95400

Контрольная работа по книге Л.Н. Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь»

Контрольная

Литература и библиотековедение

Фаза надлома истощение пассионарного заряда этноса. Жизнь этноса по инерции за счёт накопленных ценностей. Снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы либо превращением его в реликт.

Русский

2015-09-22

66.5 KB

0 чел.

Контрольная работа по книге Л.Н. Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь».

1 вариант.

  1.  Словарь терминов, используемых Гумилёвым в работе.

1). Аберрация близости – искажённое восприятие историком недавних событий. Т.к., все последствия того или иного явления ещё не ясны полностью, исследователь, воспринимающий обширный поток сведений, не способен отличить в нём главное от второстепенного; события теряют масштабность. Не которые процессы, кажущиеся современникам ничтожными, проявят себя лишь в будущем (так, например, значение появления первых христианских общин в Римской империи 1 в. н.э. не могло быть оценено современниками в полном объёме). С другой стороны, значение многих недавних событий раздувается пропагандой или общественным мнением, которые влияют и на историка.

2). Перечислить основные фазы этногенеза и дать им краткую характеристику.

Фазы этногенеза:

  1.  Пассионарный толчок – начало жизни нового этноса в результате мутагенеза. Внезапное появление некоторого числа пассионариев и субпассионариев.
  2.  Фаза подъёма – быстрое увеличение числа пассионариев. В этот период старые этносы, на основе которых возник новый, соёдиняются как сложная система. Из этнических групп пассионарной энергией создаётся этнос, из группы этносов – суперэтнос. период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.  3.
  3.  Акматическая фаза – максимальное число пассионариев. В этот период люди стремятся не создавать целостности, а быть самими собой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резнёй, так что ход этногенеза замедляется. Колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.
  4.  Фаза надлома – истощение пассионарного заряда этноса. Восстановление пассионарного равновесия. резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля
  5.  Инерционная фаза – медленное уменьшение пассионарного заряда. Жизнь этноса по инерции, за счёт накопленных ценностей. Плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.
  6.  Обскурация – ведущее положение занимают субпассионарии. Они стремятся избавиться не только от беспокойных пассионариев, но и от трудолюбивых гармоничных людей. Распад в этно-социальной сфере становится необратимым. Снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза1, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт. Этнос либо погибает,
  7.  Либо наступает мемориальная фаза – этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция.
  8.  Гомеостаз – исчезает память, остаётся лишь обывательский покой и существование в равновесии с родным ландшафтом.

3). Комплиментарность (положительная или отрицательная) – ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих». Явление комплиментарности лежит в основе этнического разделения людей, т.к. появлению любого этноса предшествует образование консорций (групп людей), объединённых взаимной симпатией, позволяющей этим людям поддерживать постоянные тесные взаимоотношения и вырабатывать общую линию поведения.

4). Ксения – форма нейтрального сосуществования этносов в одном регионе, при которой они сохраняют своеобразие и не сливаются, но и не вступают в отношения, характерные для симбиоза. Между этносами не возникает острых конфликтов, но и не происходит разделения функций при адаптации в ландшафте. Такая форма контакта часто встречается между этносами одной суперэтнической системе. Нейтральный этнический контакт возможен и между разными суперэтносами, если комплиментарность между ними не резко отрицательна, а правительство не ведёт политики искусственного смешения народов.

5). Пассионарии (особи энергоизбыточного типа) – особи, обладающие врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем этого требуется только для личного или видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды.

6). Персистенты (реликты) - этнические системы, находящиеся в этническом гомеостазе.


7). Симбиоз – форма взаимнополезного сосуществования этнических систем в одном регионе, при котором симбионты сохраняют своё своеобразие и занимают свою экологическую нишу.

8). Субпассионарии (особи энергодефицитного типа) – люди, которые в силу своей неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде. Пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

9). Суперэтнос – этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям; высший таксон этнической иерархии.        

10). Химера – форма контакта несовместимых этносов разных суперэтническских систем, при которой исчезает их своеобразие. Выросшие в зоне контакта люди не принадлежат ник одному из контактирующих суперэтносов, каждый из которых отличается оригинальными этническими традициями и ментальностью. В химере же господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенчнских черт, на место единой ментальности приходит полный хаос царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений. В такой среде расцветают антисистемные идеологии.

11). Энтропийный процесс – необратимый процесс рассеивания энергии.

12). Этнический субстрат – совокупность этносов, послуживших исходным материалом для образования нового этноса. Исходные этнические компоненты (два и более), интегрируемые вследствие пассионарного толчка в новый этнос.

II.

  1.  Этнокультурные традиции в Восточной Европе 9- 11 вв.

А) мир ислама

Б) «христианская» Европа

В) Византия

  1.  Почему царский двор и правящий военный класс Хазарии обратились в иудаизм?

Путешествующие евреи 8 в. были названы персидским словом рахдониты составляли основу торговой компании на Волге (восточный торговый путь). Хазария лежала на перекрёстке торговых путей. Тюркютские ханы из династии Ашина по свойственной степнякам религиозной терпимости и благодушию считали, что их держава приобретает работящих и интеллигентных поданных, которых легко использовать для дипломатических и экономических поручений. Богатые евреи подносили хазарским ханам и бекам роскошные подарки, а красавицы еврейки пополнили ханские гаремы. Так сложилась еврейско-хазарская химера. В к. 8 в. между Тереком и Волгой появилось множество детей от смешанных еврейско-хазарских браков. Однако их судьба была различна в зависимости от того, кто был отцом ребёнка, а кто матерью. У евреев этническая принадлежность совпадала с принадлежностью к общине. Получалось, что сын хазарина и еврейки имел все права отца и возможности матери. Т.е. его обучали еврейские раввины, община помогала делать ему карьеру или участвовать в торговле, а род отца защищал. А сын еврея и хазарки был всем чужой. Иудейская община т.о. не только накопила огромные богатства, но и включила в свой состав ханов династии Ашина. Так постепенно произошло разделение хазарской власти и народа. Окончательная переориентация высшего класса на иудаизм произошла после переворота Обадии, уничтоживший родовую аристократию и закрепивший раввинистский иудаизм в качестве государственной религии Хазарии. Обращать в иудаизм население Хазарии никто не собирался, но произошла гражданская война между правительством и народом, в которой верх одержали иудеи. Произошло превращение Хазарии в социально-политическую химеру.

3). Как назывались в древности славяне:

А) западные – венеды

Б) южные – склавины

В) восточные – анты (поляне)

  1.  Суперэтносы существовавшие в первом тысячелетии н.э.:

Мусульманский, христианский, блуждающий (евреи-рахдониты)

  1.  Чем обеспечивается целостность этноса по Гумилёву.

Уровнем пассионарного напряжения

  1.  Что представляет собой Хазарский каганат с точки зрения Гумилёва.

Химеру – контакт тюркского, армянского и еврейского населения, которое смешивалось и теряло своё своеобразие.

  1.  Почему на Руси в к. 9 – нач. 10 вв. не возникла химера.

Варяги в Киеве не были похожи ни на тюркютов, ни на иудеев. С одной стороны, это захватчики, обиравшие население в полюдьях, хищники, преследовавшие свои цели, ради которых они бросали своих поданных в бессмысленные походы на Каспий и Понт. И принадлежали они к другому суперэтносу, исповедовали иную религию и имели особую культуру. Как будто всё говорит об аналогии их с иудеями Хазарии. Но с другой стороны, профессиональные варяги были полиэтничны, т.е. их отряды состояли не только из скандинавов, но и из прибалтов. При этом скандинавы были не представителями своих этносов, а людьми, выброшенными с родины взрывом пассионарности. Это значит, что со старыми традициями они порвали, а новые, создаваемые их детьми, наследовались у матерей. Следовательно, если не дети, то внуки варягов становились славяно-россами, подобно тюркютским отпрыскам в Хазарии. И этому способствовало то, что сами варяги-отцы либо гибли в неудачных походах, либо меняли Киев на Константинополь, оставляя своим потомкам только генетическое наследство – пассионарность и фазы подъёма. Скандинавские этносы достигли фазы пассионарности, позволившей принять м участие в формировании суперэтноса только в 12 в. но они были уже не опасны для Великого княжества Киевского. Т.о., варяги не создали химеру, т.к. не смогли укрепиться в Ирландии.

На Руси в 9 в. шёл надлом, переход от акматической к инерционной фазе. В тяжёлое время варяги проникли на Русь, но местные пассионарии ликвидировали их, от них осталось только название династии князей-воинов – Рюрикович. Это были метисы, инкорпорированные славяно-росским этносом. Конец процесса этнического выздоровления – возвращение к старой готско-россомонской традиции контакта с Византией.

  1.  Государство представляет собой какой институт?

Социальный, возникая при  первобытно общинном строе, оно может охватить один этнос целиком или несколько соседних этносов, или часть своего этноса, т.к. две системы отсчёта – социальная и этническая – не совпадают.

  1.  Почему монголо-татары ещё до начала штурма Козельска объявили его «злым городом».

Т.к. в нем были убиты парламентёры.

  1.  В результате какого события произошло этническое разделение на татар казанских, крымских, астраханских, сибирских, ногайских и казахов?

Распад Золотой Орды.

  1.  Какое образование возникло в результате контактов степняков и славян.

Симбиоз. Степные просторы Северного Причерномория всегда были удобны для развития скотоводства. Поэтому в Восточную Европу переселялись азиатские кочевники. Разумеется, эти миграции вызывали столкновения с местным населением – славянами, хозяйство которых было связано с лесными массивами и речными долинами. Однако кочевое хозяйство не может существовать вне связи с земледельческим , потому что обмен продуктами одинаково важен для обеих сторон. Поэтому мы наблюдаем наряду с военными столкновениями постоянные примеры симбиоза.  

  1.  Как Гумилев трактует ярлык, получаемый в золотой орде князьями русских земель.

Ярлык – это пакт о дружбе и ненападении. Реальной зависимости он не предполагал. Батый посылал ярлыки к правителям Рума, Сирии и др. стран от него независимых.

  1.  Кто такие мамлюки.

Это проданные в рабство в Египте куманы.

  1.  Примеры реликтовых этносов северной части Русской равнины, вошедших в состав российского суперэтноса.

В великорусский этнос вошли угро-финские племена – реликтовые этносы северной части Русской равнины. Одни из них, приняв православие, слились со славянами настолько, что забыли свои былые самоназвания. Таковы меря, мурома, голядь и заволоцкая чудь. Другие удержали имена своих предков: чуваши, черемисы (мари), вотяки (удмурты), мордва, ижора, вепсы и др., но это не мешало их контактам с русскими. Поскольку они жили в своих привычных ландшафтах их общение с великороссами следует называть симбиозом, который тоже усложняет этническую систему и тем укрепляет её.

15)Почему Гумилёв утверждает, что ныне Белоруссия дожила, как древнерусский заповедник, до своей мемориальной фазы.

Великороссия обновилась за счёт христианских монголов и крещеных литовцев. Малороссия – за счёт половцев, но «чистым» древнерусским племенем остались белорусы. Их не затронули ни ордынские чамбулы ( отряды, совершавшие набеги), ни малочисленные литовцы, подарившие потомков своих витязей Москве и Варшаве, ни немецкие рыцари, отбитые при Грюнвальде в 1410 г. «И всё же неприкаянный мы народ… этот позорный торг родиной на протяжении 7 столетий! Поначалу продали Литве, потом, едва народ успел ассимилировать её, полякам, всем кому не лень… Несчастная Белорусь! Добрый, покладистый, снисходительный, романтичный народ в руках такой погани. Отдаёт чужакам лучших своих сынов, лучших поэтов, нарекает чужаками детей своих, пророков своих, как будто очень богат. Отдаёт на добычу своих героев, а сам сидит в клетке над миской … и хлопает глазами…»

  1.  Кто был последним ханом Синей Орды? В чём заключается главное отличие Синей Орды от Белой и Золотой орд, по мнению Гумилёв?

Последним законным ханом Синей Орды (степным паладином) был Тохтамыш. Синяя Орда была слабой державой с редким населением и экстенсивным хозяйством. 100 лет она существовала прикрытая с запада Золотой Ордой, а с востока Белой. Когда обе эти державы истратили запас пассионарности, переданный им монгольскими каанами, то Синяя орда оказалась наименее слабой и владела Поволжьем и берегами Иртыша.  

  1.  Какая из монголо-татарских орд стала ядром образования самостоятельного этноса-казахов?

Белая орда.

  1.  Перечислить этнические субстраты, интегрировавшиеся вследствие пассионарного толчка в великорусский этнос.
  2.  реликты древнерусского этноса
  3.  крещеные угро-финны
  4.  крещеные татары
  5.  крещеные литовцы

 

 

1 Этнический гомеостаз или гомеостатический уровень или статическое состояние этноса - устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором колебания биохимической энергии - пассионарности имеют место в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61049. Моделирование брюк 1.06 MB
  Урок Моделирование брюк в 8 классе спланирован согласно УМК под редакцией В. Это разработка первого урока Моделирование брюк бананы модуля Моделирование и конструирование поясного изделия.
61050. Поняття про інформацію та способи її подання. Дані. Різновиди інформаційних повідомлень 293.5 KB
  Мета: Навчальна: формування предметних компетенцій у формі загальної предметної компетенції: освоєння поняття інформації даних інформаційного повідомлення застосовування набутого досвіду...
61051. Разработка нового вертикально-интегрированного формата свадебного агентства в интересах создания доминирующей в Москве сети 1 MB
  Какие конкурентные силы оказывают влияние на рынок свадебных услуг. Какой сегмент рынка по организации свадебных торжеств наиболее привлекателен с точки зрения ведения бизнеса Какие факторы являются ключевыми для обращения в то или иное агентство по организации свадьбы. В чем, предположительно, могут заключаться основные элементы нового формата свадебного агентства и последовательность их внедрения...
61053. Павутина життя (Web of Life) 62 KB
  Мета: 1)Повторити й активізувати лексику теми. 2)Тренувати учнів у читанні та вживанні сполучних слів у підрядних реченнях. 3)Продовжувати формувати навички діалогічного та монологічного мовлення. 4)Навчати учнів аудіювання.
61055. Смислові зв’язки між частинами складносурядного речення 58 KB
  Мета: поглибити знання учнів про складносурядні речення; ознайомити із засобами звязку між їхніми частинами; зясувати поняття смислових відношень між частинами складносурядних речень...