95421

СССР в конце 1920-ч – конце 1930-х гг. Истоки и сущность сталинизма

Доклад

История и СИД

Важнейшие вопросы решались Сталиным единолично или на совещании с узким кругом ближайших соратников: Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым и др. С начала 30-х гг. стал складываться культ личности Сталина, выразившийся в неумеренном восхвалении его мудрости и прозорливости, обязательных ссылках на слова Сталина в книгах...

Русский

2015-09-23

53 KB

0 чел.

51. СССР в конце 1920-ч – конце 1930-х гг. Истоки и сущность сталинизма.

Утверждение культа личности Сталина.

На рубеже 1920-х - 1930-х гг. Сталин окончательно превратился в единоличного вождя ВКП(б). Важнейшие вопросы решались Сталиным единолично или на совещании с узким кругом ближайших соратников: Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым и др.

С начала 30-х гг. стал складываться культ личности Сталина, выразившийся в неумеренном восхвалении его мудрости и прозорливости, обязательных ссылках на слова Сталина в книгах и статьях по любым областям знания, в возвеличивании роли Сталина в истории партии.

Восхваления Сталина в печати и по радио, приписывание лично ему всех достигнутых страной успехов постепенно делали свое дело: в глазах миллионов людей, особенно молодежи, Сталин становился непогрешимым гением, почти полубогом. Слова «культ личности» означают не только принуждение сверху к воспеванию Сталина, но и настоящее обожание его согражданами.

В то же время всякий, кто сомневался в величии вождя, или хотя бы не проявлял усердия в славословиях, становился для Сталина смертельным врагом и был обречен. Оборотной стороной утверждающегося культа стали массовые репрессии.

Террор против интеллигенции. Процессы вредителей.

Форсирование индустриализации обернулось многочисленными срывами плановых заданий, браком, поломками оборудования. Для того, чтобы снять ответственность с руководства страны, виновниками неудач были объявлены старые специалисты, особенно инженеры. Их вредительство объяснялось ненавистью к советскому строю и мечтой о восстановлении старого режима.

В 1928г. в городе Шахты был организован процесс над большой группой инженеров и техников, безосновательно обвиненных во вредительстве. 11 обвиняемых по «Шахтинскому делу» были приговорены к смертной казни, остальных (всего подсудимых было более 50) приговорили к тюремному заключению.

Попытки противостояния сталинщине в ВКП(б).

Сталинские методы руководства страной вызвали неприятие со стороны наиболее дальновидных партийных работников. В начале 1930-х гг. за критические высказывания в адрес Сталина были исключены из партии (а впоследствии репрессированы) группы Сырцова-Ломинадзе, Смирнова-Толмачева-Эйсмонта.

В 1933г. в партии прошла массовая чистка, цель которой заключалась в изгнании всех недовольных и критически настроенных. Исключение из партии означало вероятный скорый арест.

XVII съезд ВКП(б).

В 1934г., когда оппозиционные группы были разгромлены, самые тяжелые дни индустриализации и коллективизации остались позади, репрессии были смягчены. Прекратились процессы «вредителей», были вновь приняты в партию некоторые лидеры прежних оппозиций, в т.ч.

При выборах ЦК ВКП(б) результаты были фальсифицированы, и победил Сталин, а не Киров. А 1 декабря 1934г. Киров был убит в Смольном. Также были репрессированы или погибли при невыясненных обстоятельствах руководящие чины Ленинградского управления НКВД и личной охраны Кирова.

Убийство Кирова было использовано Сталиным для развертывания массового террора. Было принято постановление, согласно которому дела о терроре рассматривались в 10-дневный срок, дела слушались без участия сторон, кассационные жалобы и ходатайства от помиловании отменялись, приговор приводился в исполнение немедленно.

На основании нового закона были осуждены и расстреляны «белогвардейцы», недавно арестованные якобы за подготовку террористических актов. Все они к моменту убийства Кирова были уже в тюрьме и не могли иметь к нему отношения.

Однако по требованию Сталина главной стала не «белогвардейская», а «троцкистско-зиновьевская» версия убийства. В 1935г. развернулись массовые аресты бывших оппозиционеров.

Конституция СССР 1936г.

В ноябре 1936г. VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию, провозгласив построение в СССР социализма. Экономической основой общества объявлялась социалистическая собственность на средства производства в двух формах: государственной (всенародной) и кооперативно-колхозной. Допускалось мелкое единоличное хозяйство крестьян и кустарей, не использующее наемного труда.

Политической основой советского общества являлись Советы депутатов трудящихся. Высший орган государственной власти - Верховный Совет СССР - состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. На совместном заседании палат Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета СССР и образовывал Правительство СССР - Совет Народных Комиссаров. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал М.И. Калинин, главой правительства остался В.М. Молотов, занявший этот пост в 1930г.

Конституция 1936г. предоставила всем гражданам СССР равные избирательные права. Провозглашались важнейшие социальные права: на труд, отдых, материальное обеспечение по старости и болезни, медицинское обслуживание, образование. Декларировались и важнейшие личные и политические свободы: совести, слова, печати, собраний и митингов, шествий и демонстраций, союзов и общественных организаций, неприкосновенность личности и жилища.

«Московские процессы»

В августе 1936г. был организован грандиозный процесс по обвинению «объединенного троцкистско-зиновьевского центра» в заговоре с целью убийства Сталина и захвата власти.

В январе 1937г. начался процесс - над «параллельным антисоветским троцкистским центром».

В марте 1938г. состоялся процесс так называемого «антисоветского правотроцкистского блока». (Бухарин, Рыков и др).

В 1937-1938 гг. репрессии коснулись и высшего эшелона власти. Были арестованы и расстреляны члены Политбюро С.В. Косиор, В.Я. Чубарь и кандидаты в члены Политбюро Я.Э. Рудзутак, П.П. Постышев, Р.И. Эйхе.

Репрессии в Красной Армии.

Тяжелейший урон нанесли репрессии оборонной мощи Советского Союза. В 1937г. в результате сложной провокации НКВД совместно с гестапо сфабриковал «дело» о заговоре ведущих советских военачальников против Сталина.

В 1937-1938 гг. были репрессированы все командующие войсками, члены военных советов и начальники политуправлений военных округов, все командиры корпусов, большинство командиров и политработников бригад и дивизий, примерно половина командиров и треть комиссаров полков. Командному составу Красной Армии был нанесен непоправимый урон.

Массовый террор.

Главными жертвами развернувшегося во второй половине 30-х гг. «большого террора» оказались не партийные лидеры и военачальники, а обычные граждане, зачастую подвергшиеся аресту по самым немыслимым обвинениям. Отличительная черта репрессий 30-х гг. состоит в том, что они направлялись против людей, не являвшихся врагами режима, абсолютно аполитичных или даже искренне преданных Советской власти и лично Сталину.

СССР в годы первых пятилеток

Первая пятилетка

Задачи:

  1.  индустриализация (ускоренное развитие тяжелой промышленности)
  2.  коллективизация с/х

Коллективизация решал проблемы :

  1.  выкачивания средств с/х
  2.  обеспечение бесплатной рабочей силы (раскулачивание)
  3.  культурная революция
  4.  ликвидация не грамотности

Вторая пятилетка

В целом была удачной.

Третья пятилетка

Причины неудач

  1.  рост военной угрозы;
  2.  давали о себе знать диспропорции прошлых лет;
  3.  массовые репрессии;

Нововведения:

  1.  вводятся трудовые книжки;
  2.  «закон о 20-ти минутах»;
  3.  1940 – увеличение продолжительности рабочего дня;
  4.  введен 8-ми часовой рабочий день;
  5.  в колхозах устанавливается система трудодней.

Культурная революция

Преобразования в духовно-культурной сфере развертывались по следующим направлениям: ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения, подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование, развитие науки, создание творческих союзов и развитие художественной культуры, становление много-национальной культуры.

Образование

С 1930 года вводится всеобщее обязательное начальное обучение детей. В годы второй пятилетки вводится семилетнее обучение в городе и частично на селе. Одной из важнейших задач культурного строительства явилась подготовка специалистов через высшие и средние специальные учебные заведения. Для промышленности и сельского хозяйства за годы двух первых пятилеток в вузах и техникумах было подготовлено около двух млн. специалистов.

Наука

Особое внимание политическое руководство страны уделяло повышению роли науки. На ее развитие выделялись значительные средства. Показателем высокого уровня развития науки и техники, а также экономических возможностей страны стали созданные в 30-е годы советские самолеты, на которых были установлены мировые рекорды беспосадочных перелетов.

Культура

В 1932 году были реорганизованы литературно-художественные организации и определены задачи советской многонациональной культуры, предусматривалось создание творческих союзов. В 1933 году создается Союз советских композиторов, тогда же - Союз советских художников, а в 1934 году - Союз советских писателей. В 1936 году образован Комитет по делам искусств при СНК СССР. В 30-е годы советские писатели, художники, композиторы создали целый ряд выдающихся произведений художественной культуры, которые стали достижениями не только отечественной, но и мировой культуры.

Коллективизация и раскулачивание

Вовлечение широких масс крестьянства в коллективные хозяйства позволяло государству, во-первых, осуществить марксистскую идею о преобразовании мелких крестьянских хозяйств в крупные социалистические сельскохозяйственные "фабрики", во-вторых, обеспечить рост товарного производства и, в-третьих, взять под свой контроль запасы зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

1 января 1930г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству.

Главным средством принудить крестьян к вступлению в колхозы стала угроза раскулачивания. С 1928г. проводилась политика ограничения кулачества. Оно было обложено повышенными налогами, запрещалось государственное кредитование кулацких хозяйств. Многие зажиточные Крестьяне стали распродавать имущество и уезжать в города.

30 января 1930г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О Мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации".

Насильственная коллективизация и массовые репрессии при раскулачивании вызвали сопротивление крестьян. Только за первые три месяца 1930г. в стране произошло более 2 тыс. выступлений, связанных с насилием: поджоги и взлом колхозных амбаров, нападения на активистов и т. д. Это вынудило советское руководство временно приостановить коллективизацию.

2 марта 1930г. Сталин выступил в "Правде" со статьей "Головокружение от успехов", где принуждение к вступлению в колхоз и раскулачивание середняков осуждались как "перегибы".

В 1932-1933 гг. в зерновых районах, только что переживших коллективизацию и раскулачивание, наступил тяжелейший голод.

Во время голода процесс коллективизации приостановился. Лишь в 1934г., после того как голод прекратился и вновь начало расти сельскохозяйственное производство, возобновилось и вступление крестьян в колхозы.

Коллективизация нанесла тяжелый урон сельскому хозяйству, обрушила на крестьян голод и репрессии, привела к потере деревней рачительного отношения к земле. Такую цену страна заплатила за обеспечение средствами и рабочей силой форсированной индустриализации.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56188. «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ». ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТАНИЦЫ ЛУГАНСКОЙ в 1688 г 47.5 KB
  Цель урока: дать учащимся общее представление о возникновении Станицы Более подробно познакомить с историей возникновения Станицы Луганской сформировать умения и навыки анализировать обобщать исторический материал...
56189. Тривалість життя 48.5 KB
  Виховна: виховувати повагу до людей похилого віку цінувати життя дбайливо ставитись до власного здоров’я ести здоровий образ життя. Тип уроку: комбінований Обладнання: Макет Дерево життя Стікери у формі квітів та плодів...
56190. «Жага на світі жити…» Життя і творчість Михайла Старицького. Багатогранність діяльності. Розв’язування рівнянь та нерівностей різного типу 245.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із життєвим та творчим шляхом письменника розкрити багатогранність його спадщини; узагальнити відомості про функції рівняння та нерівності...
56191. ВЕСЕЛІ СТАРТИ 205.5 KB
  Мета: Розвивати фізичні задатки дітей, створювати фізіологічну і психологічну комфортність внутрішнього стану; виховувати почуття взаємодопомоги, товариськості, співпереживання, колективізму.
56192. Будова жіночої та чоловічої статевих систем 62.5 KB
  Основні поняття і терміни: гормони матка прогестерон сімяні міхурці передміхурова залоза куперова залоза яєчко яєчники тестостерон маткова труба естроген. Чоловічі статеві органи складаються з: внутрішніх статевих органів яєчок із придатками...
56193. Початкові відомості про статистику 298 KB
  На відкидній дошці написані слова: Вибірка Репрезентативна Ранжирування Варіанта Частоти відносна частота Гістограма Мода Центральні тенденції Медіана Середнє значення На магнітній дошці розміщені різні види діаграм...
56194. «Статистика» методом проектов 77 KB
  Потом провожу урок-лекцию по теме Статистика. Разбиение класса на творческие группы для работы над проектом Статистика. Методы сбора и обработки информации І Группа изучения данных о состоянии здоровья детей Медики: а статистика данных...
56195. Математична статистика 125 KB
  А саме при дослідженні розповсюдженості вад зору; набуття учнями досвіду дослідницької роботи в пізнавальній діяльності; формування активної компетентної творчої особистості. Отже мета лабораторноі работи – дослідити розповсюдженість вад зору серед учнів нашої школи...
56196. ЕКОНОМІЧНЕ ВИХОВАННЯ В ПОЧАТКОВОМУ КУРСІ МАТЕМАТИКИ 71.5 KB
  На сучасному етапі проблемами економічного виховання займаються такі відомі педагоги та методисти: Богданович М. Коли під час уроків та позакласних занять водяться елементарні початкові поняття терміни ази економічного виховання.