95411

Форма правления государства: понятие, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними. Выделяют 2 формы правления: Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству...

Русский

2015-09-23

60.5 KB

0 чел.

11. Форма правления государства: понятие, виды

Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними.

Выделяют 2 формы правления:

Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству; монарх является носителем и источником власти.

Республика - государство, в котором высшая власть принадлежит избранным на определенный срок государственным органом, а источником власти является народ.

Типология монархий:

  1.  рабовладельческие (характерны жесткая централизация, концентрация верховной законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха):
  •  восточная деспотия (существовала в государствах Древнего Востока; ее существование обусловлено необходимостью создания и поддержания в порядке ирригационных сооружений, длительным сохранением общинного хозяйства):
  •  сакрализация правителя
  •  правитель – военный вождь
  •  правитель – верховный собственник в государстве
  •  власть правителя формально неограниченна, фактически ограничена военно–чиновничьей знатью, жрецами
  •  античная (Древний Рим, 27 г. до н. э.– 284 г. н. э. – этап принципиата (становление и развитие), 284 (начало правления Диолектиана) – 476 гг. н. э. – этап домината (разложение монархии как следствие разложения рабовладельческого строя)
  •  переход от республики к монархии осуществлялся через военные диктатуры
  •  существование на первых стадиях, наряду с монархическими, республиканских институтов
  •  основная опора монарха – армия
  1.  феодальные:
  •  раннефеодальная (в период становления феодализма):
  •  слабость центральной власти (власть короля ограничена крупными феодалами)
  •  наличие полусамостоятельных (только формально подчиненных центру) государств (княжеств, герцогств и т. п.)
  •  принцип иерархического соподчинения феодалов   
  •  сословно – представительная (в период расцвета феодализма):
  •  усиление центральной власти
  •  опора монарха на все слои населения (не только на феодалов) путем формирования сословно – представительных органов (Земский собор, Генеральные штаты, сейм, парламент), которые в известной степени ограничивали власть монарха
  •  абсолютная монархия (в период разложения феодализма и возникновения зачатков капитализма):
  •  вся полнота власти сосредотачивается в руках монарха
  •  сохранившиеся представительные органы носят формальный характер и фактически не ограничивают власть монарха
  1.  капиталистические
  2.  конституционная (результат эволюции абсолютной монархии; возникает в тех странах, где буржуазия не сразу приобретает всю полноту власти и вынуждена довольствоваться половинчатыми политическими и социально – экономическими преобразованиями, идти на компромисс с дворянством; буржуазии порой даже выгодна монархия, т. к. при монархической форме правления легче держать в подчинении пролетариат):
  3.  парламентарная (большинство современных монархий: все монархии Европы, Япония; Великобритания – особый тип, парламентская, но не конституционная монархия):
  •  власть монарха ограничена (как юридически, так и фактически) конституцией
  •  законы принимаются парламентом и формально утверждаются монархом (в силу сложившейся практики он не может отказаться от подписания принятых законов)
  •  правительство формируется партией, набравшей большинство голосов на выборах в парламент, и ответственно перед парламентом
  1.  дуалистическая (кайзеровская Германия (1871 – 1918 гг.), третьеиюньская монархия в России):
  •  монарх – глава исполнительной власти, он назначает и смещает правительство
  •  монарх имеет законодательные полномочия
  •  парламент двухпалатный: нижняя палата избирается, верхняя назначается монархом.


Типология республик:

  1.  рабовладельческие:
  •  аристократическая (Древний Рим, XI-IV вв. до н. э. – период становления, III-I вв. до н. э. – период расцвета и упадка):
  •  правом законодательной инициативы обладали магистраты – выборные должностные лица из числа феодалов
  •  законы принимались Народным собранием
  •  законы утверждались Сенатом, который избирался недемократическим путем из представителей крупной аристократии. Сенат также обладал правом вето, правом объявления войны и мира, широкими правоисполнительными полномочиями, распоряжался казной, мог устанавливать диктатуру
  •  демократическая (Афинское государство):
  •  принятие законов, суд, внешняя политика находились в ведении Народного собрания (его членами были все граждане Афин, т.е. взрослые свободные мужчины, родившиеся в Аттике)
  •  высший орган государственной власти – Совет пятисот (законодательная инициатива, финансовая политика, исполнительная власть)
  •  демократический порядок замещения должностей
  1.  феодальные:
  •  аристократическая (города–республики: Новгород, Псков, Венеция, Генуя и т. д.):
  •  вся высшая власть принадлежала городским советам, которые формировались из представителей знати, высшего духовенства и богатого купечества
  •  иногда существовали народные собрания, но они не имели реальной власти
  1.  капиталистические:
  •  парламентская (Австрия, ФРГ, Италия, Швейцария и др.):
  •  президент избирается либо парламентом, либо при участи парламента
  •  президент – только глава государства (не глава правительства)
  •  правительство формируется парламентом из числа лидеров победивших на выборах в парламент партий; правительство ответственно перед парламентом
  •  президент может распустить парламент
  •  президентская (США, Франция):
  •  президент избирается народом
  •  президент – и глава государства, и глава правительства
  •  правительство формируется президентом и ответственно только перед ним
  •  смешанная (Россия, Белоруссия, Грузия, Казахстан):
  •  президент избирается народом
  •  президент обладает широкими полномочиями, в т. ч. формирует правительство
  •  по сложившейся традиции, президент должен назначить премьер – министром лидера победившей на парламентских выборах партии. Если сам президент принадлежит к этой партии, то в лице премьер – министра он обретает, по сути, помощника, и в этом случае роль президента в административном управлении страной бывает велика. Если большинство голосов на выборах получила оппозиционная президенту партия, то у него есть два выхода: если он считает, что на повторных парламентских выборах большинство голосов снова получит оппозиционная ему партия, то он вынужден назначить главой правительства лидера этой партии, и в этом случае президент фактически во многом отстраняется от исполнительной власти; если президент считает, что при повторных парламентских выборах большинство голосов получит та партия, к которой он принадлежит, то он назначает премьер – министром своего сторонника (парламент после этого обычно выражает вотум недоверия правительству, и в этом случае президент имеет право распустить парламент и назначить повторные выборы)
  •  в ряде стран смешанная республика функционирует как парламентская, с тем отличием, что президент избирается народом (Финляндия, Болгария, Польша, Ирландия)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34773. Практика как критерий истины. Абсолютность и относительность практики как критерия истины 43 KB
  Абсолютность и относительность практики как критерия истины К сожалению фактически все попытки решить проблему критерия истины не увенчались успехом. следует выделить две особенности практики как критерия истины: 1. Это достигается в процессе материального воплощения мышления в человеческой практики. С его помощью невозможно доказать немедленно непосредственно истинность или ложность тех или иных научных теорий которые выходят за пределы возможностей самой практики обусловленной историческим отрезком времени.
34774. Практика как специфический способ отношения человека к миру. Формы практической деятельности. Специфика медицинской практики 34 KB
  Формы практической деятельности. Интегративные функции практики по отношению к другим формам жизнедеятельности В сфере реального отношения людей к миру к природе к обществу к другим людям формируются исходные стимулы развитии всех форм человеческой культуры. Создаваемые в культуре и в материальном производстве и в регуляции отношений между людьми в обществе и наконец в сфере науки искусства философии способы деятельности возникают но сути своей как ответ па определенные проблемы и задачи связанные с воспроизводством...
34775. Глобальные проблемы современности. Философский анализ и решение. Альтернативы будущего 42.5 KB
  Остановим внимание на названных и в первую очередь на экологической проблеме в силу тех причин что все происходящее на планете Земля с участием человека или без него протекает и в природе. Геосфера поверхность Земли как необитаемая так и пригодная для жизни человека. Ноосфера ноо разум область разумной деятельности человека онрделяемая в конечном счете уровнем человеческого интеллекта и объемом перерабатываемой его мозгом информации. С целью их разгадки все сферы взаимоотношений природы и человека были условно разделены на...
34776. Философия медицины. Антропоцентризм. Духовность и медицина. Проблема человека 42.5 KB
  Это касается и права индивида на свободный личный выбор жизни или смерти. Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни. Понимание основ духовной жизни пациента часто включает в себя и знание его духовного развития.
34777. Этический рационализм Сократа. Учение о душе и добродетели. Переоценка ценностей. Особенности метода субъективной диалектики 30 KB
  Сократ около 470 399 до н. Универсальное основание мироздания по Сократу выступает как его всеобщая объективная родовая сущность которая может быть рациональнологически выражена в определенных закономерностях происходящего. Нравственный лучший тот кто знает что именно есть добродетель ибо по Сократу знающий благо поступает в соответствии с этим знанием.
34778. Принцип системности. Система, элемент, структура. Часть и целое, принцип целостности 45 KB
  Органичные системы проходят в процессе их развитии последовательные этапы усложнения и дифференциации. В зависимости от характера отношений со средой различают такие типы поведения систем как реактивное определяемое преимущественно средой адаптивное определяемое средой и функцией саморегуляции присущей самой системе активное в котором существенную роль играют собствен тле цели системы преобразование среды в соответствии с потребностями системы. Наиболее высокоорганизованными являются самоорганизующиеся системы адаптирующиеся и...
34779. Предмет философии и его особенности. Место и роль философии в системе культуры 36.5 KB
  ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура совокупность проявлений жизни творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы: нравы и обычаи; язык и письменность; характер одежды поселений работы; постановка воспитания; экономика; военное дело; политическое и государственное устройство; наука; техника; искусство; религия; все формы проявления объективного духа. Слово культура как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения со второй половины XVII в. В эпоху...
34780. Структура и основные функции философии. Мировоззренческая и методологическая функция 29.5 KB
  Мировоззренческая и методологическая функция ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия от греч. Цель философии увлечь человека высшими идеалами вывести его из сферы обыденности придать его жизни истинный смысл открыть путь к самым совершенным ценностям. историю философии.
34781. Истоки философии мифология, религия, любовь к мудрости, раздумья философов 27.5 KB
  Мифология система преданий сказаний легенд при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей взаимоотношение земного и космического начал.