95411

Форма правления государства: понятие, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними. Выделяют 2 формы правления: Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству...

Русский

2015-09-23

60.5 KB

0 чел.

11. Форма правления государства: понятие, виды

Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними.

Выделяют 2 формы правления:

Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству; монарх является носителем и источником власти.

Республика - государство, в котором высшая власть принадлежит избранным на определенный срок государственным органом, а источником власти является народ.

Типология монархий:

  1.  рабовладельческие (характерны жесткая централизация, концентрация верховной законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха):
  •  восточная деспотия (существовала в государствах Древнего Востока; ее существование обусловлено необходимостью создания и поддержания в порядке ирригационных сооружений, длительным сохранением общинного хозяйства):
  •  сакрализация правителя
  •  правитель – военный вождь
  •  правитель – верховный собственник в государстве
  •  власть правителя формально неограниченна, фактически ограничена военно–чиновничьей знатью, жрецами
  •  античная (Древний Рим, 27 г. до н. э.– 284 г. н. э. – этап принципиата (становление и развитие), 284 (начало правления Диолектиана) – 476 гг. н. э. – этап домината (разложение монархии как следствие разложения рабовладельческого строя)
  •  переход от республики к монархии осуществлялся через военные диктатуры
  •  существование на первых стадиях, наряду с монархическими, республиканских институтов
  •  основная опора монарха – армия
  1.  феодальные:
  •  раннефеодальная (в период становления феодализма):
  •  слабость центральной власти (власть короля ограничена крупными феодалами)
  •  наличие полусамостоятельных (только формально подчиненных центру) государств (княжеств, герцогств и т. п.)
  •  принцип иерархического соподчинения феодалов   
  •  сословно – представительная (в период расцвета феодализма):
  •  усиление центральной власти
  •  опора монарха на все слои населения (не только на феодалов) путем формирования сословно – представительных органов (Земский собор, Генеральные штаты, сейм, парламент), которые в известной степени ограничивали власть монарха
  •  абсолютная монархия (в период разложения феодализма и возникновения зачатков капитализма):
  •  вся полнота власти сосредотачивается в руках монарха
  •  сохранившиеся представительные органы носят формальный характер и фактически не ограничивают власть монарха
  1.  капиталистические
  2.  конституционная (результат эволюции абсолютной монархии; возникает в тех странах, где буржуазия не сразу приобретает всю полноту власти и вынуждена довольствоваться половинчатыми политическими и социально – экономическими преобразованиями, идти на компромисс с дворянством; буржуазии порой даже выгодна монархия, т. к. при монархической форме правления легче держать в подчинении пролетариат):
  3.  парламентарная (большинство современных монархий: все монархии Европы, Япония; Великобритания – особый тип, парламентская, но не конституционная монархия):
  •  власть монарха ограничена (как юридически, так и фактически) конституцией
  •  законы принимаются парламентом и формально утверждаются монархом (в силу сложившейся практики он не может отказаться от подписания принятых законов)
  •  правительство формируется партией, набравшей большинство голосов на выборах в парламент, и ответственно перед парламентом
  1.  дуалистическая (кайзеровская Германия (1871 – 1918 гг.), третьеиюньская монархия в России):
  •  монарх – глава исполнительной власти, он назначает и смещает правительство
  •  монарх имеет законодательные полномочия
  •  парламент двухпалатный: нижняя палата избирается, верхняя назначается монархом.


Типология республик:

  1.  рабовладельческие:
  •  аристократическая (Древний Рим, XI-IV вв. до н. э. – период становления, III-I вв. до н. э. – период расцвета и упадка):
  •  правом законодательной инициативы обладали магистраты – выборные должностные лица из числа феодалов
  •  законы принимались Народным собранием
  •  законы утверждались Сенатом, который избирался недемократическим путем из представителей крупной аристократии. Сенат также обладал правом вето, правом объявления войны и мира, широкими правоисполнительными полномочиями, распоряжался казной, мог устанавливать диктатуру
  •  демократическая (Афинское государство):
  •  принятие законов, суд, внешняя политика находились в ведении Народного собрания (его членами были все граждане Афин, т.е. взрослые свободные мужчины, родившиеся в Аттике)
  •  высший орган государственной власти – Совет пятисот (законодательная инициатива, финансовая политика, исполнительная власть)
  •  демократический порядок замещения должностей
  1.  феодальные:
  •  аристократическая (города–республики: Новгород, Псков, Венеция, Генуя и т. д.):
  •  вся высшая власть принадлежала городским советам, которые формировались из представителей знати, высшего духовенства и богатого купечества
  •  иногда существовали народные собрания, но они не имели реальной власти
  1.  капиталистические:
  •  парламентская (Австрия, ФРГ, Италия, Швейцария и др.):
  •  президент избирается либо парламентом, либо при участи парламента
  •  президент – только глава государства (не глава правительства)
  •  правительство формируется парламентом из числа лидеров победивших на выборах в парламент партий; правительство ответственно перед парламентом
  •  президент может распустить парламент
  •  президентская (США, Франция):
  •  президент избирается народом
  •  президент – и глава государства, и глава правительства
  •  правительство формируется президентом и ответственно только перед ним
  •  смешанная (Россия, Белоруссия, Грузия, Казахстан):
  •  президент избирается народом
  •  президент обладает широкими полномочиями, в т. ч. формирует правительство
  •  по сложившейся традиции, президент должен назначить премьер – министром лидера победившей на парламентских выборах партии. Если сам президент принадлежит к этой партии, то в лице премьер – министра он обретает, по сути, помощника, и в этом случае роль президента в административном управлении страной бывает велика. Если большинство голосов на выборах получила оппозиционная президенту партия, то у него есть два выхода: если он считает, что на повторных парламентских выборах большинство голосов снова получит оппозиционная ему партия, то он вынужден назначить главой правительства лидера этой партии, и в этом случае президент фактически во многом отстраняется от исполнительной власти; если президент считает, что при повторных парламентских выборах большинство голосов получит та партия, к которой он принадлежит, то он назначает премьер – министром своего сторонника (парламент после этого обычно выражает вотум недоверия правительству, и в этом случае президент имеет право распустить парламент и назначить повторные выборы)
  •  в ряде стран смешанная республика функционирует как парламентская, с тем отличием, что президент избирается народом (Финляндия, Болгария, Польша, Ирландия)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2780. Изучение компенсационного метода измерений 37.08 KB
  Изучение компенсационного метода измерений. Цель работы. Ознакомиться с компенсационным методом измерений. Произвести измерения с помощью потенциометра ПП-63. Компенсационный метод применяется для точного измерения ЭДС, напряжения и потенциала.
2781. Электростатическое моделирование электростатического поля 48 KB
  Цель работы: изучить свойства электростатического поля, изучить метод электростатического моделирования электростатического поля. Теория. Суммарный заряд электрически изолированной системы не может изменяться. Это закон сохранения электрического зар...
2782. Изучение резонанса токов и напряжений 245 KB
  Изучение резонанса токов и напряжений Приборы и принадлежности. Реостат, катушка с выдвигаемым железным сердечником, магазин емкостей, амперметр, вольтметр. Резонанс напряжений. Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из соединенных последовательно...
2783. Формирование рациональной структуры технологического объекта с ПИД регулятором 237 KB
  Цель работы: Построение пусковой характеристики технологического процесса. Сравнение способов математического представления звена с запаздыванием. Формирование ПИД - закона регулирования. Определение оптимальных параметров ПИ...
2784. Моделирование следящего электропривода 399.5 KB
  Моделирование следящего электропривода Цель работы: Исследование следящей системы, определение качественных показателей СЭП и построение ЛАЧХ. Формирование корректирующего устройства, улучшающего качественные показатели СЭП. Исслед...
2785. Исследование системы автоматического регулирования мощности турбины 90 KB
  Исследование системы автоматического регулирования мощности турбины Цель работы:  Освоение методики набора динамических объектов на ПК и проведение моделирования систем автоматического регулирования мощности турбин с использованием ППП SIAM...
2786. Моделирование системы регулирования частоты вращения двигателя с двухзонным управлением 386.5 KB
  Моделирование системы регулирования частоты вращения двигателя с двухзонным управлением Цель работы: Изучение принципа построения модели двухзонного управления частотой вращения двигателя. Реализация моденлирования системы на ПК...
2787. Греція - колиска Олімпійських ігор 34.5 KB
  Греція ─ колиска Олімпійських ігор Мета заходу: виховна полягає в тому, щоб виховати в учнів інтерес до різноманітних спортивних змагань та їхньої історії, пізнавальна полягає в тому, щоб учні поглибили свої знання з даної теми та могли застосувати її на інших уроках;
2788. План роботи Класного керівника ФИО з колективом 5-А класу 121 KB
  План роботи Класного керівника ФИО з колективом 5-А класу на І семестр 2011-2012 н.р. І. АНАЛІЗ ВИХОВНОЇ РОБОТИ ЗА 2010-2011 Н. Р. З дітьми у ролі класного керівника працюю перший рік, як вчитель-предметник другий рік. Готуючись прийн...