95399

Национальная политика царизма в начале XX в. Национальный вопрос в программах и деятельности политических партий (до 1917 г.)

Доклад

Политология и государственное регулирование

Конституционно-демократическая партия кадеты: Гражданское и политическое равноправие; свобода культурного самоопределения; русский язык язык государственной администрации армии и флота; автономия Польши и особое государственное устройство Финляндии.

Русский

2015-09-22

46 KB

2 чел.

Национальная политика царизма в начале XX в. Национальный вопрос в программах и деятельности политических партий (до 1917 г.)

Россия формировалась как многонациональное государство. К концу 19-началу 20 века в империи проживало около 100 наций. Но в России не было юридически господствующей нации. Российская империя никогда не была государством только для русских. При Александре III проводилась политика русификации, однако, к началу 20 века стала очевидной несостоятельность этого курса. Поражение России в войне с Японией и первая российская революция породили быстрый подъём национальных движений. Общими требованиями были уравнение народностей в правах, обучение на родном языке, свобода вероисповедания. В Финляндии и Польше пользовался широкой поддержкой лозунг территориальной автономии, за которым стояло стремление к полной государственной независимости.

В этот период губернатором Финляндии был назначен Н.И. Бобриков, выступавший за проведение в княжестве откровенно русификаторской политики. В 1899 году делопроизводство в Финляндии было переведено на русский язык. 3 февраля 1899 года Николай II провозгласил в манифесте, что впредь для издания общеимперских законов, касающихся Финляндии, достаточно не решения, а лишь мнения финляндского Сейма. Все эти акты были встречены массовой кампанией гражданского неповиновения, ростом организованного национального, рабочего, а затем социал-демократического движения. После поражения революции Николай II и его ближайшее окружение снова взяли курс на ликвидацию финляндской автономии. Весной 1910 года в срочном порядке в Думе было проведено обсуждение закона, определявшего дальнейшее направление общеимперского законодательства, касающегося Финляндии: общеимперские законы, затрагивающие Финляндию, должны были приниматься только в российской Думе и Государственном совете, а мнение финляндских Сената и сейма могло не учитываться. В 1912 году через законодательные палаты были проведены два закона: взамен отбывания финнами воинской службы, Финляндия должна была вносить определённую сумму в российский бюджет; право на государственную службу в Финляндии получали выпускники всех учебных заведений империи.

В Польше в конце 19 века самодержавие решило пойти на уступки в некоторых частных вопросах: был отменён введённый в 1863 г. процентный сбор с недвижимости и имений лиц польского происхождения в Западном крае, было разрешено преподавать по-польски польский язык и Закон Божий католического вероисповедания и разговаривать по-польски на переменах. Закон декабря 1905 г. значительно расширил контроль Варшавского генерал-губернатора над католической церковью, особенно в районах с бывшим униатским населением. В основном были сохранены ограничения поляков-католиков в западном крае. Было разрешено покупать землю у поляков же. После поражения первой русской революции 1905-1907 гг. российские власти усилили антипольскую направленность своей политики. Третьеиюньский избирательный закон резко сократил польское представительство в Думе – с 37 до 14 депутатов. В 1911 г. закон о земстве вводил в крае национальные курии, ограничивавшие представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении. Осенью 1914 г. Совет министров приступил к обсуждению польского вопроса. Большинство участников исходило из необходимости сохранения единого Российского государства, поэтому их уступки не шли далее создания в Польше Наместничества, широкого развития местного самоуправления, и признания за польским языком статуса государственного.

В годы первой русской революции в политике правительства наметились перемены в отношении украинского и белорусского населения. В январе 1905 г. МВД заявило о готовности способствовать развитию самосознания украинцев и белорусов. Католикам-крестьянам разрешено было покупать земли в Западном крае. Был снят заперт на печатание, каждый раз с благословения Синода, переводов Евангелия на украинский язык. После поражения революции правительство П.А. Столыпина категорически выступило против инициативы Гос. Думы принять закон о начальном обучении украинцев на родном языке.

Закавказье. Новым фактором в национальной политике в конце 19 века стала русская колонизация окраин. В 1896-1897 гг. было решено сосредоточить усилия на создании на побережье “ядра русских людей”, которые служили бы проводниками русского влияния на местное население. Главноначальствующий на Кавказе Голицын добился принятия указа 29 мая 1898 г., запрещающего приобретение в Закавказье иностранцами земли вне городов, кроме как для устройства заводов и горнозаводских предприятий, закон 15 апреля 1899 г. разрешал переселение на Кавказ только лицам русского происхождения и православного вероисповедания. Такая политика не могла не вызвать недовольства не только крестьян и рабочих, но и представителей имущих слоёв населения. В петиции кавказских мусульман, представленной в Комитет министров в начале 1905 г., говорилось о необходимости уравнения в правах с остальным населением России, свобода образования и печати на родном языке, введении земского самоуправления, ликвидации остатков крепостной зависимости крестьянства. В условиях начинавшейся революции Николай II решил восстановить на Кавказе наместничество. Накануне первой мировой войны Кавказский край состоял из двух частей: Северного Кавказа и Закавказья. Северный Кавказ в административном отношении был разделён на терскую и Кубанскую области, а Закавказье на 6 губерний, 3 области и 2 округа. Губернии делились на уезды, а области на отделы и округа. Назначаемый императором наместник имел достаточно широкие полномочия. Он имел право своей властью решать все вопросы, которые не требовали издания новых законов.

Средняя Азия. В 80-е годы 19 века окончательно сформировались границы России в Средней Азии. В 1895 г. между британским и российским правительствами было достигнуто разграничение сфер влияния на Памире. Реальная власть в крае принадлежала военному ведомству. Администрацию края возглавлял назначаемый императором генерал-губернатор. В ходе столыпинской реформы происходила конфискация казахских земель в пользу переселенцев. Первые попытки российского мусульманства выступить в общероссийском масштабе в качестве силы были сделаны в 1905 г. Было заявлено о несправедливости отказа мусульманам в праве на проведение собраний и съездов. Был принят “Устав всероссийского мусульманского союза”. 16-21 августа 1906 г. в Нижнем Новгороде состоялся 3-ий съезд мусульман. В этот период среди представителей татарской кавказской и среднеазиатской либеральной интеллигенции распространилось движение джадидизма, провозгласившего программу культурных реформ, способствующих, при сохранении национально-духовной самобытности, более активному вовлечению широких мусульманских масс в процессе модернизации и европеизации, имевшей место в России начала 20 века. Новое совещание по мусульманским делам было проведено весной 1914 г. Оно снова расценило как главную опасность не общие идеи панисламизма и пантюркизма, сочтя их утопическими, а “пантатаризм” – стремление создать общие для российских тюрков язык и культуру на основе волжско-татарской. В годы первой мировой войны мусульманская фракция Думы сосредоточила свои усилия на проблеме самоуправления и культурно-религиозных вопросах. В 1914 г. в России проживало более половины евреев мира. В 1907 г., возобновилось выселение в “черту оседлости” значительной группы евреев-ремесленников, лишённых права жить за её пределами законами конца 19 века, вводились более жёсткие ограничения числа евреев в учебных заведениях. евреям при этом было запрещено быть управляющими недвижимым имуществом и директорами-распорядителями таких предприятий. Бурный протест российских промышленников вынудил Николая II объявить

о временном прекращении этих правил, но фактически они применялись и в дальнейшем. Первая мировая война фактически ликвидировала “черту оседлости”, ибо значительная часть её губерний стала театром военных действий.

Последним территориальным приобретением Российской империи стал Урянхайский край (Тува). В 1914 г. Николай II принял решение установить над Тувой русский протекторат, включить новые территории в состав Енисейской губернии Иркутского генерал-губернаторства. В соответствии с условиями протектората Тува отказывалась от самостоятельной внешней политики. Все внешние связи отныне осуществлялись через специального комиссара – чиновника Министерства иностранных дел России.

Национальный вопрос в программах и деятельности политических партий.

Союз русского народа. Основополагающими идеями Союза были незыблемость царской власти, особая роль православия в государстве, единство и неделимость империи, специфичность российского пути развития.

Русский народный союз имени Михаила Архангела (РНС). Возник в марте 1908 г. в результате раскола Союза русского народа. РНС в своей программе подчёркивал, что благо Родины зависит от сохранения в чистоте православной веры, идей самодержавия и самобытного пути развития, Государственная Дума должна быть носительницей чисто русских идеалов, а сила Родины состоит в неделимой целостности Государства Российского.

Большевики: Право нации на самоопределение; предоставление широкой автономии всем народам, которые хотят остаться в составе единого государства; равноправие больших и малых народов и народностей; формирование рабочих организаций не по национальному, а по интернациональному признаку.

Союз 17 октября: Россия – унитарное государство; отрицание какой-либо федерации; гражданские и политические права и свободы для всего населения; признание автономии Финляндии при сохранении связи с империей.

Конституционно-демократическая партия (кадеты): Гражданское и политическое равноправие; свобода культурного самоопределения; русский язык – язык государственной администрации, армии и флота; автономия Польши и особое государственное устройство Финляндии.

Первые национальные политические партии стали формироваться прежде всего в тех регионах, где освободительное движении имело давние традиции. Решающее влияние на формирование национальных партий имела первая российская революция. Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии (объединение всех католиков-поляков, литовцев, белорусов в одну могущественную партию с целью борьбы с царским правительством для развития благосостояния края). Украинская демократическая и Украинская радикальная либерально-демократические партии (парламентское государство, дем. права и свободы, право народов России на политическое и культурное самоопределение, автономно-федеративное устройство, обеспечение прав национальных меньшинств). Молдавская национал-демократическая партия. Основными требованиями партии были автономия Бесарабии в составе России и введение в школах преподавания молдавского языка. В Польше - Национально-демократическая партия (выступала за независимость Польши, но не вооруженным путем, а путём постоянных уступок со стороны самодержавия). В Финляндии – Старофинская и Младофинская партии: В отличие от Старофинской, Младофинская партия выступала за пассивное сопротивление попыткам русского правительства ограничить финскую автономию. В Баку была создана партия Мусульманская демократическая партия Мусават. Главными лозунгами партии были: тюркизация, исламизация, модернизация. Партия также придерживалась идеи образования державы под эгидой Турции. В Средней Азии полит. партии формировались на основе джадидизма: модернизировать мусульманские общины через реформы и просвещение; достичь духовного и политического единения мусульман Российской империи; выработать формы взаимодействия русских мусульман с Западом. На окраинах Российской империи первые политические организации социалистического толка стали появляться в 80-90-е гг. 19 века. Второй Пролетариат стал преемником революционных традиций Первого Пролетариата и стремился более отчетливо выражать национальные интересы и в качестве ближайшей задачи выдвигал совместную борьбу польского и российского пролетариата за конституцию для всей России и территориальную автономию для Польши. 1893 г. Второй Пролетариат объединился с Союзом польских рабочих в Польскую социалистическую партию. Партия выступила с требованием восстановления самостоятельного Польского государства в границах прежней Речи Посполитой. 1900 г. в Харькове была основана Революционная украинская партия. В программе партии говорилось о насильственной борьбе за возвращение Украине прав. В 1900-1901 гг. В России возникли организации “сионистов-социалистов Поалей-Цион”. Значительная часть их выступала за создание самостоятельного еврейского государства в Палестине. В 1904-1906 гг. были созданы партии: Сионистско-социалистическая рабочая партия (ССРП), Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП) и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45384. Предмет и методология тгп 48.66 KB
  Предмет и методология тгп Теория государства и права система научных знаний об объективных свойствах государства и права их внутренней структуре и логике развития; об основных и общих закономерностях возникновения развития и функционирования государственноправовых явлений. Как и любая другая наука теория государства и права имеет свой предмет и метод. Предмет теории государства и права объективные свойства государства и права основные и общие закономерности возникновения развития и функционирования государственных и правовых...
45385. Социально-исторические предпосылки происхождения государства 72 KB
  юридические факты и фактические составы понятие чиды Юридические факты это определённые жизненные обстоятельства условия ситуации с которыми нормы права связывают возникновение прекращение или изменение правоотношений. Эти факты становятся юридическими не в силу какихто особых внутренних свойств а в результате при знания их таковыми государством законом. Не право порождает подобные факты они возникают и существуют помимо не го но право придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочения общественной и государст...
45386. Основные теории происхождения государств 80 KB
  Теологическая теория Фома Аквинский базируется на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства его незыблемости. Данная теория основывается на идее происхождения государства в результате соглашения договора как акта разумной воли людей. Договорившись о создании государства люди либо передают правителю часть своих прирожденных прав чтобы потом получить их из его рук один вариант трактовки происхождения государства либо условливаются о сохранении...
45387. Понятие и сущность государства 67.5 KB
  Государство характеризуют следующие признаки отличающие его как от догосударственных так и него сударственных организаций: 1 наличие публичной власти выделенной из общества и не совпадающей с населением страны государство обязательно обладает аппаратом управления принуждения правосудия ибо публичная власть это чиновники армия полиция суды а также тюрьмы и другие учреждения; 2 система налогов податей займов выступая основной доходной частью бюджета любого государства они необходимы для проведения определённой политики и...
45388. Публичная политическая власть как признак государства. Понятие и свойства, легитимность легальность 47.59 KB
  юридический прецедент как источник права Юридический прецедент судебная практика более распространенный в современном мире источник права чем правовой обычай. Иначе говоря юридический прецедент это следование не общему правилу установленному нормой права а норма сформировавшаяся в результате практики разрешения аналогичных дел. Судебный прецедент признавался источником права еще в Древнем Риме. Многие институты римского права сложились на базе судебных решений.
45389. Территория государства 57.35 KB
  Нормативные акты издаются органами обладающими нормотворческой компетенцией в строго установ ленной форме. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзакон ные акты.; 3 федеральные законы это акты текущего законодательства посвящённые различным сторонам соци альноэкономической политической и духовной жизни общества например Гражданский кодекс РФ Уголов ный кодекс РФ Семейный кодекс РФ и пр. Виды подзаконных актов: 1 указы Президента РФ высшие по юридической силе подзаконные...
45390. Правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды 50.58 KB
  правовое сознание: понятие структура уровни и виды Правосознание одна из форм общественного сознания наряду с политическим нравственным научным художественным философским и т. Следовательно правосознание юридическая категория подлежащая изучению юридической наукой. Правосознание выполняет следующие основные функции раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1 оценочную; 2 регулятивную; 3 познавательную; 4 прогностическую. Ни одно юридическое явление образование ни один правовой институт не остаются вне...
45391. Государственный суверенитет: понятие признаки, формы выражения 47.37 KB
  Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативноправового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы. Например истечением определенного срока после опубликования нормативноправового акта. Цель такой отсрочки обеспечить чтобы до вступления нормативноправового акта в силу все заинтересованные лица могли тщательно изучить содержащиеся в нем правовые нормы и подготовиться к их реализации. Вступление в силу нормативноправового акта в целом или отдельных его...
45392. Основные подходы к типологии государства 46.97 KB
  Основные подходы к типологии государства Типология это теория о типах тех или иных явлений. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить чьи интересы выражали и обслуживали государства объединенные в данный тип. Тип государства совокупность государств которые имеют сходные общие черты проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития базировании на одинаковых экономических производственных отношениях на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового классового аспектов их сущности аналогичном уровне...