95366

Демонтаж сталинской национальной политики в период правления Н.С.Хрущева

Доклад

История и СИД

После смерти Сталина началась борьба за власть. Чтобы получить реальные рычаги власти, начинают разыгрывать карту национальной политики. Берия в своих политических планах пытался сделать украинцев своими союзниками. С этой целью шел на различные уступки, особенно, в национальном вопросе.

Русский

2015-09-22

34.5 KB

0 чел.

26. Демонтаж сталинской национальной политики в период правления  Н.С. Хрущева.

После смерти Сталина началась борьба за власть. Чтобы получить реальные рычаги власти, начинают разыгрывать карту национальной политики.

Берия в своих политических планах пытался сделать украинцев своими союзниками. С этой целью шел на различные уступки, особенно, в национальном вопросе. Так, 26 мая 1953 года Берия выступил на Президиуме ЦК КПСС с докладной запиской «Вопрос Западных областей Украинской ССР». По результатам этого выступления 4 июня в отставку был отправлен первый секретарь ЦК КПУ Леонид Мельников, известный украинофоб и антисемит. Тогда же, впервые в истории УССР, первым секретарем ЦК КПУ стал 100%-ный этнический украинец Алексей Кириченко. Новым министром внутренних дел Украины стал Павел Мешик, который начал изучать ситуацию в западноукраинских областях. По результатам проверок 30 мая 1953 года была составлена докладная записка на имя Берии, в которой раскрывались факты злоупотреблений при создании совхозов и колхозов, мародерства, жестокости, финансовых хищений высокопоставленными лицами в западных областях Украины.

Украинская карта в итоге была разыграно против Берии. В сентябре 1953 г. к власти в стране приходит Хрущев, чье правление позднее будет названо «оттепелью».

Придя к власти, Хрущев первым делом дистанцируется от Сталина в сфере кадровой политики. На первые посты в Белорусской и Украинской ССР он назначает  представителей титульной нации, в мусульманских республиках, напротив, первые посты занимают русские, но во всех республиках должность второго секретаря обязательно занимают русские.

Под флагом десталинизации Хрущев проводит масштабную украинизацию, которая проявилась в том, что на ключевые посты в центре назначаются этнические украинцы: Брежнев,___Пономоренко__ и ___Полянский___. Кроме того, по личной инициативе Никиты Хрущёва, 25 января 1954 года на заседании Президиума ЦК КПСС был утвержден проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Уже 19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». При этом не учитывалось волеизъявление населения Крыма, так как референдумы не проводились. Эти указы напрямую противоречили указу Сталина от 1948 г.. по которому Севастополь получал статус отдельного административно-хозяйственный центра (город республиканского подчинения). Эта правовая коллизия была разрешена намного позже, только в Конституции УССР 1978 года указывалось, что Севастополь является одним из двух (наряду с Киевом) городов республиканского подчинения УССР.

С помощью национальной политики Хрущев пытался расширить собственную социальную базу. С его подачи был запущен слух о депортациях евреев, кроме того были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев, депортированных еще при Сталине. Одновременно с этими действиями, при активном содействии Хрущева, наносились удары по русскому этносу: (1) активным ходом шло раскрестьянивание селян, путем создания агрогородов и ликвидации «неперспективных деревень» ; (2) почти в 2 раза была сокращена численность армии, в которой на тот момент подавляющее число составлял русский этнос; (3) с конца 1950-х годов наметилась новая волна давления на церковь. Обоснованием теперь уже были не политические обвинения, а борьба против «религиозных пережитков» в сознании людей. Было закрыто 40 монастырей, 5 духовных семинарий из 8, причем приём в каждую из оставшихся был ограничен. В 1960 г. будущий патриарх Алексий назвал эти действия «глумлением над РПЦ».

Для того чтобы децентрализовать экономическое пространство СССР проводились реформы управления народным хозяйством. В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. Появляется 141 национальное министерство, расширились права союзных республик в области законодательства, в их ведение передавали вопросы областного, краевого и административно-территориального устройства. Т.е. фактически ликвидируется созданная при Сталине вертикаль управления. Эксперименты Хрущева были возможны в силу созданной до него командно-административной вертикали, которую он пытался разрушить, превратив в горизонталь. Однако ведущие посты в силовых ведомствах (КГБ, МВД и погранслужбе) в тот момент занимали представители русского этноса, что сдерживало страну от окончательной децентрализации и позволяло контролировать национальные движения на окраинах страны. «Оттепель» в культурной жизни страны не изменила методы подавления массовых протестов в национальных районах (Силовой разгон митингов в Тбилиси против осуждения культа личности Сталина (1956),силовое подавление восстания в Венгрии (1956), Новочеркасский расстрел (1962)).

Хрущев стремился уйти от национально-державного течения в сторону интернационально-массового течения. Для этих целей была затеяна реформа школьного образования, которая провозгласила свободу выбора языка обучения, что в итоге привело к сужению сферы русского языка. Кроме того, во многих республиках свобода выбора языка была чисто декларативной, а на местах выбирали не национальный, а русский язык, что в итоге привело к  росту национального нигилизма и антирусских настроений. Кроме того, был поднят вопрос о преподавании национальной истории в школах, что ранее было распространено только в Грузии, Армении и Нахичеванской АО. Однако при Хрущеве Министерство просвещения так и не было создано, поэтому многие начинания были пущены на самотек. Была так же пересмотрена концепция советского патриотизма в сторону отрицания национального самосознания.

Таким образом, вся действия Хрущева в сфере национальной политике на начальном этапе сводились к тому, чтобы заполучить властные рычаги. Дальнейшие же действия, пускай не всегда осознано, разрушали достижения сталинской вертикальной системы государственного строительства и имели эффект бомбы замедленного действия, заложенной в основание Советского государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25581. Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе 34 KB
  Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе. В опытах по изучению мышления роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчёта испытуемого. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения 1901. Поэтому Марбе отнёс мышления к логике.
25582. Сеченов и его роль в естественнонаучной перестройки психологии 33 KB
  Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен выдающимся отечественным физиологом И. Система взглядов Сеченова представляла собой оригинальную теоретическую программу естественнонаучной перестройки психологии на основе использования объективных методов исследования. Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову поновому посмотреть: на предмет психологии как науки; происхождение психических деятельностей исходный методологический принцип изучения психики; изучать психический...
25583. Вклад Бехтерева в развитие отечественной психологии 29.5 KB
  Вклад Бехтерева в развитие отечественной психологии. Бехтерева являлся разносторонний подход к изучению человека. Бехтерева психофизиологическая проблема и изучение материальной основы психического. По мнению Бехтерева психология должна изучать не только сознание что делает субъективная психология с помощью интроспекции но и бессознательную сферу а также внешние проявления организма так как они являются выражением психической жизни.
25584. Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности. Для психологии 29.5 KB
  Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности. Павлов Иван Петрович 1849–1936 русский физиолог. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма имеющей эволюционнобиологический адаптивный смысл.
25585. Основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода 28 KB
  основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода. рассмотрение исторических и социальных изменений с точки зрения человека его практической пользы а также преобладание нравственных этических проблем в российской психологии. Главными её выразителями были университетские профессора психологии и философии отстаивающие идею субстанциональности психики её независимости от материального мира и проповедующие схоластические описательные методы её постижения. Бурное развитие естествознания в России подготовило почву для...
25586. Развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенные период 28 KB
  развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенные период. Одним из направлений прикладной психологии переживавшим в 2030е гг. Очевидно что государство диктатуры пролетариата каким изначально являлась послереволюционная Россия не могло не уделять серьезного внимания проблемам руководства управления человеческими ресурсами различным формам воздействия на человека включая и психологическое воздействие Таким образом в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт...
25587. Становление понятийного аппарата психологии как предмет истории психологии 27.5 KB
  Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. История же психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались порой в мучительных поисках истины человеческому уму. Задача истории психологии: Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.
25588. Основные категории психологии в их исторической перспективе 30.5 KB
  Субъект личность индивид Это к Рубинштейну или куда Человека как субъект деятельности. Человек субъект 3х видов деятельности по Рубинштейну: работа игра учеба. Ананьев выделяет общение как вид деятельности. Игру рассматривал как производную от ведущего типа деятельности.
25589. Принципы отечественной психологии в их истории и развитии 36 KB
  Принцип отражения. Принцип развития. Выявлен принцип гетерохронности психики.