95514

Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Управленческое решение Сущность управленческого процесса и их классификации Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений Требования к управленческим решениям Эволюция понятия эффективности принятия управленческих решений Оптимизация принятия и реализации управленческого решения...

Русский

2015-09-24

60.94 KB

18 чел.

36

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

мОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

Социально-экономический факультет

Кафедра экономики, управления и бизнеса

Курсовая работа

на тему

Управленческое решение: пути оптимизации принятия и реализации

Выполнила: Логинова Алена Викторовна

студентка  2 курса, напр. подготовки:

государственное и муниципальное управление

Подпись_____________________________

Научный руководитель:  Матвеева В. М.

Должность:                                                                                           

Оценка: _________ Дата: _________________

Подпись_____________________________

Орехово-Зуево

2013

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1.  Управленческое решение........................................................................5

  1.  Сущность управленческого  процесса и их классификации....................................................................................5
  2.  Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений..............................................................................................10
  3.   Требования к управленческим решениям...........................................................................................12
  4.  Эволюция понятия эффективности принятия управленческих решений..............................................................................................13

Глава 2.  Оптимизация принятия и реализации управленческого решения..................................................................................................................20

2.1. Методы оптимизации и моделирования решений........................................................................................................20 2.2. Совершенствование процесса принятия управленческих решений........................................................................................................22

2.3.  Методы принятия управленческих решений....................................27

Заключение.............................................................................................................31

См методичку этот раздел называется не так

Список литературы................................................................................................35

   


Введение

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. То есть управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Руководитель, ориентированный на результат, сознательно основывает свою деятельность по управлению индивидами и группами на продуманном представлении о человеке, которое он стремится постоянно развивать. Эффективный руководитель несет ответственность за хорошие результаты деятельности не только в настоящем, но и на будущее.  Это часть его управленческой работы.  Его задачей является такое развитие подчиненных, чтобы они могли лучше, чем раньше, справляться с текущими задачами и предугадывать потребность развития на будущее.  Это самым серьезным образом относится и к самому руководителю.  Отставший в своем развитии, не имеющий мотивации начальник не сможет внести нужный вклад в работу трудового коллектива.  Эффективному руководителю следует взять на себя главную ответственность за свое развитие как личности и руководителя.  Современный трудовой коллектив окажет необходимую поддержку этому активному стремлению к развитию, исходящему непосредственно от начальника.

 Актуальностью данной работы является то, что  мотивация сотрудников является одной из главных задач любого руководителя. Руководитель, ориентированный на результат, сознательно основывает свою деятельность по управлению индивидами и группами на продуманном представлении о человеке, которое он стремится постоянно развивать. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и научной необходимости, а также учитывать социальные и чисто человеческие факторы. Принять “правильное” решение — значит, выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность.

 Здесь должен быть раздел о степени разработанности темы см методичку

Цель: рассмотреть функцию мотивации и пути оптимизации принятия и реализации управленческих решений в производственной деятельности.

Задачи:

  1.  изучить функции мотивации, для более продуктивного взаимодействия в коллективе;
  2.  раскрыть типы мотивации в рабочей деятельности;
  3.  выявить ряд практических советов для руководителя при проявлении стимулирования;
  4.  рассмотреть способы улучшения собственной мотивации;
  5.  рассмотреть взаимодействие принятия и реализации управленческого решения;
  6.  изучить виды эффективного принятия решения;
  7.  раскрыть модель принятия решения;

 Объектом является функция мотивации, которая необходима для того, чтобы работник плодотворно работал и правильные управленческие решения, которые помогают работнику более плодотворно работать.

Предметом является мероприятия по обеспечению собственной мотивации к жизни и работе, организация процесса разработки управленческого процесса.

 Здесь должен быть раздел о практической значимости темы см методичку

Глава 1. Управленческое решение

1.1. Сущность управленческого  процесса и их классификации

Необходимость выделения функций  управления, отделения  управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации деятельности. Впервые школа научного управления (1885 – 1920) выступила за отделение управленческих функций  от фактического выполнения работы.

Выделение  функций является результатом  вертикального и горизонтального  разделения труда в организации.

 Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие:

  1.  однородность содержания работ, выполняемых в  рамках одной функции управления;
  2.  целевая  направленность этих работ;
  3.  обособленный комплекс выполняемых работ.

Понятие "решение" в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия "решение" заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований. Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора. осуществляемый индивидуальным или групповым лицом принимающим решение с помощью определенных правил.  Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий но достижению поставленной цели2. Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки: - возможность выбора из множества альтернативных вариантов: сели нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения; - наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение: - необходимость волевого акта лица принимающего решения при выборе решения, так как лицо принимаемое решение формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Соответственно под управленческим решением понимается:

  1.  поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  2.   конечный результат постановки и выработки управленческих решений. Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Комплексные проблемы следует формализовывать, то есть количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.

Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска.

 Наибольший интерес представляет процесс принятия, и реализации решений, который подробнее будет раскрыт во второй главе данной работы, как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.

К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

  1.  всестороннюю обоснованность решения;
  2.  своевременность;
  3.  необходимую полноту содержания;
  4.  полномочность;
  5.  согласованность с принятыми ранее решениями.

Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-Технической и социально-экономической информации, то сеть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций. Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности н задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение - не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества3. Они не способствуют решению уже "перезревших" задач и еще более усугубляют и без того болезненные процессы.  Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы ею деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:

  1.  цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;
  2.  средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;
  3.  основные пути и способы достижения целей;
  4.  сроки достижения целей;
  5.  порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;
  6.  организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

Важным требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения - строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отстаиванием от них системы регламентации и регулирования.  Согласованность с принятьями ранее решениями означает также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного о развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата. Согласованность с принятьями ранее решениями означает также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного о развития. Если необходимо должны отменяться принятые ранее решения. вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Проявление противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого познания и понимания законов общественного развития. проявления низкого уровня управленческой культуры. Принятие управленческое решение требует высокого уровня профессионализма и наличия, определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-1О% из них.  Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др. Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представители высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь компьютеров.  Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становиться заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки. Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличии от предыдущего случая, опыт прошлого.

Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшней день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной. Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией которая прежде не имела места, и поэтому опыта её решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в неё. Мощным фактором, активизирующим процесс принятия управленческих решений, выступают, современны средства оргтехники, включая вычислительные сети. Однако процесс принятия управленческих решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.

1.2. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих  решений

Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.

Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести:

  1.  законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;
  2.  четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
  3.  объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
  4.  время разработки УР – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
  5.  организационные структуры управления;
  6.  формы и методы осуществления управленческой деятельности;
  7.  методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
  8.  субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.
  9.  состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);
  10.  систему экспертных оценок уровня качества и эффективности УР.

Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

1.3. Требования к управленческим решениям

Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

  1.  быть научно обоснованным, компетентным;
  2.  приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;
  3.  быть непротиворечивым;
  4.  иметь ясную направленность и адресность;
  5.  отличаться своевременностью и быстродействием;
  6.  обладать точностью и ясностью;
  7.  быть контролируемым;
  8.  иметь комплексный характер;
  9.  обладать полномочностью;
  10.  быть экономичным и эффективным.

При разработке управленческого решения очень важно правильно выбрать критерии – показатели, характеризующие варианты решений и используемые для оценки и выбора4.

Очень важно при этом определить вес (значимость) критерия – количественное выражение относительной важности каждого используемого для оценки и выбора критерия в сравнении с остальными критериями.

Действенность принимаемого менеджером управленческого решения существенно зависит от правильного выбора степени участия подчиненных в принятии и осуществлении решения. При этом возможно как полное неучастие подчиненных (решение принимается менеджером единолично), так и совместная с менеджером выработка и принятие решения (коллективное решение).

Основные факторы выбора степени участия – квалификация подчиненных, их добросовестность и ответственность.

В системе принятия управленческих решений выделяют управленческую операцию и управленческую процедуру.

Управленческая операция – технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.

Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели.

Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления привели к необходимости разработки специальных методов, облегчающих обоснование и выбор управленческих решений в условиях неопределенности.

Для устранения неопределенности, причиной которой является наличие многих критериев, используют опыт, интуицию лица, принимающего решения.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

1.4. Эволюция понятия эффективности принятия управленческих решений

Последние десятилетия наблюдается смена парадигмы менеджмента и перемещение акцентов со специализации и роста масштабов производства на индивидуализацию и рост качественных показателей. Основным критерием оценки в менеджменте стала эффективность.

Основой успешной работы любого предприятия являются эффективные управленческие решения. В условиях современной рыночной экономики идентичные предприятия, имеющие примерно равную материальную базу и финансовые возможности, зачастую имеют различные результаты деятельности. Одни развиваются и получают сверхприбыль, другие же банкротятся. По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, это связано с различиями в управленческой политике, а конкретнее, с различиями в принятии и реализации эффективных управленческих решений.   Эффективность управления – основной обобщающий оценочный показатель функционирования экономической системы, который учитывает  соответствие качества, полноту, своевременность и итоги работы предприятия его целям и задачам. Вопросы соотношения затрат и результатов волновали ученых еще с начала XX века. В 1911 году Г. Эммерсон, в своей работе «Двенадцать принципов производительности»,  ввел понятие эффективности, как максимально выгодного соотношения между затратами и результатами. Но, не смотря на это, до сих пор отсутствует четкое определение данного понятия. Традиционная система оценки эффективности по прибыльности в современных условиях растущей конкуренции не дает необходимых результатов для повышения эффективности управления предприятием, так как максимальный результат не обязательно является целью. В современной трактовке понятие эффективности связывается со степенью соответствия достигнутых  результатов поставленным целям и задачам организации. Данное понятие можно так же обозначить термином «результативность».

Скотт Синк выделяет 7 критериев результативности: действенность, экономичность, качество, прибыльность, производительность, качество трудовой жизни, внедрение новшеств. Таким образом, понятие результативность является более обширным для оценки эффективности, нежели трактовка по Г. Эммерсону. Анализ данных понятий позволяет выделить критерии эффективности, которые можно разделить на три группы:

  1.  критерии, характеризующие результативность системы в целом;
  2.  критерии, характеризующие результативность отдельных подсистем;
  3.  затраты на управление.

В зависимости от целей предприятия и требований к эффективности система оценки по данным критериям для каждой организации формируется индивидуально. Выбор конкретных методов и процедур оценки зависит от характера деятельности предприятия.

Любое управленческое решение реализуется через 3 этапа: разработка, внедрение и оценка результатов.

Разработка управленческого решения – сложный, итеративный процесс, включающий в себя анализ полученных результатов с корректировкой предыдущих этапов.5  Правильная разработка позволяет в дальнейшем избежать серьезных рисков и минимизировать затраты.

Внедрение управленческого решения реализуется посредством различных инструментов управления, как стратегическое планирование, сбалансированная система показателей (BSC), всеобщий менеджмент качества (TQM), сценарное планирование, ключевые компетенции, система управления по ограничениям (TOC) и др. Рассмотрим некоторые из них.

Инструменты управления по ограничениям позволяют выявить в организации ограничения – причины проблем, и определить правильность запланированных изменений. Использование этих инструментов приводит в целом к принятию эффективных решений. Показатели системы ограничений должны удовлетворять следующим критериям: стимулировать части системы делать то, что полезно для нее в целом; указывать менеджерам на проблемные области; разрабатывать решения с учетом взаимодействия всех подразделений между собой и их влияния на общий результат.

Другим возможным инструментом реализации управленческих решений для организаций может стать система менеджмента качества (СМК) или всеобщее управление качеством (TQM). Подход всеобщего менеджмента качества зародился много лет назад в США и Японии и используется в основном крупными компаниями. К концу 1970-х гг. применение методов TQM японскими компаниями позволило им выйти из кризиса и обойти многих западных производителей. СМК - метод непрерывного роста качества всех процессов в организации, а так же  сервиса и производства. Основными элементами TQM являются контроль над качеством продукции, качеством организации работы на предприятии, в том числе над качеством персонала. Главная цель СМК направлена на усовершенствование трех компонентов: уровня квалификации персонала, качества продукции и организации процессов. Определение качества здесь раскрывается через следующие категории: степень реализации требований клиентов, повышение финансовых показателей и рост удовлетворенности персонала организации своей работой.   

Сейчас самым распространенным методом внедрения и оценки управленческих решений является система ключевых показателей эффективности (KPI). Основателем этого подхода был американский экономист австрийского происхождения Петер Друкер, который в середине XX века превратил управление в научную дисциплину. Система ключевых показателей помогает  оценить степень достижения стратегических и тактических целей. Система ключевых показателей разрабатывается для каждого предприятия индивидуально с учетом целостной стратегии предприятия, корпоративной культуры и ключевых факторов успеха. В работах различных зарубежных ученых количество KPI варьируется. Р. Каплан и Д. Нортон указывают, что у предприятия должно быть не более 20 ключевых показателей эффективности. Д. Хоуп и Дж. Фрейзер говорят о необходимости не более 10 показателей. Но самым актуальным на данный момент считается правило «10/80/10», смысл которого заключается в том, что у предприятия должно быть 10 показателей результативности, до 80 производственных показателей и 10 показателей эффективности. Данные показатели служат для оценки эффективности работы предприятия в целом, отдельных подразделений, руководителей и каждого сотрудника, через набор взаимосвязанных количественно измеримых индикаторов достигнутых результатов. Внедрение системы ключевых показателей эффективности предприятия позволит повысит эффективность деятельности организации, оптимизировать затраты, систематизировать  кадровые процессы и построить эффективную систему мотивации работников предприятия.   

Заключительным этапом в реализации управленческого решения является оценка его эффективности, и разработка дальнейших корректировочных мер. Оценку результативности управленческих решений необходимо проводить по определенным критериям, которые зависят от целей и ожидаемого результата. Система критериев должна включать в себя количественные (рост прибыли, рост объемов производства,  рост рентабельности, сокращение затрат, повышение оборачиваемости оборотных средств и т.д.) и качественные (повышение качества продукции, повышение удовлетворенности потребителя, рост удовлетворенности персонала своей работой и т.д.) показатели. Так же при оценке эффективности управленческих решений необходимо учитывать не только экономические, но и социальные аспекты.

Оценка эффективности управленческих решений проводится для поиска узких мест и выявления резервов повышения эффективности производства и управления, чтобы в дальнейшем принять корректировочные меры для улучшения деятельности предприятия6. При проведении анализа эффективности необходимо учитывать следующие принципы: комплексность, объективность и обязательность оценки управленческих решений, учет индивидуальных особенностей организации, сопоставимость критериев оценки различных уровней управленческих решений, а так же соответствие метода оценки характеру конкретного предприятия.

В зависимости от особенностей организации и внешних условий выделяют различные методы оценки эффективности управленческих решений, которые могут дифференцироваться по следующим основаниям: по способу реализации – простые и сложные; с точки зрения достигаемых результатов – точные и приближенные; в зависимости от роли человека в оценке результатов – формальные и неформальные; по характеру работ при оценке – описательные методы, расчетные методы, идентификационные методы; в зависимости от роли методов в процессе оценки  эффективности управленческих решений – методы выбора критериев, методы выбора эффектов реализации, метод учета связи внешних факторов с оценкой эффективности и т.д.

Такое многообразие методов оценки требует вовлечения в рабочую группу специалистов различного профиля, обладающих соответствующим образованием, опытом работы в данной сфере, владеющих необходимыми знаниями и навыками, а так же различными методиками оценки. Группа специалистов должна быть комплексной, поэтому в комиссию необходимо включать экономистов, юристов, психологов, программистов, специалистов по теории и методике управления. Не каждое предприятие способно обеспечить такой состав специалистов, поэтому компании чаще всего прибегают к услугам специализированных организаций, например аудиторских или консалтинговых компаний.

Следуя определенному алгоритму разработки, внедрения и оценки эффективности управленческих решений практически любое предприятие может добиться успеха. Но это возможно только в «тепличных» условиях. В современных условиях нестабильной экономики, под влиянием последствий мирового экономического кризиса, политических волнений в России и за рубежом внешний фактор является основной проблемой реализации управленческих решений. Существующая нестабильность отрицательно влияет на деятельность организаций. Руководители, опасаясь рисков, не на полную мощь используют потенциал своих организаций и принимают «сдержанные» управленческие решения. В связи с этим для повышения эффективности работы предприятий необходима стабильная внешняя среда, когда руководители смогут принимать управленческие решения, не опасаясь потерять не только прибыль, но и свой бизнес в целом. Все эти факторы  зависят от политики, проводимой государством относительно бизнес-организаций, от стабильности и непротиворечивости законодательства, последовательной налоговой политики  и компетентности органов местного самоуправления в сфере взаимодействия с бизнесом.


Глава 2.  Оптимизация принятия и реализации управленческого решения

2.1. Методы оптимизации и моделирования решений

Оптимизация управленческих решений осуществляется на основе анализа, представляющего собой разложение целого на элементы и установление взаимосвязей между ними. Методы оптимизации управленческих решений:

  1.  метод сравнения позволяет оценить работу организации, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей;
  2.  факторный анализ – процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции;7
  3.  индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы, и позволяет провести разложение по факторам отклонений обобщающего показателя, число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение;
  4.  балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, подсчета резервов роста эффективности производства;
  5.  метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов-сомножителей фактическими;
  6.  метод элиминирования позволяет показать действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов;
  7.  функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта, с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта;
  8.  экономико-математические методы применяются для выбора оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях. Экономико-математическое моделирование – процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель – схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение его характерных черт. Математические модели – основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. Математическое моделирование явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте.

Модели принятия решений:

  1.  рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации;
  2.  модель ограниченной рациональности предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждения (личностная ограниченность) и от целей организации (организационная ограниченность);
  3.  политическая модель обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы.

Процесс моделирования делится на три этапа:

  1.  анализ закономерностей, свойственных изучаемому объекту, явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях;
  2.  определение методов, с помощью которых можно решить задачу;
  3.  анализ полученных результатов.

Выбором альтернативы завершается процесс принятия решения.

2.2. Совершенствование процесса принятия управленческих решений

Отличительной чертой функционирования современной организации является резкое усиление влияния постоянно изменяющейся внешней среды. Это существенным образом определяет необходимость улучшения параметров качества управленческого решения.

Долгосрочные цели предприятия закладываются в настоящем. Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем серьёзные экономические потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих этапах. Развитие рыночной экономки с одной стороны и усиление факторов неопределённости внешней среды с другой требует пересмотра традиционных методов управления предприятием и технологий разработки и принятия управленческих решений. Возникает необходимость учета и анализа факторов неопределенности и формирования соответствующих методов разработки управленческих решений.

Проблема еще более осложняется из-за неуклонного возрастания рисков и сложности прогнозов. Для оптимизации процессов разработки, принятия и практической реализации решений необходимы системный подход, четкие целевые установки, внесение адекватных изменений в управленческие процессы, связанные с применением наиболее эффективных инструментов, средств и методов их реализации.

Целью работы является рассмотрение системы совершенствования принятия управленческих решений.

Значительный вклад в развитие теории принятия управленческих решений внесли такие отечественные ученые как: Аганбегян А.Г., Крук Д. М., Дейнеко О. А., Вентцель Е.С., Виханский О.С., Громова Р. А., Короткое Э. М., Козлова О.В., Румянцева З.П., Саломатин H.A., Зеленцова Л.С., Глущенко В.В., Фатхутдинов P.A., а также зарубежные учёных: Ансофф И., Акофф Р., Шеннон, Н. Винер, Краус М., Кучбах Э., Найт Ф., Райфа Г. и другие.

Однако, несмотря на достаточно весомые и фундаментальные результаты, полученные в исследуемой области, все еще остается ряд слабоизученных проблем. В частности, следует заметить, что для современной рыночной экономики характерным является стремление принимать такие решения, которые обеспечивали бы производителю получение максимально возможной прибыли и эффективное развитие. Следовательно, развитие теории принятия оптимальных решений является одним из важнейших факторов совершенствования современных методов управления экономическими объектами.

Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения практически всех управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений является ядром теории управления экономическими объектами.

Управление организацией требует от руководителей различных уровней необходимости постоянного выбора одного из нескольких возможных вариантов действий. Осуществление этого процесса и есть разработка управленческого решения в самом общем смысле. Разработка управленческого решения - центральная процедура в деятельности руководителя. От качества управленческого решения зависит качество всего хода процесса управления.

Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.

Факторы, обуславливающие качество управленческих решений, весьма разнообразны и могут иметь организационный, экономический, методологический и психологический характер. Степень влияния всех этих факторов различна в зависимости от уровня решения, специфики организации, возникших проблем. Часто, особенно в крупных организациях, невысокое качество управленческих решений бывает обусловлено негативным влиянием организационных причин. Среди них можно отметить следующие:

  1.  ненадежность информации, плохая организация коммуникаций, помехи, возникающие в ходе передачи информации. При этом необходимо заметить, что увеличение числа иерархических уровней в организации, как правило, ведет к дополнительному искажению и запаздыванию информации при подготовке решений;
  2.  низкая исполнительская дисциплина. Как показали исследования, до трети всех управленческих решений не достигают своих целей в связи с невысокой исполнительской дисциплиной (некачественное выполнение работы, срыв сроков, а иногда и полное отсутствие результатов). Однако не всегда это вина только исполнителей. Причинами низкой дисциплины могут быть такие организационные моменты, как отсутствие процедуры согласования решений, установление нереальных сроков, недостаточная конкретизация решений, т. е. отсутствие понимания того, кто и что должен выполнять, с помощью каких средств, в какие сроки и т. д.;
  3.  нереальное количество принимаемых решений. При плохой организационной системе число решений может быть неоправданно большим, что неизбежно вызывает у исполнителей ощущение их необоснованности и, следовательно, снижение мотивации при выполнении;
  4.  низкая «стандартизация» процессов подготовки и принятия решений. Несмотря на то, что, как правило, более половины решений в деятельности руководителей — это типовые (повторяющиеся) и часто программируемые решения, технологии, регламенты их подготовки и принятия часто не разработаны;
  5.  недостаточная степень согласованности интересов различных иерархических уровней, по которым проходит управленческое решение;
  6.  несовершенная система оформления, передачи и контроля за выполнением решений. Участие в ходе реализации решений служебных подразделений нескольких уровней управления усложняет осуществление функции планирования и контроля. План, который на высших уровнях выглядит четким и полным, теряет свою скоординированность и ясность при последующей проработке на низших уровнях. По мере увеличения задействованных уровней управления и числа участников процесса функция контроля также затрудняется;
  7.  недостаточная компетентность исполнителей. Этот фактор проявляет себя в наибольшей мере в молодых, бурно растущих организациях, что связано с постоянным расширением функций исполнителей, «размытостью» сферы их обязанностей, а иногда — случайностью отбора и назначения сотрудников на определенные должности.

Отсутствие согласованности, чрезмерная усложненность и, в то же время, не проработанность процедур принятия решений может привести как к неоправданному дублированию работ, выполняемых разными подразделениями, так и к их невыполнению или срыву сроков, к потере или искажению информации, проходящей между подразделениями, к размыванию ответственности.

Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.

 Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические).

Этапы построения модели таковы: постановка задачи, определение информационных ограничений, проверка на достоверность, реализация выводов и обновление модели.

2.3. Методы принятия управленческих решений

Проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. Подготовка и принятие решений в процессе управления представляет собой набор процедур, объединяемых в отдельные этапы. При всем разнообразии таких процедур этапы выработки и принятия решений довольно типичны. Для достижения успеха чрезвычайно важно не только принять разумное, целесообразное, обоснованное, эффективное решение, но и принять меры для обеспечения его практической реализации. Поэтому сегодня одной из актуальнейших проблем в менеджменте является поиск методов принятия наиболее оптимальных управленческих решений.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  1.  выработку и постановку цели;
  2.  изучение проблемы на основе получаемой информации;
  3.  выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  4.  выбор и формулирование оптимального решения;
  5.  методы разработки и принятия управленческих решений;
  6.  принятие решения;
  7.  конкретизацию решения для его исполнителей.

В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.

Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Для удобства изучения и использования этих методов их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки принятия управленческих решений.

Безусловно, некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений, поэтому они включены в ту или иную группу по признаку их наиболее частого применения в рамках выполнения конкретного этапа процесса разработки и принятия решения.8 На этапе диагностики проблемы используются методы ситуационного анализа и методы моделирования.

Методы ситуационного анализа состоят из таких как: кейс-метод, который заключается в пошаговом разборе ситуаций и применяется для анализа управленческих ситуаций; «мозговая атака» - анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки выработки коллективной точки зрения, применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее развитие. Характеризуется предъявлением высоких требований к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов. Факторный анализ – получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов, целесообразность которых устанавливается в процессе использования технологий ситуационного анализа.

Методы моделирования включают в себя: модели теории игр, сущность которых заключается в оценке воздействия принимаемого решения на конкурентов. Применяются для определения наиболее важных факторов в ситуации принятия решений в условиях конкуренции. Модель теории массового обслуживания состоит в определении оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Используется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек. Экономический анализ заключается в оценке финансово-экономического состояния предприятия. Используется при наличии бухгалтерской отчетности. Типичная экономическая модель основана на определении точки безубыточности.

На этапе определения альтернатив применяют следующие методы: метод «мозговой атаки», который заключается в выявлении и сопоставлении индивидуальных суждений. Предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора наилучшего из них. Методы ассоциаций и аналогий, цель которых - выявление новых идей. Применяются для генерации альтернатив решений в условиях поиска модификаций известных систем. Морфологический анализ – это получение новых решений путем составления комбинаций элементов морфологической модели.

Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив содержат в себе такие как: методы многокритериальной оценки, которые заключаются в оценке и сравнении альтернатив по нескольким критериям, и применяются в условиях необходимости учета нескольких параметров при оценке альтернативы. Методы экспертной оценки – это методы, основанные на построении экспертом рациональной процедуры интуитивно—логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов. Используются для проблем, которые не всегда могут быть оценены в количественном измерении, а также для решения проблем социально-экономического характера. Экспертные методы состоят в прогнозировании на основании обобщения мнений экспертов о развитии объекта. Имеют место при прогнозировании.

Методы, применяемые на этапе выбора, реализации и оценки результата это функционально-стоимостный анализ. Его основа – это выявление зон дисбаланса между функциями объекта и затратами на них. Применяется для выбора решений и оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству. Метод цепных подстановок – это последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на функцию в условиях, когда проблема имеет строго выраженный функциональный характер. Позволяет выявить, за счет каких факторов произошли отклонения фактических величин от плановых. Причинно-следственный анализ заключается в определении иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действе, устраняющее проблему.

При проведении всех вышеперечисленных методов следует соблюдать следующие четыре правила:

  1.  Воздерживаться от преждевременных суждений — исключить преждевременную критику какой-либо идеи.
  2.   Быть раскованными.
  3.   Стараться увеличить количество идей.
  4.  Комбинировать и совершенствовать идеи, высказанные другими («перекрестное опыление»)

Подводя итоги, можно сделать вывод, что принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.


Заключение

НЕТ ОНО ПИШЕТСЯ НЕ ТАК ЗДЕСЬ НАДО ДАТЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС КАК РЕШЕНЫ ПОСТАВЛЕННЫЕ ВО ВВЕДЕНИИ ЗАДАЧИ! ИХ У ВАС 6 ЗНАЧИТ НАДО СДЕЛАТЬ И СТОЛЬКО ЖЕ ВЫВОДОВ!

Важнейшим этапом в управленческой деятельности является принятие управленческого решения. Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.

Управленческое решение принимается тогда, когда по каким-либо причинам  возникает проблемная ситуация. Данная ситуация всесторонне изучается: причины возникновения, вероятные последствия, возможные проблемы при её ликвидации.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Для того, чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций разработки решений.  

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.  

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.  

Совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.  

Результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.  

Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.

Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.

В заключение работы подведём итоги и сделаем соответствующие выводы:

Решение- это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

Принятие решения - не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Решения бывают различных видов, такие как особенные, единичные, политические, экономические, регулятивные, постановочные, организационные и другие решения. Важно знать методологию принятия решений. Она помогает структурировать данный процесс и способствует принятию эффективных управленческих решений. Необходимо помнить, что принятие решений происходит не в организационном вакууме, а на фоне постоянно изменяющихся событий, как во внешней, так и во внутренней среде организации.


Список литературы  не так называется этот  раздел  см методичку

  1.  Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. – Спб.: Союз, 2009.-89 с.
  2.  Волгин В.В. Индивидуальный бизнес: Практическое пособие. – М.: «Ось – 89», 2008.-101 с.
  3.  Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА – М, 2008.-240 с.
  4.  Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. Принятие управленческих решений: Учебник. – М.: Дашков и К, 2011 г.- 132 с.
  5.  Миллер Д. "Великолепная команда: что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды". Эдинбург: ИГ "Весь", 2011 г.-173 с.
  6.  Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. М.: 2009- 193 с.
  7.  Лукичева Л. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений . «Менеджмент и менеджер». Украина,2009 г.- 56 с.

Мало источников их число должно быть равно в лучшем случае количеству страниц!!

2 Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. – Спб.: Союз, 2009.-89 с.

3 Волгин В.В. Индивидуальный бизнес: Практическое пособие. – М.: «Ось – 89», 2008.-101 с.

4 Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА – М, 2008.-240 с.

5 Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. Принятие управленческих решений: Учебник. – М.: Дашков и К, 2011 г.- 132 с.

6  Миллер Д. "Великолепная команда: что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды". Эдинбург: ИГ "Весь", 2011 г.-173 с.

7 Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. М.: 2009- 193 с.

8 Лукичева Л. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений . «Менеджмент и менеджер». Украина,2009 г.- 56 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66326. Урок-путешествие в «Огненную страну» 62 KB
  Огонь одно из самых больших чудес природы с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло свет защищал от диких зверей. Люди сколько жили на свете Пуще глаза огонь берегли. Ведь огонь в холода в непогоду У костра их всегда согревал.
66327. Безпека вдома. Електроприлади. Безпека під час користування електроприладами 59 KB
  Діти за кожну правильну відповідь маємо можливість із частин збудувати будинок. Та не збагну я діти Хто мені допомагає світити Учитель: Дорога лампочко Не сумуй лапочко Зараз розкажуть діти що відбувається з тобою у світі. То ж запам’ятай лампочко І запам’ятайте діти...
66328. Волшебная страна – библиотека 183.5 KB
  Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь они заставляют нас совершенствоваться. Что же тогда в них хранили Книги Конечно же книги В Египте их писали на папирусе а в Индии составляли их из нарезанных пальмовых листьев в Междуречье выцарапывали на глиняных дощечках.
66329. ОПИС НАТЮРМОРТУ КАТЕРИНИ БІЛОКУР «КАВУН, МОРКВА, КВІТИ» 130.5 KB
  Мета: вчити аналізувати художнє полотно виділяти головне відбирати відповідні прикметники для опису предметів; розвивати структурно композиційні та мовностилістичні вміння; виховувати естетичні смаки. Обладнання: репродукція натюрморту Катерини Білокур Кавун морква квіти...
66330. Подорож до країни «Бізнес» 72.5 KB
  Цікава дуже штука Бізнес наука. Діти що ж робити нашим героям Де взяти кошти щоб купити потрібний товар корову Вони мабуть не знають що таке бізнес його законів та понять. Отож в цій газеті розповідається про цікаву справу про...
66331. Філологічний експрес 146.5 KB
  Перший етап Учасникам заздалегідь дається завдання підготувати невеличку на 24 хвили ни €œВізитну картку команди знайомство з членами команди. Журі оцінює цей етап конкурсу за 5 бальною системою. Другий етап Антисуржик Команди одержують віддрукований текст до якого внесено зміни шляхом його...
66332. Особливості використання методики ейдотехніки на уроках у першому класі початкової школи 246.5 KB
  Механічне запам’ятовування через силу постійні повторювання негативно впливають на фізичний стан нервову та емоційну сферу дітей значно ускладнюють процес їхнього адаптування до навчання у школі; у засвоєнні знань часто дають зворотний ефект.
66333. Що треба знати, обираючи фах 32 KB
  Адже саме в процесі праці сформувалася людина і завдяки праці змінюється її власна природа в якій вона досягає своєї свідомої мети прагне до її реалізації конструює свій життєвий шлях. Людина зобов’язана працювати щоб залишити на землі свій власний слід...
66334. Малювання фарбами. Оздобления новорічних iгpaшок, виготовлених iз солоного тіста 48 KB
  Вчитель пропонує учневі зачитати вірш Миколай Коли замерзла річка І став біленький гай Зійшов у темну нічку На землю Миколай. На кого схожий Святий Миколай На Діда Мороза На яке свято приходить Дід Мороз Новий Рік Що робить Дід Мороз...