95366

Демонтаж сталинской национальной политики в период правления Н.С.Хрущева

Доклад

История и СИД

После смерти Сталина началась борьба за власть. Чтобы получить реальные рычаги власти, начинают разыгрывать карту национальной политики. Берия в своих политических планах пытался сделать украинцев своими союзниками. С этой целью шел на различные уступки, особенно, в национальном вопросе.

Русский

2015-09-22

34.5 KB

0 чел.

26. Демонтаж сталинской национальной политики в период правления  Н.С. Хрущева.

После смерти Сталина началась борьба за власть. Чтобы получить реальные рычаги власти, начинают разыгрывать карту национальной политики.

Берия в своих политических планах пытался сделать украинцев своими союзниками. С этой целью шел на различные уступки, особенно, в национальном вопросе. Так, 26 мая 1953 года Берия выступил на Президиуме ЦК КПСС с докладной запиской «Вопрос Западных областей Украинской ССР». По результатам этого выступления 4 июня в отставку был отправлен первый секретарь ЦК КПУ Леонид Мельников, известный украинофоб и антисемит. Тогда же, впервые в истории УССР, первым секретарем ЦК КПУ стал 100%-ный этнический украинец Алексей Кириченко. Новым министром внутренних дел Украины стал Павел Мешик, который начал изучать ситуацию в западноукраинских областях. По результатам проверок 30 мая 1953 года была составлена докладная записка на имя Берии, в которой раскрывались факты злоупотреблений при создании совхозов и колхозов, мародерства, жестокости, финансовых хищений высокопоставленными лицами в западных областях Украины.

Украинская карта в итоге была разыграно против Берии. В сентябре 1953 г. к власти в стране приходит Хрущев, чье правление позднее будет названо «оттепелью».

Придя к власти, Хрущев первым делом дистанцируется от Сталина в сфере кадровой политики. На первые посты в Белорусской и Украинской ССР он назначает  представителей титульной нации, в мусульманских республиках, напротив, первые посты занимают русские, но во всех республиках должность второго секретаря обязательно занимают русские.

Под флагом десталинизации Хрущев проводит масштабную украинизацию, которая проявилась в том, что на ключевые посты в центре назначаются этнические украинцы: Брежнев,___Пономоренко__ и ___Полянский___. Кроме того, по личной инициативе Никиты Хрущёва, 25 января 1954 года на заседании Президиума ЦК КПСС был утвержден проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Уже 19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». При этом не учитывалось волеизъявление населения Крыма, так как референдумы не проводились. Эти указы напрямую противоречили указу Сталина от 1948 г.. по которому Севастополь получал статус отдельного административно-хозяйственный центра (город республиканского подчинения). Эта правовая коллизия была разрешена намного позже, только в Конституции УССР 1978 года указывалось, что Севастополь является одним из двух (наряду с Киевом) городов республиканского подчинения УССР.

С помощью национальной политики Хрущев пытался расширить собственную социальную базу. С его подачи был запущен слух о депортациях евреев, кроме того были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев, депортированных еще при Сталине. Одновременно с этими действиями, при активном содействии Хрущева, наносились удары по русскому этносу: (1) активным ходом шло раскрестьянивание селян, путем создания агрогородов и ликвидации «неперспективных деревень» ; (2) почти в 2 раза была сокращена численность армии, в которой на тот момент подавляющее число составлял русский этнос; (3) с конца 1950-х годов наметилась новая волна давления на церковь. Обоснованием теперь уже были не политические обвинения, а борьба против «религиозных пережитков» в сознании людей. Было закрыто 40 монастырей, 5 духовных семинарий из 8, причем приём в каждую из оставшихся был ограничен. В 1960 г. будущий патриарх Алексий назвал эти действия «глумлением над РПЦ».

Для того чтобы децентрализовать экономическое пространство СССР проводились реформы управления народным хозяйством. В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. Появляется 141 национальное министерство, расширились права союзных республик в области законодательства, в их ведение передавали вопросы областного, краевого и административно-территориального устройства. Т.е. фактически ликвидируется созданная при Сталине вертикаль управления. Эксперименты Хрущева были возможны в силу созданной до него командно-административной вертикали, которую он пытался разрушить, превратив в горизонталь. Однако ведущие посты в силовых ведомствах (КГБ, МВД и погранслужбе) в тот момент занимали представители русского этноса, что сдерживало страну от окончательной децентрализации и позволяло контролировать национальные движения на окраинах страны. «Оттепель» в культурной жизни страны не изменила методы подавления массовых протестов в национальных районах (Силовой разгон митингов в Тбилиси против осуждения культа личности Сталина (1956),силовое подавление восстания в Венгрии (1956), Новочеркасский расстрел (1962)).

Хрущев стремился уйти от национально-державного течения в сторону интернационально-массового течения. Для этих целей была затеяна реформа школьного образования, которая провозгласила свободу выбора языка обучения, что в итоге привело к сужению сферы русского языка. Кроме того, во многих республиках свобода выбора языка была чисто декларативной, а на местах выбирали не национальный, а русский язык, что в итоге привело к  росту национального нигилизма и антирусских настроений. Кроме того, был поднят вопрос о преподавании национальной истории в школах, что ранее было распространено только в Грузии, Армении и Нахичеванской АО. Однако при Хрущеве Министерство просвещения так и не было создано, поэтому многие начинания были пущены на самотек. Была так же пересмотрена концепция советского патриотизма в сторону отрицания национального самосознания.

Таким образом, вся действия Хрущева в сфере национальной политике на начальном этапе сводились к тому, чтобы заполучить властные рычаги. Дальнейшие же действия, пускай не всегда осознано, разрушали достижения сталинской вертикальной системы государственного строительства и имели эффект бомбы замедленного действия, заложенной в основание Советского государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54902. Оптимальное соотношение ресурсов 27.43 KB
  Считается, что ресурсы используются эффективно, когда невозможно за счет иного их применения улучшить благосостояние хотя бы одного хозяйства, не ухудшив при этом состояния других хозяйств.
54905. MY PLANS FOR FUTURE 73 KB
  Objectives: to revise and enrich students vocabulary on the topic; to practise reading for gist and then for more intensive understanding; to improve learners skills of listening and comprehension; to provide opportunities for developing learnersspeaking and writing skills ( group work, free discussion); to present students projects; to broaden students knowledge of the topic.
54906. Попеременный двухшажный ход, одновременные классические ходы 48.5 KB
  Создать представление о предстоящей деятельности на уроке Выполнить переход на учебную лыжню Подготовить все системы организма к дальнейшей работе Увеличить эластичность мышц и подвижность суставов Увеличить подвижность плечевого сустава Увеличить подвижность коленного сустава Увеличить эластичность задней поверхности бедра Увеличить подвижность позвоночника и эластичность прямых мышц спины Способствовать развитию равновесия Отработать детали техники классических лыжных ходов Учить переносу массы тела на скользящую лыжу...
54907. План анализа стихотворения для урока литературы 30 KB
  Итак Восприятие: Какое впечатление произвело на вас стихотворение Чем привлекло среди других произведений поэта его современников авторов обращавшихся к этой теме Какие картины возникают в вашем воображении когда вы читаете стихотворение Как лучше его читать вслух или про себя Почему Каким настроением проникнуто произведение Меняется ли оно Почему Истолкование: Тема стихотворения ситуация воплощенная в произведении которая иногда может быть обозначена уже в названии: Весенняя гроза К морю Незнакомка ; иногда название...
54909. Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения 110 KB
  Задачи урока: познакомить учащихся с технологией получения и обработки древесины; применением пиломатериалов. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений вариант для мальчиков. Организация учащихся запись присутствующих в журнале ознакомление с темой данного занятия назначение дежурных.
54910. Житло. Домашні обовязки 99.5 KB
  Today we’ll continue speaking about your home duties. We’re going to lay the table, cook some dishes, do some grammar exercises, listen to the text about different household machines and of cause to have a little rest after hard work.