95430

Политизация еврейского вопроса в России во второй половине XIX века. Внутренние и внешние факторы

Доклад

История и СИД

Задачей политизации еврейского вопроса в России было дискредитация российского правительства посредством создания неприглядного образа в международном и внутреннем общественном мнении. В этот период времени темпы экономического роста России превосходили соответствующие во Франции а подчас и в США.

Русский

2015-09-23

62.5 KB

0 чел.

Политизация еврейского вопроса в России во второй половине XIX века. Внутренние и внешние факторы.

Задачей политизации еврейского вопроса в России было дискредитация российского правительства посредством создания неприглядного образа в международном и внутреннем общественном мнении. Доказательством того, что соответствующего характера пропаганда была направлена именно против правительства, а не против народа, являются обвинения против последнего в провоцировании очередного погрома.

Внешне факторы. В этот период времени темпы экономического роста России превосходили соответствующие во Франции, а подчас и в США. Политические элиты западных стран постепенно приходят к выводу о необходимости «замедлить» развитие России, грозившее превратить ее в мощнейшую мировую державу. Эта задача решалась посредством создания негативного общественного мнения по отношению к российскому правительству. Главным инструментом являлась политизация еврейского вопроса. Эта внутрироссийская проблема была избрана, поскольку в России на тот момент времени проживало до половины мирового 15 миллионного еврейства, а также потому, что в этот период времени бурно развивалось сионистское движение, идеологическое и политическое объединение за возвращение евреев на историческую родину, зародившееся в 1897 году с всемирного сионистского конгресса.

Поскольку США являлись центром сионистского движения, находившегося в тот период на подъеме, в 1911 первые выдвигают России, фактически, ультиматум: необходимо обеспечить беспрепятственный въезд и выезд евреям, бывшим гражданам Российской Империи и обеспечить им все права, положенные иностранцам. Многие из этих бывших граждан были профессиональными революционерами. После отказа США разрывают российско-американский торговый договор от 1832 года.

Поначалу царизм выступал за идеи сионизма и выражал готовность профинансировать программу переселения евреев. Сразу образуются еврейские партии, которые начинают проповедовать отчуждение евреев в рамках России, в результате чего позиция царизма по отношению к идее кардинально меняется. Тем более, что еврейство, обладая экономической мощью – его буржуазия была организационно оформлена, создала монополиями в ряде отраслей, стремится к политической власти. Еврейский капитал солидаризируется с сионистами и не только. Евреи контролировали почти всю хлебную торговлю России, в результате, когда в феврале 1917 года поставки хлеба в Петроград прекратились (в чем обвинили царское правительство), участие в этом евреев несомненно.

Одновременно создание антисемитского образа России выгодно Германии и Австро-Венгрии, хотя именно эти страны являлись родиной антисемитизма. Так, в 1882 году в Дрездене проходит первый международный антисемитский конгресс, а в Австоро-Венгрии евреям запрещается въезд в Карлсбад на период курортного сезона. Антисемитский образ России важен для Германии и Австро-Венгрии потому, что в непосредственной близости границ трех империй проживало 75% мирового еврейства – именно здесь располагался потенциальный театр военных действий. Германский след проявился в ходе дела Бейлиса. В частности, имевшие определенные контакты с германским правительством большевики, уничтожили всех, имевших отношение к делу сразу после своего прихода к власти.

В ходе Первой мировой войны еврейский вопрос поднимался Германией с целью расшатать внутриполитическую ситуацию в России, а иногда и союзниками с той же целью, поскольку в случае победы в войне, Россия несомненно значительно расширит зону своего влияния в мире.

Внутренние факторы. Одни из первых еврейский вопрос попытались политизировать народовольцы: при убийстве Александра II первые рассчитывали на ту или иную форму дестабилизации в обществе – дестабилизация выразилась в антисемитизма, после чего Народная воля пытается этим движением воспользоваться, разжигая его. Дискредитация царского правительства и, вместе с ним, всего режима была на руку либерально-демократическим и, в особенности, революционным кругам. Данные политические силы подчеркивали, что еврейский опрос в России не может быть решен без свержения самодержавия, за которое первые активно выступали. Любые события, в которых страдали евреи, вменялись в вину правительству. После кишиневского погрома пресса писала о том, что он был спровоцирован правительством, что далеко от истины – до сих пор не обнаружено никаких документов, это подтверждающих. В погроме не участвовали даже русские, поскольку население Кишинева на 47% состояло из молдаван, на 48% - из евреев и на 5% из украинцев. В 1903 году там происходили, фактически, столкновения на религиозной почве. Необходимо отметить, что убийство П. А. Столыпина произошло в Киеве, традиционном центре антиеврейских настроений, а сам Богров был крещеным евреем. Явно ожидалась волна антиеврейских погромов. Для того чтобы предотвратить это, в течение одной недели было проведено судебное разбирательство.

В результате создания антисемитского образа царизма под ударом оказались поддерживающие его черносотенцы, хотя приписывание последним погромов и политических убийств неоправданно. Так, черносотенцы убили трех депутатов I Государственной Думы, на что, впрочем, были спровоцированы высказыванием последних, одобряющим сожжение дворянских усадеб. Опасность черносотенного движения для политических оппонентов (либерал-демократов и левых радикалов) состояла в его многочисленности – в программах правых были тезисы, направленные на укрепление положения русской нации в Империи. На это указывало, например, предложение П. А. Столыпина о введении выборов по национальному признаку, закреплении некоторых государственных должностей за русскими.

В целом, еврейский вопрос отсутствовал объективно, так как евреи обладали льготными условиями жизни: среди них отсутствовало крепостное право, рекрутская повинность, замененная денежных взносом, паспорта были у всех евреев. В начале XX века, фактически, удовлетворяются все их требования: в 1905 году введен указ о веротерпимости, согласно которому появлялось возможность официального выхода из православия, в этом же году провозглашается право национальной агитации, согласно указу о выборах в Государственную Думу того же года голосовать могли все, вне зависимости от национальной принадлежности. В Государственной Думе разных созывов были фракции, образованные по национальному признаку, например, польское коло, мусульманская фракция, украинская, белорусская громады, однако отсутствовало объединение депутатов-евреев. Отсюда следует, что у еврейской политической элиты отсутствовало желание решать еврейский вопрос. Об этом же свидетельствует и тот факт, что лидеры еврейской диаспоры в России не осудили убийство Богровым П. Столыпина.

Требования еврейской элиты постоянно росли: до национальной персональной автономии для евреев, образование полностью за казенный счет, невмешательство государственной власти в дела еврейской диаспоры, отмена черты оседлости, которой был недоволен еврейский торговый капитал. Понятно, что сразу все эти требования было весьма сложно реализовать, но за промедление на правительство сыпались упреки в антисемитизме. Таким образом, еврейский вопрос на рубеже XIXXX веков был искусственно инспирирован как внутренними, так и внешними силами.

08Политизация еврейского вопроса в России во второй половине XIX в.: внутренний и внешние факторы.

Внутренние факторы: рост эк мощи евреев, стремление к политическим рычагам власти.

Внешние факторы: рост антисемитского и сионистского движений.

С 70-х гг. XIX и до начала XX в. российское еврейство крепло, множилось и расцветало. Высокие темпы прироста, в 2,5 раза быстрее русских. В погромах погибло меньше евреев, чем людей других национальностей. Каждый седьмой студент – еврей, что в 5 раз превышало их долю в населении. В черту оседлости включены огромные территории, да и саму черту легко обойти. Сильный капитал в промышленности.

Династии первых еврейских миллионеров в России: Гинцбурги, Поляковы, Бродские, Зайцевы, Балаховские, Ашкенази.

Отрасли российской промышленности, где еврейский капитал занимал ведущие позиции: сахарная, текстильная, мукомольное производство, пивоварение, кожевенное производство, древообделочная промышленность, щетинное производство, обработка волокнистых веществ (шерсти и хлопчатой бумаги).

В хлебной и лесной торговле еврейские предприниматели являлись по сути дела монополистами. Доля евреев в торговом классе России на рубеже XIX-XX вв. - более трети (35%)

Еврейский капитал доминировал на железнодорожном и речном транспорте в Российском государстве. За исключение первых двух железных дорог (Царско-Сельской и Николаевской0, большинство ж/д в России строились крупными концессионерами, среди которых евреи занимали видное место. Одним из первых концессионеров было «Главное Общество по постройке Российских железных дорог», учреждённое 1857 братьями Пэрейра (французские евреи) при участии банков Шпиглица в С-П, Френкля в Варшаве. Это общество получило концессию на строительство в России ж/д сети в 4 тыс. вёрст.

Иван Блиох – инициатор и крупный акционер ряда ж/д (С-П-Варшава, Либаво-Роменская, Киево-Брестская, Иван-город-Домбровская, Лодзинская, Тариспольская).

В 70-е гг. в области ж/д строительства выдвинулись братья Поляковы. Самуил построил 6 ж/д линий, в т.ч. Козлов-Воронеж-Ростов, Курск-Харьков-Азов.

Судоходство по рекам, протекавшим в черте оседлости – Неману, Висле, Западной Двине, Днепру – в руках евреев.

1883 – «Второе Общество Судоходства по Днепру и его притокам», учредил Марголин, преимущественно еврейский капитал. К 1911 – 70,7% общего грузооборота на Днепре.

1876 – бароны Гинцбурги учредили Общество Судоходства по реке Шексне (приток Волги).

70-е гг. – Григорий Поляк основал в нижнем Новгороде пассажирско-грузовое пароходство по Волге, в 80-е впервые строит флотилию наливных судов для сбыта нефтяных продуктов из Каспийского моря вверх о Волге.

Лишь Московский Купеческий и Волжско-Камский частные банки на территории России осуществлявшие свою деятельность вне сферы контроля со стороны еврейского капитала.

на рубеже XIX-XX вв. Массовая эмиграция – после погромов 1881, 1882. Стимулы – преследования со стороны правительства, тяжёлые эк условия (уезжали в основном бедняки). Основной поток еврейской эмиграции из России направлялся в США. США – свободная страна, в которой можно начать новую жизнь и заняться продуктивным трудом.

1896 - Николай II одобрил правительственный указ о введении винной монополии. В результате более 100 тыс. евреев лишились заработка.

Рубеж XIX-XX.

Еврейское население России 1897 - 5,215 млн душ, 4% населения страны, 94% - в черте оседлости. 1915 - 5,450 млн. Какую часть Русские евреи составляли более половины мирового еврейства.

1876 Натансон устроил первый публичный митинг у Казанского собора с первой знаменитой речью Плеханова и первым развёрнутым красным знаменем (подняла еврейская революционерка Фелиция Шефтель), но котором было написано «Земля и воля».

Вклад еврейских революционеров в деятельность народнических организаций «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел». Марк Натансон орг З и В. В Н В уч Дейч, Гельфман (типография партии, распространение газет, хранение партийной лит-ры, бомб), Гринберг (участница подготовки покушения на Ал 2, в 82 - хозяйка подпольной динамитной мастерской). Ч П - Дейч, Аксельрод - редакторы партийных газет и журналов, акт деятель Иосиф Гецов.

Видную роль в кружках 60-х гг., из которых выросли «Народная воля», «Чёрный передел» играл еврей Утин. К концу 70-х евреи - в радикально-революционном движении, большинство евреев-революционеров - в массовых рядах, но были и те, кто занимал руководящее положение (Дейч, Натансон, Аксельрод, Зунделевич). Марк Натансон-Бобров - один из учредителей «Земли и воли», в терроре народовольцев участвовало 10-12 евреев.

Инициаторами создания группы «Освобождение труда» наряду с Плехановым были П.Аксельрод, Л.Дейч, Игнатов, Стефанович

«зажигательная смесь» Евреи по б ч высокообраз люди – только?, отчаянно желавшие бороться за свои права после многолетних унижений и притеснений; склонность евр нас к фор-ванию идеол групп, вступлению в партии, организации, всяческому сближению с единомышленниками.

В 1897 возникла первая политическая партия в русском еврействе - Бунд, Всеобщий Еврейский Рабочий Союз в России, Польше и Литве. Учредительный съезд - в Вильно. Цель - быть еврейским отрядом революционного и социалистического движения. Бунд, органически связанный с еврейским рабочим и народной интеллигенцией, явился национализирующим фактором еврейской жизни.

Бунд требовал для себя исключительных прав в российском социалистическом движении. Социально-демократические организации создавались по территориальному признаку, Бунд же - собственная партия евреев. Бунд: пролетариат каждой нации должен иметь свою партию. Стать авангардом рабочей армии в России. Статус целого, а не группы, хотели войти в РСДРП на правах полной автономии в вопросах, касающихся евр пролетариата, затем - на правах федерации с собственной программой.

1901 - «Независимая еврейская рабочая партия», партия еврейского пролетариата, созданная в России под контролем начальника Московского охранного отделения Зубатова, во главе - Мария Вильбушевич. Опасный конкурент Бунда.

Суть требований еврейского полноправия в России: равноправие плюс «национально-персональная автономия». Сущность «национально-персональной автономии: на общегосударственный счёт должны были содержаться чисто еврейские культурно-бытовые учреждения и организации (газеты, театры, учебные заведения и т.п.) в любом населённом пункте, где поселится некоторое количество евреев. Во внутреннюю жизнь общины неевреи не имели права вмешиваться и влиять, хотя бы они и составляли большинство данного населённого пункта.

Витте Герцлю: «Составляя менее 5% населения России, евреи рекрутируют из себя 50% революционеров».

Сионистские партии, созданные в России на рубеже XIX-XX вв.

1)Первая в мире социал-сионистская партия "Бунд" ("Союз").

2)Сионистско-Социалистическая Рабочая партия.

3)Поалей Цион ("Трудящиеся Сиона") - социалистическая сионистская партия, основанная в России в конце XIX века (1899 г.)

4)Цеирей-Цион (сеймовцы) сионистское рабочее движение, созданное в 1903 г. в России, Галиции и Румынии.

5)Территориалисты.

Пока сионизм за создание независимого еврейского государства в Палестине, куда уедет часть евреев, царское правительство - за. Но сионисты стали  пропагандировать еврейское национальное единство в самой России, сионисты подключились к борьбе за полноправие и радикализировались. Правительству же враждебные патриотическим чувствам группы были не нужны.

Политизация еврейского вопроса на международной арене.

1882 - первый интернациональный антиеврейский конгресс в Дрездене. Антисемитизм - вражда, ненависть, непримиримое отношение к евреям как к национальности, независимо от их воззрений и поступков. В настоящее время слово обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, но не к другим народам семитской группы.

1897 - 1-й Всемирного сионистского конгресса в Базеле (Швейцария), одновременно с учредительным съездам Бунда. Инициатор - Теодор Герцль. Сионизм (от горы Сион в Иерусалиме, одно из библейских названий Иерусалима) - еврейское национальное движение, установившее своей целью объединение еврейского народа на его исторической родине - в Земле Израильской, на территории между рекой Иордан и побережьем Средиземного моря. На исторической родине еврейского народа необходимо было создать «национальный дом» (позже - государство), куда евреи со всего мира могли бы репатриироваться. Государственным языком Израиля должен был стать иврит. Арабоязычное население, которое в то время проживало в Палестине, должно было, получив все гражданские, политические права, стать национальным меньшинством.

1894-1906 - процесс по делу о шпионаже, в котором обвинялся капитан Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, по происхождению еврей. Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века. 13 января 1898 г., в газете «Aurore» появилось письмо знаменитого писателя Эмиля Золя к президенту республики, в котором очень решительно утверждалось, что генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Д., чтобы выгородить виновного. Письмо Золя произвело во Франции и в Европе потрясающее впечатление. С этого момента дело Д. захватывает общественное внимание. Вторичный разбор дела военным судом происходил осенью 1899. Д. был вновь признан виновным, но при смягчающих вину обстоятельствах, и приговорен к 10 годам заключения. В марте 1904 г. кассационный суд постановил произвести дополнительное следствие, и в 1906 г. новый процесс признал Дрейфуса полностью невиновным; все обвинения с него были сняты, и он был восстановлен в армии и награждён орденом Почётного Легиона.

в конце XIX - начале XX вв. - еврейские погромы в: Россия (Кишинёв, Гомель), 1899 - Марокко, 1900 - Австрия, 1902 - США.

Ограничение прав евреев в России стало первопричиной обострения российско-американских отношений на рубеже XIX-XX вв.

Благодаря усилиям выходцев из России, еврейские народные массы превратились в активный фактор общественной жизни Америки. Рузвельт: русско-американский торговый договор пострадает, если в России будут приниматься вероисповедальные ограничения к приезжающим из Америки деловым людям. На деле касалось евреев, эмигрировавших и получивших гражданство США, теперь возвращавшихся - часто и для революционной работы.

Интерес внешнеполитического ведомства США к антисемитской политике царизма в 80-е гг. объяснялся стремлением смягчить российское законодательство в отношении американских граждан-евреев и оградить их от дискриминации. Американская общественность воспринимала еврейский вопрос в России гораздо шире, чем госдепартамент, и заняла более активную позицию. Американцев интересовало не только отношение царского правительства к их соотечественникам еврейской национальности, но и положение российских евреев. Во время встречи с главой внешнеполитического ведомства России Н. К. Гирсом в декабре 1891 г. американский посланник Ч. Э. Смит передал меморандум президента США о еврейской эмиграции из России в Америку. В нем сообщалось, что в США ежемесячно приезжает около 5,000 евреев из России. В последнее время эта цифра увеличилась из-за новых ограничительных мер царского правительства. Антисемитская политика самодержавия стала затрагивать внутренние интересы США вследствие растущих из года в год расходов по приему иммигрантов. С этой точки зрения еврейский вопрос в России перестал быть внутренней проблемой царских властей и превратился в проблему международных отношений и соблюдения взаимных обязательств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52212. Animals and the countries where they live 39.5 KB
  Visul mterils nimls ; posters; textbook; workbook; flsh crds; pictures of nimls; toys of nimls soft nd mde of rubber; project works of pupils. Guess wht niml is it 2 Pronuncition drill Mteril: song The nimls wlk two by two . The nimls wlk two by two Hoory Hoory The nimls wlk two by two Hoory Hoory The nimls wlk two by two The lions the tigers the elephnts too.
52213. Animals and habitats 39 KB
  Visul mterils nimls ; posters; textbook; workbook; flsh crds; pictures of nimls; word crds for the new words; toys of nimls soft nd mde of rubber; crossword nimls . Let's nme s mny nimls s you cn. 2 Pronuncition drill Mteril: song The nimls wlk two by two .
52214. Анімаційні ефекти на слайдах. Інтерактивні презентації (реалізація переходів між слайдами за допомогою гіперпосилань та системи навігації) 207 KB
  Інтерактивні презентації реалізація переходів між слайдами за допомогою гіперпосилань та системи навігації урок комбінований Мета: Навчальна: Познайомити учнів з поняттям анімації; Сформувати вміння настроїти показ презентації та інтерактивний перехід між слайдами та презентаціями. Очікувані результати Закріпити знання про: завантаження програми для створення презентацій; створювання додавання слайди; збереження презентації. Після уроку учні зможуть: створювати інтерактивний інтерфейс презентації; пожвавити демонстрацію презентації...
52216. Анімаційні ефекти при створенні презентації. 66 KB
  Пр Створювання та показ електронної презентації Мета: навчитися додавати ефекти анімації до презентації та до елементів слайду; налаштовувати параметри ефектів; розвинути вміння застосовувати отримані знання на практиці; виховувати в учнів культуру користування інформаційними та комп’ютер ними технологіями; сприяти формуванню творчої особистості Хід уроку: І. Назва програми в якій створюються презентації англ. Отже на сьогоднішньому уроці ми навчимося додавати анімацію до презентації для того щоб її було цікавіше переглядати.