95411

Форма правления государства: понятие, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними. Выделяют 2 формы правления: Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству...

Русский

2015-09-23

60.5 KB

0 чел.

11. Форма правления государства: понятие, виды

Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними.

Выделяют 2 формы правления:

Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству; монарх является носителем и источником власти.

Республика - государство, в котором высшая власть принадлежит избранным на определенный срок государственным органом, а источником власти является народ.

Типология монархий:

  1.  рабовладельческие (характерны жесткая централизация, концентрация верховной законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха):
  •  восточная деспотия (существовала в государствах Древнего Востока; ее существование обусловлено необходимостью создания и поддержания в порядке ирригационных сооружений, длительным сохранением общинного хозяйства):
  •  сакрализация правителя
  •  правитель – военный вождь
  •  правитель – верховный собственник в государстве
  •  власть правителя формально неограниченна, фактически ограничена военно–чиновничьей знатью, жрецами
  •  античная (Древний Рим, 27 г. до н. э.– 284 г. н. э. – этап принципиата (становление и развитие), 284 (начало правления Диолектиана) – 476 гг. н. э. – этап домината (разложение монархии как следствие разложения рабовладельческого строя)
  •  переход от республики к монархии осуществлялся через военные диктатуры
  •  существование на первых стадиях, наряду с монархическими, республиканских институтов
  •  основная опора монарха – армия
  1.  феодальные:
  •  раннефеодальная (в период становления феодализма):
  •  слабость центральной власти (власть короля ограничена крупными феодалами)
  •  наличие полусамостоятельных (только формально подчиненных центру) государств (княжеств, герцогств и т. п.)
  •  принцип иерархического соподчинения феодалов   
  •  сословно – представительная (в период расцвета феодализма):
  •  усиление центральной власти
  •  опора монарха на все слои населения (не только на феодалов) путем формирования сословно – представительных органов (Земский собор, Генеральные штаты, сейм, парламент), которые в известной степени ограничивали власть монарха
  •  абсолютная монархия (в период разложения феодализма и возникновения зачатков капитализма):
  •  вся полнота власти сосредотачивается в руках монарха
  •  сохранившиеся представительные органы носят формальный характер и фактически не ограничивают власть монарха
  1.  капиталистические
  2.  конституционная (результат эволюции абсолютной монархии; возникает в тех странах, где буржуазия не сразу приобретает всю полноту власти и вынуждена довольствоваться половинчатыми политическими и социально – экономическими преобразованиями, идти на компромисс с дворянством; буржуазии порой даже выгодна монархия, т. к. при монархической форме правления легче держать в подчинении пролетариат):
  3.  парламентарная (большинство современных монархий: все монархии Европы, Япония; Великобритания – особый тип, парламентская, но не конституционная монархия):
  •  власть монарха ограничена (как юридически, так и фактически) конституцией
  •  законы принимаются парламентом и формально утверждаются монархом (в силу сложившейся практики он не может отказаться от подписания принятых законов)
  •  правительство формируется партией, набравшей большинство голосов на выборах в парламент, и ответственно перед парламентом
  1.  дуалистическая (кайзеровская Германия (1871 – 1918 гг.), третьеиюньская монархия в России):
  •  монарх – глава исполнительной власти, он назначает и смещает правительство
  •  монарх имеет законодательные полномочия
  •  парламент двухпалатный: нижняя палата избирается, верхняя назначается монархом.


Типология республик:

  1.  рабовладельческие:
  •  аристократическая (Древний Рим, XI-IV вв. до н. э. – период становления, III-I вв. до н. э. – период расцвета и упадка):
  •  правом законодательной инициативы обладали магистраты – выборные должностные лица из числа феодалов
  •  законы принимались Народным собранием
  •  законы утверждались Сенатом, который избирался недемократическим путем из представителей крупной аристократии. Сенат также обладал правом вето, правом объявления войны и мира, широкими правоисполнительными полномочиями, распоряжался казной, мог устанавливать диктатуру
  •  демократическая (Афинское государство):
  •  принятие законов, суд, внешняя политика находились в ведении Народного собрания (его членами были все граждане Афин, т.е. взрослые свободные мужчины, родившиеся в Аттике)
  •  высший орган государственной власти – Совет пятисот (законодательная инициатива, финансовая политика, исполнительная власть)
  •  демократический порядок замещения должностей
  1.  феодальные:
  •  аристократическая (города–республики: Новгород, Псков, Венеция, Генуя и т. д.):
  •  вся высшая власть принадлежала городским советам, которые формировались из представителей знати, высшего духовенства и богатого купечества
  •  иногда существовали народные собрания, но они не имели реальной власти
  1.  капиталистические:
  •  парламентская (Австрия, ФРГ, Италия, Швейцария и др.):
  •  президент избирается либо парламентом, либо при участи парламента
  •  президент – только глава государства (не глава правительства)
  •  правительство формируется парламентом из числа лидеров победивших на выборах в парламент партий; правительство ответственно перед парламентом
  •  президент может распустить парламент
  •  президентская (США, Франция):
  •  президент избирается народом
  •  президент – и глава государства, и глава правительства
  •  правительство формируется президентом и ответственно только перед ним
  •  смешанная (Россия, Белоруссия, Грузия, Казахстан):
  •  президент избирается народом
  •  президент обладает широкими полномочиями, в т. ч. формирует правительство
  •  по сложившейся традиции, президент должен назначить премьер – министром лидера победившей на парламентских выборах партии. Если сам президент принадлежит к этой партии, то в лице премьер – министра он обретает, по сути, помощника, и в этом случае роль президента в административном управлении страной бывает велика. Если большинство голосов на выборах получила оппозиционная президенту партия, то у него есть два выхода: если он считает, что на повторных парламентских выборах большинство голосов снова получит оппозиционная ему партия, то он вынужден назначить главой правительства лидера этой партии, и в этом случае президент фактически во многом отстраняется от исполнительной власти; если президент считает, что при повторных парламентских выборах большинство голосов получит та партия, к которой он принадлежит, то он назначает премьер – министром своего сторонника (парламент после этого обычно выражает вотум недоверия правительству, и в этом случае президент имеет право распустить парламент и назначить повторные выборы)
  •  в ряде стран смешанная республика функционирует как парламентская, с тем отличием, что президент избирается народом (Финляндия, Болгария, Польша, Ирландия)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5984. Практика проектирования. Руководство к лабораторно-практическим занятиям 3.56 MB
  Представлен перечень практических заданий к лабораторно-практическим занятиям, типовому расчету, курсовой работе и курсовому проекту для студентов энергомашиностроительного факультета при изучении основ инженерного проектирования на завершающем этап...
5985. Аграрне право України О.О. Погріб 5.43 MB
  У підручнику докладно розглянуті умови та порядок створення та функціонування субєктів аграрних правовідносин, питання права власності їх на землю, розкриті умови та порядок набуття і користування земельними ділянками, реалізації земельних прав і обмеження прав на землю.
5986. Особливості гуманістичної психології 48.76 KB
  I.Основні принципи гуманістичної психології. Гуманістична психологія -особливий напрямок, що відрізняється від інших шкіл по ряду принципово важливих для розуміння природи людини положень. До нього традиційно відносять такі концепції, як теорія осо...
5987. Концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие 1.73 MB
  Учебное пособие включает в себя 10 семинарских занятий по курсу Концепции современного естествознания. Для каждого занятия разработан план, содержащий основные вопросы излагаемой темы, приводятся список рекомендуемой литературы, темы рефератов...
5988. Автоматизация технологического процесса получения детали Корпус инструментального ящика 847.69 KB
  Автомобильное производство характеризуется чрезвычайно широкой номенклатурой изделий, получаемых листовой штамповкой. В этой номенклатуре подавляющее большинство составляют детали, которые технологическими подразделениями ЗИЛа относятся к с...
5989. Высокоуровневые методы информатики и программирования 302.5 KB
  Введение Профессиональная деятельность по специальности Прикладная информатика (в экономике) предполагает как создание, внедрение, анализ, сопровождение и эксплуатацию профессионально-ориентированных информационных систем, связанных с обработкой эко...
5990. Сутність та термінологія логістики 112.5 KB
  Сутність та термінологія логістики Етимологія та історія логістики Дефініція логістики Термінологія логістики Структуризація логістичних систем Перспективи використання логістики в Україні Етимологія та історі...
5991. Зміст та функціональна структура логістики підприємства 164.5 KB
  Підприємство - логістична система. Метод, предмет та об'єкти логістики підприємств. Концепція та функції логістики. Функціональна структура логістики підприємства. Піраміда та конфлікт цілей в логістиці підприємства