95425

Теоретический уровень научного познания и его методы

Доклад

Логика и философия

Теоретический уровень научного познания и его методы Теоретический уровень - высший уровень научного познания включает факты добытые эмпирическим путем предшествующие развитию науки а также логические выводы добытые разумом человека. Абстрагирование Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных чувственно воспринимаемых предметов и явлений их внешних признаков свойств связей. является необходимым моментом процесса познания.

Русский

2015-09-23

31 KB

1 чел.

Теоретический уровень научного познания и его методы

Теоретический уровень - высший уровень научного познания, включает факты, добытые эмпирическим путем, предшествующие развитию науки, а также логические выводы, добытые разумом человека. Методы теоретического уровня (абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т. д.) позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения. На теоретическом уровне научное мышление освобождается от эмпирической описательности, создает теоретические обобщения.

1. Абстрагирование Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате их изучения человек приходит к каким-то представлениям, понятиям, теоретическим положениям, т. е. научным абстракциям. В процессе абстрагирования происходит отход от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. Абстрагирование, таким образом, заключается в мысленном отвлечении от каких-то — менее существенных — свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением одной или нескольких существенных сторон, свойств объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования – абстракция.

2.Идеализация Мысленная деятельность исследователя включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Целесообразность использования идеализации – она целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности, математического, анализа. По отношению же к идеализированному случаю можно построить и развить теорию, в определенных условиях и целях эффективную, для описания свойств и поведения этих реальных объектов.

3.Аксиоматизация В основе метода лежат аксиомы, т.е. утверждения, которые не требуют доказательств и доказательства которых невозможно.Аксиоматизация в науке означает область знания, которые представляют в единую дедуктивную систему и содержание которых выведено из начальных условий.Исторически первой такой системой была геометрия Эвклида, но у Эвклида аксиомы – это интуитивно очевидные положения. В настоящее время в качестве исходных аксиом могут быть избраны какие-то отдельные положения теории из которых выводятся все остальное, т.е. аксиомы представляют соглашения ученых, которое предают элементам теории статус аксиом, неопределяемых положений.

4.Гипотетико-дедуктивный Метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестно. Отсюда знание носит вероятностный характер. Г-Д метод включает соотношения между гипотезами и фактами. Эти соотношения оказываются противоричивыми: 1) От фактов нет логического пути к правильной гипотезе; 2) От гипотез к фактам существует множество логических построений.

5.Формализация - отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Противопоставляется содержательному, или интуитивному мышлению. Ф. теснейшим образом связана с процессом абстракции. Как и всякая абстракция, Ф. является необходимым моментом процесса познания. В математике и формальной логике, где Ф. наиболее развита, под Ф. обычно понимают отображение содержательного знания в знаковом формализме или формализованном языке. Непременным условием построения такого языка является использование метода аксиоматического.

6. Анализ и синтез(греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67108. Народні казки 149 KB
  Мета. Формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв'язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням інтересів та потреб інших...
67109. Київ – столиця України 503.5 KB
  Повідомлення теми і мети уроку Сьогодні ми перевернемо деякі сторінки історії міста Києва познайомимось з історичними версіями назв районів міста його вулиць. Вивчення нового матеріалу Давайте разом перегорнемо сторінки історії утворення Києва столиці нашої країни. Над Подолом районом Києва висяться ще дві гори...
67110. Шкільна кімната Бойової Слави: історична краєзнавча освіта школярів 107.5 KB
  У той час в кожній учнівській групі виникли пошукові загони які розпочали збір експонатів для майбутньої Кімнати. І на зборах школи було прийнято рішення про відкриття кімнати Бойової Слави. Найменша організаційна ланка кімнати Бойової Слави відділ який має свою назву та обєднує дітей за інтересами.
67111. Папір. Види паперу. Загальне уявлення про виробництво паперу 32.5 KB
  Обладнання: таблиці із зображенням послідовності процесу виготовлення паперу дидактичний матеріал із видами паперу картон клей пензлик гофрований папір зразки роботи. Тут усіх вітають майстер Папірчик та його помічники. На уроці ви довідаєтесь яким буває папір та як його виготовляють створите аплікацію.
67112. Гриби – це користь чи отрута? 6.22 MB
  Розповісти учням про позитивні та негативні якості грибів. Навчити учнів правилам техніки безпеки при споживанні та зборі грибів. Засвоїти правила першої допомоги при отруєнні грибами. Розширити вміння учнів працювати в групах, працювати з додатковою літературою.
67113. Гумористично-розважальний захід 44 KB
  Але чи завжди ми прислухаємося до них ІІ ведучий: Сьогодні в нас є чудова нагода поспілкуватися триває тиждень української мови. І ведучий: А я хочу навести цікавий приклад. Може це й правильно ІІ ведучий: Отже нам приємно бачити всіх хто відгукнувся на наше запрошення.
67116. ФІ3ИКА НАВКОЛО НАС 68 KB
  Мета: зацікавити дітей показом цікавих i ефектних дослідів, які можна поясните на основі знанъ з кypcv природознавства та географії. Навчити спостерігати i робити висновки. Проілюструвати єдність законів природи. Зацікавити дітей майбутнім предметом.