95551

Анализ розничного товарооборота (на примере ОАО Универмаг «Гомель»)

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Экономическая сущность розничного товарооборота и факторы, его определяющие Методика анализа розничного товарооборта Краткая экономическая характеристика организации Анализ розничного товарооборота Анализ динамики и структуры товарооборота Анализ влияния факторов на товарооборот Анализ состояния и использования материально – технической базы...

Русский

2015-09-24

428.5 KB

3 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТРАНСПОРТА"

Кафедра "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Анализ эффективности хозяйственной деятельности организации

по дисциплине: "Анализ хозяйственной деятельности

на предприятии транспорта"

на тему:

Анализ розничного товарооборота

(на примере ОАО Универмаг «Гомель»)

                         

Выполнила:                                 Принял:

студентка группы ГБ-32                                 преподаватель

Лазарчук А.А.                                 Кейзер И. А.

Гомель 2012


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

тема:  Анализ розничного товарооборота (на примере ОАО Универмаг «Гомель»)

По дисциплине: «Анализ хозяйственной деятельности на предприятии транспорта»

Студенту  Лазарчук А.А     _____________группы_ГБ-32____________________________

Исходные данные: бухгалтерская и статистическая отчетность, штатное расписание, данные бухгалтерского учета

Содержание работы:

1. Экономическая сущность розничного товарооборота___________________ 

2. Анализ розничного товарооборота

3. Оценка выявленных резервов и разработка мероприятий по розничному товарообороту

Рекомендуемая литература:

1 Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / В. Г. Гизатуллина [и др.] ; под общ. ред. В. Г. Гизатуллиной, Д. А. Панкова ; М-во образования Респ. Беларус, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель,   2008. – 368 с.

2 Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги : учеб. пособие для вузов / В. Г. Гизатуллина [и др.]. Мн. : Выш. шк., 1989. – 141 с.

3 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учеб. / В. И. Стражев [и др.] ; под ред. В. И. Стражева, Л. А. Богдановской. 7-е изд., испр.– Мн. : Выш. шк., 2008. – 527 с.

4 Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Л. Л. Ермолович [и др.] ; под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Мн. : ООО "Современная школа", 2006. – 736 с.

5 Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 215 с.

6 Витченко, М. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта : учеб. / М. Н. Витченко. – М. : Маршрут, 2003. – 240 с.

7 Иваненко, А. Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте : учеб. / А. Ф. Иваненко. – М. : Маршрут, 2004. – 568 с.

8 Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М. : Проспект, 2004. – 424 с.

9 Ковалев, В. В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы : учеб. / В. В. Ковалев. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 720 с.

10 Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле : учеб. / Л. И. Кравченко. – Мн. : Новое Знание, 2004.– 512 с.

11 Любушин, Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. / Н. П. Любушин. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 448 с.

12 Панков, Д. А. Учет и анализ в микроэкономической системе финансового менеджмента: теория, методология, методики : учеб. пособие / Д. А. Панков. – Гродно : Гродненский гос. ун-т, 2005. – 440 с.

13 Русак, Н. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования : справ. пособие. / Н. А. Русак, В. А. Русак. –  Мн. : Выш. шк., 2001. – 309 с.

14 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности : учеб. / Г. В. Савицкая. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 512 с.

15 Савицкая, Г. В. Экономический анализ : учеб. / Г. В. Савицкая. – М. : Новое знание, 2007. – 679 с.

16 Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Е. В. Негашев. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 370 с.

17 Экономический анализ : учеб./ Л. Т. Гиляровская [и др.] ; под общ. ред. Л. Т. Гиляровской. –  М. : ЮНИТИ, 2004. – 615 с.

Задание выдал: Кейзер И. А.________

Дата выдачи задания  ____.02.2012 г. Дата сдачи на проверку_____________________

Утверждено на заседании кафедры, протокол №  9 от 30.06.2011 г.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

По дисциплине: «Анализ хозяйственной деятельности на предприятии транспорта»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа защищена на оценку__________________ «__»_____________20    г.

Руководитель_______________________

                                         (подпись)


Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

5

1.  РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ                                       КАТЕГОРИЯ…………………………………………………………………...

7

1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота и факторы, его определяющие…………………………………………………………………

7

1.2.Методика анализа розничного товарооборта…………………………...

12

1.3 Краткая экономическая характеристика организации………………….

17

2 Анализ розничного товарооборота……....................................

20

2.1 Анализ динамики и структуры товарооборота………………………….

20

2.2 Анализ влияния факторов на товарооборот……………………………..

24

2.3 Анализ состояния и использования материально – технической базы

торговли..............................................................................................................    25

2.4 Анализ прибыли ОАО Универмаг «Гомель». …………………………       26

3 ОЦЕНКА ВЫЯВЛЕННЫХ РЕЗЕРВОВ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РОЗНИЧНОМУ ТОВАРООБОРОТУ………………

28

заключение ……………………………………………………………….

30

список использованных источников………………………….

31

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

32


ВВЕДЕНИЕ

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятия. Главной целью торговых организаций является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.  

Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей сумме затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования так, как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Проблемой в повышении рентабельности торгового предприятия является проблема оптимизации розничного товарооборота, как одного из наиболее важных аспектов коммерческой деятельности предприятия. Данная проблема особенно волнует крупные торговые предприятии, где имеется значительное количество товарных групп и товарных позиций, а четкой и понятной системы по управлению ими (добавление новых и перспективных, избавление от нерентабельных, количество наименований закупаемых по той или иной позиции) руководство предприятия зачастую не имеет.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического прогнозирования товарооборота.

В современных условиях все более актуализируется проблема оптимизации объема структуры розничного товарооборота, и ее решение является одной из приоритетных задач для стабильного развития любого среднего и крупного торгового предприятия. Поэтому изучение материала по исследуемому аспекту деятельности  торговой организации ОАО Универмаг «Гомель» и выработка собственных новаторских предложений должно помочь в разрешении данной проблемы.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработки, в настоящем исследовании  была поставлена следующая цель: осуществить анализ товарооборота торговой организации ОАО Универмаг «Гомель», анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, разработать пути увеличения товарооборота.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  рассмотреть сущность товарооборота;
  •  изучить роль товарооборота и его значения в экономике;
  •  изучить динамику и тенденции развития розничного товарооборота;
  •  предоставить организационно – экономическую характеристику ОАО Универмаг «Гомель»;
  •  провести анализ общего объема розничного товарооборота и выявить факторы, влияющие на объем и структуру продаж;
  •  разработать мероприятия по оптимизации величины розничного товарооборота и выявить экономический эффект по их внедрению;
  •  спрогнозировать объем товарооборота на следующий период.

Объектом исследования является: ОАО Универмаг «Гомель».

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, последовательно раскрывающих тему, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе курсовой работы раскрывается экономическая сущность розничного товарооборота, описывается методика анализа и дается краткая экономическая характеристика исследуемой организации.

Во второй главе анализ начинается с динамики, состава и структуры. Дальнейший анализ направлен на анализ влияния факторов, на товарооборот, использование торговой площади предприятия, валового дохода предприятия и анализа прибыли и рентабельности. Завершающим этапом является  разработка мероприятий по повышению эффективности использования.

Информационной базой исследования являются данные бухгалтерской и статистической отчетности ОАО Универмаг «Гомель». В курсовой работе используются следующие методы исследования: сравнительный метод, метод группировки,  графический, индексный метод и другие.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Для написания первой главы курсовой работы  были использованы учебники таких авторов, как Валевич Р.П., Максименко Н.В. и другие. При написании второй главы были использованы учебные пособия Савицкой Г. В., Кравченко Л.И. и другие.  Многие вопросы с организацией розничного товарооборота рассмотрены в различных периодических изданиях. Основные из них - «Планово-экономический отдел» и «Главный бухгалтер».


1 розничный товарооборот как Экономическая  категория

1 Экономическая сущность розничного товарооборота и  

факторы его определяющие

       Функционирование торговых организаций на основе рыночных методов хозяйствования внесло определенные коррективы в приоритетность показателей, характеризующих их деятельность.

      Прежде всего это относится к показателю розничного товарооборота. Одной из главных целей торговых организаций является получение прибыли, а розничный товарооборот выступает как важнейшее условие ее достижения.

      Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономическое отношение, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное  потребление путем их обмена на денежные доходы.

      В соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и  безналичный расчет (по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронном картам, по перечислениям  денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и т.п.) организациям розничной торговли и  общественного питания; организациями других отраслей экономики, имеющим на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания; организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары  населению; индивидуальными прдпринимателями; физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках. Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж по моменту отпуска товаров покупателем независимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк [2.C.193]

      Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.10.2008 г. № 304 определены условия формирования розничного товарооборота торговли. В него включаются:

  •  Продажа товаров населению:за наличный расчет;
  •  По безналичному расчету, но также учитываемая как продажа за наличный расчет (по банковким пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов  вкладчиков банков, по кредитам банков и т.п.);
  •  В кредит – включается в розничный товарооборот по моменту отпуска товаров покупателям по ценам фактической реалзации;
  •  По образцам с использоавнаием электронных средств связи – включается в розничный товарооборот по времени доставки их покупателю;
  •  На борту самолетов, судов речного флота, в пассажирских поездах – учитывается в розничном товарообороте по моменту сдачи денежной выручки в кассу своей организации;
  •  Со складов и непосредственно с лесных участков;

      Выручка от продажи товаров населению за иностранную валюту учитывается в розничном товарообороте в пересчете на белорусские рубли по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день продажи товаров.

      Объем розничного товарооборота организацией сельского хозяйства формируется за счет продажи населению сельскохозяйственных продуктов, цветов, рассады, скота, живой птицы концентрированных коромв, фуража, сена, соломы, продовольственных непродовольственных товаров.

       Розничная продажа товаров, осуществляется организациями отраслей экономики, для которых розничная торговля не является основным видом деятельности. Учитывается по розничным ценам на момент продажи товара.

       В розничный товарооборот не включаются:

  •  Продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных т оваров  юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателем, в том числе продажа продоволственных товаов организациями социального назначения;
  •  Выдача оваров рабочим и служащим своей организации в счет заработной платы;
  •  Стоимость возвращенных покупателем товара;
  •  Отпуск товаров по товарообменным операциям или в порядке взаиморасчетов между организациями, а также между организациями и населенением при закупках у него сельскохозяйственных продуктов;
  •  Выдача товаров рабочим и служащим за счет прибыли и средств профсоюзной организации;
  •  Стоимость реализованных проездных проезных билетов и алонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек.

       Розничный товарооборот является одним изз основных показателей, отражающих конечный результат деятельности торговых организаций и определяет все остальные показатели развития торговли: состояние материально – технической базы, потребность в персонале, в финансовых ресурсах и др.

       Розничный товарооборот завершает движение товаров от производства к потребителю. В процессе этого движения товар из сферы обращения переходит в сферу потребелния, т.е. в личную собственность отделных членов общества. Потребительная стоимость и стомость товаров в процессе купли – продажи получают общественное признание, все затраты общества на производство и обращение товаров возмещаются в денежной форме, что обеспечивает непрерывный процесс воспроизводства.

       Значение розничного товарооборота определяется также и тем, что его объем характеризует уровень жизни населения. Розничная продажа товаров составляет основу личного потребления.

     Развитие розничного товарооборота оказывает определенное влияние на денежное обращение. Преобладающая часть обращающихся в стране денег принимает участие в розничной купле – продаже товаров, обслуживает розничный оборот.

     Розничный товрооборот отражает состояние национальной экономики, эффктивность производства и управления процессом товародвижения, степень развития рынка и его конъюктуру [3,C.195]

      Товарооборот складывается из различных видов продаж, его величина – это суммированная торговая выручка, сданная в банк или кассу, совокупный объем мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), общие  документированные расходы, произведенные за счет кассовой выручки.

      Классификация розничного товарооборота представлена на рисунке 1.1.

Оборот розничной торговли

По форме

По формам обслуживания

По формам организации

По товарнным группам

За наличный расчет

По образцам и каталогам

Стационарная сеть (магазин)

Продовольственные товары с дальнейшей детализацией

По безналичному расчету

Самообслужива-ние

Мелкорозничная торговля

По кредитным карточкам

С доставкой на дом

Передвижная торговля

Непродовольственные товары с дальнейшей детализацией

По расчетным чекам банка

Через автоматы

Комиссионная торговля

По перечисленным со счетов вкладчиков

Традиционное обслуживание

Посылочная торговля и др.

По продаже товара в кредит и другое

По подписки печатных изданий

По предварительным заказам

Рисунок 1.1 – Классификация розничного товарооборота

       На развитие розничного товарооборота влияют как внешние, так и внутренние факторы. Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, представлены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Классификация факторов, влияющих на розничный товарооборот

При анализе розничного товарооборота исследуются закономерности его  развития на душу населения. Сравнивают фактический объем среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребеления по продовольственным товарам и рациональными нормами потребеления по непродовольственным товарам, позволяющим оценить степень удовлетворения населениея в конкретных материальных благах [6.C.292].

В частности к факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения  и его покупательными фондами, относятся численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные фонды и охват покупательных фондов товарооборотом.

Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем розничного товарообоброта через изменение величин запасов товаров на начало периода,поступления поступления товара, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.

Положительное влияние факторов на товарооборот оказывает увеличение объема поступления товаров, уменьшение его выбытия товаров и их остатка на конец периода.

Влияние данных факторов на товаробоброт определяют как разность между фактическими данными и плановыми.

К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.

Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых рабогтников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана розничного товароборота. Работники розничных торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности [11.C.51].

Производительност труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового работника.

К факторам, связанным с использованием основных фондов относятся:количесто магазинов, площадь одного магазина, товрооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.

Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на экстенсивные и интенсивные.

Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависит от де6ятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большей степени от эффективносмти деятельности торговых организаций.

1.2 Методика анализа розничного товарооборота       

Торговая деятельность – это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. В системе агропромышленного комплекса продукция сельскохозяйственных и промышленных предприятий реализуется в основном оптом. Однако в последние годы многие предприятия создают свои фирменные магазины, через которые продают часть своей продукции, имеют буфеты, киоски по продаже товаров повседневного спроса. Кроме того, в системе АПК функционируют государственные предприятия, акционерные и частные фирмы по снабжению сельскохозяйственного производства необходимыми материально – техническими ресурсами. Имеются также оптово – розничные объединения по заготовке, переработке и реализации плодовоовощной продукции, а также агрофирмы с законченным циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Другими словами, сфера торговой деятельности в АПК довольно обширная и каждый бухгалтер, экономист – менеджер должен знать ее специфику и методику анализа.

     Основным содержанием анализа торговой деятельности является изучение товарооборота, издержек обращения, финансовых результатов и финансового состояния торгового предприятия, а также факторов, определяющих их уровень.

      Цель анализа – поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности.

      Основным показателем деятельности торгового предприятия является объем товарооборота. Товарооборот – это стоимость всех реализованных товаров за отчетный; может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Он дает общее представление об объеме деятельности торгового предприятия.

      От объемов товарооборота зависят все остальные показатели его деятельности: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и другие экономические показатели.

       Основные задачи анализа:

- изучение динамики и выполнения плана по объему товарооборота в целом и по отдельным товарным группам;

- определение влияния факторов на изменение объема товарооборота;

- выявление резервов увеличения объема товарооборота;

- разработка конкретных мероприятий по освоению выявленных резервов.

         Источники данных для анализа: статистическая отчетность ф. №1 «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (приложение А), отчет о розничной торговле (приложение Б), бухгалтерский баланс (приложение В), основные показатели финансово хозяйственной деятельности по предприятию (приложение Г).

          По видам продаж товарооборот делится на оптовый, мелкооптовый и розничный (населению и юридическим лицам). По организационным формам оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитов (с участием и без участия в расчетах).

        Общая методика анализа товарооборота представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Общая блок – схема анализа товарооборота

Для оценки динамики необходимо из отчетности взять данные за последние 3-5 лет об объеме товарооборота и на основании их рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста, а также среднегодовой темп прироста. При этом объем товарооборота должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цены базисного года.

Аналогичным образом изучают динамику товарооборота по отдельным товарным группам и видам товаров.

После этого анализируют выполнение плана товарооборота по каждому виду товаров (товарной группе) и в целом по предприятию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворительным, а какие товары пользуются повышенным спросом у покупателей. Одновременно необходимо установить основные факторы изменения товарооборота. Его величину можно представить в виде произведения 2 факторов:

                                                TO. = ∑qi * pi,                                                                       (1.1)

где  qi – физическая масса проданных товаров;

      pi    - уровень цен на товары.

Увеличение объема товарооборота по одним товарным группам и уменьшение по другим видам товаров приводит к изменению структуры товарооборота:  удельный вес одних товаров увеличивается, других – уменьшается. Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек обращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо изучить, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу, и сделать соответствующие выводы.

Анализируют также изменение объема товарооборота и его структуры в разрезе вида продаж. В розничной торговле это будет продажа в розницу и мелкий опт, в том числе населению и юридическим лицам, в оптовой торговле – реализация со склада, на условиях франко – хозяйства и транзитом (с участием и без участия в расчетах).

Одним из факторов, определяющих объем товарооборота, является состояние материально – технической базы торговли и интенсивность ее использования.

Обеспеченность отдельными видами помещений, машин, оборудования устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью. Изучается также выполнение плана по приобретению торгово – технологического и подъемно – транспортного оборудования, своевременному вводу в действие строящихся объектов.

Для оценки уровня интенсивности использования материально – технической базы торговли используются следующие показатели: фондоотдача,  фондоемкость, объем товаров на 1 м2 торговой площади; объем средних запасов товаров на 1 м3 складских помещений и хранилищ, количество тонно – дней хранения продукции на 1 м3 холодильных камер и т.д.

При наличии специальной информации возможен расчет и других частных показателей, характеризующих эффективность использования отдельных видов машин и механизмов.

В процессе анализа следует установить, как изменился объем товарооборота за счет увеличения либо уменьшения среднегодовой суммы основных фондов торговли (ОФТ) и их фондоотдачи (ФО):

                                           ∆ТОофт=∆ОФТ*ФО0                         (1.2) 

                                           ∆ТОфо=  ОФТ1*∆ФО                                    (1.3)  

Аналогичным образом определяется влияние торговой площади (S) и полноты ее использования (OS) на объем товарооборота:

 

 ∆TOs=∆S*OS0  (1.4) 

                                                 ∆TOos=S1*∆ OS (1.5)

В свою очередь объем товарооборота на 1 м2 площади зависит от количества рабочих дней в отчетном периоде (Д), средней продолжительности рабочего  дня (П) и выработки на 1 м2 площади за час работы (ЧВм2).

В результате получается следующая факторная модель товарооборота:

 ТО=S*Д*П*ЧВ    (1.6)

 

Основным источником доходов от торговой деятельности являются торговые надбавки по реализованным товарам.  Сумма реализованных надбавок составляется валовой доход торгового предприятия (ВД) Отношение суммы валового дохода к объему товарооборота, выраженное в процентах,

называется средним уровнем валового дохода (УВД):

         УВД=ВД/ТО*100 (1.7)

Сумма и средний уровень валового дохода – важнейшие показатели, от которых зависят финансовые результаты работы торгового предприятия. При прочих равных условиях их рост содействует увеличению суммы прибыли и росту рентабельности.

В процессе анализа следует изучить динамику данных показателей за 3-5 лет. Средний уровень валового дохода целесообразно сравнить с данными других аналогично предприятий торговли. После этого необходимо изучить выполнение плана по исследуемым показателям за отчетный период и установить причины изменения их уровня. Конечная цель анализа – выявить возможности увеличения валового дохода и обосновать пути их реализации.

На изменение суммы валового дохода оказывают влияние многочисленные факторы, систематизировать которые можно следующим образом представлено на рисунке 1.4:

           Рисунок 1.4 – Структурно – логическая схема факторов суммы валового дохода

          Факторную модель суммы валового дохода по отдельным товарным группам можно представить в виде произведения следующих факторов:

 ВДi=ТОi*УВДi (1.8)

         Для расчета влияния данных факторов на сумму валового дохода используем прием абсолютных разниц.

         Сумма валового дохода в целом по предприятию, кроме того, зависит еще от структуры товарооборота по ассортиментному составу или видам продаж:

 ВД=∑ТО*Удi*УВДi (1.9)

          Продолжая анализ, необходимо изучить влияние факторов на изменение среднего уровня валового дохода. Основным из них являются: структура товарооборота, уровень валового дохода по отдельным видам товаров (видам продаж):

 УВД=∑ Удi* УВДi (1.10)

          Финансовые результаты торгового предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

          Прибыль от торговой деятельности представляет собой разность между суммой валового дохода и суммой издержек обращения. Ее величина зависит от многих факторов. В процессе их систематизации можно выделить следующие факторы первого порядка: объем товарооборота (ТО), средний уровень валового дохода (УВД), средний уровень издержек обращения (УИО).

  Факторная модель прибыли от торговой деятельности имеет вид:

 П=ТО*( УВД- УИО)/100 (1.11)

         Рентабельность работы торгового предприятия может характеризовать разными показателями. Одним из них является рентабельность оборота, который рассчитывается отношением прибыли от торговой деятельности к товарообороту. Факторная модель данного показателя имеет вид:

 Rто=П/ТО (1.12)

          Изменение рентабельности за счет уровня валового дохода и уровня издержек обращения устанавливается сравнением фактической величины этих показателей с плановой или базисной.

           При изучении эффективности функционирования торгового предприятия изучают также рентабельность издержек обращения. Данный показатель характеризует окупаемость издержек торгового предприятия. Его факторная модель имеет вид [5.C609]:

Rи.о.=П/ИО

1.3 Краткая экономическая характеристика организации

Открытое акционерное общество «Универмаг «Гомель» создано на основании решения Гомельского облисполкома от 27.02.1995 №62 «О преобразовании арендного предприятия – универмаг «Гомель» в открытое акционерное общество «Универмаг «Гомель» и является преемником имущественных прав и обязанностей Арендного предприятия «Универмаг «Гомель». Общество зарегистрировано в реестре общереспубликанской регистрации №534 от 31.07.1998 №26-1090/770 и решением Гомельского облисполкома №397 от 28.06.2000 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №400091489.

    Форма собственности предприятия - частная.

    Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.

    Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.

     Главной целью ОАО Универмаг «Гомель» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения экономических, социальных, культурных интересов членов трудового коллектива предприятия, при наилучшем, высококачественном удовлетворении потребностей покупателей.

    В соответствии с уставом предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность по следующим направлениям:

    -розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами;

    -оказание услуг и др.

    На основании общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 №65, Общество осуществляет следующие виды деятельности (таблица 1.1)

     

Таблица 1.1 – Основные виды деятельности, которые группируются

                       

Код вида

деятельности

Наименование вида

52210

Розничная торговля фруктами и овощами

5222

Розничная торговля мясом и мясными продуктами

52230

Розничная торговля рыбой, ракообразными и моллюсками

5224

Розничная торговля хлебобулочными изделиями, мучными и сахаристыми кондитерскими изделиями

5225

Розничная торговля алкогольными и другими изделиями

5226

Розничная торговля табачными изделиями

52271

Розничная торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами

52330

Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами

52410

Розничная торговля текстильными изделиями

5242

Розничная торговля одеждой

5243

Розничная торговля обувью и кожаными изделиями

5245

Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой

52452

Розничная торговля радио и телеаппаратурой

60240

Деятельность автомобильного грузового транспорта

63000

Организация перевозок грузов

63120

Сдача в наем собственного недвижимого имущества

65220

Предоставление кредита

70120

Покупка и продажа собственного недвижимого имущества

70200

Сдача в наем собственного недвижимого имущества

74870

Предоставление прочих услуг потребителя

   

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Общество осуществляет следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию:

     - розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями;

     -   деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду;

     -   деятельность в области промышленной безопасности;

     -   деятельность по обеспечению пожарной безопасности;

     -   охранная деятельность.

     Динамика основных экономических показателей деятельности Открытого Акционерного Общества «Универмаг «Гомель» представлена в таблице 1.2.  

Таблица 1.2 –  Динамика основных экономических показателей деятельности

                             ОАО «Универмаг «Гомель»

                                                                                                             

Показатель

Годы

Отклонение

(+; -)

Темп

роста, %

2009 г.

2010г.

  Розничный товарооборот,

 млн.р.                     

38738

40191

1453

96,4

Фондоотдача, р.

2,7

2,5

-0,2

92,6

Среднесписочная численность работников, чел.

413

354

-59

85,7

Производительность труда 1-го среднесписочного работника, млн.руб.

7,9

9,5

1,6

120,3

Фонд заработной платы, млн.руб.

3643,3

4294,4

651,1

117,9

Среднемесячная заработная плата 1-го среднесписочного работника, руб.

732700

993400

260700

135,6

Издержки обращения, млн.руб.

8173

9461

1288

115,8

Прибыль (убыток) за отчетный период, млн.руб.

-886

-1060

-174

119,6

Убыток на рубль выручки, %

-2,29

-2,64

0,35

115,3

Коэффициент текущей ликвидности

0,78

1,69

0,91

216,7

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,56

-0,22

0,34

39,3

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,45

0,56

0,11

124,4

   Задолженность за товары,

 проданные в кредит на начало года,          

 млн. руб.  

     125

     113

         -12

          90,4

  Сумма дооценки ТМЦ, млн.руб.

       2

       3

           1

           150

  Нормируемые товарно-материальные

  ценности, всего,

в т.ч., млн.руб.

     5430

    5948

         518

           109,5

  Товары в розничной торговле

     5418

  5932

       514

         109,5

  Тара, млн.руб.

       12

     16

           4

         133,3

  Среднегодовая стоимость основных     

  производственных средств

    14277

 15859

        1582

         111,1

     По данным таблицы можно отметить что в 2010 году по сравнению с предыдущим годом розничный товарооборот увеличился на 1453 млн.руб. Также снизились такие показатели как фондоотдача и среднесписочная численность работников на 0,2 руб. и 59 чел соответственно. По сравнению с 2009 годом произошло увеличение производительности труда 1-го среднесписочного работника на 1,6 млн.руб, фонда заработной платы на 651,1 млн.руб. Среднемесячная заработная плата 1-го среднесписочного работника увеличилась на 260700 рублей по сравнению с предыдущим годом. Издержки обращения увеличились на 1288 млн.руб. За счет незначительного увеличения розничного товарооборота и значительного увеличения издержек обращения убыток за отчетный период увеличился на 174 млн.руб и следовательно убыток на рубль выручки тоже стал больше на 0,35%. Положительной тенденцией является повышение таких коэффициентов как коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами на 0,91, ,034 и 0,11 соответственно. Задолженность за товары, проданные в кредит на начало года увеличилась на 12 млн.рублей, сумма дооценки ТМЦ на 1 млн.руб и По данным таблицы можно отметить, что за 2010 год нормативы выше, чем товарные запасы, что говорит нам о замедлении оборачиваемости. Нормируемые товарно-материальные ценности увеличились на 518 млн. руб на что повлияло значительное увеличение товаров в розничной торговле на 514 и незначительное увеличение тары на 4 млн.рублей. Среднегодовая стоимость основных производственных средств выросла на 1582 млн.рублей.

      Объем розничного товарооборота за 2009 год по ОАО Универмаг «Гомель» составил – 38738 млн. руб в 2009 году и 40191 млн.руб в 2010.

      Структура розничного товарооборота постоянно меняется.

      


2 Анализ розничного товарооборота

2.1 Анализ динамики и структуры товарооборота

           Основным показателем деятельности торгового предприятия является объем товарооборота. Товарооборот – это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период; может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Он дает общее представление об объеме деятельности торгового предприятия.

        Увеличение объема товарооборота по одним товарным группам и уменьшение по другим видам товаров приводит к изменению структуры товарооборота:  удельный вес одних товаров увеличивается, других – уменьшается. Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек обращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо изучить, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу, и сделать соответствующие выводы(таблица 2.1) (Приложение Г).

       Таблица 2.2 -  Анализ структуры товарооборота по продовольственным товарам

Группа товаров

2009

2010

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Количество товаров

Удельный вес

Количество товаров

Удельный вес

По количеству товаров

По удельному весу

Продовольственные товары

Мясо

291

2,4

515

4,2

224

1,8

176,9

Колбасные изделия

1925

15,7

1572

12,9

-353

-2,8

81,7

Рыба

321

2,6

273

2,2

-48

-0,4

85,05

Масло животное

167

1,4

148

1,2

-19

-0,2

88,6

Масло растительное

104

0,8

94

0,8

-10

0

90,3

Маргариновая продукция

28

0,2

11

0,1

-17

-0,1

39,3

Майонезная продукция

176

1,4

147

1,4

-29

0

83,5

Молоко и молочная продукция

1542

12,6

1421

11,7

-121

-0,9

92

Сыр

280

2,3

354

2,9

74

0,6

126

Консервы мясные

65

0,5

67

0,6

2

0,1

103,1

Консервы рыбные

254

2,1

354

2,9

100

0,8

139,4

Консервы овощные

89

0,7

163

1,3

74

0,6

183,1

Консервы фруктово – ягодные

89

0,6

131

1,1

42

0,5

147,2

Яйца

195

1,6

155

1,3

-40

-0,3

79,4

Сахар

121

1

71

0,6

-50

-0,4

58,7

Кондитерские изделия

1662

13,6

1720

14,1

58

1,1

103,5

Чай

185

1,5

166

1,4

-19

-0,1

90

Кофе

202

1,7

271

2,2

69

0,5

134,2

Соль

13

0,1

6

0,05

-7

-0,05

46

Мука

121

0,9

50

0,4

-71

-0,5

41,3

Хлеб и хлебобулочные изделия

692

5,7

589

4,8

-103

-0,9

85

Крупа и бобовые

118

1

101

0,8

-17

-0,2

85,6

Макаронные изделия

63

0,5

63

0,5

0

0

0

Картофель

49

0,4

163

1,3

114

0,9

333

Овощи

76

0,6

191

1,6

115

1

251,3

Плоды, ягоды, виноград

135

1,1

254

2,1

119

1

188,1

Водка и ликеро-водочные изделия

1029

8,4

705

5,8

-324

-2,6

68,5

Вино

578

4,7

481

3,9

-97

-0,8

83

Коньяк

154

1,3

260

2,1

106

0,8

169

Шампанское

262

2,1

211

1,7

-51

-0,4

81

Пиво

432

3,5

444

3,6

12

0,1

103

Безалкогольные напитки

529

4,3

639

5,2

110

0,9

120,1

Мороженое

160

1,3

140

1,1

-20

-0,2

87,5

Другие продовольственные товары

144

1,2

242

1,9

98

0,7

168,1

Итого:

12241

100

12172

100

-69

99,4

Из таблицы 2.1 видно, что в 2010 году розничная торговля по продовольственным товарам снизилась на 69 млн. руб. (94,4%) и составила 12172 млн. руб. Наибольший удельный вес по продовольственным товарам составляют такие виды товаров как: колбасные изделия (15,7 в 2009 году и 12,9 в 2010 году), молоко и молочная продукция (12,6 в 2009 году и 11,7 в 2010 году), кондитерские изделия (13,6 в 2009 году и 14,1 в 2010 году), а наименьший удельный вес составляют такие виды товаров как маргариновая продукция (0,2 в 2009 году и 0,1 в 2010 году), соль(0,1 в 2009 году и 0,05 в 2010 году).
Таблица 2.3
 - Анализ структуры товарооборота по непродовольственным товарам

Группа товаров

2009

2010

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Количество товаров

Удельный вес

Количество товаров

Удельный вес

По количеству товаров

По удельному весу

Непродовольственные товары

Хлопчатобумажные ткани

154

0,6

162

0,6

8

0

105,2

Шерстяные ткани и платки

15

0,1

19

0,1

4

0

127

Шелковые ткани

44

0,2

50

0,2

6

0

114

Льняные ткани

164

0,6

199

0,7

35

0,1

121,3

Одежда и белье

4965

19,1

5443

19,6

478

0,5

110

Меха и меховые изделия

55

0,2

37

0,1

-18

-0,1

67,3

Головные уборы

183

0,7

205

0,7

22

0

112

Верхний трикотаж

1515

5,8

1363

4,9

-152

-0,9

90

Бельевой трикотаж

1997

7,7

2530

9,1

533

1,4

127

Чулочно – носочные изделия

1074

4,1

1216

4,4

142

0,3

113,2

Кожаная, текстильная и комбинированная обувь

2661

10,3

3117

11,2

456

0,9

117

Мыло хозяйственное

12

0

11

0,03

-1

0,03

91,7

Синтетические моющие средства

267

1,03

266

0,9

-1

0,9

100

Мыло туалетное

43

0,2

49

0,2

6

0

114

Парфюмерно - косметические товары

1786

6,9

1939

6,9

153

0

108,6

Галантерея

2077

8

2349

8,4

272

0,4

113,1

Табачные изделия

403

1,6

303

1,1

-100

-0,5

75,2

Спички

3

0,01

2

0

-1

-0,01

66,7

Мебель

32

0,1

64

0,2

32

0,1

200

Металлическая посуда

750

3

797

2,9

27

-0,1

106,3

Стеклянная посуда

732

2,8

685

2,5

-47

-0,3

93,6

Фарфоро-фаянсовая и керамическая посуда

551

2,1

519

1,9

-32

-0,2

106,2

Часы

186

0,7

147

0,5

-39

-0,2

79

Электротовары

1079

4,5

1173

4,2

-6

-0,3

99,4

Бумажно-беловые товары

294

1,1

303

1,1

9

0

103

Канцелярские принадлежности

345

1,3

357

1,3

12

0

103

Вычислительная техника

19

0,1

32

0,1

13

0

168,4

Печатные изделия

92

0,4

97

0,3

5

-0,1

105

Телерадиотовары

841

3,2

547

2

-294

-1,2

65

Музыкальные инструменты

53

0,2

53

0,2

0

0

0

Игрушки

1682

6,5

1875

6,7

193

0,2

111

Хозяйственные товары

709

2,7

683

2,5

-26

-0,2

96,3

Строительные материалы

116

0,4

113

0,4

-3

0

97,4

Товары бытовой химии

446

1,7

461

1,7

15

0

103,4

Другие непродовольственные товары

473

1,8

616

2,2

143

0,4

130

Итого:

25938

100

27803

100

1865

-

107,2

       Из таблицы 2.2 видно, что в 2010 году розничная торговля по непродовольственным товарам увеличилась на 1865 млн. руб. и составила 27803 млн. руб. Наибольший удельный вес по непродовольственным товарам составляют такие виды товаров как: одежда и белье(19,1 в 2009 году и 19,6 в 2010 году), кожаная, текстильная и комбинированная обувь(10,3 в 2009 году и 11,2 в 2010 году), а наименьший удельный вес составляют такие виды товаров как: мыло хозяйственное(0 в 2009 году и 0,03 в 2010 году), спички(0,01 в 2009 году и 0 в 2010 году).

      От объемов товарооборота зависят все остальные показатели его деятельности: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и другие экономические показатели (таблица 2.3) (Приложение Г)

Таблица 2.3- Динамика товарооборота

Группы товаров

2009

2010

абсолютное отклонение (+,-)

Темп роста, %

Количество товаров

Удельный вес

Количество товаров

Удельный вес

По кол-ву

По уд. весу

продовольственные

12241

32,1

12172

30,4

-69

-1,7

99,4

непродовольственные

25937

67,9

27803

69,6

1866

1,7

107,2

Итого:

38178

100

39975

100

1797

-

104,7

Из данных таблицы 2.3 видно, что в отчетном периоде увеличилось количество проданных товаров на 1797 млн. руб. или 4,7% из них количество проданных продовольственных товаров уменьшилось на 69 млн. руб. или 0,6%, а количество непродовольственных увеличилось на 1866, или 7,2 %. Удельный вес продовольственных товаров в отчетном периоде составил 30,4%, что на 1,7 % меньше, чем в предшествующем, а не продовольственных в отчетном периоде составил 69,6 %, что на 1,7 % больше чем в предшествующем.

 2.3 Анализ состояния и использования материально – технической базы

       торговли

В процессе анализа следует установить, как изменился объем товарооборота за счет увеличения либо уменьшения среднегодовой суммы основных фондов торговли (ОФТ) и их фондоотдачи (ФО).

Таблица 2.4- Анализ использования торговой площади предприятия

Показатель

2009

2010

Абсолютный прирост

Прирост, %

Товарооборот (в ценах отчетного года), млн. руб.

42261

44164

1903

4,5

Торговая площадь, м2

2681

2260,6

-420,4

-

Количество рабочих дней

255

258

3

-

Средняя продолжительность рабочего дня, ч.

8

8

-

-

Выработка на 1 м2 площади за час работы, руб.

7727

9465

1738

22,5

Рассчитать влияние данных факторов можно одним из приемов детерминированного факторного анализа (таблица  2.4).

Фактор

Алгоритм расчета

Цифровой расчет

Величина влияния

Торговая площадь (ТП)

∆ ТОтп = ТП100*ЧВ0

2260,6*255*8*7727

-6626,79

Количество рабочих дней (Д)

∆ ТОд = ТП110*ЧВ0

2260,6*258*8*7727

419,22

Средняя продолжительность рабочего дня (П)

∆ ТОп = ТП111*ЧВ0

2260,6*258*8*7727

0

Выработка на 1 м2 площади за час работы (ЧВ)

∆ ТОчв = ТП111*ЧВ1

2260,6*258*8*9465

8109,29

Общее влияние факторов

∆ ТО = ∆ ТОтп+∆ ТОд+        ∆ ТОп+∆ ТОчв

1901,72

Товарооборот под влиянием изменения такого фактора как торговая площадь уменьшился на 6626,79 млн.руб., поскольку фактически торговая площадь уменьшилась на 420,4 м2. За счет увеличения количества рабочих дней на 3 дня, товарооборот увеличился на 419,22 млн.руб. Т.к. средняя продолжительность рабочего дня не изменилась ,она не оказала влияния на товарооборот. Под влиянием выработки на 1 м2 площади за час работы товарооборот увеличился на 8109,29 млн.руб. Таким образом, общее влияние всех факторов поспособствовало увеличению товарооборота на 1901,72 млн.руб.

    2.4 Анализ прибыли ОАО Универмаг «Гомель»

          Финансовые результаты торгового предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

          Прибыль от торговой деятельности представляет собой разность между суммой валового дохода и суммой издержек обращения. Ее величина зависит от многих факторов. В процессе их систематизации можно выделить следующие факторы первого порядка: объем товарооборота (ТО), средний уровень валового дохода (УВД), средний уровень издержек обращения (УИО).

  Факторная модель прибыли от торговой деятельности имеет вид:

П=ТО*( УВД- УИО)/100 (2.5)

   Таблица 2.5- Исходные данные для факторного анализа прибыли

Показатель

Уровень показателя

2009

2010

изменение

Объем товарооборота, млн. руб.

38738

40190

1452

Сумма валового дохода, млн. руб.

9707

10100

393

Сумма издержек обращения, млн. руб.

8173

9461

1288

Прибыль, млн. руб.

1140

221

-919

Уровень валового дохода, %

25,1

25,1

0

Уровень издержек обращения, %

21,1

23,5

2,4

Уровень рентабельности продаж, %

17,8

17,3

-0,5

Уровень рентабельности издержек, %

19,3

21,4

2,1

Из таблицы 2.5 видно, что сумма прибыли уменьшилась на 919 млн. руб. Этому способствовали следующие факторы:

а)увеличение объема товарооборота

                                ∆ПTo=∆TO*( УВД0- УИО0)/100=

1452*(25,1-21,1)/100=58,08 млн.руб. (2.6)

б) повышение среднего уровня валового дохода

∆Пувд=ТО1* ∆УВД/100=40190*(25,1-25,1)/100=0 млн. руб. (2.7)

в) снижение среднего уровня издержек обращения

∆Пуио= ТО1*(-∆ УИО)/100=40190*(-(23,5-21,1))/100= (2.8)

=-964,56

На основании этих данных можно сделать вывод, что сумма прибыли уменьшилась в основном за счет повышения среднего уровня валового дохода. Отрицательно повлияло также увеличение объема товарооборота и увеличение уровня издержек обращения.


   3.ОЦЕНКА ВЫЯВЛЕННЫХ РЕЗЕРВОВ И РАЗРАБОТКА

      МЕРОПРИЯТИЙ ПО РОЗНИЧНОМУ ТОВАРООБОРОТУ

      

      Формирование рыночных отношений в стране,  переход к многообразию форм собственности, приватизации: требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.

       В ОАО Универмаг «Гомель», как показал анализ документального оформления и учета розничного товарооборота, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии.

        Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития   розничного   товарооборота  ОАО Универмаг «Гомель» в 2009-2010г.г. позволяет сделать следующие выводы:

     - розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается,

       темпы роста его высокие;

     - достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем                                    

       товарным группам которыми торгует предприятие.

       Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста

товарооборота в 2010 году. Так, объем розничного товарооборота мог бы

возрасти за счет:

     - улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных         

       ресурсов;

   -  повышения: эффективности использования трудовых ресурсов   руб.;

    - повышения   эффективности   использования   материально-технической

      базы.

      Предложения по дальнейшему развитию розничного товарооборота  ОАО Универмаг «Гомель»:

    - совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффектив-

       нность и пользования товарных ресурсов.

       С этой целью коммерческой службе предприятия производить закупки

товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, большее внимания уделять заключению договоров с поставщиками.

    Экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развитиярозничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный

контроль за ходом реализации прогнозов.

      Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия, совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей,  получение доходов от рёализации товаров и др.), внедрить на предприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений, осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.

  


заключение

В результате изучения темы курсовой работы было определено, что розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятия. Главной целью торговых организаций является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.

В современных условиях все более актуализируется проблема оптимизации объема структуры розничного товарооборота, и ее решение является одной из приоритетных задач для стабильного развития любого среднего и крупного торгового предприятия. Поэтому изучение материала по исследуемому аспекту деятельности  торговой организации ОАО Универмаг «Гомель» и выработка собственных новаторских предложений помогло в разрешении данной проблемы.

Была поставлена следующая цель в начале работы над темой: осуществить анализ различного товарооборота торговой организации ОАО Универмаг «Гомель», анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, разработать пути увеличения товарооборота.

Для достижения поставленной цели были преодолены следующие задачи:

рассмотреть сущности товарооборота;

  •     изучить роль товарооборота и его значения в экономике;
  •     изучить динамику и тенденции развития розничного товарооборота;
  •     предоставить организационно – экономическую характеристику ОАО

  Универмаг «Гомель»;    

  •     провести анализ общего объема розничного товарооборота и выявить  

       факторы, влияющие на объем и структуру продаж.

В первой главе курсовой работы мы раскрыли экономическую сущность розничного товарооборота, описывали методику анализа и давали краткую экономическую характеристику исследуемой организации.

Во второй главе анализ начинался с динамики, состава и структуры. Дальнейший анализ направлен на анализ влияния факторов, на товарооборот, использование торговой площади предприятия, и анализа прибыли.

Завершающим этапом является  разработка мероприятий по повышению эффективности использования.

  

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Анализ хозяйственной деятельности торговле: учеб. пособие / Л.И.Кравченко  –2000. – 7-30с..

Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия / Г. В. Савицкая. – Мн. : Институт современных знаний, 1996. – 243 с.

Смирницкий, Е. К. Экономические показатели в торговле/ Е. К. Смирницкий. - М. : Экономика, 2000. - 167с.

Риполь-Сарагоси, Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа / Ф.Б. Риполь-Сарагоси. - М. : «Изд-во ПРИОР», 2000. - 224с.

Русак, Н.А. Основы финансового анализа / Н.А.Русак, В.А. Русак.- Мн. : Меркаван, 2001. - 196с.

Чернов, В. А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / В. А. Чернов. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 320с.

  1.       Годин А. М. Статистика: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2004. –  

472с.

 8.       Дуброва Т. А. Статистические методы прогнозирования в экономике. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 50 с.

 9.    Назаров М. Г. Статистика финансов: Учебник. – М.: Омега-Л, 2008. – 460 с.

10.    Общая теория статистики: Учебник / Под ред. О. Э. Башиной, А. А. Спирина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 440 с.

11.    Панюжев С. И. Статистика коммерческой деятельности: Задания и упражнения для практических занятий / Под ред. проф. О. Э. Башиной – М.: РГТЭУ, 2005.

12.    Социально-экономическая статистика: практикум / Под ред. С. Р. Нестировича. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 304 с.

13.    Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И. К. Беляв-ского. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 656 с.

14.    Статистика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Мизиковского. – М.: Экономистъ, 2004. – 304 с

15.    Экономика и статистика фирм / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

16.    Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю. Н. Иванова. – М.: Инфра-М, 2002. – 480 с.

17.    Ярных Э. А. Статистика финансов предприятия торговли: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80529. Українська культура у другій половині ХХ століття 77 KB
  Розвиток української культури у другій половині ХХ ст. У Донецькій і Кримській областях не залишалося жодної української школи. ЦК КПРС прийняв нову постанову що підсилило русифікацію української системи освіти. Серед них можна назвати Історію української літератури Історію української мови Радянську енциклопедію історії України Історію українського мистецтва .
80530. Культура Україна на межі 20-21 століття 805.79 KB
  Відпали відкриті або приховані перешкоди на шляху розвитку національної культури. Товариство звільнилося від ідеологічних штампів попередньої епохи вперше отримало можливість відкритого доступу до досягнень світової духовності і культури. Активізувалася культурне життя в регіонах країни зросла увага до традиційної культури Україна.
80531. Національно-культурне відродження 1920-1930-х рр. Українська культура періоду тоталітаризму (1933 – 1953 рр.) 28.11 KB
  Коренізація була викликана прагненням більшовиків заручитися підтримкою місцевого (корінного) населення з тим, щоб зміцнити свою соціальну базу. У середині 20-х рр. 80% населення республіки складали українці, а 20% – представники інших національностей.
80532. Українська культура початку ХХ ст. (1900 – 1921 рр.) 547 KB
  Української наукової громадськості було надано сім професорських місць у Львівському університеті і три професорських місця в Чернівецькому університеті. Спроби української громадськості з інших регіонів надати закарпатцям допомогу також припинялися угорською владою. Зростання числа грамотних українців стимулював розвиток української літератури. Коцюбинського Цвіт яблуні Intermezzo Тіні забутих предків стали класикою золотим фондом української літератури.
80534. Культура українських земель XIX ст. Національно-культурне відродження 917.5 KB
  У XIX ст. розвиток української культури обумовлювався підпорядкуванням українських земель двом імперіям – Російській та Австро-Угорській. Обидві імперії були багатонаціональними, з титульною (панівної) нацією. І Росія, і Австро-Угорщина проводили колонізаторську політику
80535. Культура українських земель ІІ пол. XIX- поч. ХХ ст 910 KB
  Криза феодального ладу в Російській імперії заглиблювалася повільно, революційна ситуація ще не дозріла. Тому діяльність частини української інтелігенції відбувалася в руслі російської культури. У Росії XIX ст. панувала думка, що український народ...
80536. Культура Київської Русі 1.59 MB
  Культура Київської Русі. В епоху Київської Русі IXXII ст. була створена яскрава і самобутня культура її основою став економічний і духовний розвиток Русі освоєння досягнень інших словянських країн і Візантії. Писемність у Київській Русі стала відомою в Х ст.
80537. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ КОМУНІКАЦІЇ 49 KB
  Транспорт - це засіб пересування, за допомогою якого можна добратися до туристичного центру. Це може бути літак, теплохід, поїзд, туристичний автобус, автомобіль та ін. Значну частину витрат вартості турпакету складають витрати на перевезення. Чим більш комфортабельний і швидкісний вид транспорту використовується, тим вища вартість подорожі.