95420

Советская культура в 1920-е – 1980-е года

Доклад

История и СИД

Вспомним ранее изученное: огромный и своеобразный вклад в развитие культуры внес XIX в. Особенности художественной культуры. В развитии материальной и духовной культуры западного общества первой половины XX в. Модернизм это условное обозначение периода культуры конца XIX середины XX в.

Русский

2015-09-23

87.5 KB

1 чел.

59. Советская культура в 1920-е – 1980-е гг.

Культура и искусство первой половины XX в.

Вспомним ранее изученное: огромный и своеобразный вклад в развитие культуры внес XIX в. Научные открытия, художественная культура, литература романтизма, критического реализма, первые попытки сближе¬ния различных видов и жанров художественного творчества, которые во¬плотились лишь в XX столетии.

Революция в естествознании. На рубеже XIX—XX вв. достижения фундаментальной науки ознаменовались разгадкой многих тайн микромира. Открытие элементарных частиц и проникновение в гайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, поскольку они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

За первую треть XX в. ученые проникли в тайну строения ато¬ма (были открыты электрон, протон, позитрон, нейтрон, частицы электромагнитного излучения кванты и пр.) и к концу 30-х гг. по¬дошли к практическому освоению атомной энергии. Теория отно-cительности А. Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения. Были заложены основы науки о передаче на¬следственных признаков (генетика). Получили развитие междис-циплинарные науки — биохимия, физическая химия, геофизика, электрохимия и пр. Больших успехов добились микробиология и фармацевтическая промышленность (появляются аспирин, стреп¬томицин и другие лекарственные препараты). Недаром XX в. на¬зывают «веком аспирина».

Развитие науки как никогда прежде способствовало техниче¬скому прогрессу. Уже тогда был заложен фундамент научно-тех¬нической революции конца XX в. Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоз¬зрения побуждали к переосмыслению изменившихся условий жиз¬ни и заново поставили вопрос о ее смысле. Науки об обществе и человеке обогатились новыми концепциями и научными открытия¬ми, которые позволили пересмотреть многие утверждения рацио¬нализма и практицизма XIX в.

Популярны стали произведения сторонников философии жиз¬ни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных сторон поведения и психики человека. В на¬чале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения чело¬веческого сознания, особенно процессов художественного мыш¬ления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.

Учение 3. Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения. Учение о бес¬сознательных мотивах, влечениях стало не только методом восста¬новления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, религиоведению, искусству и литературе.

Не меньшее значение для понимания особенностей художест¬венного творчества и познания имело учение французского фило¬софа А. Бергсона об интуиции, которое он противопоставил интел¬лектуальным методам познания.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получи¬ла развитие социология — наука о различных сторонах развития общества и общественного поведения людей. Широкую извест¬ность приобрели труды М. Вебера.

Особенности художественной культуры. В развитии материаль¬ной и духовной культуры западного общества первой половины XX в. характерны два периода: 1900—1914 гг. и 20—30-е гг., кото¬рые разделены первой мировой войной.

Поворот от традиций XIX в. к новым идеям и направлениям получил малообоснованное название декаданс (упадок). Кризис в искусстве сам по себе не означал упадка. Кризис — это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание старого и рождение нового. Это был взлет новых талантов, новых идей, поиски, откры¬тия, пусть даже подчас неожиданные. Огромное влияние на духов¬ную культуру и художественное творчество начала XX в. оказали иррационализм А. Шопенгауэра, индивидуализм Ф. Ницше, уче¬ние о подсознательном 3. Фрейда, социальная философия К. Маркса.

Модернизм — это условное обозначение периода культуры конца XIX — середины XX в., т. е. от импрессионизма до театра абсурда. Типичными искусствами модернизма являются импрессионизм, постимп¬рессионизм, символизм, т. е. уход от реализма. Его верхней границей является постмодернизм 50—60-х гг. Модернизм ориентируется на новаторство в области формы и содержания и прежде всего этим отли¬чается от авангардного искусства.

Наиболее ярким проявлением авангардного искусства XX в. являют¬ся футуризм, сюрреализм, дадаизм. Для авангардизма характерны агрессивное воздействие на публику, стремление производить  

шок, скандал, непривычное поведение.

 

В 20—30-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и ее последствия, революции, социальные конфликты, подъем на¬ционализма и экстремизма, а также кризис культуры в целом ряде стран.

Не только моральный и материальный ущерб войны, но и уста¬новление тоталитарных режимов, распространение фашизма, гоне¬ния на творческую мысль тяжело отразились на состоянии миро¬вой культуры. Фашизм и нависающая в 30-е гг. угроза новой мировой войны, а затем вторая мировая война привели к оттоку из Европы художественной творческой интеллигенции и деятелей науки. Художественный центр мира переместился в Нью-Йорк.

На смену прежним течениям приходят новые, в том числе про¬тестующие против деградации общества и застоя художественной мысли.

Неоромантизм. Символизм. Умонастроения новой эпохи и идей¬ные искания на рубеже XIX—XX вв. отразились в неоромантиз¬ме — направлении, которое стремилось к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры. В русле этого течения развивался символизм, провозвестником которого в музыке был Р. Вагнер, в литературном творчестве Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме. Главным средством художественного познания счи-тался символ. Сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического от¬кровения, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным был культ Вечной Женственности как символ и земной образ высшего совершенства. В России это художественное течение представляли в живописи М. Врубель, в поэзии А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, Л. Н. Андреев, Вл. С. Соловьев, в музы¬ке А. Н. Скрябин и др. Символизм и новые художественные тече¬ния опирались в основном на новый стиль — модерн.

Стиль модерн. Стиль модерн сочетал в себе различные формы пластического искусства, универсальный декоративный язык и идеи все¬общего синтеза, т. е. в нем выражалось стремление к созданию синтети¬ческой модели. Особенно ярко он проявился в архитектуре. Единство стиля обеспечивалось тем, что архитектор выступал как творец-универ¬сал, создавая свое произведение от составления проекта до архитектурной и художественной отделки и компоновки предметов интерьера. Пример этого стиля — особняк Рябушинского в Москве (архитектор Ф. О. Шех-тель).

В театральном искусстве этот стиль воплощался в сценичес¬ком соединении основных элементов. Живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое дей- ствие становятся равноправными компонентами, созвучными игре актеров.

Много нового в этой области создали художники «Мира ис¬кусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. П. Сомов и др.) и организа¬тор парижских сезонов русского искусства С. П. Дягилев.

В начале XX в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звезды кино — Андре Дид, Макс Линдер, Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд и др.— приобрели мировую известность. Кинематограф требовал осо¬бого искусства жеста (особенно периода немого кино), мимики, ритма, сочетания декораций и натуры. Кино стало массовым искусством и частью рождающейся массовой культуры.

Первым направлением живописи новейшего времени стал импрессионизм (от французского impression — впечатление), появившийся в последней трети XIX в. Стремясь передать неулови¬мые изменения в природе, движение света в воздухе, импрессиони¬сты писали дробными мазками. Они первыми открыли возможность писать чистыми красками, не смешивая их на палитре. Основные представители этого направления — Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, К. Моне.

Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению постимпрессионизма. Крупнейшими представителями этого направления были В. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген. От импрессионистов они унаследовали чистоту света. Их работы от¬личаются эмоциональностью, одухотворенностью.

Кубизм — авангардное направление в живописи начала XX в. Основоположники — французские художники П. Пикассо и Ж. Брак. Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реаль¬ных предметов.

Фовизм (от французского fauve — дикий) — течение во фран¬цузской живописи начала XX в. С фовизма начинается революция цвета в искусстве XX в. Крупнейшим художником направления стал А. Матисс. Фовизм считается одной из форм экспрессио¬низма.

Экспрессионизм (от латинского expressio — выражение) — ху¬дожественное направление XX в. Для него характерно субъективное восприятие мира, действительности, деформированное изображение реального мира (Э. Нольде).

Для неопримитивизма характерен интерес к Востоку, детско¬му творчеству, к искусству самоучек, древней наскальной живопи¬си. Мастера этого направления — профессиональные художники, сознательно обратившиеся к примитивным формам искусства. Среди них особое место занимают А. Руссо (Франция), Н. Пирос-манашвили (Грузия), М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова (Россия), Э. Карр (Канада).

Абстрактный экспрессионизм — своеобразный вклад русского искусства в мировой авангардизм. Основоположник В. В. Кандин¬ский. Для этого направления характерен отказ (абстрагирование) от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета, линий, форм.

Супрематизм (от латинского supremus — наивысший) — одно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометриче¬ской абстракции. Создатель К. С. Малевич. Основополагающим произведением этого направления стал «Черный квадрат» Малеви¬ча (1915).

Дадаизм — крайнее авангардное направление европейского искусства, возникшее в середине 10-х гг. XX в. Ему свойственно отрицание классической традиции и всех существующих форм ис¬кусства, использование техники коллажа.

Сюрреализм (от французского surrealisme — сверхреализм) — авангардное направление в искусстве XX в. Развивая традиции символизма и дадаизма, сюрреалисты обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному. Они придавали абсурдным предметам иллюзию реальности, соединяли живое и не¬живое, реальное и нереальное. Крупнейшие представители в поэзии — П. Элюар, Г. Аполлинер, художники С. Дали, Ж. Миро, И. Танги и др.

В 20—30-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латин¬ской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии.

В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).

Крупные перемены в искусстве Латинской Америки связаны с деятельностью   мексиканских   художников.   «Великая   тройка» —  Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Ороско — создала образцы новой мону¬ментальной живописи, пытаясь в прямой публицистической форме  отобразить революционные события.

Литература. Деятелей искусства и литературы начала века инте¬ресовали не только чисто творческие проблемы и поиски.

Предчувствия кануна социальных потрясений у многих литера¬торов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.

Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческой личности.

Перу Р. Роллана принадлежит серия биографических произве- дений о выдающихся художниках и музыкантах. А. Франс издал ряд антибуржуазных романов. Американские писатели Ф. Норрис, Т. Драйзер, Э. Синклер создали крупные произведения критичес¬кого реализма.

На рубеже веков произошло обновление драматургии. Творчество английского писателя Б. Шоу способствовало выходу этого рода искусства из идейного и художественного тупика. Его пьеса «Пигмалион» обошла театры всего мира. Новаторами в области  драматургии выступили в Норвегии Г. Ибсен, в России А. П. Че¬хов, в Германии Г. Гауптман.

Крупные литераторы стали авторами так называемых семей¬ных романов. В эти годы изданы «Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси и др.

В 20-е гг. появляется плеяда ярких талантливых молодых писа¬телей, создавших литературу «потерянного поколения» — так аме-  риканская писательница Г. Стайн назвала группу американских литераторов, проживавших в Париже (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пас- соc и др.). Это направление в литературе 20-х гг. отразило протест

против бесчеловечной бойни первой мировой войны. В 20-е гг. бы- ли опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя,  «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и другие произведения, созданные в основном уча¬стниками войны.

В эти же годы появляются крупные произведения литературно-художественного авангарда — роман «Улисс» английского писате¬ля Д. Джойса, романы «Америка», «Замок», «Процесс» австрийца Ф. Кафки, «В поисках утраченного времени» француза М. Пруста. Реальная жизнь не давала оснований для оптимизма, расцвета¬ет жанр антиутопии (романы Е. И. Замятина, А. П. Платонова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла).

*    *    *

В 30-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашиз¬ма, распространение тоталитарных режимов и надвигающаяся вто¬рая мировая война не могли не сказаться самым трагическим обра-

зом на судьбе и творчестве литераторов и художников. Эмиграция писателей и художников из Европы, из стран, где утвердились фашистские тоталитарные режимы, перенесла центр художествен¬ной культуры в США, в Нью-Йорк.

В творчестве литераторов и художников в 20—30-х гг. особую значимость приобрели социально-политические мотивы. Социаль¬ные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные тече¬ния в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы.

Культура второй половины XX в.

Наука и общественная мысль. После окончания второй мировой войны развитие экономики и культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Основное направление развития фундаментальных наук — это проникнове¬ние в тайны микромира, в строение атома и познание возможно¬стей использования атомной энергии, в тайны клетки, а затем и в тайны космоса (космические исследования). Значительные науч¬ные силы и средства были брошены на овладение атомной энер¬гией, на развитие средств транспорта (особенно реактивную авиацию), нефтехимической промышленности. Машиностроение и автомобилестроение также оказались приоритетными сферами развития производства. Создание ракетных двигателей и полет первого космонавта Юрия Гагарина положили начало освоению космического пространства. Изобретение в 1948 г. транзистора да-ло толчок развитию радиотехники.

Новые перспективы в научных исследованиях и разработках открыло создание американским ученым Н. Винером кибернети¬ки — науки об обратной связи, получении, обработке и передаче информации. (Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. Круп¬ные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые виды лекарст¬венных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабора¬торий. Ее открытия стали применяться в сельском хозяйстве, ме¬дицине.

На основе научных разработок и их внедрения в производство уже в первые послевоенные годы была создана новая мате¬риальная база для массового производства товаров длительного пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров, радиоап¬паратуры, другой бытовой техники).

В 70—90-е гг. началась новая фаза научно-технической рево¬люции. Ее важнейшие признаки: дальнейшее соединение науки с производством и превращение науки в непосредственную произво¬дительную силу; резкое сокращение сроков от изобретения и на¬учного открытия до их внедрения в производство. Новый уровень науки и техники олицетворяют собой персональный компьютер, космические станции, сверхзвуковая авиация, сверхскоростные по¬езда и мировая информационная сеть. Эти революционные процес¬сы создают новую материально-техническую базу для долго¬срочного прогресса современной цивилизации. В то же время НТР требует образованного, квалифицированного работника, творче-скую личность.

Культура: новые явления. В последней трети XX в. одним из самых важных направлений развития цивилизации и массового сознания стало взаимосближение и взаимодействие научных дости¬жений и традиционных форм культуры и обиходной жизни. Науч¬но-техническая революция делает культурные ценности доступны¬ми самым широким слоям населения.

В системе образования всех развитых капиталистических стран продолжали развиваться направления, вызванные требованиями НТР: быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и тех¬нико-экономических научных кадров. Утверждается идея непрерыв¬ности образования. Школы, специальные и высшие учебные за¬ведения оснащаются обучающими машинами, специальными элект¬ронными лабораториями, автоматами для тестирования и обучения, телевизорами с обратной связью, магнитофонами и видеофонами.

В 70—90-е гг. в индустриальных странах произошло качествен¬ное насыщение быта новейшим электронным оборудованием, прежде всего персональными ЭВМ, которые позволяют в домаш¬них условиях не только планировать и контролировать семейный бюджет, заполнять досуг, но и приобретать более прочные навыки работы с компьютерами, изучать различные технические и эконо¬мические дисциплины, иностранные языки, обрабатывать тексты, получать информацию из банков данных, подключившись к теле¬фонной сети и Интернет.

К традиционным и ставшим привычными предметам бытовой электроники нрадиоприемник, телевизор, проигрыватель, магнито¬фон) в последние годы добавились новые аппараты: видеомагнито¬фоны, лазерные видео- и звуковые и цифровые проигрыватели, до¬машние ЭВМ. За 70—80-е гг. стоимостный объем выпуска этой ап¬паратуры в шести ведущих капиталистических странах (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия) увеличился бо¬лее чем в 7 раз. Уже в 1987 г. уровень насыщения цветными теле¬визорами в западно-европейских странах превысил 85%, а в США— 94%.

Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением массовой культуры, рассчитанной на вкусы и стереотипы массово¬го сознания. производство культурной продукции и индустрия развлечений были поставлены на коммерческий поток, преврати¬лись в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы. Массовая культура способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто в ее примитивных проявлениях, на уровне развлекательности.

Общественно-философская мысль. В 60—90-е гг. общественно-философская мысль также несла на себе печать воздействия науч¬но-технической революции.

Современные направления в развитии общественных наук определяются новыми идеями «информационного общества», кото¬рые вновь породили надежды на достижение общественного про¬гресса на путях возможностей научно-технической революции (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер и др.). История человечества рассматривается как процесс волновых всплесков, выводящих его на новый этап цивилизации. Так, Э. Тоффлер представляет дина¬мику мировой цивилизации в таком виде: от аграрной цивилиза¬ции (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна) и к информационному обществу (третья волна).

Особенность современного состояния философии на Западе со¬стоит в том, что нет влиятельных общепризнанных течений, кото¬рые могли бы сравниться с доминировавшими в середине века эк¬зистенциализмом и неопозитивизмом.

Одно из главных направлений общественно-философской мыс¬ли определяется установкой на комплексное изучение человека. Это выражается в переносе центра тяжести философских исследо¬ваний на проблемы человеческого сознания, в повышении роли исследований форм и структуры человеческой культуры, логиче¬ского знания, а также в росте внимания к философским формам осмысления противоречий. Современная философия неизбежно вы¬ходит на проблемы человеческой жизни, счастья и благополучия, самопознания и самоутверждения человека. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино. Обществен¬но-политический подъем первых послевоенных лет привел к уси¬лению реалистических традиций в литературе и искусстве.

Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены французские писатели-реалисты старшего поколения А. Жид и Ф. Мориак.

В Италии большое влияние на литературу и кинематографию оказал возникший в первые послевоенные годы неореализм. Пер¬вым произведением и своеобразным художественным манифестом неореализма был фильм режиссера Р. Росселини «Рим — откры¬тый город» (1945) об участниках Движения Сопротивления. За¬тем в Италии появился еще целый ряд неореалистических филь¬мов, получивших высокую оценку: «Похитители велосипедов» (режиссер В. де Сика), «Дорога надежды» (режиссер Л. Висконти), «Нет мира под оливами» (режиссер Дж. де Сантис) и др.

В последующие десятилетия важную роль в мировом кино ста¬ла играть кинематография США. Эволюция проблематики и жан¬ровых особенностей мирового кинематографа — явление сложное и противоречивое.

С одной стороны, мощно заявила о себе кинематография, связан¬ная с молодежным бунтом 60-х гг., выступлениями против войны во Вьетнаме в конце 60-х — начале 70-х гг., протестом против ми¬литаризации и угрозы ядерной войны. С другой — преобладающее влияние на мировой кинематограф оказывали традиционные раз¬влекательные жанры: фильмы ужасов, гангстерские ленты (в духе «Крестного отца» Ф. Копполы), вестерны, мюзиклы, фантастиче¬ские картины войн с инопланетянами и др., а в первой половине 70-х гг.— космические боевики типа «Звездных войн» Дж. Лукаса. В 80-е гг. появляются различные варианты фильмов, вдохновлен¬ных темами изломов человеческой психики.

С конца 70-х гг. резко увеличился выпуск видеокассет, став¬ших гигантским мировым бизнесом. Репертуар видеокассет насчи¬тывает десятки тысяч фильмов из арсенала мирового кинематогра¬фа. Ведущую роль играют США, ставшие основным поставщиком продукции массовой культуры. Однако все шире распространяется пиратская продукция (нелегальное копирование видеокассет и распространение их по всему миру).

В Западной Германии главной темой первого послевоенного де¬сятилетия была тема преодоления фашистского прошлого. С наи¬большей силой она выразилась в рассказах Г. Бёлля и в его анти¬фашистском романе «Где ты был, Адам?» (1951), в произведениях немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философский роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947) и романы Э. М. Ремарка «Три¬умфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» (1954), «Черный обелиск» (1956).

В США продолжали работать знаменитые американские писа¬тели У. Фолкнер и Э. Хемингуэй, в послевоенные годы получив¬шие Нобелевскую премию по литературе.

Модернистская литература первого послевоенного десятилетия часто вдохновлялась идеями экзистенциализма, особенно свойст¬венными ему трагическим ощущением абсурдности окружающего мира и необходимостью делать выбор перед лицом судьбы. Веду¬щую роль в литературе этого направления играли Ж.-П. Сартр и А. Камю, которые, не ограничиваясь философскими трудами и публицистикой, выражали свои взгляды в художественной литера¬туре. В 40-е гг. Сартр написал серию романов, объединенных об¬щим заглавием «Дороги свободы», в которых он исследовал глав¬ным образом конфликт между требованиями общества и мораль¬ными убеждениями своих героев. Еще более активно работал в художественной литературе Камю, удостоенный в 1957 г. Нобе¬левской премии. В наиболее известном его романе — аллегории «Чума» (1947) — ставится проблема выполнения долга в условиях общественного бедствия.

С начала 50-х гг. на авансцену литературной жизни вновь вышли авангардисты (Э. Ионеско, С. Беккет). В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», которая положила начало так называемому театру абсурда. Театр абсурда имел шум¬ный успех, и позднее, в 1969 г., Беккету была присуждена Нобе¬левская премия в области литературы.

В 60—80-е гг. в число самых читаемых в мире поэтов и писате¬лей вошли выдающиеся представители латиноамериканского аван¬гарда: X. Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др. Изобразительное искусство. Кризисные процессы, затрагиваю¬щие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят свое отражение в противоречивых течениях современного искус¬ства.

После второй мировой войны в изобразительном искусстве на¬чался новый этап, получивший название постмодернизм. Он по¬явился в то время, когда стала реальной угроза уничтожения чело¬веческой цивилизации, усилилась опасность экологической катаст¬рофы. Постмодернизм назвали детищем «большого страха».

В то же время смена направлений, стилей, школ выражала по¬иск новых форм, материалов, приемов и стремление привлечь вни¬мание главным образом элитарной аудитории. Эксперименты в ху¬дожественном творчестве определялись широким диапазоном — от «нового реализма» до скандальных художественных опытов.

В первые два десятилетия после войны определяющую роль стали играть две художественные школы: Нью-Йоркская и Евро¬пейская. Нью-Йоркская школа (1945—1960) стала продуктом коллективного творчества американских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов. Виднейшими представителями этого беспредметного искусства, по¬лучившего название абстрактный экспрессионизм, стали Дж. Пол-лок, Арчи Горки (псевдоним Адояна, выходца из армянской семьи), У. Куннинг и др. В Европейской школе (1945—1960) веду¬щую роль играли старые мастера: П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матье, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе, Г. Сазерленд и др.

Авангард, модернизм и постмодернизм — общие названия яв¬лений, связанных с новаторскими направлениями искусства XX в.

Если под авангардом понимают все крайности художественной культуры XX в., то модернизм обычно предполагает компромисс между новым и традиционным.

Авангард (означает «идущий впереди») объединяет явления культурной жизни XX в., связанные с радикальными художествен¬ными экспериментами и новаторством. К авангардным направле¬ниям относятся такие направления, как абстракционизм, кубизм, фовизм, супрематизм, сюрреализм, конструктивизм, экспрессио¬низм (см. § 13). Художники этих направлений продолжали тво¬рить после войны.

После войны художественные поиски привели к появлению но¬вых направлений и стилей. В 60—70-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился поп-арт (популярное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество — так конструируются коллажи. Это предметное искусство обращалось к массовому зрителю. В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («новый реализм») произведений ху¬дожников поп-арта. Наиболее известные имена мастеров этого на¬правления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, К. Ольденбург и др. Поп-арт явился полнейшей противоположностью и как бы протестом против идей беспредметного абстрактного искусства.

Поп-арт - авангардное направление середины XX в., не потеряло актуальности и по сей день. Словечко «поп» означает массовый, популярный. Оно употребляется в разговорном обиходе: поп-куль¬тура, поп-музыка и просто как «попса». Поп-арт стирает грани между искусством и жизнью. Эстетическим объектом может стать обычная вещь.

Гиперреализм — неоавангардное направление, появившееся в 1969 г. Гиперреализм вышел из поп-арта, стремится к фотографи¬ческой правдивости изображения. Лозунг сверхправдивости при¬вел представителей этого течения в современном модернизме к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности вещного мира. Представители гиперреализма — Чак Клоз, Ф. Гертч, Жак Монори.

Концептуализм — неоавангардное направление, отрицающее визуальную' информацию и рассматривающее искусство как сооб¬щение. Основной формой является перформенс (представление, действие) — изображение переживаний, живых картинок, возник в 60—70-е гг. XX в. как форма контркультуры в период подъема антивоенного и антиядерного молодежного движения на Западе.

С середины 60-х гг. приобрело известность новое направле¬ние — оп-арт (оптическое искусство). Оперируя сложными при¬борами, создатели оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира. Вместе с тем све¬товые эффекты и находки оп-арта охотно использовались при оформлении массовых празднеств и вечерних представлений.

В этом русле поисков развивалось кинетическое искусство — создание подобия сложных механических устройств. Так, швейца¬рец Ж. Тингли строил сложные абсурдные саморазрушающиеся машины.

Сложные процессы происходят в 70—80-е гг. в музыкальной культуре стран Запада. Широкий масштаб, благодаря системе ком¬плексных культурных центров, созданной в США и европейских странах, приняла концертная деятельность. В 70—80-е гг. США оставались «законодателями мод» в популярной музыке. Возникали и сменялись одно за другим различные направления авангарди¬стской музыки (калифорнийский рок, фолк-рок, хэви-металл). Стали традиционными фестивали рок-музыки. Музыкально-ком¬мерческая индустрия, особенно в США, в эпоху НТР обогатилась новой материально-технической базой. Она наводнила мировой рынок звукозаписями и видеозаписями (видеоклипы). Так массо¬вая музыкальная культура приобретает интернациональный ха¬рактер.

Постмодернизм в архитектуре 70—80-х гг. проявляется в пе¬реориентации архитектурной мысли и переосмыслении направле¬ния, связанного с именами таких крупнейших архитекторов, как Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер РОЭ, О. Нимейер, В. Гропиус, Ф. Л. Райт и др. Манифестом постмодернизма стала вышедшая в 1978 г. книга американского архитектора Н. Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре». Упорядоченности, прямым углам и прямой линии функциональной архитектуры постмодернизм противопоставил усложненные, гибкие линии и формы, свободное сочетание элементов, нарочитое обращение к историческому мате¬риалу и заимствованию архитектурных элементов самых различ¬ных эпох и стилей.

В 70-е гг. сформировалась другая группа западных архитекто¬ров-авангардистов, заложившая основы нового направления — деконструкпшвизма. Он приобрел немалое влияние. Деконструк-тивизм как бы отражает с помощью приемов архитектуры совре¬менный мир и его противоречивые моральные, политические, соци¬альные, экономические и экологические проблемы.

В 70—80-е гг. получило распространение архитектурное на¬правление хайтек (высокая технология), использующее техниче¬ские конструкции и формы (трубы, фермы, каркасы, металлостек-лянные и многоярусные галереи). Пример — центр Помпиду в Па¬риже.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54263. Множення звичайних дробів. Знаходження дробу від числа 361.5 KB
  На сьогоднішньому уроці ми продовжимо вдосконалювати ваші вміння у множенні дробів знаходженні дробу від числа. Що є добутком двох дробів Як записати мішане число у вигляді неправильного дробу Як помножити два мішаних числа Як знайти дріб від числа Як знайти відсоток від числа Вчитель: Ви добре вивчили правила вправно зібрали рюкзак знань а отже готові до...
54264. Основные особенности китайской культуры 16.64 KB
  Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная...
54266. Моральний світ сучасної дівчини 106 KB
  Зовнішність і поведінка дівчини Так якою ж повинна бути сучасна дівчина Першу сторінку нашого усного журналу присвятимо зовнішності. Кожна дівчина прагне бути привабливою і бути в центрі уваги це бажання є цілком природнім. Іноді в своєму бажанні бути привабливою дівчина часто може переборщити з макіяжем вибором одягу прикрасами.
54267. Культура Древней Греции: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры 16.06 KB
  Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой
54268. Тверді та м’які приголосні 151.5 KB
  Подивіться знак м’який Дуже дуже мовчазний Та його всі добре знають За роботу поважають Зміни слова за зразком. Слова: рис рись син синь Склади слова і знайди серед них зайве. Встав слова замість крапок.
54269. Формування самостійності молодших школярів 46 KB
  Чи варто переконувати що початкова ланка загальноосвітньої школи маючи специфічні та об’єктивні можливості може і повинна реалізовувати таку змістову лінію яка спрямована на розвиток самостійності дитини. Зміст самостійності як провідної особистісної якості У практичній роботі вчителі початкової школи нерідко вкладають різний зміст у поняття самостійність. У той же час недоцільно штучно розширювати це поняття внаслідок чого може відбутися підміна змісту самостійності іншим неспецифічним поняттям.
54270. Культура Древнего Рима: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры 16.65 KB
  История Древнего рима охватывает период с VII в. До н. э. по V в. н. э. В римской культуре, римском искусстве многое взято у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. Уже в VIII в. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы