95370

Диалектика национального строительства в СССР от торжества ленинских идей к застою в сфере национальных отношений

Доклад

История и СИД

На 21 съезде было провозглашено что социализм в СССР победил полностью и окончательно. Съезд постановил что с национальным гнетом в СССР покончено ликвидировано экономическое и культурное неравенство народов и что термин национальная окраина утратил смысл.

Русский

2015-09-22

32 KB

0 чел.

27. Диалектика национального строительства в СССР от торжества ленинских идей к застою в сфере национальных отношений.

Еще на 20 съезде КПСС было объявлено о возврате  к ленинскому пониманию сущности национальной политики. Вместо старой формулы «расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур» вводится новая формула: «расцвет и сближение наций».  На 21 съезде было провозглашено, что социализм в СССР победил полностью и окончательно.

В 1961 году проходит 22 съезд  КПСС, на котором обсуждались итоги, текущий план и перспективные задачи в области национальных отношений. Съезд постановил, что  с национальным гнетом в СССР покончено, ликвидировано экономическое и культурное неравенство народов, и что термин «национальная окраина» утратил смысл.

В резолюции  «Задачи партии в области национальных отношений»  подчеркивалось, что у советских людей  разных национальностей уже сформировались общие  черты единого духовного облика, и активно развивается общая для всех советских наций интернациональная культура. В основу текущих планов были заложены лозунги, провозглашавшие «расцвет и сближение наций», «рост подвижности нации» и тезис о том, что границы республик теряют свой первоначальный смысл.

В качестве перспективных задач съезд провозгласил  курс на «расцвет и сближение наций на пути к национальному единству», выдвинул задачу создания единой интернациональной культуры, которая бы сочетала в себе интересы центра, национальных окраин и периферии. Кроме того, был поднят вопрос о необходимости обмена кадрами между союзными республиками.

Большинство документов съезда имели расплывчатые формулировки. Не удивительно, что итоговая резолюция съезда не затрагивала никаких реальных проблем национальной политики, а сама постановка вопроса – «крепить дружбу народов СССР», - сводила к банальности саму постановку нац. вопроса.

В 1964 году к власти приходит Брежнев, при котором набирает новые обороты начатая еще при Хрущеве широкомасштабная украинизация. Более 50% ключевых постов в центре занимали выходцы из Украины. Министром обороны стал Гречко, Батиций – заместитель Министра обороны СССР., Кошевой –Главнокомандующий Группой советских войск в Германии, помощники Андропова в КГБ – Цвигун и Цинев. При Брежневе рассмотрение национального вопроса было передано органам госбезопасности, которые начали борьбу с «идеологическими диверсиями». Сам генсек реагировал на национальные темы только с подачи КГБ.

В 1967 году на юбилее Октябрьской революции Брежнев произносит речь в которой говорит, что СССР является «развитым и однородным социалистическим обществом». На 24 съезде было провозглашено об окончательном формировании новой общности людей – «советского народа», - имеющих единую территорию, социалистические по содержанию экономику и культуру, общенародное государство и общенародную цель – построение коммунизма, и общий язык – русский.  

Стоит отметить, что не во всех республиках население владело русским: только в 6 республиках (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Казахстан, Молдавия) ,более 70% населения знали русский. В таки республиках, как Азербайджан, Грузия, Армения, Киргизия, Эстония - 1/3 влдели русским языком, а в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении менее1/3 знали русский, поэтому сложно говорить о такой общности людей, ведь  любая общность подразумевает общение на едином языке.

В основу кадровой политики Брежнев заложил идею стабильности кадров на местах, что в дальнейшем приведет к формированию целых номенклатурных кланов в республиках. Личная преданность и беспрекословное подчинение «верху» - стали главными критериями отбора людей.  КГБ сформировало зону «неприкасаемых» республик (Узбекистан, Казахстан, Украина), что фактически представляло собой новую волну коренизации в национальных окраинах. Такая политика нанесла колоссальный ущерб стране, потому что она полностью ограничивала доступ молодых талантливых кадров и свежих идей, которые бы они могли сгенерировать.

Доклады Брежнева «Об образовании СССР» 1972 и 1977 гг. в очередной раз продемонстрировали полное непонимание текущей ситуации. В докладах Генсек еще раз подтвердил, что национальный вопрос в СССР полностью решен.  Советское руководство зашло в тупик, оно не решало национальные проблемы или же просто отказывалось признать факт их существования. Тем не менее, национальные проблемы все-таки были: оставался открытым вопрос о возвращении крымских татар и турок-месхетинцев, все еще не была решена проблема немцев Поволжья..

Таким образом при Брежневе продолжилась традиция непонимания глубинных проблем и потребностей в сфере национальных отношений. Страна переживала не только экономический застой, но и застой в сфере национальных отношений, была в тупике. Впервые официально тупиковость ситуации признал Андропов, который в июле 1982 года заявил, что мы «не знаем страны, в которой живем, мы не знаем закономерностей по которым живет страна».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83738. СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ 46.77 KB
  Обучающий аспект: знакомство с группами сочинительных союзов и их ролью в речи с группами подчинительных союзов и их значением формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
83739. Конституция Российской Федерации – основной закон страны 64.78 KB
  Образовательная - закрепление и расширение знаний по теме «Конституция Российской Федерации. Конституционное право», характеризовать конституцию как основной закон государства, знать её содержание, подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
83740. Возрасты нашей жизни 84.5 KB
  Цели урока: Образовательная познакомиться с периодами жизни который проходит человек с основными особенностями возрастных ступеней человека. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС: Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий раскрывать и характеризовать основные...
83741. Образование множественного числа имён существительных в английском языке 46.91 KB
  Цели урока: Ознакомление учащихся с образованием множественного числа существительных. Активизация лексики по теме House в диалогической речи. Формирование и развитие навыков чтения и аудирования. Развитие интереса к изучению английского языка.
83742. Россия и Германия в сравнении 120 KB
  Практические: активизировать лексику по теме; совершенствовать навыки чтения, говорения; развивать умения систематизировать, обобщать полученную информацию; Образовательные: расширять страноведческий кругозор; знания по профессии...
83743. В поисках счастья (Литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина) 45.5 KB
  Цели образовательные: Учить внимательно читать произведения художественной литературы; формировать умения и навыки работы с текстом; осознавать свои чувства и эмоции при чтении сказок Пушкина; понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к пушкинским героям.
83744. Односоставные предложения в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 60.48 KB
  Честь нельзя отнять её можно лишь потерять Как вы понимаете его Какое слово является ключевым Как вы понимаете значение этого слова Давайте обратимся к электронным словарям и узнаем лексическое значение слова подберём синонимы и антонимы.
83745. Молекулярная физика и термодинамика 1.11 MB
  Задачи: закрепить основные понятия и закономерности темы умение выстраивать логические цепочки из основных законов; обобщить и систематизировать знания учащихся по основным вопросам термодинамики и молекулярной физики; закрепить умение решать графические задачи по изопроцессам I закону термодинамики...
83746. За сохранение и чистоту английского языка 143 KB
  Английский язык является языком международного общения. В России английский язык завоевывает все большую популярность и по своей значимости становиться вторым языком общения после родного. Россия – огромная страна и во всех уголках ее изучают английский язык.