95434

Уровни недоразвития речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Уровни недоразвития речи Р. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи: Первый уровень она характеризует как отсутствие общеупотребительных средств общения. Понимание речи ограничивается пониманием обиходных ситуаций. Грамматический строй речи находится в зачаточном состоянии.

Русский

2015-09-23

30.5 KB

0 чел.

Уровни недоразвития речи

Р.Е. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи:

Первый уровень она характеризует как отсутствие общеупотребительных средств общения. Понимание речи ограничивается пониманием обиходных ситуаций. Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний. В основном словаре слова, которые содержат обозначения конкретных предметов. Грамматический строй речи находится в зачаточном состоянии. Общается преимущественно предложениями из 1-2 слов, остальное дополняется жестами, мимикой. Число дефектнопроизносимых звуков превышает число правильнопроизносимых. В слоговой структуре воспроизводит ударный слог слова или два слога (би-би). Понимает одноступенчатую инструкцию. Полное или почти полное отсутствие языковых средств приводит к тому, что связная речь не сформирована.

Второй уровень речевого недоразвития – «начатки общеупотребительной речи». Понимание простейших обиходных инструкций. Словарный запас значительно отстает от нормы, в активном словаре название конкретных предметов и обиходных действий. Импрессивная и эксперессивная речь аграматична. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко из 4 слов. Грубые нарушения звуко-слоговой структуры слова, недостаточность фонематического восприятия, нет элементарного звукового анализа. Могут присутствовать элемент связной речи.

Третий уровень – «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития». Понимание относительно сохранно, при детальном обследовании наблюдается непонимание сложных логико-грамматических конструкций. Активный словарь достаточный в рамках повседневной бытовой ситуации, но при обследовании обнаруживается недостаток словаря антонимов, синонимов и т.д. Отмечаются аграматизмы (неправильное употребление предлогов). Нарушение звукопроизношения: недифференцированное произнесение сложных звуков. Самым ярким является нарушение в развитии связной речи: трудности программирования содержания высказывания, трудности языкового оформления высказывания, характерно нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность связной речи, фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Тем не менее, этим детям доступен пересказ.

Р.Б. Филичева в 2001 году выделила четвертый уровень общего недоразвития речи. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения компонентов языка. Чаще они выявляются в процессе детального обследования. Словарь находится на нижней границе нормы, наблюдаются неточные употребления отдельных слов. Наблюдаются негрубые аграматизмы, недостаточность слоговой структуры, недифференцированность произношения фонем и, как следствие этого, недостаточная внятность речи. Особенно ярко все нарушения проявляются на уровне связной речи, в самостоятельных рассказах по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок. Обследование показывает, что 4-го уровня достигают часть детей к концу коррекционного обучения в логопедической группе.

Понятие «связная речь» относиться к диалогической и монологической форме речи. Диалогическая речь первична по происхождению, состоит из реплик, осуществляется в виде беседы, опирается на общность восприятия, общность ситуации и знание того, о чем речь. В диалогической речи используются как языковые средства звучащей речи, так и невербальные компоненты и средства интонационной выразительности. Структура диалогической речи дополняет грамматическую неполноту, отсутствие отдельных элементов грамматики, наличие повтора языковых единиц, употребление речевых штампов, не требует построения программы высказывания.

Монолог более сложная форма речи. Ее основная цель – целенаправленная передача информации. Монолог характеризуется односторонностью высказывания, произвольностью, развернутостью, логической последовательностью изложения. Монолог должен быть ориентирован на слушателя. В монологе ограничены употребления невербальных средств, содержание монолога заранее задано, предварительно планируется и требует тщательного отбора лексических средств и синтаксических конструкций. Функционально-смысловые типы устной монологической речи: описание, повествование, элементарное рассуждение. Критерии связного высказывания: связность, последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Работа над связной речью необходима для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и для подготовки к школьному обучению. И формирование связной монологической речи у старших дошкольников приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31202. Сейсмические форматы и запись на магнитную ленту 30 KB
  По рекомендации SEG Общества геофизиковразведчиков в сейсморазведочных станциях в качестве стандартных для 9дорожечных магнитофонов при записи на ленту приняты следующие основные мультиплексные форматы: SEGB с длиной сейсмического слова 25 байта; SEGD с длиной сейсмического слова 4 байта. В качестве демультиплексных форматов в сейсморазведке по рекомендации SEG в настоящее время наиболее широко используются следующие: SEGD801520битный формат с длиной сейсмического слова в 25 байта; SEGD804832битный формат с длиной...
31203. Сейсморазведочная аппаратура первого поколения 30 KB
  Сейсморазведочная станция СС30 6056 конструкции 1956 года содержала уже 60 сейсмических каналов группы по 15 каналов с раздельными фильтрами НЧ и ВЧ. Она была смонтирована в виде набора блоков два блока усилителей по 12 каналов осциллограф пульт управления блок питания переносная фотолаборатория соединительные кабели. Сейсморазведочная станция СС605 содержала 60 сейсмических каналов и была первой отечественной широкодиапазонной станцией приспособленной для регистрации колебаний в диапазоне от 15 до 350 Гц.
31204. Сейсморазведочные станции с промежуточной аналоговой записью 30 KB
  Главным средством создания воспроизводимой сейсмической записи оказалась магнитная аналоговая запись. Сейсморазведочные станции этого типа состоят из двух основных частей: блока записи и блока воспроизведения. Сейсморазведочная станция СС2461М имела 24 основных канала записи и 4 вспомогательных канала для регистрации марок времени отметки моментов взрыва и вертикального времени. Использовался прямой способ записи на ленту с высокочастотным подмагничиванием.
31205. Сейсморазведочные станции с цифровой магнитной регистрацией 30 KB
  Первой отечественной цифровой сейсморазведочной станцией была станция ССЦ1 созданная в 1966 г. Сейсморазведочная станция ССЦ2 была первой отечественной цифровой сейсморазведочной станцией которая достаточно успешно и сравнительно долго 1970 1976 гг. Сейсморазведочная станция ССЦ3 была разработана институтом ВНИИГеофизика Москва при участии фирмы SERSEL Франция в 1972 году. С 1976 года выпускался модернизированный вариант станции под маркой ССЦ4.
31206. Сети наблюдений 36.5 KB
  Сейсморазведочные работы 2D проводятся для изучения строения земной коры по отдельным профилям или сети профилей с целью решения задач на региональном поисковом детальном а иногда даже на детализационном этапах геологоразведочного процесса. Цели и задачи конкретной сейсмической съемки определяются этапом геологоразведочных работ на данной территории. Как известно в России принято выделять три этапа геологоразведочных работ региональный поисковый и детальный. Исследования по отдельным протяженным профилям на региональном этапе работ...
31207. Системы записи и предварительной обработки сейсмической информации 33 KB
  С точки зрения технологии применения сейсмической разведки в главном направлении в области поисков и разведки углеводородов всю выпускаемую аппаратуру можно условно разделить на два класса: аппаратура и оборудование для исследований по отдельным профилям линиям с использованием относительно ограниченного числа каналов. В ее названии присутствует индекс Л или L ; аппаратура и оборудование для исследований на площадях достаточно больших размерив с одновременной регистрацией волнового поля большим числом каналов. Для сейсморазведочных...
31208. Системы наблюдений со сложными но форме линиями приема или возбуждения 28.5 KB
  Система наблюдений при правильном планировании может обладать хорошим распределением удалений и азимутов. Предложено и ряд систем наблюдений регулярного типа в которых используются сложные по форме линии приема ЛПП или возбуждения ЛПВ. Среди систем наблюдений такого типа следует прежде всего указать на системы типа звезда и радиальная .
31209. Суда для сейсморазведочных работ 32.5 KB
  иметь специальное радионавигационное оборудование для уверенного ведения судна по запроектированной системе сейсмических профилей; обладать достаточной автономностью плавания 30 60 суток. м в наиболее комфортной части судна. Процесс смотки и размотки сейсмических кос требует установки на корме судна в полузакрытом помещении специальных барабанов с электроприводом и емкостью размещаемых кос объемом до 10 15 м3. Кроме этого весьма важно чтобы шумы самого судна шумы двигателя были бы также достаточно малыми.
31210. Типы систем наблюдений 38.5 KB
  В сейсморазведке при исследованиях по линейным профилям наиболее часто используются следующие системы наблюдений: фланговые с пунктами возбуждения расположенными по одну сторону базы приема линии пунктов приема ЛПП на ее конце или за ее пределами фланговые с выносом; встречные фланговые с пунктами возбуждения расположенными на обоих концах базы приема ЛПП или с двух сторон за ее пределами встречные фланговые с выносом; центральные с пунктом возбуждения в центре базы приема симметричные и с пунктом возбуждения...