95400

Контрольная работа по книге Л.Н. Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь»

Контрольная

Литература и библиотековедение

Фаза надлома истощение пассионарного заряда этноса. Жизнь этноса по инерции за счёт накопленных ценностей. Снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы либо превращением его в реликт.

Русский

2015-09-22

66.5 KB

0 чел.

Контрольная работа по книге Л.Н. Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь».

1 вариант.

  1.  Словарь терминов, используемых Гумилёвым в работе.

1). Аберрация близости – искажённое восприятие историком недавних событий. Т.к., все последствия того или иного явления ещё не ясны полностью, исследователь, воспринимающий обширный поток сведений, не способен отличить в нём главное от второстепенного; события теряют масштабность. Не которые процессы, кажущиеся современникам ничтожными, проявят себя лишь в будущем (так, например, значение появления первых христианских общин в Римской империи 1 в. н.э. не могло быть оценено современниками в полном объёме). С другой стороны, значение многих недавних событий раздувается пропагандой или общественным мнением, которые влияют и на историка.

2). Перечислить основные фазы этногенеза и дать им краткую характеристику.

Фазы этногенеза:

  1.  Пассионарный толчок – начало жизни нового этноса в результате мутагенеза. Внезапное появление некоторого числа пассионариев и субпассионариев.
  2.  Фаза подъёма – быстрое увеличение числа пассионариев. В этот период старые этносы, на основе которых возник новый, соёдиняются как сложная система. Из этнических групп пассионарной энергией создаётся этнос, из группы этносов – суперэтнос. период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.  3.
  3.  Акматическая фаза – максимальное число пассионариев. В этот период люди стремятся не создавать целостности, а быть самими собой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резнёй, так что ход этногенеза замедляется. Колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.
  4.  Фаза надлома – истощение пассионарного заряда этноса. Восстановление пассионарного равновесия. резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля
  5.  Инерционная фаза – медленное уменьшение пассионарного заряда. Жизнь этноса по инерции, за счёт накопленных ценностей. Плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.
  6.  Обскурация – ведущее положение занимают субпассионарии. Они стремятся избавиться не только от беспокойных пассионариев, но и от трудолюбивых гармоничных людей. Распад в этно-социальной сфере становится необратимым. Снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза1, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт. Этнос либо погибает,
  7.  Либо наступает мемориальная фаза – этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция.
  8.  Гомеостаз – исчезает память, остаётся лишь обывательский покой и существование в равновесии с родным ландшафтом.

3). Комплиментарность (положительная или отрицательная) – ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих». Явление комплиментарности лежит в основе этнического разделения людей, т.к. появлению любого этноса предшествует образование консорций (групп людей), объединённых взаимной симпатией, позволяющей этим людям поддерживать постоянные тесные взаимоотношения и вырабатывать общую линию поведения.

4). Ксения – форма нейтрального сосуществования этносов в одном регионе, при которой они сохраняют своеобразие и не сливаются, но и не вступают в отношения, характерные для симбиоза. Между этносами не возникает острых конфликтов, но и не происходит разделения функций при адаптации в ландшафте. Такая форма контакта часто встречается между этносами одной суперэтнической системе. Нейтральный этнический контакт возможен и между разными суперэтносами, если комплиментарность между ними не резко отрицательна, а правительство не ведёт политики искусственного смешения народов.

5). Пассионарии (особи энергоизбыточного типа) – особи, обладающие врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем этого требуется только для личного или видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды.

6). Персистенты (реликты) - этнические системы, находящиеся в этническом гомеостазе.


7). Симбиоз – форма взаимнополезного сосуществования этнических систем в одном регионе, при котором симбионты сохраняют своё своеобразие и занимают свою экологическую нишу.

8). Субпассионарии (особи энергодефицитного типа) – люди, которые в силу своей неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде. Пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

9). Суперэтнос – этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям; высший таксон этнической иерархии.        

10). Химера – форма контакта несовместимых этносов разных суперэтническских систем, при которой исчезает их своеобразие. Выросшие в зоне контакта люди не принадлежат ник одному из контактирующих суперэтносов, каждый из которых отличается оригинальными этническими традициями и ментальностью. В химере же господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенчнских черт, на место единой ментальности приходит полный хаос царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений. В такой среде расцветают антисистемные идеологии.

11). Энтропийный процесс – необратимый процесс рассеивания энергии.

12). Этнический субстрат – совокупность этносов, послуживших исходным материалом для образования нового этноса. Исходные этнические компоненты (два и более), интегрируемые вследствие пассионарного толчка в новый этнос.

II.

  1.  Этнокультурные традиции в Восточной Европе 9- 11 вв.

А) мир ислама

Б) «христианская» Европа

В) Византия

  1.  Почему царский двор и правящий военный класс Хазарии обратились в иудаизм?

Путешествующие евреи 8 в. были названы персидским словом рахдониты составляли основу торговой компании на Волге (восточный торговый путь). Хазария лежала на перекрёстке торговых путей. Тюркютские ханы из династии Ашина по свойственной степнякам религиозной терпимости и благодушию считали, что их держава приобретает работящих и интеллигентных поданных, которых легко использовать для дипломатических и экономических поручений. Богатые евреи подносили хазарским ханам и бекам роскошные подарки, а красавицы еврейки пополнили ханские гаремы. Так сложилась еврейско-хазарская химера. В к. 8 в. между Тереком и Волгой появилось множество детей от смешанных еврейско-хазарских браков. Однако их судьба была различна в зависимости от того, кто был отцом ребёнка, а кто матерью. У евреев этническая принадлежность совпадала с принадлежностью к общине. Получалось, что сын хазарина и еврейки имел все права отца и возможности матери. Т.е. его обучали еврейские раввины, община помогала делать ему карьеру или участвовать в торговле, а род отца защищал. А сын еврея и хазарки был всем чужой. Иудейская община т.о. не только накопила огромные богатства, но и включила в свой состав ханов династии Ашина. Так постепенно произошло разделение хазарской власти и народа. Окончательная переориентация высшего класса на иудаизм произошла после переворота Обадии, уничтоживший родовую аристократию и закрепивший раввинистский иудаизм в качестве государственной религии Хазарии. Обращать в иудаизм население Хазарии никто не собирался, но произошла гражданская война между правительством и народом, в которой верх одержали иудеи. Произошло превращение Хазарии в социально-политическую химеру.

3). Как назывались в древности славяне:

А) западные – венеды

Б) южные – склавины

В) восточные – анты (поляне)

  1.  Суперэтносы существовавшие в первом тысячелетии н.э.:

Мусульманский, христианский, блуждающий (евреи-рахдониты)

  1.  Чем обеспечивается целостность этноса по Гумилёву.

Уровнем пассионарного напряжения

  1.  Что представляет собой Хазарский каганат с точки зрения Гумилёва.

Химеру – контакт тюркского, армянского и еврейского населения, которое смешивалось и теряло своё своеобразие.

  1.  Почему на Руси в к. 9 – нач. 10 вв. не возникла химера.

Варяги в Киеве не были похожи ни на тюркютов, ни на иудеев. С одной стороны, это захватчики, обиравшие население в полюдьях, хищники, преследовавшие свои цели, ради которых они бросали своих поданных в бессмысленные походы на Каспий и Понт. И принадлежали они к другому суперэтносу, исповедовали иную религию и имели особую культуру. Как будто всё говорит об аналогии их с иудеями Хазарии. Но с другой стороны, профессиональные варяги были полиэтничны, т.е. их отряды состояли не только из скандинавов, но и из прибалтов. При этом скандинавы были не представителями своих этносов, а людьми, выброшенными с родины взрывом пассионарности. Это значит, что со старыми традициями они порвали, а новые, создаваемые их детьми, наследовались у матерей. Следовательно, если не дети, то внуки варягов становились славяно-россами, подобно тюркютским отпрыскам в Хазарии. И этому способствовало то, что сами варяги-отцы либо гибли в неудачных походах, либо меняли Киев на Константинополь, оставляя своим потомкам только генетическое наследство – пассионарность и фазы подъёма. Скандинавские этносы достигли фазы пассионарности, позволившей принять м участие в формировании суперэтноса только в 12 в. но они были уже не опасны для Великого княжества Киевского. Т.о., варяги не создали химеру, т.к. не смогли укрепиться в Ирландии.

На Руси в 9 в. шёл надлом, переход от акматической к инерционной фазе. В тяжёлое время варяги проникли на Русь, но местные пассионарии ликвидировали их, от них осталось только название династии князей-воинов – Рюрикович. Это были метисы, инкорпорированные славяно-росским этносом. Конец процесса этнического выздоровления – возвращение к старой готско-россомонской традиции контакта с Византией.

  1.  Государство представляет собой какой институт?

Социальный, возникая при  первобытно общинном строе, оно может охватить один этнос целиком или несколько соседних этносов, или часть своего этноса, т.к. две системы отсчёта – социальная и этническая – не совпадают.

  1.  Почему монголо-татары ещё до начала штурма Козельска объявили его «злым городом».

Т.к. в нем были убиты парламентёры.

  1.  В результате какого события произошло этническое разделение на татар казанских, крымских, астраханских, сибирских, ногайских и казахов?

Распад Золотой Орды.

  1.  Какое образование возникло в результате контактов степняков и славян.

Симбиоз. Степные просторы Северного Причерномория всегда были удобны для развития скотоводства. Поэтому в Восточную Европу переселялись азиатские кочевники. Разумеется, эти миграции вызывали столкновения с местным населением – славянами, хозяйство которых было связано с лесными массивами и речными долинами. Однако кочевое хозяйство не может существовать вне связи с земледельческим , потому что обмен продуктами одинаково важен для обеих сторон. Поэтому мы наблюдаем наряду с военными столкновениями постоянные примеры симбиоза.  

  1.  Как Гумилев трактует ярлык, получаемый в золотой орде князьями русских земель.

Ярлык – это пакт о дружбе и ненападении. Реальной зависимости он не предполагал. Батый посылал ярлыки к правителям Рума, Сирии и др. стран от него независимых.

  1.  Кто такие мамлюки.

Это проданные в рабство в Египте куманы.

  1.  Примеры реликтовых этносов северной части Русской равнины, вошедших в состав российского суперэтноса.

В великорусский этнос вошли угро-финские племена – реликтовые этносы северной части Русской равнины. Одни из них, приняв православие, слились со славянами настолько, что забыли свои былые самоназвания. Таковы меря, мурома, голядь и заволоцкая чудь. Другие удержали имена своих предков: чуваши, черемисы (мари), вотяки (удмурты), мордва, ижора, вепсы и др., но это не мешало их контактам с русскими. Поскольку они жили в своих привычных ландшафтах их общение с великороссами следует называть симбиозом, который тоже усложняет этническую систему и тем укрепляет её.

15)Почему Гумилёв утверждает, что ныне Белоруссия дожила, как древнерусский заповедник, до своей мемориальной фазы.

Великороссия обновилась за счёт христианских монголов и крещеных литовцев. Малороссия – за счёт половцев, но «чистым» древнерусским племенем остались белорусы. Их не затронули ни ордынские чамбулы ( отряды, совершавшие набеги), ни малочисленные литовцы, подарившие потомков своих витязей Москве и Варшаве, ни немецкие рыцари, отбитые при Грюнвальде в 1410 г. «И всё же неприкаянный мы народ… этот позорный торг родиной на протяжении 7 столетий! Поначалу продали Литве, потом, едва народ успел ассимилировать её, полякам, всем кому не лень… Несчастная Белорусь! Добрый, покладистый, снисходительный, романтичный народ в руках такой погани. Отдаёт чужакам лучших своих сынов, лучших поэтов, нарекает чужаками детей своих, пророков своих, как будто очень богат. Отдаёт на добычу своих героев, а сам сидит в клетке над миской … и хлопает глазами…»

  1.  Кто был последним ханом Синей Орды? В чём заключается главное отличие Синей Орды от Белой и Золотой орд, по мнению Гумилёв?

Последним законным ханом Синей Орды (степным паладином) был Тохтамыш. Синяя Орда была слабой державой с редким населением и экстенсивным хозяйством. 100 лет она существовала прикрытая с запада Золотой Ордой, а с востока Белой. Когда обе эти державы истратили запас пассионарности, переданный им монгольскими каанами, то Синяя орда оказалась наименее слабой и владела Поволжьем и берегами Иртыша.  

  1.  Какая из монголо-татарских орд стала ядром образования самостоятельного этноса-казахов?

Белая орда.

  1.  Перечислить этнические субстраты, интегрировавшиеся вследствие пассионарного толчка в великорусский этнос.
  2.  реликты древнерусского этноса
  3.  крещеные угро-финны
  4.  крещеные татары
  5.  крещеные литовцы

 

 

1 Этнический гомеостаз или гомеостатический уровень или статическое состояние этноса - устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором колебания биохимической энергии - пассионарности имеют место в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12311. Биліктің буындары бір –бірімен теңестірілуі қажат 103 KB
  Биліктің буындары бір –бірімен теңестірілуі қажат деген идея кімге қатыстыШ.Монтескье Демократиябұл құбылыс оның ауқымында қалағаныңның бәрін жасауға болады деген анықтама кімге қатыстыПлатон Еуропаның қауіпсіздік және ынтымақтастық ұйымының іргетасы қа...
12312. Мемлекеттің функциялары. Мемлекеттің мақсаты 30.33 KB
  Жоспары: Мемлекеттің белгілері Мемлекеттің функциялары Мемлекеттің мақсаты Орындаған: Даркеева Балжан Тур15 1. Мемлекеттің пайда болу себептері белгілері Мемлекет деген ұғым бірнеше мағынада қолда...
12313. САЯСАТТАНУ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ КУРСЫ БОЙЫНША ОҚУ - ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕН 543 KB
  САЯСАТТАНУ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ КУРСЫ БОЙЫНША ОҚУ ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕН 1.1. САЯСАТТАНУ ПӘНІНІҢ ТИПТІК БАҒДАРЛАМАСЫ Авторлар: Философия ғылымдарының докторы профессор Әбсаттаров Р.Б. Философия ғылымдарының докторы профессор Балғынбаев А.С. Саясаттану ғылы
12314. СӨЖ Тақырыбы: Карл Маркс 30.23 KB
  СӨЖ Тақырыбы: Карл Маркс КІРІСПЕ ХІХғ. 40шы жылдары еңбек пен капитал арасындағы күрес шиеленісе түсті. Бірқатар елдерде пролетариат табы дербес күштерге айналды: Францияда – 1831 және 1834 ж. лион тоқымашыларының көтерілісі; Англияда – 30шы жылдарда...
12315. Саясат қоғамдық құбылыс ретінде 466 KB
  Саясат қоғамдық құбылыс ретінде.Саясаттану пәні. Қоғамдық құбылыс ретінде саясат белгілі бір әмбебаптылықпенкөпқырлылықпен сипатталады. Ол біздің қоғамымыздың барлық жерінде көрініс тауып өзінің нег.қызметібасқаруды атқарады яғни саясат адамң тіршілік әректінің
12316. Саясаттану ғылымы 85 KB
  Саясаттану ғылымы Саясаттану сөзі политология гректін политика және логос деген сөздерінен шыққан саясат туралы ғылым деген мағынаны білдіреді. Басқа қоғамдық ғылымдардың ішінде саясатта...
12317. Саясаттанушы ғалымдардың бірі – М.Лютер 506.38 KB
  ЛСӨЖ Тақырып: Саясаттанушы ғалымдардың бірі – М.Лютер Реформацияның дінисаяси бағытының идеологі – Мартин Лютердің саяси ойлары. Мартин Лютер 14831546 неміс ойшылы және қоғам қайраткері Германиядағы бюргерлік реформалаудың басшысы немістің протестантизм
12318. Виртуалдық лекция бойынша пәнің «Саясаттану» мәліметтері Виртуалдық лекциялық сабақтардың кестесі 142 KB
  Виртуалдық лекция бойынша пәнің Саясаттану мәліметтері Виртуалдық лекциялық сабақтардың кестесі № Тақырыптар Сағат саны 1. Саясаттану–ғылым және оқу пәні 2 ...
12319. Саясаттану пәні бойынша дәріс сабақтарының контактілік мәліметтері Контактілік дәріс сабақтарының кестесі 274.5 KB
  Саясаттану пәні бойынша дәріс сабақтарының контактілік мәліметтері Контактілік дәріс сабақтарының кестесі Тақырыптар Сағат саны 1 Тақырып1.Саясаттану ғылым және оқу пәні. ...