95434

Уровни недоразвития речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Уровни недоразвития речи Р. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи: Первый уровень она характеризует как отсутствие общеупотребительных средств общения. Понимание речи ограничивается пониманием обиходных ситуаций. Грамматический строй речи находится в зачаточном состоянии.

Русский

2015-09-23

30.5 KB

0 чел.

Уровни недоразвития речи

Р.Е. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи:

Первый уровень она характеризует как отсутствие общеупотребительных средств общения. Понимание речи ограничивается пониманием обиходных ситуаций. Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний. В основном словаре слова, которые содержат обозначения конкретных предметов. Грамматический строй речи находится в зачаточном состоянии. Общается преимущественно предложениями из 1-2 слов, остальное дополняется жестами, мимикой. Число дефектнопроизносимых звуков превышает число правильнопроизносимых. В слоговой структуре воспроизводит ударный слог слова или два слога (би-би). Понимает одноступенчатую инструкцию. Полное или почти полное отсутствие языковых средств приводит к тому, что связная речь не сформирована.

Второй уровень речевого недоразвития – «начатки общеупотребительной речи». Понимание простейших обиходных инструкций. Словарный запас значительно отстает от нормы, в активном словаре название конкретных предметов и обиходных действий. Импрессивная и эксперессивная речь аграматична. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко из 4 слов. Грубые нарушения звуко-слоговой структуры слова, недостаточность фонематического восприятия, нет элементарного звукового анализа. Могут присутствовать элемент связной речи.

Третий уровень – «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития». Понимание относительно сохранно, при детальном обследовании наблюдается непонимание сложных логико-грамматических конструкций. Активный словарь достаточный в рамках повседневной бытовой ситуации, но при обследовании обнаруживается недостаток словаря антонимов, синонимов и т.д. Отмечаются аграматизмы (неправильное употребление предлогов). Нарушение звукопроизношения: недифференцированное произнесение сложных звуков. Самым ярким является нарушение в развитии связной речи: трудности программирования содержания высказывания, трудности языкового оформления высказывания, характерно нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность связной речи, фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Тем не менее, этим детям доступен пересказ.

Р.Б. Филичева в 2001 году выделила четвертый уровень общего недоразвития речи. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения компонентов языка. Чаще они выявляются в процессе детального обследования. Словарь находится на нижней границе нормы, наблюдаются неточные употребления отдельных слов. Наблюдаются негрубые аграматизмы, недостаточность слоговой структуры, недифференцированность произношения фонем и, как следствие этого, недостаточная внятность речи. Особенно ярко все нарушения проявляются на уровне связной речи, в самостоятельных рассказах по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок. Обследование показывает, что 4-го уровня достигают часть детей к концу коррекционного обучения в логопедической группе.

Понятие «связная речь» относиться к диалогической и монологической форме речи. Диалогическая речь первична по происхождению, состоит из реплик, осуществляется в виде беседы, опирается на общность восприятия, общность ситуации и знание того, о чем речь. В диалогической речи используются как языковые средства звучащей речи, так и невербальные компоненты и средства интонационной выразительности. Структура диалогической речи дополняет грамматическую неполноту, отсутствие отдельных элементов грамматики, наличие повтора языковых единиц, употребление речевых штампов, не требует построения программы высказывания.

Монолог более сложная форма речи. Ее основная цель – целенаправленная передача информации. Монолог характеризуется односторонностью высказывания, произвольностью, развернутостью, логической последовательностью изложения. Монолог должен быть ориентирован на слушателя. В монологе ограничены употребления невербальных средств, содержание монолога заранее задано, предварительно планируется и требует тщательного отбора лексических средств и синтаксических конструкций. Функционально-смысловые типы устной монологической речи: описание, повествование, элементарное рассуждение. Критерии связного высказывания: связность, последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Работа над связной речью необходима для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и для подготовки к школьному обучению. И формирование связной монологической речи у старших дошкольников приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14626. Изучение методики разработки программ в системе MATLAB при изучении кинематического управления роботами 156.5 KB
  Лабораторная работа №1: Вариант 1 Изучение методики разработки программ в системе MATLAB при изучении кинематического управления роботами. Изучение методики разработки программ в системе MATLAB при изучении кинематического управления роботами Цель работы: Изу...
14627. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ КОЛЕБАНИЙ НА ВЕЩЕСТВО И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ УЛЬТРАЗВУКА 54.5 KB
  2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ КОЛЕБАНИЙ НА ВЕЩЕСТВО И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ УЛЬТРАЗВУКА ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить свойства ультразвука его взаимодействие с веществом; ознакомиться с устройством и работой ультразву...
14628. ДИНАМИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ НА УДАРНЫЙ ИЗГИБ 452 KB
  ДИНАМИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ НА УДАРНЫЙ ИЗГИБ Методические указания к лабораторным и практическим работам по специальным дисциплинам для студентов металловедческих специальностей Данные методические указания включают в себя понятие ударной вязкости и методы ее опред
14629. Особенности устройства и работы твердотельных лазеров 1.22 MB
  Методические указания к лабораторным работам Особенности устройства и работы твердотельных лазеров Твердотельные лазеры ТТЛ с которых в 1960 г началась лазерная эра первым в мире был сконструирован ТТЛ на кристалле рубина 1960г; в 1961 г был создан лазер на неодимовом...
14630. Трёхступенчатая токовая защита линий с односторонним питанием 550 KB
  Лабораторная работа Трёхступенчатая токовая защита линий с односторонним питанием Цель работы: ознакомление с принципом работы трехступенчатой токовой защиты расчёт параметров срабатывания защиты и реле проверка селективности чувствительности и быстродейст...
14631. Определение потерь тепла через систему охлаждения автомобильного двигателя 534 KB
  Лабораторная работа №4 Определение потерь тепла через систему охлаждения автомобильного двигателя Цель работы: Изучение теплового баланса двигателя и практическое определение потерь тепла через систему охлаждения автомобильного двигателя. Оборудование: дви
14632. Определение твердости материалов вдавливанием 1.3 MB
  Определение твердости материалов вдавливанием: Методическая разработка к лабораторным и практическим работам по специальным дисциплинам / В.А.Хотинов И.Ю.Пышминцев. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУУПИ 2004. 19 с. Рассмотрены методы определения твердости по Бринеллю Викке
14633. Сопротивление материалов 8.39 MB
  1Изгиб. Определения. Основные типы балок и опор. Правило знаков. Деформационный изгиб вызывают внешние силы и моменты плоскость действия которых проходит через продольную ось бруса силы перпендикулярны продольной оси . Силовая плоскость плоскость в которой действ...
14634. АНАЛИЗ ДИАГРАММЫ РАСТЯЖЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ В ИСТИННЫХ КООРДИНАТАХ 354 KB
  Анализ диаграммы растяжения и построение диаграммы в истинных координатах Методические указания к лабораторным практическим работам и КНИРС по специальным дисциплинам для студентов всех металловедческих и материаловедческих специальностей Методические указан