95427

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

Доклад

Логика и философия

Система ценностей характеризующих исторически конкретную социальную общность представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений выражающих сущность жизнедеятельности данной общности ее конкретно-исторического образа жизни.

Русский

2015-09-23

87.5 KB

9 чел.

PAGE  14

63. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

Ценность - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. 

В различных подходах ценности рассматриваются:

  •  как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает ценностью или является ценностью);
  •  как любой значимый предмет или предмет особого рода;
  •  как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование.

Философский анализ ценности способствует более глубокому ее пониманию.

В субъективном переживании ориентации на ценность содержится некоторая двойственность: с одной стороны, она переживается субъектом как свободное проявление его индивидуальности, с другой стороны - как нечто высшее, трансцендентное индивидуальному Я, как императив, которому субъект следует в своих поступках.

Абсолютизация одного из этих двух моментов присуща крайним подходам к проблеме ценности в философии: в одном случае ценность трактуется как чисто субъективный феномен, порождение индивидуального сознания, в другом - как особая объективно-идеальная сущность, трансцендентная материальному миру.

Односторонность и кажущаяся противоречивость идеалистических трактовок природы ценности, а также утилитарно-психологической трактовки, видящей в ценности лишь отражение потребностей субъекта, преодолеваются в социокультурном подходе к ценности.

Признавая объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, социокультурный подход рассматривает ценность как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе человечества в целом, каждая из которых выступает в этом процессе как единый совокупный субъект.

Будучи порождением жизнедеятельности социума, ценности отражают в себе ее особенности, характерные для данного социума и общие для всех его членов. Система ценностей, характеризующих исторически конкретную социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни.

Можно говорить о двух формах ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни.

Такие ценности могут быть как общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия).

Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых, мировоззренческих и т.п.).

       Другим основанием классификации ценностей выступает классификация социальных общностей, отражением жизнедеятельности которых они являются. Наиболее общими являются общечеловеческие ценности. Их универсальность и неизменность отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлжености.

Вместе с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям, дифференцируются и ценности, порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику. Можно говорить о системе ценностей, характеризующих историческую эпоху, социально-экономический уклад, классовых, национальных и т.д. ценностях, а также о специфических ценностях профессиональных и демографических групп (например, молодежи, пенсионеров) и других объединений людей, в том числе с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда противоречивых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных ценностей, которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общеcтвенных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот процесс является существенной составной частью процесса социализации личности.

В структуре зрелой, развитой личности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных предметных форм ценностей. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных ценностей.

       Становление системы ценностей в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями. В структуре мотивации ценности выполняют те же функции, что и потребности, отчасти занимая их место. Процесс интериоризации социальных ценностей, превращения их в личностные ценности и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры личностных ценностей. Как нормальное, так и девиантное развитие ценностной сферы личности происходит под опосредующим влиянием ценностей первичных малых групп, в которые индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи.

       Как правило, личностные ценности характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, выполняющие функцию осознанной ценностно-нормативной регуляции социального поведения личности, отражают, помимо личностных ценностей, также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами деятельности личности. Мои док\Psyensiklop

! Наряду с осознаваемыми ценностями и ценностными ориентациями существуют и не осознаваемые, бессознательные.


Ценность - значение определенных свойств объекта, по отношению к субъекту (стол – «злой» для ребенка, который ударился).

Ценности имеют значения, требования, которые обращены к человеческой воле, они не имеют бытия.

Виды ценностей - материализованные ценности и ценности сами по себе.

Ценность сама по себе - (Например, прекрасное само по себе, оно есть, оно абсолютно. Прекрасная девушка - материлизованное абсолютно прекрасное.

2 Формы:

- общественное мнение - выражение интереса людей по определенному событию, заинтересованное отношение к аспекту человеческого бытия;

- ценностные формы человеческого бытия:

религия - оценивая реальность с точки зрения добродетели и греха;

мораль - оценивая реальность с точки зрения добра и зла;

право - справедливость и несправедливость.

Аксиология - наука о ценностях за рамками специализорованных ценностей. Общее учение. Это только попытка.

Иерархия ценностей. 

Обыденное мнение - здоровье превыше всего.

Платон - вершина ценностей: добро (1), истина и красота (2).

Основные ценностные ориентации человека - классификации.

Классификация Арги Бана. 

Ориентации:

1.Гедонизм

добро - в приятных ощущениях, зло - в неприятных

2.Романтизм

добро - стремление, порыв, желание; зло - апатия.

3.Волюнтаризм

добро - достижение цели, реализация воли; зло - отсутствие результата.

4.Анандизм

абсолютно неподвижное бытие - sat, абсолютно неподвижное сознание - chit, anand - неподвижное состояние блаженства - нирвана.

Детство - стремление к приятному; юность - стремления; зрелость - результаты; старость - анандизм. Постепенное изменение человеческих цннностей, изменение ориентации. [1]1

Хотя большая часть конкретных изысканий не зависит от системы ценностей исследователя явным образом, общее направление исследования не может от нее не зависеть. Поэтому ученые несут не только интеллектуальную, но и моральную ответственность за свои результаты.


Психическая жизнь предстает в 3-х основных фо
рмах:

  1.  – ценностной;
  2.  – познавательной;
  3.  – побудительной.

Содержание ценностной формы определяет переживания, эмоции и чувства, связанные с совокупностью ценностей и ценностных ориентаций человека.

Восприятие и  воспроизведение окружающих процессов и явлений, эмоции и переживания выражают степень реализованного, реализуемого или возможного удовлетворения различных потребностей человека.

Нам кажется нелепым говорить о ценностях и ценностных ориентациях только как об имеющих позитивную значимость и направленность. Человек не только к чему-то стремиться, но и чего-то старается избегать. Отрицательные ценности – это те ценности, которых мы избегаем, чего боимся. От ценностных ориентаций человека зависит направление внимания, избирание интеллектуальной деятельности и эмоциональных процессов. Ценность – это не только субъективное желанное, но и объективное желанное. Как правило под ценностью подразумевается полезность и целесообразность.

«Я поглощаю, следовательно существую» (Сальвадор Дали).


СФЕРЫ ДУХОВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Форма суждения:

  1.  «объективная» информация;
  2.  «субъективная» оценка;
  3.  – перевод в активную деятельность.

Формы предикатов:

  1.  человек познает, узнает;
  2.   человек оценивает, переживает, хочет, не хочет;
  3.   человек принимает решение к действию и действует.

«Типажи»:

  1.  – «мыслитель»: «Я мыслю, следовательно существую»
  2.  –«художник»: «Пусть боги смотрят  безучастно

                   На жизнь Земли – их вечен век,

                  Но только страстное прекрасно

                 В тебе, мгновенный человек»  

                                                       В.Брюсов

  1.  –«человек дела»: «В то время как интеллект старается лишь брать мир каков он есть, воля, напротив, стремится к тому, чтобы теперь только сделать мир тем, чем он должен быть» (Гегель).


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Варианты «оценки оценки»:

  •  – некая ценность или потребность ошибочно кажется человеку положительной или высокозначимой для него, но социальная группа рационально и эмоционально оценивает ценность по другому, как отрицательную или низкозначимую для самого субъекта, т.е. такую, которая не сможет удовлетворить его «разные потребности»;
  •  – некая ценность каждому субъекту не только положительная или высокозначима, но и на самом деле способна удовлетворить его потребности, однако социальная группа относится к этим потребностям как к социально вредным.

=> в 1-ом случае изображаемый человеческий путь не ведет к цели; во 2-ом – изображаемый человеческий путь ведет к цели, но окружающие его осуждают.

Типология ценностных ориентаций:

  •  типология, для которой важнее всего, какая социальная сфера наиболее значима для человека:

●политическая;

●экономическая;

●научная;

●моральная;

●религиозная;

  •  важнее всего, какая временная направленность самая важная:

●на будущее;

●на настоящее;

●на прошлое;

  •  какой социальный уровень предпочитается:

●индивидуалист – ориентируется на свой жизненный успех и собственное наследие любой   

ценой, при любом ущербе другим людям; не любой ценой; далеко не любой ценой –  

«теория разумного эгоизма»;

●человек, для которого важнее всего ориентация на микрогрупповые ценности:

○интересы семьи;

○интересы друзей;

○интересы коллег и др.

важнее всего ориентация на макроэкономические ценности:

○интересы партии, сословия и др.;

○интересы нации, страны и др.;

●ориентация на общечеловеческие, общемировые ценности.

При оценке самих ценностных ориентаций можно выделить крайние варианты: с одной стороны  – «злодеи», с другой – «святые».

«От меня до шестилетнего ребенка – один шаг; от новорожденного до шестилетнего – огромное расстояние» (Л.Толстой).


Ценностные ориентации в познании

Основанием деятельности выступает сознательно формулируемая цель. Но основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей2. 

1 Кезин и др Лекции аспирантам МГУ

2 Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность. БСЭ http: //slovari.yandex.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22157. ОБЛІК КОРОТКОСТРОКОВИХ ЗОБОВ’ЯЗАНЬ 62.5 KB
  Поняття, оцінка та види короткострокових зобов’язань (пасивів). Облік заборгованості по рахунках постачальників та векселів виданих (векселів до сплати). Облік інших короткострокових зобов’язань. Облік заробітної плати і зобов’язань по заробітній платі.
22158. Резистивные преобразователи перемещения 2.95 MB
  Контактные преобразователи принцип действия и основные типы контактных преобразователей 4 требования к электрической цепи область применения 6 II.2 классификация реостатных преобразователей по конструктивным особенностям...
22159. ТАХОМЕТРЫ 855.42 KB
  Приборы и датчики угловой скорости Приборы предназначенные для измерения частоты вращения называются тахометрами. Тахометры применяются для измерения частоты вращения вала двигателя и его агрегатов. Наибольшее распространение получили следующие методы измерения частоты вращения по принципу действия чувствительного элемента ЧЭ: центробежные в которых ЧЭ реагирует на центробежную силу развиваемую неуравновешенными массами при вращении вала; магнитоиндукционные основанные на зависимости наводимых в металлическом теле вихревых токов от...
22160. ТЕНЗОРЕЗИСТОРЫ 114.5 KB
  2 Основные параметры и характеристики тензорезисторов. 3 Расчёт тензорезисторов. 5 Конструкция тензорезисторов. 9 Схемы включения тензорезисторов.
22161. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ 5.26 MB
  Понятия единицы измерения размерности Единицей количества тепла Q в Международной системе единиц СИ является джоуль Дж. В технике пока еще нередко применяется старая единица тепла калория кал а в англосаксонских странах Британская тепловая единица Б. Тепловой поток Ф это количество тепла проходящего через поперечное сечение А за единицу времени: Ф = . Плотность теплового потока q Дж см2 определяется как количество тепла проходящего за единицу времени t чeрез единицу площади поверхности: Теплоемкость С ранее...
22162. Методы измерения механических напряжений, сил и моментов 3.06 MB
  Измерения усилий требуется производить в различных средах в условиях действия разнообразных влияющих величин в широком диапазоне температур – от –270 до 1200 С в широком частотном спектре который для механических напряжений и сил простирается от 0 до 100 к Гц а для давлений ультразвуковых волн в гидроакустике до 10 Гц. Первая группа методов наиболее широко используется для определения механических напряжений путем измерения деформации поверхности исследуемого объекта а также в приборах для измерения сил крутящих моментов и давлений....
22163. ПИРОМЕТРЫ 266.5 KB
  [4] Пирометры частичного излучения. [5] Высокотемпературные пирометры частичного излучения для контроля температуры [6] Особенности [7] ТАБЛИЦА ИНФРАКРАСНЫХ ТЕРМОМЕТРОВ ПИРОМЕТРОВ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ [8] Пирометры Серии М50 INFRACOUPLE [9] Пирометры серии М67 М67S. Закон Планка устанавливает связь между абсолютной температурой и спектральным распределением потока излучения светимости АЧТ: 122 Где спектральная плотность потока излучения АЧТ т.
22164. Разница между результатами измерения и истинным значением измеряемой величины 52 KB
  Представляя собой приближенные оценки значений величин найденные путем измерения они зависят не только от них но ещё и от метода измерения от технических средств с помощью которых проводятся измерения и от свойств органов чувств наблюдателя осуществляющего измерения. Разница между результатами измерения и истинным значением измеряемой величины называется погрешностью измерения. Причиной отклонения истинного значения измеряемой величины от результата измерения могут быть самые различные факторы.