95431

Духовное противостояние православных и иудеев X-XVIII веках

Доклад

История и СИД

Первое столкновение русских людей с иудаизмом произошло в VIII веке в степях юго-восточной части европейской России, где находился Хазарский каганат, верхушка которого была иудейской. На стыке VIII-IX вв. князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 г. Олег добился того же для радимичей.

Русский

2015-09-23

64.5 KB

1 чел.

05Духовное противостояние православных и иудеев X-XVIII вв.

Древняя Русь.

Первое столкновение русских людей с иудаизмом произошло в VIII веке в степях юго-восточной части европейской России, где находился Хазарский каганат, верхушка которого была иудейской. На стыке VIII-IX вв. князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 г. Олег добился того же для радимичей. 965-969 – Святослав разгромил столицу Хазарии Итиль. В эпоху расцвета культуры и мощи Киевской Руси и оживления торговли с Византией и Западом, в Киеве появляются евреи – из Византии и греческих колоний Таврического п-ова.

В западной историографии трактуются как первые еврейские погромы в русских землях. 1069 –погром в Киеве. Но были погромы и у богачей неевреев, отсюда можно сделать вывод, что причины не этнического, а экономического характера.

1113 г. - согласно Ипатьевской летописи, киевляне разграбили двор тысяцкого Путяты, затем пошли на евреев и разграбили их. Евреи пострадали именно как приверженцы нелюбимого князя.

1113 г. – Владимир Мономах принял решение о высылке евреев с территории Древнерусского государства.

Андрей Боголюбский был убит при участии новообращённых христиан из числа иудеев, допущенных в дружину, главные убийцы – евреи Анбал и Офрем.

Россия.

1264 – «Калишский Статут» - основа существования евреев в рамках Речи Посполитой (XIII-XVIII вв.). Болеслав Набожный даровал евреям в общинах Познани и Калиша привилегии, позднее ставшие обязательными для всего государства. Евреи – сервы короля, обязаны платить в казну налоги; король обязан их защищать и судить – или непосредственно или через специально уполномоченных на это лиц. Суд над евреями должен быть в синагоге. Споры евреев между собой были в юрисдикции еврейской общины. За убийство еврея – смертная казнь и конфискация имущества. Под страхом жестокой кары запрещалось возводить на евреев обвинение в ритуальном убийстве. Гарантировалась полная свобода торговли. Разрешалось давать деньги взаймы, как под обязательства, так и под залог личного имущества.

Представительство евреев перед королём и сеймом накануне распада Речи Посполитой обеспечивал «Маршал Коронных Евреев» - председатель Еврейского Сейма. Компетенция Сейма: дела фискальные (распределение еврейских податей), дела экономические (издавал правила в связи с выдачей кредитов между евреями, о формах векселей и их употреблении и т.п.), дела административные (инструкции о выборах в кагалы, определение сроков полномочий старых кагалов и т.п.), дела воспитания и образования (открытие и содержание духовных школ, печатание книг).

XIII-XV вв. в русских летописях исчезло какое-либо упоминание о евреях на Руси, так как пришедшие татары опустошили и разорили всю Киевскую Русь, в результате чего исчезла какая-либо возможность для торговой деятельности.

на рубеже XV-XVI вв. в русских землях распространились ереси иудейского толка. Ересь жидовствующих – смесь иудейства с христианским рационализмом, отвергали Апостольские и Святоотеческие писания, отрицали церковные установления, оскверняли православные святыни, учили соблюдать закон Моисеев, начало ереси 1471, когда в Новгород прибыл Сахария Таманский. Секта стригольников в Пскове. Как и жидовствующие, это наступление на Русь секты караимов, не верили в Божественность Иисуса Христа.

XVI.

Кто из ближайших родственников Ивана Грозного был активным сторонником иудейской ереси? Его тётка (жена дяди – Ивана Молодого Елена).

Иван IV на обращение польского короля Сигизмунда с просьбой о разрешении еврейским купцам приезжать в Россию ответил категорическим отказом.

1563 - когда Полоцк во время ливонской войны был занят русскими, все евреи Полоцка, отказавшиеся принять православие, были потоплены в реке. Это привело к массовому исходу евреев с территории Московского государства.

XVII.

Договор с поляками о воцарении королевича Владислава на московском престоле Семибоярщина во главе с Ф.И. Мстиславским выдвигала условия в отношении иудеев: «Не склонять никого в Римскую, ни в какую другую веры, и жидам не въезжать для торговли в Московское государство».

Религиозная нетерпимость первых Романовых на российском престоле в отношении иудеев. Алексей неоднократно изгонял евреев из Москвы и других городов. В Могилёве в 1654 он даже приказал не только выселить евреев, но и конфисковать все «жидовские дворы». Алексей – за смертную казнь за совращение евреями православных в иудаизм.

1667 г. - Андрусовское перемирие между Россией и Польшей.  После него в русских землях появилось оседлое еврейское население. Эти евреи в большинстве своём приняли христианство.

1678 – при Фёдоре в договоре с Польшей включён пункт, запрещавший евреям ездить на обе стороны со всякими товарами.

XVIII.

Пётр запретил въезд в Россию евреев: 1702 манифест о приглашении искусных иностранцев: лучше пусть приезжают мусульмане или язычники, чем евреи, они плуты и обманщики. 1721 – первые указы Верховного тайного совета о выселении евреев из сёл и деревень.

Противоречивость политики российских самодержцев в еврейском вопросе в период дворцовых переворотов 1725-1796.

Екатерина I продолжала линию на недопущение евреев в Россию. 1722 - началось дело Боруха Лейбы. Двое русских написали в Синод: при потворстве смоленского губернатора иудеи построили синагогу, насаждают иудаизм и попирают православие. Расследование тянулось 16 лет (так долго – из-за взяток): Б.Л. совращал в «жидовскую веру» русских людей и приказывал им совершать обрезание. В частности, он убедил сделать это отставного капитан-лейтенанта флота Александра Возницына. Возницын, которого возили в Польшу и окружили раввинами, стал «поносить имя Христа и Его учение». Б.Л. в 1738 был сожжён, согласно Уложению 1649, вместе с Возницыным.

Затем указ выслать из России всех жидов, им запрещалось вывозить добытые мошенничеством золотые и серебряные монеты.

Пётр II: значительные послабления иудеям в ущерб интересов русского народа. Иудеям разрешается въезд в Малороссию.

Анна: 1731 это право распространено на Смоленскую губернию, и 1734 на Слободскую Украину, также евреи дозволены к аренде у помещиков, к виноторговле.  Раскрыты махинации вернувшегося в помощью подкупа Боруха Лейбы, позиция ужесточилась. 1739 запрет аренды земли в Малороссии, 1740 высылка оттуда за рубеж около 60 евреев.

Елизавета: ещё последовательнее, три указа по еврейскому вопросу – о систематическом удалении евреев за пределы государства. Когда Елизавете был представлен доклад, что закрытие евреям доступа на ярмарки Малороссии и в Ригу разоряет торговых людей и приносит убыток казне, она сказала «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». После этого вопрос о допущении евреев не поднимался до тех пор, пока многочисленная группа евреев автоматически не очутилась на территории России в результате разделов Польши.

Все правовые ограничения евреев были связаны не с расой или национальностью, а исключительно с религией. Переход в православие сразу же снимал их.

Еврейский вопрос – выражение духовного конфликта между православным мировоззрением и идеологией евреев-талмудистов. Православные считали это противоречие религиозным, евреи-талмудисты вкладывали в него расовый смысл, идеи национального превосходства.

Хасидизм - («хасид» - благочестивый) Одна из самых изуверских антихристианских сект в иудаизме, распространился в 18 веке в Подолии, Волыни, Малороссии. Его основатель Израиль Бешт учил евреев, чтобы они никогда не забывали о своей роли «избранного народа», которому уготована особая судьбы – властвовать над человечеством. Чтобы слиться с божеством, устраивали тайные кровавые ритуалы, убивая христиан. В 1781 виленский раввинат объявил на хасидов «херем», в 1785 съезд раввинов в Могилёве объявил их вне закона.

Екатерина II.

Екатерина II: в начале – попытка отменить прежние ограничения на проживание иудеев в России.

1764 - в Россию легально прибыли первые иудеи-иммигранты на постоянное жительство, когда Екатерина после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов. Евреи были приписаны к купечеству и сделались жителями Новороссии за Днепром.

1769 - указ киевскому генерал-губернатору, Екатерина II официально разрешила евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии (а то народ был с предрассудками и мог не понять, имела она под иностранцами евреев или нет).

Численность еврейского населения, вошедшего в состав Российской империи по итогам трёх разделов Польши. При первом разделе – свыше 100 тыс., при последующих разделах и присоединении Новороссии – удвоилось. почти полумиллионное. почти 1 млн
В Р.П. - широкая автономия еврейских общин. В России – разрушение самоизоляции евреев.

1772 уравняла в правах с христианами, дала большие экономические права, 1783 подвергла выселению из деревень в города, 1786 Сенат отменил это.

Социальный статус евреев в пределах Российской империи по итогам трёх разделов Польши. Приписаны к мещанским и купеческим обществам тех местностей Юго-Западного и Северо-Западного края, в которых они проживали при переходе этих областей в России.

1785 - Городовое положение, рассматривало сословия, а не нации. Фактически подтвердило равенство евреев с другими гражданами России

1791 – указ Екатерины II о распространении территории поселения евреев на вновь образованные Екатеринославское наместничество и Таврическую область. Главная цель указа – подтвердить для евреев равные с остальным населением присоединённых земель права. Но в то же время указано: «Евреи не имеют никакого права записываться в купечество во внутренние российские города и порты». Указ, положивший начало созданию черты оседлости для еврейского населения. Однако в конце XVIII в. все русские подданные, принадлежавшие к податным сословиям, не имели права свободного передвижения и свободного поселения. Каждый был «приписан» к местному «обществу» и мог заниматься своим делом лишь в данной местности.

Еврейские купцы имели льготы в черте оседлости по сравнению с купцами православной веры в других районах России. Русские купцы и мещане жили непременно в городах, а еврейское население могло проживать в уездных селениях, занимаясь, в частности, винными промыслами. В их руках сосредоточилась сельская торговля, они брали в аренду различные статьи помещичьих доходов, продажу водки в шинках. Купцы Белоруссии с 1782 могли переходить из города в город.

1791 – указ, уравнивавший евреев в правах с купцами, ремесленниками и мещанами тез городов и местечек, где они проживали при переходе этих территорий в состав России.

1794 - Екатерина II решила распространить на еврейское население двойную подать по сравнению с той, которую платили христиане. Цель, однако, - побудить евреев к переселению в Новороссию, потому что введенное там освобождение от податей ранее не привлекало на большой переезд. (Но о численности населения знал только кагал, так что хрен его обложишь…).

41. Духовное противостояние православных и иудеев в русской истории XXVIII веков.

Можно с определенной долей уверенности утверждать, что такое противостояние началось с самого момента принятия христианства на Руси, поскольку для определенного антисемитизма в стране уже были причины. Купцы-рахдониты, по национальности евреи, активно торговали рабами, в числе которых было много славян. К моменту принятия христианства в 988 году в Киеве уже была весьма крупная еврейская колония, что связано с местоположением Киева на пути из варяг в греки. Необходимо отметить, что настроения имеют антииудейский, а не антиеврейский характер, что связано с особенностями самого иудаизма, позволяющего, к примеру, ростовщичество и поощряющего социальную замкнутость. В 1044 году в «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион критикует иудаизм, что, однако, вполне объяснимо: развернулись теологические споры после принятия христианства. О. Платонов отмечает, что согласно Правде Ярослава половые контакты с иудеями были наказуемы (автор не приводит ссылку). Иудеи быстро занимают нишу, связанную с занятием ростовщичеством. Происходит постоянное повышение процентных ставок. Княжеская власть получает «откат», чтобы не вмешивалась. В результате, в 1069 году иудейская колония в Киеве была разгромлена. Следующим конфликтом было убийство князя Андрея Боголюбского, в котором активное участие приняли выкресты из числа иудеев. В Киеве вновь образуется консорция евреев, при поддержке князя Ярополка занимающихся ростовщичеством, при этом устанавливая высокие процентные ставки. Результатом стало очередное восстание в 1113 году после смерти Ярополка в Киеве, в ходе которого громились наряду с некоторыми боярскими палатами и иудейские дворы. По просьбам киевской общественности на съезде князей в Любече в 1113 году принимается решение о выселение всех иудеев за пределы Руси, однако иудеи, видимо, никуда не уехали, и в 1124 году происходит поджог еврейского квартала в Киеве. После перемещения столицы во Владимир, часть иудейской диаспоры перемещается туда. После монголо-татарского нашествия и последовавшего за ним общего экономического упадка, часть иудеев покидает Русь и обосновывается в Польше, но часть занимается сбором ордынской дани, продолжает ростовщическую деятельность на местах, что ведет к новым восстаниям. В XV веке наблюдается движение иудеев на восток из Польши. Они занимаются весьма непопулярной деятельностью – приобретением откупов на сбор налогов. В 1495 иудеи на короткое время изгоняются из Литвы, но затем движение на восток продолжается. Иудеи не приобрели значительное влияние в Москве, хотя их въезд ничем не ограничивался. В XV веке появляются ереси, так или иначе связанные с иудаизмом: в Пскове – стригольники (название происходит от еврейского словосочетания «делать тайным», религиозная концепция в некоторой степени основывалась на иудаизме), осужденные собором в 1420 году, в Новгороде, а затем в Москве – ересь жидовствующих: приехавший в 1470 в Новгород из Киева еврей Схариа  обратил в свою веру, являвшуюся смесью иудаизма с христианским рационализмом, отвергавшая таинство Св. Троицы, божество Иисуса Христа, двух священников. Ревностное соблюдение христианских канонов привлекло внимание к еретикам великого князя Ивана III, который перевел священников в Москву ко двору. Там им удалось обратить в свою веру некоторых высокопоставленных лиц и даже поставить на пост митрополита своего единоверца Зосиму, однако в 1487 ересь была обнаружена и на соборе 1490 изобличена. В 1494 году Зосиму «ушли» в монастырь, а в 1504 году еретики частью сожжены, частью бежали в Литву. В 1504 году евреям было в очередной раз запрещено въезжать в Россию. Как результат, иерархами церкви была осознана необходимость соответствующего статусу обучения священников, была переведена полностью Библия на русский язык, в правящей верхушке появилось резко негативное отношение к иудаизму. Для того, чтобы в будущем избежать подобных явлений в 1551 году в ходе стоглавого собора принимаются статьи, направленные против ересей и еретиков, а Соборное уложение 1649 года вводит понятие преступления против церкви, караемое смертной казнью 9в том числе обращение православных в другую веру или в еретичество). Негативное отношение к иудеям выразилось и в том, что после взятия Полоцка Иван IV приказал утопить всех иудеев, отказавшихся принять христианство. В Смутное время из Польши в Россию переехало значительное количество евреев, хотя , например, Семибоярщина в договоре с приглашаемым на трон Владиславом требовала установить запрет на въезд иудеев в Россию. После Смуты было установлен запрет на въезд евреев в Москву. При Алексее Михайловиче отсутствовало и это ограничение. В это правление по статусу иудеи никак не выделялись (согласно Солженицыну, Оля отмечала, что иудеи изгонялись из Москвы). Отмечается наличие значительной иудейской колонии в Москве, находившейся под патронажем придворного врача. В начале XVII века евреи заняли господствующее положение на современной Украине. В руках евреев находился сбор различных пошлин, они имели монополию на винокурение, являлись посредниками в отношениях между крестьянами и помещиками, есть мнение, что иудеям сдавались в аренду православные храмы, и для отправления обряда было необходимо уплачивать определенную сумму. В результате в ходе войны под предводительством Б. Хмельницкого Левобережье Днепра было очищено от иудеев посредством уничтожения, в 1654 году осуществляется выселении иудеев из Могилева и конфискация их имущества. При Федоре Алексеевиче иудеям было запрещено торговать в Москве. Петр I в 1702 году ограничился декларированием запрета иудеям въезжать на территорию России, однако до реальных мер дело не дошло. В Малороссии гетманы несколько раз в начале XVIII века издают указы о выселении иудеев, однако они так и остаются указами. В 1727 году Екатерина I издает указ о выселении иудеев из Малороссии и городов, однако действия этот документ никакого не возымел. В 1728, при Петре  II, было иудеям было разрешено временно селиться в Малороссии, как людям «полезным для торговли края», временное пребывание постепенно превращается в постоянное. При Анне Иоанновне это право было распространено в 1731 на Смоленскую губернию, в 1734 – на Слободскую Украину  (северо-восточнее  Полтавы). Иудеям также было позволено арендовать у помещиков, торговать алкоголем, а в1736 они были допущены к поставкам водки из Польши, в том числе в казенные кабаки Великороссии. В 1739 году иудеям запрещается арендовать землю у помещиков в Малороссии, а в 1740 принимается решение о высылке оттуда около 600 евреев. В 1742 году Елизавета Петровна издает указ о высылке всех евреев из России, кроме тех, кто согласится принять православие. Сразу после воцарения Екатерины II ей поступило предложение об отмене елизаветинского указа, но опасаясь себя дискредитировать, она предпочла положить дело под сукно. Неофициально императрица поручила нескольким иудейским купцам осуществлять колонизацию Новороссии и при каждом удобном случае принимала там иудеев из соседних стран. После присоединения в 1772 году части Белоруссии было объявлено о свободе вероисповедания и о равенстве новых подданных (в том числе и иудеев), а также сохранения за ними польских привилегий, что привело к ослаблению кагальной системы. Иудеи были включены в общероссийскую сословную структуру: на них было распространено деление на мещан и купцов в зависимости от капитала. На евреев в соответствии с сословным делением распространялись привилегии. При этом исключительно евреи, являясь мещанами, могли проживать в сельской местности и торговать спиртными напитками. Правда, в 1783 году эта привилегия была отменена, поскольку правительство озаботилось спаиванием деревни. Иудеев стали выселять из сел в города. Поскольку польские помещики продолжали отдавать винокурение на откуп иудеям, правительство в 1786 году отменило указ о выселении, а некоторые административные функции возвращены кагалам. В 1782 году купцам на вновь присоединенных землях было разрешено свободно перемещаться из города в город, в результате чего вскоре в Москве образуется значительная иудейская диаспора, выдворенная в 1791 году. В этом же году издан указ, запрещавший иудеям записываться в купечество внутренних губерний, кроме Белоруссии. Мещанствовать им разрешалось дополнительно в Малороссии. Число иудеев в России значительно растет в результате последующих двух разделов Речи Посполитой.

Таким образом, отношения с евреями на основе религии строились до конце XVII века, хотя уже в это время появляются и экономические факторы. В годы царствования Екатерины Великой взаимодействие с евреями определяется преимущественно экономикой: конкуренцией русским купцам, хотя религиозная предпосылка остается в отношении к еврейской торговле спиртными напитками.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52995. Физкультминутки на уроках русского языка в 5 – 9 классах 164.5 KB
  Когда эти буквы будут обозначать 1 звук вы поднимете голову вверх хлопнете над головой 3 раза и опустите руки вниз. Встаньте ровно руки опущены. Когда вы услышите синонимы поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите слово которое пишется с двумя н поднимите руки вверх.
52996. Педагогічний контроль виконання домашніх завдань з фізичної культури 275 KB
  Пропаную добірку вправ, які можуть послужити змістовним наповненням домашніх завдань. Їх виконання не потребує специфічного обладнання та інвентарю, зате забезпечує ефективний розвиток сили, координації рухів, витримки та витривалості. Додаю також нормативи педагогічного контролю виконання домашніх завдань...
52997. Фізкультурно-оздоровчі заходи для учнів молодших класів у режимі навчального дня школи: малі форми активного відпочинку 123 KB
  До цих традиційних заходів додаються психокорекційні: психогімнастика кінесіологічні вправи та ін. Короткочасні фізичні вправи та ігри в процесі уроків і виконання домашнього завдання сприяють підтриманню активної уваги і підвищують працездатність на заняттях. Основні вимоги до вибору вправ до малих форм активного відпочинку: мають відповідати віковим особливостям учнів бути простими цікавими та доступними мати ігровий характер бути зручними для виконання на обмеженій площі емоційними й досить інтенсивними; мають бути знайомі...
52998. Сценарій фізкультурно-оздоровчого Свята «Відкриття шкільної спартакіади» 376 KB
  Ведучий 1: Ми запрошуємо вас в країну шкільної Спартакіади. Ведучий 2: Шановні учні школи. Ведучий 1: Символом Олімпійських ігор є п`ять олімпійських кілець. показовий виступ художньої гімнастики Ведучий 2: Школа До виносу Олімпійського прапора струнко Винос прапора.
52999. Рухливі ігри на уроках фізкультури та в режимі навчального дня 110 KB
  Світ ігор дуже різноманітний: рухливі сюжетні народні рольові спортивні імітаційні командні групові ігриестафети ігриконкурси ігризабави ігризмагання тощо. Найкращими ліками для дітей від рухового голоду є рухливі ігри. Ігри на уроках фізкультури та в режимі навчального дня використовуються для гармонійного поєднання розумових фізичних та емоційних навантажень загального комфортного стану.
53000. Застосування методу колового тренування на уроках фізичної культури 495.5 KB
  Анотація Методична розробка комплексів колового тренування на уроках фізичної культури у 511 класах яка містить основні вимоги та набір фізичних вправ для комплексів колового тренування. Одним із сучасних методів організації і навчання учнів на уроці є метод колового тренування який запроваджується в школах нашої країни з 1966 – 1967 років. Колове тренування виникло як організаційнометодичний метод виконання фізичних вправ що спрямовані на комплексний розвиток рухових якостей учнів.
53001. Использование инновационных технологий на уроках физкультуры 409 KB
  Данное упражнение развивает: скоростно-силовые качества мышцы и связки ног укрепляет мышечно-связочный аппарат голеностопного сустава. Упражнение воспитывает: а организованность; б синхронность; в групповую совместимость командные качества. На уроках физической культуры практикуем как подготовительное разминочное прыжковое упражнение легкая атлетика гимнастика спортивные игры. Упражнение развивает: а ловкость.
53003. ФИЗКУЛЬТУРА В МИРЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 286.5 KB
  Играть можно как внутри класса разбивая его на команды так и между классами. В игре участвуют две команды. Выполнив правильно задание команды набирают баллы которые фиксируются на магнитной доске табло. После завершения игры подводятся итоги и команды награждаются.