95560

Активные операции Центрального банка России в условиях экономического кризиса

Курсовая

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Законодательно-нормативное регулирование активных операций Центрального банка России; операции рефинансирования коммерческих банков; инвестиционные операции; прочие активные операции; активные операции центрального банка России в условиях экономического кризиса.

Русский

2015-09-24

344.5 KB

0 чел.

Содержание

[0.1] Содержание

[0.2]
1. Активные операции Центрального банка России

[0.3] 1.1. Понятие и виды активных операций

[0.4] 1.2. Законодательно-нормативное регулирование активных операций Центрального банка России

[0.5] 2. Активные операции Центрального банка России

[0.6] 2.1. Операции рефинансирования коммерческих банков

[0.7] 2.2. Инвестиционные операции

[0.8]
2.3. Прочие активные операции

[0.9]
3. Активные операции Центрального банка России в условиях экономического кризиса

[0.10]
Заключение

[0.11]
Список использованной литературы


Введение

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации.

Формирование современной модели Центрального Банка России связано с конкретным определением функций центральных банков в экономике государства.

Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи.

Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем.

Вторая задача Центрального банка состоит в осуществлении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был обеспечен низкий уровень инфляции.

Важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики - денежно-кредитная политика Центрального банка. С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.

В целях поддержания конъюнктуры рынка государство использует кредиты для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.

Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции - пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными - операции по размещению банковских ресурсов.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы курсовой работы, цель которой – изучение активных операций Центрального банка РФ. Для достижения поставленной цели в курсовой работе рассматриваются следующие вопросы:

- понятие и виды активных операций  Центрального банка РФ;

- законодательно-нормативное регулирование активных операций Центрального банка России;

- операции рефинансирования коммерческих банков;

- инвестиционные операции;

- прочие активные операции;

- активные операции центрального банка России в условиях экономического кризиса.


1. Активные операции Центрального банка России

1.1. Понятие и виды активных операций

Активные операции банка -  размещение собственных и привлеченных средств банка; существенная и определяющая часть операций банка. 

От качественного размещения и состояния активных операций банка зависят ликвидность, прибыльность, финансовая надежность и устойчивость банка.1

К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-ссудные операции; вложения в государственные ценные бумаги; операции с золотом и иностранной валютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами: учетные операции и краткосрочные ссуды государству и банкам.

Учетные операции - покупка центральным банком векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленно развитых стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства для покрытия временных кассовых разрывов (т.е. временных разрывов между текущим поступлением доходов и осуществлением расходов госбюджета).

Другим методом покрытия кассовых разрывов могут быть прямые банковские ссуды правительству сроком не более одного года. Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами. Разновидность таких операций - ломбардные ссуды.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, для финансирования бюджетного дефицита в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). В России с 1995 г. Центральный банк не предоставляет ссуды Правительству РФ для покрытия дефицита бюджета. В Законе о Центральном банке Российской Федерации (ст. 22) сказано: «Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете». Следует обратить внимание на то, что в портфеле Центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации, компании и население.

Второй важной, а нередко главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки, в частности, используют операции типа РЕПО, т.е., покупая у банков государственные ценные бумаги, одновременно берут на себя обязательство обратной последующей продажи этих бумаг через определенный срок по заранее фиксированной цене. Центральный банк Российской Федерации проводит операции типа РЕПО с октября 1996 г.

1.2. Законодательно-нормативное регулирование активных операций Центрального банка России

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, федеральными законами. Основными документами, регламентирующими деятельность данного органа, являются: Конституция РФ, ФЗ от 10.07.02 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Закон РСФСР от 02.12.90 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР», Закон РФ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ от 23.12.2003 №177- ФЗ «О страховании вкладов физических лиц», ФЗ от 27.10.2008 №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы» и иные федеральные законы, нормативные правовые акты, акты Правительства РФ, инструкции ЦБ РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее - Закон о Центральном банке) статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Следовательно, в данной статье закреплен круг нормативно-правовых актов, которые могут регулировать статус Центрального банка, его функции и полномочия. Это Конституция РФ, Закон о Центральном банке и другие федеральные законы. Подзаконные нормативные акты (Указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств), законы субъектов РФ, нормативные акты представительных органов местного самоуправления, а также акты самого Центрального банка не могут регулировать данные вопросы.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на территории РФ. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ). В Конституции РФ содержится несколько положений, имеющих непосредственное отношение к статусу Центрального банка РФ, его организации и деятельности. Они имеют основополагающий характер и конкретизируются в Законе о Центральном банке и других федеральных законах. Эти положения можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести положения непосредственно не затрагивающие статус Центрального банка РФ, но влияющие на него. Ко второй группе следует отнести положения, непосредственно определяющие статус Центрального банка РФ.

Первая группа - это положения, закрепленные в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ. Там указано, что в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки». Как отмечает А. Г. Братко, «валютное регулирование, кредитное регулирование, денежная эмиссия составляют содержание банковской деятельности». Следовательно, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ вопросы банков и банковской деятельности, и, как следствие, статуса и деятельности Центрального банка РФ относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Вторая группа норм посвящена непосредственно статусу Центрального банка РФ. К ней относятся положения части 1 статьи 75 Конституции РФ, в которой указано, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается. Таким образом, такая функция Центрального банка РФ как денежная эмиссия закрепляется на Конституционном уровне. Центральный банк РФ осуществляет эту функцию монопольно.

В настоящее время Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке (Банке России) представляет собой основной нормативно-правовой акт, регулирующий правовое положение Центрального банка РФ, его функции и полномочия, органы управления и структуру, принципы организации и другие вопросы. Он состоит из 99 статей и 16 глав.

Глава 1 «Общие положения» состоит из основополагающих норм, регулирующих правовой статус Центрального банка РФ. В этой главе определен круг нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с деятельностью Центрального банка РФ, закреплен принцип независимости Банка России, а также то, что он является юридическим лицом (ст. 1 Закона о Центральном банке РФ); устанавливается имущественная база деятельности Банка России (ст. 2 Закона о Центральном банке). Установлены основные цели деятельности Банка России. Это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Хотя Центральный банк РФ получает прибыль в процессе своей деятельности, это не является целью, так как Банк России - не коммерческий банк. Задачи деятельности Центрального банка РФ реализуются в его функциях, перечень которых содержится в ст. 4 Закона о Центральном банке РФ. Также глава 1 посвящена вопросам взаимодействия Центрального банка РФ и Государственной Думы, нормотворческой деятельности Банка России, его участию в капиталах кредитных организаций и международных организаций.

Глава 2 Закона о Центральном банке РФ посвящена его капиталу. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 миллиардов рублей. Это его характерная черта как юридического лица.

Глава 3 посвящена органам управления Банком России и Национальному банковскому совету. Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России - состоит из 12 членов и формируется из представителей Совета Федерации, Государственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ. Также в состав Национального банковского совета входит Председатель Центрального банка РФ. Национальный банковский совет не является органом управления Центральным банком РФ, так как не занимается непосредственным руководством его деятельностью. Его создание было обусловлено «необходимостью создать действенный механизм общегосударственного контроля за деятельностью главного органа денежно-кредитного регулирования страны, не подчиняя Банк России какому-либо одному федеральному органу государственной власти и не ограничивая его независимости». 

Глава 4 посвящена взаимодействия Центрального банка РФ и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Банк России взаимодействует с Правительством РФ по вопросам экономической политики и с Министерством финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг. Он осуществляет хранение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и операции с ними.

Важные положения содержатся в главе 5 Закона о Центральном банке. Они определяют требования к годовому отчету и годовой финансовой отчетности Центрального банка. Также в этой главе содержится требование о перечислении 50% прибыли Банка России в федеральный бюджет после уплаты соответствующих налогов. Ранее Банк России был освобожден от уплаты налогов, однако необходимость платить налоги во внебюджетные фонды (например, Пенсионный) обусловила это нововведение.

Главы 6-12 Закона о Центральном банке посвящены различным его функциям, которые будут рассмотрены в соответствующей главе.

Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят как центральный аппарат, так и территориальный учреждения, расчетно-кассовые центры, другие учреждения. Принципам их организации, взаимоотношений и компетенции посвящена глава 12 Закона о Центральном банке.

Важные положения содержатся в главе 15 «Аудит Банка России». Она устанавливает двойной аудит Банка России - внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется службой главного аудитора Банка России, внешний - независимой аудиторской организацией, выбираемой Национальным банковским Советом.

Наиболее важными федеральными законами, регулирующими вопросы статуса и полномочий Центрального банка РФ, являются Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», «О валютном регулировании и валютном контроле».

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г.) осуществляет правовое регулирование банковской системы Российской Федерации, устанавливает основополагающие понятия и принципы ее функционирования, требования к кредитным организациям, их учредительным документам, уставному капиталу, органам управления. В нем установлен порядок создания, регистрации и лицензирования кредитной организации. Установлены требования к кредитной организации, обеспечивающие стабильность банковской системы, защиту прав и интересов вкладчиков кредитных организаций (норматив банковских резервов, банковская тайная). Также данный Закон регламентирует вопросы межбанковских операций, статуса филиалов и представительств кредитных организаций, порядок работы с вкладчиками, а также ведение бухгалтерского учета и аудит в кредитных организациях.

В данном Законе содержится много норм, определяющих место и полномочия Центрального банка РФ в банковской системе России. Анализ этих норм позволяет говорить о двойственном положении Центрального банка РФ по отношению к кредитным организациям. В соответствии со ст. 2 Закона Банк России входит в банковскую систему РФ. С одной стороны Банк России осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций путем издания нормативно-правовых актов. Нормативно-правовыми актами Центрального банка РФ регулируются такие вопросы как правила осуществления банковских операций (ст. 5 Закона), необходимый для регистрации и получения лицензии перечень документов (ст. 10 Закона), минимальный размер капитала кредитной организации (ст. 11 Закона), правила проведения безналичных расчетов кредитными организациями (ст. 31 Закона), правила ведения бухгалтерского учета и аудита в кредитных организациях (ст. 40, 42 Закона) и другие вопросы.

Также в соответствии с данным Законом Центральный банк РФ принимает решение о регистрации кредитной организации (ст. 12 Закона), осуществляет лицензирование кредитных организаций (ст. 13 Закона), отзывает лицензии кредитных организаций в установленных Законом случаях (ст. 20 Закона). По инициативе Банка России может быть ликвидирована кредитная организация (ст. 23. 1 Закона). Банк России участвует в процессе ее банкротства.

С другой стороны Центральный банк РФ находится с кредитными организациями не только в отношениях подчинения, но и в договорных отношениях. В соответствии со ст. 28 Закона корреспондентские отношения между Банком России и кредитными организациями строятся на договорных началах. Банк Росси может кредитовать кредитные организации, а также оказывать другие платные услуги на договорных началах (ст. 30 Закона).

Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает особенности процедуры банкротства кредитной организации. Вопросы финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций регулируются, помимо всего прочего и нормативными актами Центрального банка РФ (например, Инструкцией ЦБР от 12 июля 1999 г. № 84-И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»). В соответствии с данным Законом Центральному банку РФ предоставлены широкие полномочия. Так, он имеет право направить в кредитную организацию требование о мерах по финансовому оздоровлению, которые кредитная организация обязана предпринять (ст. 12 Закона). Также к компетенции Центрального банка РФ относится назначение временной администрации и приостановление деятельности исполнительных органов по ходатайству этой временной администрации (ст. 16 Закона), а также прекращение деятельности временной администрации (ст. 31 Закона). Также Центральный банк РФ может требовать реорганизации кредитной организации (ст. 32 Закона), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о признании кредитной организации банкротом (ст. 35 Закона). В этом случае Банк России обязательно участвует в рассмотрении дела. Он участвует в процедуре конкурсного производства и признании кредитной организации банкротом.

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» регулирует деятельность, направленную на преодоление финансовой неустойчивости кредитных организаций и восстановление их платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций. Эту деятельность осуществляет Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Основные полномочия Банка России в сфере реструктуризации кредитных организаций состоят в том, что он при наличии установленных законом оснований направляет в АРКО предложение о переходе кредитной организации под управление агентства (ст. 7 Закона), а также назначает временную администрацию по управлению кредитной организацией (ст. 8 Закона).

Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» был принят 10 декабря 2003 г. В статье 5 данного Закона Центральный банк РФ отнесен к органам валютного регулирования. Основным полномочием Центрального банка РФ является издание нормативных актов в области валютного регулирования. В соответствии со статьей 5 Закона Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и публикует статистическую информацию по валютным операциям. Центральный банк РФ устанавливает требования к валютным сделкам, документам, оформляющим валютные сделки и т. п. Центральному банку РФ предоставлено право совершать валютные сделки без ограничений.

Нормативные акты Центрального банка:2

Письмо Банка России от 09.06.2006 № 82-Т "»Об информировании уполномоченными банками физических лиц о курсах иностранных валют, используемых при совершении операций с наличной валютой и чеками»;

Письмо Банка России от 22.09.2006  № 122-Т №О размещении информации на WEB-сайтах уполномоченных банков (филиалов уполномоченных банков) в сети Интернет о приостановлении деятельности и закрытии обменных пунктов уполномоченных банков (филиалов уполномоченных банков)»;

Указание Банка России от 29 мая 2006 года № 1688-У «Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России»;

Письмо Банка России от 28.12.2006 № 174-Т «О возврате сумм резервирования и специальных счетах»;

Указание Банка России от 07.10.2005 года № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;

Положение Банка России от 15.06.2004 № 260-П «О порядке переоформления уполномоченными банками счетов типа «С» нерезидентов, открытых в уполномоченных банках, в связи с принятием Инструкции Банка России от 7 июня 2004 года № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов»;

Положение Банка России от 07.06.2004 № 259-П «О порядке переоформления уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации, открытых в уполномоченных банках, в связи с принятием Инструкции Банка России от 7 июня 2004 года № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов»;

Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;

Указание Банка России от 10.06.2004 № 1440-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 12.10.2000 № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам»;

Указание Банка России от 15.06.2004 № 1451-У «Об упорядочении отдельных актов Банка России»;

Положение Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

Указание Банка России от 28.04.2004 № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками»; 

Указание Банка России от 07.08.2003  № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».

 2. Активные операции Центрального банка России

2.1. Операции рефинансирования коммерческих банков

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.3

Кредитные рефинансирования различаются по:

- форме обеспечения - учетные и ломбардные кредиты;

- срокам использования - краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);

- методам предоставления - прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;

- целевому характеру - корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные кредиты) - это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения - использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выравнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

В последние годы наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования Центрального банка России имеют краткосрочные кредиты («овернайт» и внутридневные), так как межбанковский кредитный рынок не восстановлен после кризиса и обеспечение краткосрочными кредитами взял на себя Центральный банк. Процедуру предоставления обеспеченных кредитов Центрального банка - внутридневных и кредитов «овернайт» - предполагается распространить на банки ряда регионов по мере их технической готовности.

Кредитные аукционы являются широко практикуемым центральными банками способом предоставления кредитных ресурсов. При проведении кредитного аукциона потенциальные заемщики направляют в Центробанк заявки с указанием объема кредитов, которые они хотели бы получить, и уровня процентной ставки. На основе полученных заявок Центральный банк устанавливает общую сумму кредитов аукциона, уровень процентной ставки, а также способ проведения аукциона.

При американском способе заявки ранжируются по уровню предложенной процентной ставки в порядке убывания, а затем удовлетворяются в том же порядке, начиная с максимальной предложенной процентной ставки до полного исчерпания установленного объема кредита. В результате сумма последней из удовлетворенных заявок может быть сокращена. При голландском способе все заявки удовлетворяются по цене отсечения - минимальной ставке, предлагаемой банками, попавшими в круг покупателей.

В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки, однако при превышении общей суммы этих заявок над объемом предложенного к аукциону кредита все заявки удовлетворяются частично.

С 01 июня 2010 года установлена ставка рефинансирования – 7,75 % (Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»). Эта ставка рефинансирования пятая в текущем году и установлена регулятором 31 мая 2010 года. Снижение ставки рефинансирования составило 0,25 %. Это самая низкая ставка за все годы существования РФ.

31 августа 2010 года Совет директоров Банка России сохранил на сентябрь ставку рефинансирования 2010 года на уровне 7,75%. После продолжительного периода снижения инфляции в августе было отмечено ускорение темпов роста потребительских цен, главным фактором которого стало повышение инфляционных ожиданий, обусловленное разбросом оценок последствий воздействия аномальных погодных условий на производство сельскохозяйственной продукции и повышением цен на зерно на мировом рынке. В результате годовая инфляция возросла с 5,5% в июле текущего года до 5,9% на 23 августа. Однако Банк России в настоящее время не видит достаточных оснований для того, чтобы сделать вывод о негативном влиянии указанных ценовых шоков на инфляцию в среднесрочной или долгосрочной перспективе. (Таблица 2.1.1)

Таблица 2.1.1

Ставки рефинансирования ЦБ России на 2010 год

Период действия ставки рефинансирования

%

28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г

8,75

24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г

8,5

29 марта 2010 г. - 29 апреля 2010 г.

8,25

30 апреля 2010 г. - 31 мая 2010 г.

8

01 июня 2010 г.

7,75

Предыдущая ставка рефинансирования в размере 8,0 %, установленная Банком России с 30 апреля 2010 года (Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»), действовала только в течение одного месяца.

2009 год Россия завершила с инфляцией в 8,8% (сведения Росстата), и ставкой рефинансирования в 8,75%. Оба показателя были самыми низкими с 1991 года, то есть за всю историю постсоветской России. Столь низкая ставка рефинансирования направлена на стимулирование кредитной активности банков, на сдерживание инфляционных процессов и роста экономики.

На 2010 год Минэкономразвития прогнозирует инфляцию в размере 6,5-7,5%, а Центробанк прогнозирует возможное понижение ставки рефинансирования. По прогнозам экспертов ставка рефинансирования в 2010 году может понизиться от 8 до 7 %. Но в случае значительного роста мировых цен на продовольствие, опасность по которым в 2010 году существует, ставка рефинансирования может и повыситься.

Целью Банка России является создание в течение ближайших лет единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в рамках указанного единого механизма рефинансирования банки – потенциальные заемщики будут заключать с Банком России «рамочные» соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов Банка России под залог (блокировку) указанного имущества.

Предполагается, что в «единый пул обеспечения» будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также, возможно, иные виды имущества. В рамках работы по созданию «единого пула обеспечения» возможно также изменение требований Банка России к имуществу, принимаемому в обеспечение кредитов Банка России.

2.2. Инвестиционные операции

Инвестиционные операции банков - это операции по размещению реально привлеченных банком средств в различные источники, в зависимости от характера этих источников можно произвести классификацию инвестиционных операций, проводимых банком.

Инвестиционные операции можно классифицировать по различным признакам, прежде всего по основным группам заемщиков (субъектам):

Инвестиции в государственные органы власти (государственные ценные бумаги)

Инвестиции в коммерческие банки (межбанковские кредиты)

Инвестиции в промышленность и сельское хозяйство (коммерческие кредиты)

Инвестиции в корпоративные ценные бумаги

Инвестиционные операции Центрального банка - это, прежде всего, вложения в государственные ценные бумаги. Главной целью купли-продажи Центральным банком государственных ценных бумаг является управление государственным долгом и регулирование денежного предложения в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Банковские инвестиции – это покупка  банком  ценных  бумаг.  Инвестиции Центрального банка состоят из  вложений  в  государственные  ценные  бумаги.4

Покупка  Центральным  банком  государственных  обязательств  в   большинстве промышленно  развитых  стран  служит  главной  и  даже  единственной  формой кредитования   правительства.   Прямое   кредитование   государства,    т.е. предоставление банковской ссуды,  в  этих  странах  практически  отсутствует (например, в США, Канаде, Японии,  Великобритании,  Швейцарии,  Швеции)  или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить  внимание на то, что в  портфеле  Центрального  банка  находится  лишь  незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса  перепродается  банком на рынке ценных  бумаг.  Соответственно  основными  кредиторами  государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие  финансово-кредитные учреждения, компании, население.

Важной,  а   нередко   главной   целью   покупки   центральным   банком государственных ценных бумаг является регулирование  ликвидности  банковской системы и управление  государственным  долгом  в  ходе  проведения  денежно-кредитной политики.

Государственный долг России  почти  целиком  образовался  в  результате прямого  кредитования  государства  Центральным  банком.  Однако  Законом  о центральном банке РФ  (Банке  России)  предусмотрено,  что  последний  может предоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у него  ценных бумаг.

Банковские инвестиции осуществляются Центральным банком с различными целями. Во-первых, покупка им государственных обязательств  служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Во-вторых, покупка Центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков Центральный банк использует покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как Центральный банк осуществляет вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков - покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством Центрального банка последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.


2.3. Прочие активные операции

Учетно-ссудные операции

Учетно-ссудные операции представляют собой операции по кредитованию банковских институтов (коммерческих банков) и государства либо посредством переучета векселей, либо под залог векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг. Центральный банк предоставляет ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года.
Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются Центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов. (Таблица 2.3.1, Рис. 2.3.1).

Таблица 2.3.1

Объемы операций кредитования Банка России

Рис. 2.3.1.

Операции с золотом и иностранной валютой

Золото (монетарное золото) и активы в иностранной валюте являются составной частью международных резервов, находящихся в ведении Банка России и Минфина России. Они находятся под контролем Центрального банка (органов денежно-кредитного регулирования), и в любой момент может быть использовано для прямого финансирования дефицита платежного баланса, для воздействия на курс национальной валюты с помощью интервенций (купля - продажа иностранной валюты) на валютных рынках и для других аналогичных целей.


3. Активные операции Центрального банка России в условиях экономического кризиса

В первом полугодии 2010 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов и снижением процентных ставок.5

  Денежный агрегат М2 за первое полугодие 2010 г. увеличился на 9,5%, в том числе за I квартал - на 1,9%, за II квартал - на 7,5% (за первое полугодие 2009 г. он сократился на 2,5%). Темп прироста денежной массы в национальном определении на 1.07.2010 по сравнению с 1.07.2009 составил 30,6%, в то время как на 1.07.2009 по сравнению с 1.07.2008 он был отрицательным (–7,6%). В реальном выражении, то есть с учетом инфляции на потребительском рынке, денежная масса М2 за первое полугодие 2010 г. возросла на 4,9%. (Рис. 3.1.,3.2)

Рис. 3.1. Темпы прироста основных денежных агрегатов (к соответствующей дате предыдущего года, %)

Денежный агрегат М0 за первое полугодие 2010 г. возрос на 8,2% (за аналогичный период 2009 г. - сократился на 7,2%). При этом в январе-марте отмечалось сезонное снижение наличных денег в обращении (–1,3% за квартал), тогда как в апреле-июне они росли сравнительно высокими темпами (9,6% за квартал). В годовом выражении темп прироста денежного агрегата М0 на 1.07.2010 составил 24,0%, в то время как на 1.07.2009 он был равен –5,4%.

Рис. 3.2. Темпы прироста денежного агрегата М2 (месяц к предыдущему месяцу, %)

    Определенное влияние на динамику наличных денег оказывал спрос населения на наличную иностранную валюту. По итогам полугодия объемы покупок наличной иностранной валюты банками у физических лиц превысили объемы ее продажи на 2,4 млрд. долл. США (в аналогичный период 2009 г., напротив, продажа превышала покупки на 8,4 млрд. долл. США).

    Безналичная составляющая денежного агрегата М2 за первое полугодие 2010 г. увеличилась на 10,0% (за аналогичный период 2009 г. - снизилась на 0,6%). При этом за I квартал безналичные рублевые средства возросли на 3,0%, за II квартал - на 6,8%. Их скользящие годовые темпы прироста на 1.07.2010 составили 33,0%, тогда как на 1.07.2009 они были отрицательными (–8,4%).

    Если средства юридических лиц на рублевых счетах за первое полугодие 2010 г. увеличились незначительно - на 0,6%, то средства физических лиц выросли на 20,1% (за первое полугодие 2009 г. отмечались снижение средств юридических лиц на 5,8% и рост средств физических лиц на 5,6%).

    В то же время депозиты организаций «до востребования» возросли на 8,8% на фоне снижения их срочных депозитов на 8,6%, что косвенно подтверждает формирование тенденции к восстановлению экономического роста. Вместе с тем как депозиты «до востребования», так и срочные депозиты населения росли сравнительно высокими темпами (по итогам полугодия - 11,7 и 22,2% соответственно). Это было обусловлено как ростом доходов домашних хозяйств, так и ростом склонности населения к сбережениям, в частности в рублевых вкладах, на фоне привлекательных ставок по ним, укрепления рубля и замедления инфляции.

    Общий объем рублевых депозитов «до востребования» за первое полугодие 2010 г. увеличился на 9,5% (за аналогичный период 2009 г. он уменьшился на 3,9%), а их скользящие годовые темпы прироста на 1.07.2010 составили 27,0% (на 1.07.2009 они были отрицательными: –15,3%). Общий объем срочных рублевых депозитов за рассматриваемый период увеличился на 10,2% (за первое полугодие 2009 г. - на 1,6%), их годовые скользящие темпы прироста на 1.07.2010 составили 36,8% против отрицательного значения на 1.07.2009 (–3,4%).

    В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.07.2010 уменьшилась относительно 1.01.2010 на 0,3 процентного пункта (до 25,4%), удельный вес депозитов «до востребования» не изменился (27,7%), а срочных депозитов - соответственно увеличился на 0,3 процентного пункта (до 46,9%).

    Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за первое полугодие 2010 г. на 4,5% (за первое полугодие 2009 г. - на 0,7%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 33,8 до 35,4%. (Рис. 3.3.)

За январь-июнь 2010 г. объем депозитов организаций и населения в иностранной валюте уменьшился в долларовом эквиваленте на 7,5%, тогда как он возрос на 11,8% за тот же период 2009 года. При этом депозиты организаций снизились на 3,6%, населения - на 11,3% (в первом полугодии предыдущего года - выросли на 10,0 и 13,8% соответственно).

Рис. 3.3. Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 (в среднегодовом выражении)

    Широкая денежная масса (включающая депозиты в иностранной валюте) за первое полугодие 2010 г. возросла на 6,8% (за аналогичный период 2009 г. ее рост составил 1,7%). Скользящие годовые темпы ее прироста на 1.07.2010 составили 22,2%, тогда как на 1.07.2009 они были равны 7,1%. (Рис. 3.4.)

Рис. 3.4. Основные источники изменения широкой денежной массы в 2009-2010 гг. (прирост за квартал, млрд.руб)

За первое полугодие 2010 г. рост широкой денежной массы составил 1321,2 млрд. руб., при этом чистые иностранные активы банковской системы увеличились на 811,4 млрд. руб., а внутренние требования - на 960,3 млрд. рублей. (За первое полугодие 2009 г. широкая денежная масса возросла на 280,8 млрд. руб. при увеличении чистых иностранных активов на 851,7 млрд. руб., внутренних требований - на 431,3 млрд. рублей.) Рост внутренних требований в большей степени был обусловлен ростом требований к организациям и населению (особенно во II квартале), тогда как чистый кредит органам государственного управления остался практически без изменений. (Рис. 3.5.)

Рис. 3.5. Кредиты в рублях и иностранной валюте нефинансовым организациям и населению

Во II квартале 2010 г. происходил рост задолженности по всем категориям кредитов. Прирост задолженности нефинансовых организаций составил 4,1% по рублевым кредитам и 7,2% по валютным, а физических лиц - 4,0 и 2,3% соответственно. В результате прирост общей задолженности по кредитам составил 4,7%, что является наибольшим квартальным приростом начиная с III квартала 2008 года. Годовые темпы прироста общей задолженности пока еще остаются невысокими и на 1.07.2010 составили 1,1%.

Начавшееся восстановление происходит в соответствии с целым рядом предпосылок, сформировавшихся в последнее время. Низкие процентные ставки и высокий уровень избыточной ликвидности на денежном рынке, возникшие в том числе и за счет действий Банка России, являются основными. В то же время низкий спрос на денежные средства ограничивал кредитную активность. Однако по мере восстановления совокупного спроса происходит и постепенное восстановление кредитной активности.

    Денежная база в широком определении за январь-июнь 2010 г. увеличилась на 12,0%. В структуре денежной базы в широком определении доля наличных денег снизилась с 71,5% на 1.01.2010 до 66,6% на 1.07.2010, средств кредитных организаций на корреспондентских счетах - с 13,9 до 8,3% соответственно. Удельный вес средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов увеличился с 2,3 до 2,4%, на депозитных счетах - с 7,9 до 8,8%, в облигациях Банка России - с 4,4 до 13,8% на соответствующие даты.

    Совокупные банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за первое полугодие 2010 г. увеличились на 31,0%, а их средний дневной объем возрос с 1708,5 млрд. руб. в I квартале до 2261,2 млрд. руб. во II квартале 2010 года. При этом требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования сократились за рассматриваемый период в 4,5 раза, их средний дневной объем - с 480 млрд. руб. в I квартале до 160 млрд. руб. во II квартале 2010 года. (Рис. 3.6.)

Рис. 3.6. Основные операции Банка России (трлн.руб)

Средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России за январь-июнь 2010 г. сократились на 33,0%, однако их средний дневной объем во II квартале 2010 г. (512,1 млрд. руб.) практически остался на том же уровне, что и в I квартале (519,0 млрд. руб.). (Рис. 3.7.)

Рис. 3.7. Ставки по основным операциям Банка России и ставка MIACR (5 годовых)

Во II квартале 2010 г. среднемесячный уровень ставок по межбанковским кредитам (МБК) на российском денежном рынке продолжал снижаться. Этому способствовали неоднократное понижение процентных ставок по операциям Банка России и сохранение значительного объема ликвидных рублевых средств кредитных организаций. Средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным МБК в рублях во II квартале составила 3,1% годовых, снизившись по сравнению с аналогичным показателем предшествующего квартала (4,2% годовых).

Ставка MIACR по однодневным рублевым МБК в течение II квартала 2010 г. колебалась в диапазоне от 2,3 до 3,9% годовых (в I квартале 2010 г. - от 2,9 до 5,4% годовых) и на протяжении всего анализируемого периода превышала ставку по депозитам «том-некст» Банка России не более чем на 0,9 процентного пункта. Динамика ставки MIACR по однодневным рублевым МБК во II квартале характеризовалась внутримесячной цикличностью: в апреле и июне в период проведения обязательных платежей банками и их клиентами отмечались локальные пики ставок, однако внутримесячные максимумы были выражены слабее, чем в предыдущем квартале. Максимальное за II квартал значение ставки MIACR по однодневным МБК в рублях было зафиксировано 29 апреля. Среднемесячное значение ставки MIACR по однодневным рублевым МБК в апреле составило 3,3% годовых, в мае - 2,8% годовых, в июне - 2,6% годовых.


Заключение

В современных банковских системах центральный банк занимает особое место. Он является органом государственного регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В центральном банке хранятся золотовалютные резервы страны. Он осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правительственных органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально государству не принадлежат (ФРС - акционерный, Швейцарский национальный банк), либо государству принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику государства и работают как государственные органы.

В современных условиях любой центральный банк выполняет следующие функции:

- осуществление монопольной эмиссии банкнот;

- проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики;

- банка банков;

- банка правительства;

- внешнеэкономическую.

Центральный банк осуществляет свои функции путем проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные и активные. Пассивные - это операции по формированию и привлечению банковских ресурсов. А активные - операции по размещению и выдаче банковских ресурсов.

К активным операциям центральных банков относятся:

- учетно-ссудные - купля/продажа и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года.

- ломбардное кредитование - ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов.

- инвестиционные - долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Осуществляются центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка центральными банками государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков - покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством центрального банка последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.

- купля-продажа золота и иностранной валюты.


Список использованной литературы

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997г., 8 июля, 17 декабря 2000 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2002 г., 21 марта 2003 г., 22 июля 2008г.) // СПС «Гарант», 2010.
  2.  Федеральный закон от 2 декабря 1990 г.  № 395-1 «О банках и банковской деятельности» по состоянию на июнь 2009 г. (в ред. фз  №73-ФЗ от 28.04.2009) // СПС «Гарант», 2010.
  3.  Федеральный закон от 27 июня 2002 года  № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Росси)» (в ред. Фз №24-ФЗ от 02.03.2007) // СПС «Гарант», 2010.
  4.  Андрюшин С. К оценке антикризисной политики Центрального Банка России / С.Андрюшин, В.Кузнецова // Экономист. - 2010. - № 5. - С.40-46.
  5.  Андреев М.Ю. Моделирование деятельности современной банковской системы / Андреев М.Ю., Пильняк Н.П., Поспелов И.Г. // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - № 2. - С.143-171.
  6.  Андрюшин С.А. Состояние банковского сектора и антикризисные меры правительства России / С.А.Андрюшин, В.В.Кузнецова // ЭКО. - 2009. - № 4. - С.39-53.
  7.  Банковское дело./Под ред. проф. Колесникова В.И., проф. Кроливецкой Л.П. – М.: Финансы и статистика, 2009 – 464с.
  8.  Верников А.В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. - 2009. - № 11. - С.4-14.
  9.  Галанов С.С. Кризис, банки и реальный сектор экономики в современных условиях // Деньги и кредит. - 2009. - № 11. - С.38-43.
  10.  Голанд Ю.М. Об условиях снижения процентных ставок // ЭКО. - 2010. - № 2. - С.59-74.
  11.  Греф Г. Российская банковская система в условиях глобального кризиса // Вопросы экономики. - 2009. - № 7. - С.4-14.
  12.  Зверев А.В. Проблемы развития российской банковской системы и меры по их преодолению // Деньги и кредит. - 2008. - № 12. - С.10-21.
  13.  Кроливецкая В.Э. Банки в системе инвестиционного финансирования реального сектора экономики России / В.Э.Кроливецкая, Е.В.Тихомиров // Деньги и кредит. - 2008. - № 11. - С.22-28.
  14.  Кураков Л.П., Тимирясов В.Г., Кураков В.Л. Современные банковские системы. – М.: Гелиос АРВ, 2008 – 320с.
  15.  Матовников М.Ю. Банковский сектор России: кризис заканчивается? // Деньги и кредит. - 2010. - № 1. - С.5-15.
  16.  Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448с.
  17.  Симановский А.Ю. Перспективы банковского регулирования: отдельные аспекты // Деньги и кредит. - 2009. - № 7. - С.23-25.
  18.  Турбанов А.В. Финансовое оздоровление банковской системы Российской федерации: первые итоги и перспективы // Деньги и кредит. - 2009. - № 12. - С.3-6.
  19.  Челноков В.А. Банки и банковские операции. – М.: Высшая школа, 2007. – 144с.
  20.  Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран. – М.: Рассиана. 2009 – 224с.
  21.  www.cbr.ru – сайт Банка России

1 Челноков В.А. Банки и банковские операции. – М.: Высшая школа, 2007. – с. 61.

2 www.cbr.ru – сайт Банка России.

3 Банковское дело./Под ред. проф. Колесникова В.И., проф. Кроливецкой Л.П. – М.: Финансы и статистика, 2009 – с.214.

4 Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с.247.

5 www.cbr.ru – сайт Банка России


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41397. Базы данных. Повышение производительности запроса. 359 KB
  Query Optimizer: вычисляет несколько планов не все запроса на основе статистики метаданных информации о индексах и др.; на основе статистики предполагает стоимости запроса по различным планам и выбирает план с минимальными затратами на использование ресурсов помещает его кэш; как правило планы хранящиеся в кэше используются повторно. Стоимость запроса: числовая величина характеризующая степень использования ресурсов; Эффективность плана: наличие индексов или сканирование; статистика о распределении данных как правило...
41398. Базы данных. Программные интерфейсы с базой данных 483 KB
  ADO.NET: архитектура, модель поставщиков данных (провайдеров) ADO.NET: Data Provider - набор классов ADO.NET, позволяющих получить доступ к базе определенного типа (MS SQL Server, Oracle, DB2, MySQL) данных (выполнять sql-команды, и извлекать данные). ADO.NET: Data Provider включает следующие классы:
41399. Базы данных. Секционирование таблиц и индексов 67.5 KB
  Секционирование: поддерживается не всеми редакциями Microsoft SQL Server 2008 а только Enterprise Edition Developer Edition. Секционирование: в разных СУБД реализовано поразному; в Orcle очень развита эта технология. Секционирование: в Microsoft SQL Server 2008 все таблицы и индексы секционированы по умолчанию таблица или индекс находятся в одной секции; секции – базовая структура данных совместно со страницами и экстентами.
41400. Базы данных. Введение в базы данных 2.98 MB
  Введение в базы данных План лекции определить понятие база данных; сформулировать основные требования к базе данных; ознакомиться с основными принципами построения проектирования базы данных; ознакомиться с основными моделями данных; ознакомится с основами теории реляционных баз данных. База данных: хранилище систематизированных данных. Компьютерные базы данных: базы данных использующие электронные носители для хранения данных и специальные программные средства для...
41401. Программирование в Internet Active X Data Objects (ADO.NET) 225.5 KB
  NET – модель доступа к данным применяемая приложениями NET. Connection(XXXConnection, установка соединения с источником данных, реализует интерфейс IDbConnection); Command(выполнение sql-команд и хранимых процедур); DataReader(доступ к данным для чтения, извлеченным по запросу); DataAdapter(наполнение DataSet информацией, выполнение изменений в базе данных, выполненных в DataSet).
41402. Базы данных. Нормализация данных 506.5 KB
  Код товара Наименование Цена Количество Стоимость 223 Мяч футбольный 25 3 75 338 Мяч баскетбольный 33 2 66 767 Мяч гандбольный 12 2 24 655 Мяч теннисный 10 10 100 Итого 265 нормальная форма атомарность Счет Дата № Покупателя Фамилия Имя Телефон Адрес Код товара Наименование Цена Количество Стоимость 222333 26. Свердлова 13 223 Мяч футбольный 25 3 75 222333 26. Свердлова 13 338 Мяч баскетбольный 33 2 66 222333 26. Свердлова 13 767 Мяч гандбольный 12 2 24 222333 26.
41404. Разработка программного обеспечения информационных систем 194.5 KB
  Основные причины успеха и провала проектов В отчете группы Стендиша 1994 указано три наиболее часто встречающихся ключевых фактора создающих проблемы в проектах. Некое свойство программного обеспечения необходимое пользователю для решения проблемы при достижении поставленной цели. Подход к управлению требованиями Область проблемы Как правило мы находимся во владениях пользователячужестранца. Таким образом наша задача состоит в том чтобы понять их проблемы в их предметной области и на их языке и построить системы удовлетворяющие их...
41405. Управление требованиями. Объектно-ориентированный анализ и проектирование 240 KB
  Вторую категорию составляют непрямые пользователи а также те на кого воздействуют только бизнес последствия разработки. Этих заинтересованных лиц можно найти в соответствующей бизнес области или в окрестностях среды конкретного приложения. Ограничения налагаемые на систему ввода заказов на покупку Источник Ограничение Объяснение Эксплуатационный Копия данных заказа на покупку должна оставаться в унаследованной базе данных в течение одного года Риск потери данных слишком высок; нам необходимо работать параллельно в течение года...