95420

Советская культура в 1920-е – 1980-е года

Доклад

История и СИД

Вспомним ранее изученное: огромный и своеобразный вклад в развитие культуры внес XIX в. Особенности художественной культуры. В развитии материальной и духовной культуры западного общества первой половины XX в. Модернизм это условное обозначение периода культуры конца XIX середины XX в.

Русский

2015-09-23

87.5 KB

1 чел.

59. Советская культура в 1920-е – 1980-е гг.

Культура и искусство первой половины XX в.

Вспомним ранее изученное: огромный и своеобразный вклад в развитие культуры внес XIX в. Научные открытия, художественная культура, литература романтизма, критического реализма, первые попытки сближе¬ния различных видов и жанров художественного творчества, которые во¬плотились лишь в XX столетии.

Революция в естествознании. На рубеже XIX—XX вв. достижения фундаментальной науки ознаменовались разгадкой многих тайн микромира. Открытие элементарных частиц и проникновение в гайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, поскольку они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

За первую треть XX в. ученые проникли в тайну строения ато¬ма (были открыты электрон, протон, позитрон, нейтрон, частицы электромагнитного излучения кванты и пр.) и к концу 30-х гг. по¬дошли к практическому освоению атомной энергии. Теория отно-cительности А. Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения. Были заложены основы науки о передаче на¬следственных признаков (генетика). Получили развитие междис-циплинарные науки — биохимия, физическая химия, геофизика, электрохимия и пр. Больших успехов добились микробиология и фармацевтическая промышленность (появляются аспирин, стреп¬томицин и другие лекарственные препараты). Недаром XX в. на¬зывают «веком аспирина».

Развитие науки как никогда прежде способствовало техниче¬скому прогрессу. Уже тогда был заложен фундамент научно-тех¬нической революции конца XX в. Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоз¬зрения побуждали к переосмыслению изменившихся условий жиз¬ни и заново поставили вопрос о ее смысле. Науки об обществе и человеке обогатились новыми концепциями и научными открытия¬ми, которые позволили пересмотреть многие утверждения рацио¬нализма и практицизма XIX в.

Популярны стали произведения сторонников философии жиз¬ни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных сторон поведения и психики человека. В на¬чале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения чело¬веческого сознания, особенно процессов художественного мыш¬ления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.

Учение 3. Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения. Учение о бес¬сознательных мотивах, влечениях стало не только методом восста¬новления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, религиоведению, искусству и литературе.

Не меньшее значение для понимания особенностей художест¬венного творчества и познания имело учение французского фило¬софа А. Бергсона об интуиции, которое он противопоставил интел¬лектуальным методам познания.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получи¬ла развитие социология — наука о различных сторонах развития общества и общественного поведения людей. Широкую извест¬ность приобрели труды М. Вебера.

Особенности художественной культуры. В развитии материаль¬ной и духовной культуры западного общества первой половины XX в. характерны два периода: 1900—1914 гг. и 20—30-е гг., кото¬рые разделены первой мировой войной.

Поворот от традиций XIX в. к новым идеям и направлениям получил малообоснованное название декаданс (упадок). Кризис в искусстве сам по себе не означал упадка. Кризис — это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание старого и рождение нового. Это был взлет новых талантов, новых идей, поиски, откры¬тия, пусть даже подчас неожиданные. Огромное влияние на духов¬ную культуру и художественное творчество начала XX в. оказали иррационализм А. Шопенгауэра, индивидуализм Ф. Ницше, уче¬ние о подсознательном 3. Фрейда, социальная философия К. Маркса.

Модернизм — это условное обозначение периода культуры конца XIX — середины XX в., т. е. от импрессионизма до театра абсурда. Типичными искусствами модернизма являются импрессионизм, постимп¬рессионизм, символизм, т. е. уход от реализма. Его верхней границей является постмодернизм 50—60-х гг. Модернизм ориентируется на новаторство в области формы и содержания и прежде всего этим отли¬чается от авангардного искусства.

Наиболее ярким проявлением авангардного искусства XX в. являют¬ся футуризм, сюрреализм, дадаизм. Для авангардизма характерны агрессивное воздействие на публику, стремление производить  

шок, скандал, непривычное поведение.

 

В 20—30-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и ее последствия, революции, социальные конфликты, подъем на¬ционализма и экстремизма, а также кризис культуры в целом ряде стран.

Не только моральный и материальный ущерб войны, но и уста¬новление тоталитарных режимов, распространение фашизма, гоне¬ния на творческую мысль тяжело отразились на состоянии миро¬вой культуры. Фашизм и нависающая в 30-е гг. угроза новой мировой войны, а затем вторая мировая война привели к оттоку из Европы художественной творческой интеллигенции и деятелей науки. Художественный центр мира переместился в Нью-Йорк.

На смену прежним течениям приходят новые, в том числе про¬тестующие против деградации общества и застоя художественной мысли.

Неоромантизм. Символизм. Умонастроения новой эпохи и идей¬ные искания на рубеже XIX—XX вв. отразились в неоромантиз¬ме — направлении, которое стремилось к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры. В русле этого течения развивался символизм, провозвестником которого в музыке был Р. Вагнер, в литературном творчестве Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме. Главным средством художественного познания счи-тался символ. Сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического от¬кровения, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным был культ Вечной Женственности как символ и земной образ высшего совершенства. В России это художественное течение представляли в живописи М. Врубель, в поэзии А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, Л. Н. Андреев, Вл. С. Соловьев, в музы¬ке А. Н. Скрябин и др. Символизм и новые художественные тече¬ния опирались в основном на новый стиль — модерн.

Стиль модерн. Стиль модерн сочетал в себе различные формы пластического искусства, универсальный декоративный язык и идеи все¬общего синтеза, т. е. в нем выражалось стремление к созданию синтети¬ческой модели. Особенно ярко он проявился в архитектуре. Единство стиля обеспечивалось тем, что архитектор выступал как творец-универ¬сал, создавая свое произведение от составления проекта до архитектурной и художественной отделки и компоновки предметов интерьера. Пример этого стиля — особняк Рябушинского в Москве (архитектор Ф. О. Шех-тель).

В театральном искусстве этот стиль воплощался в сценичес¬ком соединении основных элементов. Живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое дей- ствие становятся равноправными компонентами, созвучными игре актеров.

Много нового в этой области создали художники «Мира ис¬кусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. П. Сомов и др.) и организа¬тор парижских сезонов русского искусства С. П. Дягилев.

В начале XX в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звезды кино — Андре Дид, Макс Линдер, Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд и др.— приобрели мировую известность. Кинематограф требовал осо¬бого искусства жеста (особенно периода немого кино), мимики, ритма, сочетания декораций и натуры. Кино стало массовым искусством и частью рождающейся массовой культуры.

Первым направлением живописи новейшего времени стал импрессионизм (от французского impression — впечатление), появившийся в последней трети XIX в. Стремясь передать неулови¬мые изменения в природе, движение света в воздухе, импрессиони¬сты писали дробными мазками. Они первыми открыли возможность писать чистыми красками, не смешивая их на палитре. Основные представители этого направления — Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, К. Моне.

Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению постимпрессионизма. Крупнейшими представителями этого направления были В. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген. От импрессионистов они унаследовали чистоту света. Их работы от¬личаются эмоциональностью, одухотворенностью.

Кубизм — авангардное направление в живописи начала XX в. Основоположники — французские художники П. Пикассо и Ж. Брак. Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реаль¬ных предметов.

Фовизм (от французского fauve — дикий) — течение во фран¬цузской живописи начала XX в. С фовизма начинается революция цвета в искусстве XX в. Крупнейшим художником направления стал А. Матисс. Фовизм считается одной из форм экспрессио¬низма.

Экспрессионизм (от латинского expressio — выражение) — ху¬дожественное направление XX в. Для него характерно субъективное восприятие мира, действительности, деформированное изображение реального мира (Э. Нольде).

Для неопримитивизма характерен интерес к Востоку, детско¬му творчеству, к искусству самоучек, древней наскальной живопи¬си. Мастера этого направления — профессиональные художники, сознательно обратившиеся к примитивным формам искусства. Среди них особое место занимают А. Руссо (Франция), Н. Пирос-манашвили (Грузия), М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова (Россия), Э. Карр (Канада).

Абстрактный экспрессионизм — своеобразный вклад русского искусства в мировой авангардизм. Основоположник В. В. Кандин¬ский. Для этого направления характерен отказ (абстрагирование) от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета, линий, форм.

Супрематизм (от латинского supremus — наивысший) — одно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометриче¬ской абстракции. Создатель К. С. Малевич. Основополагающим произведением этого направления стал «Черный квадрат» Малеви¬ча (1915).

Дадаизм — крайнее авангардное направление европейского искусства, возникшее в середине 10-х гг. XX в. Ему свойственно отрицание классической традиции и всех существующих форм ис¬кусства, использование техники коллажа.

Сюрреализм (от французского surrealisme — сверхреализм) — авангардное направление в искусстве XX в. Развивая традиции символизма и дадаизма, сюрреалисты обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному. Они придавали абсурдным предметам иллюзию реальности, соединяли живое и не¬живое, реальное и нереальное. Крупнейшие представители в поэзии — П. Элюар, Г. Аполлинер, художники С. Дали, Ж. Миро, И. Танги и др.

В 20—30-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латин¬ской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии.

В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).

Крупные перемены в искусстве Латинской Америки связаны с деятельностью   мексиканских   художников.   «Великая   тройка» —  Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Ороско — создала образцы новой мону¬ментальной живописи, пытаясь в прямой публицистической форме  отобразить революционные события.

Литература. Деятелей искусства и литературы начала века инте¬ресовали не только чисто творческие проблемы и поиски.

Предчувствия кануна социальных потрясений у многих литера¬торов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.

Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческой личности.

Перу Р. Роллана принадлежит серия биографических произве- дений о выдающихся художниках и музыкантах. А. Франс издал ряд антибуржуазных романов. Американские писатели Ф. Норрис, Т. Драйзер, Э. Синклер создали крупные произведения критичес¬кого реализма.

На рубеже веков произошло обновление драматургии. Творчество английского писателя Б. Шоу способствовало выходу этого рода искусства из идейного и художественного тупика. Его пьеса «Пигмалион» обошла театры всего мира. Новаторами в области  драматургии выступили в Норвегии Г. Ибсен, в России А. П. Че¬хов, в Германии Г. Гауптман.

Крупные литераторы стали авторами так называемых семей¬ных романов. В эти годы изданы «Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси и др.

В 20-е гг. появляется плеяда ярких талантливых молодых писа¬телей, создавших литературу «потерянного поколения» — так аме-  риканская писательница Г. Стайн назвала группу американских литераторов, проживавших в Париже (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пас- соc и др.). Это направление в литературе 20-х гг. отразило протест

против бесчеловечной бойни первой мировой войны. В 20-е гг. бы- ли опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя,  «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и другие произведения, созданные в основном уча¬стниками войны.

В эти же годы появляются крупные произведения литературно-художественного авангарда — роман «Улисс» английского писате¬ля Д. Джойса, романы «Америка», «Замок», «Процесс» австрийца Ф. Кафки, «В поисках утраченного времени» француза М. Пруста. Реальная жизнь не давала оснований для оптимизма, расцвета¬ет жанр антиутопии (романы Е. И. Замятина, А. П. Платонова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла).

*    *    *

В 30-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашиз¬ма, распространение тоталитарных режимов и надвигающаяся вто¬рая мировая война не могли не сказаться самым трагическим обра-

зом на судьбе и творчестве литераторов и художников. Эмиграция писателей и художников из Европы, из стран, где утвердились фашистские тоталитарные режимы, перенесла центр художествен¬ной культуры в США, в Нью-Йорк.

В творчестве литераторов и художников в 20—30-х гг. особую значимость приобрели социально-политические мотивы. Социаль¬ные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные тече¬ния в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы.

Культура второй половины XX в.

Наука и общественная мысль. После окончания второй мировой войны развитие экономики и культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Основное направление развития фундаментальных наук — это проникнове¬ние в тайны микромира, в строение атома и познание возможно¬стей использования атомной энергии, в тайны клетки, а затем и в тайны космоса (космические исследования). Значительные науч¬ные силы и средства были брошены на овладение атомной энер¬гией, на развитие средств транспорта (особенно реактивную авиацию), нефтехимической промышленности. Машиностроение и автомобилестроение также оказались приоритетными сферами развития производства. Создание ракетных двигателей и полет первого космонавта Юрия Гагарина положили начало освоению космического пространства. Изобретение в 1948 г. транзистора да-ло толчок развитию радиотехники.

Новые перспективы в научных исследованиях и разработках открыло создание американским ученым Н. Винером кибернети¬ки — науки об обратной связи, получении, обработке и передаче информации. (Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. Круп¬ные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые виды лекарст¬венных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабора¬торий. Ее открытия стали применяться в сельском хозяйстве, ме¬дицине.

На основе научных разработок и их внедрения в производство уже в первые послевоенные годы была создана новая мате¬риальная база для массового производства товаров длительного пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров, радиоап¬паратуры, другой бытовой техники).

В 70—90-е гг. началась новая фаза научно-технической рево¬люции. Ее важнейшие признаки: дальнейшее соединение науки с производством и превращение науки в непосредственную произво¬дительную силу; резкое сокращение сроков от изобретения и на¬учного открытия до их внедрения в производство. Новый уровень науки и техники олицетворяют собой персональный компьютер, космические станции, сверхзвуковая авиация, сверхскоростные по¬езда и мировая информационная сеть. Эти революционные процес¬сы создают новую материально-техническую базу для долго¬срочного прогресса современной цивилизации. В то же время НТР требует образованного, квалифицированного работника, творче-скую личность.

Культура: новые явления. В последней трети XX в. одним из самых важных направлений развития цивилизации и массового сознания стало взаимосближение и взаимодействие научных дости¬жений и традиционных форм культуры и обиходной жизни. Науч¬но-техническая революция делает культурные ценности доступны¬ми самым широким слоям населения.

В системе образования всех развитых капиталистических стран продолжали развиваться направления, вызванные требованиями НТР: быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и тех¬нико-экономических научных кадров. Утверждается идея непрерыв¬ности образования. Школы, специальные и высшие учебные за¬ведения оснащаются обучающими машинами, специальными элект¬ронными лабораториями, автоматами для тестирования и обучения, телевизорами с обратной связью, магнитофонами и видеофонами.

В 70—90-е гг. в индустриальных странах произошло качествен¬ное насыщение быта новейшим электронным оборудованием, прежде всего персональными ЭВМ, которые позволяют в домаш¬них условиях не только планировать и контролировать семейный бюджет, заполнять досуг, но и приобретать более прочные навыки работы с компьютерами, изучать различные технические и эконо¬мические дисциплины, иностранные языки, обрабатывать тексты, получать информацию из банков данных, подключившись к теле¬фонной сети и Интернет.

К традиционным и ставшим привычными предметам бытовой электроники нрадиоприемник, телевизор, проигрыватель, магнито¬фон) в последние годы добавились новые аппараты: видеомагнито¬фоны, лазерные видео- и звуковые и цифровые проигрыватели, до¬машние ЭВМ. За 70—80-е гг. стоимостный объем выпуска этой ап¬паратуры в шести ведущих капиталистических странах (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия) увеличился бо¬лее чем в 7 раз. Уже в 1987 г. уровень насыщения цветными теле¬визорами в западно-европейских странах превысил 85%, а в США— 94%.

Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением массовой культуры, рассчитанной на вкусы и стереотипы массово¬го сознания. производство культурной продукции и индустрия развлечений были поставлены на коммерческий поток, преврати¬лись в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы. Массовая культура способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто в ее примитивных проявлениях, на уровне развлекательности.

Общественно-философская мысль. В 60—90-е гг. общественно-философская мысль также несла на себе печать воздействия науч¬но-технической революции.

Современные направления в развитии общественных наук определяются новыми идеями «информационного общества», кото¬рые вновь породили надежды на достижение общественного про¬гресса на путях возможностей научно-технической революции (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер и др.). История человечества рассматривается как процесс волновых всплесков, выводящих его на новый этап цивилизации. Так, Э. Тоффлер представляет дина¬мику мировой цивилизации в таком виде: от аграрной цивилиза¬ции (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна) и к информационному обществу (третья волна).

Особенность современного состояния философии на Западе со¬стоит в том, что нет влиятельных общепризнанных течений, кото¬рые могли бы сравниться с доминировавшими в середине века эк¬зистенциализмом и неопозитивизмом.

Одно из главных направлений общественно-философской мыс¬ли определяется установкой на комплексное изучение человека. Это выражается в переносе центра тяжести философских исследо¬ваний на проблемы человеческого сознания, в повышении роли исследований форм и структуры человеческой культуры, логиче¬ского знания, а также в росте внимания к философским формам осмысления противоречий. Современная философия неизбежно вы¬ходит на проблемы человеческой жизни, счастья и благополучия, самопознания и самоутверждения человека. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино. Обществен¬но-политический подъем первых послевоенных лет привел к уси¬лению реалистических традиций в литературе и искусстве.

Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены французские писатели-реалисты старшего поколения А. Жид и Ф. Мориак.

В Италии большое влияние на литературу и кинематографию оказал возникший в первые послевоенные годы неореализм. Пер¬вым произведением и своеобразным художественным манифестом неореализма был фильм режиссера Р. Росселини «Рим — откры¬тый город» (1945) об участниках Движения Сопротивления. За¬тем в Италии появился еще целый ряд неореалистических филь¬мов, получивших высокую оценку: «Похитители велосипедов» (режиссер В. де Сика), «Дорога надежды» (режиссер Л. Висконти), «Нет мира под оливами» (режиссер Дж. де Сантис) и др.

В последующие десятилетия важную роль в мировом кино ста¬ла играть кинематография США. Эволюция проблематики и жан¬ровых особенностей мирового кинематографа — явление сложное и противоречивое.

С одной стороны, мощно заявила о себе кинематография, связан¬ная с молодежным бунтом 60-х гг., выступлениями против войны во Вьетнаме в конце 60-х — начале 70-х гг., протестом против ми¬литаризации и угрозы ядерной войны. С другой — преобладающее влияние на мировой кинематограф оказывали традиционные раз¬влекательные жанры: фильмы ужасов, гангстерские ленты (в духе «Крестного отца» Ф. Копполы), вестерны, мюзиклы, фантастиче¬ские картины войн с инопланетянами и др., а в первой половине 70-х гг.— космические боевики типа «Звездных войн» Дж. Лукаса. В 80-е гг. появляются различные варианты фильмов, вдохновлен¬ных темами изломов человеческой психики.

С конца 70-х гг. резко увеличился выпуск видеокассет, став¬ших гигантским мировым бизнесом. Репертуар видеокассет насчи¬тывает десятки тысяч фильмов из арсенала мирового кинематогра¬фа. Ведущую роль играют США, ставшие основным поставщиком продукции массовой культуры. Однако все шире распространяется пиратская продукция (нелегальное копирование видеокассет и распространение их по всему миру).

В Западной Германии главной темой первого послевоенного де¬сятилетия была тема преодоления фашистского прошлого. С наи¬большей силой она выразилась в рассказах Г. Бёлля и в его анти¬фашистском романе «Где ты был, Адам?» (1951), в произведениях немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философский роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947) и романы Э. М. Ремарка «Три¬умфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» (1954), «Черный обелиск» (1956).

В США продолжали работать знаменитые американские писа¬тели У. Фолкнер и Э. Хемингуэй, в послевоенные годы получив¬шие Нобелевскую премию по литературе.

Модернистская литература первого послевоенного десятилетия часто вдохновлялась идеями экзистенциализма, особенно свойст¬венными ему трагическим ощущением абсурдности окружающего мира и необходимостью делать выбор перед лицом судьбы. Веду¬щую роль в литературе этого направления играли Ж.-П. Сартр и А. Камю, которые, не ограничиваясь философскими трудами и публицистикой, выражали свои взгляды в художественной литера¬туре. В 40-е гг. Сартр написал серию романов, объединенных об¬щим заглавием «Дороги свободы», в которых он исследовал глав¬ным образом конфликт между требованиями общества и мораль¬ными убеждениями своих героев. Еще более активно работал в художественной литературе Камю, удостоенный в 1957 г. Нобе¬левской премии. В наиболее известном его романе — аллегории «Чума» (1947) — ставится проблема выполнения долга в условиях общественного бедствия.

С начала 50-х гг. на авансцену литературной жизни вновь вышли авангардисты (Э. Ионеско, С. Беккет). В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», которая положила начало так называемому театру абсурда. Театр абсурда имел шум¬ный успех, и позднее, в 1969 г., Беккету была присуждена Нобе¬левская премия в области литературы.

В 60—80-е гг. в число самых читаемых в мире поэтов и писате¬лей вошли выдающиеся представители латиноамериканского аван¬гарда: X. Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др. Изобразительное искусство. Кризисные процессы, затрагиваю¬щие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят свое отражение в противоречивых течениях современного искус¬ства.

После второй мировой войны в изобразительном искусстве на¬чался новый этап, получивший название постмодернизм. Он по¬явился в то время, когда стала реальной угроза уничтожения чело¬веческой цивилизации, усилилась опасность экологической катаст¬рофы. Постмодернизм назвали детищем «большого страха».

В то же время смена направлений, стилей, школ выражала по¬иск новых форм, материалов, приемов и стремление привлечь вни¬мание главным образом элитарной аудитории. Эксперименты в ху¬дожественном творчестве определялись широким диапазоном — от «нового реализма» до скандальных художественных опытов.

В первые два десятилетия после войны определяющую роль стали играть две художественные школы: Нью-Йоркская и Евро¬пейская. Нью-Йоркская школа (1945—1960) стала продуктом коллективного творчества американских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов. Виднейшими представителями этого беспредметного искусства, по¬лучившего название абстрактный экспрессионизм, стали Дж. Пол-лок, Арчи Горки (псевдоним Адояна, выходца из армянской семьи), У. Куннинг и др. В Европейской школе (1945—1960) веду¬щую роль играли старые мастера: П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матье, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе, Г. Сазерленд и др.

Авангард, модернизм и постмодернизм — общие названия яв¬лений, связанных с новаторскими направлениями искусства XX в.

Если под авангардом понимают все крайности художественной культуры XX в., то модернизм обычно предполагает компромисс между новым и традиционным.

Авангард (означает «идущий впереди») объединяет явления культурной жизни XX в., связанные с радикальными художествен¬ными экспериментами и новаторством. К авангардным направле¬ниям относятся такие направления, как абстракционизм, кубизм, фовизм, супрематизм, сюрреализм, конструктивизм, экспрессио¬низм (см. § 13). Художники этих направлений продолжали тво¬рить после войны.

После войны художественные поиски привели к появлению но¬вых направлений и стилей. В 60—70-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился поп-арт (популярное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество — так конструируются коллажи. Это предметное искусство обращалось к массовому зрителю. В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («новый реализм») произведений ху¬дожников поп-арта. Наиболее известные имена мастеров этого на¬правления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, К. Ольденбург и др. Поп-арт явился полнейшей противоположностью и как бы протестом против идей беспредметного абстрактного искусства.

Поп-арт - авангардное направление середины XX в., не потеряло актуальности и по сей день. Словечко «поп» означает массовый, популярный. Оно употребляется в разговорном обиходе: поп-куль¬тура, поп-музыка и просто как «попса». Поп-арт стирает грани между искусством и жизнью. Эстетическим объектом может стать обычная вещь.

Гиперреализм — неоавангардное направление, появившееся в 1969 г. Гиперреализм вышел из поп-арта, стремится к фотографи¬ческой правдивости изображения. Лозунг сверхправдивости при¬вел представителей этого течения в современном модернизме к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности вещного мира. Представители гиперреализма — Чак Клоз, Ф. Гертч, Жак Монори.

Концептуализм — неоавангардное направление, отрицающее визуальную' информацию и рассматривающее искусство как сооб¬щение. Основной формой является перформенс (представление, действие) — изображение переживаний, живых картинок, возник в 60—70-е гг. XX в. как форма контркультуры в период подъема антивоенного и антиядерного молодежного движения на Западе.

С середины 60-х гг. приобрело известность новое направле¬ние — оп-арт (оптическое искусство). Оперируя сложными при¬борами, создатели оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира. Вместе с тем све¬товые эффекты и находки оп-арта охотно использовались при оформлении массовых празднеств и вечерних представлений.

В этом русле поисков развивалось кинетическое искусство — создание подобия сложных механических устройств. Так, швейца¬рец Ж. Тингли строил сложные абсурдные саморазрушающиеся машины.

Сложные процессы происходят в 70—80-е гг. в музыкальной культуре стран Запада. Широкий масштаб, благодаря системе ком¬плексных культурных центров, созданной в США и европейских странах, приняла концертная деятельность. В 70—80-е гг. США оставались «законодателями мод» в популярной музыке. Возникали и сменялись одно за другим различные направления авангарди¬стской музыки (калифорнийский рок, фолк-рок, хэви-металл). Стали традиционными фестивали рок-музыки. Музыкально-ком¬мерческая индустрия, особенно в США, в эпоху НТР обогатилась новой материально-технической базой. Она наводнила мировой рынок звукозаписями и видеозаписями (видеоклипы). Так массо¬вая музыкальная культура приобретает интернациональный ха¬рактер.

Постмодернизм в архитектуре 70—80-х гг. проявляется в пе¬реориентации архитектурной мысли и переосмыслении направле¬ния, связанного с именами таких крупнейших архитекторов, как Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер РОЭ, О. Нимейер, В. Гропиус, Ф. Л. Райт и др. Манифестом постмодернизма стала вышедшая в 1978 г. книга американского архитектора Н. Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре». Упорядоченности, прямым углам и прямой линии функциональной архитектуры постмодернизм противопоставил усложненные, гибкие линии и формы, свободное сочетание элементов, нарочитое обращение к историческому мате¬риалу и заимствованию архитектурных элементов самых различ¬ных эпох и стилей.

В 70-е гг. сформировалась другая группа западных архитекто¬ров-авангардистов, заложившая основы нового направления — деконструкпшвизма. Он приобрел немалое влияние. Деконструк-тивизм как бы отражает с помощью приемов архитектуры совре¬менный мир и его противоречивые моральные, политические, соци¬альные, экономические и экологические проблемы.

В 70—80-е гг. получило распространение архитектурное на¬правление хайтек (высокая технология), использующее техниче¬ские конструкции и формы (трубы, фермы, каркасы, металлостек-лянные и многоярусные галереи). Пример — центр Помпиду в Па¬риже.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65206. СИСТЕМИ БАГАТОМІРНОГО КЕРУВАННЯ ПРОЦЕСАМИ ВИРОБНИЦТВА ОРГАНІЧНИХ СЦИНТИЛЯТОРІВ 546 KB
  Сцинтиляційний метод детектування іонізуючих випромінювань знайшов широке вживання в промисловості і наукових дослідженнях. Значне зростання потреби в органічних сцинтиляторах (ОСЦ), до яких відносяться органічні монокристали...
65207. Удосконалення функціонування інформаційної підсистеми прикордонних передавальних станцій 381.5 KB
  Метою дисертаційної роботи є вирішення науковоприкладної задачі з удосконалення функціонування інформаційної підсистеми прикордонних передавальних станцій при...
65208. Удосконалення технічного обслуговування пристроїв електричної сигналізації та централізації шляхом комплексного контролю технічного стану 2.55 MB
  У сучасних умовах ринкової економіки технічне обслуговування ТО пристроїв електричної сигналізації та централізації ЕЦ залізниць може надати змогу більш ефективно використовувати ресурси дистанцій сигналізації та зв’язку.
65209. РЕОЛОГІЧНІ ВЛАСТИВОСТІ АСФАЛЬТОПОЛІМЕРБЕТОНІВ ПРИ ДИНАМІЧНОМУ ДЕФОРМУВАННІ 236.5 KB
  Ефективне використання асфальтополімербетонів в значній мірі може бути забезпечене на стадії проектування за рахунок визначених реологічних властивостей і обліку його розрахункових характеристик.
65210. УДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНОЛОГІЇ ОДЕРЖАННЯ ЛЛЯНОЇ ТРЕСТИ ШЛЯХОМ ШТУЧНОГО ЗВОЛОЖЕННЯ 1.38 MB
  Метою дослідження є одержання високоякісного волокна льону за рахунок удосконалення традиційного технологічного процесу приготування трести шляхом обробки лляної соломи розчином меляси. Для досягнення поставленої мети необхідно було вирішити такі завдання...
65211. МОДЕЛІ ТА ЗАСОБИ ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ АДАПТИВНИХ ІНФОРМАЦІЙНО-УПРАВЛЯЮЧИХ СИСТЕМ ПРОМИСЛОВИХ ВИРОБНИЦТВ 336 KB
  Метою дисертаційної роботи є вирішення важливої науковотехнічної задачі підвищення ефективності функціонування та розвитку процесів оптимізації та адаптивного управління промислових виробництв сутність якої полягає в розробці теоретичних та методологічних основ...
65212. ВПЛИВ НЕЛІНІЙНИХ ПРУЖНИХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ДИНАМІКУ РУХОМИХ ГНУЧКИХ ЕЛЕМЕНТІВ МАШИН 329.5 KB
  Найважливішими та найпоширенішими динамічними процесами які мають місце в енергетичних транспортних технологічних та інших системах є коливання. Отримати точні чи наближені аналітичні розв’язки для них вдається тільки в окремих випадках а застосування комп’ютерної техніки...
65213. ЗАКРІПЛЕННЯ ЗСУВОНЕБЕЗПЕЧНИХ ТЕРИТОРІЙ ЗА ДОПОМОГОЮ ЦЕМЕНТАЦІЇ ҐРУНТІВ ЗА БУРОЗМІШУВАЛЬНОЮ ТЕХНОЛОГІЄЮ 411.5 KB
  Використовується також поліпшення властивостей ґрунтів з метою штучного збільшення їх міцності. Серед цих методів ін’єкційна цементація ґрунтів застосовується частіше за інші але вона ефективна лише для тріщинуватих скельних порід щебенів і крупних пісків.
65214. УДОСКОНАЛЕННЯ МЕТОДІВ КОНТРОЛЮ ПОКАЗНИКІВ БЕЗПЕКИ У ТЕХНОЛОГІЇ ОЛІЄЖИРОВИХ ВИРОБНИЦТВ 514.5 KB
  Враховуючи зазначене вище удосконалення методів контролю показників безпеки в технології олієжирових виробництв розроблення перспективних методик та методів визначення органічних екотоксикантів пестицидів різних груп ПАВ консервантів та антиоксидантів...