95421

СССР в конце 1920-ч – конце 1930-х гг. Истоки и сущность сталинизма

Доклад

История и СИД

Важнейшие вопросы решались Сталиным единолично или на совещании с узким кругом ближайших соратников: Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым и др. С начала 30-х гг. стал складываться культ личности Сталина, выразившийся в неумеренном восхвалении его мудрости и прозорливости, обязательных ссылках на слова Сталина в книгах...

Русский

2015-09-23

53 KB

0 чел.

51. СССР в конце 1920-ч – конце 1930-х гг. Истоки и сущность сталинизма.

Утверждение культа личности Сталина.

На рубеже 1920-х - 1930-х гг. Сталин окончательно превратился в единоличного вождя ВКП(б). Важнейшие вопросы решались Сталиным единолично или на совещании с узким кругом ближайших соратников: Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым и др.

С начала 30-х гг. стал складываться культ личности Сталина, выразившийся в неумеренном восхвалении его мудрости и прозорливости, обязательных ссылках на слова Сталина в книгах и статьях по любым областям знания, в возвеличивании роли Сталина в истории партии.

Восхваления Сталина в печати и по радио, приписывание лично ему всех достигнутых страной успехов постепенно делали свое дело: в глазах миллионов людей, особенно молодежи, Сталин становился непогрешимым гением, почти полубогом. Слова «культ личности» означают не только принуждение сверху к воспеванию Сталина, но и настоящее обожание его согражданами.

В то же время всякий, кто сомневался в величии вождя, или хотя бы не проявлял усердия в славословиях, становился для Сталина смертельным врагом и был обречен. Оборотной стороной утверждающегося культа стали массовые репрессии.

Террор против интеллигенции. Процессы вредителей.

Форсирование индустриализации обернулось многочисленными срывами плановых заданий, браком, поломками оборудования. Для того, чтобы снять ответственность с руководства страны, виновниками неудач были объявлены старые специалисты, особенно инженеры. Их вредительство объяснялось ненавистью к советскому строю и мечтой о восстановлении старого режима.

В 1928г. в городе Шахты был организован процесс над большой группой инженеров и техников, безосновательно обвиненных во вредительстве. 11 обвиняемых по «Шахтинскому делу» были приговорены к смертной казни, остальных (всего подсудимых было более 50) приговорили к тюремному заключению.

Попытки противостояния сталинщине в ВКП(б).

Сталинские методы руководства страной вызвали неприятие со стороны наиболее дальновидных партийных работников. В начале 1930-х гг. за критические высказывания в адрес Сталина были исключены из партии (а впоследствии репрессированы) группы Сырцова-Ломинадзе, Смирнова-Толмачева-Эйсмонта.

В 1933г. в партии прошла массовая чистка, цель которой заключалась в изгнании всех недовольных и критически настроенных. Исключение из партии означало вероятный скорый арест.

XVII съезд ВКП(б).

В 1934г., когда оппозиционные группы были разгромлены, самые тяжелые дни индустриализации и коллективизации остались позади, репрессии были смягчены. Прекратились процессы «вредителей», были вновь приняты в партию некоторые лидеры прежних оппозиций, в т.ч.

При выборах ЦК ВКП(б) результаты были фальсифицированы, и победил Сталин, а не Киров. А 1 декабря 1934г. Киров был убит в Смольном. Также были репрессированы или погибли при невыясненных обстоятельствах руководящие чины Ленинградского управления НКВД и личной охраны Кирова.

Убийство Кирова было использовано Сталиным для развертывания массового террора. Было принято постановление, согласно которому дела о терроре рассматривались в 10-дневный срок, дела слушались без участия сторон, кассационные жалобы и ходатайства от помиловании отменялись, приговор приводился в исполнение немедленно.

На основании нового закона были осуждены и расстреляны «белогвардейцы», недавно арестованные якобы за подготовку террористических актов. Все они к моменту убийства Кирова были уже в тюрьме и не могли иметь к нему отношения.

Однако по требованию Сталина главной стала не «белогвардейская», а «троцкистско-зиновьевская» версия убийства. В 1935г. развернулись массовые аресты бывших оппозиционеров.

Конституция СССР 1936г.

В ноябре 1936г. VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию, провозгласив построение в СССР социализма. Экономической основой общества объявлялась социалистическая собственность на средства производства в двух формах: государственной (всенародной) и кооперативно-колхозной. Допускалось мелкое единоличное хозяйство крестьян и кустарей, не использующее наемного труда.

Политической основой советского общества являлись Советы депутатов трудящихся. Высший орган государственной власти - Верховный Совет СССР - состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. На совместном заседании палат Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета СССР и образовывал Правительство СССР - Совет Народных Комиссаров. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал М.И. Калинин, главой правительства остался В.М. Молотов, занявший этот пост в 1930г.

Конституция 1936г. предоставила всем гражданам СССР равные избирательные права. Провозглашались важнейшие социальные права: на труд, отдых, материальное обеспечение по старости и болезни, медицинское обслуживание, образование. Декларировались и важнейшие личные и политические свободы: совести, слова, печати, собраний и митингов, шествий и демонстраций, союзов и общественных организаций, неприкосновенность личности и жилища.

«Московские процессы»

В августе 1936г. был организован грандиозный процесс по обвинению «объединенного троцкистско-зиновьевского центра» в заговоре с целью убийства Сталина и захвата власти.

В январе 1937г. начался процесс - над «параллельным антисоветским троцкистским центром».

В марте 1938г. состоялся процесс так называемого «антисоветского правотроцкистского блока». (Бухарин, Рыков и др).

В 1937-1938 гг. репрессии коснулись и высшего эшелона власти. Были арестованы и расстреляны члены Политбюро С.В. Косиор, В.Я. Чубарь и кандидаты в члены Политбюро Я.Э. Рудзутак, П.П. Постышев, Р.И. Эйхе.

Репрессии в Красной Армии.

Тяжелейший урон нанесли репрессии оборонной мощи Советского Союза. В 1937г. в результате сложной провокации НКВД совместно с гестапо сфабриковал «дело» о заговоре ведущих советских военачальников против Сталина.

В 1937-1938 гг. были репрессированы все командующие войсками, члены военных советов и начальники политуправлений военных округов, все командиры корпусов, большинство командиров и политработников бригад и дивизий, примерно половина командиров и треть комиссаров полков. Командному составу Красной Армии был нанесен непоправимый урон.

Массовый террор.

Главными жертвами развернувшегося во второй половине 30-х гг. «большого террора» оказались не партийные лидеры и военачальники, а обычные граждане, зачастую подвергшиеся аресту по самым немыслимым обвинениям. Отличительная черта репрессий 30-х гг. состоит в том, что они направлялись против людей, не являвшихся врагами режима, абсолютно аполитичных или даже искренне преданных Советской власти и лично Сталину.

СССР в годы первых пятилеток

Первая пятилетка

Задачи:

  1.  индустриализация (ускоренное развитие тяжелой промышленности)
  2.  коллективизация с/х

Коллективизация решал проблемы :

  1.  выкачивания средств с/х
  2.  обеспечение бесплатной рабочей силы (раскулачивание)
  3.  культурная революция
  4.  ликвидация не грамотности

Вторая пятилетка

В целом была удачной.

Третья пятилетка

Причины неудач

  1.  рост военной угрозы;
  2.  давали о себе знать диспропорции прошлых лет;
  3.  массовые репрессии;

Нововведения:

  1.  вводятся трудовые книжки;
  2.  «закон о 20-ти минутах»;
  3.  1940 – увеличение продолжительности рабочего дня;
  4.  введен 8-ми часовой рабочий день;
  5.  в колхозах устанавливается система трудодней.

Культурная революция

Преобразования в духовно-культурной сфере развертывались по следующим направлениям: ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения, подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование, развитие науки, создание творческих союзов и развитие художественной культуры, становление много-национальной культуры.

Образование

С 1930 года вводится всеобщее обязательное начальное обучение детей. В годы второй пятилетки вводится семилетнее обучение в городе и частично на селе. Одной из важнейших задач культурного строительства явилась подготовка специалистов через высшие и средние специальные учебные заведения. Для промышленности и сельского хозяйства за годы двух первых пятилеток в вузах и техникумах было подготовлено около двух млн. специалистов.

Наука

Особое внимание политическое руководство страны уделяло повышению роли науки. На ее развитие выделялись значительные средства. Показателем высокого уровня развития науки и техники, а также экономических возможностей страны стали созданные в 30-е годы советские самолеты, на которых были установлены мировые рекорды беспосадочных перелетов.

Культура

В 1932 году были реорганизованы литературно-художественные организации и определены задачи советской многонациональной культуры, предусматривалось создание творческих союзов. В 1933 году создается Союз советских композиторов, тогда же - Союз советских художников, а в 1934 году - Союз советских писателей. В 1936 году образован Комитет по делам искусств при СНК СССР. В 30-е годы советские писатели, художники, композиторы создали целый ряд выдающихся произведений художественной культуры, которые стали достижениями не только отечественной, но и мировой культуры.

Коллективизация и раскулачивание

Вовлечение широких масс крестьянства в коллективные хозяйства позволяло государству, во-первых, осуществить марксистскую идею о преобразовании мелких крестьянских хозяйств в крупные социалистические сельскохозяйственные "фабрики", во-вторых, обеспечить рост товарного производства и, в-третьих, взять под свой контроль запасы зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

1 января 1930г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству.

Главным средством принудить крестьян к вступлению в колхозы стала угроза раскулачивания. С 1928г. проводилась политика ограничения кулачества. Оно было обложено повышенными налогами, запрещалось государственное кредитование кулацких хозяйств. Многие зажиточные Крестьяне стали распродавать имущество и уезжать в города.

30 января 1930г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О Мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации".

Насильственная коллективизация и массовые репрессии при раскулачивании вызвали сопротивление крестьян. Только за первые три месяца 1930г. в стране произошло более 2 тыс. выступлений, связанных с насилием: поджоги и взлом колхозных амбаров, нападения на активистов и т. д. Это вынудило советское руководство временно приостановить коллективизацию.

2 марта 1930г. Сталин выступил в "Правде" со статьей "Головокружение от успехов", где принуждение к вступлению в колхоз и раскулачивание середняков осуждались как "перегибы".

В 1932-1933 гг. в зерновых районах, только что переживших коллективизацию и раскулачивание, наступил тяжелейший голод.

Во время голода процесс коллективизации приостановился. Лишь в 1934г., после того как голод прекратился и вновь начало расти сельскохозяйственное производство, возобновилось и вступление крестьян в колхозы.

Коллективизация нанесла тяжелый урон сельскому хозяйству, обрушила на крестьян голод и репрессии, привела к потере деревней рачительного отношения к земле. Такую цену страна заплатила за обеспечение средствами и рабочей силой форсированной индустриализации.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59845. «Математика» (навчальна програма) номінація 717.5 KB
  Математика упродовж усієї історії людської культури є ключем до пізнання навколишнього світу базою науковотехнічного прогресу і важливою компонентою розвитку особистості. Тому пропонована програма переслідує ціль...
59847. ПРАКТИЧНЕ ЗАСТОСУВАННЯ ВІДСОТКІВ 2.49 MB
  Мета уроку: дидактична: формувати навички розв’язування задач на відсотки, розвивати в учнів усну і письмову культуру мовлення, логічне мислення, заохочувати учнів до самостійної навчальної діяльності...
59848. Поняття про відсотки 92.5 KB
  Мета. Ввести поняття відсотків, сформувати вміння записувати відсотки у вигляді десяткових дробів і навпаки дроби відсотками; розвивати логічне мислення учнів.
59849. Відсоткові розрахунки, Урок математики у 6 класі 121 KB
  Мета: Навчити знаходити вміст величин у відсотках; формування вміння розв’язувати задачі на відсотки; розвивати інтерес до математики, логічне мислення учнів, культуру математичного мовлення і письма;
59850. ВІДСОТКОВІ РОЗРАХУНКИ. ФОРМУЛА СКЛАДНИХ ВІДСОТКІВ 181 KB
  Ціну на товар знизили на 10 і він став коштувати 432 грн. Якою була початкова ціна товару а 4320 грн; б 480 грн; в 442 грн; г 4752 грн. Вкладник поклав до банку 20 000 грн під 10 річних. Скільки гривень буде в нього на рахунку через 2 роки а 20100 грн...
59851. Відсоткові розрахунки. Урок алгебри у 9 класі з поглибленим вивченням математики 1.55 MB
  Розвивальна: розвивати память логічне мислення мовлення учнів викликати інтерес до навчання. Мотивація навчальної діяльності учнів Серед прикладних задач які можуть бути розвязані методом математичного моделювання значне місце посідають...
59852. Відсоткове відношення двох чисел 65.5 KB
  Підготовка робочих місць учнів Організація уваги. Активізація пізнавальної діяльності учнів Кодовані завдання. Так здійснюємо мотивацію навчальнопізнавальної діяльності учнів. А як ви думаєте: що таке відсоткове відношення двох чисел відповіді учнів.