95346

Анализ внешней политики государства: основные подходы и методы

Доклад

Политология и государственное регулирование

Одна из важных проблем международных исследований заключается в выборе метода и выделении уровня анализа. Начнём с выделения уровня анализа. Сама идея различения уровней анализа возникла в 1950-х годах. Уолтц выделил три уровня анализа: уровень индивида уровень отдельного государства и глобальный уровень.

Русский

2015-09-22

20.54 KB

45 чел.

Анализ внешней политики государства: основные подходы и методы (35)

Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, международными организациями или система приоритетов и действий, реализуемая правительством во взаимоотношениях с миром за пределами государственных границ. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный потенциалы государства. Сочетание последних определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей.

Анализ внешней политики – это попытка исследовать международную политику, исходя из перспективы отдельного государства с целью объяснить ее сущность и, возможно, прогнозирования дальнейшего развития.

Одна из важных проблем международных исследований заключается в выборе метода и выделении уровня анализа.

Начнём с выделения уровня анализа. Сама идея различения уровней анализа возникла в 1950-х годах. Ещё в 1954 году в работе «Человек, государство, война» К. Уолтц выделил три уровня анализа: уровень индивида, уровень отдельного государства и глобальный уровень. Но он говорил не об уровнях анализа, а об образах, которыми оперирует исследователь Термин «уровни анализа» стал широко использоваться благодаря статье американского исследователя Дж. Д. Сингера «Проблема уровней анализа в международных отношениях». Он выделял два уровня международную систему в целом и уровень отдельного государства. Выделение трёх уровней анализа традиционно для международных исследований, но идут споры по поводу, что под ними понимать. Например, некоторые понимают под ними элементы, из которых строятся международные отношения, другие видят в них некие объяснительные принципы.

Проблема метода также очень важна, так как от этого зависит получение нового знания и применение его в практической деятельности. Метод - как сумма приёмов, средств и процедур исследования наукой своего предмета, так и совокупность уже имеющегося знания. Большинство социальных наук не имеют своего, только им присущего метода. Поэтому они заимствуют методы из других наук и изменяют его применительно к своему объекту.

Методы исследования мировой политики часто подразделяют на две группы: качественные и количественные. Качественные методы предполагают использование аналитических процедур для исследования тех или иных процедур для изучения фактов. В основном эти методы используются традиционалистами. Это историко-описательные и интуитивно-логические методы, сегодня довольно широко используются в мировой политике.

Количественные методы появились позднее, особенно популярно их использование было в 1960-е годы. Этот метод ориентирован на вычисление конкретных числовых параметров. Основных критериев, на которые обращают внимание при выборе метода два:

- валидность – то есть можно ли при использовании этого метода получить необходимую информацию;

- надёжность предполагает, что при использовании этого метода другим исследователем будут получены аналогичные результаты.

Основные методы анализа международных отношений следующие:

1. Методы анализа ситуации

• Наблюдение;

• Изучение документов;

• Сравнительный анализ.

2. Экспликативные методы

• Контент- анализ (анализ содержания);

• Ивент-анализ (анализ событий);

• Когнитивное картирование основан на изучении восприятия тем или иным политическим деятелем полученной информации.

• Эксперимент (имитационные игры : с применением ЭВМ и без её применения).

3. Прогностические методы

• Дельфийский метод (обсуждение проблемы экспертами, которые вносят свои оценки в некий центральный орган, который занимается их систематизацией);

• Построение сценариев;

• Системный подход;

• Моделирование;

4. Анализ принятия решения

Методы анализа внешней политики носят более прикладной характер.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ:

1. Сравнительный метод анализа

Традиционным методом анализа внешней политики является метод сравнения, причем можно выделить несколько вариантов сравнения.

Бывает двух видов:

• исторический анализ; сравнение внешней политики государства в разный период времени. Если исходить из положения о том, что международные отношения развиваются в соответствии с определенными закономерностями, то поиск аналогий в истории может помочь выявить эти закономерности.

• Горизонтальный- сравнение политики разных стран в один и тот же период. сравнение внешней политики различных государств. Сравниваться могут как политика в целом, так и ее отдельные компоненты (концепции, система принятия решений и т.д.).

Д. Розенау считает, что сравнительный анализ еще не является действительно научным, а, скорее, предваряет его. С его точки зрения, внешняя политика – это действия, которые правительство предпринимает, для того чтобы сохранить удовлетворяющие его факторы международной среды или изменить не удовлетворяющие. Поэтому он исходил из уровней анализа.

2. Структурный анализ (воронка Розенау)

Выделил 6 уровней. При анализе необходимо учитывать все эти уровни. Пройдя все эти уровни проблема превращается в политическое решение. Все факторы взаимосвязаны при принятии решения меняется среда, которая в свою очередь так же оказывает влияние на процесс принятия решения и внешнюю политику.

• Внешняя среда- структура международных отношений, политика других стран, международное право международные обязательства государства. Среда задаёт общие рамки проблемы, налагает некоторые ограничения на свободу действий.

• Общество (в широком смысле) экономика, наличие природных ресурсов, национальный характер.

• Структура правительства. Внутренне политическое устройство.

• Роль кто участвует во внешней политике, распределение полномочий, интересов, механизм принятия решения, роль бюрократии, распределение полномочий между конкретными лицами (президент, премьер-министр), традиции, законы.

• Личность личностные характеристики лидера (харизма, профессионализм, психологическое состояние).

Анализ внешней политики включает анализ «детерминант», «факторов» и «переменных». Р. Боск в работе «Социология мира» потенциал государства определял как совокупность ресурсов, которыми оно располагает для достижения своих целей, состоящую из двух видов факторов: физических и моральных

Применительно к изучению внешней политики государства метод системного (структурного)анализа включает анализ «детерминант», «факторов» и «переменных».

Разные исследователи выделяют разные детерминанты внешней политики.

Один из последователей Арона, Р. Боек, в работе «Социология мира» представляет потенциал государства как совокупность ресурсов, которыми оно располагает для достижения своих целей, состоящую из двух видов факторов:

физических и духовных. Физические (или непосредственно осязаемые) факторы включают в себя:

1.1. Пространство (географическое положение, его достоинства и

преимущества).

1.2. Население (демографическая мощь).

1.3. Экономика в таких ее проявлениях, как:

а) экономические ресурсы;

б)промышленный и сельскохозяйственный потенциал;

в) военная мощь.

Духовные факторы:

2.1. Тип политического режима и его идеологии.

2.2. Уровень общего и технического образования населения.

2.3. Национальная «мораль», моральный тонус общества.

2.4. Стратегическое положение в международной системе (например, в рамках сообщества, союза и т.п.).

Эти факторы независимы, поэтому исследуя их можно составить прогноз.

Схема Ф. Брайра и М.Р. Джалили более полная. Детерминанты внешней политики делятся на две группы: внутренние независимые переменные и внешние независимые переменные.

Внутренние независимые переменные:

• Физические факторы внутренних независимых переменных включают:

— Географическое положение государства;

— Его природные ресурсы ;

— Свойственную для него демографическую ситуацию.

• структурных факторы

— Политические институты;

— Экономические институты;

— Способность государства использовать свою физическую и социальную

среду или, иначе говоря, его технологический, экономический и человеческий

потенциал ;

— Политические партии;

— Группы давления;

— Этнические группы;

— Конфессиональные группы;

— Языковые группы;

— Социальная мобильность;

— Территориальная структура: доля городского и сельского населения;

— Уровень национального согласия общества .

• культурные и человеческие факторы:

— Культуру: систему ценностей, язык, религию;

— Идеологию: самооценка властью своей роли, ее самовосприятие, ее

восприятие мира , основные средства давления (В.2.4);

— Коллективный менталитет: историческая память , образ

«другого»

линия поведения, касающаяся международных обязательств

особая чувствительность к проблеме национальной безопасности

мессианские традиции

— Качества лиц, принимающих решения

восприятие своего окружения

восприятие мира

физические качества

моральные качества.

методов.

Внешние независимые переменные:

• международная система;

• политика других государств;

Основная идея этой теории тесна взаимосвязь между внутренними и внешними факторами. Но у этой схемы есть один недостаток, она недостаточно учитывает роль внешних переменных.

3. Анализ принятия политического решения.

(подробно о теории принятии политического решения есть отдельный вопрос)

Естественно для анализа внешней политики важно изучение процесса принятия решения (ППР). Классический подход к анализу принятия политического решения включает два этапа.

• Определяются главные лица, принимающие решения и описываются роли каждого из них;

• Проводится анализ политических предпочтение с учётом их мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства.

Ф. Брайар и М.Р. Джалили выделили четыре подхода к анализу принятия политического решения:

1. модель рационального выбора: принятие решение происходит рационально мыслящим лидером на основе национальных интересов;

2. решение предпринимается под влиянием различных правительственных структур, в соответствие с установленными процедурами;

3. Принятие решения результат торга между бюрократией правительством и т.д.

4. анализ принятия политического решения в условиях ограниченной информации.

Исследователи, занимающиеся сравнением внешней политики государств анализируют ППР в авторитарных и демократических государствах.

Для более полного анализа необходимо использовать несколько (не знаю чего несколько)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24947. Право на товарный знак (знак обслуживания) 38.5 KB
  В настоящее время регулируется Законом О товарных знаках знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров который теряет силу с 1 января 2008 в связи с вступлением в силу ГК 4 части не вносит существенных изменений в правовое регулирование этого института. Правовая охрана товарному знаку предоставляется при наличии регистрации в Патентном ведомстве в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации в подтверждение которой выдается свидетельство удостоверяющее приоритет знака и...
24948. Гражданско-правовая охрана программных средств для электронно-вычислительной техники 32 KB
  Гражданскоправовая охрана программных средств для электронновычислительной техники Программа для ЭВМ как объект авторского права выступает в качестве объективной формы представления совокупности данных и команд предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата включая подготовительные материалы полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Независимо от формы своего объективного выражения программы для ЭВМ с точки зрения их...
24949. Виды обязательств. Обязательства с участием третьих лиц 42.5 KB
  Обязательства с участием третьих лиц. В соответствии со сложившейся системой обязательственного права обязательства разделяются по различным группам видам т. При такой классификации эти сделки относят к внедоговорному виду что неправильно так как это искусственно разделяет однородные по сути обязательства из различных сделок действий а с другой объединяют в одну группу обязательства из правомерных действий сделок и из правонарушений. Вывод: правильная классификация на регулятивные договорные и иные обязательства правомерной...
24950. Обязательства из односторонних действий 48.5 KB
  Обязательства из односторонних действий Для реализации обязанностей составляющих содержание рассматриваемых обязательств необходимы односторонние сделки дополнительные юридические факты несколькими последовательно совершаемыми односторонними сделками центральное место среди которых занимает первоначальная сделка определяющая содержание обязательства. Но заключенная в ней обязанность реализуется при условии совершения других действий иными лицами поэтому она является условной под отлагательным условием п. 3 вида обязательств из...
24951. Субъекты обязательства. Обязательства со множественностью лиц 38.5 KB
  Субъекты обязательства. Обязательства со множественностью лиц. Но обязательства могут различаться по своему субъектному составу. Возможны обязательства со множественностью лиц на стороне должника пассивная множественность либо на стороне кредитора активная множественность либо с обеих сторон конкретного обязательства при участии не одного а нескольких лиц например несколько наследников.
24952. Принципы исполнения обязательств 58.5 KB
  Принципы исполнения обязательств. Правовая природа односторонняя сделка либо юридический поступок спор 1 Принцип надлежащего исполнения. Предполагает необходимость точного и своевременного исполнения обязательств в строгом соответствии с условиями соглашения и требованиями законодательства. выделяет 6 элементов надлежащего исполнения: 1.
24953. Условия действительности сделок. Гражданско-правовые средства, применяемые в случае совершения недействительной сделки и их значение 34.5 KB
  Гражданскоправовые средства применяемые в случае совершения недействительной сделки и их значение 1. Условия действительности сделок Действительность сделки признание за ней качества юридического факта порождающего тот правовой результат к которому стремились стороны сделки. Способность физических и юридических лиц совершающих сделки к участию в сделке. Данная способность связана с вопросом о дееспособности или недееспособности физического лица вопросом о характере правоспособности юридического лица общая или специальная вопросом о...
24954. Способы и порядок заключения правовых договоров 72.5 KB
  Заключение договора достижение сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора в порядке предусмотренном законодательством. Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий: сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям предъявляемым к такого рода договорам ст. Два случая заключения договора: между присутствующими и между отсутствующими .
24955. Виды договоров в гражданском праве 32 KB
  В зависимости от основания классифицировать можно договоры как угодно. Поэтому делит все договоры на: договоры направленные на передачу имущества в собственность в аренду в пользование и т.; договоры направленные на выполнение работ; договоры направленные на оказание услуг; договоры направленные на создание коллективных обязанностей учредительные договоры; договоры направленные на использование результатов интеллектуальной деятельности. Учебник классифицирует гражданскоправовые договоры как соглашения сделки и договорные...