95344

Национальный вопрос – универсальное средство укрепления режима личной власти И.В. Сталина после окончания ВОВ

Доклад

История и СИД

В результате все руководство было снято со своих постов более 400 руководителей лишились постов Наряду с ростом национального самосознания в национальных республик схожее явление имеет место и в районах расселения русского этноса. Поскольку в отношении русского этноса невозможно было применять ту же политику Сталин действует по принципу...

Русский

2015-09-22

18.89 KB

2 чел.

23. национальный вопрос – универсальное средство укрепления режима личной власти И.В. Сталина после окончания ВОВ.

Период с 1945 по 1953 - это 1 из загадочных периодов в истории СССР, поскольку почти полностью отсутствует документальная база для его исследования. Дело в том, что сразу после смерти Сталина исчез его личный архив. Маленков же в 1957 году  изъял уже из Ленинградского дела ряд документов (якобы «личных материалов»), а в том же 1957г.,  по указу Хрущева, был сформирован специальный железнодорожный  состав, на котором  архивы были вывезены из Москвы и уничтожены. Остальные уцелевшие документы были подчищены.

В оправдание отсутствия архивов Хрущев заявлял, что Сталин не проводил заседаний, пленумов – все его решения передавались устно.

Однако истинной причиной являлась разворачивавшаяся идеологическая  кампания по разоблачению культа личности Сталина, проводившаяся Хрущевым с момента прихода к власти.

Тем не менее, несмотря на отсутствие документальной составляющей, национальная политика Сталина с точки зрения использования им национального вопроса в качестве средства укрепления режима личной власти, может быть оценена при использовании объективных исторических фактов.

Стоит отметить, что победе в ВОВ сопутствовал  рост национального самосознания народа-победителя, который проявился, с одной стороны, в стихийном росте национального самосознания народов СССР, а с другой,  - в том, что ведущие позиции в обществе начала занимать национальная интеллигенция, под которой подразумевалась устойчивая группа, не связанная с партийной номенклатурой.

Безусловно, партийное руководство не могло смириться со сложившейся ситуацией, и как следствие, была выдвинута задача обуздать рост национального самосознания народов СССР

В связи с этим характерно в августе 1944г. постановление ЦК ВКП (б) о состоянии и мерах по улучшению массовой политики и идеологической работы в татарской  партийной Организации – инцидент, получивший название И(э)дигеево побоище. ЦК ВКП (б), таким образом,  вскрыл пагубное увлечение татарской литературой, языком, историческим прошлым, корнями, выражавшееся в различного рода националистических  проявлениях, таких, как романтизация Золотой Орды, трактовка эпоса о хане Эдигее как герое, односторонних трактовках присоединения Казанского ханства как захвата. Все это расценивалось как источник националистических антисоветских настроений. Потому с 1951г. эпос о хане Эдигее и другие подобные тюркские эпосы в Азербайджане, Узбекистане, Казахстане были запрещены как антинародные.

На Украине же в 1947г. ЦК компартии Украины издает документ «О политических ошибках и неудовлетворительной работе института истории Украины», выдвигая при этом также  обвинение в националистическом уклоне.

Таким образом, можно сделать вывод, что культурная жизнь в национальных районах постепенно ставилась под контроль центра, приобретавшего все большее влияние в общественно-политической жизни данных республик.

Параллельно шел процесс формирования советской партийной номенклатуры преимущественно из числа лиц титульной нации. Но в осуществлении этой политики возникли определенные проблемы. Так, в ходе Мингрельского дело в Грузии было предъявлено обвинение в национализме руководству, которое почти полностью состояло из мингрелов. В результате, все руководство было снято со своих постов, более 400 руководителей лишились постов

Наряду с ростом национального самосознания в национальных республик, схожее явление имеет место и в районах расселения русского этноса.

Поскольку в отношении русского этноса невозможно было применять ту же политику, Сталин действует по принципу: если не можете переломить ход событий, возглавьте их.

С 1945 по 1953 активно поощряется тема русского патриотизма, что было связано, в первую очередь, с тем, что патриотизм русского народа явился решающим фактором победы в ВОВ, а также главной мобилизующей силой в деле послевоенного восстановления разрушенной экономики (в 1947г. СССР – 1 государство, где были отменены карточки, 1948 – превзойден уровень довоенного производства). Поощрение было обусловлено и тем, что русская идея укрепляла авангардную роль ВКП(б), а также тем, что большинство в партии составляли русские.

Ставя перед собой задачу обуздать рост русского самосознания, Сталин решает позиционировать себя сквозь призму образа русского патриота. Так, в 1947г. проводится кампания, связанная с 800-летием Москвы, в ходе которой Сталин выставляется в глазах населения как русский патриот и защитник православия.

Более того, И.В. берет лично в свои руки формирование имиджа вождя русского народа, и после окончания ВОВ все роли Сталина исполняют только русские актеры. Кроме того, проводится активная кампания по пропаганде русских пьес, романов, опер: восстановлена опера Иван Сусанин с корректировкой финала (прославление русского народа)

Также в рамках руководящих структур создается русская партия во главе с Христенским, Кузнецовым, Родионовым, Поповым и Капустиным, которые инициируют написание гимна РСФСР (Щипачев +Шостакович), выдвигают идею перенесения правительства в Ленинград и создания Российского Бюро ЦК КПСС и Российской коммунистической партии. Все эти намерения расцениваются как опасные, поскольку они могут привести к реальной возможности создания двоецентрия, а значит, ослаблению структуры власти. лидеры же партии подвергаются репрессиям.

В продолжение своей политики Сталин разрабатывает концепцию вклада русского народа в историю и развитие государства, которая была озвучена на юбилейной сессии АН СССР. Эта концепция провозглашала русский народ первым среди равных, а также освободителем и покровителем народов СССР, исторический процесс в ней рассматривался как укрепление дружбы народов. Более того, концепция осуждала оценку России как тюрьмы народов и рассматривала ее скорее, как тиль, в котором плавилось единство народов СССР, причем именно русский народ указал остальным  революционную перспективу развития. И, наконец, новая концепция по-иному трактует роль национально-освободительного движения, оценивая его скорее как регрессии.

Так, в рамках национальной доктрины СССР рождается новая  идеологема, которая состоит из 3 главных компонентов. Первый из них гласит, что великий Сталин – это учитель, который учит, что дружба народов – источник всех побед, что русскому народу принадлежит роль направляющего среди всех остальных народов. Второй компонент – идея Сталина как отца в создании новой исторической общности – советского народа. И третий компнент: Сталина – вождя, руководящего народами.

Создание вышеупомянутой идеологемы и завершило процесс формирования культа личной власти Сталина И.В. на базе имиджа общенационального лидера и русского патриота.

         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59419. Поет - виразник дум народних: методично-бібліографічні рекомендації до 195-річчя від дня народження Т.Г.Шевченко 38 KB
  Він поет усього людства так сказала про Тараса Григоровича Шевченка відома англійська політична діячка Полін Бентлі. 9 березня минає 190 років від дня народження великого українського поета а рік 2004 проголошений Президентом України роком вшанування памяті Тараса Шевченка.
59420. Рідна мова - краю батьківського пісня 42.5 KB
  Рідна мова Рідна мова Що в єдине нас злива Перша пісня колискова. 3й учень: В кому думка прагне слова Хто в майбутнім хоче жить Той всім серцем закричить: В рідній школі рідна мова В рідній школі рідна мова...
59421. Свято української писанки 48.5 KB
  Церква пристосувала язичний культ писанки як знака сонця і оновлення життя і ввела його у свято Великодня як символ Христового воскресіння. 1 ведуча: Існує багато легенд про писанки і крашанки. Наші предки вірили у чарівну силу писанки і крашанки.
59422. Сценарій лялькового спектаклю: Сигареті – ні! 31.5 KB
  Дія ІІВедучий: Хто стрибає так завзято Це ж бо зайчики-близнята. Один зайчик тікає а другий підходить до Лисички Зайчик: Ти лисичко все торгуєш І без діла не сумуєш Лисичка: Так Ведучий: Йому лисичка каже Лисичка: В магазині я на стражі. Дія ІІІ Ведучий: В магазинчик лісовий Іде Півник молодий.
59423. Сценарій свята присвяченого Дню літньої людини 37 KB
  Виходять ведуча з дівчинкою у дівчинки в руках червона троянда. Коли восени раптом наступає весна а взимку розпускаються троянди бере троянду в дівчинки символ вірності й любові ДІВЧИНКА: А коли ж таке трапляється ВЕДУЧА: Таке трапляється копи людина любить.
59424. Нестандартний урок-гра з геометрії у 5 класі “Турнiр допитливих” 281 KB
  Журі рахує бали або в цілому оцінює виступ в кожному з турів для команди а також для найбільш активних учасників змагання якщо зрозуміло що конкретні бали зароблені для команди одним із учасників то для нього відкривається особистий рахунок до якого бали додаються протягом гри....
59425. Cценарій: Дорога і діти 40.5 KB
  Правила руху в нашій країні Для пішоходів усюди єдині Знати добре їх всі повинні: І дівчатка і хлопятка І зайці і тигренятка А також дорослі люди От тоді порядок буде. Всім місця вистачить.
59426. СВЯТО-КОНКУРС: МІС РОСИНКА 41.5 KB
  Доброго дня шановні пані та панове Ведуча 2: Раді бачити вас при доброму здоров та гарному настрої Ведуча 1: Весна уквітчана духмяна принесла свято у садок. Ведуча 2: На свято Міс Росинка зібрались ці дівчатка. Ведуча 1: Бо кожна з них у групі пройшла всі перешкоди щоб стати Міс росинка й дістати нагороди.
59427. Українські вечорниці “Пісенне село” 1.78 MB
  Святково прибрана світлиця. В кутку — макет сільської хати з соломяною стріхою, пліт, лавочка, на якій сидить бабуся, виготовлені мальви, соняшники, на плоті висять глечики.