954

Основы экономической теории

Конспект

Экономическая теория и математическое моделирование

Предмет и метод экономической теории. Общие проблемы экономического развития и основные экономические системы. Рынок, его сущность и функции. Правовые предпосылки рыночного хозяйства. Эластичность спроса и предложения. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия.

Русский

2013-01-06

541 KB

6 чел.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Общие проблемы экономического развития и основные экономические системы

1.Экономическая наука зародилась в Древней Греции в виде суждений мыслителей античности о лучших способах ведения хозяйства, о закономерностях производства и обмена, ее задачей  являлась наиболее выгодная организация своего хозяйства. Экономика имела натуральный характер, продукция производилась для собственного потребления рабовладельцев и их семей. Но имели место и товарные отношения, хотя они были второстепенны. Основоположниками экономической науки по праву  считаются:

-Ксенофонт (430—355 гг. до н.э.), который  на основе собственного опыта составил руководство по управлению рабовладельческим хозяйством под названием «Экономика» (от греч. «экос» — хозяйство, «номос» — закон);

-Платон (428—348 гг. до н.э.), он  в своем сочинении «Государство» выдвинул проект идеального государственного устройства;

-Аристотель (384—322 гг. до н.э.), который  впервые попытался систематизировать представления об экономике, о закономерностях хозяйственных процессов и явлений.

Разнообразие  течений в определении экономической  теории можно объяснить различным подходом к изучению самой экономики, местными условиями развития экономики государства, в котором образовалось то или иное течение.  Рассмотрим наиболее известные и значимые течения.

Меркантилизм (от итальянского слова merkante — торговец). Это течение тесно связано с первой формой капитала - торговым капиталом. Меркантилисты придавали большое значение экономической роли государства, так как  в этот период в большинстве ведущих стран мира устанавливается сильная абсолютистская власть.

Суть теории заключается в следующем. Основа богатства являются деньги, а непосредственный его источник  — сфера торговли, где произведенные товары превращаются в деньги. Производство же служит только инструмент создания богатства.Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа.

На первом этапе велась жесткая политика денежного баланса, при котором главное правило заключалось в том, чтобы деньги оставались в стране. Как выезжавшим  местным купцам было предписано возвратить всю выручку в свою страну, а иностранным купцам - тратить деньги внутри страны. Таким образом, представители раннего меркантилизма использовали административные, приказные меры для удержания денег в стране.

На втором этапе, позднего меркантилизма (XVII — начало XVIII века) велась политика активного торгового баланса, то есть установка на превышение вывоза товаров над ввозом.

Основоположником данного течения в Англии был Томаса Мэна (1571—1641) ярый сторонник «местного» протекционизма, который в своей книге «Богатство Англии во внешней торговле» (1625 г.) призывал государственную власть создавать условия для развития национального рынка. Регулирующим  рычагом в этом выступали ограничения на иностранную торговлю в виде высоких таможенных тарифов,  льготные условия для экспорта товаров для местных изготовителей.

Во Франции представителем идей меркантилизма - Антуан Монкретьен (1575—1621).

Россию также не обошли идеи меркантилизма. Его представителем был

русский экономист  А.Л. Ордын-Нащокин (1605—1680). Его меркантилистская программа изложена в «Новоторговом уставе» (1667 г.), по  которому налагались ограничения на иностранных купцов: они обязаны были выкупать специальные грамоты на торговлю, торговать в особо отведенных местах, платить высокую пошлину.

Еще один представитель данного течения И.Т. Посошков (1652—1726)  в своей  «Книге о скудости и богатстве» определил, что та страна богата, в которой богаты люди, а не государство. Источником богатства он считал труд и в промышленности, и в торговле, а само богатство — это материальные блага и справедливые законы в стране, а не конкретно деньги. В своем  плане он первостепенное значение придавал торговле. Для упорядочения торговли должны быть установлены твердые цены, единые пошлины, монопольное право купеческого сословия на торговлю, запрет на ввоз предметов роскоши и вывоз сырья

В отличие от меркантилизма группа физиократов (Франция) во главе с Франсуа Кенэ (1694—1774) считала источником богатства производство, но только такое производство, «где работает природа», определяя, что чистый (прибавочный) продукт создается только в земледелии, а промышленность — это «бесплодная отрасль», она только преобразует вещество природы, не увеличивая богатства.«Физиократия» (с греческого  «физис» — природа, «кратос» — власть). Не случайно родиной физиократии была Франция, где большинство населения жило на доходы, получаемые от земледелия.

Физиократы утверждали, что экономические законы основываются законах природы. По их утверждению экономические законы существуют независимо от нас,  их не нужно придумывать, их надо познавать и им подчиняться-«Laissez faire!» («Пусть идет, как идет!»). Физиократы напрочь отвергали государственное регулирование экономической жизни, роль которого сводилась к охране свободы и собственности.

Франсуа Кенэ создал первую модель общественного воспроизводства — знаменитую «Экономическую таблицу» (1758 г.), по которой  в экономической жизни  участвуют три класса:

-производительный класс — те, кто обрабатывает землю;

-класс собственников земли — король, дворянство, духовенство;

-непроизводительный (бесплодный) класс — ремесленники, предприниматели, наемные рабочие, торговцы.

Его идею поддержал и развил А. Тюрго (1727—1787), который выступал за свободу торговли, ценообразования.

Следующее течение - классическая школа политической экономии. Она  зародилась в Англии в период буржуазной перестройки промышленного производства. В XVII—XVIII веках господство торгового капитала сменилось господством промышленного капитала.

В противовес физиократам родоначальник классической школы английский экономист Вильям Петти (1623—1687)  обосновал главное положение классической школы — богатство общества создается не в обращении, а во всех сферах материального производства.  В своих  работах В. Петти заложил  основы трудовой теории стоимости: стоимость товара (естественная цена) «равна стоимости количества серебра или золота, которое за то же время другой человек может добыть, перевезти, начеканить из него монету».

Целостную классическую систему политической экономии создал Адам Смит (1723—1790). По его мнению люди вступают в отношения обмена своим трудом, посредством чего они удовлетворяют общественные интересы. Богатство общества — все то, что создается в материальном производстве. Условие роста богатства — разделение труда, рост его производительности. Им также определено значение рыночный цены.

Его идеи развил  Д. Рикардо (1772—1823). Он трактует понятия стоимости, заработной платы, капитала, прибыли, ренты. Труд — единственный создатель стоимости свободно воспроизводимых товаров. Капитал  — это накопленный прошлый труд. Прибыль и заработная плата создаются живым трудом и могут меняться только в обратном соотношении, отсюда классовые конфликты рабочих и капиталистов.

По мнению Рикардо, устойчивость денежного обращения является важнейшим условием нормального развития экономики. Для этого необходим свободный размен бумажных денег на золото, «золотой денежный стандарт».

По мнению представителей классической школы, рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости (в виде денег, товаров) в процессе труда наращивается на дополнительную величину (прибавочную стоимость или прибыль). Это открытие позволило экономической  теории стать подлинной наукой.

Марксизм стал завершением классической школы в политической экономии. К. Маркс (1818—1883) делал упор на противоположности доходов,  следовательно, и интересов двух основных классов. Маркс также придерживался точки зрения на живой труд как единственный источник прибавочной стоимости. Отсюда вполне логично утверждение К. Маркса, что капитал — это накопленный неоплаченный труд рабочих. В теории Маркса большую роль играет закон концентрации и централизации капитала, по которому мелкое производство исчезает, так как капитал различными путями объединяется в одних руках. Возникает необходимость управления производством из единого центра. Одновременно идет концентрация рабочего класса, он становится все более сплоченным и организованным, который в ходе социалистической революции берет власть в свои руки.

В  своей  работе «Критика Готской программы» (1875 г.) К. Маркс определяяет будущее коммунистическое общество как единство двух фаз: низшей — социализма и высшей — коммунизма, для которых общими чертами является господство общественной собственности, социальное равенство, отсутствие эксплуатации, коллективный характер труда, планомерное развитие экономики. Различие же  сводится к  уровню развития производительных сил, а следовательно и в принципе распределения материальных благ: при социализме — по труду, при коммунизме — по потребностям.

Позитивная экономика основывается на фактах, на эмпирическом опыте, она свободна от всевозможных суждений субъектов, она пытается формулировать научные представления об экономическом поведении.

Нормативная экономика олицетворяет экономические теоретические  суждения субъектов  о том, какой должна быть экономика.

Проще говоря, позитивная экономика изучает то, что есть, тогда как нормативная, выражает субъективные представления о том, что должно быть.

Очевидно, что ни одна из существующих концепций не может претендовать на роль общей экономической теории. Чрезмерное увлечение моделями, графиками, цифровыми расчетами порой затмевает понимание главных тенденций, общей направленности экономического развития. Только в системном подходе залог успеха какой-либо теории.

2.Создания универсального метода, на мой взгляд, не представляется возможным по следующим причинам:

- существует проблема различного толкования основных экономических целей в разных странах, различные условия  и исторические предпосылки развития этих стран;

- временной фактор- общество развивается, вносит свои коррективы, выдвигает новые требования, диктует свои условия.

3.Отечественная экономическая наука также стоит перед многими проблемами, ибо никакие рецепты ученых различных стран, популярные схемы и модели развития не выдержали проверку российской действительностью.

Реальность такова, что мировая экономика становятся все более сложной и многофакторной, а национальные экономики — все более взаимозависимыми.

В этой связи общая задача современной экономической науки — поиск новых подходов к анализу происходящих глобальных сдвигов, исследование нового международного экономического порядка, направленного на преодоление разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами.

4. Ресурсы в широком своем смысле действительно безграничны, так как нет предела  нашим познаниям и установлению новых источников экономической деятельности. Потребности познаются, формируются и растут по мере экономического развития, и они также безграничны. Если рассматривать определенный этап развития определенной страны, то его общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов, а возможности удовлетворения потребностей людей ограничены их кошельком. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов.

5.В странах  с бедными ресурсами потребление происходит в соответствии реальным возможностям, оно более полно, экономно  и рационально. В этих странах сами потребности вынуждены находиться на низшем уровне, чем в богатых странах.

6.Командно-административная система, характерная для стран социалистического лагеря, решает вышеуказанные вопросы государственным регулирование экономики посредством тотального планирования, жесткого контроля  выполнения планов. Характерна плановая интеграция труда. При этом главенствует государственная собственность на средства производства. Данная форма регулирования экономикой более предсказуема, но она пресекает малейшую инициативу творческий подход к решению вопроса, решает поставленные конкретные вопросы, не взирая на мнение и чаяния ее участников.

В рыночной экономике правит  частная собственность на средства производства и  роль государства  сведена до минимума до уровня установления «общих правил игры» и различного рода  государственных заказов. Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию. При рыночной экономике регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.

Хронический дефицит действительно неизвестен рыночной экономике. Там где появляется дефицит, появляется рост цен, благодаря этому  рождается кто-нибудь, имеющий возможность и желание произвести товар, рассчитывая на получение большей прибыли, чем при производстве товаров, насытивших рынок.   

Тема 2.Рынок, его сущность и функции

1.Экономической науке известны различные типы рынков, среди которых особо выделяется свободный (классический) рынок. Он характеризуется большим количеством товаропроизводителей, свободным «входом» на этот рынок; мобильностью ресурсов, информированностью субъектов рынка обо всех его параметрах; однородностью продукции и невозможностью диктата цены со стороны какого-либо из участников.

Такой рынок на самом деле является идеальной моделью, научной абстракцией. Но эта модель позволяет наиболее ярко отразить суть рынка.

В свободном рынке  эффективно распределяются ресурсы. Эта рыночная система в идеале держит руку на пульсе «потребителя», своевременно  направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается, для улучшения качества и сокращения времени «штопанья дыр»  внедряет новые технологии, вкладывает деньги в  их разработку. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к их наилучшему использованию. Множественность и многообразие потребностей при ограниченности ресурсов ставят проблему выбора наилучшего варианта из имеющихся возможных (альтернативных). При этом принимается во внимание экономическая эффективность, которую в самом общем виде можно представить как соотношение некоего результата с затратами (ресурсами).

Следствием ограниченности ресурсов является стремление к их наилучшему использованию. Множественность и многообразие потребностей при ограниченности ресурсов ставят проблему выбора наилучшего варианта из нескольких возможных. При этом принимается во внимание экономическая эффективность, которую в самом общем виде можно представить как соотношение некоего результата с затратами (ресурсами).

В такой системе свободная  цена играет роль универсального индикатора «здоровья» рынка. Если посмотреть на все схемы, на которых изображены кривые спроса, предложения, равновесия и их изменения на свободном  рынке, везде одной из осей будет фигурировать ось «Цена».

2. Рынок — это система взаимосвязанных рынков, то есть это большая система, имеющая свои подсистемы. Основные подсистемы рынка:

- рынок товаров и услуг;

-рынок ресурсов (труда, земли, капитала);

-финансовый рынок (рынок денег, ценных бумаг, валюты).

Конкуренция между производителями и их борьба за потребителя приводят к насыщению рынка качественными и дешевыми товарами, формирует экономику, восприимчивую к техническому прогрессу. Особое значение имеет мотив прибыльности и личного интереса.

Рынки дают возможность покупателям и продавцам связываться друг с другом, торговать на взаимовыгодных условиях. Рынки обеспечивают распространение информации о том, что продавцы хотят продать, и что покупатели хотят купить. Обеспечивая обмен новой информацией, рынки дают возможность ценам изменяться.  

3.           Экономические системы

 

            

                                      

     НЭП     ?

     

                         .     .    .    .    .    .    .    .    .     время

         ХХ век    1910  1920  1930  1940  1950  1960  1970    1980   1990       2000                                                                

    централизованно регулируемая   экономическая система -

рыночная экономическая система-          

смешанная система-

4. Рынок связывает население (домохозяйства), основной функцией которых является потребление и предоставление экономических ресурсов фирмам, и фирмы, основной функцией которых выступает удовлетворение их потребностей. Взаимосвязь между ними принято изображать в виде экономического кругооборота.

5. В реальной действительности на рынке существуют существенные барьеры, мешающие свободной торговле,  монополизм прибирает в свои руки мелкие фирмы тем самым завоевывает единолично устанавливать цены; желание производителей и представителей торговли получить максимум выгоды немедленно при любых условиях ставит производителя  в такие рамки, когда  его интересы могут быть противоположными интересам общества (изготовление оружия и его реализация в страны, агрессивно настроенные против родины производителя и т.п.), разнообразие и  не однородность товаров, государственное регулирование.

Тема 3.Правовые предпосылки рыночного хозяйства

1.

а) полным товариществом

Полное товарищество. В соответствии со ст. 74 ГК РФ "Прибыль и убытки полного товарищества распределяется между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников".

б) акционерным обществом

Акционерное общество. В соответствии со ст. 96 ГК РФ "… участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций."

2.Удельный вес трансакционных издержек в обществе, где права собственности слабо определены велик. Возникают юридические проблемы по определению вещных прав, далее передача этих прав другим лицам и закрепление их в обществе, где это определено не точно, не конкретно, не однозначно. Общество со слабой законодательной базой в сфере защиты прав собственности всегда подвержено насилию, как со стороны граждан, так и со стороны государства. Решение этой проблемы находится в законодательных актах.

3. Уничтожение права собственности- т.е. привилегии владеть и использовать дефицитные ресурсы, внешняя справедливость по отношению ко всем членам общества ничто по сравнению с последствиями, которые могли бы наступить в связи с этим. Отсутствие собственности ведет к краху рынка (если я ничем не владею, я не могу ничего продать), отсутствие рынка уничтожает разделение на  производителей и потребителей (я могу все себе взять бесплатно, зачем мне что-то покупать, тем более что-нибудь производить для получения ненужных денег). Только третья сила способна каким-то образом заставить вернуться к производству товаров, ограничению их потребления. Уповать на сознательность (коммунистический «конек») не приходится.     

4.Развитие предпринимательства в 80-90 годах чем-то напоминало времена НЭПа в ранние советские времена. Все боялись, что вот-вот все закончится. На пустом месте с нулевой законодательной базой с явными признаками анархизма страна окунулась с головой в неизвестное доселе состояние рынка, если его можно было так назвать. Ему больше подходило название «базар». Государство, не имеющее опыта правового регулирования в созданным им же условиях длительный период почти молча наблюдало за тотальной «прихватизацией» и изредка огрызалось при очередной потере. Постепенно бюрократическая машина начала раскручиваться, пытаясь каким-либо образом повлиять на положение дел, спасти страну от разграбления и банкротства.  Набрав обороты,  бюрократическая машина обросла такой рутиной поспешно изданного законодательства, подзаконных актов, инструкций, над которыми работали либо дилетанты, либо заинтересованные дельцы бывшей партийной номенклатуры. В результате на нынешнем этапе развития капитализма в России экономическая деятельность любого субъекта так зарегламентирована, уязвима, зависима от небрежного руководства страной и не защищена практически ничем. В настоящее время большими проблемами малого и большого бизнеса являются:

-сложная разрешительная система,

- несовершенная и «драконовская» налоговая политика,

      - несовершенная законодательная база,

      - недоверие к России внешних инвесторов.

Тема 4.Государство в рыночной экономике

1.Как и других областях общественной жизни в экономике все далеко от идеала. Если взять нашу страну, то баланс между рынком и государством напоминает маятник часов. От тотального вмешательства во все экономику до абсолютной  безучастности в экономических процессах. Рынку не обойтись без государственного участия. , так как он не обойдется без организованного денежного обращения,  - это функция государства.

Кроме того на государство возложена функция правотворчества, оно обязано  обеспечить правовую базу функционирования экономики, защиту прав собственности и т.п. Также на него возложена функция «генерального заказчика» общественных благ. Если ограничить государство только вышеизложенным, можно рассчитывать на то, что рынок рано или поздно приблизится к идеальному свободному рынку. Однако в жизни, особенно в нашей стране этого нет, государство берет на себя гораздо больше функций. Это такие функции как:

- защита рынка от монополизации и активизация конкуренции, чем сохраняет сам механизм рынка..

-перераспределение доходов .Эта функция в большей мере носит социальный характер, так как рынок в чистом своем виде не заинтересован на «побочных» расходах, не приносящих новых выгод. Государство перераспределяет доходы, направляя часть их  на социальные нужды, чем ослабляет ( но не ликвидирует!) степень социально-экономического неравенства.

- Стабилизация экономики и обеспечение экономического роста при подъемах и спадах  так называемой деловой активности, при инфляции и росте безработицы.

- поддержка фундаментальной науку, наукоемких и капиталоемких  производств, проектов с туманной прибыльной перспективой, однако особенно важных для общества. В нашей стране в советский период государственная собственность была гипертрофированна, она по сути дела не оставляла места никакой другой форме собственности. Поэтому в процессе перехода к рынку необходима была денационализация значительной части государственной собственности.

Денационализация призвана, путем отказа государства от некоторых своих функций, максимально приблизить существующих рынок  к состоянию свободного рынка.  

 

2. Удовлетворение потребностей в «общественных» благах, как уже сказано выше, это функция государства. Это блага и услуги коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества (оборона, охрана общественного порядка, единая энергетическая система, общественные школы, больницы и т.д.). Особенностью общественных благ (в отличие от частных) является коллективный характер их использования, доступность всем членам общества, они не могут быть разделены на единицы потребления и  проданными по частям, как частные блага. Эти блага потребляют все, даже те, кто за них никогда не платил и никогда не заплатит.

В силу таких особенностей удовлетворение потребностей в общественном благе не может брать на себя частное предпринимательство. Это делает государство. Однако государство может создавать эти блага не только своими руками, существует система государственных заказов, при которой создателем общественных благ может быть  и частное лицо, частный предприниматель или любое юридическое лицо, не обязательно государственной принадлежности.

3 Действительно сейчас в нашей стране стоит остро вопрос о допустимых пределах государственного вмешательства. Если государство переступает этот предел, происходит нарушение, деформация самого рыночного механизма. В этом случае, рано или поздно приходится прибегать к разгосударствлению экономики. Но это не означает  окончательный уход государства  из экономики. Мне кажется нереальной такая ситуация, при которой отсутствует государственная (общественная) собственность, так как она связана с решением таких задач, которые не может решить частная собственность, о которых говорилось выше.

Тема 5.Теория спроса и предложения

1. На спрос и предложение воздействует целый ряд факторов. Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Это идеальный вариант. В жизни все далеко не так.

Что же такое предложение. Это масса товаров и услуг , которые предлагаются для реализации. Спрос - количество продукта , которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене из возможных в течение определенного периода цен.

Закон предложения гласит, что с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается  и предложение.

              Цена

 

            

                                      

                        Предложение

Предложение зависит, кроме того,  от целого ряда факторов. Оно будет расти если:

- будут  снижаться цены на ресурсы,

- будет совершенствоваться технология производства,

- будут снижаться налоги и  расти дотации,

- прогноз изменения цен в большую сторону,

- существует рост цены на аналогичные заменяемые товары,

- уменьшается число продавцов на рынке.

Законы падающего спроса: если цены на товары растут, то спрос падает.

              Цена

 

            

                                      

                        Спрос

Но кроме цены на спрос еще влияют:

-изменение потребительского вкуса, привычек, моды (самый капризный фактор),  

-изменение числа покупателей (спрос растет при увеличении числа),

-изменение доходов потребителей (доходы растут, спрос  увеличивается),

-прогноз изменения числа  потребителей (увеличивается число покупателей- спрос растет);

-изменения в цене товаров-заменителей (при возрастании цен на них спрос на «наш» товар растет).

2. Приведенное выражение ошибочно по той причине, что его автор не учел одного необходимого условия, при котором формулировался закон спроса. Это ограниченный период времени, стремящийся к наименьшему значению.  Т.е. определенный момент при существующих ценах  и иных вышеуказанных факторах, влияющих на спрос а также при существующем наборе автотранспорта, его качестве и цене кривая спроса  на него будет иметь один, а при изменении условий иной (но в том же ракурсе). Произойдет сдвиг кривой спроса, но ни в коем образе не изменение ее принципиальной нисходящей формы.

3. Для ответа на этот вопрос необходимо построить в общих осях координат кривые спроса и предложения

                        Цена

                                      Перепроизводство

                    

                                      

             Точка  рыночного равновесия

                      дефицит          Спрос-

          Предложение-

                

Идеальная и довольно шаткая ситуация, когда производитель произвел столько соответствующего требованиям покупателя товара, сколько в данный момент тот может потребить. Как только создается излишек товара, который покупателю в данный момент не нужен, равновесие нарушается. Аналогичная ситуация происходит тогда, когда товара недостаточно для удовлетворения потребности покупателя. Но система стремиться к равновесию, растет цена на товар, увеличивается производство, заполнение рынок. И наоборот, невостребованный товар залеживается, цена на него падает, интерес производителя к нему угасает, производство уменьшается.

4. С утверждением: "Прогресс технологии выгоден только производителям, но не потребителям" можно согласиться не в полной мере. Да действительно усовершенствование производства ведет к уменьшению затрат на него, отсюда прямая выгода производителю. Однако конкуренция заставит его частично снизить цену, для того чтобы продать произведенный  товар с пониженной себестоимостью, так как в данное производство хлынут иные производители в поисках более высокой прибыли. Тем более что до определенного уровня сделать это можно будет  практически безболезненно.

Прибыль (доход)

 

            

                                      

                                 Совершенство производства

5. Удержание  рынка в состоянии не равновесия, когда устанавливается минимальный нижний предел (пол) и максимальный верхний предел (потолок) посредством прямого вмешательства  государства приводит к серьезным последствиям. Государство, пытаясь в первом случае поддержать слабого производителя, а во втором случае  бедного потребителя приводит рынок в состояние перепроизводства или дефицита. Пример первой ситуации - установление минимальной заработной платы, а второй - установление пределов арендной платы на жилье.

6.

  Р                                                       Р

 

            

                                      

                        

                                            Q                                      Q

А.Рост предложения мебели вследствие роста цен на мебель             Б. Рост предложения мебели вследствие удешевления сырья и материалов

Тема 6.Эластичность спроса и предложения

 

1.Эластичность спроса показывает степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если даже небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям в количестве покупаемых продуктов, то спрос называется эластичным. Если же существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению спроса, то такой спрос будет неэластичным.

В формуле это выражается следующим образом:

К Эл.=    Q спр./   Р цен., где   Q спр-  процентное изменение спроса, а    Р цен - процентное изменение цены. Несущественное изменение цены при эластичном спросе приведет к значительному изменению спроса и естественно совокупной выручки, так  как товара будут покупать значительно больше при несущественном для продавца понижении цены. Чем эластичнее спрос, тем ощутимее это отразится на выручке.

2.Правило, по которым студенты в американских учебных заведениях проживают в общежитии, приводит к тому, что спрос на места в «общаге» существенен. При этом изменение ценовой политики университетов не может привести к отказу студентов от предложенных мест, правила вынуждают их соглашаться на все условия. Рост цены за аренду помещений не приводит к снижению спроса на «койко-места». Говорить об эластичности спроса здесь не приходится. Применяя вышеуказанную формулу К эл.   в данной ситуации будет менее единицы.  

3. Перекрестная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на одно благо, вызванное изменением цены другого блага.

Кп/эл.=    Q х спр./     Ру цен., где     Q х спр.-  процентное изменение спроса на товар «х», а           

    Ру цен –процентное изменение цены товара «у».В случае если Кп/эл. больше 0- речь идет о взаимозаменяемых благах и наоборот при  Кп/эл.  меньше 0 –речь идет об взаимно дополняемых благах.  

Примеры:

Положительная – автомашины отечественные и импортные,  

Отрицательная – автомашины и запчасти к ним, квартиры и стройматериалы,

Нулевая – автомашины и стройматериалы.

4. Помимо ценовой эластичности спроса, существует эластичность спроса по доходу, которая показывает степень чувствительности спроса к изменению дохода потребителей.

К д/эл.=    Q д/спр./   Рдох., где   Q д/спр- процентное изменение спроса, а    Рдох.- процентное  изменение дохода потребителя.

Увеличение доходов, как правило, ведет к росту спроса, но не на все товары.

0 < К д/эл. ≤ 1 — для предметов первой необходимости,

К д/эл. ≥ 1 — для предметов роскоши.

5. Отсутствие товара вызывает отклонение от равновесия в форме превышение спроса над предложением. Эта ситуация имеет свои признаки: уменьшение товарных запасов; появление очередей среди потребителей товаров.

Затоваривание приводит к превышению предложения над спросом. Основные его признаки: рост запасов товара, обострение конкуренции производителей. Концепция эластичности также применима и к предложению. Эластичность предложения показывает, как относительное изменение цены влияет на изменение объема предложения.

Важнейшим фактором эластичности предложения является количество времени, имеющееся в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены.

Существует три типа равновесия:

Мгновенное равновесие, при котором предложение товаров фиксировано. Рост спроса приводит лишь к росту цены, а его снижение к падению цены, так как для изменения предложения у производителя нет времени.

Краткосрочное равновесие, при котором объем предложения возможно увеличить за счет более интенсивного использования оборудования.

Долгосрочное равновесие, когда производители могут расширить существующее производство или построить новое.

6. Для ответа на вопрос применим к данной ситуации формулу ценовой эластичности спроса: К Эл.=    Q спр./     Р цен. По утверждению предпринимателя снижение цены на товар не приводит в его предприятии к бойкой торговле. Таким образом числитель в формуле растет медленнее знаменателя, что говорит о не эластичности спроса на его товар (К эл. меньше единицы). 

Тема 7.Теория потребительского поведения

1.Падающий характер спроса поясняется следующим:

а)под предельной полезностью понимается полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага, которая по мере увеличения единиц потребляемого блага падает. В этом выражается закон убывания предельной полезности, графически которая также напоминает убывающую кривую спроса.

б)важным понятием является предельная норма замещения. Предельной нормой замещения товара В товаром А называется то количество товара В, от которого потребитель должен отказаться в обмен на увеличение количества товара А на единицу, при том, что общий уровень полезности остался неизменным. Норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия.

Деньги это тоже благо, которое ограничено кошельком потребителя. Первоначально в идеале у потребителя только деньги, по мере отоваривания, ресурсы его иссякают и стремятся к нулю.  Таким образом, если иметь только деньги, то мы не имеем товары, если же все деньги потратить на товары, то мы не будем иметь денег. Мы имеем типичную кривую спроса.

2.

Кривые безразличия показывают все возможные комбинации товаров А и В, обладающие одинаковой полезностью для потребителя.

Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности, называют картой кривых безразличия. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом.

3. 

       кривые безразличия

          

                                                                                              точка М     бюджетная линия

          потребителя         

Точка М — точка касания кривой безразличия и  бюджетной линии  это ничто иное как равновесия потребителя, так как в этой ситуации у него нет стимулов увеличивать потребление ни товара А, ни товара В. Это одновременно и точка максимизации его полезности при данном бюджете. Т.е.  это и  есть оптимальный выбор потребителя, что очень важно для экономистов. Если пересечение бюджетной линии и кривой безразличия только одна точка, то это максимальная полезность, равновесное сочетание продуктов. Все другие пересечения кривых с бюджетной линией могут привести с помощью перераспределения своих денег на более высокую кривую безразличия.

Тема 8. Производство и издержки

а)Кривая средних издержек обычно имеет U-образную форму. При незначительном объеме продукции средние издержки весьма высокие. По мере увеличения производства постоянные издержки уже распределяются на большее число единиц продукции.

Средние издержки  падают, доходя до минимума.

По мере роста объема производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать переменные издержки, поэтому в следствии закона убывающей доходности кривая начинает идти вверх.

б)Предельные издержки  — это дополнительные издержки, которые вызваны изменением объема производства на 1 единицу продукции.

Предельные издержки ,      где       Q = 1 единица

             Предельные издержки

                    

Q

в) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точках их минимальных значений.

Если величина, добавленная к сумме издержек, меньше, чем средние общие издержки, средние общие издержки уменьшаются, и наоборот, если предельные издержки превышают средние, то средние увеличиваются. Точка пересечения кривых будет означать, что средние издержки перестали падать, но еще не начали расти.

Кривые средних издержек       

2.При условии ,что P (цена товара)=3 ед., FC(постоянные издержки)=6000 ед.,   VC(переменные издержки)=8000 ед., а  AC(средние издержки)=3,5:

Q(количество произведенного товара)=TC/AC= FC+VC/AC=6000+8000/3,5=4000 ед., где TCаловые издержки = FC+VC=14000 ед.

TR (валовая выручка)=Q х P=12000 ед.

AVC (средние переменные издержки)=VC/Q=2

MC (предельные издержки)=ТС/ Q=1,16

Фирма терпит убытки, так как средние издержки выше цены.

Тема 9.Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

1.Современный рынок представляет собой  сочетание в различном соотношении и переплетении конкуренцию и монополию. Конкуренция в идеале заставляет каждого производителя эффективно использовать ресурсы, снижать средние издержки производства до уровня рыночной цены, заботиться о качестве товара, внедрять новые технологии. Однако она имеет недостатки:

-недостаточная концентрация ресурсов,

-необходимых для ускорения НТП,

-стандартизация продукции, то есть отсутствие потребительского выбора.

2. Да,  любая монополия приводит к ограничению конкуренции. Соотношение монополии и конкуренции зависит от целого ряда факторов и условий: количество и сила фирм, характер продукции, и т.д. Конкуренция преобладает в ситуации совершенной конкуренции, где множество мелких фирм, продукция однородна, свободный вход на рынок, отсутствие контроля над ценой.  Ее противоположность- чистая монополия, при которой на рынке участвует одна фирма, выпускающая уникальную продукцию, в связи с этим существуют непреодолимые барьеры входа на рынок иных фирм, существует значительный контроль над ценой.

3. Олигополия («олигос» — несколько, «полио» — продаю) — это рынок, на котором господствует несколько крупных фирм. Причиной появления олигополий,  как и иных монополий, можно назвать несовершенство конкуренции. Главным барьером для вступления в отрасль является эффект масштаба, как,  например, в  автомобильной промышленности. Существует барьер эффективности производства посредством ограничения минимального количества выпускаемой продукции. Для олигопольного рынка характерны взаимозависимость фирм и «жесткая» цена.      Олигополия бывает «жесткой» — господствуют 2—3 фирмы, и «мягкой» — на 6—7 фирм приходится 70—80% рынка.

О наличии олигополии можно судить по показателям концентрации производства в отрасли (например, доля четырех крупнейших компаний), но эти показатели могут преувеличивать или преуменьшать реальную степень монополизации отрасли.

4. Спроса на продукцию монополиста ограничен, учитывая эластичность спроса, закономерность такова: если цена возрастает, то спрос падает, и, наоборот. Таким образом, если монополист, скажем условно, захватил весь рынок, то он знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Олигополист не абсолютный  монополист, он  не может беспредельно повышать цену, это отрицательно повлияет на  объем спроса, который не так уж и высок. Выход: получать дополнительную прибыль за счет усовершенствования производства.

Тема 10.Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

1.

а)Конкурентная фирма часто называется «фирма — ценополучатель» (price-taker). Поэтому основной проблемой  конкурентной фирмы  является  поиск оптимального объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль (или минимизирующего убытки). В первую очередь фирму интересует валовая прибыль, которая определяется разницей между валовым (общим) доходом и общими (валовыми) издержками за период продаж.

Валовый доход (TR) определяется путем умножения цены на количество проданного товара: TR = PQ.

Средний доход (AR) — это доход, приходящийся на единицу товара. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене товара:

AR = P.

Для достижении максимальной прибыли, фирме необходимо иметь средние издержки (валовые издержки, деленные на количество произведенного товара) ниже цены.

б) Предельный доход (MR) — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

, где Q = (изм.  ед. тов.).

У конкурентной фирмы MR = P, то есть предельный доход равен цене.

Пока предельные издержки меньше предельного дохода (в условиях свободной конкуренции предельный доход будет равен цене), фирма может расширять производство, если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки. Любое отклонение от точки пересечения приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.

2.

Находясь в этой точке, фирма не имеет стимулов ни увеличивать объем выпуска, ни уменьшать его, то есть находится в состоянии равновесия.

Любое отклонение от этой точки приводит к потерям фирмы в виде прямых убытков при объеме, большем чем Х, либо в результате уменьшения массы прибыли при выпуске, меньшем, чем Х.

Выход фирмы на оптимальный объем производства можно также проиллюстрировать следующим графиком:

 

Фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам.

Конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR(P)=MC при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек. Фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить, либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки, в противном случае следует закрыться.

Тема 11.Функционирование фирмы в условиях монополии и монополистической конкуренции

1. В условиях рынка с высоким уровнем конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены. Она, как правило, при совершенной конкуренции равно предельному доходу.

Спрос на продукцию отдельной фирмы, объем продажи которой не оказывает никакого влияния на рыночную цену, отражает соответствующая кривая спроса. Она представляет собой кривую абсолютно эластичного спроса, показывая, что любое количество продукции фирма продает по одной и той же цене, которая определяется общеотраслевым спросом и предложением.

Основная проблема конкурентной фирмы — поиск оптимального объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль.

Для монополиста не существует определенных конкурентных ограничений в ценообразовании. Также он имеет свободу в решении вопроса о количестве и качестве выпускаемой продукции. Проблема состоит в том, чтобы найти вариант, когда при предельно минимальном выпуске товара и предельно максимальной цене  получить предельно большую прибыль. Однако это не говорит о том, что монополии  на современном рынке не нужны.  Некоторые монополии, в частности так называемые, предприятия общественного пользования (электрические, газовые, телефонные, компании водоснабжения и т.п.), на рынке все же желательны. Цены на их услуги контролируются государством.

Самый оптимальный вариант для рынка - Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Она наиболее близка к модели совершенной конкуренции, так как здесь действует много фирм-производителей. Но отличие между ними состоит в дифференциации продукта. Причем различия в продукте могут быть как действительными (качество, стиль, марка), так и мнимыми, существующими лишь в сознании потребителей. Особую роль на этом рынке играет реклама.

В силу дифференциации продукта у фирм в этой рыночной структуре есть ограниченный контроль над ценами, но зато потребители имеют широчайший выбор.

2.Монополистическая фирма не всегда является крупным предприятием. Это может быть и небольшое предприятие. В масштабах страны чистая монополия практически невозможна. В локальных же масштабах чистая монополия вполне возможна: в маленьком городке - одна электростанция, один банк, один аэропорт и т. д.

3.Различия между монополистической конкуренцией и совершенной конкуренцией следующие:

Количество и размеры фирм

Характер продукции

Условия входа и выхода

Контроль над ценой

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная продукция

Никаких затруднений

Отсутствует

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнообразная продукция

Никаких затруднений

Некоторый, но в довольно узких размерах

Естественная монополия образуется в тех отраслях и сферах, где минимальные долгосрочные издержки достигаются лишь в тех случаях, когда одна фирма обслуживает весь рынок. Типичный пример естественной монополии — коммунальные службы (водо-, электро-, газоснабжение), метро, газо- и нефтепроводы. Источником монополизации в монополистической конкуренции, скорее всего, является производство похожих, но не идентичных продуктов, товаров.

4. Реклама относится к затратным издержкам производства. Ее необходимость при монополистической конкуренции очевидна. Она существенно влияет на уровень спроса и на его ценовую эластичность. Никто не будет покупать нужный  ему товар малоизвестной плохо «раскрученной» фирмы. Выбирая на рынке товар мы под воздействием рекламы отдадим предпочтение тому товару о котором мы наслышаны, который нам «рекомендуют», который «лучше всех» и давно испытан, да еще и в «новой экономичной упаковке», а с сегодняшнего дня с «улучшенной формулой», по «смешной цене». Фирмы монополисты могут себе в вышеуказанных условиях тратить большие деньги на рекламу, потому что  им доподлинно известно, что хорошая реклама окупится.  

5.Частнопрактикующиих юристов и  врачей можно отнести к  типу монополистической конкуренции по ряду причин: их число достаточно мало, чтобы создавать серьезную конкуренцию, существует узкая специализация данных профессий. Препятствия для вхождения в данные сферы (образование, опыт работы, лицензирование, большое количество контролирующих органов) не дают возможности полно заполнить образовывающийся вакуум, играет большую роль личный авторитет врача или юриста, а также престижность фирмы (реклама). При этом возникает возможность в некоторых случаях значительно контролировать цены на услуги.

Тема 12.Антимонопольное законодательство и регулирование

1. Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и ,,чистая’’ абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.

Есть несколько причин существования монополий. Первая: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.

Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. 

2.Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства ( концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. . Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

  •  обеспечения баланса интересов потребителей ( доступные цены ) и ругулируемых предприятий ( финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов );
  •  определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
  •  стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
  •  создания условий для развития конкуренции  ( например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям ).

17августа 1995 года был принят закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях». В статье 1 были определены цели данного Федерального закона:

«Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий».

Кроме того, 22 марта 1991 года принят и ныне действует Закон № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».  ». В статье 1 также определены цели данного закона (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 122-ФЗ):

«1. Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения:

монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;

ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.

   2. Настоящий Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

Эти документы содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Можно выделить два принципиальных направления в антимонопольном законодательстве:

а) запрещение некоторых типов делового поведения фирм, например, сговор о ценах, разделе рынка, демпинговые цены, недобросовестная конкуренция и т. д.

б) регулирование структуры отрасли, в первую очередь регулирование слияния фирм.

В случае возникновения монополии в какой-то отрасли, в некоторых случаях прибегают к насильственному разукрупнению и разделению компании.

Тема 13.Рынок производственных ресурсов. Ценообразование на рынке ресурсов

Затраты  труда (L)

Затраты капитала (К)

Объем выпуска (Q)

А

40

20

200

Б

60

30

400

В

120

60

800

Как видно из таблицы что при переходе от ситуации А к Б увеличение затрат на труд и капитал в 1,5 раза приводит к  увеличению выпуска продукции в 2 раза.

В дальнейшем при переходе от ситуации Б к В при увеличении затрат на труд и капитал в 2 раза приводит к увеличение выпуска продукции на такую же величину.

Это говорит о том, что в первом случае просматривается интенсивный способ увеличения объема выпуска продукта, т.е. путем усовершенствования производственного процесса, при котором понесенные затраты в два раза ниже чем полученный объем продукции,  а в ситуации перехода  от Б к В эти показатели равны, что говорит о том, что налицо экстенсивный способ увеличения выпуска продукции.

2. Важнейшей особенностью спроса на ресурсы является его производный характер, то есть он отражает спрос на продукты, производимые с помощью этих ресурсов. Если, например, увеличивается спрос на жилье, то это ведет к росту спроса на строителей и строительные материалы, и наоборот. Так и в нашем случае. Спрос на токайское вино высок, соответственно, возрастает спрос на токайские виноградники, что ведет к увеличению стоимости сырья для виноделов.

Тема 14.Рынок труда

1.Функционирование рынка труда определяется взаимодействием спроса, предложения и цены труда. Таким образом ранок труда действительно является связующим звеном между различными отраслями экономики.

Равновесие на рынке труда наступает при определенном уровне зарплаты, которую предприниматели согласны платить и при этом находят на рынке необходимое количество труда. В то же время все работники, готовые предложить свои услуги при вышеуказанной зарплате  имеют работу. При любых других уровнях зарплаты равновесие на рынке труда нарушается.

Спрос на ту или иную специальность, увеличение заработной платы данным специалистам приводит к их  оттоку из менее оплачиваемых специальностей. Однако увеличивающееся предложения данных специалистов, приводит к насыщению рынка, что приводит к возможности снижению заработной платы данным специалистам. Снижение заработной платы приводит к оттоку этих специалистов в отрасли с более высокой оплатой труда.

2.Наличие устойчивой безработицы, характерной для современности, свидетельствует лишь об одном — на рынке труда действуют внеконкурентные факторы, вызывающие устойчивые отклонения зарплаты в большую сторону  от ее равновесного значения. К  таким внеконкурентным факторами выступают государство, активно регулирующее рынок труда (минимальный уровень зарплаты, индексация доходов и т. д.). Профсоюзы  также оказывают свое влияние на рынок труда, принимая меры для повышения заработной платы. Они также относятся к внеконкурентным факторам.

3.Причины дифференциации зарплаты различны. Это различие в самом труде и необходимых для этого труда знаниях, квалификации и т. д. К тому же люди обладают различными способностями, навыками. Имеют значение и привлекательность труда, престижность, возможности продвижения, а также условия труда, его безопасность или, наоборот, опасный характер. Непривлекательность труда, его вредный характер должны быть компенсированы зарплатой (компенсационная зарплата). Часто работники, получающие более низкую почасовую зарплату, из-за различной продолжительности рабочей недели или из-за ряда преимуществ, не учитываемых в денежной форме, получают более высокую реальную зарплату.

Существуют различия в оплате труда в региональном плане. Наконец, на практике существует дискриминация в оплате труда (по расовому признаку, по полу и т.д.). Но в развитых странах официально дискриминация запрещена и более характерна для менее развитых стран.

Дифференциация зарплаты лежит в основе неравенства в распределении личных доходов. Оно может усиливаться (или уменьшаться) неравенством в распределении собственности на недвижимость, ценные бумаги и т. д. Для этого и используется коэффициент Джини. Главное  заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой деятельности, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает объем распределяемого дохода.

Тема 15. Рынок капитала

1.Реальная ставка процента всегда положительна, но возможна ситуация, когда она будет отрицательной. Так как реальная ставка – это номинальная ставка за вычетом ожидаемых (предполагаемых) темпов инфляции.

При определении уровня процентной ставки важную роль играет фактор риска. Чем выше риск, тем выше ставка Рыночная ставка процента играет важную роль при принятии инвестиционных и других решений. Предприниматель сравнивает ожидаемую прибыль (уровень дохода на капитал) с текущей рыночной ставкой процента. Инвестиции имеют смысл, если ожидаемый уровень дохода выше рыночной ставки процента. В случае если реальная инфляция значительно превышает ожидаемую инфляцию, настолько, что она выше номинальной текущей рыночной ставки процента, тогда реальная ставка будет иметь отрицательное значение. Для кредитора это означает, что он несет убытки, а его капитал используется неэффективно.

2. Если посмотреть на нижеприведенный график, то мы видим, что кривая спроса на капитал имеет отрицательный наклон, так как спрос на капитал (так же как и на другие виды ресурсов) определяется предельным продуктом (производительностью) капитала. По мере роста используемого капитала предельный продукт уменьшается вследствие закона убывающей отдачи.

Спрос на капитал рассматривается как отражение предельной доходности капитала.

Таким образом, полезность капитала для его владельца заключается в его производительности.

3.С утверждением  предпринимателя можно поспорить, так как  уже отмечено выше рыночная ставка процента играет важную роль при оценке эффективности инвестиционных решений. Инвестиции имеют смысл, если ожидаемый уровень дохода выше рыночной ставки процента. При этом абсолютно не имеет значения, используется ли заемный капитал или собственный. В любом случае ставка процента выступает как эталон эффективности использования капитала. Даже если это собственный капитал, если доход от него ниже рыночной ставки процента, речь идет о неэффективности использования капитала.

Тема 16.Рынок земли

1.Земельная рента — это плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено или неэластично.

Пересечение кривой спроса D0 с кривой предложения S определяет равновесие на рынке земли Е0.

R0 - уровень ежемесячной ренты за 1 га земли.

Площадь OQ1E0R0 - совокупная рента за всю используемую в данном обществе землю. Увеличение спроса на продовольствие сдвинет кривую спроса к положению D1 и увеличит соответственно земельную ренту, а сдвиг спроса от D0 к D2 — уменьшит ренту. Здесь хорошо видна активная роль спроса. Именно спрос определяет ренту (цену земли). В то же время увеличение ренты не может привести к росту предложения земли. В нашем случае кривая предложения S находилась до бесконечности правее, что привело бы, как видно на втором рисунке к бесконечно малой ренте.

2.Цена на землю представляет собой дисконтированную стоимость будущей земельной ренты. Для нашего примера применим формулу:

РL=     RJ\(1+i) J,

где РL- цена земли,  RJ- годовая рента, i -текущая рыночная ставка ссудного процента.

Однако, при RJ- постоянной, формула приобретает следующий вид:

РL =  R\ i

РL=2000/0,08=25000

Таким образом, покупка участка выгодна для фермера при цене участка до 25000 долларов.

3.Отсутствие рынка земли приводит к снижению возможности получать доходы с продажи "лучших" земель, что в свою очередь приводит к неэффективному их использованию. Положительно на экономику страны такая ситуация отразиться не может.

Список используемой литературы

  1.  Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1993.
  2.  Курс экономической теории: Учебник /Под общей редакцией М. Чепурина и Е Киселевой/. Киров, 1997.
  3.  Экономическая теория. План-конспект лекционного курса. Н.С.Ульянова, Г.Н.Чичерова. МИЭП 2001.

4

i

3

i

2

i

1

i

n

1

Тов. В

Тов. А

R

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85183. Формирование белорусской государственности. БНР, БССР, Литбел 27.36 KB
  БНР БССР Литбел. Провозглашение БНР 21 февраля 1918 г. Исполком Всебелорусского съезда принял другую уставную грамоту в которой объявил Беларусь народной республикой БНР. Исполком был переименован в Раду БНР.
85184. Советско-польская война 1919-1920 гг. и ее итоги 28.77 KB
  Кроме того большевики чувствовали себя в Беларуси очень не надежно. В самой Беларуси были недовольны властью и паднимали восстания. Восточная Беларусь была для поляков разменной монетой которую они готовились передать большевикам за их согласие отказаться от Западной Беларуси. Этот договор только подтвердила предыдущую договоренность России и Польши о разделе между собой Беларуси и Украины.
85185. Общественно-политическое развитие БССР в 1920-1930 гг. Политические репрессии 28.76 KB
  Политические репрессии.полит. Формально лидеры профсоюзных организаций выбирались на собраниях фактически назначались партийными комитетами и проводили политику партии.
85186. Новая экономическая политика, ее сущность и значение для развития хозяйства БССР 26.41 KB
  Ответом на эти вопросы стала новая экономическая политика НЭП. НЭП это система экономических социальных политических и культурных мер направленных на внедрение рыночных отношений в народном хозяйстве. В первые годы НЭПа практиковалось натуральная и денежная оплата труда. В сфере с х нэп проявилась в следующем: 1 Вместо продразвёрстки был введен продналог который был в два раза меньше.
85187. БССР в годы первых пятилеток. Форсированная индустриализация и принудительная коллективизация 26.78 KB
  Дальнейшее развитие металло-обрабатывающей химической торфяной и др. отраслей развитие энергетики и увеличение мощностей электростанций. Предусматривалось развитие лёгкой и продовольственной промышл.
85188. Духовная и культурная жизнь БССР в 1920-1930гг.: достижения и противоречия 25.66 KB
  Культуры вылученне белорусов на партыйую советскую профсоюзную и общественную работу перевод делопроизводства государственного партийного профессионального и кооперативного аппаратов на белорусский язык. Центральная место в мероприятиях в белорусизации отводилось проблеме языка так как в республике язык выполняла очень мизерны объем соц. Преобладала русский язык. При этом официально было заявлено что на территории БССР признаются равноправными языки белорусский русский еврейский и польский.
85189. Западная Беларусь в составе Польши 27.1 KB
  Было введено принятое в Польше административно-тер деление, созданы 4 воеводства: Виленское, Полесское, Новогрудское, Белостокское. Эти воеводства делились на 29 поветов аповеты на гимны.
85190. Начало второй мировой войны. Вхождение Западной Беларуси с состав БССР 26.28 KB
  Вхождение Западной Беларуси с состав БССР. Беларуси принял декларацию об установлении советской власти на всей освобожденной территории i высказался за вхождение в состав БССР. Приняты законы о включении Западной Беларуси в состав СССР i воссоединение с БССР. Единогласно делегаты высказались и за вхождение в БССР.
85191. Начало Великой Отечественной войны. Ход военных действий на советско-германском фронте в 1941-1942 годах 27.92 KB
  Для войны против СССР Гитлер сосредоточил подавляющую часть своих сухопутных сил. Однако основной причиной такого огромного успеха немцев в первые недели войны является то что Красная армия сама готовилась к наступлению. Сталин прекрасно понимал что войны с Германией не избежать но он не думал что Гитлер нарушит пакт МолотоваРибентропа о ненападении.