95408

Государственный режим: понятие, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Это наиболее динамичная составная часть формы государства реагирующая на все процессы и изменения происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде. Он индивидуализирует форму государства. Так во многих монархических государствах современный Голландия Швейцария Великобритания и др.

Русский

2015-09-23

44.5 KB

0 чел.

14. Государственный режим: понятие, виды

Государственный режим – это совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная составная часть формы государства, реагирующая на все процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде. Он индивидуализирует форму государства.

Государственный режим – составляющая политического режима, охватывающая государство и другие элементы политической системы общества.

Так, во многих монархических государствах (современный Голландия, Швейцария, Великобритания и др.) государственный режим и общественный строй более демократичен, чем в некоторых существовавших республиках (фашистская Германия). Государственный режим играет решающую роль в установлении реального характера форм государства.

Государственный режим возникает не спонтанно, а под воздействием целого ряда объективных факторов: тип экономической системы, общий уровень политической и правовой культуры, соотношение в обществе социально – классовых сил, исторический национальные традиции, особенности стоящей у власти политической элиты и т.п.

Факторы, характеризующие государственный режим в данной стране:

  •  способы и порядок формирования органов государственной власти
  •  характер взаимоотношений органов государственной власти и распределение между ними компетенции
  •  степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан
  •  роль права в жизни общества и государства
  •  роль силовых структур в государственном механизме
  •  степень реального участия граждан в общественной и политической жизни
  •  способы решения конфликтов, возникающих в обществе

Политическая практика показывает, что стоящими у власти классами могут вырабатываться две системы управления, сменяющие друг друга или взаимодействующие в процессе исторического развития государства: 1) метод насилия (консерватизм, силовые меры управления государством) и 2) метод либерализма (демократизм, курс на реформы). В зависимости от того, какой  из этих методов выбирает существующая власть,  как они сочетаются, все государственные режимы подразделяются на виды и подвиды.

Юридической науке известны различные варианты классификации государственных режимов. Не которые исследователи связывают политический режим с типом государства и, соответственно, в каждом типе выделяют ряд характерных режимов. Так, при рабовладельческом строе выделяют деспотический, теократический, олигархический, демократический режимы; при феодальном строе – абсолютистский, феодально – демократический, клерикальный, милитаристский, режим «просвещенного абсолютизма»; при капитализме – конституционный, бонапартистский, военно – полицейский и фашистский; при социализме – лишь «последовательно – демократический».  

 

В современной политологии в сугубо академических целях все политические режимы подразделяют на два вида: демократические и недемократические. Каждый из этих режимов на разных этапах жизни общества подразделялся на различные подвиды (подвидами антидемократического режима были теократические диктатуры Древнего Востока, полицейские режимы феодального государства, фашистские режимы и военные диктатуры современности).

Типология политических режимов:

1. демократические:

  •  провозглашение и осуществление на практике прав и свобод граждан и их организаций;
  •  многопартийность (в т. ч. существование оппозиционных партий);
  •  выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;
  •  официальное признание принципов законности, конституционализма, разделения властей;
  •  существование институтов прямой и представительной демократии;
  •  наличие демократического законодательства.

2. антидемократические:

  •  ликвидация или значительное ограничение прав и свобод человека и гражданина;
  •  запрещение оппозиционных партий и других организаций;
  •  ограничение роли выборных государственных органов, сведение роли парламента до положение формального института;
  •  усиление роли исполнительных органов;
  •  сосредоточение большого числа властных полномочий в руках главы государства.

Разновидности антидемократических режимов:

  •  тоталитаризм (лат. totalis – полный, целый) – характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, слиянием государственных и партийных органов, наличием системы массовых общественных организаций, поставленных под контроль государства;
  •  авторитаризм (лат. auctoritas – власть) – характеризуется не только проникновением государства во все сферы жизни общества, но и наличием элементов личной диктатуры;
  •  фашизм – крайняя форма авторитарного режима, при которой широко используются террористические методы правления.

Фашистские режимы – показатель политического кризиса (политическая элита уже не может свое господство, опираясь на либерально–демократические методы). Ярким примером тому могут служить фашистские режимы Германии и Италии, для которых было характерно:

  •  сочетание репрессивных методов правления с декларируемой заботой о благе народа; прикрытие антинародной политике лозунгами заботы о благе народа;
  •  существование единой общеобязательной идеологии и устранение всех несогласной с ней;
  •  официальное насаждение расизма, антисемитизма;
  •  культ личности вождя;
  •  абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной (правительство получало законодательные полномочия, парламент – только право внесения законопроектов).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11307. История денег 96 KB
  Раздел 1. Деньги Лекция №1 История денег До появления денег был бартер прямой безденежный обмен товарами. Существует два предположения того как возникли деньги: рационалистический деньги являются результатом соглашения между людьми; эволюционноист
11308. Эмиссия денег. Банковский мультипликатор 44 KB
  Лекция №2 Эмиссия денег. Банковский мультипликатор Банковская система должна обеспечивать национальное хозяйство денежными средствами в объеме который нужен для его нормального функционирования. Увеличение потребности экономики в деньгах в связи с ростом национа
11309. Деньги, денежное обращение, денежная масса, денежная база 87 KB
  Лекция №3 Деньги денежное обращение денежная масса денежная база Одним из важнейших показателей характеризующих денежнокредитную сферу и в частности денежный оборот является денежная масса. Денежная масса это совокупность денежных средств предназначенных...
11310. Банки: основные понятия 53 KB
  Лекция №6 Банки: основные понятия Банк от итал. banco лавка стол на которых менялы раскладывали монеты финансовокредитный институт основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам. Банковская система Российской Фе
11311. Виды банковских вкладов 43.5 KB
  Лекция Виды банковских вкладов В Гражданском кодексе говорится что вклады бывают двух видов: срочные; до востребования. В свою очередь в банковской практике вклады под проценты предлагаются трех видов: Расчетные; Расчетный вклад это по
11312. Логические основы цифровой техники 107.5 KB
  9 Тема №1 Логические основы цифровой техники Занятие 1. Алгебра логических высказываний Учебные методические и воспитательные цели: ...
11313. Методы синтеза цифровых устройств 162 KB
  Занятие 2. Методы синтеза цифровых устройств Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить методы синтеза цифровых устройств. 2. Пок...
11314. Дешифраторы и шифраторы 198.5 KB
  Занятие. Шифраторы и дешифраторы Учебные методические и воспитательные цели. Изучить принципы построения кодирующих и декодирующих устройств. Показать приемы активизации аудитории. Воспитывать уважение к цифровым и импульсным устройствам.
11315. Мультиплексоры и преобразователи кодов 255.5 KB
  Занятие 2. Мультиплексоры и преобразователи кодов Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения преобразователей кодов мультиплексоров и демультиплексоров 2. Воспитывать стремление овладеть основами синтеза цифровых ...