95429

Прибалтика в 13-17 вв. Присоединение Прибалтики к России. Эстляндия и Лифляндия в составе России

Доклад

История и СИД

Процесс феодализации шел в тесном взаимодействии с Русью; в Прибалтике появились славянские княжения а на территории Эстонии Ярославом Мудрым был основан г. Пытаясь укрепиться в Прибалтике крестоносцы сталкивались не только с датчанами и местными племенами но и с новгородцами.

Русский

2015-09-23

45 KB

0 чел.

Вопрос № 9. Прибалтика в 13-17 вв. Присоединение Прибалтики к России. Эстляндия и Лифляндия в составе России.

В конце 12 - первой половине 13 в. Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада - с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы стала Прибалтика. Здесь издавна жили балтские и финно-угорские племена. Балтийские племена делились на литовские - собственно литовцы; жемайты, или жмудь; ятвяги - и латышские - латгалы; курши, звмгалы. К финно-угорским принадлежали эсты (чудь). Все они поддерживали давние культурные, экономические и политические связи с русскими землями. В конце 10 - начале 12 вв. известны уже племенные княжения,  возникают княжеские дружины, появляются зачатки крупного землевладения. Процесс феодализации шел в тесном взаимодействии с Русью; в Прибалтике появились славянские княжения, а на территории Эстонии Ярославом Мудрым был основан г. Юрьев (Тарту). Однако процесс становления государственности у прибалтийских народов был искусственно прерван вторжением крестоносцев. Немецкие феодалы сумели к этому времени подчинить себе славянские племена Западной Прибалтики - т.н. поморских славян. Их следующей целью была Восточная Прибалтика, населенная балтами и эстами. По наиболее известному немцам племени ливов всю эту территорию они называли Ливонией. В 1198 г. состоялся первый крестовый поход против ливов. Посланный туда Папой Римским каноник Альберт в 1200 г. захватил устье Двины и основал крепость Ригу (1201), став первым рижским епископом. По его инициативе в 1202г. был создан духовно-рыцарский Орден меченосцев, подчиненный рижскому епископу. Перед Орденом стояла задача христианизации народов Прибалтики, т.е., по сути, захват Прибалтики немецкими феодалами.

На территории Прибалтики вслед за Ригой стали возникать другие немецкие города, населенные пришлым немецким бюргерством. Наступление меченосцев шло дальше. В 1215-16 гг. была захвачена территория современной Эстонии. Но здесь крестоносцы столкнулись с датчанами. Дания претендовала на Эстонию с начала 12 в., и титул герцога Эстонии входил в состав датского королевского титула. В 1219 г. Дании удалось временно захватить Северную Эстонию, однако в 1224 г. она была покорена крестоносцами.

Пытаясь укрепиться в Прибалтике, крестоносцы сталкивались не только с датчанами и местными племенами, но и с новгородцами. В целом борьба шла с переменный успехом. Упорное сопротивление оказывали меченосцам и земгальские, а также литовские отряды. В 30-е гг. 13 в. они нанесли ряд поражений Ордену и особенно крупное под Шавлями (Шяуляем) в 1236 г.

В 1237 г. Орден меченосцев, переименованный в Ливонский орден, стал отделением более крупного духовно-рыцарского ордена – Тевтонского.  Объединение 2-х Орденов и их тесные связи с датскими феодалами, вмешательство в события шведов значительно осложнило обстановку в Прибалтике. Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, подвергшейся нашествию монголо-татар. В июле 1240 г. шведский флот вошел в устье Невы. Шведы стремились захватить г. Старую Ладогу, а затем и Новгород, однако потерпели поражение от войск Александра Ярославича. В 1240 г. рыцари-крестоносцы заняли псковскую крепость Изборск, а затем укрепились в самом Пскове. На следующий год Орден вторгся в новгородские земли. В ответ в 1241 г. Александр Невский захватил Копорье, а зимой 1242 г. освободил от крестоносцев Псков. Затем русские войска вместе с новгородским ополчением двинулись к Чудскому озеру, где 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение (Ледовое побоище). Крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Успех русских войск предотвратил дальнейшее наступление рыцарей. Одновременно курши и жемайты восстали против Ордена, успешно продолжил борьбу с ним и литовский князь Миндовг. В итоге немецкие рыцари были вынуждены отправить посольство в Новгород, и, отказавшись от своих завоеваний, заключить мирный договор. Однако, начиная с 13 в. вплоть до Ливонской войны территория Прибалтики находились под властью Ливонского ордена.

Крестьянская война в Германии (1525 г.) привела к усилению борьбы латышского и эстонского крестьянства, многие бежали в Россию. Эстонские и латышские крестьяне находились в крепостной зависимости, отбывали тяжелую барщину в пользу немецких феодалов. В городах латыши и эстонцы занимали неравноправное положение: их, например, не допускали к выборным городским должностям. Не миновала Ливонию и Реформация, в результате которой к середине 16 в. большинство горожан и феодальная верхушка приняло лютеранство, владения католической церкви были конфискованы.

Во второй половине 50-х гг. основным в русской внешней политике стало западное направление. Правительство стремилось к присоединению Прибалтики, к получению выхода в Балтийское море. В январе 1558 г. началась Ливонская война. Главным итогом военных действий 1558-1560 гг. стало уничтожение Ливонского ордена. Однако на «ливонское наследство» претендовала не только Речь Посполитая: Швеция и Дания также стремились захватить эти территории. Вместо одного Ливонского ордена у России оказалось три сильных противника. Это обстоятельство в значительной степени определило ход Ливонской войны в последующие годы. В 1582 г. в Яме-Запольском было заключено перемирие с Речью Посполитой, в 1583 г. в Плюссе - со Швецией. По их условиям Россия утратила все свои приобретения в Ливонии и Белоруссии, хотя Великие Луки и некоторые другие города, захваченные Баторием (король польский с 1576 г.), вернулись к ней. К Швеции перешла большая часть побережья Финского залива, Ивангород, Ям, Копорье, Корела с уездами. В конечном итоге «ливонское наследство» было поделено между Швецией (северная Эстония, о. Хийумаа), Речью Посполитой (южная Эстония) и Данией (о. Сааремаа). Современная территория Латвии была поделена между Швецией и Речью Посполитой.

В течение всего 17 в. Швеция постепенно усиливала свои позиции в Прибалтике. После Вестфальского мира (1648 г.) Швеция стала обладателем всего балтийского побережья. К концу 17 в. Швеция прочно укрепилась на Балтике, сделав Балтийское море внутренним морем Швеции. В середине 17 веке происходит усиление крепостнических тенденций в этих странах, вводятся “Полицейские правила”, что приближает положение крестьян практически к уровню рабов. Подобное усиление эксплуатации прибалтов в сочетании с ослаблением торговли этого региона с Россией (вследствие повышения таможенной пошлины, введенной Швецией) значительно тормозило развитие городов и экономики в целом. Наряду с экономическим гнетом был отмечен гнет и национальный, ведь правящая элита региона была на 100% представлена инородцами (немцами и шведами), что вело к деградации национальной культуры, был закрыт доступ в школы и гимназии. Это привело практически к 100% неграмотности населения. Так продолжалось вплоть до Северной войны.  

В начале 18 в., когда Балтийское направление стало приоритетным во внешней политике России, Швеция стала главным противником Российской империи в процессе укрепления российских позиций в Прибалтике.  Россия в союзе с Саксонией, Речью Посполитой и Данией объявила в 1700 г. войну Швеции.  В 1721 г. в городе Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией. За Россией закреплялось побережье Балтийского моря от Выборга до Риги: часть Карелии и Ингрия (по течению Невы), Эстляндия, Лифляндия, а также Моондзундские (Сааремские) о-ва. В состав России вошли вошли Рига, Ревель, Дерпт, Нарва, Выборг, Кексгольм. После первого раздела Польши в 1772 г. в состав России вошла юго-восточная Латвия, а в результате третьего (1795 г.) Россия получила юго-западную Латвию (Курляндию). Таким образом, Прибалтика (современная Эстония и Латвия) вошла в состав Российской империи.

Петр I сохранил в Прибалтике за немецким дворянством и бюргерством старинные привилегии и систему сословного управления, сложившуюся еще в период шведского господства в XVI — XVII вв. Впоследствии все прибалтийские губернии возглавляли генерал-губернаторы, при которых находились по два регирунгсрата (советника) из местных дворян. Огромную роль в местном управлении играли территориальные учреждения местного немецкого дворянства: дворянские собрания — ландтаги, избиравшие на каждое трехлетие, постоянные органы — Дворянский конвент в Лифляндии и Дворянский комитет в Эстляндии. Городское самоуправление осуществляли магистры и ратуши, избираемые верхушкой гильдейского купечества и цеховых ремесленников; ими же выбирались различные сословные суды. В течение всего XVIII в. система управления прибалтийскими губерниями совершенствовалась. В целом вхождение прибалтийских земель в состав России имело и положительное значение, так как были ликвидированы преграды для установления тесных экономических связей с Россией, развивались крупнейшие портовые города (Рига, Таллинн). Присоединение Прибалтики к России положило конец борьбе северных держав за нее. Тесные связи Эстляндии и Лифляндии с российским и европейским рынком ускорил развитие промышленности

В 1765 году из-за обострения обстановки крепостное право в Прибалтике было смягчено (уравнение в правах с русскими крепостными). А в 1780 году Прибалтику поделили на 2 губернии, которые подчинялись наместнику из Центра. Была проведена перепись населения и введена подушная подать, что привело к крупным выступлениям прибалтийских крестьян в 70-80- годах, которые были жестоко подавлены.  В первой половине XIX в. прибалтийские губернии были объединены в Прибалтийское генерал-губернаторство. Местопребыванием генерал-губернатора стал г. Рига. "Свод местных узаконении губерний Эстзейских", утвержденный в 1845 г., сохранил особенности местных административных и судебных учреждений.

Буржуазные реформы администрации и суда 60-70-х годов не были сразу распространены на Прибалтику из-за сопротивления прибалтийских баронов, отстаивавших свои привилегии и сословную "автономию". В 1866 г. здесь была проведена волостная реформа. В 1877 г. на Прибалтику с некоторыми ограничениями была распространена буржуазная городская реформа 1870 г. Долгое время наряду с городскими думами и управами существовали старые сословные магистраты. В 1888 г. старая сословная система полицейских органов в Прибалтике была заменена общеимперской. В 80-х годах на Прибалтику распространяется с рядом ограничений буржуазная судебная система. Эта система управления и суда без существенных изменений просуществовала до свержения самодержавия в 1917г.

Царские власти проводили в отношении прибалтийских народов весьма осторожную политику, подчас даже на притеснение в крае русских. И все же в последней четверти XIX века Александр III, решил распространить политику русификации на Прибалтику и заменить здесь немецкое влияние на русское. В 1885 г. царские власти перевели делопроизводство во всех присутственных местах на русский язык. Спустя два года все начальные училища были переведены в ведение Министерства народного просвещения, что означало усиление контроля за содержанием всех изучаемых дисциплин. В 1887-1893 гг. было введено обязательное преподавание всех дисциплин в государственных и частных учебных заведениях на русском языке. Тогда же был ликвидирован особый статус Дерптского университета, а в 1893 г. городу Дерпт вернули старое русское название Юрьев.

В начале XX в. маятник национальной политики в Прибалтике качнулся в другую сторону. В Риге вновь была открыта дворянская немецкая гимназия. Правительство уже не препятствовало открытию частных гимназий с преподаванием на немецком языке. С другой стороны, было восстановлено преподавание на латышском и эстонском языках. Комитет министров признал, что нельзя из школ делать орудия искусственного проведения обрусительных начал.

 Особой степенью доверия к местному населению следует признать решение приступить в годы первой мировой войны к формированию специальных воинских частей из латышей и эстонцев.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53464. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ 30.23 KB
  Использование интерактивной доски один из самых перспективных и востребованных. Также с помощью различных программ учитель может создать компьютерную модель урока с которой затем можно работать с помощью интерактивной доски. Из практики обучения я могу предложить следующие формы работы с интерактивной доской PenBord: Активные презентации.
53465. Разработка конспекта обобщающего урока математики в 4 классе по теме Дроби 91.5 KB
  Познавательная деятельность учащихся через использование мультимедийных технологий. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности внимания речи мышления учащихся. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых строго отобранных соответствующим образом организованных знаний но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся. задействованы все каналы восприятия учащихся ...
53467. Использование приемов технологии РКМЧП на уроках истории 1012 KB
  На этом этапе не допускается критика ваших сочинений мы просто попытаемся определить что вы уже знаете в конце урока вы сами определите какие ошибки были вами допущены. Обычно в начале урока предлагаю обучающимся выделить из предложенных мной утверждений верные и неверные.
53468. Использование проектной игры на уроках ИЯ 28 KB
  Методы есть совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности учителя и учащихся а также учащихся друг с другом в процессе которой последними достигается определенный уровень владения ИЯ и оказывается существенное развивающее воздействие на личность обучаемого на его способности и готовность пользоваться изучаемым языком как средством социального взаимодействия и взаимопонимания с представителями иной культуры средства познания последней. Учащиеся самно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения...
53469. Использование ролевых игр на уроках иностранного языка 33.5 KB
  Иногда ролевая игра носит характер уподобления т. Объектом данного исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Ролевая игра это речевая игровая и учебная деятельность одновременно. Таким образом можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.
53470. Подарок ко Дню 8 Марта 48.5 KB
  И сегодня мы будем с вами делать цветок на 8 Марта. Но цветок будет необычный а с помощью гофрирования. Сейчас мы с вами попробуем с помощью гофрирования сделать вот такой цветок. Один отложим в сторону а на другом будет наш цветок.
53471. Простудные заболевания 37.5 KB
  Познавательные: Сформировать понятия: симптом, патогенные микроорганизмы (вирусы; микробы: бактерии, грибы), респираторный. Воспитательные: Формирование сознательного, ответственного отношения к своему здоровью.
53472. Рання статева близькість - за і проти». Захворювання статевих органів. Венеричні захворювання, їх профілактика 86 KB
  1 група ЗА 1 учень 1314 років це період статевого дозрівання період коли організм виробляє велику кількість статевих гормонів коли виникає тяга до протилежної статі. 2 учень Іноді статева близькість відбувається в результаті того що дівчина боїться втратити коханої людини. 3 учень Відповідно до статистики більшість підлітків вступають у статевий зв'язок у 1415 років. 4 учень Ви знаєте що в Донбасі жахливе навколишнє середовище.