95523

Управление государственными и федеральными органами исполнительной власти на территории Российской Федерации

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Государственное управление как функционирующая система Функциональная направленность государственного управления Основные функциональные характеристики государственного управления в XXI веке Основные функции государственного управления Общие функции государственного управления Специальные функции государственного управления...

Русский

2015-09-24

214.5 KB

0 чел.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1 Государственное управление как функционирующая система……………………………………………………………………...….8

1.1 Функциональная направленность государственного управления……………8

1.2 Основные функциональные характеристики государственного управления в XXI веке…………………………………………………………………………..…11

2 Основные функции государственного управления…………………………………………….……………...……....14

2.1 Общие функции государственного управления………………………...……14

2.2 Специальные функции государственного управления…………………...….28

3 Федеральная таможенная служба РФ как функционирующий орган в сфере управления и контроля таможенного законодательства, устранения контрабанды и валютного надзора................................................................................................................32

Заключение…………………………………………………………………...36

Библиографический список…………………………………….........39

Введение

Выбор указанной мною темы обоснован чрезмерной актуальностью данной проблематики. Государственное управление должно быть анализировано и критически осмыслено с точки зрения функциональной ориентированности на потребности общества, государства, организаций и других субъектов. Реализация функций государственного управления, как и их первоначальное определение, должна быть направлена на колоссальную эффективность и максимальную качественность их применимости.

Функции государственного управления располагают определённым набором задач и целей (стратегических, тактических, по уровню значимости и сложности решаемости и др.) и материализуются посредством явственных и однозначных средств, методов и форм управленческой деятельности. Функции, воплощаемые в жизнь путём государственного управления, - это, главным образом, чёткая и скоординированная работа государственных органов, направленная на предоставление оптимального осуществления разноплановых задач государственного управления.

Безусловно, функции государственного управления структурируются на специализированные функции определённых государственных учреждений, законно исполняющих от лица государства различные государственные функции и обладающие государственно-властными полномочиями. Такими структурированными государственными органами, осуществляющими функции государственного управления, выступают:

- непосредственно сам Президент РФ, обладающий 4 компетенциями (гарант Конституции, глава государства, субъект законодательного процесса, верховный главнокомандующий) и, следовательно, исполняющий определённые функции, согласно его компетенциям;

- органы, под влиянием Президента РФ (государственный совет, совет безопасности, институт представительства президента, администрация президента РФ);

- законодательная ветвь власти (Совет Федерации и Государственная Дума);

- исполнительная ветвь власти (Правительство РФ, система органов исполнительной власти: агенства, министерство, службы);

- судебная ветвь власти (федеральные, региональные, областные суды);

- иные исполнительные органы государственной службы субъектов РФ  (полиция, таможня, прокуратура, госнаркоконтроль, различные муниципалитеты и т.д.).

Каждый их этих органов в соответствии с определённым статусом, компетенцией, полномочиями, целями и задачами выполняет свои функции (правотворческая функция, оказания государственных услуг, координации и контроля, прогнозирования, планирования, учёта и т.д.). Специфика задач, напрямую увязанная с исполнительной деятельностью и управлением оказывает влияние на сущность управленческих функций.

В общем смысле, функцию государственного управления можно рассматривать как характерную долю, которая осуществляется органами исполнительной власти и руководствующей деятельностью государства на основании Конституции РФ, различных правовых актов, ФК, ФКЗ, и для которой характерны определённые методы выполнения задач.

Довольно очевидным выступает ключевая проблема реализации функций государственного управления – это, зачастую, низкие показатели качества и несвоевременное применение их осуществления, а также слабый уровень адаптивности к быстро меняющимся условиям современных тенденций. Вследствие этого, немало важным аспектом является и тот значительный фактор, состоящий в том, чтобы человек, принимающий управленческие решения и назначающий, реализующий функции был в достаточной степени компетентным в сфере государственного управления и обладал всеми необходимыми качествами, которые настоятельны и незаменимы для результативного исполнения функций. Иными словами, чтобы функции осуществлялись наиболее эффективным способом, необходимы квалифицированные управленческие кадры, скоординированная и организованная работа государственных органов, чёткая и конкретно определённая постановка задач, целей, миссии административно-государственного аппарата и его институтов и др.

Необходимо также отметить и то, что при реализации круга обязанностей органами государственной власти имеется большая вероятность появления гипертрофированного вкуса к власти тех или иных лиц: когда государственная воля постепенно трансформируется в волю личную и используется в собственных интересах. В следствие этого и реализуемые функции тоже будут иметь личностно-трансформированный характер и нести отрицательные последствия для государства и общества.

Поэтому, ни в коем случае нельзя допускать злоупотребления властью лицами, состоящими в тех или иных государственных органах и выполняющих функции государственного управления, а тем более демонии государственной власти1, что может привести к тотальному хаосу.

Определённо и то, что современные функции государственного управления находятся под влиянием информационной революции, информационных технологий. Уже создаётся информационная система государственного управления, использующая преимущественно информационные технологии для исполнения своих определённых функций и публичного властвования. К примеру, в российской системе государственного управления используется программа «Электронная Россия», в рамках которой такие проекты, как «Электронное правительство», «Телемедицина», «Дистанционное образование» и др.2

Проблема функций государственного управления существенно исследуется и анализируется по различным опорным факторам: оценка качества и своевременности реализации функций, профессионализм и компетентность управленческих кадров и кадров государственной службы, эффективность работы государственных, федеральных органов и органов местного самоуправления, степень влияния функций государственного управления на сферы жизни общества и др.

Анализируя источники и уделяя особое внимание специфике функций государственного управления, значительно выделяются следующие аспекты:

- качество деятельности органов государственной власти в России (В.Н. Галузо, Б.Н. Габричидзе, Н.Д. Эриашвили);

- оценка профессионализма управленческой деятельности (А.П. Исаев, М.Н. Кулапов, К. Кинан);

- поэтапное совершенствование структуры государственного управления (Г.Л. Купрянин, Р.Т. Мухаев, А.В. Пикулькин);

- существенное влияние функций государственного управления на экономическую, социальную, политическую сферы (Б.А. Райзберг, А.Л. Миронов, В.Н. Романов);

- степень эффективности реализации функций государственного управления (В.Д. Самойлов, В.Е. Чиркин, В.В. Кузнецов).

 Объектом исследования являются функции государственного управления и степень их эффективности и максимального качества.

 Предметом исследования выступает деятельность и реализация основных функций государственного управления государственными и федеральными органами исполнительной власти на территории Российской Федерации.

Целью курсовой работы является комплексное изучение и основательное раскрытие первостепенных и основополагающих функций государственного управления, определение их природы, специфических особенностей, выявление их специализированной и характерологической направленности, перечисление и определение методик, направленных на их качественную и эффективную реализацию, а также определение государственного управления как функционирующей системы, сконцентрированной на обеспечение улучшения жизни общества и государства.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1)Раскрыть понятия «государственное управление» и «функции государственного управления».

2)Детально охарактеризовать и определить функции государственного управления, привести примеры.

3)Выявить сущность и специфику функций государственного управления.

4)Объективно сформулировать основные функциональные характеристики государственного управления в XXI веке.

5)Рассмотреть функции государственного управления на примере Федеральной таможенной службы РФ, как функционирующего государственного органа в сфере контроля таможенного законодательства и валютного надзора.

Для решения поставленных задач и реализации поставленной цели курсовой работы были использованы такие методы исследования, как: метод анализа и синтеза (мысленное разложение функций государственного управления и деятельность государственных органов на отдельные части с целью их полного изучения и объединение этих частей), метод абстрагирования (мысленное отвлечение от несущественных свойств функций для более точного выделения существенных свойств), метод обобщения (установление главной обобщенной информации о функциях государственного управления), а также классификация, методы научного исследования (описание, сравнение), анализ нормативно-правовой литературы и учебных пособий.

Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения и анализа: учебного пособия по курсу «Государственное и муниципальное управление», а также других учебных пособий, специальной и художественной литературы, публицистических материалов и интернет-ресурсов, а также исследования в области функционирующей системы органов государственного управления.

1.Государственное управление как функционирующая система

1.1.Функциональная направленность государственного управления

Прежде чем раскрывать функциональную направленность государственного управления и непосредственно сами функции и на каких принципах они строятся, будет более разумным первоначально дать определение понятия «государственное управление».

Само понятие «государственное управление» в различных источниках трактуется гетерогенным (различным) образом, но при наличии дифференцированных определений этого понятия, смысл остаётся неизменным.

Государственное управление – 1)структура подготовки и реализации административно-государственных решений и государственной политики, заключающаяся в функциональной компетенции органов государственного аппарата и осуществляемая в интересах государства и общества.3 2)деятельность, заключающаяся в разработке и реализации политики правительственных и иных государственных органов, а также управление организациями и людьми, вовлечёнными в этот процесс.4

Несомненно, государственное управление является многогранной и обширной областью деятельности административно-государственного аппарата, непосредственно оперирующая различными профессиональными категориями, выполняющая конкретные функции, имеющая функциональную департаментализацию и существенные признаки. Учитывая всю ответственность и серьёзность данной сферы деятельности, её функции также должны включать определённую процедурную специфику, направленность на быструю и качественную реализацию.

Функции государственного управления – виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, направленных на регулирование общественных отношений и процессов и необходимые для достижения поставленных целей.5

Целей и задач у государства, его органов и институтов достаточное множество:

-достижение социально-политической стабильности;

-сохранение общего блага;

-развитие взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами;

-решение глобальных проблем государства;

-сохранение национальной науки и культуры;

-сохранение правопорядка;

-устранение экономических кризисов и их предотвращение;

-внедрение в различные сферы инновационно-информационных технологий и т.д.

Перечислена лишь некоторая часть целей и задач государства и государственных органов. На самом деле их очень много и они также структурно делятся между собой по различным направлениям в зависимости от того какой государственный орган решает и реализует эти задачи и цели. На основании сложности и достаточной дифференциации задач и целей государственного управления, его функции должны строиться и воплощаться в жизнь на следующих принципах:

-гуманизма;

-демократизма;

-объективности;

-правовой упорядоченности;

-законности;

-разделения властей;

-федерализма и др.

Конкретизация данных принципов, на которых должны строиться функции государственного управления:

1.Гуманистический принцип функций государственного управления направлен, прежде всего, на отдельного человека, индивида, общества в целом. Ориентирован на сохранении прав и свобод человека, отражает морально-нравственные позиции общества, признаёт человека высшей ценностью, уважает его достоинства. Этот принцип формируется на основании Конституции РФ ст.2.6

2.Демократический принцип характеризуется тем, что в фундаменте права и правотворчества должны лежать общие человеческие блага. Различные законы, подзаконные акты должны быть направлены на выражение воли и интересов общества, человека. Этот принцип заключается в том, чтобы при реализации функций государственного управления учитывались общеполезность и общезначимость законов государства, а также общественные мнения на этапах реализации функций.7

3.Принцип объективности функций государственного управления строиться на том, что реализуемые функции должны быть направлены на благо всего общества.

4.Принцип правовой упорядоченности предполагает сохранение стабильного состояния социальной жизни, урегулированность структуры правоотношений, а также сохранение законности при реализации функций, гуманистические и нравственные начала.

5.Принцип законности характеризуется чёткой конкретизацией правовых норм и при реализации функций – соблюдением правовых ограничений, за рамки которых выходить не следует.

6.Принцип федерализма функций государственного управления направлен на обеспечение единства системы принятия решений органами государственной власти, а также на соблюдение конституционного разграничения полномочий между органами государственной власти, осуществляющих те или иные функции.8

7.Принцип разделения властей предполагает то, что каждый структурный государственный орган выполняет свои строго определённые функции. В нынешнее время этот принцип является общепризнанной нормой.

Разумеется, не мало важным аспектом отмечается и функциональная департаментализация функций государственного управления, которая подразумевает собой то, что функции в государственных организациях чётко и релевантно(уместно) разграничены и специализированы между собой для более качественного их осуществления. Инкорпорируя(соединяя) различные функции государственных органов в единое целое довольно трудно будет добиться радикальной эффективности их применения, поэтому посредством функциональной департаментализации каждое отдельное подразделение в государственных учреждениях исполняет свой круг обязанностей, обеспечивая тем самым колоссальную первостатейность (качественность объективно полезных функций.

Само понятие «функциональная департаментализация» определяется как процесс деления организации на отдельные подразделения, каждое из которых выполняет определённые функции.9 

Функциональная департаментализация функций органов государственной власти образует некую системность, структурность функциональной направленности государственного управления.

1.2. Основные функциональные характеристики государственного управления в XXI веке

Нынешняя государственная деятельность инкорпорирует(включает) в себя весьма сложные и разнообразные характеристики. Этот значительный аспект определяется тем, что на процесс управления, процесс реализации управленческих функций оказывают влияние информационные технологии, зарождение инновационного развития социальной, экономической, политической сфер общественной деятельности. Происходит ускоренное формирование информационной системы государственного управления, использующая информационные технологии для публичного властвования и осуществления своих функций.10

Использование информационных технологий в государственном управлении – это, прежде всего, оперативное средство рационализации и упорядоченности управленческой деятельности. На данный момент в российской системе государственного управления интенсивно используется программа «Электронная Россия», в рамках которой задействованы такие проекты, как «Электронное правительство», «Телемедицина», «Дистанционное образование» и др., что помогает современным гражданам быть вовлечёнными в процесс государственного управления и контактировать с различными государственными органами.

В связи с этим складываются основные функциональные характеристики государственного управления в XXI веке:11 

1) Разработка государственной политики с использованием инфокоммуникационных технологий, политической аналитики и прогностики.

2) Разработка, осуществление и оценка государственных программ и использованием современных методов социально-политической диагностики, идентификации и распознавания образов, агрегирования информации и её компьютерной обработки (с помощью математического моделирования социальных процессов при разработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях).

3) Прогнозирование и учёт в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общественных явлений. Разработка мероприятий по локализации и устранению недостатков, определение потребности в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации.

4) Анализ, обобщение и интерпретирование социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны.

5) Организация и проведение эмпирических исследований по изучению социально-политических и социально-экономических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, а также принятие таких решений.

6) Применение рациональных приёмов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической, экономической и научной информации.

Для того, чтобы современное государственное управление и его функции были максимально успешными, они должны приводить к изменениям общие настроения, будни, образ жизни общественности, граждан; чтобы не было возможности возникновения некоей точки бифуркации в системе государственного управления (т.е. критического, неустойчивого и неопределённого состояния системы). А для этого современный человек должен быть задействован в систему государственного управления, выражая свои пожелания и интересы с помощью информационных технологий. Для этого существуют различные электронные сайты (к примеру, сайт государственных услуг и др.).

2.Основные функции государственного управления

Функции государственного управления универсальны и самостоятельны. Это опорные, ключевые направления деятельности государства и его органов, гарантирующие социальное благосостояние, реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и качественное управление.

2.1.Общие функции государственного управления

Общие функции государственного управления проявляют и оказывают объективно незаменимое и обязательное влияние на конкретные процессы, происходящие в различных сферах (политической, социальной, хозяйственной, культурной и др.). Данные функции являются фундаментальными, т.к. они имманентны(свойственны) для любого управления, независимо от того в каких отраслях и на каком уровне и ранге они осуществляются.

К общим функциям государственного управления следует отнести:

1.Регулирование.

Посредством данной функции ликвидируется точка бифуркации в системе государственного управления, т.е. достигается незаменимое состояние определённой упорядоченности и устойчивой стабильности системы.12 Регулирование влияет на управленческие процессы, происходящие в заранее заданном направлении и в соответствии с установленной программой. Регулирование должно быть оперативным, уместным и качественным, чтобы сохранить определённое равновесное состояние системы государственного управления под воздействием каких-либо возможных отклонений и влияний.

В общем виде термин «регулирование» определяется как приведение в порядок, упорядочение механизма, деятельности и т.д., а также осуществление руководства действиями, отношениями, направлением и т.д.13 В свою очередь, регулирование в государственном управлении – это применение определённых методов управления в процессе организации и функционирования системы государственного управления; оно характеризуется формированием и установлением общеобязательных требований и определённых процедур для управленческих объектов и различных субъектов права в целях создания, обеспечения общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, равенства участников экономических отношений и др.14 

Опорное содержание государственного регулирования синтезирует в себя следующий ряд элементов: реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий, нормативное установление общих требований в конкретной сфере управленческой деятельности, контроль за выполнением установленных законом требований и положений, государственная поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей, координационное управление, экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей.15 Функция государственного регулирования зачастую отражается в различных законодательных актах. Государственное регулирование использует такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур.

Государственное регулирование занимается непрерывным решением задач государственной и общественной жизни посредством исполнительно-распорядительных органов. В круг обязанностей этих органов и их должностных лиц включают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, борьбы за экологическую чистоту, обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и др.

Разумеется, функция регулирования эффективна при качественной её реализации. Эффективность данной функции заключается в её адаптивности, оперативности, рациональной направленности действий. К примеру, эффективности данной функции можно отнести разработку экономической политики, которая требует необходимый желаемый результат политического решения и ожидаемый совокупный эффект. При правильной расстановке задач и целей, при регулировании хозяйственных систем и ожидаемых результатов можно получить экономическую политику значительно высокого качества с учётом факторов, влияющих на эффективность регулирования (например, фактор времени, формирование целевой функции и др.).

Пример: 1) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации – орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий регулирование во внешнеэкономической сфере и контроль за соблюдением государственных интересов в данной сфере. Также данный орган занимается разработкой и проведением единой социально-экономической политики, осуществляет разработку предложений по определению основных направлений экономической политики в сфере международного сотрудничества, разрабатывает вопросы инвестиционной и кредитной политики, рассматривает ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим группам товаров и услуг и т.д.16

В 2015 году подкомиссия Минэкономразвития РФ по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам по внешней торговле признала целесообразным снижение на полтора года ставок ввозных таможенных пошлин на мелованную бумагу с 10 до 5%, регулируя, таким образом, ставки таможенных пошлин на мелованную бумагу и поддерживая предприятия полиграфической отрасли, осуществляющих выпуск газет и журналов.

2) Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды(Росгидромет) – регулирует осуществление экологического контроля, состояние окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде и др.

В 2015 году состоялся рабочий визит делегации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Республику Крым, в ходе которого обсуждались гидрометеорологическая деятельность на территории Крымского ФО, её регулирование и развитие, а также развитие системы мониторинга окружающей среды на территории Республики Крым.

2. Прогнозирование.

Существенная необходимость государственного управления в прогнозировании определяется тем, что государство и государственные учреждения должны решать как тактические задачи, так и задачи, сориентированные на длительную перспективу.

Прогнозирование – это научно-обоснованное представление о развитии общественных процессов и отношений, о сроках и характере их изменений.17 

С помощью функции прогнозирования государственные учреждения могут проследить изменения в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе необходимой информации и с учётом всех возможных факторов. Посредством прогнозирования разрабатываются какие-либо целенаправленные программы, проекты (федеральные и региональные) ключевых направлений государственной деятельности.

Невозможно качественно и профессионально осуществлять управленческие действия, не учитывая последствия управленческих решений, характер динамичности объектов управления, поэтому структура государственного управления должна строить прогнозы, решать долгосрочные и перспективные задачи. В случае, если органы исполнительной власти не будут осуществлять определённых прогнозов, то существует большая вероятность возникновения неопределённости в реализации задач государственного управления. Государственные органы должны заниматься разработкой прогнозов и принимать управленческие решения на основании этих прогнозов. Необходимо построение некой модели структуры государственного управления по разработке прогнозов государственных органов.18

С помощью различных видов прогнозов (социально-экономических, географических, в сфере трудовых ресурсов, макроэкономических, внешнеполитических и др.) и основных методов прогнозирования (их характеристика будет чуть ниже) определяются развитие состояния общества в целом, последствия социальных явлений и процессов, мобильность и качество деятельности государственных органов.

Основные методы прогнозирования:19

- метод экстраполяции, т.е. выявление существующих тенденций и признание их продолжения;

- метод факторного прогнозирования, т.е. выявление факторов, которые могут повлиять;

- метод модельного прогнозирования, т.е. построение определённой модели, макета какого-либо прогноза;

- метод экспертного прогнозирования, т.е. приглашают специалистов-экспертов для разработки прогноза.

Эффективность данной функции характеризуется: составлением прогнозов. Показывающих возможные направления будущего развития, определением динамики тех или иных явлений, определением в перспективе конечного состояния изучаемой системы, научным предвидением будущего на основе выявления тенденций и закономерностей развития. Например, социальная политика Правительства РФ по стабилизации демографической ситуации включает в себя составление детальных разноплановых прогнозов, связанных с демографической ситуацией и проведением мероприятий по снижению уровня смертности населения, предусмотрение перспективы реализации комплекса мер по охране репродуктивного здоровья, материнства и детства и др.

Пример: Правительство Российской Федерации – федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть, занимающийся государственным прогнозированием, разрабатывающий проекты и прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на различную перспективу (долгосрочную – 10/15 лет, среднесрочную – 3/5 лет и на очередной год). Также, согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»20, к общим полномочиям Правительства РФ относятся:

- организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

- осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

- обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности её органов;

- формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

- реализация предоставленного ему права законодательной инициативы.

Об остальных полномочиях и о специфике деятельности Правительства РФ можно ознакомиться в данном федеральном конституционном законе.

В 2015 году Правительство РФ разрабатывает прогноз, направленный на совершенствование регулирования отдельных избирательных процедур. Предполагается сократить с 20 до 10 дней до дня голосования сроки осуществления таких избирательных действий, как составление списков избирателей, выдача открепительных удостоверений и проведение досрочного голосования.

3. Планирование.

Эта функция присуща для всех иерархических уровней управления; она обладает определённой методикой и базируется на принципах научности, нормативности, комплексности, многовариантности решений, выборе оптимального варианта и др.

Планирование – функция управления, включающая выявление, анализ, постановку целей и задач проблемы, а также предвидение результатов и реализацию целей и задач, последовательность, этапность, временные сроки, контроль, оценку результатов, мониторинг, коррекцию планов и др.21

Существуют различные формы планирования:

1)концепция;

2)выработка стратегий;

3)использование программно-целевого метода;

4)директивное и индикативное планирование (директивное планирование – имеет силу юридического закона, адресный характер, обязательность исполнения, установление плановых заданий; индикативное планирование – определённый процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде каких-либо индикаторов, а также процесс разработки экономических мер государственного воздействия; обычно такой вид планирования применим к экономике)

5)плановый заказ, государственный бюджет и др.

В процессе реализации планирования разрабатываются программы по различным отраслям и сферам государственного управления (федеральные, региональные, комплексные), программы по улучшению и модернизации деятельности структурных органов государственного управления и др.

Эффективность планирования заключается в отражении конкретных целей и приоритетов, постановке порядка и сроков выполнения тех или иных задач, предвидении результатов, аналитической последовательности и этапности, корректировке плановых проектов, оценке результатов и др. Например, в условиях рыночной экономики планирование деятельности предприятия помогает выявлению перспектив изменения внешнего окружения фирмы, формированию целей и стратегии развития, согласованностью работы подразделений предприятия и др.

Пример: 1) Министерство внутренних дел Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, а также правовому регулированию в сфере внутренних дел. Кроме того, в задачи и функции МВД РФ входят:22

- выявление и анализ проблем в сфере нормативно-правового регулирования;

- осуществление разработки планов, целей и задач в сфере внутренних дел и реализация этих целей и задач;

- разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел и в сфере миграции;

- нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

- обеспечение защиты жизни, здоровья и свобод граждан, противодействие преступности, обеспечение общественной безопасности и т.д.;

- управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

- обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников внутренних дел  и др.

Деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентируется федеральным законом «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

2) Президент РФ и его стратегия социально-экономического развития России до 2020 года. Как пример планирования и формы выработки стратегии, было бы уместным рассмотреть президентскую стратегию, смысл которой соответствует требованиям повышения конкурентноспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. Президент РФ в своём выступлении на Государственном Совете определил ключевые ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года:23

- возвращение России в число мировых технологических лидеров;

- четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики;

- увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения;

- сокращение смертности в полтора раза;

- увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет;

- создание равных возможностей для людей;

- формирование мотивации к инновационному поведению;

- радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда и др.

На последних трёх ориентирах он призвал сконцентрировать большие усилия для их достижения. Главная задача президентской стратегии состоит в том, чтобы страна вышла в число мировых лидеров и встала на инновационный путь развития, а также колоссальное повышение эффективности экономики.

4. Организация.

Посредством данной функции образуется организационный механизм. Функция организации государственного управления направлена, прежде всего, на формирование управляющих и управляемых систем, а также на создание отношений и связей между ними.

Само понятие «организация» определяется следующим образом:24

1)внутренняя упорядоченность и согласованность дифференцированных и автономных частей целого;

2)совокупность определённых процессов, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3)объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определённых процедур и правил (социальная организация).

Функция организации создаёт определённые условия для взаимосвязи и эффективности других функций управления. Опорное содержание этой функции основывается на создании управленческих органов, формировании функциональной департаментализации, построении системы аппарата управления, подборе и расстановке кадров, а также включает в себя ликвидацию и реорганизацию учреждений и др.25

С помощью организационной функции формируется система государственного управления посредством тех или иных принципов, упорядочивается структурность государственных органов, персонала, подразделений, определённых процессов государственного управления.

Безусловно, функция организации государственного управления наряду с вышеперечисленными также включает в себя управленческие решения и управленческие действия, результатом которых является обеспечение необходимого и качественного функционирования органов государственного управления, а также определение организационных положений, которые помогают установить некий порядок управления, регламенты, требования, нормативы и др.26

Анализируя эффективность организационной функции, учитывается нацеленность на претворение намеченных планов, создание системности действий, единство целей между подразделениями государственного органа, соблюдение полномочий, определение нормы управляемости.

Пример: Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) – федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по обеспечению организационного и иного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также функции по контролю и надзору и правоприменительные функции.

Ключевые задачи ФССП РФ:27

1)обеспечение установленного порядка деятельности федеральных судов РФ;

2)организация принудительного исполнения судебных актов, а также других актов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве»;

3)исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесённым к подследственности ФССП;

4)управление территориальными органами ФССП РФ и др.

Федеральная служба судебных приставов РФ структурируется на различные сектора, отделы, обеспечивая их внутреннюю упорядоченность действий и организационную согласованность:

-организационно-контрольное управление;

-управление государственной службы и кадров;

-управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности;

-отдел по взаимодействию со СМИ и т.д.

Деятельность ФССП РФ и их полномочия осуществляются согласно ФЗ «О судебных приставах», ФЗ «Об исполнительном производстве», Положению о федеральной службе судебных приставов.

8 мая 2015 года судебные приставы Свердловской области приостановили административную деятельность детского сада на 20 суток. В детском учреждении было выявлено 25 нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

5. Координация.

Функция координации гарантирует некое согласование деятельности органов исполнительной власти. Посредством координирующей функции согласовывается и упорядочивается деятельность государственных учреждений для осуществления определённых целей государственного управления, обеспечивается гармоничное функционирование деятельности государственных органов.

Координация – это обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления.28

Существуют различные государственные органы, наделённые координационными полномочиями: государственные комитеты Российской Федерации, некоторые федеральные министерства, иные органы исполнительной власти, которые реализуют функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно-надзорные функции.

Эффективность координационной функции заключается в создании некой гармонии в той или иной системе, согласованности в работе всех подразделений и сроков выполнения управленческих функций. Посредством данной функции обеспечивается принятие адекватных мер по решению определённой проблемы, нацеленность на ликвидацию перебоев в системе, повышение эффективности функционирования управленческой системы.

Пример: Национальный антитеррористический комитет – коллегиальный орган, который обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципалитетов по противодействию терроризму.

Также, наряду с НАК были созданы антитеррористические комиссии для координации деятельности органов исполнительной власти по профилактике терроризма и ликвидации последствий его проявлений.

К основным задачам национального антитеррористического комитета относятся:29

1) подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства РФ в этой области;

2) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах РФ;

3) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, а также мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;

4) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму;

5) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты;

6) решение иных задач, предусмотренных законодательством РФ, по противодействию терроризму.

В ночь с 6 по 7 мая 2015 года оперативным штабом НАК в Республике Дагестан была получена информация о нахождении в одной из квартир нескольких вооруженных лиц, причастных к деятельности бандитского подполья. В целях недопущения совершения террористических акций и обеспечения безопасности граждан было принято решение о проведении контртеррористической операции.

6. Учёт.

Функция учёта подразумевает собой сбор, передачу, хранение и обработку данных, регистрацию и группировку сведений о деятельности управленческой системы и т.п. Учёт является некой предпосылкой функции контроля.

С помощью учёта фиксируется определённая информация о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений и т.д. В общем смысле, это определённое фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.30

Учёт предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, фактов и т.д. Система учёта включает в себя информационно-аналитические организации сбора, обработки и передачи информации на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, а также нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность в данной области.

Эффективность функции учёта характеризуется регистрацией свершений фактов, обработкой информации о фактах, хранение и выдача данной информации в требуемом виде, анализ процессов, явлений и др.

Пример: Федеральная служба государственной статистики (Росстат) – федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по формированию статистической информации о различном положении страны (экономическом, социальном, демографическом, экологическом и др.), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории РФ.

Базисные функции Росстата:31

1)представление в установленном порядке статистической информации гражданам, органам государственной власти, СМИ, Президенту РФ, Правительству РФ и другим организациям;

2)разработка и совершенствование научно-обоснованной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей;

3)разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономической и социальной сфер;

4)сбор статистической отчётности и на её основе формирование статистической информации;

5)развитие информационной системы государственной статистики;

6)обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной информации, отнесённой к государственной тайне и др.

В апреле 2015 года в 6 субъектах РФ потребительские цены на товары и услуги выросли на 1,0%, как сообщает Росстат.

7. Контроль.

Функция контроля подразумевает собой некое определение соответствия или же несоответствия состояния системы государственного управления, её структурированных подразделений определённому стандарту, а также объективную оценку функционирования государственных органов, каких-либо действий субъектов управления.32

С помощью контроля выявляются ошибки в управлении, степень соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности, а также осуществляется надзор, наблюдение за качеством управленческой деятельности.33

Контроль в государственном управлении, прежде всего, направлен на обеспечение законности, дисциплинарности. Он должен характеризоваться объективностью, обоснованностью, последовательностью, оперативностью, законностью, гласностью и др.

Одной из разновидностью контроля можно выделить административный надзор, осуществляющийся законно государственными органами.

Эффективность функции контроля заключается в борьбе с возникновением кризисных и неопределённых ситуаций, отражении общих приоритетов организации, ориентированности на качественные результаты, своевременностью, гибкостью.

Пример: 1) Федеральная налоговая служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления. Также ФНС осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве ИП и фермерских хозяйств, обеспечивает представление в делах о банкротстве и требований об уплате обязательных платежей.34

ФНС осуществляет свою деятельность через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ, местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и др.

В 2015 году ФНС России по Иркутской области были внесены изменения в правовом регулировании госрегистрации 120 тысяч субъектов бизнеса в Иркутской области.

2) Государственная противопожарная служба – орган пожарной охраны, частично входящий состав Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы, также осуществляющий государственный пожарный надзор.

Основные функции государственной противопожарной службы:35

- профилактика и тушение пожаров, аварийно-спасательные работы;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, помещений и других объектов;

- рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию зданий и объектов;

- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) и др.;

- налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности и др.

Согласно ФЗ «О пожарной безопасности»36 пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

- государственная противопожарная служба;

- ведомственная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана;

- объединения пожарной охраны.

20 марта 2015 года в сельском поселении Бабугент Черекского района прошла комплексная пожарно-профилактическая отработка, организованная совместно личным составом ГПС КБР, группой пожарной профилактики и отделением надзорной деятельности по Черекскому району.

Многие классификации функций государственного управления к базисному составу общих функций государственного управления также относят:

- информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. получение, обработка, анализ информации, которая необходима для осуществления государственной деятельности, иначе говоря, информационное обеспечение государственного управления – информационные ресурсы, организационно-функциональное, техническое, программное, правовое, кадровое, финансовое обеспечение.37

- руководство, т.е. установление каких-либо правил, нормативов деятельности государственных служащих, должностных лиц, объектов управления; процесс управления и контроля за деятельностью государственных органов.

- распорядительство, т.е. текущие указания руководителей государственных органов должностным лицам; регулирование управленческих отношений, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов, правовых актов управления: приказов, указаний, распоряжений, инструкций и т.д.38

- правотворческая функция, т.е. участие федеральных органов исполнительной власти в законодательной деятельности;

- правоприменительная функция, т.е. принятие индивидуальных правовых актов, определяющих права и обязанности юридической ответственности конкретных лиц и др.39

Следует отметить, что все выше перечисленные общие функции государственного управления свойственны для любого государственного органа, учреждения независимо от иерархического уровня. Также следует понимать и то, что каждый приведённый пример под определённую функцию не ограничивается только именно этим государственным органом.

Приведённые выше функции государственного управления незаменимы и обязательны для эффективной и качественной реализации государственного управления на различных уровнях: общегосударственном, федеральном, региональном, местном, отраслевом.

2.2.Специальные функции государственного управления

Специальные функции государственного управления, главным образом, характеризуют особенности конкретного субъекта (Президент РФ, Министерства, местные органы власти и др.) и объекта управления (различные общественные сферы: экономическая, социальная, культурная, административная, политическая и др.).

Набор специальных функций государственного управления в общем плане установить достаточно сложно, т.к. государственный орган имеет различное множество разноплановых направлений деятельности, что гарантирует выполнение его основных задач и функций.

К специальным функциям государственного управления можно отнести:40

1)разработку и введение нормативов численности, материальных, финансовых, трудовых затрат государственных органов;

2)обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;

3)выработку критериальной оценки эффективности и качественности деятельности государственных служащих;

4)проведение исследований в различных государственных органах;

5)разработку нормативно-правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах и др.

Специальные функции государственного управления отражают особенности объекта государственной деятельности и особенности государственного воздействия на объект управления. Они также могут дополнять и общие функции, например, специальная функция изучения общественного мнения дополняет следующие общие функции: планирование, прогнозирование, организация, информационное обеспечение и т.д.41

Как было сказано чуть выше, специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта и объекта управления, поэтому в качестве примера специальных функций государственного управления я решила привести Правительство Курганской области, как конкретного субъекта управления с присущими ему общими и специальными функциями и полномочиями.

Правительство Курганской области – коллегиальный высший орган исполнительной власти Курганской области. Оно обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, настоящего Устава, законов и иных нормативно-правовых актов Курганской области на территории Курганской области.

Правительство Курганской области правомочно решать все вопросы государственного управления, которые входят в её компетенцию в соответствии с Уставом и законами Курганской области.

Также оно разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Курганской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, образования, науки, здравоохранения, экологии, социально обеспечения.

Основные функции Правительства Курганской области:42

1)осуществление мер в пределах своих полномочий  по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2)разработка проекта бюджета Курганской области, а также проекты программ социально-экономического развития Курганской области;

3)обеспечение исполнения областного бюджета, отчётность об исполнении указанного бюджета и отчётность о выполнении программ социально-экономического развития Курганской области для представления их Губернатором Курганской области в областную Думу;

4)формирование иных органов исполнительной власти Курганской области;

5)управление и распоряжение собственностью Курганской области в соответствии с областными законами, а также федеральной собственностью, переданной в управление Курганской области в соответствии с ФЗ и другими нормативно-правовыми актами РФ;

6)заключение в соответствии с федеральным законом договоров с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче части своих полномочий;

7)вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты, в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, ФЗ и иным нормативно-правовым актам РФ, настоящему Уставу и законам Курганской области, а также вправе обратиться в суд;

8)осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Уставом и законами Курганской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Более подробно об основных полномочиях Правительства и Губернатора Курганской области можно ознакомиться в Постановлении Правительства Курганской области № 395 «Об утверждении регламента Правительства Курганской области», а также в Уставе Курганской области.

Помимо общих и специальных функций государственного управления существуют ещё и вспомогательные функции государственного управления, которые предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках как раз общих и специальных функций. К вспомогательным функциям, например, относятся:43

- материально-техническое обеспечение;

- текущее планирование;

- финансирование;

- стимулирование;

- кадровое обеспечение;

- руководство;

- диагностирование;

- делопроизводство;

- юридическое обслуживание и др.

3.Федеральная таможенная служба РФ как функционирующий орган в сфере управления и контроля таможенного законодательства, устранения контрабанды и валютного надзора

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ следующие функции:

- по выработке государственной политики;

- по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела;

- по валютному контролю;

- по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

- по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

- по санитарно-карантинному, карантинному фитосанитарному контролю и государственному ветеринарному надзору в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ;

- по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесённых к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Руководство деятельностью ФТС осуществляет Правительство Российской Федерации. В систему ФТС входят региональные и специализированные таможенные управления, таможни, таможенные посты и др. ФТС оказывает содействие околотаможенной инфраструктуры, сети таможенных брокеров и таможенных складов.

ФТС России осуществляет колоссальное множество важнейших полномочий44, поэтому я перечислю лишь некоторые полномочия, приобщив их к общим функциям государственного управления. Федеральная таможенная служба реализует всю совокупность базисных (общих) функций государственного управления:

1)Правотворческая функция: ФТС принимает нормативно-правовые акты, на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, международных договоров и др., определяющие:45

- порядок списания задолженности по уплате таможенных платежей, пеням, процентам;

- форму и порядок заполнения решений и взыскании денежных средств в бесспорном порядке;

- формы реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

- порядок отмены решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товара;

- особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским и воздушным транспортом и др.

2)Регулирование: ФТС осуществляет нормативно-правовое регулирование в области таможенного законодательства и др.

3)Контроль: ФТС осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности:46

- за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле;

- за правильностью исчисления и своевременностью уплаты антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин;

- за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу;

- за внешнеторговыми бартерными сделками;

- за соблюдением требований таможенного законодательства при проверки документов в специализированных пунктах пропуска через государственную границу и др.

4)Координация:

- обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ;

- координирует на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу;

- осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов и т.д.;

- организует и обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности по мобилизационной подготовке организаций и др.

5)Учёт: ФТС формирует и представляет данные по внешнеторговой статистике в виде официальных публикаций, подготавливаемые на основе грузовых таможенных деклараций; осуществляет сбор статистических форм учёта перемещения товаров и др.47

6)Прогнозирование и планирование:48

- определяет стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведение анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками;

- принимает предварительные решения о прохождении товара из конкретной страны;

- реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации и др.

7)Организация: ФТС организует:49

- приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц;

- пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей;

- профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

- охрану объектов таможенной инфраструктуры;

- патриотическое воспитание должностных лиц таможенных органов и др.

8)Распорядительство: ФТС осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на неё функций; осуществляет функции государственного заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции, ввозимой в РФ и др.

9)Правоприменительная функция: ФТС в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:50

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты в порядке, определенном Правительством РФ;

- создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения;

- определять компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций;

- использовать воздушные и водные суда в целях осуществления таможенного контроля;

- утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах и др.

Деятельность ФТС регламентируют различные нормативно-правовые акты, ФЗ, ФКЗ, указы, регламенты (например, Положение о федеральной таможенной службе № 809, Регламент федеральной таможенной службы и др.).

Заключение

Согласно латинской формуле: «Храни порядок и порядок сохранит тебя», чтобы в обществе и государстве царили мир и порядок, стабильность и спокойствие, процветание и надёжность одним из крайне важных факторов является то, чтобы государство, государственные органы, государственные служащие максимально эффективно осуществляли пермаментную реализацию функций государственного управления, своевременно и успешно решали поставленные задачи и цели и вот эта ответственность за свои полномочия и функции обернётся им такой же положительной монетой. Конечно, интерпретировать данную формулу можно абсолютно различными способами, но я предпочла связать её с темой функций государственного управления.

Подводя итоги исследовательской работы по данной тематике, хотелось бы отметить следующее:

1)Государственное управление – это структура подготовки и реализации административно-государственных решений и государственной политики, заключающаяся в функциональной компетенции органов государственного аппарата и осуществляемая в интересах государства и общества.

Функции государственного управления – это виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, направленных на регулирование общественных отношений и процессов и необходимые для достижения поставленных целей.

2)Государство и его органы реализуют различное множество важных функций (общих и специальных), среди которых выделяют: регулирование, прогнозирование, планирование, учёт, контроль, организацию, информационное обеспечение, руководство, координацию, а также функции, которые присущи только какому-либо конкретному государственному учреждению.

3)Сущность и специфика функций государственного управления направлена, прежде всего, на урегулирование общественных отношений и процессов, на создание благоприятной жизни общества и государства, сохранение общественного порядка и блага.

4)Современный мир и протекающие в нём процессы характеризуются своей неустойчивостью и изменчивостью, в связи с этим складываются основные функциональные характеристики государственного управления в XXI веке:

- разработка государственной политики с использованием инфокоммуникационных технологий, политической аналитики и прогностики;

- прогнозирование и учёт в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общественных явлений;

- организация и проведение эмпирических исследований по изучению социально-политических и социально-экономических процессов и др.

5)Каждый государственный, федеральный орган с учётом своих компетенций, прав и обязанностей осуществляет реализацию всей совокупности основных функций государственного управления, например, ФТС РФ, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции:

- по валютному контролю;

- нормативно-правовому регулированию;

- выработке государственной политики;

- координирует соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;

- осуществляет сбор статистических форм учёта перемещения товаров и др.

Разумеется, квалифицированное и высококачественное осуществление функций государства и его органов во многом зависит от компетенции и профессионализма государственных служащих, их личностно-характерологических особенностей и профессиональных навыков и умений, что обеспечивает устранение некоего отрицательного резонанса в различных сферах (экономической, социальной, политической, культурной, экологической и т.д.).

Очевидным видеться и то, что на данный момент происходит политизация государственного управления, т.е. довольно значительное сближение политиков и администраторов в государственном управлении, что существенно интегрирует их функции. Если в классической модели государственного управления подразумевается чёткое разделение политических и административных функций государственного управления (т.е. политики принимали решения, чиновники должны были оставаться политически нейтральными и эти решения исполнять), то на сегодняшний день административные функции управления существенно политизировались, т.е. современные государственные чиновники на высоких политических постах вынуждены прислушиваться к настроениям общественности и считаться с мнением парламентариев. А для того, чтобы государственное управление было успешным, оно должно приводить к изменениям общие настроения, будни, образ жизни граждан.51

Какие бы изменения не происходили в структуре государственной власти и в структуре общества, несомненным остаётся тот факт, что качественная и эффективная реализация функций государственного управления гарантирует стабильный порядок как в обществе, так и в государстве.  

 

Библиографический список

  1.  Алавердов, А.Р. Управление человеческими ресурсами организации / А.Р. Алавердов /-М.: Синергия-Москва, 2012. – С.310.
  2.  Алёхин, Э.В. Государственное и муниципальное управление / Э.В. Алёхин /-Пенза: ПГУ, 2007. – С.169.
  3.  Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук /-М.: Омега-Л, 2004. – С.145.
  4.  Барабашев, А.Г. Эволюция государственной службы России / А.Г. Барабашев /-М.: ДВШЭ, 2013. – С.61.
  5.  Белокрылова, О.С. Государственные антикризисные программы / О.С. Белокрылова /-М.: Содействие, 2011. – С.205.
  6.  Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко /-М.: Юрайт, 2013. – С.91.
  7.  Василенко, И.А. Административно-государственное управление в странах запада / И.А. Василенко /-М.: Юрайт, 2013. – С.243.
  8.  Вачугова, Д.Д. Основы мененджмента / Д.Д. Вачугова /-М.: А-Приор, 2012. – С.84.
  9.  Введенский, В.Г., Горохов, А.Ю. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта / В.Г. Введенский / А.Ю. Горохов /-М.: Серебряные нити, 2002. – С.120.
  10.  Галузо, В.Н., Габричидзе, Б.Н., Эриашвили, Н.Д. Основы органов государственной власти в России / В.Н. Галузо / Б.Н. Габричидзе / Н.Д. Эриашвили /-М.: Юнити-Дана, 2011. – С.53.
  11.  Злодеев, В.П. Основы социального прогнозирования / В.П. Злодеев /-М.: Содействие, 2010. – С.33.
  12.  Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление / В.Г. Игнатов /-М.: ИД Март, 2005. – С.116.
  13.  Исаев, А.П. Профессионализация управленческой деятельности / А.П. Исаев /-Екб.: КноРус, 2011. – С.237.
  14.  Карпухин, Д.В. Хозяйственная деятельность органов государственной власти / Д.В. Карпухин /-М.: МИЭМП, 2011. – С.28.
  15.  Кинан, К. Эффективное управление / К. Кинан /- США: Астрель, 2006. – С.142.
  16.   Кулапов, М.Н. Философия управления / М.Н. Кулапов /-М.: Палеотип, 2013. – С.206.
  17.   Купрянин, Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы / Г.Л. Купрянин /-М.: МГУ, 2011. – С.308.
  18.  Лысов, О.Е. Государственное и муниципальное управление / О.Е. Лысов /-СПб.: ГУАП, 2014. – С.119.
  19.   Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты / А.Л. Миронов /-М.: Юнити-Дана, 2012. – С.110.
  20.  Михайлов, Л.А. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности / Л.А. Михайлов /-М.: Академия, 2008. – С.236.
  21.   Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления / Р.Т. Мухаев /-М.: Юнити-Дана, 2013. – С.75.
  22.   Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин /-М.: Юнити-Дана, 2010. – С.261.
  23.   Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райзберг /-М.: Инфра-М, 2013. – С.38.
  24.   Романов, В.Н., Кузнецов, В.В. Система государственного и муниципального управления / В.Н. Романов / В.В. Кузнецов /-Ульяновск: УлГТУ, 2008. – С.125.
  25.   Самойлов, В.Д. Государственное управление / В.Д. Самойлов /-М.: Юнити-Дана, 2013. – С.132.
  26.  Тургаев, А.С. Высшие органы государственной власти и управления / А.С. Тургаев /-М.: СЗАГС, 2013. – С.141.
  27.   Чиркин, В.Е. Государственное управление / В.Е. Чиркин /-М.: Юрист, 2014. – С.92.
  28.  Шадрин, А.И. Проблемы территориального управления / А.И. Шадрин /-Красноярск: КрасГУ, 2010. – С.5.
  29.  Шевченко, В.Н. Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни / В.Н. Шевченко /-М.: ИФРАН, 2008. – С.182.
  30.   Государственная противопожарная служба. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mchs-club.ru/protivopozharnaya-sluzhba. (Дата обращения: 5.05.2015).
  31.   Министерство внутренних дел РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mvd.ru. (Дата обращения: 3.05.2015).
  32.   Национальный антитеррористический комитет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nac.gov.ru. (Дата обращения: 3.05.2015).
  33.   Правительство Курганской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kurganobl.ru. (Дата обращения: 3.05.2015).
  34.   Правительство Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru.  (Дата обращения: 2.05.2015).
  35.   Федеральная таможенная служба РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.customs.ru. (Дата обращения: 3.05.2015).
  36.   Федеральная налоговая служба РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn45. (Дата обращения: 9.05.2015).
  37.   Федеральная служба судебных приставов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fssprus.ru. (Дата обращения: 6.05.2015).
  38.   Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 5.05.2015).

1 Василенко И.А., Государственное и муниципальное управление. М.,2013.С.86

2 Василенко И.А., Государственное и муниципальное управление. М.,2013.С.90

3 Мухаев Р.Т., Система государственного и муниципального управления. М.,2012.С.75

4 Яновский В.В., Кирсанов С.А., Государственное и муниципальное управление. М.,2013.С.13

5 Самойлов В.Д., Государственное управление. М.,2013.С.148

6 Конституция Российской Федерации. М.,2015.С.3

7 Миронов А.Л., Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты. М.,2012.С.110

8 Купрянин Г.Л., Модернизация государственного управления: институты и интересы. М.,2011.С.308

9 Кулапов М.Н., Философия управления. М.,2013.С.86

10 Барабашев А.Г., Эволюция государственной службы России. М.,2013.С.97

11 Василенко И.А., Государственное и муниципальное управление. М.,2013.С.90

12 Лысов О.Е., Государственное и муниципальное управление. СПб.,2014.С.119

13 Кулапов М.Н., Философия управления. М.,2013.С.52

14 Купрянин Г.Л., Модернизация государственного управления: институты и интересы. М.,2011.С.71

15 Яновский В.В., Кирсанов С.А., ГМУ. М.,2013.С.49

16 Миронов А.Л., Государственное управление в России. М.,2012.С.153

17 Чиркин В.Е., Государственное управление. М.,2003.С.143

18 Злодеев В.П., Основы социального прогнозирования. М.,2010.С.33

19 Василенко И.А., ГМУ. М.,2013.С.173

20 ФКЗ №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», гл.3, ст.13

21 Райзберг Б.А., Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.,2010.С.163

22 Габричидзе Б.Н., Кузнецов С.М., Основы государственных органов власти в России. М.,2011.С.59

23 Купрянин Г.Л., Модернизация государственного управления. М.,2015.С.301

24 Алиев В.Г., Теория организации. М.,2014.С.15

25 Лысов О.Е., Государственное и муниципальное управление. СПБ.,2014.С.29

26 Карпухин Д.В., Хозяйственная деятельность органов государственной власти. М.,2011.С.62

27 ФЗ № 118 “О судебных приставах», гл.3, п.2

28 Вачугова Д.Д., Основы мененджмента. М.,2012.С.89

29 Указ Президента РФ № 116 “О мерах противодействия трерроризму»

30 Чиркин В.Е., Государственное управление. М.,2003.С.169

31 Постановление Правительства РФ № 420 «О Федеральной службе государственной статистики», гл.1, п.4

32 Алёхин Э.В., Государственное и муниципальное управление. Пенза,2007.С.169

33 Барабашев А.Г., Эволюция государственной службы России. М.,2013.С.27

34 Постановление Правительства РФ № 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе», гл.1, п.1

35 ФЗ № 385 “О государственной противопожарной службе», гл.2, п.5

36 ФЗ № 69”О пожарной безопасности», гл.1, п.2

37 Лысов О.Е., Государственное и муниципальное управление. СПб.,2014.С.52

38 Барабашев А.Г., Эволюция государственной службы России. М.,2013.С.22

39 Михайлов Л.А., Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности. М.,2008.С.236

40 Самойлов В.Д., Государственное управление. М.,2013.С.65

41 Тургаев А.С., Высшие органы государственной власти и управления. М.,2013.С.141

42 Постановление Правительства Курганской области № 395 “Об утверждении регламента Правительства Курганской области»

43 Тургаев А.С., Высшие органы государственной власти и управления. М.,2013.С.74

44 Положение о Федеральной таможенной службе № 473

45 Положение о Федеральной таможенной службе № 809, раздел 2, п.5.1

46 Положение о федеральной таможенной службе № 809, раздел 2, п.5.3

47 Положение о Федеральной таможенной службе № 809, раздел 2, п.5.4

48 Положение о Федеральной таможенной службе № 809, раздел 2. п..5.6

49 Положение о Федеральной таможенной службе № 809, раздел 2, п.5.5

50 Положение о Федеральной таможенной службе № 809, раздел 2,п.5.7

51 Василенко И.А., Государственное и муниципальное управление. М.,2013.С.91

PAGE   \* MERGEFORMAT39


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50410. Изучение законов динамики вращательного движения твердого тела вокруг неподвижной оси на маятнике обербека 83.5 KB
  В этой модели считается что трение в оси блока 8 отсутствует этот блок невесом а момент сил трения Μтр в оси блока с крестовиной не зависит от угловой скорости вращения. В этих условиях ускорение груза массой m постоянно на всем отрезке Н и равно: где r – радиус намотки I – момент инерции блока с крестовиной r=r1 либо r2 I определяется положением грузов массой m´ каждый и моментом инерции блока без грузов I0.1 Проверка независимости момента сил трения Μтр от угловой скорости...
50411. Оптимизация технологического процесса диагностики тормозной системы автомобиля Renault Logan 1.17 MB
  Целью дипломного проекта является подбор процесса диагностики тормозной системы автомобиля с целью повышения пропускной способности в масштабе автосервиса (дилерской станции и т.д.) без ухудшения качеств диагностики, оптимизация технологического процесса диагностики тормозной системы автомобиля Renault Logan
50412. Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса - Штейнера 254.5 KB
  Определение моментов инерции длинного стержня: Период колебания рамки без закреплённых в ней тел: с Период колебания рамки с закреплённым ней эталонным кубом. с с с с Момент инерции эталонного куба: м – сторона эталонного куба кг – масса эталонного. Найдите момент инерции стрежня Iст по формуле: ; Момент инерции стержня: 00022398 Найдём теоретическое выражение для момента инерции стержня : где L = 024 м – длина стержня = 03 кг – масса стержня d = 0014 м Если стержень считать пренебрежительно тонким то теоретическое выражение...
50416. Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюйгенса-Штейнера 176.5 KB
  Поскольку стержень представляет собой цилиндр и ось, относительно которой поворачивается при колебаниях стержень проходит через его центр масс перпендикулярно оси симметрии цилиндра, теоретическое выражение для момента инерции стержня имеет вид...
50418. Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса-Штейнера 250.5 KB
  Цель работы: Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса-Штейнера. Приборы и принадлежности: крутильный маятник, набор тел. Ход работы: I)Определение моментов инерции длинного стержня: 1)Период колебания рамки без закреплённых в ней тел