95370

Диалектика национального строительства в СССР от торжества ленинских идей к застою в сфере национальных отношений

Доклад

История и СИД

На 21 съезде было провозглашено что социализм в СССР победил полностью и окончательно. Съезд постановил что с национальным гнетом в СССР покончено ликвидировано экономическое и культурное неравенство народов и что термин национальная окраина утратил смысл.

Русский

2015-09-22

32 KB

0 чел.

27. Диалектика национального строительства в СССР от торжества ленинских идей к застою в сфере национальных отношений.

Еще на 20 съезде КПСС было объявлено о возврате  к ленинскому пониманию сущности национальной политики. Вместо старой формулы «расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур» вводится новая формула: «расцвет и сближение наций».  На 21 съезде было провозглашено, что социализм в СССР победил полностью и окончательно.

В 1961 году проходит 22 съезд  КПСС, на котором обсуждались итоги, текущий план и перспективные задачи в области национальных отношений. Съезд постановил, что  с национальным гнетом в СССР покончено, ликвидировано экономическое и культурное неравенство народов, и что термин «национальная окраина» утратил смысл.

В резолюции  «Задачи партии в области национальных отношений»  подчеркивалось, что у советских людей  разных национальностей уже сформировались общие  черты единого духовного облика, и активно развивается общая для всех советских наций интернациональная культура. В основу текущих планов были заложены лозунги, провозглашавшие «расцвет и сближение наций», «рост подвижности нации» и тезис о том, что границы республик теряют свой первоначальный смысл.

В качестве перспективных задач съезд провозгласил  курс на «расцвет и сближение наций на пути к национальному единству», выдвинул задачу создания единой интернациональной культуры, которая бы сочетала в себе интересы центра, национальных окраин и периферии. Кроме того, был поднят вопрос о необходимости обмена кадрами между союзными республиками.

Большинство документов съезда имели расплывчатые формулировки. Не удивительно, что итоговая резолюция съезда не затрагивала никаких реальных проблем национальной политики, а сама постановка вопроса – «крепить дружбу народов СССР», - сводила к банальности саму постановку нац. вопроса.

В 1964 году к власти приходит Брежнев, при котором набирает новые обороты начатая еще при Хрущеве широкомасштабная украинизация. Более 50% ключевых постов в центре занимали выходцы из Украины. Министром обороны стал Гречко, Батиций – заместитель Министра обороны СССР., Кошевой –Главнокомандующий Группой советских войск в Германии, помощники Андропова в КГБ – Цвигун и Цинев. При Брежневе рассмотрение национального вопроса было передано органам госбезопасности, которые начали борьбу с «идеологическими диверсиями». Сам генсек реагировал на национальные темы только с подачи КГБ.

В 1967 году на юбилее Октябрьской революции Брежнев произносит речь в которой говорит, что СССР является «развитым и однородным социалистическим обществом». На 24 съезде было провозглашено об окончательном формировании новой общности людей – «советского народа», - имеющих единую территорию, социалистические по содержанию экономику и культуру, общенародное государство и общенародную цель – построение коммунизма, и общий язык – русский.  

Стоит отметить, что не во всех республиках население владело русским: только в 6 республиках (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Казахстан, Молдавия) ,более 70% населения знали русский. В таки республиках, как Азербайджан, Грузия, Армения, Киргизия, Эстония - 1/3 влдели русским языком, а в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении менее1/3 знали русский, поэтому сложно говорить о такой общности людей, ведь  любая общность подразумевает общение на едином языке.

В основу кадровой политики Брежнев заложил идею стабильности кадров на местах, что в дальнейшем приведет к формированию целых номенклатурных кланов в республиках. Личная преданность и беспрекословное подчинение «верху» - стали главными критериями отбора людей.  КГБ сформировало зону «неприкасаемых» республик (Узбекистан, Казахстан, Украина), что фактически представляло собой новую волну коренизации в национальных окраинах. Такая политика нанесла колоссальный ущерб стране, потому что она полностью ограничивала доступ молодых талантливых кадров и свежих идей, которые бы они могли сгенерировать.

Доклады Брежнева «Об образовании СССР» 1972 и 1977 гг. в очередной раз продемонстрировали полное непонимание текущей ситуации. В докладах Генсек еще раз подтвердил, что национальный вопрос в СССР полностью решен.  Советское руководство зашло в тупик, оно не решало национальные проблемы или же просто отказывалось признать факт их существования. Тем не менее, национальные проблемы все-таки были: оставался открытым вопрос о возвращении крымских татар и турок-месхетинцев, все еще не была решена проблема немцев Поволжья..

Таким образом при Брежневе продолжилась традиция непонимания глубинных проблем и потребностей в сфере национальных отношений. Страна переживала не только экономический застой, но и застой в сфере национальных отношений, была в тупике. Впервые официально тупиковость ситуации признал Андропов, который в июле 1982 года заявил, что мы «не знаем страны, в которой живем, мы не знаем закономерностей по которым живет страна».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9615. Дослідження підсилювача постійного струму на біполярному транзисторі 56 KB
  Тема: Дослідження підсилювача постійного струму на біполярному транзисторі Мета: Отримати вхідну та вихідну вольт-амперну характеристику (ВАХ) біполярного транзистора, обраховувати коефіцієнт підсилення потужності Обладнання: Стенд з двома рег...
9616. Теоретичні відомості до лабораторних робіт Т1 та Т2 Фізика твердого тіла 225.5 KB
  Теоретичні відомості до лабораторних робіт Т1 та Т2 Фізика твердого тіла Напівпровідникові прилади можна розподілити на дві групи: прилади з точковими контактами та прилади з площинним контактами. Ми обмежимось розглядом площинних діодів та тр...
9617. Дослідження вольт амперної характеристики діоду 57.5 KB
  Тема: Дослідження вольт амперної характеристики діоду Мета: Отримати кількісну залежність струму від напруги для прямого і зворотнього напрямку напруги на напівпровідниковому p-n переході. Дослідити функціональну залежність струму. Облад...
9618. Вимірювання лінійних розмірів та маси 54 KB
  Вимірювання лінійних розмірів та маси Мета роботи: ознайомлення студентів з будовою і застосування приладів для вимірювання лінійних розмірів тіл і визначення маси с точністю до 0.1 мг. Для вимірювання довжини застосовуються різноманітні лінійки з п...
9619. Визначення густини твердого тіла 39 KB
  Визначення густини твердого тіла Мета роботи: вивчення методів визначення густини тіла. Визначення густини твердого тіла правильної геометричної форми. Густина тіла визначається відношенням маси тіла до його обєму, а маса тіла - зважуванн...
9620. Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торсійної ваги 55.5 KB
  Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торсійної ваги Мета роботи:ознайомлення з роботою торсійної ваги та визначення коефіцієнта поверхневого натягу різних рідин. Молекули поверхневого шару рідини, на відміну від молекул...
9621. Визначення відношення теплоємностей для повітря по методу Клемана та Дезорма 50 KB
  Визначення відношення теплоємностей для повітря по методу Клемана та Дезорма Мета роботи: вивчення закономірностей ізопроцесів, що протікають в газах визначення відношення теплоємностей Cp/CV. Молярною (або мольною) теплоємністю називається величин...
9622. Перевірка закону збереження імпульсу за допомогою пружнього удару 59 KB
  Перевірка закону збереження імпульсу за допомогою пружнього удару Мета роботи: вивчення удару куль, перевірка закону збереження імпульсу та визначення коефіцієнту відновлення. Ударом називається короткочасна взаємодія тіл при їх зіткненні, в результ...
9623. Визначення коефіцієнта в‘язкості по методу Стокса 65.5 KB
  Визначення коефіцієнта вязкості по методу Стокса Мета роботи: вивчення явища вязкості (внутрішнього тертя) в рідинах та визначення коефіцієнта внутрішнього тертя рідини по методу Стокса. Основні поняття явища вязкості (внутрішнього...