95371

Еврейский вопрос в политике СССР в первые послевоенные годы: правда и вымысел

Доклад

История и СИД

Еврейский вопрос в политике СССР в первые послевоенные годы: правда и вымысел. Этим самым СССР стремился 1 ослабить влияние Великобритании на Ближнем Востоке; 2 изменить соотношение сил в этом регионе; 3 и создать дружественное СССР государство которое бы укрепило позиции СССР на Ближнем Востоке.

Русский

2015-09-22

31 KB

0 чел.

25. Еврейский вопрос в политике СССР в первые послевоенные годы: правда и вымысел.

Существуют различные оценки сталинского курса в  еврейском вопросе. Одна из популярных оценок его политики в послевоенные годы сводится к тому, что сталинский курс представлял собой  политику государственного антисемитизма. В качестве аргументов сторонники этой позиции приводят следующие доказательства: а) разгром еврейских антифашистских комитетов (ЕАК) и расстрел большей части их руководства; б) убийство Михоэлса – руководителя ЕАК- рассматривают как политическое и совершенное, якобы, по прямому указу Сталина; в) кампания по борьбе с псевдопатриотами и космополитами безродными опять же рассматривается как кампания антиеврейской направленности; г) «дело врачей», получив огласку, приобрело антисемитский характер и далее уже влилось в более широкую кампанию по борьбе с космополитизмом. В связи с этими фактами, сторонники этой позиции делают однозначный вывод о том, что Сталин – природный антисемит.

Но так ли было на самом деле?

Пережив все ужасы Холокоста и потеряв в результате него 6 млн. человек,  пройдя войну до победного конца, еврейская нация сплотилась и переживала бурный рост национального самосознания. Более 500 тыс. евреев принимали активное участие в ВОВ, внеся большой вклад в дело Победы. Эти факты привели к тому, что в международных структурах активно обсуждался вопрос о создании государства Израиль.

В 1947 году Громыко в своей речи на специальной сессии ООН по Палестине произнес речь, в которой выдвинул идею о создании  Еврейской Автономии в Палестине и ликвидации мандата Великобритании в этом регионе. Этим самым СССР стремился (1) ослабить влияние Великобритании на Ближнем Востоке; (2) изменить соотношение сил в этом регионе; (3) и создать дружественное СССР государство, которое бы укрепило позиции СССР на Ближнем Востоке.

Однако это предложение не имело поддержки западных стран, более того, западные страны выступили против создания государства Израиль. Великобритания не хотела и боялась потерять Палестину. Другие страны были испуганы тем, что создание государства  Израиль вызовет отток еврейского капитала в Израиль. Кроме того, западным странам дружественный СССР Израиль был не выгоден. Поэтому США выдвинули свой проект, смысл которого сводился к тому, что мандат Великобритании будут заменен мандатом ООН.

Тем не менее, 29 ноября 1947 года Ген. Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании еврейского государства, и 14 мая 1948 г. – было провозглашено создание Израиля. Во главе молодого государства встали  бывшие выходцы из России, которые получили здесь образование. Первым государством, с которым Израиль установил отношения в полном объеме, был СССР.  Связи с СССР на первом этапе жизни Израиля были весьма крепки. Во время 1й арабо-израильской войны СССР поставлял туда образцы военной техники, освободил от военной присяги 800 российских офицеров еврейского происхождения, выразивших желание принять участие в этом конфликте, и в целом СССР не чинил препятствий к выезду евреев из СССР в Израиль.

Отношения начинают охлаждаться лишь с конца 1948 года, когда Израиль заявляет о внешнеполитической независимости. За политический просчет тут же были сняты со своих постов Молотов, Микоян и Булганин. Тут же встал вопрос о еврейских антифашистских комитетах и о том, почему советские спецслужбы не доложили о том, что Израиль идет на сближение с США.

Главный вопросам к  АЕК заключался в том, какой антифашистской деятельностью занимались эти комитеты через четыре года после окончания войны, когда была провозглашена победа над фашизмом. Т.е. они занимались не антифашистской деятельностью, а сионистской пропагандой.

Критики Сталина заключали, что в убийство Михоэлса  - спланированное спецслужбами политическое убийство. Однако, для Сталина это убийство было невыгодно во-первых, с точки зрения внешней политики, во-вторых, Сталин расправлялся с политическими противниками через процессы, без помощи наемных убийц, в третьих, Михоэлс был мелкой политической фигурой.

По инициативе советской еврейской общественности, выраженной  в письме академика Капицы, началась кампания по борьбе с псевдо патриотами и космополитами безродными. В 1947 г. суды чести начали рассматривать преступления, не попадающие в компетенцию судов.  В 1948 г. в газете «Правда» выходит статья «об одной антипатриотичной группе театральных критиков». Тем не менее, по результатам кампании по борьбе с космополитизмом никто не был репрессирован, т.к. эта кампания носила сугубо культурно-литературный характер. Кроме того, еще при жизни Сталина 1/3 писателей-лауреатов Сталинской премии  были евреи (Барто, Маршак, Казаченко), и половина всех режиссеров-лауреатов тоже были евреями (Трауберг, Ромм, Райзман).

В 1952 г. началось Дело врачей (дело о сионистском заговоре в МГБ), в котором большинство обвиняемых были связаны с еврейской международной организацией «Джойнт». Дело врачей вызвало широкий общественный резонанс не только внутри страны, но и за рубежом, ухудшив отношения СССР с Израилем. После того, как в советском посольстве в Израиле была взорвана бомба, 11 февраля 1953 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем.

Таким образом, антисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим, ни бытовым. Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52359. This Magic World of Books 81.5 KB
  Цілі: практична: узагальнити та закріпити лексикограматичний матеріал Pssive Voice Present Perfect; тренувати учнів в аудіюванні та читанні; формувати навички діалогічного та монологічного мовлення у парній та груповій роботі; практикувати учнів в письмі; розвивальна: розвивати мовну здогадку та мовленнєву реакцію учнів вміння характеризувати літературних героїв; довготривалу та оперативну пам'ять; стимулювати логічне мислення уяву; розширювати загальний світогляд; виховна: виховувати...
52360. Книги в нашому житті 52 KB
  Today we are going to talk about the role of books in the people’s life, and about people who write books. We want to listen to your opinions about reading, about your favourite books, and their authors. I hope you will be energetic and active.
52361. Books in our life. Libraries in Ukraine 43 KB
  Objectives: to give some information about libraries in Ukraine; to develop communicative abilities of pupils; to practice pupils in speaking, reading, writing.
52362. Books in our life 771 KB
  Good afternoon, pupils and guests! Im glad to see you. Look at the screen and you can easily guess the topic of our lesson. “Reading makes a full man”, said Francis Bacon. Do you agree with him? Have you guessed the topic of the lesson? So, the topic is “Books in our life”.
52363. BOOKS ARE OUR FRIENDS. THE BIOGRAPHY OF M. TWAIN 42.5 KB
  You are right. They are books and the name of our lesson is “Books are our Friends”. The motto of the lesson is “The more we read, the more we know”. The main task of our lesson is to summarize the information you have learnt about books. Well practice the word that you have learnt in the previous lessons, listen to the text about Mark Twain and speak on it, enjoy the time of our communication and learning.)
52364. Продолжение Национально-освободительной борьбы в 1648-1649гг 83.5 KB
  Какая личная трагедия была у гетмана Хмельницкого Помог ли ему польский король Учитель. К войску Хмельницкого присоединились реестровые войска крестьяне ополяченные украинские шляхтичи Иван Выговский Мрозовицкий Морозенко братья Нечай Иван Богун и другие. Когда поляки пришли к Пиляве то увидели лагерь Хмельницкого. Полякам не удалось хорошо разместиться и после одной и второй неудачных военных попыток против Хмельницкого потеряли смелость и военную удачу.
52365. Розгортання національно-визвольної боротьби в 1648-1649 роках 77 KB
  Методи: розповідь учителя відкритий мікрофон снігова куля робота з підручником джерелами бесіда. Робота з епіграфом. Робота з картою Завдання: Користуючись картою визначте напрямок руху повстанської армії після перемоги під Корсунем. Робота з посібником Буштрук О.
52366. Стежинами ботанічних садів 454.5 KB
  Своєрідною визитівкою цього ботанічного саду є Сирінгарій сад бузків. Колекція рослин саду налічує 30 тисяч видів гібридів і сортів рослин практично всіх країн світу. Так у Нікітському ботанічному саду ростуть 11 дерев секвойї гігантської. Але не лише екзотичні дерева вражають відвідувачів Нікітського ботанічного саду.
52367. ШКОЛА УКРАЇНСЬКИХ МОНУМЕНТАЛІСТІВ МИХАЙЛА БОЙЧУКА 72 KB
  Мета: Ознайомити учнів із художньою спадщиною української школи монументалістів Михайла Бойчука Завдання: навчальні: формувати навички художньої самоосвіти навчити розуміти особливості часу та особистості через мову живопису набуття досвіду щодо створення художніх образів у процесі практичної діяльності розвивати художньо образне мислення навчити розрізняти різні техніки живопису та характерні особливості мистецьких стилів різних епох; Розвивальні: збагачення емоційно естетичного досвіду формування культури почуттів стимулювання...