95504

Специфика взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами и центром занятости населения

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Роль кадровых агентств и центра занятости населения в трудоустройстве Центр занятости населения Кадровые агентства и их виды Специфика взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами и центром занятости Социологическое исследование «Деятельность кадровых агентств и службы занятости: взгляд студента»...

Русский

2015-09-24

154.5 KB

3 чел.

PAGE  17

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МАТИ» - Российский государственный технологический
университет имени К.Э. Циолковского (МАТИ)

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ 
ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Курсовая работа
по дисциплине «Рекрутмент»
на тему:

«Специфика взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами и центром занятости населения»

студента группы 7УПП-4ДБ-067

Сапожникова Ивана Федоровича

Научный руководитель

Дорофеева Анастасия Андреевна

Защита курсовой работы оценивается на _______________________________

Дата защиты _______________________________________________________

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1 Роль кадровых агентств и центра занятости населения в трудоустройстве…..5

1.1 Центр занятости населения……………………………………………………5

1.2 Кадровые агентства и их виды ………..……………………………..………..9

1.3 Специфика взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами и центром занятости…………………………………………………………………………..13

2 Социологическое исследование «Деятельность кадровых агентств и службы занятости: взгляд студента»……………………………………………………....19

Заключение………………………………………………………………………..25

Список использованных источников информации……………………………..27

Приложение

Введение

В современном мире существует множество способов и ресурсов для поиска работы.

Можно выделить самые распространенные и ключевые методы поиска:

  •  Интернет ресурсы;
  •  Родственники;
  •  Друзья;
  •  Кадровые агентства по подбору персонала;
  •  Агентства по трудоустройству;
  •  Служба занятости населения;
  •  Прохождение практики в компании с последующим приглашением на постоянное трудоустройство.

В данной курсовой работе мы рассмотрим деятельность центра занятости и кадровых агентств, их роль в решении важнейшего вопроса поиска работы и трудоустройства граждан и специфику взаимодействия соискателей с данными организациями.

Актуальность темы исследования обусловлена сложной экономической ситуацией, сложившейся в стране. Большое количество квалифицированного персонала (медики, педагоги-логопеды, педагогические работники ВУЗов) находятся на свободном рынке труда, которым требуется квалифицированная помощь специалистов в области HR. Основные вопросы, с которыми сталкивается эта категория кандидатов — это профориентация, переквалификация, переобучение.

Объектом исследования является роль кадровых агентств и центра занятости населения в трудоустройстве.

Предметом исследования выступают специфика и способы взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами и службой занятости.

Цель исследования — определить уровень владения информацией о предоставлении услуг кадровыми агентствами и центром занятости населения.

Задачи исследования:

  1.  Изучить деятельность кадровых агентств и службы занятости населения;
  2.  Определить их роль в трудоустройстве;
  3.  Дать рекомендации по способам взаимодействия соискателя, как с центром занятости, так и с кадровыми агентствами.

Гипотеза заключается в том, что, если соискатель будет четко знать, в каком из случаев необходимо прибегать к помощи кадровых агентств, а в каком — центра занятости населения, то это будет способствовать существенной экономии его денег и времени поиска работы, а также обезопасит себя от ненужных и нежелательных собеседований.

Методы исследования: анализ информации, анкетный опрос.

Глава 1 Роль кадровых агентств и центра занятости населения в трудоустройстве

  1.  Центр занятости населения

Необходимость помощи людям в поиске работы осознали еще в царские времена. Быстрый рост безработицы заставил задуматься о способах борьбы с ней. Первые организации, взявшие на себя эти обязанности, появились в середине 1917 года, незадолго до Октябрьской революции, и получили название «биржи труда». Биржи труда боролись с безработицей, пока в конце 1930 года не было объявлено о полной ее ликвидации. Только спустя почти 60 лет, службы, помогавшие людям находить работу, были возрождены.

Необходимо дать определение такому понятию как «биржа труда».

Биржа труда — это специализированное место, в котором осуществляется посредничество между предпринимателями (работодателями) и наемными работниками (соискателями). Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий различных организаций и предприятий, а также базой данных соискателей рабочих мест.

Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодежи, производят учет безработных и выплачивают пособия.

В России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения. Таким образом, вопросами борьбы с безработицей и трудоустройством граждан занимаются центры занятости населения.

Согласно Закону о занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, для организации и координации деятельности, относящейся к занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, на территориальном уровне в ведении Национального агентства на базе бюро занятости населения создаются агентства (центры) занятости населения. Лица, желающие трудоустроиться, вправе обратиться за помощью территориальных агентств занятости населения, в радиусе деятельности которых проживают, путем подачи заявления согласно образцу, установленному Национальным агентством занятости населения.

Опишем организационную структуру на примере города Москвы.

Департамент труда и занятости населения города Москвы является: «функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда, содействия занятости населения, трудовой миграции и охраны труда, а также по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции» (из Положения о Департаменте труда и занятости населения города Москвы)1.

Центры занятости населения являются подведомственными учреждениями Департамента, территориально распределенными по округам города Москвы2.

Например, жителей, организации и предприятия западной части Москвы обслуживает Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Западного административного округа города Москвы. Под его управлением работают отделы трудоустройства «Раменки», «Кунцево», «Дорогомилово» и «Солнцево»3.

Чтобы зарегистрироваться в Центре занятости, соискателю необходимо предъявить следующие документы:

  •  паспорт или документ, его заменяющий;
  •  трудовую книжку или ее дубликат;
  •  документы об образовании и профессиональной квалификации;
  •  справку о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости).

Центр занятости населения можно охарактеризовать как своего рода посредника между работодателями и соискателями.

Можно привести следующие основные направления деятельности Центра занятости населения4:

  •  Государственная экспертиза условий труда (проводится при несчастных случаях на производстве или для определения размеров компенсаций за труд в тяжелых условиях);
  •  Информирование о положении на рынке труда, соотношении спроса и предложения на определенные профессии;
  •  Организация проведения оплачиваемых общественных работ (с целью обеспечения безработных граждан временным доходом);
  •  Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения;
  •  Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  •  Социальные выплаты безработным гражданам (в период поиска работы и во время прохождения обучения по направлению центра занятости);
  •  Профессиональное обучение (профессиональная подготовка, переобучение и повышение квалификации безработных граждан);
  •  Психологическая поддержка безработных граждан;
  •  Содействие гражданам в поиске подходящей работы, работодателям в подборе необходимых работников;
  •  Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  •  Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  •  Предоставление информации о проводимых ярмарках вакансий;
  •  Оказание помощи в организации собственного дела.

Но, конечно, основная функция центров занятости состоит в предоставлении помощи соискателям в поиске подходящей работы, а также содействии в подборе персонала для организаций и предприятий.

В центрах занятости населения вакансии работодателей расположены в свободном доступе для любого, желающего найти работу. Кроме того, каждый посетивший центр занятости человек, может получить бесплатную консультацию по любому вопросу, связанному с трудоустройством.

Организации могут рассчитывать на консультационную помощь по вопросам трудового законодательства, в том числе и о введении неполного рабочего дня или сокращении штата сотрудников.

Также важно отметить, что люди, не имеющие профессии, пользующейся спросом среди работодателей, могут бесплатно обучиться новой, получив направление в центре занятости населения. Учащиеся по направлению центра занятости могут рассчитывать на стипендию на весь период обучения.

Люди, желающие заняться организацией собственного предпринимательского дела, могут получить в центре занятости не только консультационную, но и материальную поддержку, которая заключается в возможности получения денежной субсидии для открытия бизнеса. При этом со стороны безработного гражданина необходимо выполнить ряд, предусмотренных законодательством, действий — собеседование, тестирование, а также написание бизнес-плана. После этого предусмотрена защита подготовленного бизнес-плана перед коллегиальными органами или комиссиями, которые имеются в каждом конкретном регионе. После положительного решения комиссии о выделении субсидии, гражданину необходимо зарегистрировать создаваемую организацию, с предусмотренной организационно-правовой формой (ООО, ИП), в налоговой инспекции по месту жительства.

Таким образом, посредством центров занятости государство занимается разрешением важнейшего вопроса борьбы с безработицей населения.

  1.  Кадровые агентства и их виды

Термин «кадровое агентство» может использоваться как для обозначения агентств по трудоустройству, так и для обозначения агентств по подбору персонала.

Необходимо дать определение такому понятию как «кадровое агентство».

Кадровое агентство — это посредник на рынке труда, организация, оказывающая услуги работодателям по поиску и подбору персонала и/или оказывающая услуги соискателям по поиску работы и трудоустройству, а также другие сопутствующие услуги.

Таким образом, кадровое агентство является своего рода биржей труда.

Но в данной курсовой работе мы разграничиваем данные понятия. Под биржами труда мы понимаем государственные центры занятости населения, а кадровые агентства представляют собой самостоятельные организации, оказывающие населению услуги по трудоустройству, а компаниям — услуги по подбору необходимого персонала.

Существует два типа кадровых агентств: в зависимости от того, кто является клиентом — работодатель или соискатель.

  1.  Если клиент — соискатель, то агентство, как правило, «по трудоустройству». За определенную плату соискатель получает определенный список необходимых вакансий, а затем делает с ним то, что считает нужным. Итак, если посредник рынка труда осуществляет поиск работы по заказам соискателей — он является агентством по трудоустройству;
  2.  Если клиентом является работодатель, то агентство, как правило, именуется «агентством по подбору персонала». Клиент оплачивает услуги, — таким образом, по тем или иным причинам он привлекает внешнего поставщика, — а агентство ищет ему человека, который максимально соответствует ожиданиям клиента. Итак, если организация в качестве посредника рынка труда занимается только поиском и подбором персонала по заказам работодателей, такая организация является агентством по подбору персонала.

Кадровые агентства могут заниматься подбором разнообразного по своим качествам персонала: как работников не самой высокой квалификации, так и топ-менеджмент компаний. Все зависит от специализации в оказываемых услугах. Существуют агентства, подбирающие персонал по профессиональной, квалификационной или отраслевой принадлежности.

Также стоит отметить, что существуют так называемые кадровые «агентства смешанного типа», которые оказывают и услуги по поиску работы соискателям, и услуги по подбору персонала работодателям. Такие агентства взимают вознаграждение и с соискателей, и с работодателей.

Теперь перейдем к направлениям основной деятельности кадровых агентств.

Деятельность кадрового агентства складывается из трех основных составляющих: поиск, оценка и подбор персонала на определенные вакансии, имеющиеся у работодателей. Особое внимание уделяется соответствию профессиональных и личностных компетенций кандидата требованиям клиента.

Кадровое агентство выясняет профессиональный уровень кандидата, а также его психологические характеристики — например, мотивацию, гибкость, способность адаптироваться в коллективе. Кадровое агентство берет на себя и задачи по проверке рекомендаций. Особую сложность представляет подбор специалистов, в частности, бухгалтеров. В подавляющем большинстве случаев у руководителя компании просто-напросто отсутствует возможность самостоятельно оценить профессионализм главного бухгалтера, но это может сделать кадровое агентство.

Необходимо отметить, что помимо трех вышеперечисленных направлений основной деятельности кадровые агентства: как по трудоустройству, так и по подбору персонала — могут оказывать работникам и работодателям так называемые сопутствующие услуги. Понятно, что, как правило, агентства по трудоустройству полностью нацелены на соискателей, и предлагают сопутствующие услуги только им. Агентства же по подбору персонала могут оказывать дополнительные услуги и работникам, и работодателям одновременно.

Итак, ответим на вопрос, какие же дополнительные услуги могут предложить кадровые агентства своим клиентам.

К сопутствующим услугам, предлагаемым этими организациями работодателям, относятся кадровый консалтинг, кадровый аудит, коучинг5, тренинги, обучение и развитие персонала, оценка персонала, мотивация персонала, аутстаффинг6 и лизинг персонала7, аутсорсинг8 кадровой деятельности, в том числе функций по учету кадров и ведению кадрового делопроизводства, аутплейсмент9 и другие.

К сопутствующим услугам, оказываемым соискателям, могут относиться услуги по составлению и переводу резюме, тренинги, консультационные услуги и т. д.

Также агентства стремятся разбавить перечень дополнительными услугами с целью отличиться и удовлетворить рынок. Например, обзоры рынка, исследования, оценка персонала, деловые игры, различные тестирования.

 1.3 Специфика взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами и центром занятости

В каких же случаях стоит прибегать к услугам тех или иных кадровых агентств либо центра занятости? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Как мы уже отмечали, и агентства по трудоустройству, и агентства по подбору персонала выступают в качестве посредников на рынке труда. Задача и тех, и других — согласование интересов соискателя и работодателя.

И главное, что сразу стоит отметить — это материальный вопрос услуг кадровых агентств.

Так как заказчиком услуг, оказываемых агентством по трудоустройству, является соискатель, то именно он и оплачивает услуги данного агентства и именно с ним агентство по трудоустройству заключает возмездный договор оказания услуг. Важно учесть, что такой способ поиска работы может недешево обойтись претенденту.

Агентство же по подбору персонала, в первую очередь, оказывает услуги работодателям, заключая договор с ними, и осуществляет для них поиск и подбор персонала, соответствующий именно их требованиям. И так как в данном случае выполняются требования компании-заказчика, поэтому услуги агентств по подбору персонала оплачиваются не соискателями, а работодателями. Таким образом, отмечаем, что услуги агентства по подбору персонала для соискателей, зачастую, бесплатны.

Рассмотрим схему и специфику взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами.

Итак, обращаясь в агентство по трудоустройству, соискатель оплачивает определенную фиксированную сумму (аванс, первоначальный взнос), после чего агентство по трудоустройству приступает к поиску подходящих кандидату вакансий, направляет его резюме на эти вакансии, размещает резюме в интернете и специализированных средствах массовой информации, ведет переговоры с работодателями, организует проведение собеседований и производит иные посреднические действия.

Также соискатель может прибегнуть к консультации специалистов агентства по способам и методам поиска работы и прохождения собеседований. У клиента есть возможность получить консультацию по вопросам карьеры и профориентации, пройти различные тренинги и психологическое тестирование.  

По факту своего трудоустройства кандидат выплачивает агентству по трудоустройству вознаграждение в виде процента от своей заработной платы — он может быть фиксированным либо составлять от 25% до 100% от первого заработка.

Процесс поиска работы для соискателя можно разбить на несколько этапов:

  1.  встреча с кандидатом для определения требований к будущей работе, а также заключения договора на оказание услуг;
  2.  составление профессионального резюме в случае его отсутствия для размещения на сайтах по трудоустройству и целенаправленная рассылка, а также коррекция резюме под подходящие вакансии;
  3.  организация собеседований и рекомендации кандидату по их прохождению у работодателя;
  4.  в случае успешного трудоустройства работника агентство в течение испытательного срока сопровождает кандидата и дает ему необходимую консультацию по различным рабочим или правовым вопросам;
  5.  в случае благополучного прохождения испытательного срока, кандидат вносит оплату агентству за оказанные услуги, а в случае не прохождения — агентство продолжает, в зависимости от условий договора, работу по трудоустройству данного специалиста.

Что же касается агентства по подбору персонала, то здесь важно понимать, что оно в первую очередь несет ответственность перед работодателем, поскольку именно он является заказчиком услуг такого агентства.

Мы же будем рассматривать обращение в агентство по подбору персонала со стороны соискателя, который не является заказчиком данных услуг.

Как мы уже отметили, у агентств по подбору персонала отсутствуют договорные отношения с соискателем. Таким образом, агентства по подбору персонала не обязаны продолжать поиск работы для соискателя, если какая-либо вакансия ему не подошла, либо если работодатель не принял его на работу или расторгнул ранее заключенный с ним трудовой договор. При этом услуги таких агентств, для соискателей, как мы уже оговаривали, бесплатны.

Агентство по подбору персонала ведет и постоянно пополняет свою внутреннюю базу резюме соискателей. Такие агентства добавляют в свою базу как резюме, найденные сотрудниками данной компании, так и присланные соискателями. При наличии или появлении заказа на подбор кандидата на должность, соответствующую резюме соискателя, его резюме будет рассматриваться сотрудниками агентства по подбору персонала наравне с другими. Редактирование резюме соискателя, приглашение его на собеседование в агентство по подбору персонала, консультирование кандидата по вопросам прохождения собеседования у работодателя, организация встречи с работодателем, предложение соискателю других подходящих вакансий при их наличии — все это для соискателя, как правило, является бесплатным, но в рамках тех вакантных должностей, подбор персонала на которые осуществляется по заказам работодателей.

Стоит отметить, что некоторые агентства по подбору персонала все же оказывают платные услуги соискателям, если сам соискатель обращается в такое агентство, а необходимая ему помощь выходит за рамки работы сотрудников агентства по вакансиям работодателей. Такие услуги обычно носят консультационный характер, например, предоставление информации по эффективному поиску работы.

Теперь перейдем к вопросам взаимодействия соискателя с центром занятости населения, одной из основных задач которого является, разумеется, оказание содействия в трудоустройстве безработных граждан. Стоит ли вообще обращаться за помощью такой службы и что для этого нужно?

Механизм постановки на учет для получения официального статуса безработного достаточно прост: соискателю необходимо обратиться в центр занятости по месту прописки, имея при себе паспорт, трудовую книжку, документ об образовании и справку о средней заработной плате за три месяца с последнего места работы, необходимая для определения размера пособия по безработице.

Следует учесть, что 70-80% от общего числа всех вакансий, представленных в центрах занятости, составляют рабочие специальности. Среди соискателей же преобладают женщины. Достаточно много специалистов с высшим образованием (те же юристы и экономисты), которыми пресыщен рынок. Им будет сложно найти работу по профессии.

Центры занятости выдают направления на работу. Но что, же делать, если среди них нет специальностей, подходящих соискателю?

Специалисты службы индивидуально занимаются с каждым обратившимся в центр занятости. Сначала проводится тестирование, чтобы выявить склонности человека, потом специалист беседует с соискателем, вместе они анализируют предложения работодателей. Для тех, кто не может или не хочет искать работу по имеющейся специальности, есть возможность обучиться на другую специальность, востребованную на рынке труда. Поэтому важным направлением работы отдела занятости населения является профессиональная переподготовка безработных.

Переподготовка граждан является важнейшим фактором, позволяющим расширить возможности трудоустройства, повысить конкурентоспособность, профессиональную мобильность и социальную защищенность. Многие соискатели понимают, что человек, прошедший переобучение имеет больший шанс найти работу.

Необходимо сказать, что служба занятости сотрудничает со многими образовательными учреждениями города Москвы различных форм: учебными центрами, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, институтами повышения квалификации. Таким образом, данные учебные заведения проводят переобучение граждан, по итогам которого человек получает диплом о дополнительном образовании или свидетельство о переподготовке. Важно отметить, что все это финансируется государством и для соискателя совершенно бесплатно.

Обучение производится по различным профессиям, востребованным на рынке труда. Среди них: курсы бухгалтерского учета и аудита, кадровый менеджмент, сметное дело, веб-дизайн и компьютерная графика, издательское дело, предпринимательская деятельность, менеджмент офиса со знанием «1С», плотник, слесарь-сантехник, электрогазосварщик, оператор котельной, оператор ПК, водитель различных категорий и другие. На время обучения выплачивается стипендия.

И, конечно, важнейшим направлением работы отдела является трудоустройство молодежи. Причиной молодежной безработицы является отсутствие опыта работы по специальности и зачастую завышенные требования самих молодых соискателей. При приеме на работу работодателям бывает недостаточно теоретических знаний, они хотят специалистов с опытом работы. Именно из-за отсутствия стажа работы молодежи чаще отказывают.

Для решения этой проблемы Департамент труда и занятости населения города Москвы совместно с Правительством Москвы разработал ряд программ по организации временного трудоустройства молодежи из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ищущих работу впервые:

  •  выпускники до 30 лет (молодежная практика);
  •  выпускники от 18-24 лет, ищущие работу впервые;
  •  обучающиеся и студенты в свободное время.

При участии в мероприятиях молодежной практики молодые специалисты в установленном порядке получают заработную плату и материальную поддержку.

Также необходимо отметить, что среди соискателей, обращающихся в центр занятости, есть и те, кто хотел бы начать собственный бизнес. Для них действует программа «Самозанятость», на открытие собственного дела выделяется 117 600 рублей. Частные предприниматели создают дополнительные рабочие места на рынке труда, платят налоги и это, естественно всячески поощряется.

Глава 2 Социологическое исследование «Деятельность кадровых агентств и службы занятости: взгляд студента»

При проведении данного социологического исследования был использован метод анкетирования — письменный опрос семи человек — одного мужчины и шести женщин. Средний возраст опрашиваемых студентов составил 20,5 лет.

Данной группе людей задавались вопросы, отвечая на которые они должны были рассказать о том, занимаются ли они какой-либо трудовой деятельностью и каким образом отыскали эту работу. Также данный опрос был проведен с целью, определить уровень владения информацией о предоставлении услуг кадровыми агентствами и центром занятости населения, осведомленности о деятельности этих организаций.

В анкете (Приложение) содержалось десять вопросов, два из которых относились к вопросам так называемой «паспортички» (пол и возраст). Анкетный опрос носил анонимный характер.

На первый вопрос анкеты «Занимаетесь ли Вы какой-либо трудовой или предпринимательской деятельностью?» все семеро опрошенных ответили, что получают образование. Трое респондентов также отметили, что один в данный момент не работает и не занимается поиском работы, другой — совмещает работу и учебу, а третий — имеет собственный бизнес. Следует отметить, что вариант ответа «Нет, не работаю, но активно ищу работу» не выбрал, ни один из анкетируемых.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что все ответившие получают образование и это естественно, потому что данные респонденты являются студентами. Двое из семи опрошенных занимаются какой-либо трудовой деятельностью, а один честно указал, что в данный момент не работает и не занимается поисками работы. Факт того, что никто не отметил в анкете вариант ответа «Нет, не работаю, но активно ищу работу», подталкивает к выводу о том, что никого не интересует вопрос сиюминутного поиска работы. Это может говорить либо об уверенности в будущем трудоустройстве, либо о беззаботности и в какой-то степени легкомысленности опрошенных людей.

Во втором вопросе анкеты предлагалось указать: «Если Вы работаете, то, каким образом Вы нашли эту работу?». Пятеро из семи опрошенных проигнорировали данный вопрос. Двое же ответили, что нашли работу следующим образом: кто-то устроился через родителей/знакомых, а кто-то открыл собственный бизнес.

Полученные результаты говорят о том, что студенты в большей степени сконцентрированы на получении образования и за исключением некоторых не обременяют себя параллельной трудовой деятельностью. Двое же респондентов стараются совмещать процесс обучения с работой или ведением собственного бизнеса.

Третий вопрос анкеты звучал следующим образом: «Представляете ли Вы себе, чем отличаются услуги, предоставляемые кадровыми агентствами по трудоустройству, от услуг агентств по подбору персонала?». Если ответ на данный вопрос был положительным и утвердительным, то предлагалось указать, в чем заключается разница в услугах данных организаций.

Голоса распределились следующим образом: четверо опрошенных отметили вариант ответа «не знаю», трое — указали, что знают ответ на данный вопрос. Здесь мы приведем их мнения в качестве цитируемых утверждений. Итак, вот три развернутых ответа респондентов по данному вопросу:

  1.  “Кадровые агентства по трудоустройству помогают соискателям трудоустроиться, агентства по подбору персонала комплектуют организацию заказчика необходимыми кадрами, т.е. выполняют заказ работодателя”;
  2.  “Главное отличие деятельности агентства по трудоустройству и агентства по подбору персонала состоит в том, кто – работник или работодатель – является заказчиком услуг агентства и, соответственно, оплачивает эти услуги”;
  3.  Масштабом.

Подводя итог полученных результатов можно смело утверждать, что подавляющее большинство опрошенных не ориентируются в специфике деятельности агентств по трудоустройству и агентств по подбору персонала, а, следовательно, не представляют себе, в чем заключаются различия в предоставляемых услугах и помощи в трудоустройстве для них как возможных соискателей. Тем не менее, определенный положительный уровень подготовленности в данном вопросе был продемонстрирован.

В четвертом вопросе предложенной анкеты: «Какие услуги предоставляет центр занятости?» предлагалось отметить пункты из предложенных вариантов ответа. На самом деле все варианты ответов, предложенные респондентам, были верными. Большинство же опрошенных отметили в своих анкетах по одному-двум пунктов. Например, практически все анкетируемые указали, что центр занятости оказывает содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы и в вопросах социальной адаптации на рынке труда. Два человека расширили этот список — они указали по четыре-пять пунктов ответа на данный вопрос. И лишь один из семи опрошенных отметил, что все пятнадцать вариантов ответа, представленных в анкете по данному вопросу, являются правильными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты достаточно слабо ориентируются во всем спектре предоставляемых центром занятости населения услуг. Следовательно, они не представляют себе о некоторых возможных способах расширения собственного успешного трудоустройства таких как: профессиональное обучение (профессиональная подготовка, переобучение и повышение квалификации), организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения, а также оказание помощи в организации собственного дела.

Пятый вопрос анкеты задавался с целью узнать, обращались ли анкетируемые студенты за помощью в поиске работы. Если ответ на этот вопрос был положительным и утвердительным, то необходимо было указать к кому именно. Абсолютное большинство респондентов, а именно: шесть из семи человек отметили, что никогда не обращались за помощью в поиске работы. Лишь один человек указал, что пользовался возможностями группы компаний “HeadHunter” (hh.ru), занимающейся интернет рекрутментом.

Исходя из полученных по данному вопросу результатов, можно лишь сделать вывод, что, видимо, студенты предпочитают концентрироваться на процессе обучения и получения образования и не слишком хотят отвлекаться и тратить время на поиски работы, что, конечно, является достаточно спорным моментом. Заниматься поиском работы необходимо уже в процессе обучения с целью получения драгоценного опыта и повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда.

В шестом вопросе респондентам предлагалось ответить: «Считаете ли Вы существование кадровых агентств и центров занятости оправданным, когда можно заниматься поиском работы в Интернете или с помощью других источников информации о вакансиях и работодателях?». И большинство опрошенных не сомневается в целесообразности существования таких организаций и считают, что они необходимы обществу. И лишь один человек ответил: «Нет, мне это неинтересно. Есть же Интернет!».

Полученные результаты говорят о том, что опрошенные люди понимают, что вскоре окажутся в ситуации поиска работы и, возможно, им придется обращаться за помощью таких организаций. Поэтому, видимо, наблюдается такое практически единообразное мнение об оправданности их существования.

В седьмом вопросе респондентов просили указать, какой способ поиска работы для них наиболее эффективный. Абсолютно все анкетируемые написали, что, по их мнению, самым эффективным для каждого из них способом поиска работы является использование интернет ресурсов. Также три человека в ответе на данный вопрос помимо интернета указали такой вариант как связи, знакомства, контакты.

Полученные результаты говорят о том, что все студенты настроены на самостоятельный поиск работы либо рассчитывают на помощь со стороны родителей, друзей или знакомых. Возможно, также это связано с тем, что они вообще не представляют себе о существовании других вариантов поиска работы либо совершенно некомпетентны в вопросах специфики деятельности различных кадровых агентств и центров занятости и не понимают, что именно такие организации могут им предложить.

Восьмой вопрос анкеты звучал следующим образом: «Какой срок с Вашей точки зрения считается нормальным для трудоустройства?». Итак, вот как распределились голоса респондентов: пять человек считает оптимальным для трудоустройства срок в один-два месяца, один голос был отдан за вариант — три-четыре месяца и, соответственно, оставшийся голос — это пять-шесть месяцев.

Таким образом, многие настроены в данном вопросе достаточно оптимистично. Но это вполне естественно, что большинство считает срок в один-два месяца нормальным для трудоустройства, поскольку они смотрят на этот процесс с точки зрения соискателей. Работодатель же со своей стороны, разумеется, не собирается принимать на работу «кого попало», а с учетом сложной экономической обстановки, сложившейся в нашей стране, процесс трудоустройства может занять достаточно долгое время.

Подводя общий итог данного социологического исследования, мы можем сделать вывод о том, что уровень владения информацией о предоставлении услуг кадровыми агентствами и центром занятости населения среди студентов находится все же на достаточно низком уровне. Тем не менее, цель исследования достигнута.

В качестве рекомендации для повышения этого уровня мы предлагаем подробно ознакомиться с первой частью данной курсовой работы для расширения глубины знаний в области специфики деятельности кадровых агентств и службы занятости.

Заключение

С процессом поиска работы рано или поздно сталкивается каждый человек. В данной курсовой работе мы рассмотрели три направления обращения соискателя за помощью в поиске подходящей работы — три посредника рынка труда: центр занятости населения, агентства по трудоустройству, агентства по подбору персонала.

Подводя итоги, стоит отметить преимущества обращения к услугам агентств по трудоустройству. Они работают с каждым конкретным соискателем индивидуально вплоть до того момента, как его примут на работу и закончится его испытательный срок. Консультанты агентства подыскивают конкретные вакансии, нужную сферу деятельности, ведут переговоры с работодателем, готовят к собеседованию клиентов, которые, в свою очередь, платят им за эти услуги.

В то же время, необходимо признать, что востребованность в агентствах по трудоустройству в последние годы заметно снизилась. Это объясняется изменениями на рынке труда в России, развитие которого способствовало как появлению многочисленных специализированных ресурсов для размещения резюме и вакансий, так и появлению большого количества агентств по подбору персонала.

Сейчас соискатели имеют множество бесплатных возможностей для самостоятельного поиска работы, таких как рассылка и размещение резюме на бесплатных интернет ресурсах. И одним из таких способов поиска работы является рассылка резюме в агентства по подбору персонала. Притом такой способ еще и обеспечивает конфиденциальность поиска, если соискатель еще не уволился с предыдущего места работы. Многие специалисты высокого уровня давно оценили преимущества поиска работы через агентства по подбору персонала, поскольку в базе таких компаний могут находиться очень интересные предложения работодателей, информация о которых отсутствует в открытом доступе.

Другой бесплатной возможностью поиска работы является обращение в центр занятости населения, который занимает особое место в системе государственного регулирования рынка труда. Служба занятости призвана содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным. Важно помнить, что каждый гражданин имеет право обратиться в центр занятости за соответствующей помощью. И этот фактор, несомненно, стоит учитывать соискателю, потому что он позволяет в определенной мере расширить возможности собственного успешного трудоустройства.

Таким образом, соискатель представляет, в каком случае он может воспользоваться услугами того или иного посредника рынка труда, что позволит сэкономить собственное время и деньги, а также обезопасить себя от ненужных и нежелательных собеседований и, естественно, получить возможность найти подходящую работу, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале данной курсовой работы.

Конечно, в современном мире существует достаточно много инструментов для поиска работы, и каждый сам для себя решает, каким из этих методов воспользоваться, исходя из личных целей и возможностей.

Список использованных источников информации

  1.  Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. Кибанова А.Я., — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. Электронный ресурс. Режим доступа: http://finlib.biz/personalom-upravlenie/upravlenie-personalom-organizatsii-uchebnik.html
  2.  Электронный ресурс. Режим доступа: http://trud.mos.ru/
  3.  Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.trudvsem.ru/
  4.  Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nwjob.ru/rekruting.html
  5.  Электронный ресурс. Режим доступа: http://prokazan.ru/adverting/view/211

Использованы материалы статьи «Борьба с безработицей и пропаганда труда. Чем занимаются центры занятости?».

1 http://trud.mos.ru/about/polozhenie/

2 http://trud.mos.ru/about/subordinate/type_7746/

3 http://trud.mos.ru/about/subordinate/9616/

4 http://trud.mos.ru/gosudarstvennye_uslugi/index.php

5 Коучинг — метод консалтинга и тренинга; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что “коуч” не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

6 Аутстаффинг (англ. out — «вне» + англ. staff — «штат») — это способ управления персоналом, предполагающий оказание услуг в форме предоставления в распоряжение заказчика определенного количества работников, не вступающих с ним в какие-либо правовые отношения (гражданско-правовые, трудовые) напрямую, но оказывающих от имени исполнителя определенные услуги (работы) по месту нахождения заказчика. Аутстаффинг предполагает передачу не функций, а конкретных работающих в компании сотрудников. При этом эти сотрудники оформляются в штат сторонней организации, а фактически работают на прежнем месте и выполняют прежние функции.

7 Лизинг персонала — управленческая технология, разновидность аутсорсинга, позволяющая обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами, используя услуги сторонней организации. С точки зрения российского законодательства термин является некорректным, так как человек не может быть предметом арендных правоотношений. Он носит условный характер. Более корректным является термин предоставление персонала. В США и странах Западной Европы более 90% компаний периодически пользуются услугами временного персонала, в штате кадровых агентств, которые предлагают данную услугу, состоят до 1,5% от общего количества занятых людей.

8 Аутсорсинг (от англ. outsourcing: использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией, на основании договора, определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Аутсорсинг — это передача ранее самостоятельно реализуемых компанией функций внешней компании-исполнителю, специализирующейся на реализации таких функций (например, услуги колл-центров, компаний, занимающихся уборкой зданий, юридических и бухгалтерских компаний, компаний по приготовлению и доставке обедов в офис и т. д.). В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

9 Аутплейсмент (англ. outplacement; от out — вне + placement — определение на должность) — термин в менеджменте и управлении персоналом, связанный с деятельностью работодателя по трудоустройству увольняемых сотрудников. Потребность в нем возникает в случаях реорганизации компании, необходимости сокращения персонала. Суть услуги сводится к тому, что компания вынуждена расстаться с компетентным и квалифицированным сотрудником, для которого в новых условиях нет места в компании. Аутплейсмент (или как еще называют консультирование и помощь в развитии карьеры) позволяет смягчить негатив от самого факта увольнения, проявить заботу о человеке и, таким образом, кроме помощи в дальнейшем трудоустройстве сохраняет позитивный имидж компании в глазах увольняемых сотрудников. Позитивный имидж оказывает влияние и на тех, кто продолжает работу в компании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67360. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ 123.5 KB
  Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Все без исключения правонарушения представляют собой деяния людей а не воздействие сил природы или предметов не действия животных.
67361. Перехоплення винятків класового типу 71 KB
  Виняток може мати будь-який тип, у тому числі і класового типу, створенного програмістом. У реальних програмах більшість винятків мають саме класовий тип, а не вбудований тип. Ймовірно, тип класу найбільше підходить для опису помилки, яка потенційно...
67362. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ 143.5 KB
  Ответственность личности имеет социальную природу предопределенную как общественным характером отношений так и особенностями личности ее местом в системе этих отношений. Социальная ответственность возникает тогда когда поведение индивида имеет общественное значение...
67363. Перехоплення всіх винятків 78.5 KB
  Часто доцільно використовувати настанову catch(...) як останній «рубіж» catch-послідовності. У цьому випадку вона забезпечує перехоплення винятків усіх інших типів (тобто не передбачених попередніми catch-виразами). Наприклад, розглянемо ще одну версію попереднього коду програми...
67364. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 137 KB
  Нормы права нормативные акты правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие.
67365. Повторне генерування винятку 79.5 KB
  Для того, щоби повторно згенерувати винятки в його обробнику, необхідно використовувати throw-настанову без вказання типу винятку. У цьому випадку поточний виняток передається в зовнішню try/catch-послідовність. Найчастіше причиною для такого виконання настанови throw слугує прагнення мати доступ до одного винятку декільком обробникам.
67366. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 116.5 KB
  Для раскрытия сущности обозначенной проблемы необходимо рассмотреть исходные предпосылки и принципы формирования теории правовой культуры проанализировать последнюю как объект изучения и типы знаний об этом объекте определить круг исследуемых вопросов...
67368. Потоки. Класи потоків С++ 177.5 KB
  На сьогодні існують дві версії бібліотеки об'єктно-орієнтованого введення-виведення даних, причому обидві широко використовуються програмістами: стара, що базується на оригінальних специфікаціях мови C, і нова – визначається стандартом мови програмування C++.