95363

Национальный вопросв стратегии и тактики большевиков в период борьбы за завоевание политической власти в стране

Доклад

История и СИД

Право наций на самоопределение вплоть до отделения - включили его из Лондонского конгресса социалистического интернационала 1876 года. Однако Ленин настоял на включении лозунга заявив что он выступает за права а право можно реализовать а можно и не реализовать = два тезиса не противоречат друг другу.

Русский

2015-09-22

16.2 KB

0 чел.

9. Национальный вопросв стратегии и тактики большевиков в период борьбы за завоевание политической власти в стране.

На сегодняшний день не представляется возможным точно определить наличие связи большевиков с масонами. Имеются только косвенные доказательства, например, в марте 1917 Троцкий был арестован в Канаде за пропаганду и агитацию против войны и передан американцам, но в конечном итоге по личной просьбе Керенского он был отпущен.

В апреле знаменитое выступление Ленина с броневика, получившие название «Апрельские тезисы», в политической части которых нет ни слова по национальному вопросу.Проанализируем программу большевиков по национальному вопросу, которая носила книжный и абстрактный характер:

1. «Право наций на самоопределение вплоть до отделения» - включили его из Лондонского конгресса социалистического интернационала 1876 года. Внутри партии развернулись дискуссии. Многие выступали против включения этого лозунга в программу, аргументируя это тем, что он противоречит главной задачи – интернационализации отношений, так как ведет к разведению пролетариата по национальным квартирам. Однако Ленин настоял на включении лозунга, заявив, что он выступает за права, а право можно реализовать, а можно и не реализовать => два тезиса не противоречат друг другу. Но даже если посчитать, что это право будет реализовано, то большевики ведь не предлагают механизм реализации (форма политического устройства).

2. «Широкая областная автономия» - декларируют, но не заявляют на каких принципах (по административно-территориальному, национально-территориальному …).

3. «Равенство больших и малых народов и народностей» - но все народы изначально неравны: у каждого этноса свой жизненный срок, свой уровень культурного, экономического и политического развития… Декларируют, но о том как достичь это равенство ничего не говорят.

4. «Создание организаций трудящихся не по национальному, а по интернациональному признаку» - большевистская партия в России имела влияние только на регионы с преобладающим русским населением, в других районах, например в Польше, влияла своя социал-демократия.

Поэтому-то в «Апрельских тезисах» ничего не говорится о праве наций на самоопределение.

Тем не менее, в ходе апрельской конференции большевики решили привлечь инородцев и, немного изменив лозунг право наций на самоопределение, объявили право на отделение, за право выхода из состава российского государства.

На I съезде Советов в июне 1917 Ленин объявляет, что его партия выступает за союз независимых народов, опустив слово «федерация». Летом 1917 года это находит свое проявление. 10 июня 1917 года Центральная Рада Украины и Генеральный Секретариат, то есть правительство, издают первый универсал: провозглашается автономия Украины в составе России. Но под нажимом Временного правительства 3 июля 1917 года издается второй универсал: вопрос об образовании украинской автономии откладывается до созыва Учредительного собрания. Но тем не менее Временное правительство летом 1917 де-факто признало Центральную Раду и Генеральный Секретариат как административную структуру, отражающую интересы украинской нации. То есть тем самым впервые в истории России правительство провозгласило принцип формирования российской территории не по административному, а по национальному признаку.

Накануне октября 1917 года, когда национальная катастрофа была очевидной, начинается подготовка и проведение выборов в Учредительное собрание. В ходе выборов все инородцы проголосовали за свои национальные партии. Учредительное собрание символизировало о накале напряженности по всей стране. Этот вывод можно сделать из следующих итогов выборов:

1. Победа города над деревней.

2. Победа рабочих над крестьянами.

3. Победа русских над нерусскими.

В октябре 1917 года большевики приходят к власти. В стране высокая напряженность, как политическая, социальная, так и национальная. В этих условиях большевики издают первый документ по национальному вопросу 2 ноября 1917: «Декларация прав народов России», который характеризовался:

1. Популизмом («добровольный и честный» союз народов – как его создавать, на каких принципах не разъясняется).

2. Комплементарный подход (возводят все этносы в ранг нации => инородцы «купились». Раз все нации, то значит стадия образования национального государства пройдена, а этот процесс подменяет интернационализация всех сторон жизни общества).

3. Импровизацией по национальному полю (так никто и не знает какая будет форма государства).

Выходит второй документ: Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Национальный вопрос стал рассматриваться как средство политической борьбы не только внутри страны, но и на международной арене с целью разжигания мирового пожара социалистической революции. Суть – пролетарии всех стран и угнетенные народы мира объединяйтесь.

В «Декрете о мире» подчеркивается право наций на самоопределение, которые распространяется не только на народы воюющих государств, но и на колонии и полуколонии.

Тем не менее, практическая сторона национальной политики большевиков отличалась от её теоретической части. На Украине 7 ноября 1917 года издается  третий универсал: создание Украинской народной республики в рамках России (воспользовались лозунгом право наций на самоопределение). В ответ на это в декабре 1917 года в Харькове  провозглашается победа советской власти и образование Украинской Советской Социалистической Республики. Однако Петроград признает власть УССР на всей территории Украины. Теперь было дело за армией, которая вводится на территорию Украины, и в январе 1918 занимает Киев. Хотя накануне ввода в войск в Киев украинские политика издали четвертый универсал 22 января 1918 года: провозглашалась независимость Украинской народной республики.

. Изучив опыт национальной политик царизма, большевики решили придать власти наднациональный характер. На Ш Съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года провозглашается создание Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), её действие распространяется земли с преобладающим русским населением. То есть в рамках РСФСР отсутствует то, что должно присутствовать в федерации – национальный компонент. Власть, таким образом, провозглашается наднациональной.

Но чтобы устоять, большевикам было нужно иметь возможность опоры на менталитет русского населения, основные компоненты которого лежали в триаде Уварова «православие, самодержавие, народность». Таким образом, нужно было так провозгласить новый курс в национальном вопросе, чтобы русский мужик не заметил подмены.

1. «Православие» заменяется коммунистической идеей (свобода, равенство, братство).

2. «Самодержавие» (сильная крепкая центральная власть) заменятся диктатурой пролетариата.

3. «Народность» (коллективистские начала) заменятся интернационализмом.

Так образуется большевистская триада, которая позволяла им балансировать, не имея четкой программы практической национальной политики. Было Россия «Москва – Третий Рим», стала Россия центром Ш Коминтерна.

Перед большевиками ставится доселе неизвестная задача – создание позитивной программы по национальному вопросу, которая возродит, объединит и укрепит Российское государство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8240. Задачи, функции, особенности организации работы классного руководителя на современном этапе развития школы 16.41 KB
  Задачи, функции, особенности организации работы классного руководителя на современном этапе развития школы. Современный классный руководитель выполняет 3 функции: 1) Организация разнообразной деятельности в классе. 2) Забота о развитии каждого ребён...
8241. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных 19.99 KB
  Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных. Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий...
8242. Гносеологічні та кримінально-процесуальні основи доказування 94 KB
  Гносеологічні та кримінально-процесуальні основи доказування Проголосивши людину, її життя та здоровя, честь і гідність, недоторканість і безпеку найвищою соціальною цінністю, держава визнала основним своїм обов’язком утвердження та забез...
8243. Особливості консультування та особистості консультанта 71.5 KB
  Психолог-консультант має справу з найскладнішим та найважливішим обєктом людською психікою. І найдавніший закон цієї взаємодії такий, як і в медицині: Не нашкодь..
8244. Десятичные дроби. 5 класс 41.5 KB
  Десятичные дроби. 5 класс. Закрепление полученных знаний, умений и навыков работы с десятичными дробями. Развивать устойчивость внимания, наглядно - действенное мышление, познавательный интерес посредством игры. Воспитание инт...
8245. Військово-педагогічні процеси 84.5 KB
  Методичні вказівки. Прийняти рапорт чергового навчальної групи, перевірити наявність курсантів на занятті, їх зовнішній вигляд, готовність до занять. Послідовно викладати основний зміст навчальних питань лекції: основні визначення і формулювання, розкриття теми, висновки з окремих питань і лекції в цілому.
8246. Цивільна оборона в сучасних умовах. Конспект лекцій 1.89 MB
  Роль і завдання цивільної оборони в сучасних умовах Питання, які розглядаються на лекції: 1. Правові та організаційні основи ЦО. Женевські конвенції про захист цивільного населення і цивільних обєктів у НС. Закон і положення Про цивільн...
8247. Основи використання оптичного випромінювання в сільськогосподарському виробництві 86 KB
  Основи використання оптичного випромінювання в сільськогосподарському виробництві Природа оптичного випромінювання. Основні поняття та визначення. Фотобіологічна дія оптичного випромінювання. Основні оптичні величини і одиниці вимі...
8248. Штучні джерела оптичного випромінювання 582.63 KB
  Штучні джерела оптичного випромінювання. Основні закони теплового випромінювання. Лампи розжарювання. Будова принципи дії, структура позначень, переваги та недоліки. Галогенні лампи розжарювання. Будова,пр...