95371

Еврейский вопрос в политике СССР в первые послевоенные годы: правда и вымысел

Доклад

История и СИД

Еврейский вопрос в политике СССР в первые послевоенные годы: правда и вымысел. Этим самым СССР стремился 1 ослабить влияние Великобритании на Ближнем Востоке; 2 изменить соотношение сил в этом регионе; 3 и создать дружественное СССР государство которое бы укрепило позиции СССР на Ближнем Востоке.

Русский

2015-09-22

31 KB

0 чел.

25. Еврейский вопрос в политике СССР в первые послевоенные годы: правда и вымысел.

Существуют различные оценки сталинского курса в  еврейском вопросе. Одна из популярных оценок его политики в послевоенные годы сводится к тому, что сталинский курс представлял собой  политику государственного антисемитизма. В качестве аргументов сторонники этой позиции приводят следующие доказательства: а) разгром еврейских антифашистских комитетов (ЕАК) и расстрел большей части их руководства; б) убийство Михоэлса – руководителя ЕАК- рассматривают как политическое и совершенное, якобы, по прямому указу Сталина; в) кампания по борьбе с псевдопатриотами и космополитами безродными опять же рассматривается как кампания антиеврейской направленности; г) «дело врачей», получив огласку, приобрело антисемитский характер и далее уже влилось в более широкую кампанию по борьбе с космополитизмом. В связи с этими фактами, сторонники этой позиции делают однозначный вывод о том, что Сталин – природный антисемит.

Но так ли было на самом деле?

Пережив все ужасы Холокоста и потеряв в результате него 6 млн. человек,  пройдя войну до победного конца, еврейская нация сплотилась и переживала бурный рост национального самосознания. Более 500 тыс. евреев принимали активное участие в ВОВ, внеся большой вклад в дело Победы. Эти факты привели к тому, что в международных структурах активно обсуждался вопрос о создании государства Израиль.

В 1947 году Громыко в своей речи на специальной сессии ООН по Палестине произнес речь, в которой выдвинул идею о создании  Еврейской Автономии в Палестине и ликвидации мандата Великобритании в этом регионе. Этим самым СССР стремился (1) ослабить влияние Великобритании на Ближнем Востоке; (2) изменить соотношение сил в этом регионе; (3) и создать дружественное СССР государство, которое бы укрепило позиции СССР на Ближнем Востоке.

Однако это предложение не имело поддержки западных стран, более того, западные страны выступили против создания государства Израиль. Великобритания не хотела и боялась потерять Палестину. Другие страны были испуганы тем, что создание государства  Израиль вызовет отток еврейского капитала в Израиль. Кроме того, западным странам дружественный СССР Израиль был не выгоден. Поэтому США выдвинули свой проект, смысл которого сводился к тому, что мандат Великобритании будут заменен мандатом ООН.

Тем не менее, 29 ноября 1947 года Ген. Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании еврейского государства, и 14 мая 1948 г. – было провозглашено создание Израиля. Во главе молодого государства встали  бывшие выходцы из России, которые получили здесь образование. Первым государством, с которым Израиль установил отношения в полном объеме, был СССР.  Связи с СССР на первом этапе жизни Израиля были весьма крепки. Во время 1й арабо-израильской войны СССР поставлял туда образцы военной техники, освободил от военной присяги 800 российских офицеров еврейского происхождения, выразивших желание принять участие в этом конфликте, и в целом СССР не чинил препятствий к выезду евреев из СССР в Израиль.

Отношения начинают охлаждаться лишь с конца 1948 года, когда Израиль заявляет о внешнеполитической независимости. За политический просчет тут же были сняты со своих постов Молотов, Микоян и Булганин. Тут же встал вопрос о еврейских антифашистских комитетах и о том, почему советские спецслужбы не доложили о том, что Израиль идет на сближение с США.

Главный вопросам к  АЕК заключался в том, какой антифашистской деятельностью занимались эти комитеты через четыре года после окончания войны, когда была провозглашена победа над фашизмом. Т.е. они занимались не антифашистской деятельностью, а сионистской пропагандой.

Критики Сталина заключали, что в убийство Михоэлса  - спланированное спецслужбами политическое убийство. Однако, для Сталина это убийство было невыгодно во-первых, с точки зрения внешней политики, во-вторых, Сталин расправлялся с политическими противниками через процессы, без помощи наемных убийц, в третьих, Михоэлс был мелкой политической фигурой.

По инициативе советской еврейской общественности, выраженной  в письме академика Капицы, началась кампания по борьбе с псевдо патриотами и космополитами безродными. В 1947 г. суды чести начали рассматривать преступления, не попадающие в компетенцию судов.  В 1948 г. в газете «Правда» выходит статья «об одной антипатриотичной группе театральных критиков». Тем не менее, по результатам кампании по борьбе с космополитизмом никто не был репрессирован, т.к. эта кампания носила сугубо культурно-литературный характер. Кроме того, еще при жизни Сталина 1/3 писателей-лауреатов Сталинской премии  были евреи (Барто, Маршак, Казаченко), и половина всех режиссеров-лауреатов тоже были евреями (Трауберг, Ромм, Райзман).

В 1952 г. началось Дело врачей (дело о сионистском заговоре в МГБ), в котором большинство обвиняемых были связаны с еврейской международной организацией «Джойнт». Дело врачей вызвало широкий общественный резонанс не только внутри страны, но и за рубежом, ухудшив отношения СССР с Израилем. После того, как в советском посольстве в Израиле была взорвана бомба, 11 февраля 1953 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем.

Таким образом, антисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим, ни бытовым. Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46049. Экология, конспект лекций 765 KB
  Как часть биологического цикла, общая экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой. Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней вплоть до глобального, т.е. до биосферы в целом.
46050. Функции PR в обществе и организации 46 KB
  Третье издание международного Вебстерского толкового словаря определяет PR как науку и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью фирмой или учреждением и общественностью.Брум предложили следующее определение: PR это функция управления способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью от которой зависит ее успех или неудача. В основном они сосредоточены на отдельном признаке или направлении деятельности специалистов в области связей с...
46051. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами 19.54 KB
  Интеллектуальные права на произведения науки литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права: 1 исключительное право на произведение; 2 право авторства; 3 право автора на имя; 4 право на неприкосновенность произведения; 5 право на обнародование произведения. Она может представляться в форме следующих объектов авторского права определённых законодательством об авторском праве или содержать их: литературных произведений оригинальные рекламные сообщения касающиеся физического или...
46052. КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА 25 KB
  Журналист всегда обязан действовать исходя из принципов профессиональной этики зафиксированных в настоящем кодексе принятие одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России. Журналист соблюдает законы своей страны но в том что касается выполнения профессионального долга он признает юрисдикцию только своих коллег отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было. Журналист...
46053. Теории потребительского поведения 8.37 MB
  Приходя на рынок, потребитель ставит перед собой цель: максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления благ. Потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе.
46054. МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ПР 29.94 KB
  Позиционирование является одной из важнейших маркетинговых стратегий. Позиционирование продукта особенно важно по отношению к другим маркам в рамках той же категории продукта Schiffmn L. Позиционирование партийных программ времен КПСС выражалось в лозунгах Каждой семье отдельную квартиру к 2000 году и под. Джоан Райан и Джордж Леммон пытаются отграничить позиционирование от построения имиджа: позиционирование в сильной степени отличается от построения имиджа поскольку оно включает помещение продукта или услуги в конкурирующий контекст.
46055. Медиарилейшнз: современное состояние и перспективы развития 34 KB
  Отличительной чертой этих отношений сложившихся на политическом рынке России в последние 34 года можно назвать непосредственное участие СМИ в многочисленных избирательных кампаниях ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского общества. При этом важно отметить что включенность СМИ в избирательный процесс чаще всего сопровождается так называемыми информационными войнами разгорающимися в борьбе за властный ресурс между крупнейшими политикофинансовыми группами страны. Большая часть электронных и печатных СМИ сконцентрировалась в...
46056. Особенности макро- и микросреды функционирования российских предприятий 58.5 KB
  Маркетинговая среда – совокупность активных субъектов и сил действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Определяет цели фирмы общие стратегические установки и текущую политику. Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Маркетинговые посредники – это фирмы помогающие компании в...
46057. Организация специальных PR-мероприятий: разработка общей концепции и сценария мероприятия; организация и курирование мероприятия; оценка эффективности 25.56 KB
  Организация специальных PRмероприятий: разработка общей концепции и сценария мероприятия; организация и курирование мероприятия; оценка эффективности. По Алёшиной: Специальные события это мероприятия проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании её деятельности и продуктам. Мероприятия имеющие значение для общественности более широкой чем сами участники предполагается освещать в СМИ. Специальные мероприятия как правило привязывают к особым корпоративным датам событиям появлению новинок.