95434

Уровни недоразвития речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Уровни недоразвития речи Р. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи: Первый уровень она характеризует как отсутствие общеупотребительных средств общения. Понимание речи ограничивается пониманием обиходных ситуаций. Грамматический строй речи находится в зачаточном состоянии.

Русский

2015-09-23

30.5 KB

0 чел.

Уровни недоразвития речи

Р.Е. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи:

Первый уровень она характеризует как отсутствие общеупотребительных средств общения. Понимание речи ограничивается пониманием обиходных ситуаций. Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний. В основном словаре слова, которые содержат обозначения конкретных предметов. Грамматический строй речи находится в зачаточном состоянии. Общается преимущественно предложениями из 1-2 слов, остальное дополняется жестами, мимикой. Число дефектнопроизносимых звуков превышает число правильнопроизносимых. В слоговой структуре воспроизводит ударный слог слова или два слога (би-би). Понимает одноступенчатую инструкцию. Полное или почти полное отсутствие языковых средств приводит к тому, что связная речь не сформирована.

Второй уровень речевого недоразвития – «начатки общеупотребительной речи». Понимание простейших обиходных инструкций. Словарный запас значительно отстает от нормы, в активном словаре название конкретных предметов и обиходных действий. Импрессивная и эксперессивная речь аграматична. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко из 4 слов. Грубые нарушения звуко-слоговой структуры слова, недостаточность фонематического восприятия, нет элементарного звукового анализа. Могут присутствовать элемент связной речи.

Третий уровень – «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития». Понимание относительно сохранно, при детальном обследовании наблюдается непонимание сложных логико-грамматических конструкций. Активный словарь достаточный в рамках повседневной бытовой ситуации, но при обследовании обнаруживается недостаток словаря антонимов, синонимов и т.д. Отмечаются аграматизмы (неправильное употребление предлогов). Нарушение звукопроизношения: недифференцированное произнесение сложных звуков. Самым ярким является нарушение в развитии связной речи: трудности программирования содержания высказывания, трудности языкового оформления высказывания, характерно нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность связной речи, фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Тем не менее, этим детям доступен пересказ.

Р.Б. Филичева в 2001 году выделила четвертый уровень общего недоразвития речи. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения компонентов языка. Чаще они выявляются в процессе детального обследования. Словарь находится на нижней границе нормы, наблюдаются неточные употребления отдельных слов. Наблюдаются негрубые аграматизмы, недостаточность слоговой структуры, недифференцированность произношения фонем и, как следствие этого, недостаточная внятность речи. Особенно ярко все нарушения проявляются на уровне связной речи, в самостоятельных рассказах по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок. Обследование показывает, что 4-го уровня достигают часть детей к концу коррекционного обучения в логопедической группе.

Понятие «связная речь» относиться к диалогической и монологической форме речи. Диалогическая речь первична по происхождению, состоит из реплик, осуществляется в виде беседы, опирается на общность восприятия, общность ситуации и знание того, о чем речь. В диалогической речи используются как языковые средства звучащей речи, так и невербальные компоненты и средства интонационной выразительности. Структура диалогической речи дополняет грамматическую неполноту, отсутствие отдельных элементов грамматики, наличие повтора языковых единиц, употребление речевых штампов, не требует построения программы высказывания.

Монолог более сложная форма речи. Ее основная цель – целенаправленная передача информации. Монолог характеризуется односторонностью высказывания, произвольностью, развернутостью, логической последовательностью изложения. Монолог должен быть ориентирован на слушателя. В монологе ограничены употребления невербальных средств, содержание монолога заранее задано, предварительно планируется и требует тщательного отбора лексических средств и синтаксических конструкций. Функционально-смысловые типы устной монологической речи: описание, повествование, элементарное рассуждение. Критерии связного высказывания: связность, последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Работа над связной речью необходима для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и для подготовки к школьному обучению. И формирование связной монологической речи у старших дошкольников приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

794. Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика Государства 217.5 KB
  Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности. Особенности инфляции РФ и антиинфляционная политика государства. Анализ уровня инфляции на 2010-2011 гг. Социально-экономические последствия инфляции.
795. Разработка в среде Turbo Pascal программы, реализующей нахождение чисел фибоначчи 190.5 KB
  Система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ. Написать, проанализировать работу и программы в среде Turbo Pascal, реализующей сортировку строк матрицы.
796. Разработка веб-сайта Департамента градостроительной политики города Москвы 287 KB
  Используемые программные средства для разработки. Общие технологические требования. Схема сайта и его информационное содержимое. Общий шаблон для страниц. Схема публичной части сайта. Администрирование и организация прав доступа
797. Основам теплопередачи при сварке. Температурный режим в заданный момент времени 138.5 KB
  Распределение максимальной температуры. Термический цикл точки, максимальная температура которой равна температуре плавления. Основные теплофизические свойства материала, который используется в расчётах. Реализация метода источников.
798. Инфляция: механизм, причины, последствия 227 KB
  Инфляция и степень ее проявления в экономике. Инфляция и антиинфляционная политика в России и за рубежом. Относительное изменение среднего (общего) уровня цен. Несоответствие денежного спроса и товарной массы.
799. Расстановка рабочих мест оснащенных компьютерами 203 KB
  Расположение рабочего стола и монитора относительно оконных проемов. ребования к микроклимату на рабочем месте. Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений. Требования к уровням шума и вибрации.
800. Разработка стратегий одиночного бизнеса (конкурентных стратегий) 216 KB
  Разработка стратегий одиночного бизнеса. Классификация базовых конкурентных стратегии одиночного бизнеса. Классификация конкурентных стратегий по Юданову. Определение наиболее эффективной стратегии фирмы, ее формирование, основные составляющие.
801. Становлення та еволюція українського козацтва 236.5 KB
  Гeнeзa та періодизація історії укрaїнськoгo козацтва. Управління та суспільний лад Запорізької Січі. Козацьке право і судочинство. Повсякденне життя запорозьких козаків. Особливості розвитку української культури.
802. Режимы движения жидкости 61.5 KB
  Определить режимы движения жидкости методом визуализации картин течения на установке Рейнольдса. Определить режим движения по значениям критерия Рейнольдса.