия, а значит, ослаблению структуры власти. лидеры же партии подвергаются репрессиям.

В продолжение своей политики Сталин разрабатывает концепцию вклада русского народа в историю и развитие государства, которая была озвучена на юбилейной сессии АН СССР. Эта концепция провозглашала русский народ первым среди равных, а также освободителем и покровителем народов СССР, исторический процесс в ней рассматривался как укрепление дружбы народов. Более того, концепция осуждала оценку России как тюрьмы народов и рассматривала ее скорее, как тиль, в котором плавилось единство народов СССР, причем именно русский народ указал остальным  революционную перспективу развития. И, наконец, новая концепция по-иному трактует роль национально-освободительного движения, оценивая его скорее как регрессии.

Так, в рамках национальной доктрины СССР рождается новая  идеологема, которая состоит из 3 главных компонентов. Первый из них гласит, что великий Сталин – это учитель, который учит, что дружба народов – источник всех побед, что русскому народу принадлежит роль направляющего среди всех остальных народов. Второй компонент – идея Сталина как отца в создании новой исторической общности – советского народа. И третий компнент: Сталина – вождя, руководящего народами.

Создание вышеупомянутой идеологемы и завершило процесс формирования культа личной власти Сталина И.В. на базе имиджа общенационального лидера и русского патриота.

         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53085. Цікавий погляд на звичне. Системи схрещувань організмів та їхні генетичні наслідки 2.99 MB
  Тема: Системи схрещувань організмів та їхні генетичні наслідки Мета: сформувати поняття про суть процесу гібридизації ознайомити учнів із шляхами отримання гібридів з особливостями таких форми гібридизації як внутрішньовидова міжвидова і міжродова виявити риси подібності і відмінності між спорідненим і неспоріднене схрещуванням; розвивати увагу спостережливість пам’ять логічне і критичне мислення вміння аналізувати явища з різних точок зору; вміння виділяти спільні та відмінні риси у процесі порівняння; розвивати...
53086. Інтелектуальна гра для старшокласників «Найрозумніший». Екологічний випуск 380.5 KB
  На них уже не відповідають ті гравці які пройшли в другий тур за основними питаннями. Після кожного додаткового питання перевіряється чи визначилися лідери.
53088. Основні закономірності функціонування генів у прокаріотів та еукаріотів 94.5 KB
  У цей період ще ніхто не знав що ДНК і є речовиною – носієм генетичної інформації. Сьогодні вчені вважають що ген – це спадковий фактор функціональна одиниця генетичного матеріалу у вигляді молекули ДНК чи РНК що кодує первинну структуру поліпептиду молекул тРНК чи рРНК або взаємодіє з регуляторними білками. Генетичний апарат у бактерій складається з молекули ДНК замкненої в кільце. Гігантська кільцева молекула ДНК яка складається із функціонально неоднорідних генетичних детермінант генів дістала назву бактеріальної хромосоми.
53089. ПЕРШИЙ МОДУЛЬНИЙ УРОК ПО ТЕМІ «ЄВРАЗІЯ» В 7 КЛАСІ 67 KB
  Фізико-географічне положення і розміри Євразії. Мета: ознайомити учнів в загальному плані зі структурою та засобами вивчення теми Євразія охарактеризувати особливості фізикогеографічного положення і розмірів Євразії навчити учнів розв’язувати приклади з використанням системи проблемносимволічних сигналів ПСС застосовані як прийом активізації навчання. Унаочнення: фізична карта Євразії атласи зошитипрактикуми робочі зошити. Які частини світу історично виділені в Євразії 4.
53092. Населення Євразії 53.5 KB
  Населення Євразії. Мета: поглибити систему знань учнів про особливості населення Євразії його розселення на материку расовий етнічний та релігійний склад; поглибити вміння учнів аналізувати причини нерівномірності розселення населення розвивати навички учнів в роботі з картами атласу. Унаочнення: політична карта Євразії атласи карта Розміщення населення карта Народи світу зошитипрактикуми робочі зошити. Сучасна людина живе в Євразії 3540 тисяч років.
53093. Систематизація, узагальнення, корекція знань, вмінь та навичок учнів з теми «Євразія» 68.5 KB
  Унаочнення: фізична карта Євразії атласи зошитипрактикуми робочі зошити. Коментарі учнів до карт Євразії в підручнику та атласі відповіді на запитання вчителя по ним. Унаочнення: фізична карта Євразії атласи робочі зошити або окремі листи з різнорівневими завданнями в 4х варіантах. Найбільший півострів Євразії: а Індостан б Скандинавський в Аравійський 2.