95370

Диалектика национального строительства в СССР от торжества ленинских идей к застою в сфере национальных отношений

Доклад

История и СИД

На 21 съезде было провозглашено что социализм в СССР победил полностью и окончательно. Съезд постановил что с национальным гнетом в СССР покончено ликвидировано экономическое и культурное неравенство народов и что термин национальная окраина утратил смысл.

Русский

2015-09-22

32 KB

0 чел.

27. Диалектика национального строительства в СССР от торжества ленинских идей к застою в сфере национальных отношений.

Еще на 20 съезде КПСС было объявлено о возврате  к ленинскому пониманию сущности национальной политики. Вместо старой формулы «расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур» вводится новая формула: «расцвет и сближение наций».  На 21 съезде было провозглашено, что социализм в СССР победил полностью и окончательно.

В 1961 году проходит 22 съезд  КПСС, на котором обсуждались итоги, текущий план и перспективные задачи в области национальных отношений. Съезд постановил, что  с национальным гнетом в СССР покончено, ликвидировано экономическое и культурное неравенство народов, и что термин «национальная окраина» утратил смысл.

В резолюции  «Задачи партии в области национальных отношений»  подчеркивалось, что у советских людей  разных национальностей уже сформировались общие  черты единого духовного облика, и активно развивается общая для всех советских наций интернациональная культура. В основу текущих планов были заложены лозунги, провозглашавшие «расцвет и сближение наций», «рост подвижности нации» и тезис о том, что границы республик теряют свой первоначальный смысл.

В качестве перспективных задач съезд провозгласил  курс на «расцвет и сближение наций на пути к национальному единству», выдвинул задачу создания единой интернациональной культуры, которая бы сочетала в себе интересы центра, национальных окраин и периферии. Кроме того, был поднят вопрос о необходимости обмена кадрами между союзными республиками.

Большинство документов съезда имели расплывчатые формулировки. Не удивительно, что итоговая резолюция съезда не затрагивала никаких реальных проблем национальной политики, а сама постановка вопроса – «крепить дружбу народов СССР», - сводила к банальности саму постановку нац. вопроса.

В 1964 году к власти приходит Брежнев, при котором набирает новые обороты начатая еще при Хрущеве широкомасштабная украинизация. Более 50% ключевых постов в центре занимали выходцы из Украины. Министром обороны стал Гречко, Батиций – заместитель Министра обороны СССР., Кошевой –Главнокомандующий Группой советских войск в Германии, помощники Андропова в КГБ – Цвигун и Цинев. При Брежневе рассмотрение национального вопроса было передано органам госбезопасности, которые начали борьбу с «идеологическими диверсиями». Сам генсек реагировал на национальные темы только с подачи КГБ.

В 1967 году на юбилее Октябрьской революции Брежнев произносит речь в которой говорит, что СССР является «развитым и однородным социалистическим обществом». На 24 съезде было провозглашено об окончательном формировании новой общности людей – «советского народа», - имеющих единую территорию, социалистические по содержанию экономику и культуру, общенародное государство и общенародную цель – построение коммунизма, и общий язык – русский.  

Стоит отметить, что не во всех республиках население владело русским: только в 6 республиках (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Казахстан, Молдавия) ,более 70% населения знали русский. В таки республиках, как Азербайджан, Грузия, Армения, Киргизия, Эстония - 1/3 влдели русским языком, а в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении менее1/3 знали русский, поэтому сложно говорить о такой общности людей, ведь  любая общность подразумевает общение на едином языке.

В основу кадровой политики Брежнев заложил идею стабильности кадров на местах, что в дальнейшем приведет к формированию целых номенклатурных кланов в республиках. Личная преданность и беспрекословное подчинение «верху» - стали главными критериями отбора людей.  КГБ сформировало зону «неприкасаемых» республик (Узбекистан, Казахстан, Украина), что фактически представляло собой новую волну коренизации в национальных окраинах. Такая политика нанесла колоссальный ущерб стране, потому что она полностью ограничивала доступ молодых талантливых кадров и свежих идей, которые бы они могли сгенерировать.

Доклады Брежнева «Об образовании СССР» 1972 и 1977 гг. в очередной раз продемонстрировали полное непонимание текущей ситуации. В докладах Генсек еще раз подтвердил, что национальный вопрос в СССР полностью решен.  Советское руководство зашло в тупик, оно не решало национальные проблемы или же просто отказывалось признать факт их существования. Тем не менее, национальные проблемы все-таки были: оставался открытым вопрос о возвращении крымских татар и турок-месхетинцев, все еще не была решена проблема немцев Поволжья..

Таким образом при Брежневе продолжилась традиция непонимания глубинных проблем и потребностей в сфере национальных отношений. Страна переживала не только экономический застой, но и застой в сфере национальных отношений, была в тупике. Впервые официально тупиковость ситуации признал Андропов, который в июле 1982 года заявил, что мы «не знаем страны, в которой живем, мы не знаем закономерностей по которым живет страна».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59432. Правила дорожнього руху: вивчай, знай, виконуй! 30.5 KB
  Ознайомити учнів з правилами переходу дороги за несприятливих умов. Оголошення теми заняття €œПравила дорожнього руху: вивчай знай виконуй€. План заняття Правила дорожнього руху.
59433. Літературно-мистецьке свято за творчістю І.Франка «Тричі являлася мені любов» 61 KB
  Франко працюючи репетитором у сина сільського священика Михайла Рошкевича знайомиться з його донькою Ольгою. Франко залучає Ольгу до літературної діяльності. Врештірешт Франко прохає Ольгу стати її нареченою.
59434. Cценарій. Барвиста писанка 45.5 KB
  Матеріали: Таблиці та кольорові фотографії писанок Таблиці символіки Кольорові фотографії писанок регіонів України Натуральні писанки Мотивація навчальної діяльності. Діти повинні знати звичаї та обряди українського народу...
59435. Рекомендації щодо проведення свята до Дня Матері 30.5 KB
  З першої миті життя схиляються над нами обличчя матерів. Матері Все життя дивляться вони нам услід бажають добра і щастя. Тож друже мій схилімо голови перед величчю матері перед її світлим образом.
59436. Cценарій: В осінні шати-барви вдяглися ліси й поля 45 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про рідну природу, вчити бачити і розкривати красу навколишнього світу; заохочувати дітей до творчості; розвивати мовлення, мислення дітей; формувати вміння визначати настрій твору...
59437. Сценарій. Тарас Шевченко - провісник долі України 78 KB
  Як досяг чим завоював цю славу найбезправніший солдат Російської імперії найбільшої і найжахливішої вязниці народів яку тільки знала історія СЛОВОМ II ведучий.
59438. Шкільний захід, присвячений О.С. Пушкіну і Н.М. Гончаровій: А душу Твою люблю я ще більше твого лиця... 75.5 KB
  В багатьох художніх творах і літературних працях Наталія Миколаївна зображалась безсердечною пустою легковажною красунею любителькою балів і інших світських розваг. Плакав вітер безсило кидаючись у вікна петербурзької квартири...
59439. Сценарій: Відкрите серце для добра 33.5 KB
  У нас можна допомагати один одному гратись сміятись казати правду фантазувати і творити казати тільки добрі слова дружити. Сьогодні я пропоную пограти в гру Чарівні слова€.
59440. Сценарій свята: Наша мова солов’їна 96 KB
  Поетична грань живе у слові, і слово немислиме без неї, як немислима річка без води. “Рідна мова дорога людині як саме життя” – говорить народна мудрість. Адже без мови не може існувати народ та його культура. Рідне слово порівнюють з хлібом, мову називають солов’їною, дивом калиновим.