95520

Крупные и малые предприятия в современных рыночных условиях

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Определить значение предпринимательства в современной экономике; Выявить преимущества и недостатки малых предприятий; Провести анализ условий развития крупного и малого предпринимательства на современном рынке; Произвести экономические расчёты; Сделать выводы по проделанной работе.

Русский

2015-09-24

198.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

АЛТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ  ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Экономика организации»

На тему «Крупные и малые предприятия в современных рыночных условиях»

Выполнил студент

группы АЛ-ДЛЭ-301

Браун В. ________________

«_______»_____________2015 г.

Проверил преподаватель

Ильиных Т.П.________________

«_________»___________2015 г.

Оценка______________________

СЛАВГОРОД  2015

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Глава 2. Практическая часть

[4] Вариант 21

[5] 2.1 Производственная программа предприятия

[6] 2.2. Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

[7] 2. 3. Порядок формирования и распределения прибыли

[8] 2.4. Расчет точки безубыточности.

[9] 2.5. Технико – экономические показатели предприятия.

[10] Заключение

[11] Список литературы

Введение

Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест является развитие предпринимательства и его ведущего субъекта – предприятий.

Значение крупных и малых предприятий в условиях рыночной экономики трудно переоценить. Предприятия выполняют не только экономические функции, они теснейшим образом связаны со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более чётко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России. 

Актуальность выбранной темы заключается в том, что становление и значение предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Изучение малых и крупных предприятий является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Предприятие всегда стоит в центре рыночной экономики, и его функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Целью работы является рассмотрение роли крупных и малых предприятий в современных рыночных условиях.

Выбранная цель предопределила следующие задачи:

  •  Определить значение предпринимательства в современной экономике;
  •  Выявить преимущества и недостатки малых предприятий;
  •  Провести анализ условий развития крупного и малого предпринимательства на современном рынке;
  •  Произвести экономические расчёты;
  •  Сделать выводы по проделанной работе.

Теоретической и информационнойосновой исследования послужили работы российских и зарубежных экономистов. Глубина анализа, достоверность выводов курсовой работы обеспечиваются применением принципов логического и системного подходов, приемов индуктивного и дедуктивного методов. 
В рамках системного подхода применены методы анализа и синтеза, метод сравнения, научной абстракции; в практической части исследования использовались расчетно-аналитические методы: группировка, выборка, сравнение, относительных величин, факторный анализ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 21 источника. В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты, характеризующие понятие и роль предпринимательства и предпринимательской деятельности как основы рыночной экономики.

Во второй главе проведены практические расчеты. В заключении обобщены основные выводы по проделанной работе.

Глава 1. Крупные и малые предприятия в современных рыночных условиях

1.1 Предпринимательство как особый вид деятельности

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [20 , 4]

Итак, предпринимательство есть некий вид деятельности. Деятельность, в свою очередь, есть вид активности человека. Активность есть форма существования человека как свободной личности.

Слово «предпринимательство» ассоциируется, прежде всего, с экономической активностью. Экономическая активность – это все энергетические процессы, связанные с производством и обменом некоторых благ (материальных или духовных). Ни производство, ни обмен не могут совершаться спонтанно, поскольку как производство, так и обмен всегда предполагают относительную сложность и требуют сознательного участия человека.

Таким образом, экономическая активность всегда является деятельностью, т.е. свободной тратой жизненной энергии, осуществляемой под определённым (не абсолютным давлением) обстоятельств. Главным таким обстоятельством является потребность в продуктах труда. Гораздо удобнее производить их сообща, в процессе труда между людьми складываются определённые отношения, первым результатом которых является разделение труда. В результате же разделения труда происходит специализация отдельных людей или групп людей на выполнении определённых трудовых функций, а также на производстве определённых продуктов. Первое обстоятельство приводит к возникновению профессий, а последнее – к возникновению обмена, когда производители одного продукта удовлетворяют потребности в других продуктах, меняясь своим достоянием с другими производителями. Всё это приводит к образованию целой системы, состоящей из относительно стабильных групп людей, каждая из которых занимает определённое место в производстве, обмене и потреблении продуктов труда. Данная система подвержена изменениям, которые могут привести к возникновению группы людей, специализирующихся на предпринимательстве. Предпринимательство есть разновидность экономической активности. Рыночные отношения, в свою очередь, порождают у многих граждан естественное стремление иметь «своё дело», с помощью которого они приумножают свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности – предпринимательства.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов, превышающих расходы, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя. [20, 7]

Эффективное осуществление предпринимательской деятельности возможно лишь при наличии определённой общественной ситуации – предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего весь рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

В соответствии с гражданским кодексом (ГК РФ), субъектами предпринимательской деятельности могут быть хозяйствующие субъекты, представленные как юридическими, так и физическими (частными) лицами. [1]

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести и выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. [17, 22]

Отдельные граждане (физические лица) могут вести предпринимательскую деятельность после их регистрации в соответствии с законами РФ в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Индивидуальным предпринимателем не требуется юридический адрес, они не обязаны открывать расчётный счёт в банке и не состоят на учёте в органах государственной статистики. Как и ЮЛ, ИП обязаны платить налоги в бюджет и вносить платежи в обязательные внебюджетные фонды. Однако состав и размер налогов и платежей, установленные для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), отличаются от налогов и платежей предпринимательских организаций юридических лиц.

Можно сделать вывод, что предпринимательство – самостоятельный вид профессиональной деятельности, где предприниматель выступает в качестве субъекта деятельности, будучи владельцем имущества и одновременно специалистом-управленцем. Объектом его деятельности является работа в созданной им организации.

Можно сказать, предприниматели идут на осознанный риск, они верят в свои идеи и вою способность доводить эти идею до успешного воплощения. Использование любых возможностей с максимальной выгодой – ещё одна черта предпринимателя. Умение ставить цели и адаптировать их к изменяющимся условиям бизнеса, способность приспосабливаться к новому – важнейшие способы добиться устойчивости бизнеса.

1.2 Крупное и малое предпринимательство

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются прежде всего количеством занятых на нём. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на:

  •  Мелкие – до 50 занятых; 
  •  Средние – от 50 до 500;
  •  Крупные – свыше 500;
  •  Особо крупные – свыше 1000 занятых.

Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки – объём продаж, величина активов, полученная прибыль. [19, 82 ]

Положительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства оказало вступление в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», внёсшего определённость в отношении субъектов малого предпринимательства и определившего его категории, исходя из средней численности. Предприятие с численностью до 100 человек – это малые предприятия, от 101 до 250 человек – средние предприятия. Изменились также критерии доли участия в уставном капитале. Субъектами малого предпринимательства теперь не могут стать юридические лица, у которых доля участия иностранных граждан и иностранных юридических лиц в уставном капитале превышает 25%, а также суммарная доля участия субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов превышает 25%.  [3]

Экономическая рациональность крупного предпринимательства обусловлена, прежде всего, его технической активностью: крупная фирма обеспечивает оптимальный вариант для капиталовложений в интересах инвестора в условиях конкурентного риска. Конкурентоспособность даёт крупной фирме возможность мобилизовывать значительные суммы капиталов.

Крупная фирма занимается краткосрочным и долгосрочным планированием своей деятельности, разрабатывает стратегию маркетинга, обладает высоким кадровым потенциалом, имеет возможность решения социальных проблем на предприятии. Все эти преимущества позволяют крупным предприятиям утвердить свои позиции в предпринимательском деле.

Но предпринимательство представлено не только крупными, но и мелкими предприятиями. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл шесть лет, а иногда и три года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает численность прекративших свою деятельность.

По сравнению с крупными компаниями малый бизнес имеет явные достоинства.

  •  Для организации малого бизнеса не требуется крупных вложений в основные средства. Это положительно сказывается на себестоимости продукции и позволяет привлекать молодых, активных и талантливых предпринимателей.
  •  Гибкость и мобильность. Малые фирмы оперативнее реагируют на изменения ситуации на рынке, на запросы рынка.
  •  Дублирование и взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга.
  •  Высокая скорость продвижения информации. Она обеспечивается за счёт меньшего объёма информации в малом предприятии, и непосредственного прямого общения руководителя и подчинённых.
  •  Хорошая управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Малые предприятия действуют по принципу «ориентации на нужды», приспосабливаются к запросам клиентуры, предлагают рынку что-то новое, реально действенное. Представители малого предпринимательства умеют мыслить перспективно. Крупные же компании нередко поддаются искушению выпускать как можно большее количество продукции, забывая о требовании не только производить, но и сбывать её. [20,87]

Наряду с преимуществами всегда имеются и недостатки. Выделим  самые существенные из них:

  •  Значительно большая степень риска. Предприниматель работает под страхом разориться и стать банкротом.
  •  Важность накопления капитала. Чтобы «удержаться на плаву» необходимо расширять производство; имеются ограничения в получении кредита, т.к. у малого предпринимателя нет возможности выплачивать высокий процент.
  •  Ограниченность сферы деятельности. Малому бизнесу нет места в отраслях, где требуются большие капиталовложения.
  •  Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка.
  •  Неспособность на равных конкурировать с крупным производством из-за скромных масштабов производства и ограниченности ресурсов.

Конечно, недостатки и неудачи деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых предприятий связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.

Итак, современное предпринимательство – это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство – «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать. Одним из важнейших признаков классификации предприятий является его размер, определяемый в первую очередь численностью работников. Так, предприятия делятся на мелкие предприятия – до 50 занятых; средние – от 50 до 500; крупные – свыше 500; особо крупные – свыше 1000 занятых.

1.3 Предпринимательство в современных социально–экономических условиях

Успешное функционирование экономики государства во многом зависит от уровня развития предпринимательской деятельности. Создание условий для развития предпринимательства является важной целью и составляющей экономической политики для любого государства.

В настоящее время остро встаёт вопрос об изменении приоритетов в экономической политике страны. Для сбалансированного и пропорционального подъёма российской экономики необходимо уделять больше внимания развитию наукоёмкого материального производства, способного удовлетворять потребности внутреннего рынка и поставлять конкурентоспособные товары на экспорт.

Экономический кризис, развивающийся со второй половины 2008 г. оказал значительное негативное влияние на развитие российского предпринимательства, вызвав резкое снижение объёмов производства, переход предприятий на сокращённую рабочую неделю, сокращение численности работающих, отправку работников в вынужденные отпуска. Результат – увеличение безработицы, падение жизненного уровня населения страны.

Пока основой российской экономики являются крупные корпоративные образования, которые в условиях кризиса теряют своё главное качество, определяющее их жизнеспособность в окружающей среде, - конкурентоспособность. В связи с этим исключительную актуальность приобретает интеграция малого и крупного бизнеса, которая сегодня является одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России. Актуальность интеграции определяется возможностью нивелировать недостатки крупных корпораций за счёт их взаимодействия с малым бизнесом, обладающим определёнными конкурентными преимуществами в кризисных условиях. [6, 40]

Таким образом, малые предприятия помогают функционировать крупным в более эффективном режиме, т.к. благодаря своей гибкости и возможности быстрее адаптироваться к изменениям, они выполняют функцию «стартовых площадок» для новых проектов, продуктов, услуг и т.д. В свою очередь малое предпринимательство нуждается в поддержке крупных предприятий, т.к. именно они могут стать реальными источниками вложений, рынком сбыта продукции, а также поставщиками материальных ресурсов.

Кооперация крупного и малого предпринимательства как основной механизм развития в условиях экономического кризиса охватывает все области экономической деятельности, в т.ч.: производственную (субподряд), производственно-сбытовую (франчайзинг), производственно-финансовую (лизинг), инновационную (венчурное финансирование) и т.д. Одной из форм интеграции крупного и малого бизнеса является формирование вокруг крупного предприятия сети более мелких предпринимательских структур, выполняющих отдельные заказы и подряды головного предприятия.

В целом крупные фирмы стараются восполнить отрицательные стороны своей деятельности при помощи постоянных связей с малым бизнесом, на основе кооперации, а не конкуренции. Стремление к большей эффективности и конкурентная борьба побуждают малые фирмы использовать достижения и возможности крупного капитала, следовательно, происходит сближение малого, среднего и крупного предпринимательства на взаимовыгодных условиях.

В современной мировой практике мелкие и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, органически входят в состав крупных корпораций. Причём последние часто сами инициируют образование мелких фирм, особенно на новых научно-технологических направлениях, оказывая им всестороннюю поддержку. Такие действия поощряются государством путём льготного налогообложения капитала, вкладываемого крупными фирмами в развитие малых предпринимательских структур.

Принципиально важной составляющей государственной политики по развитию предпринимательской деятельности должны стать эффективные меры по расширению доступа предпринимательских структур к участию в программах государственной поддержки, кредитно-финансовым ресурсам, объектам имущественной, инженерной производственной инфраструктур, повышению информированности предпринимателей о мерах, связанных с поддержкой предпринимательства.

Правительство РФ объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Так, в настоящее время государственная поддержка малых форм бизнеса регламентирована ФЗ-209, а также рядом других нормативно-правовых актов – региональных и местных. Каждая из реализуемых программ характеризуется своим сроком действия, своим бюджетом и особенностями.

Льготы по аренде, предоставляемые городской администрацией в ряде субъектов РФ, – еще одна разновидность поддержки малых форм бизнеса. В рамках такой программы местные власти могут сдавать предпринимателям помещения, числящиеся на балансе города, по сниженным ценам [21].

Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса 2014-2015 (организаций(ООО) и индивидуальных предпринимателей) [22]:  

  •  денежные субсидии (напр., 58800 т.р. от центра занятости и другие);
  •  C 2013 года действует новая субсидия от департаментов инвестиций и предпринимательства, администраций. Субсидия в размере 70% от затрат на бизнес, но не более 300 000 рублей;
  •  обучение (на безвозмездной основе или с частичным покрытием расходов);
  •  стажировки;
  •  льготный лизинг;
  •  бизнес-инкубаторы (возможность снять хороший офис за символическую плату);
  •  льготный/бесплатный аутсорсинг (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);
  •  льготное/бесплатное участия в выставках и ярмарках;
  •  гранты и пр. [22]

Итак, господдержка предпринимательства в нашей стране действительно существует. Главное – знать, где её искать. И, разумеется, обладать большим желанием развиваться и вносить вклад в экономику страны. 

Таким образом, можно сказать, крупные фирмы как сфера объёмного производства и распределения играют важную и даже определяющую роль в экономике страны и в формировании высоких стандартов жизни. Без них не могут существовать малые предприятия, получающие сырьё, комплектующие и готовую продукцию для реализации.

Развитие отечественного предпринимательства приобретает всё большее социальное и экономическое значение, способствуя повышению благосостояния населения, увеличению доходной части бюджетов различного уровня, созданию новых рабочих мест и т.д.

Глава 2. Практическая часть

Вариант 21

2.1 Производственная программа предприятия

Таблица 1                                                                                                                                                               

Технико-экономические показатели предприятия в базисном и плановом периоде

№ п/п

Показатели

Единица измерения

                 Период

базисный

плановый

1.

Годовая         производственная мощность предприятия

т

670

670

2.

Годовой объем производства

т

402

503

3.

Коэффициент   использования производственной мощности

%

75

75

4.

Вид продукции

Продукция потребительского спроса, одного наименования

          Расчеты:

Годовой плановый объем производства

670*75/100=503

Таблица 2  

Годовой план производства продукции

               Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

Объем реализуемой продукции в натуральном выражении

т.

503

Продолжение таблицы 2

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

Цена отпуска без НДС

руб.

30257

Объем реализуемой продукции в стоимостном выражении

руб.

15219271

  1.  11889794/503=23638 (руб.) – себестоимость 1т. продукции.
  2.  23638+ (23638*28/100)=30257 (руб.) – цена 1т. продукции.
  3.  503*30257=15219271 (руб.) – объем реализуемой продукции в стоимостном выражении.

2.2. Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

Таблица 3

Годовая  плановая смета затрат па производство и реализацию продукции

'Элементы затрат

 

Затраты, руб .

 

Удельный вес, %

 

и/п

     1

                                    2

            3

            4

1

Материальные затраты

3452488

 

 

в том числе:

 

 

 

- сырье;

2317824

27,98

 

- вспомогательные материалы;

313872

3,79

 

- запасные части для ремонта оборудования

345960

2,35

 

- электроэнергия, вода

474832

5,73

2

Затраты на оплату труда

4303776

29,26

3

Страховые взносы   

1291133

8,78

4

Амортизация

1114820

7,58

5

Прочие затраты

1727577

14,53

 

           В том числе:

 

 

 

- налоги и сборы;

575859

4,84

 

- затраты     на     ремонт     основных средств

575859

4,84

Продолжение таблицы 3

№п/п

'Элементы затрат

Затраты, руб .

Удельный вес, %

 

 

 

 

- другие   затраты   (на   страхование  имущества, оплата услуг связи, командировочные,  

канцелярские, охрана  имущества, консультационные  услуги)

575859

 

 

 

4,84

 

 

 

6

Производственная себестоимость товарной продукции

11889794

100

 

Расчеты:

  1.  Сырье  А:  0,5*503*5600=1408400 (руб.)
  2.  Сырье Б: 0,11*503*7100=392843 (руб.)
  3.  Сырье В: 0,07*503*6100=214781 (руб.)
  4.  Сырье Г: 0,04*503*15000=301800 (руб.)
  5.  1408400+392843+214781+301800=2317824 (руб.)-сырье.
  6.  390*503*1,6=313872 (руб.)- вспомогательные материалы.
  7.  288300*1,2=345960 (руб.) - запасные части.
  8.  300*503*2,88=434592 (руб.) – электроэнергия.
  9.  4*503*20,0=40240 (руб.) – вода.
  10.   434592+40240=474832 – затраты на электроэнергию и воду.
  11.   17*770*12 (мес.)= 1570800 (руб.)  – з/п основных рабочих.
  12.   6*5900*12= 424800 (руб.) – з/п вспомогательных рабочих.
  13.    5*10300*12=618000 (руб.) – з/п руководителей.
  14.    4*8400*12=  403200 (руб.) – з/п специалистов.
  15.   5*6200*12=372000 (руб.) – з/п технических исполнителей.
  16.    1570800+424800+61800+403200+372000=3388800 – общая з/п.
  17.    3388800 +(3388800*27%)= 3388800+914976=4303776 (руб.) – затраты на оплату труда.
  18.   4303776*30%=1291133 (руб.) – страховые взносы.
  19.  100/23=4,3% - норма амортизации здания.
  20.   7160000*4,3/100=307880 (руб.) – затраты аморт. зданий.
  21.   100/10=10% - норма амортизации машины и оборудования.
  22.   3620000*10*2/100=724000 (руб.) – затраты аморт. машины и оборудования.
  23.  100/7=14,3% - норма амортизации транспортных средств.
  24.   580000*14,3/100=82940 (руб.) – затраты аморт. транспортных средств.
  25.   307880+724000+82940=1114820 (руб.) – амортизация.
  26.   3452488+4303776+1291133+1114820=10162217 (руб.)
  27.   10162217*17%=1727577 (руб.) – прочие затраты.
  28.    5861128+4303776+1291133+1114820+2137046=14707903 (руб.) – производственная себестоимость товарной продукции.
  29.   2317824*100/11889794=19,49%
  30.   313872*100/11889794=2,64%
  31.   345960*100/11889794=2,91%
  32.   474832*100/11889794=4%
  33.  4303776*100/11889794=36,2%
  34.   1291133*100/11889794=10,86%
  35.   1114820*100/11889794=9,38%
  36.   1727557*100/11889794=14,53%

 

2. 3. Порядок формирования и распределения прибыли

Таблица 4

Показатели прибыли

№ п/п

                     Наименование показателя

Значение показателя, руб.

1.

Доходы от реализации продукции

15219271

2.

Расходы на производство и реализацию продукции

11889794

3.

Внереализационные расходы

214016

Продолжение таблицы 4

№ п/п

Наименование показателя

Значение показателя, руб.

4.

Прибыль

3115461

5.

Налог на прибыль

623092

6.

Чистая прибыль

2492369

При расчете налога на прибыль ставка налога на прибыль -20%. После расчета чистой прибыли следует запланировать ее распределение по специальным фондам (Рис. 1)

  1.  11889794*0,25=2972449 (руб.) – потребность  в оборотных средствах.
  2.  2972449*0,6=1783469(руб.)– обеспеченность собственными оборотными средствами.
  3.  2972449-1783469=1188980 (руб.) – недостаток оборотных средств.
  4.  1188980*18/100=214016 (руб.) – расходы по выплате процентов по кредиту.
  5.  15219271-11889794-214016=3115461(руб.) – прибыль.
  6.  3115461*20/100=623092 (руб.) – налог на прибыль.
  7.  3115461-623092=2492369 (руб.)- чистая приб

Таблица 5

Распределение чистой прибыли

№ п/п

        показатели

% отчислений (согласно уставу)

сумма, руб.

Доля в % к чистой прибыли

1

Чистая прибыль

     -

2492369

100

2

Резервный фонд

10

249237

10

3

Фонд накопления

15

373855

15

4

Фонд потребления

25

623092

25

5

Прибыль к распределению между участниками

50

1246185

50

  1.  2492369*10%=249237 (руб.) – сумма резервного фонда.
  2.  2492369*15%=373855 (руб.) – сумма фондов накопления.
  3.  2492369*25%=623092 (руб.) – сумма фонда потребления.
  4.  2492369*50%=1246185 (руб.) – сумма прибыли участников.

2.4. Расчет точки безубыточности.

Таблица 6

Расчет безубыточного объема продаж

                    Наименование показателя

значение показателя

Всего производственная себестоимость товарной продукции, руб.

11889794

  в т.ч.

        Постоянные расходы

7212466

        Переменные расходы

4677328

Безубыточный объем продаж в натуральном выражении, т

344

Безубыточный объем продаж стоимостном  выражении, руб

10408408

  1.  17*770*12 (мес.)= 1570800 (руб.)  – з/п основных рабочих.
  2.  1408400+392843+214781+301800=2317824 (руб.)-сырье.
  3.  390*503*1,6=313872 (руб.)- вспомогательные материалы.
  4.  434592+40240=474832(руб.) – затраты на электроэнергию и воду.
  5.  1570800+2317824+313872+474832=4677328   (руб.) – переменные расходы.
  6.  11889794-4677328=7212466 (руб.) – постоянные расходы.
  7.  4677328/503=9299 (руб.) – переменные затраты на единицу продукции.
  8.  7212466/(30257-9299)=7212466/20958=344т. – безубыточный объем продаж в натуральном выражении.
  9.  344*30257=10408408 (руб.) – безубыточный объем продаж в стоимостном выражении.
  10.  6726579+7981324=14707903 (руб.) – всего производственная  себестоимость.

2.5. Технико – экономические показатели предприятия.

Таблица 7

Плановые годовые технико-экономические показатели предприятия

№ п/п

                      Наименование показателя

Единица измерения

базисный год

отчетный год

абсол. изм, +,-

темп роста, %

1.

Годовая производственная мощность

Т

670

670

-

-

2.

Коэффициент   использования   производственной мощности

%

60

75

+15

125

3.

Основные производственные фонды

Руб.

1950500

7664000

+5713500

392,9

4.

Оборотные средства

Руб.

1100030

2972449

+1872419

270,2

5.

Объем реализуемой продукции в натуральном и стоимостном выражении

Т.

Руб.

420

10668000

503

15219271

+83

+4551271

119,8

142,

6.

Цена единицы  продукции

Руб.

25400

30257

+4857

119,1

7.

Затраты на производство и реализацию продукции

Руб.

9040500

11889794

+2849294

131,6

8.

Затраты  на 1 руб. товарной продукции

Руб.

0,847

0,781

-0,066

92,2

9.

Прибыль от продаж

Руб.

1627500

3115461

+1487961

191,4

10.

Чистая прибыль

Руб.

1303005

2492369

+1189364

191,3

11.

Численность   промышленно   производственною персонала (ПИП)

Чел.

32

37

+5

115,6

Продолжение таблицы 7

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

базисный год

отчетный год

абсол. изм, +,-

темп роста, %

12.

Фонд заработной платы ППП

Руб.

1312000

5594909

+4282909

426,4

13.

Средняя заработная плата одного работающего на предприятии

Руб.

41000

151214

+110214

368,8

14.

Рентабельность продаж

%

15,26

20,47

+5,21

134,1

15.

Чистая рентабельность предприятия

%

12,21

16,38

+4,17

134,2

16.

Производительность труда

Руб.

333375

411331,6

+77956,6

123,4

17.

Фондоотдача

%

5,47

1,99

-3,48

36,4

18.

Фондоемкость

%

0,183

0,504

+0,321

275,4

19.

Коэффициент       оборачиваемости       оборотных средств

Обороты.

10

5

-5

50

20 .

Длительность одного оборота

дни

36

72

36

200

             

  1.  3580000+3620000+464000=7664000(руб.)– основные производственные фонды.
  2.  9040500/10668000=0,847(руб.) – затраты на 1 руб. товарной продукции в базисном году.
  3.  11889794/15219271=0,781 (руб.) – затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном году.
  4.   3115461 (руб.) -  Прибыль – из табл. 4, строки 4.
  5.  2492369 (руб.) – чистая прибыль- из Табл. 4, стр. 6.
  6.  4303776+1291133=5594909 (руб.)– фонд з/п).
  7.  1312000/32=41000(руб.)– средняя з/п одного работающего  в базисном году.
  8.  5594909/37= 151214 (руб.)- средняя з/п одного работающего в отчетном году.
  9.  1627500/10668000*100=15,26%- рентабельность  продаж в базисном году. (Стр.9/стр5 в стоимостном).
  10.   3115461/15219271*100=20,47%- рентабельность продаж  в отчетном году.
  11.   1303005/10668000*100=12,21%-чистая рентабельность  предприятия в базисном году.
  12.   2492369/15219271*100=16,38%-чистая рентабельность  в отчетном году.
  13.  10668000/32=333375(руб.)- производительность труда в базисном году.
  14.   15219271/37=411331,6(руб.)- производительность труда в отчетном году.
  15.  10668000/1950500=5,47%- фондоотдача в базисном году.
  16.   15219271/7664000=1,99%-фондоотдача в отчетном году.
  17.  1950500/10668000=0,183%-фондоемкость в базисном году.
  18.   7664000/15219271=0,504%-фондоемкость  в отчетном году.
  19.  10668000/1100030=10- коэффициент оборачиваемости в базисном году.
  20.   15219271/2972449=5 коэффициент оборачиваемости в отчетном году.
  21.  360/10=36 -длительность одного оборота в базисном году.
  22.  360/5=72 –длительность одного оборота в отчетном году.

Заключение

По теоретической части данной курсовой работы нами были сделаны следующие выводы:

Экономическая активность всегда является деятельностью, т.е. свободной тратой жизненной энергии, осуществляемой под определённым (не абсолютным давлением) обстоятельств. Главным таким обстоятельством является потребность в продуктах труда. Гораздо удобнее производить их сообща, в процессе труда между людьми складываются определённые отношения, первым результатом которых является разделение труда. В результате же разделения труда происходит специализация отдельных людей или групп людей на выполнении определённых трудовых функций, а также на производстве определённых продуктов.

Современное предпринимательство – это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство – «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать. Одним из важнейших признаков классификации предприятий является его размер, определяемый в первую очередь численностью работников.

Можно сказать, что  крупные фирмы как сфера объёмного производства и распределения играют важную и даже определяющую роль в экономике страны и в формировании высоких стандартов жизни. Без них не могут существовать малые предприятия, получающие сырьё, комплектующие и готовую продукцию для реализации.

Развитие отечественного предпринимательства приобретает всё большее социальное и экономическое значение, способствуя повышению благосостояния населения, увеличению доходной части бюджетов различного уровня, созданию новых рабочих мест и т.д.

В практической главе работы были осуществлены расчет плановых показателей, на основании представленных данных. Результаты расчетов показали:

-  запланированный объем выпуска продукции, исходя из коэффициента загрузки, равен 503 т.

- при сумме затрат 11 889 794 руб., предприятие при реализации продукции получит выручки в размере 3 115 461 руб., что на 1 487 961 руб. больше запланированного, чистая прибыль в этом случае составит 2 492 369 руб., превзойдя базисный год на 1 189 364 руб. ;

- рентабельность продаж составит 20,47%, она увеличилась на 5,21% , а чистая рентабельность –16,38 %, на 4,17 %.

- производительность труда одного работника запланирована на уровне  411 331,6 руб., а это больше базисного периода на 77 956,6 руб.;

-фондоотдача при данном уровне продаж составит 1,99 руб., что меньше базисного на 3, 48 руб.;

-оборачиваемость оборотных средств – 5 оборот, а период одного оборота вырос по сравнению с планируемым на 36 дней и составил - 72 дня.

Тем самым, можно сказать, что производство в отчетном году более эффективно чем в базисном, рост прибыли этому подтверждение.

Список литературы

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации / «Гарант». Информационно-правовой портал [электронный ресурс]- Заглавие с экрана: http://base.garant.ru/10164072/
  2.  Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) / «Гарант». Информационно-правовой портал [электронный ресурс]- Заглавие с экрана: http://base.garant.ru/10102305/#ixzz3UeQ9y5Sl
  3.  Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) / «Гарант». Информационно-правовой портал [электронный ресурс]- Заглавие с экрана: http://base.garant.ru/12154854/
  4.  Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями) / «Гарант». Информационно-правовой портал [электронный ресурс]- Заглавие с экрана: http://base.garant.ru/12164247/
  5.  Программы поддержки субъектов РФ / «Федеральный портал малого и среднего предпринимательства» [электронный ресурс]- Заглавие с экрана: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/srf/
  6.  Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России: Учебное пособие / - М.: ИНФРА-М, 2014. - 232 с.
  7.  Бессолицын, А. А. История российского предпринимательства [Электронный ресурс]: учебник / А. А. Бессолицын. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 400 с.
  8.  Волков О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / Волков О.И., Скляренко В.К.  - 2-e изд. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 264 с.
  9.  Викулина Т.Д. Экономическая теория: Учебное пособие  - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 209 с.
  10.   Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие / - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
  11.  Горбунов В. Л. Бизнес-инкубаторы, и предпринимательство: Монография / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 215 с.
  12.  Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов.  - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 448 с.
  13.  Забродская Н.Г..  Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий: Учебник  - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 263 с.
  14.  Казакова Н.А..  Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие  - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
  15.   Кондраков Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 446 с.
  16.  Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник. / Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 555с., - (Высшее образование)
  17.  Переверзев М.П. Предпринимательство и бизнес: Учебник / М.П. Переверзев, А.М. Лунева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 176 с.
  18.  Полетаев В.Э.. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография  - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.
  19.  Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник / Сажина М.А., Чибриков Г.Г; МГУ им. М.В.Ломоносова (МГУ). - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 608 с.
  20.  Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 313 с.
  21.  Государственная поддержка малого бизнеса в 2014 году: не миф, а вполне конкретные эффективные программы / «Дежур». Интернет-журнал для молодых предпринимателей [электронный ресурс]- Заглавие с экрана: http://dezhur.com/db/money/gos-podderzhka/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-2014-godu-ne-mif-a-vpolne-konkretnye-effektivnye-programmy.html
  22.  Дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса/ «Дежур». Интернет-журнал для молодых предпринимателей [электронный ресурс]- Заглавие с экрана: http://www.garant.ru/article/501381/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34302. Анализируя динамику затрат живого и прошлого труда по мере рационалистического развития технологического 29.5 KB
  Анализируя динамику затрат живого и прошлого труда по мере рационалистического развития технологического процесса установлено что уменьшение суммы живого и прошлого труда происходит только до определенного предела. Дальнейшее увеличение затрат прошлого труда фактически не будет обеспечивать увеличение производительности труда а будет лишь увеличивать стоимость выпускаемой продукции и становится экономически нецелесообразным. Как определить этот предел эту границу переход к которой фактически будет означать топтание на месте даже при...
34303. Динамика развития реального технологического процесса 34 KB
  Динамика развития реального технологического процесса кривая ломанная линия Она описывает реальную динамику развития производительности от вооруженности. Точка 37 произошло изменение в развитии технологического процесса и прошел этап эвристического развития У увеличивается У1 до У2. Недостаток совершенного развития 24 дальше 45 резкое повышение производительности труда.
34304. Эволюционный путь развития технологических процессов 22.5 KB
  Эволюционный путь развития технологических процессов Использование в производстве рационалистических решений совершенствующих вспомогательные ходы технологического процесса представляет собой эволюционный путь его развития. Сущность технических решений обеспечивающих эволюционный путь развития технологических процессов заключается в замене движений человека на подобные движения механизмов на вспомогательных элементах процесса. На современном этапе развития техники практически любой вид движения возможно осуществить известными механизмами....
34305. Революционный путь развития технологических процессов 29 KB
  Революционный путь развития технологических процессов Использование в производстве эвристических технических решений совершенствующих рабочие ходы технологического процесса представляет собой революционный путь его развития. Во 2ом варианте после перехода на технологию с более высоким уровнем не происходит одновременного снижения затрат живого и прошлого труда на единицу продукции а даже возможно временное повышение их что казалось бы позволяет сделать вывод об отсутствии какоголибо развития но если проследить за дальнейшим эволюционным...
34306. Модели и методы оценки технологических процессов 23.5 KB
  Модели и методы оценки технологических процессов В настоящее время можно выделить три основных подхода к изучению научнотехнического развития прва описанию технологий и их развития: экономический подход технократический или пифагорский подход системный подход. В рамках экономического подхода развивалось направление связанное с решение задач планирования научнотехнического развития прва для обеспечения заданного необходимого прироста объема выпуска продукции использование так называемых балансовых методов планирования. С целью...
34307. Понятие о системах технологических процессов 24 KB
  Понятие о системах технологических процессов. Система это целое составленное из отдельных частей ке находятся в тесном отношении между собой . Технологическая система это совокупность взаимосвязанных предметов производства исполнителей и направлено на выполнение отдельных операций и процессов в целом. Между операцией в технологическом процессе и системах можно считать условленным так как они имеют опред.
34308. Исторические этапы развития систем технологий 27.5 KB
  В своем развитии системы технологических процессов прошли ряд исторических этапов. Однако сознательная организация системы технологических процессов произошла в средневековье. Впервые организованная система технологических процессов проявила себя в цехах ремесленников. По структуре цехи ремесленников представляли собой систему параллельных технологических процессов.
34309. Классификационные признаки систем технологий 23 KB
  Важнейшим признаком характеризующим технологические системы является их структура. Механизированная отличается использованием различных механизмов для осуществления как рабочих так и вспомогательных процессов в элементах системы участок станков машиностроительного предприятия. Жесткая связь подсистем характеризуются немедленным прекращением функционирования технологической системы в целом при отказе хотя бы одной подсистемы. При нежесткой связи между элементами системы возможно непродолжительное функционирование системы в случае...
34310. Структура технологической системы производства 25.5 KB
  Структура технологической системы производства. Свойства элементарных технологических процессов распространяются и на технологические системы более высокого иерархического уровня которые образованы совокупностями технологических процессов. Таким образом технологическую систему производства образуют параллельные последовательные и комбинированные системы технологических процессов. Еще одним важным фактором в формировании технологических систем являются технологические связи между элементами системы а также их характер.