95370

Диалектика национального строительства в СССР от торжества ленинских идей к застою в сфере национальных отношений

Доклад

История и СИД

На 21 съезде было провозглашено что социализм в СССР победил полностью и окончательно. Съезд постановил что с национальным гнетом в СССР покончено ликвидировано экономическое и культурное неравенство народов и что термин национальная окраина утратил смысл.

Русский

2015-09-22

32 KB

0 чел.

27. Диалектика национального строительства в СССР от торжества ленинских идей к застою в сфере национальных отношений.

Еще на 20 съезде КПСС было объявлено о возврате  к ленинскому пониманию сущности национальной политики. Вместо старой формулы «расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур» вводится новая формула: «расцвет и сближение наций».  На 21 съезде было провозглашено, что социализм в СССР победил полностью и окончательно.

В 1961 году проходит 22 съезд  КПСС, на котором обсуждались итоги, текущий план и перспективные задачи в области национальных отношений. Съезд постановил, что  с национальным гнетом в СССР покончено, ликвидировано экономическое и культурное неравенство народов, и что термин «национальная окраина» утратил смысл.

В резолюции  «Задачи партии в области национальных отношений»  подчеркивалось, что у советских людей  разных национальностей уже сформировались общие  черты единого духовного облика, и активно развивается общая для всех советских наций интернациональная культура. В основу текущих планов были заложены лозунги, провозглашавшие «расцвет и сближение наций», «рост подвижности нации» и тезис о том, что границы республик теряют свой первоначальный смысл.

В качестве перспективных задач съезд провозгласил  курс на «расцвет и сближение наций на пути к национальному единству», выдвинул задачу создания единой интернациональной культуры, которая бы сочетала в себе интересы центра, национальных окраин и периферии. Кроме того, был поднят вопрос о необходимости обмена кадрами между союзными республиками.

Большинство документов съезда имели расплывчатые формулировки. Не удивительно, что итоговая резолюция съезда не затрагивала никаких реальных проблем национальной политики, а сама постановка вопроса – «крепить дружбу народов СССР», - сводила к банальности саму постановку нац. вопроса.

В 1964 году к власти приходит Брежнев, при котором набирает новые обороты начатая еще при Хрущеве широкомасштабная украинизация. Более 50% ключевых постов в центре занимали выходцы из Украины. Министром обороны стал Гречко, Батиций – заместитель Министра обороны СССР., Кошевой –Главнокомандующий Группой советских войск в Германии, помощники Андропова в КГБ – Цвигун и Цинев. При Брежневе рассмотрение национального вопроса было передано органам госбезопасности, которые начали борьбу с «идеологическими диверсиями». Сам генсек реагировал на национальные темы только с подачи КГБ.

В 1967 году на юбилее Октябрьской революции Брежнев произносит речь в которой говорит, что СССР является «развитым и однородным социалистическим обществом». На 24 съезде было провозглашено об окончательном формировании новой общности людей – «советского народа», - имеющих единую территорию, социалистические по содержанию экономику и культуру, общенародное государство и общенародную цель – построение коммунизма, и общий язык – русский.  

Стоит отметить, что не во всех республиках население владело русским: только в 6 республиках (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Казахстан, Молдавия) ,более 70% населения знали русский. В таки республиках, как Азербайджан, Грузия, Армения, Киргизия, Эстония - 1/3 влдели русским языком, а в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении менее1/3 знали русский, поэтому сложно говорить о такой общности людей, ведь  любая общность подразумевает общение на едином языке.

В основу кадровой политики Брежнев заложил идею стабильности кадров на местах, что в дальнейшем приведет к формированию целых номенклатурных кланов в республиках. Личная преданность и беспрекословное подчинение «верху» - стали главными критериями отбора людей.  КГБ сформировало зону «неприкасаемых» республик (Узбекистан, Казахстан, Украина), что фактически представляло собой новую волну коренизации в национальных окраинах. Такая политика нанесла колоссальный ущерб стране, потому что она полностью ограничивала доступ молодых талантливых кадров и свежих идей, которые бы они могли сгенерировать.

Доклады Брежнева «Об образовании СССР» 1972 и 1977 гг. в очередной раз продемонстрировали полное непонимание текущей ситуации. В докладах Генсек еще раз подтвердил, что национальный вопрос в СССР полностью решен.  Советское руководство зашло в тупик, оно не решало национальные проблемы или же просто отказывалось признать факт их существования. Тем не менее, национальные проблемы все-таки были: оставался открытым вопрос о возвращении крымских татар и турок-месхетинцев, все еще не была решена проблема немцев Поволжья..

Таким образом при Брежневе продолжилась традиция непонимания глубинных проблем и потребностей в сфере национальных отношений. Страна переживала не только экономический застой, но и застой в сфере национальных отношений, была в тупике. Впервые официально тупиковость ситуации признал Андропов, который в июле 1982 года заявил, что мы «не знаем страны, в которой живем, мы не знаем закономерностей по которым живет страна».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33568. Новейшая история государственного управления в России 65.5 KB
  Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда обеспечивается государственная поддержка семьи материнства отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан развивается система социальных служб устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты.
33569. Сущность, признаки и природа государства 49.5 KB
  Сущность признаки и природа государства Понятие сущность и природа возникновения государства. Сущность государства категория раскрывающая то кем и в чьих интересах осуществляется государственная власть. Природа государства и государственного управления заключается в том что государство возникает на основе общественных потребностей которые обусловлены потребностями людей: физическими социальными интеллектуальнодуховными. Функции государства.
33570. Основные понятия в системе государственного управления 108 KB
  Основные понятия в системе государственного управления Государственное управление это практическое организующее и регулирующее воздействие государства через систему своих структур на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения сохранения или преобразования опирающееся на его властную силу Природа государственного управления: необходимость общественная обусловленность и целевая направленность Наиболее общая причина возникновения – необходимость регулирования отношений в коллективе. Государство это...
33571. Государственная власть и государственное управление 54 KB
  Признаки государственной власти: суверенитет верховенство и общеобязательность решений на данной территории; власть государства распространяется на все сферы общественной жизни; государство обладает полномочиями на применение насилия; государственная власть обладает публичностью и гласностью; легитимность признание населения действующей власти; Государственное управление – целенаправленное воздействие согласующее и мобилизующее деятельность населения территории органов власти органов местного самоуправления организаций...
33572. Статус и полномочия Президента Российской Федерации 41.5 KB
  Статус и полномочия Президента Российской Федерации Конституционный статус и полномочия Президента Российской Федерации как высшего должностного лица государства. Функции Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
33573. Система органов исполнительной власти Российской Федерации 44 KB
  Система органов исполнительной власти Российской Федерации Система и функции федеральных органов исполнительной власти. Функции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров Правительство Российской Федерации: а разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе...
33574. Социальное государство. Управление социальной сферой 34.5 KB
  Социальное государство. Изменение роли государства: инструмент политической власти ночной сторож институт макроэкономического регулирования социальное государство эффективное умное государство. Ночной сторож Выражение государство ночной сторож о функциях государства соответствует итальянскому выражению государствокарабинер и должно обозначать государство чьи функции ограничиваются охраной общественного порядка и гарантированием соблюдения законов. Противоположностью такому государству должны служить этическое...
33575. Государственное регулирование экономики, Уровень и качество жизни населения и национальная безопасность 114 KB
  Национальная безопасность Российской Федерации это гарантированная конституционными законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Компетенция Счетной палаты РФ Формирование и принципы работы Счетной...
33576. Субъект Федерации: особенности государственного устройства и органы государственного управления 39 KB
  ассиметричность равные по конституции РФ субъекты имеют разные госправовые статусы В наст время 83 субъекта РФ .из них 21 республика 6краев 49 областей 2 города федерального значения 1 автономная область 10 автономных округовмуниципальные образования Полномочные представители Президента в федеральных округах призваны обеспечить реализацию принципов федерализма Полномочия субъекта РФ согласно Конституции РФ 1993 года: В совместном ведении РФ и субъекта РФ: 1 обеспечение соответствия конституции и законов субъектов РФконституции и...