95427

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

Доклад

Логика и философия

Система ценностей характеризующих исторически конкретную социальную общность представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений выражающих сущность жизнедеятельности данной общности ее конкретно-исторического образа жизни.

Русский

2015-09-23

87.5 KB

10 чел.

PAGE  14

63. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

Ценность - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. 

В различных подходах ценности рассматриваются:

  •  как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает ценностью или является ценностью);
  •  как любой значимый предмет или предмет особого рода;
  •  как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование.

Философский анализ ценности способствует более глубокому ее пониманию.

В субъективном переживании ориентации на ценность содержится некоторая двойственность: с одной стороны, она переживается субъектом как свободное проявление его индивидуальности, с другой стороны - как нечто высшее, трансцендентное индивидуальному Я, как императив, которому субъект следует в своих поступках.

Абсолютизация одного из этих двух моментов присуща крайним подходам к проблеме ценности в философии: в одном случае ценность трактуется как чисто субъективный феномен, порождение индивидуального сознания, в другом - как особая объективно-идеальная сущность, трансцендентная материальному миру.

Односторонность и кажущаяся противоречивость идеалистических трактовок природы ценности, а также утилитарно-психологической трактовки, видящей в ценности лишь отражение потребностей субъекта, преодолеваются в социокультурном подходе к ценности.

Признавая объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, социокультурный подход рассматривает ценность как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе человечества в целом, каждая из которых выступает в этом процессе как единый совокупный субъект.

Будучи порождением жизнедеятельности социума, ценности отражают в себе ее особенности, характерные для данного социума и общие для всех его членов. Система ценностей, характеризующих исторически конкретную социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни.

Можно говорить о двух формах ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни.

Такие ценности могут быть как общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия).

Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых, мировоззренческих и т.п.).

       Другим основанием классификации ценностей выступает классификация социальных общностей, отражением жизнедеятельности которых они являются. Наиболее общими являются общечеловеческие ценности. Их универсальность и неизменность отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлжености.

Вместе с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям, дифференцируются и ценности, порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику. Можно говорить о системе ценностей, характеризующих историческую эпоху, социально-экономический уклад, классовых, национальных и т.д. ценностях, а также о специфических ценностях профессиональных и демографических групп (например, молодежи, пенсионеров) и других объединений людей, в том числе с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда противоречивых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных ценностей, которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общеcтвенных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот процесс является существенной составной частью процесса социализации личности.

В структуре зрелой, развитой личности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных предметных форм ценностей. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных ценностей.

       Становление системы ценностей в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями. В структуре мотивации ценности выполняют те же функции, что и потребности, отчасти занимая их место. Процесс интериоризации социальных ценностей, превращения их в личностные ценности и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры личностных ценностей. Как нормальное, так и девиантное развитие ценностной сферы личности происходит под опосредующим влиянием ценностей первичных малых групп, в которые индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи.

       Как правило, личностные ценности характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, выполняющие функцию осознанной ценностно-нормативной регуляции социального поведения личности, отражают, помимо личностных ценностей, также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами деятельности личности. Мои док\Psyensiklop

! Наряду с осознаваемыми ценностями и ценностными ориентациями существуют и не осознаваемые, бессознательные.


Ценность - значение определенных свойств объекта, по отношению к субъекту (стол – «злой» для ребенка, который ударился).

Ценности имеют значения, требования, которые обращены к человеческой воле, они не имеют бытия.

Виды ценностей - материализованные ценности и ценности сами по себе.

Ценность сама по себе - (Например, прекрасное само по себе, оно есть, оно абсолютно. Прекрасная девушка - материлизованное абсолютно прекрасное.

2 Формы:

- общественное мнение - выражение интереса людей по определенному событию, заинтересованное отношение к аспекту человеческого бытия;

- ценностные формы человеческого бытия:

религия - оценивая реальность с точки зрения добродетели и греха;

мораль - оценивая реальность с точки зрения добра и зла;

право - справедливость и несправедливость.

Аксиология - наука о ценностях за рамками специализорованных ценностей. Общее учение. Это только попытка.

Иерархия ценностей. 

Обыденное мнение - здоровье превыше всего.

Платон - вершина ценностей: добро (1), истина и красота (2).

Основные ценностные ориентации человека - классификации.

Классификация Арги Бана. 

Ориентации:

1.Гедонизм

добро - в приятных ощущениях, зло - в неприятных

2.Романтизм

добро - стремление, порыв, желание; зло - апатия.

3.Волюнтаризм

добро - достижение цели, реализация воли; зло - отсутствие результата.

4.Анандизм

абсолютно неподвижное бытие - sat, абсолютно неподвижное сознание - chit, anand - неподвижное состояние блаженства - нирвана.

Детство - стремление к приятному; юность - стремления; зрелость - результаты; старость - анандизм. Постепенное изменение человеческих цннностей, изменение ориентации. [1]1

Хотя большая часть конкретных изысканий не зависит от системы ценностей исследователя явным образом, общее направление исследования не может от нее не зависеть. Поэтому ученые несут не только интеллектуальную, но и моральную ответственность за свои результаты.


Психическая жизнь предстает в 3-х основных фо
рмах:

  1.  – ценностной;
  2.  – познавательной;
  3.  – побудительной.

Содержание ценностной формы определяет переживания, эмоции и чувства, связанные с совокупностью ценностей и ценностных ориентаций человека.

Восприятие и  воспроизведение окружающих процессов и явлений, эмоции и переживания выражают степень реализованного, реализуемого или возможного удовлетворения различных потребностей человека.

Нам кажется нелепым говорить о ценностях и ценностных ориентациях только как об имеющих позитивную значимость и направленность. Человек не только к чему-то стремиться, но и чего-то старается избегать. Отрицательные ценности – это те ценности, которых мы избегаем, чего боимся. От ценностных ориентаций человека зависит направление внимания, избирание интеллектуальной деятельности и эмоциональных процессов. Ценность – это не только субъективное желанное, но и объективное желанное. Как правило под ценностью подразумевается полезность и целесообразность.

«Я поглощаю, следовательно существую» (Сальвадор Дали).


СФЕРЫ ДУХОВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Форма суждения:

  1.  «объективная» информация;
  2.  «субъективная» оценка;
  3.  – перевод в активную деятельность.

Формы предикатов:

  1.  человек познает, узнает;
  2.   человек оценивает, переживает, хочет, не хочет;
  3.   человек принимает решение к действию и действует.

«Типажи»:

  1.  – «мыслитель»: «Я мыслю, следовательно существую»
  2.  –«художник»: «Пусть боги смотрят  безучастно

                   На жизнь Земли – их вечен век,

                  Но только страстное прекрасно

                 В тебе, мгновенный человек»  

                                                       В.Брюсов

  1.  –«человек дела»: «В то время как интеллект старается лишь брать мир каков он есть, воля, напротив, стремится к тому, чтобы теперь только сделать мир тем, чем он должен быть» (Гегель).


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Варианты «оценки оценки»:

  •  – некая ценность или потребность ошибочно кажется человеку положительной или высокозначимой для него, но социальная группа рационально и эмоционально оценивает ценность по другому, как отрицательную или низкозначимую для самого субъекта, т.е. такую, которая не сможет удовлетворить его «разные потребности»;
  •  – некая ценность каждому субъекту не только положительная или высокозначима, но и на самом деле способна удовлетворить его потребности, однако социальная группа относится к этим потребностям как к социально вредным.

=> в 1-ом случае изображаемый человеческий путь не ведет к цели; во 2-ом – изображаемый человеческий путь ведет к цели, но окружающие его осуждают.

Типология ценностных ориентаций:

  •  типология, для которой важнее всего, какая социальная сфера наиболее значима для человека:

●политическая;

●экономическая;

●научная;

●моральная;

●религиозная;

  •  важнее всего, какая временная направленность самая важная:

●на будущее;

●на настоящее;

●на прошлое;

  •  какой социальный уровень предпочитается:

●индивидуалист – ориентируется на свой жизненный успех и собственное наследие любой   

ценой, при любом ущербе другим людям; не любой ценой; далеко не любой ценой –  

«теория разумного эгоизма»;

●человек, для которого важнее всего ориентация на микрогрупповые ценности:

○интересы семьи;

○интересы друзей;

○интересы коллег и др.

важнее всего ориентация на макроэкономические ценности:

○интересы партии, сословия и др.;

○интересы нации, страны и др.;

●ориентация на общечеловеческие, общемировые ценности.

При оценке самих ценностных ориентаций можно выделить крайние варианты: с одной стороны  – «злодеи», с другой – «святые».

«От меня до шестилетнего ребенка – один шаг; от новорожденного до шестилетнего – огромное расстояние» (Л.Толстой).


Ценностные ориентации в познании

Основанием деятельности выступает сознательно формулируемая цель. Но основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей2. 

1 Кезин и др Лекции аспирантам МГУ

2 Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность. БСЭ http: //slovari.yandex.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2877. Заслон в горно-лесистой местности 985 KB
  На протяжении всех лет существования Внутренние Войска были, есть и будут одним из основных гарантов стабильности общественной безопасности. Определяя структуру и содержание моей курсовой работы, я посчитал необходимым включить в него разно...
2878. Загальна фізика 5.73 MB
  Друга частина конспекту лекцій з курсу загальної фізики для інженерно-технічних спеціальностей містить виклад розділів: Магнетизм (доц. М. Ковалець), Коливання і хвилі (доц. В. Вадець), Оптика (доц. В. Орленко), Елементи атомної фізики, квант...
2879. Волоконно-оптические сети и системы связи 4.53 MB
  Книга принадлежит перу одного из известных специалистов в области волоконно-оптической связи Олегу Константиновичу Склярову. Это его второй крупный труд об ВОЛС — важнейшей технологии современных систем передачи информации. К сожалению, последн...
2880. Атомное ядро. Радиоактивность. Элементарные частицы 1.59 MB
  Атомное ядро Основная масса материи в атоме не распределена равномерно по объёму атома, а сконцентрирована в плотном ядре, размер которого (~10-15 м) составляет одну стотысячную часть размера самого атома. Плотность ядерного вещества очень велика . ...
2881. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГЕМОПОЭЗА 307 KB
  Фізика є основною наукою про природу. Вона вивчає найбільш загальні властивості і форми руху матерії. Одним із видів руху є механічний рух, під яким розуміють зміну положення тіла в просторі з часом. Механіка Галілея-Ньютона вивчає рух макроскопічни...
2882. Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы 935.25 KB
  Целью настоящей работы является изучение принципов построения и работы авиационных приборов: топливомеров, тахометров, датчиков давления, указателей скорости и высоты. Приведена  краткая теория работы и методические рекомендации по исследованию...
2883. Машини для земляних робіт 769.5 KB
  Розрахунки за кінематичними схемами одноківшевих (одномоторних) екскаваторів. Мета роботи: Виконати кінематичні та силові розрахунки в передачах екскаваторів. Методика розрахунку. Креслимо схему запасовки канатів заданого...
2884. Генетика бактерий 55 KB
  Генетика бактерий Наука о наследственности и изменчивости микроорганизмов. Наследственность это способность организмов воспроизводить одни и те же свойства из поколения в поколение благодаря передачи генов от родителей потомкам. Изменчивость - измен...
2885. Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа 42 KB
  Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа Почему же закономерности наследования, выявленные Менделем, не были приняты к рассмотрению научным сообществом того времени, хотя его работа с 1865 по 1900 год цитировалась не менее...