95415

Правовое государство: понятие, признаки

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правовое государство форма организации деятельности государства при которой властные структуры социальные общности и отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Целостную теорию правового государства создал И. В России идеи правового государства развивали Гессен Котляревский...

Русский

2015-09-23

32 KB

0 чел.

25. Правовое государство:  понятие, признаки

Правовое государствоформа организации деятельности государства, при которой властные структуры, социальные общности и отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.

Правовое государство призвано утвердить гуманистические начала, обеспечивающие свободу личности.

Идеи ограничения права законом высказывались уже философами античности. Платон и Аристотель сходились во мнении о том, что закон должен властвовать над всеми, иначе не может идти речи о каком-либо государственном устройстве.

Цицерон также писал о том, что требованию закона должны подчиняться все граждане. Эти идеи получили развитие в трудах философов–просветителей. Целостную теорию правового государства создал И.Кант, который считал, что только такое государство может разрешить противоречие между необходимостью сосуществования в обществе и природным антагонизмом людей. Сам термин «правовое государство» был введен в науку немецкими правоведами XIX века.

В России идеи правового государства развивали Гессен, Котляревский, Кистяковский и др. На первом этапе развитие идей правового государства осложнялось в России, во-первых, сохранением самодержавия, во-вторых, активными дискуссиями о соотношении государства и права. Шершеневич писал, что в юридической науке существуют две кардинально противоположные точки зрения на то, что является первичным: государство или право. Сам Шершеневич утверждал, что только "правовое самоограничение" государственной власти позволяет ей уйти от шайки разбойников.

Признаки правового государства:

  •  верховенство закона в упорядочении общественных отношений, начал государственности, в функционировании государства. Законность, т.е. соблюдение и исполнение правовых норм всеми физическими и юридическими лицами, государством и его органами, - главный принцип ПГ. В нашей стране в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится обеспечение законности и правопорядка, а также единства правового поля РФ
  •  приоритет прав человека - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права человека определяют смысл, содержание и способы реализации законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти на всех уровнях и обеспечиваются правосудием.
  •  взаимная ответственность государства и гражданина. Защита прав и свобод человека и гражданина является выражением ответственности государства перед гражданином. Выражением ответственности гражданина перед государством является исполнение гражданином его конституционных обязанностей (платить налоги, охранять окружающую среду, защищать Отечество). Ответственность личности перед государством имеет не только юридическую, но и нравственную основу
  •  принцип разделения властей
  •  свободный независимый суд - судебная власть, независимый суд призваны обеспечить справедливые претензии граждан. Обращение за защитой своих прав в суд – форма реализации законных интересов гражданина.
  •  высокая правовая культура народа - государство объединяет граждан, и именно от правовой, политической и нравственной культуры граждан зависит состояние законности и правопорядка. Кроме того, правовая культура является частью общей духовной культуры общества. Поэтому необходимы меры государства и негосударственных организаций по развитию правосознания граждан
  •  признание и соблюдение основных принципов и норм международного права - в Конституции РФ указано, что общепринятые принципы и нормы международного права являются частью ее правовой системы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55846. Время 34.5 KB
  Специфика урока состоит в том что он готовит учащихся через повторение времени к следующему блоку Распорядок дня.
55847. Минералы и горные породы 31.5 KB
  Анализ целеполагания Анализ структуры урока Анализ содержания учебного материала Анализ деятельности учителя на уроке. Задачи урока реальны для выполнения.
55850. Самоосвіта – одна із акмеологічних умов професійного росту вчителя 51.5 KB
  Самоосвіта вчителя є необхідною умовою професійної діяльності педагога. Не секрет що багато батьків приводячи дитину до школи просяться в клас до конкретного вчителя предметника або класного керівника.
55851. Методичний супровід формування та розвитку компетентності педагога шляхом самоосвіти 657 KB
  Одним з найбільш ефективних засобів підвищення професійної компетентності педагога вбачаємо у самоосвітній діяльності. Самоосвіта педагога - свідома діяльність з удосконалення своєї особистості як фахівця...
55852. Классный час на тему: Самооценка 45.5 KB
  Обсуждение с учащимися основных понятий Как Вы думаете что такое самооценка Учащиеся дают свои ответы Какие виды самооценки вы знаете Самооценка - оценка человеком собственных качеств достоинств и недостатков.
55853. Відомості із синтаксису і пунктуації 237.5 KB
  3 З досвіду роботи 4 Фотофрагменти уроків 14 Серія уроків з української мови в 5му класі за темою: Відомості із синтаксису і пунктуації. 70 Анотація Матеріали розкривають методи і прийоми роботи над науково методичною проблемою:Самореалізація особистості учня у процесі вивчення української мови. За ці роки працювала вихователем групи продовженого дня учителем початкових класів а з 1997 року учителем української мови та літератури. Тому працюючи учителем української мови я обрала для...
55854. Дистанційне навчання як інструмент для розвитку та самовдосконалення особистості сучасного вчителя 175.5 KB
  Якісно новими характеристиками таких освітніх інформаційно-комунікаційних мережевих систем є: орієнтація на потреби професійної діяльності педагога серед яких пріоритетною є потреба у безперервному самовдосконаленні та самореалізації...