95371

Еврейский вопрос в политике СССР в первые послевоенные годы: правда и вымысел

Доклад

История и СИД

Еврейский вопрос в политике СССР в первые послевоенные годы: правда и вымысел. Этим самым СССР стремился 1 ослабить влияние Великобритании на Ближнем Востоке; 2 изменить соотношение сил в этом регионе; 3 и создать дружественное СССР государство которое бы укрепило позиции СССР на Ближнем Востоке.

Русский

2015-09-22

31 KB

0 чел.

25. Еврейский вопрос в политике СССР в первые послевоенные годы: правда и вымысел.

Существуют различные оценки сталинского курса в  еврейском вопросе. Одна из популярных оценок его политики в послевоенные годы сводится к тому, что сталинский курс представлял собой  политику государственного антисемитизма. В качестве аргументов сторонники этой позиции приводят следующие доказательства: а) разгром еврейских антифашистских комитетов (ЕАК) и расстрел большей части их руководства; б) убийство Михоэлса – руководителя ЕАК- рассматривают как политическое и совершенное, якобы, по прямому указу Сталина; в) кампания по борьбе с псевдопатриотами и космополитами безродными опять же рассматривается как кампания антиеврейской направленности; г) «дело врачей», получив огласку, приобрело антисемитский характер и далее уже влилось в более широкую кампанию по борьбе с космополитизмом. В связи с этими фактами, сторонники этой позиции делают однозначный вывод о том, что Сталин – природный антисемит.

Но так ли было на самом деле?

Пережив все ужасы Холокоста и потеряв в результате него 6 млн. человек,  пройдя войну до победного конца, еврейская нация сплотилась и переживала бурный рост национального самосознания. Более 500 тыс. евреев принимали активное участие в ВОВ, внеся большой вклад в дело Победы. Эти факты привели к тому, что в международных структурах активно обсуждался вопрос о создании государства Израиль.

В 1947 году Громыко в своей речи на специальной сессии ООН по Палестине произнес речь, в которой выдвинул идею о создании  Еврейской Автономии в Палестине и ликвидации мандата Великобритании в этом регионе. Этим самым СССР стремился (1) ослабить влияние Великобритании на Ближнем Востоке; (2) изменить соотношение сил в этом регионе; (3) и создать дружественное СССР государство, которое бы укрепило позиции СССР на Ближнем Востоке.

Однако это предложение не имело поддержки западных стран, более того, западные страны выступили против создания государства Израиль. Великобритания не хотела и боялась потерять Палестину. Другие страны были испуганы тем, что создание государства  Израиль вызовет отток еврейского капитала в Израиль. Кроме того, западным странам дружественный СССР Израиль был не выгоден. Поэтому США выдвинули свой проект, смысл которого сводился к тому, что мандат Великобритании будут заменен мандатом ООН.

Тем не менее, 29 ноября 1947 года Ген. Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании еврейского государства, и 14 мая 1948 г. – было провозглашено создание Израиля. Во главе молодого государства встали  бывшие выходцы из России, которые получили здесь образование. Первым государством, с которым Израиль установил отношения в полном объеме, был СССР.  Связи с СССР на первом этапе жизни Израиля были весьма крепки. Во время 1й арабо-израильской войны СССР поставлял туда образцы военной техники, освободил от военной присяги 800 российских офицеров еврейского происхождения, выразивших желание принять участие в этом конфликте, и в целом СССР не чинил препятствий к выезду евреев из СССР в Израиль.

Отношения начинают охлаждаться лишь с конца 1948 года, когда Израиль заявляет о внешнеполитической независимости. За политический просчет тут же были сняты со своих постов Молотов, Микоян и Булганин. Тут же встал вопрос о еврейских антифашистских комитетах и о том, почему советские спецслужбы не доложили о том, что Израиль идет на сближение с США.

Главный вопросам к  АЕК заключался в том, какой антифашистской деятельностью занимались эти комитеты через четыре года после окончания войны, когда была провозглашена победа над фашизмом. Т.е. они занимались не антифашистской деятельностью, а сионистской пропагандой.

Критики Сталина заключали, что в убийство Михоэлса  - спланированное спецслужбами политическое убийство. Однако, для Сталина это убийство было невыгодно во-первых, с точки зрения внешней политики, во-вторых, Сталин расправлялся с политическими противниками через процессы, без помощи наемных убийц, в третьих, Михоэлс был мелкой политической фигурой.

По инициативе советской еврейской общественности, выраженной  в письме академика Капицы, началась кампания по борьбе с псевдо патриотами и космополитами безродными. В 1947 г. суды чести начали рассматривать преступления, не попадающие в компетенцию судов.  В 1948 г. в газете «Правда» выходит статья «об одной антипатриотичной группе театральных критиков». Тем не менее, по результатам кампании по борьбе с космополитизмом никто не был репрессирован, т.к. эта кампания носила сугубо культурно-литературный характер. Кроме того, еще при жизни Сталина 1/3 писателей-лауреатов Сталинской премии  были евреи (Барто, Маршак, Казаченко), и половина всех режиссеров-лауреатов тоже были евреями (Трауберг, Ромм, Райзман).

В 1952 г. началось Дело врачей (дело о сионистском заговоре в МГБ), в котором большинство обвиняемых были связаны с еврейской международной организацией «Джойнт». Дело врачей вызвало широкий общественный резонанс не только внутри страны, но и за рубежом, ухудшив отношения СССР с Израилем. После того, как в советском посольстве в Израиле была взорвана бомба, 11 февраля 1953 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем.

Таким образом, антисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим, ни бытовым. Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4464. Велика Руїна. Гетьманщина. Ліквідація української автономної державності 104.14 KB
  Велика Руїна. Гетьманщина. Ліквідація української автономної державності. Мета заняття. Ознайомити студентів із причинами та основними подіями громадянської війни - Руїни в Україні. Показати особливості становища українських земель кінця 17- по...
4465. Українські землі у складі Російської та Австро-Угорської імперій у ХІХ – на початку ХХ ст. 67.91 KB
  Українські землі у складі Російської та Австро-Угорської імперій у ХІХ – на початку ХХ ст. Мета заняття.Ознайомити студентів із становищем українських земель у XIX- на поч. ХХ ст., особливостями соціально-економічного розвитку та суспільн...
4466. Українська національна демократична революція 1917-1921 рр. Україна в складі СРСР (1922 – 1939 рр.) 75.63 KB
  Українська національна демократична революція 1917-1921 рр. Україна в складі СРСР (1922 – 1939 рр.) Мета заняття.Ознайомити студентів із становленням української державності та боротьбою різних сил в Україні у 1917-1921р.р.,становищ...
4467. Україна в роки Другої світової війни. Суспільно-політичний, соціально-економічний розвиток України від другої половини 40-х до початку 80-х рр. ХХ ст. 79.85 KB
  Україна в роки Другої світової війни. Суспільно-політичний, соціально-економічний розвиток України від другої половини 40-х до початку 80-х рр. ХХ ст. Мета заняття: Ознайомитись з планами гітлерівців щодо України, основними подіями та перебігом війс...
4468. Національно-державне відродження українського народу. Незалежна Україна на сучасному етапі 67.98 KB
  Перебудова в СРСР та її наслідки для України. Спроба державного перевороту в СРСР і Україна. Розпад Радянського Союзу і відродження незалежної України. Розгортання державотворчих процесів. Становлення владних структур, прийняття Конституції України Політичне життя в Україні. Вибори до Верховної Ради України в 1994, 1998, 2002, 2006, 2007 рр. Вибори Президента України 1999, 2004, 2010 рр.
4469. Історія україни Опорний конспект. Методична розробка 1.37 MB
  Методична розробка Опорний конспект з історії України написана на основі навчальної програми курсу Історія України для вищих навчальних закладів І і ІІ рівнів акредитації дає вказівки по вивченню, засвоєнню матеріалу, що вивчається аудиторно. Робота...
4470. Основи теорії держави і права 181.5 KB
  Основи теорії держави і права Ознайомити студентів із поняттям держави і права, їх ознаками, закономірностями виникнення, основними теоріями походження та функціями. Охарактеризувати форми держави і права,поняття та ознаки г...
4471. Основи Конституційного права України 180.5 KB
  Основи Конституційного права України. Мета заняття.Ознайомити студентів із основами конституційного права України, загальними засадами конституційного ладу, народовладдям та формами його здійснення. Охарактеризувати види виборів та головні при...
4472. Основи Цивільного права 223 KB
  Основи Цивільного права Мета заняття.Ознайомити студентів із основами цивільного права, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, суб’єктами та об’єктами цивільно-правових відносин, суттю права власності та формами його захи...