95441

Казанское и Астраханское ханства. Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья

Доклад

История и СИД

Долгое время Казанское ханство было вассалом России но после нападения крымского хана на Москву в 1521 г. он объявил о своем выходе из сферы влияния России. Дервиш-Али бежал и Астраханское ханство было присоединено к России.

Русский

2015-09-23

28 KB

3 чел.

Казанское и Астраханское ханства. Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья.

Укреплению единого Русского государства сопутствовал дальнейший распад Золотой Орды. В первой половине 15 в. от нее обособились на юге Восточной Европы – Крымское ханство, в Поволжье – Казанское, а несколько позднее – Астраханское. В евразийских степях кочевала самостоятельная Ногайская орда. Присоединение данных территорий было необходимо, т.к. уничтожило бы окончательно остатки золотоордынских конгломераций и открыло русским Великий Волжский путь, что дало бы возможность выхода на богатые восточные рынки через Каспий. К тому же Россия была заинтересована в приобретении плодородных земель Поволжья. Эти гос. образования представляли постоянную угрозу безопасности России на юго-восточных рубежах, эти границы надо было обезопасить для успешных военных действий в Балтике. Также Казань совершала набеги на Россию и тем приносила большой ущерб экономике. Долгое время Казанское ханство было вассалом России, но после нападения крымского хана на Москву в 1521 г. порвало с Россией вассальные отношения, и вскоре там водворились крымские гиреи. Но в казанском обществе не было единства. В 1545-1546 гг. борьба между сторонниками Бахчисарая и Москвы привела к изгнанию с Казанского трона сначала крымского ставленника Сафа-Гирея, а затем промосковского Шаха-Али, который был посажен на трон еще в 1531 г. После коронации Ивана IV в 1547 г. Москва выдвинула план уничтожения Казани. И свержение Шаха-Али стало для этого поводом. Первый поход в 1547-1548 гг. ни к чему не привел. Второй поход в 1550 г., которым руководил Горбатый, также оказался неудачным, т.к. еще не были закончены военные реформы. Эти неудачи заставили Ивана произвести ряд преобразований. Кстати, в своей борьбе русские войска получали помощь от народов Поволжья (чувашей, марийцев). В том числе и в армии. В 1551 г. началась подготовка в решающему походу на Казань. Армией руководил Курбский. Взять штурмом Казань не удалось, и тогда была построена крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для русских войск. В августе 1552 г. русская армия осадила Казань, и 2 октября после подрыва части крепостной стены Казань была взята. Была устроена так называемая «казанская резня», когда были вырезаны все мужчины. Еще на протяжении нескольких лет подвластные Казани народы оказывали сопротивление русским войскам. Взятие Казани вызвало недовольство Крыма и Турции. 

Что касается Астрахани, то там с 1554 г. находился хан Дервиш-Али. В 1556 г. он объявил о своем выходе из сферы влияния России. Вскоре русские войска провели наступление на Астрахань. Дервиш-Али бежал, и Астраханское ханство было присоединено к России. 

Ногайская орда, расположенная в Приуралье и на северном побережье Каспийского моря, добровольно признала власть московского царя.  А в1557 г. в составе России оказалась Башкирия. Таким образом, к концу 50-х гг. 16 в. все Поволжье и Приуралье контролировалось Россией. Расширились связи с народами С.Кавказа и Средней Азии.

После завоевания Казани территория ханства была разделена на 2 области – Горная и Луговая. С начала 70-х гг. был создан специальный орган – Казанский дворец (приказ Казанского дворца), который обладал обширными управленческими полномочиями. В Астрахани появился московский воевода-наместник. Башкирия же имела свою особую систему управления и ряд привилегий, управление осуществлялась с башкирскими старшинами.

Присоединение к России Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья имела важнейшее значения. Во-первых, снималась постоянная угроза русским землям с Востока. Во-вторых, Россия открыла для себя Волжский торговый путь, приобрела плодородные районы, куда хлынули русские переселенцы, а Волга стала русской рекой. Освоение русскими новых земель привело к появлению новых городов, развитию ремесла и торговли. В-третьих, покоренные народы были избавлены от гнета татарских ханов, султанской Турции и соседних кочевых феодалов, что создавало им условия для эк. и культурного развития. К тому же, десятки тысяч русских пленников в Казани обрели свободу. Открылась возможность русской колонизации на Восток к Западной Сибири. И, наконец, царь Всея Руси Иван IV стал еще именоваться царем Казанским и астраханским, что поднимало его авторитет в глазах подданных и соседей.   



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11312. Логические основы цифровой техники 107.5 KB
  9 Тема №1 Логические основы цифровой техники Занятие 1. Алгебра логических высказываний Учебные методические и воспитательные цели: ...
11313. Методы синтеза цифровых устройств 162 KB
  Занятие 2. Методы синтеза цифровых устройств Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить методы синтеза цифровых устройств. 2. Пок...
11314. Дешифраторы и шифраторы 198.5 KB
  Занятие. Шифраторы и дешифраторы Учебные методические и воспитательные цели. Изучить принципы построения кодирующих и декодирующих устройств. Показать приемы активизации аудитории. Воспитывать уважение к цифровым и импульсным устройствам.
11315. Мультиплексоры и преобразователи кодов 255.5 KB
  Занятие 2. Мультиплексоры и преобразователи кодов Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения преобразователей кодов мультиплексоров и демультиплексоров 2. Воспитывать стремление овладеть основами синтеза цифровых ...
11316. Триггеры с раздельным и счетным запуском 109 KB
  Занятие 3. Триггеры с раздельным и счетным запуском Учебные методические и воспитательные цели: Изучить принципы построения триггеров с раздельным и счетным запуском. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного мат...
11317. Триггеры задержки и универсальные триггеры 136 KB
  Занятие 4. Триггеры задержки и универсальные триггеры Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения триггеров с раздельным и счетным запуском. 2. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного ма...
11318. Регистры и их применение. 109.5 KB
  Занятие 6. Регистры Учебные методические и воспитательные цели: 1.Изучить принципы построения последовательных и параллельных регистров. 2. Показать методику увязки изучаемых вопросов с применением в технике связи. 3. Воспитывать уважение к изучаемой дисципли...
11319. Счетчики и их применение 142.5 KB
  Занятие 7. Счетчики Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и разновидности цифровых счетчиков импульсов. 2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным. 3. Воспитывать умение выделять главное при конспектиро
11320. Запоминающие устройства и их применения 163.5 KB
  Занятие 9 Запоминающие устройства Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и разновидности запоминающих устройств. 2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным. 3. Воспитывать умение выделять главное при консп...