95444

Украина при Хмельницком, взаимоотношения с Россией

Доклад

История и СИД

В Москве состоялся земский собор на котором было принято решение о присоединении Украины к России. Переяславкая Рада также одобрила воссоединение Московской и Малой России. Киев был отдан России на 2 года но его никто не вернул. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Русский

2015-09-23

43.5 KB

0 чел.

Вопрос №6 Украина при Хмельницком, взаимоотношения с Россией.

  К XVII веку украинское население стало чувствовать на себе тройной гнет: национальный, социальный и религиозный. Вся совокупность прав и привилегий была у католического польского и литовского шляхетства, и особенно у крупных землевладельцев аристократов – магнатов. Шло насильственное ополячивание, закрытие школ на национальном языке. Протестанты и православные подвергались гонениям.

  Буря грянула в 1648 году, когда очередное восстание запорожцев выплеснулось за пределы запорожской казачьей области, охватило всю Украину и превратилось в национально-освободительную войну. Возглавил борьбу Богдан Хмельницкий. Войско Хмельницкого дважды в битвах у реки Желтые Воды и у Корсуни  разгромило коронную армию Речи Посполитой. Союзником Хмельницкого выступил крымский хан. После еще двух поражений у Пилявец и Зборова польский король был вынужден поставить вопрос об украинской автономии. По Зборовскому договору Хмельницкий признавался гетманом Украины, власть польской шляхты ограничивалась в Киевском, Черниговском и Брауловском воеодствах, которые принадлежали самому Хмельницкому; численность реестровых казаков увеличивалась до 40000.

  Однако волнения вспыхнули с ново силой в Белорусии, Смоленщине, на Волыни. Началась новая война, которая шла не так успешно. Из-за измены крымского хана украинские войска потерпели поражение под Берестечком в 1651 году. По Белоцерковному договору под властью Хмельницкого оставалось только Киевское воеводство, а численность реестровых казаков снижалась до 20000.    

  В 1653 году наступил решительный момент. Украинмкие войска снабженные российским оружием проиграла битву у Жванца из-за измены крымского хана.

В Москве состоялся земский собор, на котором было принято решение о присоединении Украины к России. Это означало непременную войнц с Речью Посполитой. Переяславкая Рада также одобрила  воссоединение Московской и Малой России.

  Россия ввела войска в Украину и Белоруссию и начала активное наступление на Польшу. Однако затем Россия заключила перемирие с Польшей и вступила в войну со Швецией. Ничего не потеряв, но и не приобретя, Россия заключает мир с Швецией и переносит силы в Польшу. Затем начинаются переговоры о мире. В 1667 году заключено Андрусовское перемирие на 13,5 лет. Россия получала Смоленск и все украинские земли по левому берегу Днепра. Киев был отдан России на 2 года, но его никто не вернул. Запорожье находилось  совместном управлении Москвы  и Речи Посполитой.

  На Украину, где было сохранено гетманское правление, вскоре понаехло множество московских воевод, стояли русские войска. Русские мало считались с украинской самобытностью. Украинцев это, если честно, немного огорчало.

 

Билет № 8. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение к России Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы.

Борьба России за преобладание в Восточной Европе, за берега Черного моря, за воссоединение украинских и белорусских земель с Россией завершается лишь в конце XVIII века и на последнем этапе связана с разделами Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией, т.е. падением внутренне слабого, но независимого польско-литовского государства.

К середине 18 века Речь Посполитая ещё оставалась крупным государством, простиравшимся от Балтики до Карпат и от Днепра до Вислы и Одера с населением 12 млн. человек и пестрой этнической картиной - около половины составляли поляки, 10% евреи, 30% - литовцы, латыши, белорусы и украинцы, немного немцев. Однако целый ряд внешних и внутренних факторов (внутренняя непрочность государственного строя, слабость власти1, общий кризис, нерешенность национального вопроса, обострение политической ситуации в Европе и хищнические устремления соседей) привели к тому, что к концу века оно перестало существовать, будучи разделенной в ходе 3 разделов между своими соседями - Пруссией, Австрией и Россией.

Кто виноват в падении крупного европейского государства?

  •  Русские историки XIX века корень зла видели в безответственной, эгоистической политике польских и литовских магнатов, которые ради своего всевластия и господства на сеймах готовы были рвать державу на части.
  •  Современники причину гибели этого государства видят в политике Пруссии и Австрии, которые за счет Польши пытались реализовать свои амбиции как великих держав и сгладить свои противоречия.
  •  Другие историки считают, что главной причиной трагедии был внутренний развал государства.

В Речи Посполитой не было никого, кто бы мог повести за собой народ. Европейские станы боролись за политическое влияние в Польше. Со времен Августа II (1697 г.) на троне сидели угодные России короли. Последним королем Польши был Станислав Август Понятовский, он также являлся ставленником России. Этот безвольный и слабый король устраивал Екатерину. Императрица стремилась создать «буфер» из формально независимой, но находящейся под сильным русским влиянием Польши. Спокойствие на западных границах было нужно Екатерине, чтобы начать войну с Османской империей за берега Черного моря.  Однако анархия и децентрализация в этом государстве делали возможным вмешательство других стран в польские дела.

В 1762 г. Россия и Пруссия заключили договор, по условиям которого обязывались защищать права польских диссидентов (некатоликов).  Королем непременно должен был стать поляк, дабы Польша не попала под влияние другого государства. Т.о., уступая немного Пруссии, Россия стремилась сохранить спокойствие на северных границах.  

Екатерина настойчиво требовала уравнения прав диссидентов (православный, протестантов) с католиками, чего и добилась. Неустроенная таким положением дел католическая шляхта создает конфедерацию в г. Бар (Барская конфедерация), обращается за помощью к Турции, которая взамен на Подолию и Волынь развязывает войну с Россией. Россия вынуждена вести войну на два фронта.

В 1772 г. Барской конфедерация была разгромлена, что усилило позиции России в Польше и вызывало недовольство Пруссии и Австрии. Последние предложили России уйти с оккупированных турецких территорий (Молдавии и Валахии), а взамен занять восточные территории Польши. В противном случае они угрожали вступить в войну на стороне Турции. В итоге 1772 г. (август) – I раздел Речи Посполитой.

России: Восточная Белоруссия, юго-восточная Латвия (г. Витебск, Могилев, Орша)

Австрия: Западная Украина

Пруссия: побережье Балтики (без портов), часть Великой Польши.

Раздел привел к взрыву национального чувства поляков. В 1791 г. под влиянием Великой французской революции сейм принял либеральную конституцию (основы укрепление государства, усиление власти короля). Польская шляхта отвергла эту конституцию, сформировала Тарговицкую конфедерацию, потребовала введения русских войск. Екатерина выжидала. После заключения Ясского мира русские войска возвращались через территорию Польши. Армия польского короля потерпела поражение.

Пруссия и Австрия не могли позволить России в одиночку решать польские дела и предложили Второй раздел Польши (инициатор – Пруссия). Россия согласилась, т.к. боялась выхода Пруссии из войны (против Франции), что усилило бы ее влияние к балтийской и балканской проблемам, а также не могла в одиночку помочь Тарговицкой конфедерации ликвидировать движение патриотов в Польше.

1793 г. (январь) – II раздел Польши, договор подписан в тайне от Австрии.

Россия: Белоруссия и Правобережная Украина (завершился процесс воссоединения Украины и Белоруссии с Россией).

Пруссия: Гданьск, Торунь, часть Великой Польши.

Достигшая своего апогея французская революция повлияла на события в Польше, в которой усилилось национально-освободительное движение под предводительством Тадеуша Костюшко. Его войска были разгромлены осенью 1794 г. Восстание дало повод вновь поднять вопрос о разделе Польши. Австрия, потерпев поражение от Франции, обратила внимание на Польшу. Пруссия хотела расширить свои территории. Вынужденный раздел для России.

1795г. (октябрь) – III  разделом Польши.

Россия: Западная Белоруссия, Литва, Курляндия,

Австрия: Западная Украина с Краковым

Пруссия: территории с Варшавой включительно.

Речи Посполитой больше не существовало.

Выводы:

  •  Произошла ликвидация независимого, исторически сложившегося и имевшего возможность в развитию польско-литовского государства.
  •  Воссоединение Украины с Белоруссией с Россией.
  •  Главная вина лежит на польских и литовских магнатах и шляхте, разваливших страну.
  •  Инициаторами разделов были Пруссия и Австрия, Россия участвовала крайне неохотно, т.к. в ее интересах было формально независимое государство-буфер на западных рубежах.   
  •  Отношение России к разделам в Польше было неоднозначным. Некоторые предлагали прямой захват восточных ее областей.
  •  Россия не приобрела ни пяди национальной польской земли.

Разделы несли новые осложнения и имели отрицательные последствия в будущем.    


1 Проблемы, связанные со внутренним  устройством Речи Посполитой.


1. Центральная власть: Государственный строй Польши можно сравнить с конституционной монархией или с республикой, где президент избирается пожизненно. Высший орган власти – избираемый шляхтой сейм. Королевская власть находилась под сильнейшим контролем сейма. Участвовать в общегосударственном сейме могли только представители дворянства – шляхты, причем обязательно католики. Сейм мог принимать решение только единогласно. Т.о. создавался полный паралич высшей законодательной власти: сейм превратился в орган безвластия, полной анархии. Если сейм даже и принимал какое-н. решение, магнаты и шляхта имели полное право не подчиняться ему и даже начать гражданскую войну.


2. Магнаты: Истинными хозяевами в Польше были немногочисленные роды крупных феодалов-магнатов жили. Магнаты были абсолютно полными господами подвластных земель и живущих на ней крестьян, не подчинялись решениям высших органов власти, каждый магнат содержал отряд вооруженных холопов и шляхтичей.


3. Армия: Наемное государственное войско, магнатские отряды и всеобщее шляхетское ополчение составляли армию Речи Посполитой. Во второй половине XVIII века польское войско переживало упадок, соответственно не могло противостоять регулярным армиям Пруссии, Австрии и России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25159. Суспільно-культурологічні засади еліністично-римської філософії, її періодизація 30.5 KB
  В стоїцизмі знаходить своє обґрунтування натурфілософія епохи еллінізму. Необхідно обґрунтувати ідеал внутрішньої свободи відбувається обґрунтування становища людини в новому світі світі монархії деспотичний режим. Але система обґрунтування в різних школах була різна. Головна задача філософії – обґрунтування та досягнення щастя людини.
25160. Єдність та багатоманітність історії як філософсько-історична проблема 29 KB
  Єдність та багатоманітність історії як філософськоісторична проблема. Осягнення всесвітньої історії в її єдності і багатоманітності проявів – головна мета філософії історії. На відміну від дослідження історика який зосереджується на описі одиничних фактів філософське осмислення історії завжди намагається усвідомити ціліснсть історичного процесу. Вихідною при поясненні окремих явищ історії з філософсько – історичної позиції є ідея закономірності історичного розвитку і саме вона становить фундамент для побудови загального...
25161. Ідеологія, її місце в житті суспільства 26 KB
  В ній з більшою чи меншою адекватністю виражено їх соціальне становище колективний інтерес історичну еволюцію сучасний стан можливі перспективи розвитку€ Можна визначити ряд характеристик ідеології з метою кращого усвідомлення даного феномену: завжди дає цілісну картину світу акцентуючи увагу на місці і ролі людини в цьому світі; інтерферує знання отримані попередніми поколіннями; стимулює і направляє людську поведінку інтегруючи суспільні дії; є організуючою формою громадського життя; в цілому визначає перетворення розвиток і...
25162. Ф.Шеллінг про місце натурфілософії в системі знання 25.5 KB
  Система трансцендентального ідеалізму – це шлях від суб’єкта до об’єкта. А натурфілософія – це шлях від об’єкта до суб’єкта. А як в природі зародилося це ідеальне Цим ідеальним є дух або безкінцевий суб’єкт. В абсолютному розумі суб'єкт і об'єкт нерозривно пов'язані створюють цілісну нерозрізнюваність суб'єктивного й об'єктивного .
25163. Концепція локальних цивілізацій Тойнбі 27 KB
  Концепція локальних цивілізацій Тойнбі Заперечення лінійної універсальної моделі історії. Критика класичної теорії історії Тойнбі – культурноцивілізаційні моделі історії спираючись на доробок Шпенглера створив концепцію коловороту локальних цивілізацій; одиниця аналізу локальна цивілізація 21 Формування розвиток та занепад локальних цивілізацій Відмова від ідеї універсалізму історії і утвердження ідеї полілінійності варіативності багатоманітних історичних систем Майбутнє – не передбачуване залежить від вибору який робить те чи інше...
25164. Співвідношення науки і філософії в Античній культурі 22.5 KB
  А через досвід у людей виникає наука та мистецтво під мистецтвом в цьому контексті розуміється філософія. Та найвищою мудрістю яку Арістотель визначає як науку про граничні причини та начала є філософія. 1а філософія – знання про істину; це наука що досліджує суще як таке а також те що йому властиве само по собі. 1а філософія бажана заради самої себе і заради пізнання а не ізза корисності.
25165. Проблема істини у філософії. Гносеологічне і онтологічне розуміння істини. (за Коретом) 24 KB
  Проблема істини у філософії. Гносеологічне і онтологічне розуміння істини. за Коретом Австрійський філософ Корет виокремлює 3 види істини: логічну онтічну та онтологічну. З цього приводу Корет виділяє 3 концепції істини: кореспондентна відповідність пізнання і судження з предметом іншими словами це те що дійсно є консенсусна дещо вважається істинним якщо компетентні в цій області судді погодяться з цим та когерентна нове знання не має суперечити вже існуючому має узгоджуватися з ним.
25166. Проблема істини у філософії. Гносеологічне і онтологічне розуміння істини 32.5 KB
  Проблема істини у філософії. Гносеологічне і онтологічне розуміння істини. Класичне визначення істини яке потім стало традиційним у філософії дав Арістотелькореспондентська теорія істини визначивши істину як відповідність наших знань дійсності. Це визначення істини визнавали такі мислителі як Аквінський Гольбах Гегель Фейєрбах а також Маркс.
25167. Філософські засади гуманітарного знання 28 KB
  Філософські засади гуманітарного знання Тривалий час для філософії головним напрямком орієнтації були ідеали природничого знання точність об’єктивність повторюваність результату. Проте досить давно було підміченим що значна частина гуманітарного знання яке отримує своє коріння в культурі і з яким дуже тісно виявляється пов’язаним філософське знання не знаходить адекватного відображення в теорії і методології природничого знання. Головні проблеми гуманітарного знання властиві також і філософії – пізнавальне і ціннісне відношення людини...