95346

Анализ внешней политики государства: основные подходы и методы

Доклад

Политология и государственное регулирование

Одна из важных проблем международных исследований заключается в выборе метода и выделении уровня анализа. Начнём с выделения уровня анализа. Сама идея различения уровней анализа возникла в 1950-х годах. Уолтц выделил три уровня анализа: уровень индивида уровень отдельного государства и глобальный уровень.

Русский

2015-09-22

20.54 KB

30 чел.

Анализ внешней политики государства: основные подходы и методы (35)

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, международными организациями или система приоритетов и действий, реализуемая правительством во взаимоотношениях с миром за пределами государственных границ. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный потенциалы государства. Сочетание последних определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей.

Анализ внешней политики – это попытка исследовать международную политику, исходя из перспективы отдельного государства с целью объяснить ее сущность и, возможно, прогнозирования дальнейшего развития.

Одна из важных проблем международных исследований заключается в выборе метода и выделении уровня анализа.

Начнём с выделения уровня анализа. Сама идея различения уровней анализа возникла в 1950-х годах. Ещё в 1954 году в работе «Человек, государство, война» К. Уолтц выделил три уровня анализа: уровень индивида, уровень отдельного государства и глобальный уровень. Но он говорил не об уровнях анализа, а об образах, которыми оперирует исследователь Термин «уровни анализа» стал широко использоваться благодаря статье американского исследователя Дж. Д. Сингера «Проблема уровней анализа в международных отношениях». Он выделял два уровня международную систему в целом и уровень отдельного государства. Выделение трёх уровней анализа традиционно для международных исследований, но идут споры по поводу, что под ними понимать. Например, некоторые понимают под ними элементы, из которых строятся международные отношения, другие видят в них некие объяснительные принципы.

Проблема метода также очень важна, так как от этого зависит получение нового знания и применение его в практической деятельности. Метод - как сумма приёмов, средств и процедур исследования наукой своего предмета, так и совокупность уже имеющегося знания. Большинство социальных наук не имеют своего, только им присущего метода. Поэтому они заимствуют методы из других наук и изменяют его применительно к своему объекту.

Методы исследования мировой политики часто подразделяют на две группы: качественные и количественные. Качественные методы предполагают использование аналитических процедур для исследования тех или иных процедур для изучения фактов. В основном эти методы используются традиционалистами. Это историко-описательные и интуитивно-логические методы, сегодня довольно широко используются в мировой политике.

Количественные методы появились позднее, особенно популярно их использование было в 1960-е годы. Этот метод ориентирован на вычисление конкретных числовых параметров. Основных критериев, на которые обращают внимание при выборе метода два:

- валидность – то есть можно ли при использовании этого метода получить необходимую информацию;

- надёжность предполагает, что при использовании этого метода другим исследователем будут получены аналогичные результаты.

Основные методы анализа международных отношений следующие:

1. Методы анализа ситуации

• Наблюдение;

• Изучение документов;

• Сравнительный анализ.

2. Экспликативные методы

• Контент- анализ (анализ содержания);

• Ивент-анализ (анализ событий);

• Когнитивное картирование основан на изучении восприятия тем или иным политическим деятелем полученной информации.

• Эксперимент (имитационные игры : с применением ЭВМ и без её применения).

3. Прогностические методы

• Дельфийский метод (обсуждение проблемы экспертами, которые вносят свои оценки в некий центральный орган, который занимается их систематизацией);

• Построение сценариев;

• Системный подход;

• Моделирование;

4. Анализ принятия решения

Методы анализа внешней политики носят более прикладной характер.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ:

1. Сравнительный метод анализа

Традиционным методом анализа внешней политики является метод сравнения, причем можно выделить несколько вариантов сравнения.

Бывает двух видов:

• исторический анализ; сравнение внешней политики государства в разный период времени. Если исходить из положения о том, что международные отношения развиваются в соответствии с определенными закономерностями, то поиск аналогий в истории может помочь выявить эти закономерности.

• Горизонтальный- сравнение политики разных стран в один и тот же период. сравнение внешней политики различных государств. Сравниваться могут как политика в целом, так и ее отдельные компоненты (концепции, система принятия решений и т.д.).

Д. Розенау считает, что сравнительный анализ еще не является действительно научным, а, скорее, предваряет его. С его точки зрения, внешняя политика – это действия, которые правительство предпринимает, для того чтобы сохранить удовлетворяющие его факторы международной среды или изменить не удовлетворяющие. Поэтому он исходил из уровней анализа.

2. Структурный анализ (воронка Розенау)

Выделил 6 уровней. При анализе необходимо учитывать все эти уровни. Пройдя все эти уровни проблема превращается в политическое решение. Все факторы взаимосвязаны при принятии решения меняется среда, которая в свою очередь так же оказывает влияние на процесс принятия решения и внешнюю политику.

• Внешняя среда- структура международных отношений, политика других стран, международное право международные обязательства государства. Среда задаёт общие рамки проблемы, налагает некоторые ограничения на свободу действий.

• Общество (в широком смысле) экономика, наличие природных ресурсов, национальный характер.

• Структура правительства. Внутренне политическое устройство.

• Роль кто участвует во внешней политике, распределение полномочий, интересов, механизм принятия решения, роль бюрократии, распределение полномочий между конкретными лицами (президент, премьер-министр), традиции, законы.

• Личность личностные характеристики лидера (харизма, профессионализм, психологическое состояние).

Анализ внешней политики включает анализ «детерминант», «факторов» и «переменных». Р. Боск в работе «Социология мира» потенциал государства определял как совокупность ресурсов, которыми оно располагает для достижения своих целей, состоящую из двух видов факторов: физических и моральных

Применительно к изучению внешней политики государства метод системного (структурного)анализа включает анализ «детерминант», «факторов» и «переменных».

Разные исследователи выделяют разные детерминанты внешней политики.

Один из последователей Арона, Р. Боек, в работе «Социология мира» представляет потенциал государства как совокупность ресурсов, которыми оно располагает для достижения своих целей, состоящую из двух видов факторов:

физических и духовных. Физические (или непосредственно осязаемые) факторы включают в себя:

1.1. Пространство (географическое положение, его достоинства и

преимущества).

1.2. Население (демографическая мощь).

1.3. Экономика в таких ее проявлениях, как:

а) экономические ресурсы;

б)промышленный и сельскохозяйственный потенциал;

в) военная мощь.

Духовные факторы:

2.1. Тип политического режима и его идеологии.

2.2. Уровень общего и технического образования населения.

2.3. Национальная «мораль», моральный тонус общества.

2.4. Стратегическое положение в международной системе (например, в рамках сообщества, союза и т.п.).

Эти факторы независимы, поэтому исследуя их можно составить прогноз.

Схема Ф. Брайра и М.Р. Джалили более полная. Детерминанты внешней политики делятся на две группы: внутренние независимые переменные и внешние независимые переменные.

Внутренние независимые переменные:

• Физические факторы внутренних независимых переменных включают:

— Географическое положение государства;

— Его природные ресурсы ;

— Свойственную для него демографическую ситуацию.

• структурных факторы

— Политические институты;

— Экономические институты;

— Способность государства использовать свою физическую и социальную

среду или, иначе говоря, его технологический, экономический и человеческий

потенциал ;

— Политические партии;

— Группы давления;

— Этнические группы;

— Конфессиональные группы;

— Языковые группы;

— Социальная мобильность;

— Территориальная структура: доля городского и сельского населения;

— Уровень национального согласия общества .

• культурные и человеческие факторы:

— Культуру: систему ценностей, язык, религию;

— Идеологию: самооценка властью своей роли, ее самовосприятие, ее

восприятие мира , основные средства давления (В.2.4);

— Коллективный менталитет: историческая память , образ

«другого»

линия поведения, касающаяся международных обязательств

особая чувствительность к проблеме национальной безопасности

мессианские традиции

— Качества лиц, принимающих решения

восприятие своего окружения

восприятие мира

физические качества

моральные качества.

методов.

Внешние независимые переменные:

• международная система;

• политика других государств;

Основная идея этой теории тесна взаимосвязь между внутренними и внешними факторами. Но у этой схемы есть один недостаток, она недостаточно учитывает роль внешних переменных.

3. Анализ принятия политического решения.

(подробно о теории принятии политического решения есть отдельный вопрос)

Естественно для анализа внешней политики важно изучение процесса принятия решения (ППР). Классический подход к анализу принятия политического решения включает два этапа.

• Определяются главные лица, принимающие решения и описываются роли каждого из них;

• Проводится анализ политических предпочтение с учётом их мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства.

Ф. Брайар и М.Р. Джалили выделили четыре подхода к анализу принятия политического решения:

1. модель рационального выбора: принятие решение происходит рационально мыслящим лидером на основе национальных интересов;

2. решение предпринимается под влиянием различных правительственных структур, в соответствие с установленными процедурами;

3. Принятие решения результат торга между бюрократией правительством и т.д.

4. анализ принятия политического решения в условиях ограниченной информации.

Исследователи, занимающиеся сравнением внешней политики государств анализируют ППР в авторитарных и демократических государствах.

Для более полного анализа необходимо использовать несколько (не знаю чего несколько)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30027. Підприємство як суб’єкт господарювання в ринкових умовах 474.21 KB
  Базою для підприємства є діяльність як ініціативна самостійна так і систематична по виробництву продукції також надання послуг і зайнятість торгівлі що має за мету сприяти прибутку. Метод господарювання можна розкрити функціями що і визначають суть підприємства такі як: ресурсна організаційна та творча. Генеральну мету підприємства тобто чітко окреслену причину його існування у світовій економіці заведено називати місією. Здебільшого місією сучасного підприємства вважають виробництво продукції для задоволення потреб ринку та...
30028. Перспективы развития железнодорожного транспорта и путевого хозяйства 192.05 KB
  Владимир Иванович Якунин Президент ОАО РЖД Обеспечение перевозок безопасность пассажиров и сохранность перевозимых на железнодорожном транспорте грузов гарантируется единым производственнотехнологическим комплексом с вертикальной системой управления охватывающим 17 железных дорог 64 отделения дорог около 6000 железнодорожных станций 400 дистанций пути 220 локомотивных и 200 вагонных депо 200 дистанций...
30029. Аудит расчетов по заработной плате на примере Управления по образованию, культуре и молодежной политике 134.38 KB
  Виды формы и системы оплаты труда порядок ее начисления. Документы по учету личного состава труда и его оплаты. Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда. Программа проведения аудиторской проверки расчетов по оплате труда отчет аудитора.
30030. Программный комплекс «ГРАНД-Смета» 74.32 KB
  Когда были разработаны Урочные реестры по части гражданского строительства и по военным работам. был издан общий нормативный сборник Урочное положение на все общие работы производящиеся при крепостях государственных зданиях и гидротехнических сооружениях. В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы ЭСН на строительные конструкции и работы.
30031. Багатоцільовий легкий броньований тягач 2.16 MB
  Вага машини 120 кН. ЗМІСТ Вступ 6 Призначення та загальний опис проектованої машини 7 Тактикотехнічна характеристика 10 Попередній тяговий розрахунок 25 Потужність двигуна і його зовнішня характеристика 26 Мінімальна швидкість руху машини.70 10 Економічна частина 76 12 Охорона праці 92 Висновки 102 Список джерел інформації 103 ВСТУП Метою даного випускного проекту бакалавра є частковий розрахунок машини із заданою масою і максимальною швидкістю легкого багатоцільового гусеничного тягача. З їх допомогою отримані...
30033. Відсічення шлаку з конвертора 512.5 KB
  Тобто удосконалення робочого процесуавтоматизація обладнання та покращення роботи сталеплавильного агрегату і цеху взагалі 1 ЗАГАЛЬНА ЧАСТИНА Загальна характеристика доменного сталеплавильного та прокатного виробництва 1. Задачею цеху є виплавка переробного чавуну для конвертерного цеху а також для одержання лиття і товарного чавуну. Переробний чавун для конвертерного цеху містіть С=395 42; Si=03 10; Mn=02 10; Р=007; S=002 04 для мартенівського цеху Si=07 10; S≤0035; Mn=0. Проектна потужність цеху 54 млн.
30035. Анализ финансово-хозяйственной деятельности (на примере ООО «МБК») 849.5 KB
  Перечень вопросов подлежащих разработке 1 Содержание финансового анализа деятельности предприятия Финансовый анализ: сущность и функции Методы и инструментарий анализа финансового состояния предприятия Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производством и повышение его эффективности 2.1 Комплекс мероприятий по повышению эффективности финансовохозяйственной деятельности предприятия 3. 7 1 СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ . 10 Финансовый анализ: сущность и...