95443

Закавказье с древности до 18 века. Вхождение Грузии. Армении и Азербайджана в состав России

Доклад

История и СИД

В этих условиях грузины всё чаще начали смотреть в сторону укреплявшейся православной России связи с которой после крушения монгольского ига стали довольно регулярными. обращения к Михаилу Федоровичу с грамотой о желании грузинского народа перейти в подданство России.

Русский

2015-09-23

55 KB

0 чел.

Вопрос №14. Закавказье с древности до 18 века. Вхождение Грузии. Армении и Азербайджана в состав России.

Грузия.

Древнейшая история Грузии – если говорить о периоде становления цивилизации и государственности – была связана с греческой колонизацией Колхиды, породившей. При Археменидах колхи входили в одну из персидских сатрапий, а после падения империи Ахеменидов и гибели Александра Македонского стали частью государства Понт, в состав которого вошли многие западно – грузинские племена. В это же время в восточной части Грузии сложилось государство Иберия (Иверия), в которое, в частности, входили картвелы. Во 2 в. до н.э. в это государство переселилась часть евреев, здесь же жило немало греков - колонистов и иного населения. И на востоке, и на западе  Грузии процветало земледелие, скотоводство, садоводство и виноградарство, города становились заметными центрами ремесла и  торговли. Как и Армения, Грузия находилась сначала под влиянием государства Селевкидов, а затем, после победоносных походов римских полководцев, стала частью Римского Востока.

Как и в Армению, с 3 в. из Византии в Грузию начало проникать христианство православного толка, которое в начале 4 в. стало государственной религией во главе с картлийским католикосом. Возник грузинский алфавит, стали развиваться национальная литература, архитектура. С царской властью соперничали влиятельные князья (эриставы или «великие азнауры»), а в их распри в 6 в. активно вмешивался сасанидский  Иран. С 7 в. в стране начало преобладать влияние Византии, а вскоре после этого Грузия, как все Закавказье, оказались частью Арабского халифата.

В восточной части  Закавказья была расположена Кавказская Албания (Аран), которая вместе с Арменией и Грузией обрела православное христианство и алфавит, что дало толчок к развитию её культуры. Исторические судьбы  Албании были общими для всего Закавказья, но затем она в наибольшей степени подверглась исламизации. С 9-10 вв. это государство сошло с исторической  сцены. Причем часть её населения  вошло в состав Грузии и Армении, тогда как исламизированные албанцы впоследствии вошли в состав Азербайджана.

С 9 в. в Грузии возникли ряд княжеств и Тбилисский эмират, причём все они уже были фактически независимыми от ослабевшей власти халифов. Множество новых городов, расцвет ремесла и торговли, включая транзитную, способствовали внутреннему укреплению страны. Армянские Багратиды в это время начали играть в политической жизни Грузии большую роль. Именно выходец из этого знатного рода, Баграт III, в начале 11в. объединил разрозненные грузинские земли, став царём Грузии. При одном из его приемников Давиде Строителе (на рубеже 11-12 вв.), государство вступило в полосу быстрого и успешного развития. Переселенные с северного Кавказа кипчаки (половцы ) составили основу его боевой силы, так что Грузия сумела отразить нашествие  тюрок - сельджуков и освободить от них часть Армении, которая была включена в её состав.

При царице Тамаре (12-13 вв.) Грузия сумела подчинить себе почти всё Закавказье и часть северного Кавказа и стать одним из сильнейших и процветающих государств региона. Усиление политической роли  страны сопровождалось энергичным ростом её. Заслуживают внимание попытки установить связи с Киевской Русью, хотя они и не были особенно успешными (Юрий, сын Андрея Боголюбского, был первым мужем Тамары, но брак оказался неудачным и Юрий был вынужден уехать в Византию).

В 13 в. Грузия, как и все Закавказье, оказалось под владычеством монголов, а нашествие Тимура  во второй половине 14 в. привело страну к подлинной катастрофе. Разрушенная несколькими походами страна развалилась на части, причём этот процесс феодализации продолжался и в 15-16 вв. Последующие два столетия истории Грузии (частично и всё Закавказья) прошли под знаком ожесточённой борьбы  Турции и Ирана. Особенно большой урон стране нанесли походы шаха Аббаса, который пытался чуть ли не истребить всех грузин, заселив их земли исламизованными кочевниками. Грузины во главе с Георгием Саакадзе выступили против иранцев и сумели отстоять страну. Но на смену Аббасу пришли османские турки, захватившие южные части Грузии и успешно отуречивавшие их. В этих условиях грузины всё чаще начали смотреть в сторону укреплявшейся православной России, связи с которой после крушения монгольского ига стали довольно регулярными.

Вначале это были просьбы о военной помощи в борьбе с Ираном и Турцией. В Москве возникла достаточно многочисленная и влиятельная грузинская колония.

В 17 в. обращения к Михаилу Федоровичу с грамотой о желании грузинского народа перейти в подданство России. Так, в 1638 г. царь Мегрелии Леон обратился к царю Михаилу Федоровичу с грамотой о желании грузинского народа перейти в подданство России. Спустя три года Михаил Федорович дал жалованную грамоту кахетинскому царю Теймуразу I о принятии Иверской земли под покровительство России, а Алексей Михайлович в 1653 г. дал аналогичную грамоту имеретинскому царю Александру. В 1657 г. русский царь получил письмо представителей трех небольших горных княжеств в Восточной Грузии - Тушинской, Кевсурской и Пшавской земель - о переходе их в русское подданство. В 18 в. положение Грузии осложняется, на ее территории находятся несколько враждующих друг с другом государств: Кахетское царство,  Карталинское, Имеретинское, Княжество Абхазское.

В 80-е гг. 18 века восточный вопрос занимал приоритетное место во внешней политике России. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море, в Крыму и на Северном Кавказе приобретало военно-стратегическое положение Закавказья, служившего ареной соперничества трех держав - России, Ирана и Турции. В этой связи для России чрезвычайно важны были взаимоотношения с одним из самых сильных государственных образований в Закавказье, а именно, в Грузии, с Картли-Кахетинским царством. Последнее в условиях сложного внутреннего и внешнеполитического положения стояло перед необходимостью выбора между соседними государствами-соперниками. 1783 г. (июнь) был заключён Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией. Царь Картли и Кахетии отказывался от всякой зависимости от Персии или иной державы (имелась в виду Турция), признавал над собой власть и покровительство России, которая, в свою очередь, ручалась за целостность и сохранение не только настоящих владений царя Ираклия II, но даже тех, что со временем будут приобретены. За Грузией закреплялось полная автономия во внутренних делах. Трактат содержал несколько секретных пунктов: 1) настоятельная рекомендация российского правительства прекратить в Грузии междоусобицы и стараться сохранить её единство; 2)обязательство России держать в Картли-Кахетииском царстве два батальона пехоты; 3) в случае войны командование русскими войсками на Северном Кавказе было обязано согласовывать с царём Картли и Кахетии действия по защите Восточной Грузии. В 1798 г. Умер Ираклий II и внутриполитическая ситуация в Грузии осложнилась династическими распрями. Георгий XII, стремясь предотвратить смуту, хотел заручиться покровительством России. Он обратился с просьбой принять Грузию под власть России. Рассмотренное в Государственном комитете иностранных дел прошение грузинских посланников было одобрено Павлом I в ноябре 1800 г. Однако весть не успела застать Георгия в живых. А тем временем Павел I, не дождавшись утверждения грузинской стороной переданной ей ноты, круто меняет свое решение и в декабре 1800 г. подписывает манифест «О присоединении Грузинского царства к России». Таким образом, Картли-Кахетинское царство окончательно утратило последние атрибуты своей независимости. Была принята во внимание лишь первая половина ходатайства грузинского царя – превращение Грузии в одну из административно-территориальных единиц Российского государства. В сентябре 1801 г. грузинскому народу был адресован новый манифест "Об учреждении внутреннего в Грузии управления": Грузия получала желаемый статус в качестве одной из административных единиц в числе прочих провинций России, но без грузинских царей. В 1803 - 1864 гг. Западная  Грузия вошла в состав Российской империи. В 1810 г. правитель Абхазии Георгий Шервашидзе принял российское подданство. И хотя по Бухарестскому миру 1812 года Россия и Турция возвращались к довоенным границам, русские гарнизоны в Абхазии сохранились так же, как и в Мегрелии. В 1878 г. по Сан- Стефанскому мирному договору России отошла Аджария и Батум.

Армения.

Древнейшим государством на территории современной Армении было Урартское царство, возникшее в  IX веке до н.э. В период своего расцвета  (8 в. до н.э.) Урарту занимало значительную часть  Кавказа, воюя на юге с Ассирией, а на севере с киммерийцами. Вскоре удары со стороны Ассирии и вторгшихся с севера в Малую Азию скифов привели к упадку и гибели Урарту. Наследием Урарту, в некотором смысле, стал протоармянский язык. В 6 в. до н.э. на территории Урарту существовало зависимое от соседней Мидии Армянское царство. Впрочем, после образования империи Ахеменидов оно стало, как и всё  Закавказье, окраиной  этой империи его сатрапией.

Армения развивалась достаточно быстрыми темпами. После падения империи Ахеменидов она стала окраинной частью эллинистического мира, фундамент которого был заложен Александром Македонским. Армяне были основной массой населения вначале  Малой Армении, находившейся в составе государства Селевкидов, а затем расположенной южнее (в основном в пределах Араратской равнины в восточной Анатолии) так называемой  Великой Армении, созданной в начале 2 в. до н.э. Арташесом I. Чуть позже Армения была поставлена в зависимость от Рима. Римско – парфянские войны позволили армянским царям лавировать между сильными соседями. Но в основном правители страны из новой армянской династии Аршакидов ориентировались на Рим, затем на Византию, откуда  в 300 г. армянский  царь Тиридат принял христианство, Армения стала первым христианским государством мира. Христианская церковь в Армении владела многими землями и иными богатствами и была очень влиятельной силой в стране. Приобретя автокефалию, т.е. определенную степень независимости от константинопольского патриарха, главы церкви стали с 4 в. именоваться католикосами  (патриархами). Визинтийско-иранские войны привели к разделу Армении, сопровождавшемуся церковными распрями между западными православными и восточно-армянскими монофизитами, которым покровительствовал Иран. Однако это не мешало существованию и развитию Армении как  национального государства. В конце 4 в. был изобретён армянский алфавит, развивались литература, философия, архитектура и искусство.

Исламское завоевание в 7 в. на долгое время превратило Армению в часть Арабского халифата. Но это не привело к исламизации страны, а с ослаблением власти халифов среди армянской знати на первое место выдвинулись представители дома Багратидов, которые в 9 в. возглавили страну. Нашествие тюрок –сельджуков в 11 в. привело к распаду армянского царства на ряд княжеств и заметному сокращению его территории. Сопротивление захватчикам возглавила соседняя и более сильная Грузия. Воспрянувшие было армянские княжества вновь создали единое государство – Киликийскую Армению, которая однако в 13 в. была разгромлена монголами. Затем, в следующем веке, Армения подверглась нашествию войск Тимура, которое сопровождалось второй – после сельджуков – волной тюркизации Закавказья.

Тюркизация вызвала массовую эмиграцию армян, что со временем привело к возникновению влиятельной армянской диаспоры сначала в Западной Азии, в Крыму и Польше, а затем и во многих других странах, в том числе в Европе (включая Россию) и Америке. Возросла роль церкви и её главы католикоса, перебравшегося в Эчмиадзин. Церковь стала объединяющей силой всех армян, включая всё разраставшуюся диаспору. Сама же стран была в начале 17 в. разделена между Турцией и Ираном. В борьбе с иноземным мусульманским господством взоры армян с 16-17 вв. обращаются к усилившийся России. В 1673 г. католикос обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой вмешаться и помочь армянам освободиться от чужеземного ига. Но только через столетие, после подписания в 1783г. Георгиевского трактат а, это сближение религиозно родственных стран стало реальным. По Туркманчайскому  договору 1828 г. северная часть Армении с Эчмиадзином была присоединена  к России, после чего начался новый этап её истории. Что же касается основной и большей части армян, то они остались под властью Османской  империи и время от времени подвергались национально-религиозным преследованиям, что  впоследствии, в начале 20 в., привело к массовому избиению армян. В 1878 г. по Сан - Стефанскому мирному договору России передавалась Карсская область на Кавказе (западная Армения)

Азербайджан.

Территория современного  Азербайджана в 7 в. до н.э. подверглась нападениям со стороны продвигавшихся к югу киммерийцев и скифов, часть которых осела на ней и вступила в контакт с местными жителями. Позже эти земли входили, по меньшей мере частично, в состав ираноязычной Мидии, а затем империи Ахеменидов. После разгрома этой империи Александром Македонским персидский сатрап Антропат создал на севере бывшей Мидии государство, названное его именем Антропатена, однако недолго была независимым государством. В 1 в. до н.э. она была завоевана армянским царём Тиграном II, а со 2 в до н.э. стала частью Парфии. Вместе с персоязычной культурой сюда были принесены заметные элементы зороастризма.

Северная часть страны, Албания, развивалась более замедленными темпами из-за этнической пестроты и многоязычия. Государственность здесь стала складываться примерно на рубеже нашей эры. Албания исторически была достаточно тесно связана с Арменией и Грузией и как упоминалось, вместе с ними – по меньшей мере частично – приняла в 4 в. н.э. христианство, а также обрела национальный алфавит. Но специфика страны не способствовала  сложению здесь единого народа и привела в конечном счёте к ликвидации государства.

С 3 в. до н.э. азербайджанские земли и народы с их весьма пёстрыми этноязычной культурой и религиозными предпочтениями были подчинены персидскому государству Сасанидов, став его частью. Сасанидская культура  и зороастризм стали играть здесь существенную роль, что способствовало некоторому экономическому и культурному развитию. Это развитие было приостановлено нашествием арабов и исламизацией  Азербайджана, целиком вошедшего в состав Арабского халифата. Точнее, развитие пошло по новому пути, который способствовал консолидации исламизованного населения, возникновению новых мусульманского типа городов, ставших крупными торгово-ремесленными центрами. Исламский характер обрели монументальная  архитектура , искусство, литература

Упадок Арабского халифата в 11 в. открыл дорогу тюркам – сельджукам, что привело к тюркизации большей части населения  Азербайджана и формированию собственно азербайджанского народа. Тюркский разговорный язык стал здесь основным уже к 13 в., хотя в делопроизводстве и культуре долго ещё господствовали арабский и фарси. Монгольское завоевание привело к тому, что с 30х годов 13 в. азербайджанские земли стали частью государства ильханов, управлявшегося  Хулагуидами. Распад этого государства веком спустя привёл к появлению ширван-шахов, стремившихся укрепиться в созданном ими Ширване, а в конце 14 в.  Азербайджан был завоеван Тимуром, разрушавшим и разорявшим  непосильными поборами покоренные им земли. Затем  Азербайджан недолгое время находился в составе государств Кара- Коюнлу  и Ак–Коюнлу, пока на смену этим кратковременным  политическим образованиям не пришёл  Сефевидский Иран, который способствовал распространению в тюркоязычном  Азербайджане оппозиционного суннизму  Арабского халифата и Османской империи шиитского ислама.

В 16-18 вв. Азербайджан был частью государства  Сефевидов, причём конец этого периода прошёл под знаком борьбы  Османской Турции и Сефевидского  Ирана на  Закавказье, особенно за азербайджанские земли. В начале 19 в. в эту борьбу вмешалась и Россия.

После Персидского похода (1722-1723) в сентябре 1771 г  в Петербурге был подписан договор с Ираном, согласно которому шах признавал за Россией всё западное и южное побережье Каспийского моря (Баку). В 1813 г. согласно Гюлистанскому мирному договору между Россией и Ираном, шах признал присоединение к России Северного Азербайджана (8 ханств, которые Россия захватила 1804-1813гг.) и Дагестана. На территории современного Азербайджана в начале 19 в. находилось несколько ханств: Гянджинское, Карабахское, Кубинское, Нахичеванское, Талышское, Щекинское и др. Судебная власть принадлежала шариатским судам. В 1826 г. между Ираном и Россией вновь вспыхнула война. В 1827 г. русские войска перешли в наступление и очистили Армению и южный Азербайджан от иранских отрядов. В результате переговоров в феврале 1828 г. в селении Туркманчай был подписан составленный А. С. Грибоедовым мирный трактат, согласно которому Персия «навсегда» уступала России ещё два азербайджанских ханства Эриванское и Нахичеванское (В 1828 г. был опубликован Высочайший Манифест, в котором эти два ханства были названы Армянской областью с 1849 г. была переименована в Эриванскую губернию), кроме того, предусматривалось право свободного судоходства по Каспию и исключительное право России иметь здесь свой военный флот.

Стремление к стратегическому обеспечению безопасности восточных границ России, к расширению её торговых связей с государствами Востока было главным стимулом политики российских царей на Кавказе. В этой политике Россия опиралась на встречное движение многочисленных народов Кавказа, искавших у своего северного соседа защиты от экспансии.

После присоединения к России раздробленность Закавказских государств ликвидировалась. Всеми делами управлял главнокомандующий в Тбилиси. Были созданы Армянская область, Тифлисская губерния, Бакинская губерния, Елизаветпольская губерния, Эриванская губерния  и ряд военных округов. Бывшие правители постепенно лишались многих функций, превращаясь в местных чиновников. Начальниками судов, полиции становились русские, а помощниками – местные.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4960. Вывод сообщений на экран на C++ 170 KB
  Вывод сообщений на экран Все программы на C++, созданные вами в уроках 1 и 2, использовали выходной поток cout для вывода сообщений на экран. В этом уроке вы будете использовать cout для вывода символов, целых чисел, например 1001, и чисел с плавающ...
4961. Программы хранят информацию в переменных 130.5 KB
  Программы хранят информацию в переменных Все программы, представленные в уроках 1ש, были очень простыми. Однако по мере того, как ваши программы начинают выполнять более многоплановые задачи, они должны хранить информацию во время выполнения. ...
4962. Выполнение простых операций на C++ 177.5 KB
  Выполнение простых операций Из урока 4 вы узнали, как объявлять и использовать переменные в своих программах. По мере усложнения программ вы будете выполнять арифметические операции, такие как сложение, вычитание, умножение и деление, над значениями...
4963. Отчет создания простой программы в Visual Studio 2012 447.93 KB
  Отчет создания простой программы Запускаем программу Visual Studio 2012 Запуск программы Visual Studio 2012 FIRST. СРР Удалила все содержимое и заменила на заранее приготовленный мной текст из блокнота. Вид глобальной обла...
4964. Технология модульного программирования 23.5 KB
  Технология модульного программирования Сущность технологии модульного программирования Технология модульного программирования заключается в разбиении программы на отдельные модули. Модуль должен обладать следующими основными свойствами: выполн...
4965. Создание новых типов данных 30.5 KB
  Создание новых типов данных Для представления данных о сложных физических и математических объектах необходимо создавать новые типы данных на основе базовых и ранее созданных. Структуры Наиболее простым способом создания нового типа данных является...
4966. Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) 25.77 KB
  Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) Основные составляющие технологии ООП Инкапсуляция – объединение элементов данных и действий над ними в класс с ограничением доступа к элементам данных. Это означает...
4967. Наследование как основа создания иерархии классов 22.18 KB
  Наследование как основа создания иерархии классов Наследование Наследование – создание новых классов на основе ранее созданных классов. Класс, на основании которого формируется новый класс, называют базовым (родительским) классом. Новый класс...
4968. Полиморфизм и виды его операций 30.97 KB
  Полиморфизм Полиморфизм – использование одного и того же имени функции, операции или класса для разных типов данных. Полиморфизм позволяет многократно не переписывать фрагменты программы, реализующие один и тот же алгоритм для разных типов...