95411

Форма правления государства: понятие, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними. Выделяют 2 формы правления: Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству...

Русский

2015-09-23

60.5 KB

0 чел.

11. Форма правления государства: понятие, виды

Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними.

Выделяют 2 формы правления:

Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству; монарх является носителем и источником власти.

Республика - государство, в котором высшая власть принадлежит избранным на определенный срок государственным органом, а источником власти является народ.

Типология монархий:

  1.  рабовладельческие (характерны жесткая централизация, концентрация верховной законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха):
  •  восточная деспотия (существовала в государствах Древнего Востока; ее существование обусловлено необходимостью создания и поддержания в порядке ирригационных сооружений, длительным сохранением общинного хозяйства):
  •  сакрализация правителя
  •  правитель – военный вождь
  •  правитель – верховный собственник в государстве
  •  власть правителя формально неограниченна, фактически ограничена военно–чиновничьей знатью, жрецами
  •  античная (Древний Рим, 27 г. до н. э.– 284 г. н. э. – этап принципиата (становление и развитие), 284 (начало правления Диолектиана) – 476 гг. н. э. – этап домината (разложение монархии как следствие разложения рабовладельческого строя)
  •  переход от республики к монархии осуществлялся через военные диктатуры
  •  существование на первых стадиях, наряду с монархическими, республиканских институтов
  •  основная опора монарха – армия
  1.  феодальные:
  •  раннефеодальная (в период становления феодализма):
  •  слабость центральной власти (власть короля ограничена крупными феодалами)
  •  наличие полусамостоятельных (только формально подчиненных центру) государств (княжеств, герцогств и т. п.)
  •  принцип иерархического соподчинения феодалов   
  •  сословно – представительная (в период расцвета феодализма):
  •  усиление центральной власти
  •  опора монарха на все слои населения (не только на феодалов) путем формирования сословно – представительных органов (Земский собор, Генеральные штаты, сейм, парламент), которые в известной степени ограничивали власть монарха
  •  абсолютная монархия (в период разложения феодализма и возникновения зачатков капитализма):
  •  вся полнота власти сосредотачивается в руках монарха
  •  сохранившиеся представительные органы носят формальный характер и фактически не ограничивают власть монарха
  1.  капиталистические
  2.  конституционная (результат эволюции абсолютной монархии; возникает в тех странах, где буржуазия не сразу приобретает всю полноту власти и вынуждена довольствоваться половинчатыми политическими и социально – экономическими преобразованиями, идти на компромисс с дворянством; буржуазии порой даже выгодна монархия, т. к. при монархической форме правления легче держать в подчинении пролетариат):
  3.  парламентарная (большинство современных монархий: все монархии Европы, Япония; Великобритания – особый тип, парламентская, но не конституционная монархия):
  •  власть монарха ограничена (как юридически, так и фактически) конституцией
  •  законы принимаются парламентом и формально утверждаются монархом (в силу сложившейся практики он не может отказаться от подписания принятых законов)
  •  правительство формируется партией, набравшей большинство голосов на выборах в парламент, и ответственно перед парламентом
  1.  дуалистическая (кайзеровская Германия (1871 – 1918 гг.), третьеиюньская монархия в России):
  •  монарх – глава исполнительной власти, он назначает и смещает правительство
  •  монарх имеет законодательные полномочия
  •  парламент двухпалатный: нижняя палата избирается, верхняя назначается монархом.


Типология республик:

  1.  рабовладельческие:
  •  аристократическая (Древний Рим, XI-IV вв. до н. э. – период становления, III-I вв. до н. э. – период расцвета и упадка):
  •  правом законодательной инициативы обладали магистраты – выборные должностные лица из числа феодалов
  •  законы принимались Народным собранием
  •  законы утверждались Сенатом, который избирался недемократическим путем из представителей крупной аристократии. Сенат также обладал правом вето, правом объявления войны и мира, широкими правоисполнительными полномочиями, распоряжался казной, мог устанавливать диктатуру
  •  демократическая (Афинское государство):
  •  принятие законов, суд, внешняя политика находились в ведении Народного собрания (его членами были все граждане Афин, т.е. взрослые свободные мужчины, родившиеся в Аттике)
  •  высший орган государственной власти – Совет пятисот (законодательная инициатива, финансовая политика, исполнительная власть)
  •  демократический порядок замещения должностей
  1.  феодальные:
  •  аристократическая (города–республики: Новгород, Псков, Венеция, Генуя и т. д.):
  •  вся высшая власть принадлежала городским советам, которые формировались из представителей знати, высшего духовенства и богатого купечества
  •  иногда существовали народные собрания, но они не имели реальной власти
  1.  капиталистические:
  •  парламентская (Австрия, ФРГ, Италия, Швейцария и др.):
  •  президент избирается либо парламентом, либо при участи парламента
  •  президент – только глава государства (не глава правительства)
  •  правительство формируется парламентом из числа лидеров победивших на выборах в парламент партий; правительство ответственно перед парламентом
  •  президент может распустить парламент
  •  президентская (США, Франция):
  •  президент избирается народом
  •  президент – и глава государства, и глава правительства
  •  правительство формируется президентом и ответственно только перед ним
  •  смешанная (Россия, Белоруссия, Грузия, Казахстан):
  •  президент избирается народом
  •  президент обладает широкими полномочиями, в т. ч. формирует правительство
  •  по сложившейся традиции, президент должен назначить премьер – министром лидера победившей на парламентских выборах партии. Если сам президент принадлежит к этой партии, то в лице премьер – министра он обретает, по сути, помощника, и в этом случае роль президента в административном управлении страной бывает велика. Если большинство голосов на выборах получила оппозиционная президенту партия, то у него есть два выхода: если он считает, что на повторных парламентских выборах большинство голосов снова получит оппозиционная ему партия, то он вынужден назначить главой правительства лидера этой партии, и в этом случае президент фактически во многом отстраняется от исполнительной власти; если президент считает, что при повторных парламентских выборах большинство голосов получит та партия, к которой он принадлежит, то он назначает премьер – министром своего сторонника (парламент после этого обычно выражает вотум недоверия правительству, и в этом случае президент имеет право распустить парламент и назначить повторные выборы)
  •  в ряде стран смешанная республика функционирует как парламентская, с тем отличием, что президент избирается народом (Финляндия, Болгария, Польша, Ирландия)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27208. Продемонстрируйте возможности использования художественной литературы в процессе обучения истории 23 KB
  продемонстрируйте возможности использования художественной литературы в процессе обучения истории КАКИЕ ВИДЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЧЕМУ ВАЖНО Т. Основными приемами работы с художественной литературой являются: включение образов художественной литературы в изложение учителя в котором материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата а как неотделимый элемент красочного изложения; краткий пересказ художественного произведения; краткие стихотворные цитаты.
27209. Продумайте приемы работы со справочной литературой 22 KB
  Продумайте приемы работы со справочной литературой энциклопедии словари ЗАЧЕМ Для повышения интереса для углубления для любознательности. Приемы учитель – разница понятий для сравнения из словарей.
27210. Покажите использование наглядного метода обучения 21.5 KB
  На репродукцию: орудия труда иллюстрации портреты схемы Творческий – ученый портрет высказывание.
27211. Продумайте технологию разработки презентации урока 29 KB
  Продумайте технологию разработки презентации урока.лаконичность Этапы создания презентации 1.создание слайдов Подготовка и структурирование материала разработка графических материалов формирование информационных компонентов отлажка презентации 3.реализация и анализ презентации перевод пед.
27213. Предложите варианты формулировки темы урока 21.5 KB
  Либо формулирование идет в виде проблемного вопроса В виде изречения В виде шарады В зависимости от типа урока.
27214. Продемонстрируйте различные способы целеполагания на уроке истории 24.5 KB
  от учителя: общая цель и задачи триединство целей 2. Образовательная цель: Сформировать целостное представление об Афинах после греко – персидских воин; продолжить формирование умений работы в группах; Развивающая цель: Продолжить формировать умение составлять рассказ выделять главное высказывать свою точку зрения; Воспитательная цель: Способствовать развитию у школьников интереса к истории приобщать их к культурному наследию прошлого. Цель урока: сформировать представление учащихся о городе Афины как центре греческой культуры показать...
27216. Покажите использование игровых технологий на уроке истории 25 KB
  Покажите использование игровых технологий на уроке истории ИГРА вид деятельности детей заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности. ПОЧЕМУ ВАЖНА ВИДЫ Виды деловых игр: В зависимости от типа человеческой деятельности: Учебный Исследовательский Аттестационный Управленческий Ежова Без ограниченный Ограниченный В реальном времени Время смято По оценке деятельности Бальная Как работал По конечному результату Жесткие игры...