95422

Октябрьская революция 1917г. в России. Учредительное собрание. Брестский мир

Доклад

История и СИД

Октябрьское вооруженное восстание Вечером 24 октября отряды красной гвардии при содействии Керинского заняли все типографии а в ночь на 25 захватили телеграф банки и вокзалы. 12 октября Исполком Петроградского совета принял решение о создании Военно-революционного комитета ВРК который стал руководящим органом военно-технической...

Русский

2015-09-23

66 KB

1 чел.

48. Октябрьская революция 1917г. в России. Учредительное собрание. Брестский мир.

Предыстория

Основными предпосылками Октябрьской революции были нелегитимность самопровозглашенного Временного правительства, его отказ от выполнения провозглашенных им принципов. В течение года лидеры радикальных сил во главе с Черновым, Лениным, Мартовым, Зиновьевым, Сталиным и другими лидерами вернулись с каторги, из ссылки и эмиграции в Россию и развернули обширную агитацию. Всё это привело к усилению крайне левых настроений в обществе и укреплению националистических сил на окраинах страны.

Политика Временного правительства привела страну на грань катастрофы. Резко упала выплавка чугуна, стали, значительно сократилась добыча угля, нефти, почти в полное расстройство пришёл железнодорожный транспорт, ощущался резкий недостаток топлива, продовольствия.

Государственный долг России в октябре 1917 исчислялся почти в 50 млрд руб., из них долг иностранным державам составлял свыше 11,2 млрд руб. Страна стояла перед угрозой финансового банкротства.

Временное правительство заявило о том, что Россия будет «продолжать войну до победного конца».

В этих условиях действия большевиков, которые выдвинули популярные лозунги «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим», начали подготовку силового смещения Временного правительства.

Октябрьское вооруженное восстание

Вечером 24 октября, отряды красной гвардии при содействии Керинского, заняли все типографии, а в ночь на 25 захватили телеграф, банки и вокзалы. К утру весь город был под их контролем. Керинский уехал в автомобиле американского консула.

12 октября Исполком Петроградского совета принял решение о создании Военно-революционного комитета (ВРК), который стал руководящим органом военно-технической подготовки революции.

25 октября Второй Съезд Советов, на котором большевикам вместе с левыми эсерами принадлежало большинство, опираясь на победившее восстание, провозгласил переход власти к Советам по всей стране.

25 октября 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры» подал сигнал к штурму Зимнего дворца. В 2 часа ночи 26 октября вооружёнными рабочими, солдатами петроградского гарнизона и матросами Балтийского флота во главе с Владимиром Антоновым-Овсеенко был взят Зимний дворец и арестовано Временное правительство. Существенного сопротивления нападавшим оказано не было. Большевитские солдаты повсеместно разоружали полицейские силы.

Съезд принял Декреты о мире, по которому всем воюющим странам и народам предлагалось немедленно приступить к переговорам о заключении всеобщего демократического мира без аннексий и контрибуций, и о земле. Согласно декрету конфисковывалась помещичья земля, национализировались все земли, недра, леса и воды. Съезд избрал высший орган Советской власти — ВЦИК [председатель — Л. Б. Каменев, с 8 ноября — Я. М. Свердлов] и сформировал правительство — Совет народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным — Образованием ВЦИК и СНК началось строительство высших органов государственной власти Советского государства.

Через четыре дня, 29 октября произошло вооруженный мятеж юнкеров, захвативших в том числе и артиллерийские орудия, который был подавлен также с использованием артиллерии и броневиков.

После подавления в Петрограде и Москве сопротивления сил, остававшихся верными Временному правительству, большевикам удалось быстро установить контроль над основными промышленными центрами России.

Партия кадетов была объявлена вне закона, арестован ряд их лидеров, были запрещены некоторые газеты, главным образом, оппозиционные.

Тем не менее, на выборах в Учредительное собрание 12 ноября 1917 большевики получили лишь около четверти голосов, проиграв эсерам.

Роспуск Учредительного собрания

Учредительное собрание собралось в Петрограде, 5 января 1918 г. и большинством голосов потребовало передачи власти в свои руки, хотя по уставным документам, оно представляло собой исключительно законодательный, а не исполнительный орган, и не обладало ни аппаратом, ни возможностями для предотвращения кризиса.

Правые эсеры, составлявшие большинство, отказались обсуждать предложения большевиков, после чего большевики, левые эсеры и несколько мелких фракций и объединений покинули зал заседаний. Оставшиеся депутаты продолжили работу, и объявили об отмене решений II Всероссийского съезда Советов. Заседание продолжалось до утра, в 5-м часу охрана зала заседаний во главе с анархистом матросом Железняком довела до сведения депутатов, что она не в состоянии обеспечить защиту зала заседаний от народного гнева, и потребовала прекратить заседание. Вечером того же дня ВЦИК издал декрет о роспуске Учредительного собрания, подтверждённый позже III Всероссийским Съездом Советов. Ряд членов Учредительного собрания переехал в Самару, где создали так называемый Комуч (другая часть создала комитет в Омске), и начали вооружённую борьбу против самопровозглашённой большевитской власти. Позже адмирал Колчак, разогнав Комуч, покончил с претензиями членов Учредительного собрания на власть.

Последствия

Сразу после захвата власти началась борьба против большевиков, однако им удалось быстро установить контроль над вооружёнными силами, большей частью крупных промышленных центров на не занятой немецкими войсками территории бывшей Российской империи. Вслед за победой вооруженного восстания в столице 25 октября, 2 ноября было подавлено выступление контрреволюции и установлена Советская власть в Москве.

Образованное на 2-м Всероссийском съезде Советов Советское правительство под руководством Ленина возглавило ликвидацию старого государственного аппарата и строительство, опираясь на Советы, органов Советского государства.

Были введены бесплатное образование и медицинское обслуживание, 8-часовой рабочий день, издан декрет о страховании рабочих и служащих; ликвидированы сословия, чины и звания, установлено общее наименование — «граждане Российской Республики». Провозглашена свобода совести; церковь отделена от государства, школа — от церкви. Женщины получили равные права с мужчинами во всех областях общественной жизни.

Декретом ВЦИК от 21 января 1918 были аннулированы иностранные и внутренние займы царского и Временного правительств. Были аннулированы неравноправные договоры, заключённые царским и Временным правительствами с другими государствами.

2 декабря 1917 СНК РСФСР подписал соглашение о временном прекращении военных действий с Германией и 9 декабря начал переговоры, в ходе которых Германия, Турция, Болгария и Австо-Венгрия предъявили Советской России очень тяжелые условия мира. В марте после военного поражения под Псковом и Нарвой СНК был вынужден подписать сепаратный мирный договор с Германией, обеспечивающий права ряда наций на самоопределение, с чем СНК был согласен, но содержащий крайне тяжелые условия для России (например, передачу Россией военно-морских сил на Черном море Турции, Австро-Венгрии, Болгарии и Германии). Страны Антанты ввели войска на территорию России и объявили о поддержке антиправительственных сил. Это привело к переходу противостояния между большевиками и оппозицией на новый уровень — в стране началась полномасштабная гражданская война.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7801. Советская школа в годы ВОВ и послевоенные годы(1941-58гг.) 25 KB
  Советская школа в годы ВОВ и послевоенные годы(1941-58гг.). Война затормозила осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учи...
7802. Советская школа в период с 1921 по 1930гг 25.5 KB
  Советская школа в период с 1921 по 1930гг. По окончании гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству, которое осуществлялось в трудных условиях хоз. разрухи и голода. Надо было немедленно восстановить промышленность, поднять с...
7803. Советская школа в период с 1930 по 1940гг 26 KB
  Советская школа в период с 1930 по 1940 гг. Советское правительство принимает ряд постановлений о школе, которые определили ход ее дальнейшего развития, направления в перестройке ее учебно-воспитательной работы, а также новые теоретические достижения...
7804. Советская школа и педагогика в 1945-1964 27 KB
  Советская школа и педагогика в 1945-1964 Реформы коснулись и народного образования. Получили развитие школы рабочей молодежи. Были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные уч...
7805. Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов 25.5 KB
  Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов Советская школа в период с 1958 по 1992г. В 1958г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования, который установил в нашей ст...
7806. Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции 33.5 KB
  Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции Революционная перестройка школы. Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Великая Октябрьская социалистическа...
7807. Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи 30 KB
  Сухомлинский и Корчак и их педагогические идеи Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и...
7808. Тенденции развития образования в современном мире 39.5 KB
  Тенденции развития образования в современном мире Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности огромные достижения в этой област...
7809. Школа в России в первой половине 19 века 39.5 KB
  Школа в России в первой половине 19 века. Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники...