95427

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

Доклад

Логика и философия

Система ценностей характеризующих исторически конкретную социальную общность представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений выражающих сущность жизнедеятельности данной общности ее конкретно-исторического образа жизни.

Русский

2015-09-23

87.5 KB

13 чел.

PAGE  14

63. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

Ценность - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. 

В различных подходах ценности рассматриваются:

  •  как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает ценностью или является ценностью);
  •  как любой значимый предмет или предмет особого рода;
  •  как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование.

Философский анализ ценности способствует более глубокому ее пониманию.

В субъективном переживании ориентации на ценность содержится некоторая двойственность: с одной стороны, она переживается субъектом как свободное проявление его индивидуальности, с другой стороны - как нечто высшее, трансцендентное индивидуальному Я, как императив, которому субъект следует в своих поступках.

Абсолютизация одного из этих двух моментов присуща крайним подходам к проблеме ценности в философии: в одном случае ценность трактуется как чисто субъективный феномен, порождение индивидуального сознания, в другом - как особая объективно-идеальная сущность, трансцендентная материальному миру.

Односторонность и кажущаяся противоречивость идеалистических трактовок природы ценности, а также утилитарно-психологической трактовки, видящей в ценности лишь отражение потребностей субъекта, преодолеваются в социокультурном подходе к ценности.

Признавая объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, социокультурный подход рассматривает ценность как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе человечества в целом, каждая из которых выступает в этом процессе как единый совокупный субъект.

Будучи порождением жизнедеятельности социума, ценности отражают в себе ее особенности, характерные для данного социума и общие для всех его членов. Система ценностей, характеризующих исторически конкретную социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни.

Можно говорить о двух формах ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни.

Такие ценности могут быть как общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия).

Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых, мировоззренческих и т.п.).

       Другим основанием классификации ценностей выступает классификация социальных общностей, отражением жизнедеятельности которых они являются. Наиболее общими являются общечеловеческие ценности. Их универсальность и неизменность отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлжености.

Вместе с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям, дифференцируются и ценности, порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику. Можно говорить о системе ценностей, характеризующих историческую эпоху, социально-экономический уклад, классовых, национальных и т.д. ценностях, а также о специфических ценностях профессиональных и демографических групп (например, молодежи, пенсионеров) и других объединений людей, в том числе с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда противоречивых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных ценностей, которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общеcтвенных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот процесс является существенной составной частью процесса социализации личности.

В структуре зрелой, развитой личности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных предметных форм ценностей. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных ценностей.

       Становление системы ценностей в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями. В структуре мотивации ценности выполняют те же функции, что и потребности, отчасти занимая их место. Процесс интериоризации социальных ценностей, превращения их в личностные ценности и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры личностных ценностей. Как нормальное, так и девиантное развитие ценностной сферы личности происходит под опосредующим влиянием ценностей первичных малых групп, в которые индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи.

       Как правило, личностные ценности характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, выполняющие функцию осознанной ценностно-нормативной регуляции социального поведения личности, отражают, помимо личностных ценностей, также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами деятельности личности. Мои док\Psyensiklop

! Наряду с осознаваемыми ценностями и ценностными ориентациями существуют и не осознаваемые, бессознательные.


Ценность - значение определенных свойств объекта, по отношению к субъекту (стол – «злой» для ребенка, который ударился).

Ценности имеют значения, требования, которые обращены к человеческой воле, они не имеют бытия.

Виды ценностей - материализованные ценности и ценности сами по себе.

Ценность сама по себе - (Например, прекрасное само по себе, оно есть, оно абсолютно. Прекрасная девушка - материлизованное абсолютно прекрасное.

2 Формы:

- общественное мнение - выражение интереса людей по определенному событию, заинтересованное отношение к аспекту человеческого бытия;

- ценностные формы человеческого бытия:

религия - оценивая реальность с точки зрения добродетели и греха;

мораль - оценивая реальность с точки зрения добра и зла;

право - справедливость и несправедливость.

Аксиология - наука о ценностях за рамками специализорованных ценностей. Общее учение. Это только попытка.

Иерархия ценностей. 

Обыденное мнение - здоровье превыше всего.

Платон - вершина ценностей: добро (1), истина и красота (2).

Основные ценностные ориентации человека - классификации.

Классификация Арги Бана. 

Ориентации:

1.Гедонизм

добро - в приятных ощущениях, зло - в неприятных

2.Романтизм

добро - стремление, порыв, желание; зло - апатия.

3.Волюнтаризм

добро - достижение цели, реализация воли; зло - отсутствие результата.

4.Анандизм

абсолютно неподвижное бытие - sat, абсолютно неподвижное сознание - chit, anand - неподвижное состояние блаженства - нирвана.

Детство - стремление к приятному; юность - стремления; зрелость - результаты; старость - анандизм. Постепенное изменение человеческих цннностей, изменение ориентации. [1]1

Хотя большая часть конкретных изысканий не зависит от системы ценностей исследователя явным образом, общее направление исследования не может от нее не зависеть. Поэтому ученые несут не только интеллектуальную, но и моральную ответственность за свои результаты.


Психическая жизнь предстает в 3-х основных фо
рмах:

  1.  – ценностной;
  2.  – познавательной;
  3.  – побудительной.

Содержание ценностной формы определяет переживания, эмоции и чувства, связанные с совокупностью ценностей и ценностных ориентаций человека.

Восприятие и  воспроизведение окружающих процессов и явлений, эмоции и переживания выражают степень реализованного, реализуемого или возможного удовлетворения различных потребностей человека.

Нам кажется нелепым говорить о ценностях и ценностных ориентациях только как об имеющих позитивную значимость и направленность. Человек не только к чему-то стремиться, но и чего-то старается избегать. Отрицательные ценности – это те ценности, которых мы избегаем, чего боимся. От ценностных ориентаций человека зависит направление внимания, избирание интеллектуальной деятельности и эмоциональных процессов. Ценность – это не только субъективное желанное, но и объективное желанное. Как правило под ценностью подразумевается полезность и целесообразность.

«Я поглощаю, следовательно существую» (Сальвадор Дали).


СФЕРЫ ДУХОВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Форма суждения:

  1.  «объективная» информация;
  2.  «субъективная» оценка;
  3.  – перевод в активную деятельность.

Формы предикатов:

  1.  человек познает, узнает;
  2.   человек оценивает, переживает, хочет, не хочет;
  3.   человек принимает решение к действию и действует.

«Типажи»:

  1.  – «мыслитель»: «Я мыслю, следовательно существую»
  2.  –«художник»: «Пусть боги смотрят  безучастно

                   На жизнь Земли – их вечен век,

                  Но только страстное прекрасно

                 В тебе, мгновенный человек»  

                                                       В.Брюсов

  1.  –«человек дела»: «В то время как интеллект старается лишь брать мир каков он есть, воля, напротив, стремится к тому, чтобы теперь только сделать мир тем, чем он должен быть» (Гегель).


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Варианты «оценки оценки»:

  •  – некая ценность или потребность ошибочно кажется человеку положительной или высокозначимой для него, но социальная группа рационально и эмоционально оценивает ценность по другому, как отрицательную или низкозначимую для самого субъекта, т.е. такую, которая не сможет удовлетворить его «разные потребности»;
  •  – некая ценность каждому субъекту не только положительная или высокозначима, но и на самом деле способна удовлетворить его потребности, однако социальная группа относится к этим потребностям как к социально вредным.

=> в 1-ом случае изображаемый человеческий путь не ведет к цели; во 2-ом – изображаемый человеческий путь ведет к цели, но окружающие его осуждают.

Типология ценностных ориентаций:

  •  типология, для которой важнее всего, какая социальная сфера наиболее значима для человека:

●политическая;

●экономическая;

●научная;

●моральная;

●религиозная;

  •  важнее всего, какая временная направленность самая важная:

●на будущее;

●на настоящее;

●на прошлое;

  •  какой социальный уровень предпочитается:

●индивидуалист – ориентируется на свой жизненный успех и собственное наследие любой   

ценой, при любом ущербе другим людям; не любой ценой; далеко не любой ценой –  

«теория разумного эгоизма»;

●человек, для которого важнее всего ориентация на микрогрупповые ценности:

○интересы семьи;

○интересы друзей;

○интересы коллег и др.

важнее всего ориентация на макроэкономические ценности:

○интересы партии, сословия и др.;

○интересы нации, страны и др.;

●ориентация на общечеловеческие, общемировые ценности.

При оценке самих ценностных ориентаций можно выделить крайние варианты: с одной стороны  – «злодеи», с другой – «святые».

«От меня до шестилетнего ребенка – один шаг; от новорожденного до шестилетнего – огромное расстояние» (Л.Толстой).


Ценностные ориентации в познании

Основанием деятельности выступает сознательно формулируемая цель. Но основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей2. 

1 Кезин и др Лекции аспирантам МГУ

2 Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность. БСЭ http: //slovari.yandex.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8381. Политическое и государственное устройство Китая. Собрание статей 157 KB
  Статья 1. Система государственного управления Согласно Конституции КНР в Китае на центральном уровне имеются шесть властных структур: Всекитайское Собрание народных представителей и его Постоянный Комитет, Председатель КНР, Государственный Совет, Це...
8382. Религии и культы Древнего Китая 83 KB
  Религии и культы Древнего Китая Введение Актуальность и научная значимость исследования религий и культов Древнего Китая обуславливается тем, что сегодня наблюдается особый интерес к изучению наследия религий и культов. Это объясняется тем, что наст...
8383. Сравнение древнеиндийской и древнекитайской философии 258 KB
  ГЛАВА 1. Зарождение и развитие древнеиндийской философии Предпосылками формирования древней индийской философии являются: - экономические - переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений -социально-политические - ослабление родоплеме...
8384. Бухгалтерский учет в Китае 28.87 KB
  Бухгалтерский учет в Китае ВВЕДЕНИЕ Системы бухгалтерского учета различных стран отличаются своим многообразием. На современном уровне экономической интеграции стран, бухгалтерский учет становится одним из средств международного общения. Цель индиви...
8385. Географические особенности Китая 38 KB
  КИТАЙ Китай - развитое государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд.), занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде. Чем омывается, с чем граничит. С востока КНР омыва...
8386. Прошедшее завершенное время в китайском языке 30.5 KB
  Прошедшее завершенное время в китайском языке Прошедшее завершенное время глагола обозначает действие, которое было совершено в прошлом. Для того, чтобы показать завершенность действия к глаголу присоединяется суффикс Часто суффикс употребляе...
8387. Промышленные кластеры и СЭЗ Китая: пути формирования, особенности функционирования, вызовы развития 43 KB
  Промышленные кластеры и СЭЗ Китая: пути формирования, особенности функционирования, вызовы развития. Чем вызван интерес к теме? В последние годы в России данные два инструмента развития - СЭЗ и кластеры - стали восприниматься в качестве ун...
8388. Особенности китайской медицины 39.5 KB
  Особенности китайской медицины В современной медицине все больше внимания уделяется эмоциональным и психическим причинам болезней. По некоторым данным, от 50% до 80% болезней возникает из-за внутренней эмоциональной нестабильности. А что говор...
8389. Правовая система Китая 40 KB
  Правовая система Китая. Объективное право в европейском смысле присуще традиционному обществу только в том случае, если оно находится в состоянии войны всех против всех. Закон в объективном смысле приносит равенство, в Китае же закон - это...