95519

Индивидуальная помощь слабоуспевающим подросткам в современной школе

Курсовая

Педагогика и дидактика

Подходы к пониманию индивидуальной помощи в психолого-педагогической литературе Причины неуспеваемости в подросткового возраста в современной школе Возможности осуществления индивидуальной помощи слабоуспевающим подросткам в современной школе Индивидуальная помощь слабо успевающим подросткам в современной школе...

Русский

2015-09-24

107 KB

1 чел.

Тема: Индивидуальная помощь слабо успевающим подросткам в современной школе.

 Содержание:

Введение……………………………………………………………………...………

Глава 1.Теоретические основы индивидуальной помощи слабо успевающим подросткам в современной школе…………………………………………………..

1.1. Подходы к пониманию индивидуальной помощи в психолого-педагогической литературе………………………………………..……

1.2. Причины неуспеваемости в подросткового возраста в современной школе……………………….

1.3. Возможности осуществления индивидуальной помощи слабоуспевающим подросткам в современной школе…………..………………..

Выводы по первой главе ………………………………………………………..……

Глава 2. Индивидуальная помощь слабо успевающим подросткам в современной школе …

2.1.Характеристика объекта и методов исследования….........................

2.2. Анализ результатов исследования проблем слабоуспевающих подростков …………………………………..

2.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по оказанию индивидуальной помощи слабоуспевающим подросткам………

Выводы по второй главе ……………………………………………………….

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

                                        

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что неуспеваемость учащихся остается наиболее острой в современной жизни. Число неуспевающих детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: плохая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. Актуальность исследования определяется тем, что проблема  адаптации детей младшего подросткового возраста к многопредметному обучению при переходе в среднее звено обусловлена спецификой социальной ситуации развития детей сначала младшего школьного возраста, а затем и младшего подросткового, переходящих из начальной школы в среднее звено. Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности особенно в период адаптации младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс, анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника, исходя из анализа семейной ситуации.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6 классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования на основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь слабо успевающим в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с учениками. Необходимо иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях; наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 класс); знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Наибольший риск осложнений в адаптации к внешним условиям, в социализации может возникнуть у детей из неполных семей.  Эта и обуславливает актуальность данного исследования.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между реально существующим и необходимым уровнем адаптации детей из неполных семей к многопредметному обучению при переходе из начальной школы в среднее звено.

Противоречие заключается в том, что существуют дети, относящиеся к  группам риска. Неуспеваемость таких детей в основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения. Более 20 % семилеток, начинающих учиться и имеющих нормальный интеллект, не обладают достаточной функциональной готовностью к школе.  Если вовремя не помочь, не провести коррекционные воздействия, ребёнок станет неуспешным, неуспевающим.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, каковы особенности работы педагога-психолога в индивидуальной помощи успеваемости подростка в современной школе.

В связи с этим, проблема формулируется таким образом: Индивидуальная помощь слабо успевающим подросткам в современной школе.

Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить работу педагога-психолога в индивидуальной помощи успеваемости подростка в современной школе.

Цель исследования: изучить особенности индивидуальной помощи успеваемости подростка в современной школе.

Объект исследования: профессиональная деятельность педагога-психолога.

Предмет исследования: работы педагога-психолога в индивидуальной помощи успеваемости подростка в современной школе.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования сформулирована гипотеза: анализ и интерпретация результатов изучения успешности в индивидуальной помощи успеваемости подростка в современной школе позволит нам разработать эффективную программу психолого-педагогической помощи слабо успевающим подросткам в индивидуальной помощи в современной школе при переходе в старшее звено. Диагностика проблем у слабо успевающих подростков в современной школе позволяет выявить отклонения успеваемости и на этой основе разработать психолого-педагогические рекомендации.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1)Изучить проблему успеваемости подростка в современной школе в психолого-педагогической литературе;

2)Выявить особенности индивидуальной помощи успеваемости подростка в современной школе;

3)Рассмотреть причины отклонения успеваемости подростков от нормы;

4)Разработать индивидуальную помощь подростку с родителями,  способствующую повышению успеваемости подростка.

Методологической основой данной работы являются идеи отечественных и зарубежных исследователей в области возрастной, социальной и педагогической психологии в контексте проблемы индивидуальной помощи слабо успевающим подросткам в современной школе при переходе в старшее звено.

Теоретическими основаниями являются исследования психического развития в контексте проблемы индивидуальной помощи слабо успевающим подросткам в современной школе при переходе в старшее звено (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Л.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.); исследования адаптации детей, имеющих различие отклонения от норм социального развития (Г.И. Царегородцев, Т. Парсонс, Р. Мертон).

    В ходе исследования использовался следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение детей из неполных семей на уроке, психодиагностические методы (методика «Лесенка»,  методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса,  анкета  оценки уровня школьной мотивации); методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ Сергачская СОШ №3. В состав испытуемых вошли учащиеся 7 класса в количестве 21 человек (13 девочек, 6 мальчиков).

Теоретическая значимость исследования состоит в анализе и систематизации материала по проблеме исследования, а именно: проведен анализ психолого-педагогической литературы и обобщены подходы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования, описаны основные причины индивидуальной помощи слабо успевающим подросткам в современной школе при переходе в старшее звено, рассмотрены возможности работы педагога-психолога со слабо успевающими подростками в современной школе при переходе в старшее звено.

Практическая значимость исследования состоит в том, что нами подобран диагностический инструментарий по изучению развития успеваемости слабо успевающих подростков в современной школе, разработана программа психолого-педагогической помощи  слабо успевающим подросткам в современной школе при переходе в старшее звено,  описана динамика результатов исследования по итогам реализации программы.

Материалы данной работы могут быть использованы педагогами, школьными психологами, родителями для индивидуальной помощи слабо успевающим подросткам в современной школе при переходе в старшее звено.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. 

Глава 1.Теоретические основы индивидуальной помощи слабо успевающим подросткам в современной школе 

1.1. Подходы к пониманию индивидуальной помощи в психолого-педагогической литературе

Индивидуальная помощь помогает индивиду решать трудности, создавать такие ситуации в воспитательных организациях, где самораскрытие личности является позитивным, повышается статус, уважение к самому себе, поощрение развития самой личности.

Индивидуальная помощь - это конкретные действия, которые помогут человеку прибрести знания, умения, необходимые для осуществления объективно обусловленного запроса личности в необходимых для существования благах; в развитии индивида как личности, в выборе личностью своей позиции, целей и осуществления в жизни потенциала личности; в преображении самооценки, своих поступков, уважение или неуважение к себе, основанном на объективных достоинствах и успехах индивида и в принятии самого себя таким, какой есть, со всеми минусами и плюсами; в улучшении универсальной операции мышления и в умении усваивать какое – либо качество по отношению к окружающим и себе, к конкретным, коллективным и общественным трудностям; в усовершенствовании чувства принадлежности к своей семье, социальной группе; в выработке плана приспособления и обособления в социуме. [Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса , Соч.: В 8 т. - М., 1983. - Т. 1. - С. 267-330.]

Обучение не может быть успешным, если не брать во внимание индивидуальные особенности подростков, сложности, испытываемые каждым человеком, различия в степени и темпе усвоения материала. Устанавливается, что наряду с коллективными формами обучения можно применять и обучение, индивидуальное для каждого воспитанника. Одновременно с этим, важно достигнуть оптимального сочетания групповой и индивидуальной работы воспитуемых. Нововведение предшествующих лет связаны с поисками путей индивидуализации обучения: разработка идей программированного обучения, его компьютеризация и увеличение времени на самостоятельную работу.

Рассматривая проблему индивидуальной помощи можно выделить такие подходы:

Возрастной подход – подход, направленный на создание условий для улучшения человека с использованием индивидуальных особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обусловленных их половозрастным составом. [Мудрик В.А. Социальная педагогика]

Возрастной подход должен быть выстроен так, чтобы можно было разработать условия для оптимального разрешения возрастных задач. Для выработки решения естественно-культурных задач в возрастном подходе необходимо сначала создать индивидуальный режим ухода за индивидом в процессе онтогенеза; разработать систему материальных процессов, которые индивид воспринимает с помощью своих органов чувств и систему развития основных движений, найти решения трудностей компенсации и реабилитации дефектов процесса созревания и изменений отдельных анатомо - физиологических систем организма (особенно для каждого человека); разработка индивидом физического развития; развитие здорового, активного образа жизни на каждом возрастном этапе; прививать положительное отношение к своему телу, оптимальные и реальные идеалы женственности и мужественности, адекватное восприятие сексуальности индивида. 

Помощь индивиду в трудностях социально-психологических задач показывает продуктивным, когда в соответствии с возрастными возможностями и особенностями индивида, руководители-воспитатели направленно развивают рефлексию и обеспечение самоорганизации различных видов психической активности человека, создают условия и стимулируют верное познание себя, личностно-значимые и социально подходящие способы для реализации индивида.

Опираясь на сензитивные периоды человека, нужно научить воспитанника ставить перед собой цели, соответствующие его возрастным задачам и личностным данным, внося в них исправления связанные с изменением временных, объективных и субъективных обстоятельств, научить работать в группе, решать проблемы, выявлять и преодолевать конфликты.

Воспитательные организации имеют большое значение в решении социально - культурных задач, законом определено, что общество и государство требуют от системы социального воспитания формирование гражданина, который выполняет требования социального и государственного заказа, т.е. человека - труженика, потребителя. Выполняя эти заказы, формируются знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для разрешения социально - культурных задач в процессе онтогенеза человека, разрабатываются формы и методы приобщения к социально - культурных задачам, формирования отношений индивида к самому себе, к миру в процессе устройства жизнедеятельности разнообразных воспитательных организаций.

Помогая личности в разрешении социально - психологических задач требуется учитывать по возрасту возможности и особенности индивида. Педагог целенаправленно развивает рефлексию и становит определенные показатели индивида, создает подходящие условия для лучшего познания личностью самого себя и подкрепляет стимулы индивида.

Выдающийся отечественный педагог К.Д.Ушинский подготовил крупную методику индивидуального подхода к детям. Одновременно с этим, он высказывает мнение о том, что трудность в процессе индивидуального подхода к ребенку состоит в подаче определенных советов, подчеркивая этим творческий характер разрешения трудностей.

С осторожностью используя наследие педагогики в дореволюционный период, Н.К.Крупская рассматривает развитие личностных качеств индивида как необходимость всестороннего воспитания индивида. «Советское воспитание, - писала она, - направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность». [Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985г. – 112с] стр.5

Воспитание человека, указывала Н.К.Крупская, способствовало развитию нового направления в индивидуальном подходе к детям, она обращает особое внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыть его индивидуальные способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» [Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985г. – 112с] стр.6

Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков , лепки, построек из строительного материала. Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, -писала она, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… » [Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985г. – 112с] стр.6

В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания. Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки : «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…» [Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .] стр.19

32%-уникальности

1.2. Психологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст - период завершения детства (с 10-11 до 14-15 лет), период перехода от детства к взрослости.

В этом возрасте происходит формирование в учебном процессе у школьников средних классов способности к обращению внимания на самого себя и на своё сознание, на результаты собственной активности. Школьник сравнивая себя со взрослыми и детьми, младшего возраста приходит к выводу, что он уже не ребенок, а почти взрослый. Признавая себя взрослым, подросток хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Основными потребностями подростка, с психологической точки зрения, являются: желание общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, потеря различного рода зависимостей от взрослых, признание своих прав со стороны других людей.

Чувство взрослости, с точки зрения психологии, - реакция человека, приходящаяся на период вступления в подростковый период. [Шаповаленко И.В. Возрастная психология]

По Эльконину Д.Б., чувство взрослости – новообразование сознания, где подросток отождествляет себя с товарищами и взрослыми, находит эталоны для основного пути обретения индивидом общественно-исторического опыта, выстраивает взаимоотношения с другими людьми, переосмысливает свою деятельность.

Изменение материальных процессов и явлений, которые человек воспринимает с помощью своих органов чувств; изменения, относящиеся к физиологии человека; изменения в поведении человека; появление либидо (сексуальное влечение, по З. Фрейду) делают этот период очень важным и сложным и для окружающих, и для самого подростка.

К.Левин говорил, что подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не способен вступить в круг взрослых, сталкиваясь с трудностями со стороны действительности, что вызывает у подростков неопределенность ориентиров, планов и целей.

В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Иногда, подростковый период обозначают как период кризиса, период нормального отклонения, выделяя его сложность и для самого подростка и для общающихся с ним взрослых. Д.Б. Эльконин, подростковый период рассматривает как прочный период во взрослении и выделяет критические периоды (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту).

В подростковый возраст как ступень психического развития включается выход ребенка на новую позицию в социуме, относящуюся к поиску своего места в обществе. Высокие требования не всегда имеют реалистичное представление о возможностях подростка, что в итоге, приводит к различным конфликтам между подростком и родителями, подростком и учителями. Основным противоречием во взаимоотношениях подростка со взрослыми является отсутствие возможности утвердить себя среди них.

Развитие мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового периода заключает в себя: желание быть в среде сверстников; желание занять определенное место в коллективе; стремление к поиску ценностей собственной личности. Во взаимоотношениях со сверстниками происходит повторение разных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к взаимопониманию. 

В основе ухудшения успеваемости зачастую лежит нарушение общения со сверстниками. В подростковом возрасте, ребенок снимает напряженность в общении с другими детьми, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.

Д.И. Фельдштейну считает, что главным значением в психическом развитии подростков является деятельность, полезная для общества, признаваемая и одобряемая социумом. Общественно полезная деятельность имеется и в младшем возрасте, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется, в 9-10 лет у ребенка появляется стремление к утверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для детей 10-11 лет - получить у других людей оценку своих возможностей.

Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности дает потребность детям 12-13 лет в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14-15 лет ребенок уже стремится проявить свои возможности, занять определенную позицию в социуме, что отвечает его потребности в самоопределении.

Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание различных форм общения, здесь с высшая форма общения детей со взрослыми, на основе морального сотрудничества.

Стремление подростка занять удобное положение в группе сверстников сопровождается повышенной способностью подстраиваться под нормы поведения и ценности референтной группы, что опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу. Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для младшего возраста. 

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период.

Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы ситуации и микрогрупп, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, так как они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия.

Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Некоторые из них закладываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом возрасте они изменяются, наполняются новым «смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего разнообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии.

Конструктивные способы решения трудностей направлены на активное изменение ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «отодвигается» на задний план, а представляют из себя многообразные формы успокоения и расхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Стремление противопоставить себя взрослому, выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Современные данные говорят, что отношение подростка к взрослому трудное и имеет несколько смыслов. Ребенок в подростковом возрасте желает признания на равенство между собой и взрослым, и имеет трудности в индивидуальной помощи, защите и поддержке, в оценке подростка. Взрослый имеет большой смысл для ребенка в этом возрасте, так как подросток способен на осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания по отношению ко взрослому, но подросток не принимает сохранения в практической деятельности воспитания детских форм контроля, требований выполнения обязанностей, выраженной опеки. Проблемы с родителями, конфликты с учителями - обычное явление для ребенка 10-15 лет, но сила, резкость проявлений трудностей и конфликтов зависят во многом от взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать тактику по отношению к поведению подростка. Обязательным и необходимым условием хороших взаимоотношений подростка со взрослым является создание в их жизни содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия по инициативе взрослого.

15%-уникальности

1.3. Факторы, обуславливающие взаимосвязь между индивидуальной помощью и успеваемостью подростка

Практика в школе показывает, что каждый школьник, не имеющий отклонений в развитии, может усвоить знания школьной программы в таком объеме, в котором материал дается для всех учеников. Однако, школьный материал может преподноситься в некорректной форме, что ведет к снижению усвоения полученных знаний.

Специалисты педагогической науки в рамках развития различных отраслей, в – первую очередь, рассматривают разные стороны данной проблемы. Специалисты дидактики в качестве объекта изучения рассматривают совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности, оригинальность учебно – воспитательного процесса, помогающие развитию успеваемости. Специалисты психологии - психологи, уделяют особое внимание индивидуальности учащихся, выражающейся в формировании знаний через понятия, суждения и умозаключения; раскрытию оригинальности процесса учебной деятельности.

В работе Гельмонта А. М. рассматривается дифференцированный анализ неуспеваемости учащихся и ее причин. «Фундамент» дифференцированного анализа составляет психологический характер – уровень трудности (легкости) преодоления какого – либо явления. От школьника зависит:

Выполнение задания

Взаимоотношение с учителем

Уровень общего развития, готовность трудиться

А. М. Гельмонт определяет взаимодействия учителя и воспитанника, эффективность принятых педагогом подходов, основываясь на знаниях конкретных характеристик ученика. Отсутствие принятого педагогом подхода в учебном процессе приводит к негативным характеристикам и качествам, действующим на успеваемость школьника. Затруднения в процессе обучения могут вызвать у подростка стресс и вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате продолжительного воздействия неблагоприятных факторов среды, что вызывает недоверие со стороны воспитанника.

В. И. Самохвалова видит три критерия, влияющие на поведение и индивидуальность детей:
1. Взаимоотношения «Ученик – Учитель»
2. Проведение учебных работ
3. Усвоение приобретенных навыком и знаний

100%-уникальности

ЛИТЕРАТУРА

Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика психология» ; №10)

Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.

Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993г.  Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г.–288с.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с.

 Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.

Психология : Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.. 1990г.

 Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш.шк.; 1990-576с.

Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .

Приложение1

Перечень игр, на развитие нравственно-волевых качеств в личности ребенка (№2с.44-60). Мы предлагаем игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая другим. Здесь перечислены в основном подвижные игры с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха.

1. «Салочки - догонялочки».

2. «Лохматый лес»

3. «Воробушки и автомобили».

4. «Смелые мышки».

5. «Пустое место».

6. «Лиса и гуси».

7. «Ай, гугу».

8. «Салочки - выручалочки»

9. «Кто раньше дойдет до флажка ?»

10. «Я принес тебе подарок»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58586. Звуки [н]. Строчная буква «н» 36.28 KB
  На этапе актуализации знаний предложены задания (в том числе и развивающего характера), которые подготовят учащихся к восприятию нового материала.
58587. Оформление проектной работы. Подготовка и оформление пояснительной записки проекта 2 MB
  Подготовка и оформление пояснительной записки проекта. Обучающая определить требования предъявляемые к оформлению пояснительной записки проекта оформить первую часть пояснительной записки введение.
58588. Олимпийские игры в древности 81.5 KB
  Цель урока: Знакомство с историей Олимпийских игр в древности оценка их значения в жизни Древней Греции и современности; осознание миротворческой роли Олимпийских игр Задачи урока: Способствовать формированию знаний учащихся по истории Олимпийских игр...
58591. Этика и наука 44.5 KB
  Рассказывается миф о царе Эдипе: Царь Лаий и его жена Иокаста получили страшное предсказание от дельфиского оракула: Если в вашей семье родится сын то отец погибнет от его руки. Царь усыновил младенца и назвал Эдипом. Эдип вырос умным и сильным мужчиной. Эдип отправился за ответом к дельфийскому оракулу.
58592. Значение и организация нервной системы 59.5 KB
  Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма Основные вопросы урока: Общая характеристика нервной системы Этапы развития нервной системы Общий план строения нервной системы человека.
58593. Оur university 344.5 KB
  The families of the words: to arrange, arrangement; to teach, teacher; to instruct, instruction, instructor; to prepare, preparation, preparatory; stomatology, stomatological, stomatologist; medicine, medical, medicinal...
58594. Основы рационального питания 75 KB
  И поэтому нам хочется чтобы вы узнали зачем мы едим из чего состоят продукты какие продукты полезные а какие вредные и что лучше есть чтобы быть здоровым хорошо расти учиться и быть в хорошем настроении.