95527

СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности спроса и факторы, влияющие на нее. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Измерение эластичности предложения. Виды эластичности предложения. Инфляция как многофакторный процесс. Причины инфляции. Виды инфляции...

Русский

2015-09-24

206 KB

0 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Ι. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.........................................3

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА............................................................... ..................4

    1.1. Эластичность спроса по цене...................................................................4

    1.2. Измерение эластичности спроса и факторы, влияющие на нее.............6

    1.3. Перекрестная эластичность спроса..........................................................8

   1.4. Эластичность спроса по доходу...............................................................9

2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ..................................................................11

2.1. Измерение эластичности предложения..................................................11

2.2. Виды эластичности предложения..........................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................14

ΙΙ. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.....................................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................15

1.СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ .................................................................16

1.1 Инфляция как многофакторный процесс................................................16

 1.2 Причины инфляции................................................................................17

 1.3 Виды инфляции......................................................................................19

2. МЕХАНИЗМ ИНФЛЯЦИИ.................................................................................22

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ..........................................................................24                                                                                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................26


Ι. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Концепция эластичности в экономической теории появилась достаточно поздно, но очень быстро стала одной из фундаментальных. Общее понятие эластичности пришло в экономику из естественных наук. Впервые термин "эластичность" был использован и применен в научном анализе известным ученым XVII в., физиком и химиком Робертом Бойлем (1626-1691) при изучении свойств газов (знаменитый закон Бойля-Мариотта). Экономическое определение эластичности было впервые дано Альфредом Маршаллом в 1885г. Эластичность представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.

1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

При этом различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной.

1.1 Эластичность спроса по цене

Ценовая эластичность спроса - это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:

                                                           (1.1)

 где  Q —  изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

Р” в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене

Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение, что объясняется законом спроса и нисходящим характером кривой спроса, т.е. при снижении цены объем спроса вырастет, и наоборот. Для оценки величины коэффициента эластичности часто в экономическом анализе используется абсолютная величина показателя (знак "минус" опускается).

Различают следующие характеристики ценовой эластичности спроса:

  •  эластичный спрос;
  •  неэластичный спрос;
  •  единичной эластичности.

Эластичный спрос – когда небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции (). Это приводит к такому увеличению продажи продукции, в результате которого возрастает общая выручка, (т.е. изменение цены вызовет изменение общей выручки в противоположном направлении) (рис. 1.1, а).  К эластичным товарам относятся: золото, автомобили, меха и т.п.
Даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается больше, чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены.

      а)                                                б)                                                в)       

рис. 1.1. Конфигурации кривых спроса: эластичного и неэластичного спроса и совершено эластичного и абсолютного неэластичного спроса

Совершенно эластичный спрос на графике выглядит как горизонтальная прямая D2 (рис. 1.1, в), т.е., когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей (например, фирма продает продукцию на чисто конкурентном рынке). 

Неэластичный спрос наблюдается, когда существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок (), рис. 1.1, б. В результате снижения цен происходит столь незначительный рост покупок, что общая выручка падает.

Если коэффициент эластичности равен нулю, то спрос абсолютно неэластичен, т. е. никакое изменение цены не влечет за собой изменение количества требуемой продукции. На графике выглядит как горизонтальная прямая D1 (рис. 1.1, в)

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Ценовая эластичность имеет важное значение для фирм – ценоискателей, т.е. фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.).

1.2  Измерение эластичности спроса и факторы, влияющие на нее 

Существуют два метода вычисления коэффициента эластичности:

1) определение точечной

2) дуговой эластичности.

Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения. Точечная эластичность – точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменению цен, доходов и т.д.

Точечная эластичность применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса:

                                           (1.2)

Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X (рис. 1.2). Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

рис. 1.2. Точечная эластичность

Дуговая эластичность (arc elasticity) – примерная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов.

Дуговая эластичность спроса –  показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке : 

                                                (1.3)

Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов (более 5%), а также, если у нас недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или менее близкие точки на кривой спроса.

Коэффициент дуговой эластичности всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низких и высоких цен.

   рис. 1.3.  Дуговая эластичность                

Таким образом, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а при больших – формула дуговой эластичности

Эластичность спроса зависит от многих факторов:

  •  наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить;
  •  удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя;
  •  размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него;
  •  качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос;
  •  степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен;
  •  размеры запасов товара;
  •  потребительские ожидания.

1. 3.   Перекрестная эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение спроса на один товар (например, X) в зависимости от изменения цены другого товара (например, Y). Коэффициент перекрестной эластичности спроса вычисляется по формуле

                                         (1.4)

где “с” в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения.

Взаимозаменяемые товары имеют ЕС > О, так как повышение цены товара Y вызовет увеличение спроса на товар X, поскольку X заменяет Y. Например, с ростом цены на уголь спрос на жидкое топливо или дрова увеличивается. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости двух товаров.

Взаимодополняемые товары имеют EС < 0 . Например, с повышением цены на автомобили спрос на бензин уменьшится. Чем больше отрицательная величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров.

Независимые товары имеют ЕС = 0 . В этом случае изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой. Например, с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится.

1. 4.   Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Эластичность спроса по доходу (ЕI)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                                                                             (1.5)

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

        ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу состоит в том, что для некоторых товаров он меняет свой знак. Товары, спрос на которые с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу (Е, < 0). Такие товары называются некачественными (например, масло, сметана, цельное молоко).

Товары, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, имеют положительную эластичность (Е>0). Такие товары называются нормальными или стандартными.

При этом экономисты различают три группы стандартных товаров:

  1.  товары первой необходимости. Спрос на эти товары растет медленнее роста доходов. Коэффициент эластичности 0 < ЕI< 1;
  2.  предметы роскоши. Спрос на них опережает рост доходов. Для этих товаров не существует предела насыщения. Коэффициент эластичности EI>1;
  3.  товары второй необходимости. Спрос на них растет в меру повышения доходов. Коэффициент эластичности Е=1.

Практически значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в следующем. С его помощью прогнозируются перспективы развития отраслей: развивающиеся, стабильные, или находящиеся в состоянии застоя, и умирающие.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

  •  от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем большее благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
  •  является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
  •  от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

2.  ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Количество предлагаемых к продаже на рынке товаров и услуг, так же как и размеры спроса на них, по-разному реагирует на изменение в их цене. Для определения реакции продавцов на изменения цен используется показатель эластичности предложения. Эластичность предложения — это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене, показывающая отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.

2.1. Измерение эластичности предложения

Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет «восходящий» характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.

                                       (1.6)

где   Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены;

Р0 и Р1 — цены до и после изменения; “s” в индексе означает эластичность предложения.

Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.

Выделяют три временных периода:

  •  текущий период – период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
  •  короткий период – период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
  •  долгий период – период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

2.2. Виды эластичности предложения

Различают следующие формы эластичности предложения:

  •  эластичное предложение – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es> 1). Кривая S1 на рис. 1.4. Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;
  •  неэластичное предложение – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es< 1). Кривая S2 на рис. 1.4. Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;
  •  абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ∞ ). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
  •  абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис.1.4).

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

рис. 1.4  Конфигурации кривых предложения: эластичное и неэластичное предложения и совершенно эластичное и совершенно неэластичное предложения

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эластичность, введённая в экономическую науку А. Маршаллом, - одна из важнейших экономических категорий, которая характеризует реакцию одной переменной величины на изменение другой.

Экономисты исследуют эластичность как спроса, так и предложения. При этом различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрёстной.

Ценовая эластичность спроса отражается на величине выручки от реализации. Спрос на товар может быть совершенно неэластичными, неэластичным, эластичным, совершенно эластичным или характеризоваться единичной эластичностью. Характер ценовой эластичности зависит от: наличия товаров-заменителей. Доли товара в бюджете покупателя, степени необходимости товара, времени. Имеющегося в распоряжении покупателя, степени насыщенности рынка товарами. Перекрёстная эластичность характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса при изменении дохода покупателя.

Эластичность предложения по цене определяет изменение объёма предложения при изменении цены. Очень часто она зависит от рассматриваемого временного периода. На большинстве рынков предложение более эластично в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном.

Таким образом, понятие эластичности широко применяется в микроэкономике для анализа поведений потребителя, определяет на основе прогнозов стратегию поведения отдельной фирмы, используется проведении антимонопольной политики, при анализе безработицы, выработке политики доходов и пр.

ΙΙ. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Инфляция – разносторонний процесс, который затрагивает практически все сферы экономики. Как экономическое явление инфляция существует длительное время.  Считается, что она появилась практически с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин “инфляция” (от латинского inflatio-вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865гг.

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. А уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Современная инфляция - это многогранный и сложный процесс, который затрагивает различные области экономики, что обусловливает воздействие на темпы роста инфляции не только денежных, но и неденежных факторов. В каждой стране инфляция имеет свои особенности, поэтому она исследуется экономистами многих государств, однако это обстоятельство не снижает актуальность этой темы в настоящее время, напротив, оно способствует обогащения знаний об инфляции и формированию различных взглядов на ее возникновение и развитие.

   

1.СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ

1.1 Инфляция как многофакторный процесс

Инфляция (от итальянского вздутие) представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен, выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег.

Устойчивая означает, что инфляция – длительный процесс, долговременная тенденция и поэтому ее следует отличать от скачка цен. Инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на разные товары могут изменяться разнонаправлено: повышаться, понижаться, не изменяться. Инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой, имеет место  и скрытая или подавленная инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците, ухудшении качества товаров.

Таким образом, более конкретным является определение: Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения; процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня населения.
Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты. При определении инфляции — этого сложного, многофакторного процесса, следует исходить из того, что она проявляет себя в денежной сфере, а ее корни (истоки) вытекают из нарушения экономической жизни государства, кризисного состояния экономики. Поэтому Инфляция измеряется показателем темпа прироста общего уровня цен. Замедление темпов инфляции называется дезинфляция. В случае превышения товарной массы над денежной, в экономике присутствует дефляция.

           

1.2 Причины инфляции

Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. Выделяют внешние и внутренние причины инфляции.

К внешним причинам относятся:

1. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении.

2. Мировые экономические кризисы. Они сопровождаются многократным ростом цен на сырье, нефть и т. д. Их импорт становится поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересекая границы своих стран, экспортируют в то же время другие страны и инфляцию.

Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны.

1. Несбалансированная политика ЦБ, выпустившего в обращение излишнюю денежную массу или не предотвратившего излишнюю кредитную активность банковской системы (актуальна для стран с рыночной экономикой).
2. Низкая эффективность работы национального товаропроизводителя (преобладает в странах с командно-административной экономикой).

Воздействие инфляции спроса на экономику является однозначно негативным, она может вызывать сокращение производства, падение инвестиционной активности населения, перетекание капитала из сферы производства в сферу обращения, ослабление позиций национальной денежной единицы на валютном рынке и т.д.

4. Социальная причина (распространена в экономически развитых странах) связана с борьбой профсоюзов за права и социальные гарантии наемных рабочих. В результате работодатели, увеличивая продолжительность отпуска, уровень минимальной оплаты труда и др., увеличивают издержки, включая их в цену товара.
5. Налоговая причина связана с ужесточением налогового режима в стране, что увеличивает налоговую нагрузку на конкретных товаропроизводителей.
6. Структурная причина состоит из:
а) уровень монополизации национального производства, так как повышение цен или тарифов любым из монополистов приводит к росту издержек у предпринимателей, так или иначе связанных с монополистами, а значит - к росту цен. Особенно значимо это для российской экономики, где монополистами являются целые отрасли: железнодорожный транспорт, электроэнергетика, обеспечение газом и т. д.
б) степень привязки национального рынка к мировому. В условиях глобализации и взаимопроникновения национальных экономик падение курса национальной денежной единицы может вызвать инфляцию в связи с удорожанием импортных товаров, комплектующих деталей, используемых местными товаропроизводителями, а также увеличением нагрузки на бюджет, обслуживающий внешний долг государства.
в) степень доверия населения к государству, финансовому рынку и национальной валюте. Отсутствие доверия вызывает отток денег из орудий накопления, а значит, удорожание кредитов, низкую капитализацию отечественных компаний, ускорение оборачиваемости национальной валюты.

7. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Все это ведет к повышению цен.

Воздействие инфляции издержек на экономику не является однозначно негативным. Удерживаемая на уровне до 1,5% годовых, она стимулирует национальное производство. В данном случае имеет место двойной характер инфляции: с одной стороны - обесценивает фиксированные доходы граждан (пенсии, зарплату бюджетников), с другой – создается дополнительная денежная масса, которая, попадая на рынок, формирует дополнительный сбыт товаров.

1.2 Виды инфляции

Опишем классификацию инфляции с учетом разных факторов.

1. В зависимости от характера обесценения денег различаются следующие виды инфляции.

а) Открытая инфляция ; б) Скрытая инфляция

В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие, различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию. Открытая инфляция во всей своей красе обнаруживается в повышении уровня цен. Открытая инфляция означает, что дело приходится иметь с ценовой инфляцией. Рост цен свидетельствует о том, что нарушено соответствие между совокупным спросом и совокупным предложением. Открытая инфляция проявляется главным образом через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, так как возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.

Скрытая инфляция получила название подавленной инфляции. Дело в том, что цены формально остаются неизменными. Но доступ покупателей к товарам ограничен или вообще невозможен. Цены в магазинах есть, а вот товаров нет. , т.е. наступает дефицит.  В наличии товарный голод, который и выступает формой проявления подавленной инфляции.

Обычно такая ситуация возникает как результат чрезмерного и необоснованного вмешательства государства в механизм ценообразования, нарастающего системного кризиса национальной экономики, а также военных действий, природных бедствий и т. п.

Открытая инфляция измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается по следующей формуле:

π = (Р1 – Р0) / Р0 × 100 %,                                             (2.1)

где  π – темп инфляции в процентах за год,

Р1 – уровень цен данного года,

Р0 – уровень цен предшествующего года.

2. По темпам инфляция делится на умеренную (ползучую), галопирующую и гиперинфляцию.

а) Ползущая инфляция.  Это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10% в год.

б) Для галопирующей инфляции характерны более высокие темпы роста цен, чем для умеренной (ползучей) инфляции, но более низкие чем для гиперинфляции. Как правило, галопирующей инфляцией признаётся рост цен на 10—100% в год, иногда встречаются и другие рамки (10—50 % или 20—100%).

в) Гиперинфляция – инфляция с темпом более 100 % в год. Для стран с неустойчивой экономикой, развивающейся или переходной критерий гиперинфляции значительно выше. Причины этого явления следующие: обвальное падение производства; разрыв хозяйственных связей; потеря управляемости; чрезмерный дефицит государственного бюджета

3. Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

а) сбалансированная инфляция; б) несбалансированная инфляция.

Сбалансированная инфляция выступает как синхронное повышение цен на основные товары. В итоге получается, что, несмотря на общее изменение цен, натуральные пропорции обмена между основными видами товаров не изменяются. Это означает, что сохраняется паритет цен.

Несбалансированная инфляция имеет место тогда, когда в разрезе товарных групп цены изменяются непропорционально. Возникают так называемые «ножницы цен». В итоге у одних производителей условия хозяйствования улучшаются (выше цены и больше объем прибыли), а у других резко ухудшаются (рентабельность производства снижается). Это означает, что через механизм инфляции происходит скрытое перераспределение добавленной стоимости. Кроме того, при несбалансированной инфляции на ближайшее будущее обычно закладывается так называемый скрытый инфляционный потенциал.

3. С точки зрения ожидаемости выделяют:

а) ожидаемую; б) неожидаемую.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

2.  МЕХАНИЗМ ИНФЛЯЦИИ

Как правило, в странах развитых инфляция заметно меньше, чем в странах развивающихся. Так, средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3-4%. При определенных обстоятельствах существует опасность выхода ползучей инфляции из-под контроля. Риск увеличивается в странах, где мало опыта регулирования хозяйственной деятельности в рыночной экономике и практика еще не выработала эффективных механизмов сдерживания инфляции.

За последние 100 лет экономисты-теоретики пришли к согласию относительно нескольких главных причин инфляции и соответственно выделили нескольких ее главных видов:

инфляции спроса

инфляции издержек.

Инфляция спроса – это тип инфляции, которая вызвана причинами, лежащими на стороне совокупного спроса. Избыточный спрос ведет к взлету цен. Инфляция спроса имеет место тогда, когда происходит автономное увеличение совокупного спроса. При инфляции спроса кривая AD смещается вправо. Цены и выпуск продукции меняются в одном направлении – они растут. Считается, что главным фактором инфляции спроса является предложение денег, поскольку увеличение предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса, который вызывает повышение уровня цен.

Инфляция издержек – вид инфляции, возникающий вследствие увеличения средних издержек на единицу продукции, это инфляция со стороны предложения, когда предложение отстает от спроса. Она означает рост издержек производства, опережающий рост реального дохода и производительности труда. Рост издержек производства обусловлен тремя причинами: удорожанием сырья и топлива, повышением заработной платы, увеличением косвенных налогов и акцизов. При инфляции издержек кривая AS смещается влево. Цены и выпуск продукции изменяются в противоположном направлении: цены растут, а объем производства сокращается. Увеличение таких издержек уменьшает прибыли предприятий и объем продукции, вследствие чего сокращается предложение и растут цены.

рис. 2.1. Инфляция спроса (а) и инфляция предложения (б)

Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одно важном отношении. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, то есть либо постепенно исчезает, либо само излечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция, обусловленная ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

 

3.  ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

Основными последствиями инфляции являются:

• Инфляция приводит к распределению национального дохода между различными группами общества, между различными экономическими субъектами. Во время инфляции снижается реальный доход населения с фиксированными доходами. Люди

• нефиксированными доходами могут выиграть от инфляции, это торговцы, владельцы недвижимостью, владельцы факторов производства;

• Высокие темпы инфляции усложняют планирование и прогнозирование производства в экономике;

• Уменьшается политическая стабильность общества, повышается социальная напряженность;

• Высокие темпы роста цен снижает конкурентоспособность национальных товаров. Снижает экспорт, повышает импорт;

• Возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту, усиливается утечка капиталов за границу;

• Отставание цен государственных предприятий от рыночных;

• Скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

• Снижается реальная стоимость сбережения;

• Изменяется структура, и уменьшаются доходы государственного бюджета;

• Приводит к безработице;

                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. 
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако для них она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. В отличие от Запада в Украине и большинстве других стран, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность). 
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Булатов А. С. Экономика. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002
  2.  Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс: принципы, проблемы и политика.  М.: ИНФРА-М, 2003.
  3.  Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2003
  4.  Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2005
  5.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005
  6.  Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2001.
  7.  Кушнир И.В. Экономическая теория


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34789. Атомистическая трактовка бытия. Левкипп и Демокрит 23.5 KB
  Космос рождается в вихре из столкновения атомов а цилиндрическая Земля находится в центре Вселенной. Признавал наличие двух первоначал: атомов и пустоты. Пустоту представлял как вакуум бесконечное пространство; в пустоте движется бесконечное количество атомов составляющих Бытие то есть физический мир. Таким образом различия между предметами по цвету температуре вкусу и другим чувственно воспринимаемым качествам вызваны лишь комбинациями атомов различной конфигурации.
34790. Софисты: человек – мера всех вещей. Протагор 26.5 KB
  древнегреческий философ основатель школы софистов. Название школы происходит от греческого sophistes мудрый или знающий. Первый и наиболее выдающийся представитель школы Протагор около 485 около 410 до н. Софисты не образуя единой школы в основном исследовали этическую политическую и гносеологическую проблематику.
34791. Платон и его учение об идеях. Теория познания и учение о душе. Теория государства Платона 28.5 KB
  В области моральнопсихологической проблематики основывался на дифференциации трех составляющих души: аффективной волевой и рассудочной вожделение и пыл как два коня души которыми правит возница разум чему соответствуют такие фундаментальные добродетели как воздержанность мужество и мудрость. В процессе развития человека она вспоминает свои знания которые видела раньше При этом чувственноэмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию поэтому Платон советует обращаться к душе минуя по возможности органы...
34792. Метафизика Аристотеля: учение о 4 причинах. Учение о душе. Разум и воля этика Аристотеля 30 KB
  Аристотель 384 322 до н. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Аристотель 384322 гг. Аристотель является родоначальником собственно научной философии в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии. Аристотель детально и глубоко разработал теорию познания после чего создал труд по логике который сохраняет свое непреходящее значение и сейчас.
34793. Малые сократические школы: киники, киренаики, мегарики 36.5 KB
  ученик Сократа. Кроме Аристиппа ученика Сократа и софистов к составу школы принадлежали: Аретэ дочь Аристиппа Аристипп младший внук основателя школы Антипатр Феодор Гегезий и Анникерес. подобно киникам поняли учение Сократа односторонне. Громкая молва о мудрости Сократа привлекла его в Афины где он сделался учеником философа.
34794. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Сенека Эпиктет Марк Аврелий 42.5 KB
  Сенека Эпиктет Марк Аврелий. Римского стоицизма Сенека Эпиктет Марк Аврелий. тот же текст переложил для нужд монастырской жизни Нил Анкирский МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН Mrcus urelius ntoninus 121–180 – философстоик римский император с 161. При рождении получил имя Марк Анний Вер.
34795. Этика Эпикура, принцип гедонизма, отношения к суевериям, к жизни и смерти. Скептицизм. Пиррон 35 KB
  Скептицизм. Скептицизм античный древнегреческое учение впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. К скепсису подобного рода он добавил моральный и логический скептицизм заявляя что никогда не может быть рационального основания для того чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением скептицизм превратился из простого сомнения в сомнение догматическое.
34796. Гиппократ и зарождение научной медицины. Гиппократова модель врачебной этики и принцип не навреди 42.5 KB
  Наследие Имя Гиппократа сделалось собирательным и многие сочинения из семидесяти приписываемых ему принадлежат другим авторам преимущественно его сыновьям. Существует несколько сочинений Гиппократа этического направления: Клятва Закон О враче О благоприличном поведении Наставления которые в конце V и начале IV века до н. превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм. За труды Гиппократа выдавались многие более поздние псевдогиппократовские произведения.
34797. Истоки средневековой философии. Библейские идеи философского значения 30.5 KB
  Формирование средневековой европейской философии Средневековая философия отдельный отрезок в истории европейской философии который непосредственно связан с христианской религией. Средневековая стадия философии имеет самостоятельное значение для развития философского мышления. Вовторых христианские взгляды заключают в себе оригинальные основания для дальнейшей разработки заимствованных из греческой философии понятий а равно для образования новых понятий которые оказали существенное влияние на последующую философию.