95434

Уровни недоразвития речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Уровни недоразвития речи Р. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи: Первый уровень она характеризует как отсутствие общеупотребительных средств общения. Понимание речи ограничивается пониманием обиходных ситуаций. Грамматический строй речи находится в зачаточном состоянии.

Русский

2015-09-23

30.5 KB

0 чел.

Уровни недоразвития речи

Р.Е. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи:

Первый уровень она характеризует как отсутствие общеупотребительных средств общения. Понимание речи ограничивается пониманием обиходных ситуаций. Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний. В основном словаре слова, которые содержат обозначения конкретных предметов. Грамматический строй речи находится в зачаточном состоянии. Общается преимущественно предложениями из 1-2 слов, остальное дополняется жестами, мимикой. Число дефектнопроизносимых звуков превышает число правильнопроизносимых. В слоговой структуре воспроизводит ударный слог слова или два слога (би-би). Понимает одноступенчатую инструкцию. Полное или почти полное отсутствие языковых средств приводит к тому, что связная речь не сформирована.

Второй уровень речевого недоразвития – «начатки общеупотребительной речи». Понимание простейших обиходных инструкций. Словарный запас значительно отстает от нормы, в активном словаре название конкретных предметов и обиходных действий. Импрессивная и эксперессивная речь аграматична. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко из 4 слов. Грубые нарушения звуко-слоговой структуры слова, недостаточность фонематического восприятия, нет элементарного звукового анализа. Могут присутствовать элемент связной речи.

Третий уровень – «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития». Понимание относительно сохранно, при детальном обследовании наблюдается непонимание сложных логико-грамматических конструкций. Активный словарь достаточный в рамках повседневной бытовой ситуации, но при обследовании обнаруживается недостаток словаря антонимов, синонимов и т.д. Отмечаются аграматизмы (неправильное употребление предлогов). Нарушение звукопроизношения: недифференцированное произнесение сложных звуков. Самым ярким является нарушение в развитии связной речи: трудности программирования содержания высказывания, трудности языкового оформления высказывания, характерно нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность связной речи, фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Тем не менее, этим детям доступен пересказ.

Р.Б. Филичева в 2001 году выделила четвертый уровень общего недоразвития речи. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения компонентов языка. Чаще они выявляются в процессе детального обследования. Словарь находится на нижней границе нормы, наблюдаются неточные употребления отдельных слов. Наблюдаются негрубые аграматизмы, недостаточность слоговой структуры, недифференцированность произношения фонем и, как следствие этого, недостаточная внятность речи. Особенно ярко все нарушения проявляются на уровне связной речи, в самостоятельных рассказах по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок. Обследование показывает, что 4-го уровня достигают часть детей к концу коррекционного обучения в логопедической группе.

Понятие «связная речь» относиться к диалогической и монологической форме речи. Диалогическая речь первична по происхождению, состоит из реплик, осуществляется в виде беседы, опирается на общность восприятия, общность ситуации и знание того, о чем речь. В диалогической речи используются как языковые средства звучащей речи, так и невербальные компоненты и средства интонационной выразительности. Структура диалогической речи дополняет грамматическую неполноту, отсутствие отдельных элементов грамматики, наличие повтора языковых единиц, употребление речевых штампов, не требует построения программы высказывания.

Монолог более сложная форма речи. Ее основная цель – целенаправленная передача информации. Монолог характеризуется односторонностью высказывания, произвольностью, развернутостью, логической последовательностью изложения. Монолог должен быть ориентирован на слушателя. В монологе ограничены употребления невербальных средств, содержание монолога заранее задано, предварительно планируется и требует тщательного отбора лексических средств и синтаксических конструкций. Функционально-смысловые типы устной монологической речи: описание, повествование, элементарное рассуждение. Критерии связного высказывания: связность, последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Работа над связной речью необходима для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и для подготовки к школьному обучению. И формирование связной монологической речи у старших дошкольников приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35813. Мой выбор профессии 220.61 KB
  Творческий проект Мой выбор профессии Содержание Обоснование выбора профессии Жизненные ценности История профессии. Описание профессии Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению Психограмма профессии Профпригодность Профпроба Заключение Список литературы Обоснование выбора профессии Цель моей жизни заключается в получении высшего образования и приобретении профессии которая мне будет интересна. В девятом классе передо мной встала проблема выбора профессии. Я неплохо разбираюсь в физике и...
35816. МЕТОД ПРОЕКТІВ У ТЕХНОЛОГІЇ ТРУДОВОГО НАВЧАННЯ 63 KB
  Перевага проектнотехнологічного методу трудового навчання полягає в тому що учні під час цієї діяльності більш активно залучаються до самостійної практичної планової та систематичної роботи в них виховується прагнення до пошуку шляхів створення нового або більш якісного вдосконалення існуючого виробу матеріального обєкта формується уявлення про його майбутнє застосування розвиваються моральні та трудові якості учня мотиви вибору професії. На цьому етапі учні пропонують різні варіанти конструкції виробу усвідомлюють варіанти...
35817. Аналоговые вольтметры 2.35 MB
  Если сопротивление ключа=0 когда он замкнут и = бесконечности когда разомкнут то на выходе модулятора будет последовательность прямоугольных импульсов с амплитудой входного сигнала при условии что переключение мгновенное. Развертывающий АЦП Сначала ожидание прихода импульса Старт затем обнуляется счетчик импульсов Сч и взводится триггер Т. Максимальное время преобразования tnp mx =T0 2n 1 где Т0 период импульсов генератора; n разрядность АЦП. Следящий АЦП Схема сравнения СС управляет пропуском тактовых импульсов с...
35818. Экономическая теория (микроэкономика, макроэкономика) 1.42 MB
  Функция индивидуального спроса и предложения. Функция спроса и предложения определяет общее направление их изменения в зависимости от цены на товар но индивидуальные различия в характере и форме этого изменения могут быть весьма существенными. Чем более полого выглядит кривая спроса тем сильнее зависимость объема спроса от изменения цены. В случае если кривая спроса занимает горизонтальное положение d4 эта зависимость становится бесконечно большой.
35819. Макроэкономические показатели, их статистические и функциональные взаимосвязи 4.84 MB
  Так как ВВП измеряет объем национального годового производства он служит источником роста национального богатства страны которое представляет собой совокупную стоимость имущества активов принадлежащего частным физическим юридическим лицам а также государству. капитала D косвенные налоги Ткосв Метод добавленной стоимости ДС = В С В выручка С сырье и материалы Поскольку ВВП представляет собой денежную оценку произведенного годового объема производства получатся разные данные в...
35820. Строительные конструкции 4.1 MB
  ; незавершенное производство заготовки полуфабрикаты детали изделия не прошедшие все стадии производства; расходы будущих периодов стоимость расходов производимых в данный период но подлежащих оплате в будущем. Вопрос №1: Вопрос №2: Вариант с длинномерными настилами позволяет при заданной высоте помещения уменьшить общую высоту и объем здания площадь ограждающих конструкций уменьшить расходы на отопление и вентиляцию здания. Расходы на организацию и управление включают накладные расходы. Строительным организациям в качестве типовой...