95567

Организация учета поступления и расхода материальных ценностей

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Характеристика предприятия и его деятельности, по материалам которого выполняется работа. Характеристика основных показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия. Структура предприятия. постановка учетной политики на предприятии. Структура и функции бухгалтерии.

Русский

2015-09-24

229 KB

2 чел.

План

1.Характеристика предприятия и его деятельности, по материалам которого выполняется работа.

1.1 Характеристика основных показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия. Структура предприятия.

1.2 постановка учетной политики на предприятии. Структура и функции бухгалтерии.

2. Организация учета поступления и расхода материальных ценностей.

2.1 Сущность производственных запасов и их значение в конкурентоспособности предприятия в условиях рынка. Классификация материальных ресурсов.

2.2 Оценка материалов в местах их хранения и балансе.

2.3 Источники и документальное оформление поступления материалов.

2.4 Синтетический учет поступления материалов. Учет расчетов с поставщиками.

2.5 Документальное оформление расхода материальных ценностей.

2.6 Синтетический учет использования материальных ценностей.

2.7 Организация аналитического учета материальных ресурсов.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Важнейшим элементом любого процесса производства являются товарно-материальные ценности, выступающие в качестве сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, топлива и другие.

В своей курсовой работе я хочу осветить такую актуальную тему, как учет товарно-материальных ценностей, так как в настоящее время производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции. Также производственные запасы (сырье, материалы, топливо и другие), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Производственные запасы целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

В условиях рыночной экономики важное значение придаётся эффективному использованию материальных ресурсов путём экономии, то есть рационального расходования, применения более прогрессивных материалов, замены дорогостоящих материалов более дешёвыми, без снижения их качества, сокращения отходов и потерь в производстве, комплексного использования природных и материальных ресурсов, максимального устранения потерь и непроизводительных расходов, широкого вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.

В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие – изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи - входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые – только способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав (МБП).

Для правильной организации учета товарно-материальных запасов важное значение имеют их классификация, оценка, методы учета, которые будут рассмотрены в моей работе.

Улучшению ресурсосбережения способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм учёта, повышение уровня механизации и автоматизации учётно-вычислительных работ, обеспечение строгого порядка приёмки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и другие. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приёмки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие в организации достаточного количества складских помещений, оснащённых весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями.

Данные бухгалтерского учёта должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм их расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности

В связи с этим перед учётом производственных запасов стоят следующие задачи:

  •  Правильное и своевременное документальное оформление всех операций по заготовке, поступлению и отпуску производственных запасов; выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчёт и списание отклонений от фактической себестоимости ценностей от их учётной стоимости (ТЗР) по направлениям затрат;
  •  Выбор наиболее приемлемой оценки производственных запасов в текущем учёте;
  •  Контроль за сохранностью производственных запасов в местах их хранения и на всех стадиях движения;
  •  Постоянный контроль за соблюдением установленных норм запасов материальных ценностей;
  •  Систематический контроль за использованием товарно-материальных ценностей в производстве на базе обоснованных норм их расходования;
  •  Контроль за технологическими отходами и потерями и их использованием;
  •  Своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода производственных запасов по сравнению с установленными лимитами (нормами);
  •  Своевременное осуществление расчётов с поставщиками товарно-материальных ценностей, контроль за ценностями, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.

Для выполнения этих задач необходимо обеспечить: надлежащую организацию материально-технического снабжения в организации; соответствующее состояние складского и весоизмерительного хозяйства; наличие прогрессивных норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей, топлива и других ценностей на единицу продукции. В целях повышения роли учёта и контроля в этом деле надо в каждой организации иметь научно разработанную номенклатуру-ценник, установить чёткий документооборот, своевременно не допускать значительных отклонений от норм запасов материальных ценностей, механизировать и автоматизировать учётно-вычислительные работы, своевременно заключать договоры о материальной ответственности с работниками складов и кладовых. Все службы организации следует обеспечить списком должностных лиц, имеющих право подписывать документы на получение и отпуск со складов товарно-материальных ценностей, а также выдавать разрешения (пропуска) на их вывоз с организации.

Целью данной курсовой работы является изучить роль материальных ценностей в производственном процессе предприятия, их оценку в местах хранения и балансе, международные методы оценки, документальное оформление, синтетический учёт поступления и расхода материалов, а также организацию аналитического учёта. Объёктом исследования является ОАО «Щучинский маслосырзавод».

Задачами курсовой работы являются: изучить последовательность и порядок расчётов с поставщиками, расход материальных ценностей, документальное оформление, аналитический и синтетический учёт товарно-материальных ценностей.

Методы исследования: использование нормативных документов, учебной и справочной литературы, практических данных, первичных сводных документов, учётных регистров, а также различных видов отчётности.

Раздел 1. Характеристика предприятия и его деятельности, по материалам которого выполняется работа.

Характеристика основных показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия. Структура предприятия.

ОАО «Щучинский маслосырзавод» введён в эксплуатацию в декабре 1969 года. В 1978 году проведена реконструкция котельной, в результате которой котельные агрегаты переведены с твёрдого на жидкое топливо, а с 2001 года котельная работает на газе. Мероприятие повысило эффективность производства, так как обеспечило более экономный расход топлива при переработке сырья.  В 1985 году была введена в действие вакуум-выпарная установка, в маслоцехе – маслоизготовитель непрерывного действия, в компрессорной введены в действие четыре холодильные установки ТХ 22/82, в цехе лактозы введены в действие охладители-кристализаторы молочного сахара; была построена площадка, где разместилось оборудование для сушки молока.

В 1992 году проведена реконструкция цеха по выработке и уходу за сыром – установлена австрийская линия «Берч» по производству твёрдых сычужных сыров.

Открытое акционерное общество «Щучинский маслосырзавод» создано на соновании приказа Гродненского Областного Исполнительного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30 декабря 1995 года № 85, путём преобразования государственного предприятия «Щучинский маслосырзавод» в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с доолнительной ответственностью», правовыми актами о приватизации и разгосударствлении государственной собственности. Решение Щучинского районного исполнительного комитета№171 от 13 июня 2000 года ОАО «Щучинский маслосырзавод»  зарегестрировано в едином регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей                  за № 500017450.

В 2004 году получен Международный сертификат соответствия требованиям стандарта ИСО 9001-2001.

В 2005 году началась выработка нового твёрдого сычужного сыра «Атлет Славянский».

В течение последних 10 лет осуществляется постепенное техническое перевооружение предприятия:

- введены в действие автоматы для фасовки масла, розлива и упаковки молока;

- июль 2006 – установлено оборудование фирмы OBRAM для производства Голландского сыра 45% жирности, освоено его производство.

- декабрь 2009 – начат монтаж оборудования фирмы OBRAM для производства сыра Российского 50% жирности.

Согласно устава общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.

Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчётный) и иные счета в банках.

Фирменное название Общества:

На русском языке:

Полное: Открытое акционерное общество «Щучинский маслосырзавод»;

Сокращённое: ОАО «Щучинский МСЗ»;

На белорусском языке:

Полное: Адкрытае акцыянернае таварыства «Шчучынскi масласырзавод»;

Сокращённое: ААТ «Шчучынскi МСЗ».

Место нахождения Общества: ул 17 Сентября, 45, г. Щучин, Гродненская область, Республика Беларусь, 231513.

Почтовый адрес: ул. 17 Сентября, 45, г. Щучин, Гродненская область, Республика Беларусь, 231513; факс/тел. 28003/27082.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.

Основным видами деятельности предприятия, согласно Устава, является: производство молока кроме консервирования и производство сыров; внешнеэкономическая деятельность; розничная торговля пищевыми продуктами через сеть фирменных магазинов; оптовая торговля молоком и молочными продуктами; транспортные услуги; перевозка опасных грузов и другие.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РБ и Уставом Общества.

ОАО «Щучинский МСЗ» входит в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ и является предприятием молокоперерабатывающей промышленности, средним предприятием по переработке молока и производства молочных продуктов в Гродненской области и в РБ.

Предприятие производит следующие виды продукции:

Сыры сычужные:

- российский 50%;

-российский особый 50%;

-российский молодой 50%;

-голландский брусковый 45%;

-голландский БИО 45%;

Сыры мягкие:

- белорусский клинковый 30%;

- белорусский клинковый солёный 30%;

- диетический;

Масло коровье:

- крестьянское;

- бутербродное;

- любительское;

Цельномолочная продукция:

- молоко 2,5%, 3,1%, 3,2% фасованное в п/эт пакеты по 0,5 л, 1 л

- молоко 2,5%, 3,1% 3,2% витаминизированное "Доброай ранiцы" обогащенное витаминном С, фасованное в п/эт пакеты по 0,5 л, 1 л

- кефир 2,5%,, 3,1% 3,2% фасованный в п/эт пакеты по 0,5 л,1л

- сметану 25%  фасованную в пластиковые стаканчики по 0,25 кг

- сметану   20%, 25%  фасованную в п/эт пакеты по 0,5 кг

- творог  н\ж, 1, 3, 5 % фасованный по 250 г

 Сыворотку молочную пастеризованную в п/эт пакетах по 1 л

Сыворотку молочную обогащенную в п/эт пакетах по 1 л

Молочный сахар

Сухую молочную сыворотку

Концентрат сывороточный белковый КСБ-УФ80

Альбуминное молоко

Сыворотка обогащённая

 

Основными видами продукции являются:

- сыры сычужные, на производство которых  идёт 81% поступившего молока;

- масло сливочное, на производство которого  идёт 9,3% поступившего  молока

Главная цель предприятия – это выпуск безопасной и высококачественной продукции, позволяющей удовлетворить запросы потребителя как на внутреннем рынке так и на внешнем.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Щучинский маслосырзавод» за январь-декабрь 2010г. Представлены на таблице 1.

Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Щучинский маслосырзавод» за январь-декабрь 2010г.

Наименование показателя

Ед. изм.

План 2010г

Факт

2010г

Темп роста

к

плану,

%

За соотв.

пер-д 2009 г

Цел. Пок-ли

на 2010г

Факт

%

Объем пр-ва пр-ции в отпус-х ценах без НДС, акц-в и др.нал-в и платежей из выр-ки в сопоставимых ценах

Млн.

руб.

91 460

91 824

100,4

95 805

95,8

114

Потреб-кие товары в факт-ки отпус-х ценах без НДС, акцизов и др-х налогов и платежей из выручки

Млн.

руб.

111 033

112 095

100,9

122 149

91,8

114

Объем пр-ва пр-ции в отпус-х ценах без НДС, акцизов и др.налогов и платежей из выручки в фактических ценах

-//-

107 276

118 077

110,1

87 110

135,5

Переработано молока (зач.вес)

Тонн

80329,4

88613,1

90,6

Выход тов.пр-ции из 1 тонны сырья

тыс.руб.

1 130,7

1 061,9

106,5

Основные показатели

Объем отгруженной продукции

млн.руб.

116 850

90 116

129,7

Удельный вес экспорта в объеме отгруженной продукции

млн..

руб/ %

69 972/

59,9

58 982/

65,5

+10 990/

-5,6

Удельный вес новой продукции в объеме произведенной продукции

млн..

руб/ %

6 114,7/

5,7

13 286/

11,2

+7171,3/

+5,5

12 389/

14,2

+897/

-3

Удельный вес сертифицированной продукции в объеме произведенной

млн..

руб/ %

94 403/

88

109 592/

92,8

+15 189/

+4,8

80 821/

92,8

+28 771/

0

Удельный вес запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства

млн..

руб/ %

949/

9,7

204/

2,8

+745/

+6,9

Экспорт

тыс.дол.

29 202

23 424,3

80,2

22 903,3

102,3

127,5

Импорт

тыс.дол.

1 207

1 018,6

84,4

4 109,3

24,8

31,6

Сальдо внешнеторговой деятельности

тыс.дол.

27 995

22 405,7

80,0

18 794

119,2

Инвестиции в основной капитал

млн.руб.

3 000

7 658

255,3

13 595

49,3

125

Розничный товарооборот

млн.руб.

1 222

1411

115,5

1066,5

132

116

Среднесписочная численность

Чел.

408

422

96,7

Численность ППП

Чел

375

395

94,9

Производительность труда

млн.руб.

244,9

242,5

101,0

Среднемесячная зарплата по заводу

тыс.руб.

1 076

1 302,5

121,0

1 028,4

126,6

Выручка от реализации продукции

млн. руб.

107 603

131 063

121,8

89 376

146,6

Себестоимость реал-нной пр-ции

млн.руб.

103 959

102 699

98,8

79 464

129,2

Прибыль от реализации пр-ции

млн.руб.

3 644

23 046

632,4

5 737

401,4

Чистая прибыль

млн.руб.

2 483

17 502

704,9

3 910

447,3

Рентабельность реал-ной пр-ции

%

3,5

22,4

+18,9

7,2

+15,2

Рентабельность продаж

%

3,4

17,6

+14,2

6,4

+11,2

Из таблицы видно, что на исследуемом предприятии объём производства продукции в отпускных ценах без НДС, акцизов и других налогов и платежей из выручки в сопоставимых ценах фактически в 2010 составил 91824 млн. руб., что по сравнению с планом (91460 млн. руб.) увеличился на 0,4%. Что касается потребительских товаров в фактически отпускных ценах без НДС, акцизов и других налогов и платежей из выручки, то фактически в 2010 году они составили 112095 млн. руб. и опять по сравнению с планом (111033) данный показатель увеличился на  0,9%. Объём производства продукции в отпускных ценах без НДС, акцизов и других налогов и платежей из выручки в фактических ценах составил за 2010 год 118077 млн. руб., а в свою очередь план составил – 107276 млн. руб., что означает превышение фактического показателя над плановым на 10, 1%.

Так как предприятие занимается выпуском молочной продукции, поэтому основным сырьём является – молоко, очень важно количественный показатель  переработанного молока. Он в 2010 году составил 80329,4 тонн, а в 2009 – 88613,1 тонн, что говорит о том, что в 2010 году переработано молока меньше на 8283,7 тонн. Но в свою очередь увеличился выход товарной продукции из 1 тонны сырья на 68,8 тыс. руб. в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Объём отгруженной продукции в 2010 году составил 116850 млн. руб. по сравнению с 2009 годом это на 26734 млн. руб больше, то есть на 29,7%. Розничный товарооборот в 2010 году также возрос на 15,5%, но что касается численности, то среднесписочная и численность промышленно-производственного персонала уменьшилась, соответственно на 3,3% (что составило 14 человек) и 5,1% (что составило 20 человек). Увеличилась производительность труда на 1,0%, среднемесячная заработная плата фактически превысила плановый показатель на 21,0%, то же самое касается выручки от реализации продукции – на 21,8%. Кроме того, эффективность работы предприятия показывает и снижение себестоимости продукции на 1,8% по сравнению с плановым показателем, это обуславливается тем, что предприятие постоянно обновляет свою материально-техническую базу, следит за проведением ремонта оборудования, а также за рациональным использованием сырья и материалов, что позволяет снизить затраты на производство. Существенно отличается фактический показатель прибыли от реализации продукции по сравнению с плановым. Фактически прибыль в 2010 году составила – 23046 млн. руб., в то время как плановая прибыль от реализации – 3644 млн. руб. То же самое  наблюдается и с чистой прибылью, фактически – 17502 млн. руб, план – 2483 млн. руб. Следовательно, если фактически прибыль превысила план, то и рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж увеличатся, так как эти показатели непосредственно зависят от чистой прибыли и прибыли от реализации продукции.

Таким образом, проанализировав все основные показатели работы ОАО «Щучинский маслосырзавод» можно сделать вывод о том, что предприятие работает эффективно, практически все показатели фактически превышают плановые, предприятие заинтересовано в том, чтобы максимально снизить затраты на производство, что также видно из таблицы, и конечно же, это должно отразиться на конечном финансовом результате – прибыли или убытке. На исследуемом предприятии фактическая прибыль значительно превышает плановую, что существенно влияет на финансово-хозяйственную деятельность предприятия с положительной стороны.

Органами управления являются: общее собрание акционеров; наблюдательный совет; директор.

Собрание акционеров является высшим органом управления Общества. Собрание наделено правами, отражёнными в Уставе Общества. Наблюдательный совет осуществляет руководство текущей деятельностью Общества в период между собраниями акционеров. Директор осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, обеспечивает выполнение решений собраний акционеров и наблюдательного совета, несёт ответственность за деятельность Общества. В свою очередь, его первым заместителем является главный инженер, затем начальник производственной лаборатории, заместитель директора по коммерческим вопросам и главный бухгалтер, которые осуществляют дальнейшее управление соответствующих им отделов.

1.2  Методологическое обеспечение бухгалтерского учёта представляет собой совокупность нормативных актов, регламентирующих его организацию на макро- и микроуровнях, то есть в рамках государства и отдельных организаций. Основным документом является Закон «О бухгалтерском учёте и отчётности», которым закреплена обязательность ведения бухгалтерского учёта на всех организациях независимо от подчинённости и форм собственности, определены основные задачи и принципы его организации. Закон является и правовой основой, определяющей практическую деятельность бухгалтерского аппарата каждой организации.

Основными принципами организации бухгалтерского учёта являются:

  •  Непрерывность деятельности организации;
  •  Непрерывность бухгалтерского учёта;
  •  Достоверность формируемой в учёте информации;
  •  Предусмотрительность (осторожность);
  •  Преобладание содержания над формой;
  •  Сопоставимость получаемой из учёта информации;
  •  Нейтральность информации, обеспечиваемой бухгалтерским учётом;
  •  Обеспечение контроля соответствия доходов и расходов отчётного периода;
  •  Обеспечение возможности признания и оценки имущества и обязательств.

Осуществление вышеуказанных принципов возможно в условиях рациональной организации  бухгалтерского учёта, означающей такое его построение, при котором достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах средств и труда. Такая организация бухгалтерского учёта определяется следующими условиями:

Глубокое изучение специфики производственных и организационных условий хозяйствования организации;

Определение реального объёма и характера учётных работ;

Постоянное изучение законодательных и нормативных документов по вопросам бухгалтерского учёта, налогообложения, финансов, ценообразования и другим сферам экономики;

Формирование учётного аппарата и организации его работы.

Раскрывая содержание условий рациональной организации бухгалтерского учёта, следует отметить, что каждый специалист по учёту должен владеть уровнем знаний технологических и организационных особенностей функционирования организации для выполнения своих обязанностей.

В целях последовательного выполнения учётных работ определяется их объём и характер. На основании этого формируется штат учётных работников.

Организация и ведение учётных работ в организациях в настоящее время невозможны без постоянного глубокого изучения законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность организаций по различным направлениям. Поэтому учётные работники должны обладать соответствующим уровнем знаний не только по бухгалтерскому учёту, но и налогообложению, финансам, ценообразованию и т.д., так как от этого зависит состояние расчётов организации по обязательствам перед государством.

Формирование учётного аппарата и организации его работы определяется спецификой функционирования организации. Закон «О бухгалтерском учёте и отчётности» предусматривает, что организация учётной работы может быть определена путём формирования самостоятельного структурного подразделения под руководством главного бухгалтера. Ведение учётных работ может передаваться на договорных условиях специализированной организации. Для ведения учётных работ могут использоваться услуги специалистов по бухгалтерскому учёту, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Организация работы штатного персонала бухгалтерской службы может осуществляться двумя вариантами:

  1.  Централизованно, т. е. весь цикл учётных работ осуществляется в бухгалтерии организации;
  2.  Децентрализовано, т.е.определённая часть учётных работ осуществляется в структурных подразделениях организации.

В каждом конкретном случае структура, объём работы бухгалтерской службы зависят от уровня хозяйственной деятельности организации и степени самостоятельности отдельных её структурных подразделений. Возглавляет бухгалтерскую службу в организации главный бухгалтер, который в соответствии с Законом «О бухгалтерском учёте и отчётности» осуществляет руководство бухгалтерским учётом в организации.

Кроме того, в соответствии  с Законом «О бухгалтерском учёте и отчётности» организации самостоятельно формируют свою учётную политику, которая применяется последовательно от одного учётного периода к другому.

Учётная политика организации представляет собой регламентированную совокупность способов ведения учёта, по которым разрешена вариантность их использования исходя из особенностей своей деятельности. Целью учётной политики является воздействие на эффективность финансового положения организации в рамках существующих законодательных положений.

Учётная политика организации разрабатывается руководителем учётной службы, оформляется в виде отдельного документа и вводится в действие приказом руководителя организации. Этот документ должен содержать следующие разделы:

Методическое обеспечение ведения бухгалтерского учёта (раскрытие учётной политики);

Организационные мероприятия формирования системы бухгалтерского учёта (формирование учётной политики).

На исследуемом предприятии в соответствии с приказом об учётной политике на 2011 год были внесены изменения и дополнения, в соответствии с  положением по учётной политике организация бухгалтерского учёта является журнально-ордерная с применением персональных компьютеров. Для автоматизации учётно-экономических и управленческих задач используется прикладное программное обеспечение «Информатика плюс». У каждого бухгалтера имеется свой персональный компьютер с прикладным программным обеспечением. Имеется выход в интернет. Управляет бухгалтерией главный бухгалтер, в подчинении у которого находится ещё семь бухгалтеров. Из восьми человек бухгалтерии три человека имеют высшее образование, остальные пять – среднее специальное. Ежегодно за счёт предприятия работники бухгалтерии отправляются на курсы и семинары повышения квалификации по бухгалтерскому учёту.

Что касается производственных запасов, то их приобретение, заготовление и списание отражается в учёте по фактической себестоимости.

2.1 Сущность производственных запасов и их значение в конкурентоспособности предприятия в условиях рынка. Классификация материальных ресурсов.

Под производственными запасами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Производственные запасы занимают значительную долю в имуществе организации, поэтому необходим контроль за их сохранностью и использованием.

Целью бухгалтерского учёта производственных запасов является контроль за рациональным и эффективным их использованием, за соблюдением норм расхода, а также своевременное формирование информации о наличии и использовании производственных запасов.

Исходя из поставленной цели перед бухгалтерским учётом производственных запасов стоят следующие задачи:

1)правильное и своевременное документальное оформление всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов; выявление отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений фактической себестоимости ценностей от их учетной стоимости (ТЗР) по направлением затрат;

2) выбор наиболее приемлемой оценки материалов в текущем учете;

3) контроль за сохранностью производственных запасов в местах их хранения и на всех стадиях движения;

4) постоянный контроль за соблюдением установленных норм производственных запасов;

5) систематический контроль за использованием товарно- материальных ценностей в производстве на базе обоснованных норм их расходования;

6) контроль за технологическими отходами и потерями и их использованием;

7) современное получение точной информации о величине экономии или перерасхода производственных запасов по сравнению лимитами (нормами);

8) своевременное осуществление расчетов с поставщиками товарно- материальных ценностей, контроль за ценностями, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.

Для правильной организации учёта производственных запасов должны быть созданы необходимые условия. В частности, следует оборудовать места хранения материалов (склады) стеллажами и ячейками для хранения материалов, весовыми и измерительными приборами; специализировать склады на хранение определённых видов материалов, закрепить хранение ценностей за конкретными материально ответственными лицами и оформить их материальную ответственность; определить список лиц, имеющие право разрешать отпуск материалов со склада; разработать формы расхода материалов на производство конкретных видов продукции.

На исследуемом предприятии организован строгий контроль за поступающим сырьём и материалами, в частности за качеством поступающего молока.

На ОАО «Щучинский маслосырзавод» имеется большое количество складских помещений, которые оборудованы современными весовыми и измерительными приборами, холодильными установками для сохранения качества привозного сырья (молока); имеются стеллажи и ячейки, необходимые для других вспомогательных материалов. Ответственность за сохранность сырья и материалов возлагается на материально ответственных лиц. Главным технологом завода разработаны нормы расхода сырья на производство конкретных видов продукции.

В организациях применяется большое количество разнообразных товарно-материальных ценностей, используемых в процессе производства по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырьё, материалы, полуфабрикаты и т. п.), другие – изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи – входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвёртые – только способствуют изготовлению изделий, не включаясь в их массу или химический состав (специальная оснастка).

По функциональной роли и назначению в процессе производства материальные ресурсы подразделяются на:

  •  Сырьё и основные материалы;
  •  Вспомогательные материалы;
  •  Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;
  •  Отходы производства;
  •  Топливо;
  •  Тара и тарные материалы;
  •  Запасные части;
  •  Строительные материалы;
  •  Инвентарь и хозяйственные принадлежности;
  •  Специальную оснастку и специальную одежду;
  •  Прочие материалы.

В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учёта для каждой из указанных групп на счёте 10 «Материалы» предназначен отдельный субсчёт.

Материально- производственные запасы группируются:

- по роли и назначению в процессе производства;

- по технологическим свойствам.

В зависимости от роли, которую выполняют разнообразные производственные запасы в процессе производства (классификация по технологическим свойствам), они подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные: сырьё, материалы, покупные изделия и покупные изделия и полуфабрикаты. – это предметы, составляющие основу изготавливаемой продукции.

Вспомогательные материалы – это предметы труда, которые придают основным материалам определённые свойства и качества (лаки, краски), или предметы, используемые для содержания средств труда (смазочные материалы, запасные части, топливо, тара и тарные материалы).

Важное значение для рациональной организации учёта и контроля материальных ценностей имеет классификация материалов по их техническим свойствам и признакам. В связи с этой классификацией материалы подразделяются на группы, подгруппы, классы и так далее. Так, например могут выделяться: «металлы» - «чёрные металлы» - «сталь» - «диаметр». Данная классификация лежит в основе организации синтетического и аналитического учёта.

Классификация материалов по техническим свойствам имеет важное значение, так как она положена в основу разработки номенклатурных номеров материала. Они на предприятии строятся по-разному и имеют 6 и более знаков. Первые два знака показывают балансовый счёт 10, затем третий знак – группу материалов, четвёртый – номер подгруппы, пятый и шестой – могут означать порядковый материалов в подгруппе.

Номенклатура материалов представляет собой перечень материалов, используемых и применяемых на предприятии с указанием полного наименования материала, его сорта, размера и обязательно номенклатурного номера. Если в номенклатуре материалов ещё указывается и цена за единицу, то тогда номенклатура материалов заменяется номенклатурой-ценником. Он представляет собой систематизированный перечень материалов, применяемых в организации, и используется в качестве справочника почти всеми отделами организации (отдел материально-технического снабжения, бухгалтерия, плановый, финансовый и т.д.). Отсюда наименования материалов (сорт, размер) в номенклатуре-ценнике должны быть технически грамотными и тождественны указываемым в ГОСТе или ТУ.

На исследуемом предприятии основным сырьём является молоко, которое поставляют из частных домашних фермерств и сельскохозяйственных производственных кооперативов. В соответствии с планом счетов, принятым на ОАО «Щучинский маслосырзавод» на счёте 10 «Материалы» используются следующие субсчета:

10/000 – «Сырьё сельскохозяйственное»;

10/010 – «Сырьё и материалы»;

10/020 – «Вспомогательные материалы»;

10/030 – «Топливо на складе»;

10/031 – «Топливо в баках»;

10/040 – «Тара и тарные материалы»;

10/041 – «Многооборотная тара»;

10/042 – «Тара под покупные товары»;

10/050 – «Запасные части»;

10/060 – «Фураж»;

10/070 – «Бланки строгой отчётности»;

10/080 – «Строительные материалы»;

10/090 – «Материалы, переданные в обработку на сторону»

10/100 – «Специальная одежда»;

10/110 – «Специальная одежда на складе»;

10/120 – «Специальная одежда в эксплуатации»;

10/130 – «Износ МБП»;

10/131 – «Временные (нетитульные) сооружения и приспособления»;

10/140 – «Специальный инвентарь»;

10/150 – «Инвентарь на складе»;

10/160 – «Инвентарь в эксплуатации»;

10/170 – «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы».

Что касается номенклатуры-ценника то на исследуемом предприятии она не ведётся. На мой взгляд, для удобства учёта материалов следовало бы использовать ведение данного документа, но по решению руководства предприятия он не ведётся.

 

2.2 Оценка материалов в местах их хранения и балансе

Важнейшей предпосылкой организации учёта материалов является их оценка. Она имеет немаловажное значение и в деле машинной обработки данных этого учёта. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» все производственные запасы в бухгалтерском учёте и отчётности отражаются по фактической стоимости.

Фактическая стоимость производственных запасов состоит из стоимости по ценам их приобретения (включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ценностей), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних организаций.

Могут применяться следующие методы оценки производственных запасов по:

  •  Средневзвешенным ценам;
  •  Учётным ценам с учётом отклонений от их фактической стоимости;
  •  Ценам последнего приобретения.

При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую стоимость можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые данные об этой стоимости (расчётные документы поставщиков материалов, автотранспортных и других организаций за их перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит ежедневно, и документы на их приход и расход должны оформляться своевременно, т.е. по мере совершения операций, находить отражение в учёте. Поэтому возникает потребность в использовании в текущем учёте твёрдых, заранее установленных цен, называемых учётными.

В качестве учётных могут использоваться средние покупные цены, цены плановой (нормативной) себестоимости, свободные рыночные (договорные), фиксированные и др.

При применении в текущем учёте материалов цен плановой (нормативной) себестоимости, среднепокупных или свободных рыночных цен отдельно учитываются отклонения фактической себестоимости ценностей от их стоимости по указанным ценам. Они учитываются не по каждому номенклатурному номеру ценностей, а по группам с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений. В случае применения регулируемых оптовых цен в качестве учётных по окончании месяца определяются суммы и процент транспортно- заготовительных расходов, с помощью которых доводится учётная стоимость материалов до их фактической себестоимости.

Если отклонения могут быть со знаком плюс (перерасход) или минус (экономия), то транспортно-заготовительные расходы – только со знаком плюс. Присоединение отклонений (плюс или минус) или транспортно-заготовительных расходов (плюс) к стоимости материалов по учётным ценам в итоге дает  их фактическую себестоимость.

При незначительной номенклатуре используемых материалов и наличии условий хранения по отдельным партиям поступления от поставщиков в качестве учётных цен можно использовать цены фактической себестоимости их приобретения (заготовления). В этом случае цена единицы материала определяется путём деления общей фактической себестоимости приобретения (заготовления) товарно-материальных ценностей на их количество. По этим ценам и производится отпуск материалов в производство.

Например, согласно Договору № 164 от 01.03.2011 УП «Эштан» высылает ОАО «Щучинский маслосырзавод»  счёт № 164 от 01/03/2011г. В данном документе указывается наименование покупаемой продукции (шнуры различного диаметра, клей и кольцо в ассортименте), единицы измерения, количество, цена за единицу, сумма, сумма с НДС и др. Кроме того, к данному счёту имеется Протокол №164 от 01.03.2011г. согласования свободных отпускных цен на товары (продукцию), подлежащие продаже по свободным отпускным ценам между УП «Эштан» и ОАО «Щучинский маслосырзавод». Здесь указывается также наименование продукции, объём партии, отпускная цена изготовителя и свободная отпускная цена. Все эти документы (счёт, протокол и договор) подписываются обеими сторонами с проставлением штампа предприятий.

Возвратные отходы, учитываемые на счёте 10 «Материалы» (субсчёт 6), оцениваются в следующем порядке:

По пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования) – при их использовании для основного производства с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализации на сторону;

По полной цене исходного материала – при реализации отходов на сторону для использования в качестве полноценного ресурса;

По действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри организации или сдаются на сторону.

Материальные ресурсы, на которые цены в течение года снизились (если они морально устарели или частично потеряли своё первоначальное качество), отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчётного года по ценам возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения (заготовления), с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Товарно-материальные ценности, полученные в счёт вкладов в уставный фонд организации, оцениваются по договорённости сторон.

В соответствии с положением об учётной политике на 2011 год на ОАО «Щучинский маслосырзавод» приобретение, заготовление и списание производственных запасов отражается по фактической себестоимости единицы продукции.

Международные методы оценки материальных ценностей.

В международной практике ведения бухгалтерского учета наиболее широко применяются два метода оценки ФИФО и ЛИФО.

Метод "ФИФО" - метод оценки запасов по ценам первых покупок, основан на предположении, что фактическая себестоимость запасов, приобретенных в первую очередь, должна быть отнесена к израсходованным материалам. Себестоимость запасов на конец месяца относится к последним поставкам, а их выбытие к более ранним поставкам.

Метод «ЛИФО» – это способ оценки производственных запасов по восстановленной стоимости (по текущим ценам) исходя из правила: последняя партия на приход – первая в расход. Списанные в производство материалы оцениваются по стоимости последней закупочной партии, затем предыдущей и т.д., хотя их фактическое движение на складе может быть иным.

При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую стоимость можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь самые слагаемые данные об этой стоимости (расчётные документы поставщиков материалов, автотранспортных и других организаций за их перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит в организациях

Исследуемое мной предприятие не использует международные оценки производственных запасов (ФИФО, ЛИФО).

2.3. Источники и документальное оформление поступления материалов.

По учету движения материальных запасов разработаны типовые  документы, своевременная выписка и правильное оформление которых позволяет организовать надлежащий учет и контроль за сохранностью и правильным использованием этих запасов. Главный бухгалтер предприятия обязан организовать правильный документооборот, применение типовых документов, разработать и довести до всех исполнителей графики их составления, проверки и приема. В деле рациональной организации учета большое значение имеют разработка и доведение до всех лиц, связанных с хранением и учетом запасов.

Производственные запасы поступают в организацию от разных поставщиков, своих подсобных и вспомогательных производств, от списания основных средств (металлолом, запасные части и др.), из основного производства в виде возвратных отходов (обрубки, обрезки, стружка и др.), а также приобретаются за наличный расчёт через подотчётных лиц, безвозмездное получение в счёт вклада в уставный фонд.

Основными поставщиками на исследуемом мной предприятии являются крестьянские фермерские хозяйства (физические лица) и сельскохозяйственные производственные кооперативы, которые поставляют основное сырьё для производства – молоко. Остальными являются организации, поставляющие вспомогательные сырьё и материалы, например основным поставщиком сахара является «Скидельский сахарный завод», различных материалов, необходимых для упаковки продукции – УП «Эштан», некоторые материалы, например, такие как пробирки, необходимые в лаборатории, пипетки, сумки лаборанта и так далее поставляются от индивидуальных предпринимателей.

Отгрузив материальные ценности покупателям, организации-поставщики одновременно высылают им расчётно-платёжные документы вместе с отгрузочными  и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-факторы, товарно-транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др.).

Документы по поступлению, а затем по расходованию материальных ресурсов играют наиважнейшую роль для целей контроля за движением, сохранностью и экономным расходованием средств.

Все лица, имеющие отношение к товарно-транспортным операциям, должны тщательно изучить Инструкцию по заполнению товарно-транспортных накладных, форма № ТТН-1, и товарных накладных, форма № ТН-2, а также все другие товарные документы.

На исследуемое предприятие ежедневно поступает основное сырьё, необходимое для производства продукции – молоко коровье. Оно поступает как от населения, так и просто от сельскохозяйственных кооперативов. Например, 23 марта 2011 года Меркуловой Е. Е. на СПК «Озеранский» была составлена товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1). В соответствии с которой на ОАО «Щучинский маслосырзавод» было поставлено молоко коровье от населения  массой нетто триста девяноста семь килограмм общей жирностью 3,5%.

На СПК «Щучинагропродукт» также 23 марта 2011 года была составлена товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1) для поставки молока коровьего общей жирностью 3,8% массой нетто две тысячи четыреста двадцать килограмм.

Что касается товарных накладных (форма ТН-2), то 29 марта 2011г. была составлена товарная накладная на УП «Эштан», являющаяся грузоотправителем (то есть поставщиком), а исследуемое предприятие – грузополучатель (покупатель), здесь указывается основание отпуска – договор №164 от 01.03.2011. В данном документе указывается наименование продукции, единица измерения, количество, цена за единицу, стоимость, сумма с НДС и др.  После чего указывается общая сумма прописью с НДС и в отдельности сумма НДС, а также подписи лиц отпустивших и получивших лиц.

Сырьё и материалы на ОАО «Щучинский маслосырзавод поступают не только от государственных и частных организаций, но и также от индивидуальных предпринимателей. Примером этого является товарная накладная №0015256 от 25 марта 2011г. Грузоотправителем согласно накладной является индивидуальный предприниматель Шмерко Сергей Петрович, а соответственно грузополучателем ОАО «Щучинский маслосырзавод». Основанием для поставки данных материалов является договор №44 от 20.01.11, счёт №138 от 02.03.11 и счёт №42 от 03.03.11. Также как и в предыдущей накладной здесь указывается наименование продукции ( различные пробирки, пипетки, необходимые для работы в лаборатории), единицы измерения, количество, цена и так далее, но кроме того обязательно подписи лиц отправивших и получивших груз.

Предприятия-покупатели заключают договоры поставок с предприятиями-поставщиками. В этих договорах предусматриваются все права и обязанности обеих сторон, объём, ассортимент, сроки поставок, меры ответственности за нарушение условий договора. Отгружая материалы, поставщик высылает покупателю расчётные и другие сопроводительные документы – платёжное требование-поручение, товарно-транспортную накладную, сертификаты, удостоверения качества, счета-фактуры, квитанцию к железнодорожной накладной и др. принять и оплатить данную продукцию, наименование, количе

Например, 01.03.2011г. между ОАО «Щучинский маслосырзавод» и УП «Эштан» был заключён и подписан договор поставки №164. В соответствии  с данным договором поставщик (УП «Эштан») должен поставить, а покупатель (исследуемое мной предприятие) принять и оплатить данную продукцию, наименование, количество и цена которой указаны в счёт-фактуре №164 от 01.03.2011, далее указывается условия о качестве, сроках поставки, сумме, форме оплаты (100%-ная предоплата), условия в случаях возникновения претензий у сторон и т.д. Данный договор составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон.

На изучаемом предприятии ведётся журнал-договоров, в соответствии с которым оно является и поставщиком и покупателем.

Заключая договора с различными поставщиками о поставке сырья и материалов, в частности с крестьянскими фермерскими хозяйствами ОАО «Щучинский маслосырзавод» считает рациональным заключение дополнительного договора контрактации молока. В соответствии с данным договором поставщик обязан продавать молоко, отвечающее качеству и безопасности, техническим нормативно-правовым актам, санитарным, ветеринарно-санитарным нормам и требованиям. На мой взгляд, заключение данных договоров должно быть обязательным, так как молоко служит основным сырьём продукции ОАО «Щучинский маслосырзавод», которая является пищевой и оказывает непосредственное влияние на здоровье людей.

Поступившие документы передаются в отдел материально-технического снабжения (маркетинговая служба), где они тщательно проверяются с точки зрения их оформления и проверки объёма поставки, ассортимента, сроков, цен и т.д.

Затем заполняются ведомость (машинограмма) оперативного учёта выполнения договоров поставок и журнал учёта поступающих грузов     (ф.М-1). В журнале указывается дата поступления груза, регистрационный номер, наименование поставщика, дата и номер транспортного документа, род груза, сумма счета, номер и дата приходного ордера, акт приёмки, запроса о розыске груза, отметка об оплате груза.

При предварительной оплате за приобретаемые производственные запасы покупатель сначала производит их оплату путём перечисления денежных средств платёжными поручениями либо платёжными требованиями-поручениями, а затем поставщик отгружает ценности в адрес получателя.

Бартерные сделки оформляются путём взаимного предъявления друг другу соответствующих расчётно-платёжных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, приказ-накладная и т. п.)

В дальнейшем документы передаются в финансовый отдел или в бухгалтерию для оплаты. Для приёмки и оприходования грузов приложения к расчётно-платёжным документам передаются на склад.

Со станции железной дороги, пристани или аэропорта, а также от местных поставщиков ценности получает экспедитор организации. Для этого ему бухгалтерия организации оформляет и выдаёт под расписку доверенность, транспортные или иные документы. Он, в свою очередь, принимая грузы на станции железной дороги, пристани или непосредственно у поставщика, проверяет груз по массе (весу) и числу мест.

Если при приёмке грузов от транспортной организации будут обнаружены признаки нарушения или отсутствия пломб грузоотправителя, недостачи, порчи или повреждения ценностей (тары, упаковки), то экспедитор вправе потребовать проверки груза. Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который может служить основанием для материальной ответственности транспортных организаций или грузоотправителей. Претензии о возмещении недостачи(порчи) или утраты грузов, подтвержденные коммерческим актом, предъявляются виновнику – железной дороге или поставщику.

При получении материалов со складов местных поставщиков экспедитор также должен иметь доверенность ( ф. М-2 или М-2а). Материальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему (кладовщику). Здесь их тщательно проверяют на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах. В необходимых случаях проводятся лабораторные анализы, испытания и другие проверки.

При отсутствии расхождений поступившие материальные ценности приходуются на склад путём составления приходного ордера формы М-4.

При отсутствии каких-либо расхождений между документами и доставленными ценностями приходный ордер можно не выписывать, а оформлять приход проставлением штампа на сопроводительных документах поставщика, в оттиске которого содержатся основные данные приходного ордера. Здесь же материально ответственное лицо учиняет подпись оприходовании груза.

Когда поступают однородные грузы от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, их можно приходовать общей массой в целом за день. Причем каждая отдельная приемка оформляется соответствующей квитанцией.

Иногда материальные ценности от поставщиков поступают прямо в цех. Они отражаются в учёте как принятые на склад и переданные в цех.

Когда же при приемке груза расхождения установлены, то приемка груза приостанавливается и создается комиссия с участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации для составления акта приёмки (ф. № М-7), который является основанием для предъявления претензии поставщику.

Акт приёмки (ф № М-7) также составляется при приёмке материалов, поступивших без документов (неотфактурованные поставки). Он составляется в двух экземплярах, утверждается руководителем организации или лицом, на то уполномоченным. Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию организации для учёта движения материальных ценностей, а второй – отделу материально-технического снабжения (бухгалтерии) для предъявления претензии поставщику (виновнику).

Акт о приемке материалов (форма М-7) является первичным документом при приходовании ценностей, и приходный ордер не оформляется.

При  централизованной доставке материалов автомобильным транспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 в четырёх экземплярах (покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера; поставщику - для списания ценностей; автопредприятию - для начисления заработной платы водителям автотранспорта и для предъявления документов в банк на оплату услуг.

На склады поступают также материалы из цехов своего предприятия (собственного изготовления; неиспользованные материалы; ценности, полученные при ликвидации основных средств, МБП, от брака и т.п.). Они приходуются на склады по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11. Накладные-требования составляются в двух экземплярах материально ответственными лицами складов (цехов), которые сдают ценности. Один экземпляр остается у сдатчика (склада, цеха) и служит основанием для списания ценностей, а второй (по которому они приходуются) - у получателя (цеха, склада). Накладные-требования (ф. М - 11) на возврат неиспользованных материалов выписываются в том случае, если ценности по ним отпускались, а не по лимитно-заборным картам, ибо последних предусматривается учет возврата материалов, ранее отпущенных в производство.

Материальные ценности, которые находятся в стадии технической приемке, лабораторного испытания, приходными документами не оформляются. Они принимаются на ответственное хранение и учитываются материально ответственными лицами в специальной книге с подразделением на «Материалы, ожидающие приёмки» и «Материалы, находящиеся на временном ответственном хранении», а внутри этих групп – по отдельным партиям поступивших ценностей. Эти товарно-материальные ценности должны храниться на складах обособленно и до выяснения результатов приёмки не расходоваться.

 Прибывшие ценности приходуются в соответствующих единицах измерения – весовых, объёмных, линейных и др.

Таким образом, от качества оформления первичных документов по движению материальных ценностей зависит сохранность материалов, выполнение плана обеспечения материалами, соблюдение норм производственного потребления, правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции.

2.4 Синтетический учет поступления материалов. Учет расчетов с поставщиками.

На активном счёте 10 «Материалы» учитывается движение материалов (по дебету – поступление, по кредиту  - выбытие) и начальные и конечные остатки (сальдо).

На активном счете 10 «Материалы» учитывается движение материалов (по дебету - поступление, по кредиту - выбытие) и начальные и конечные остатки (сальдо). Материалы, как было сказано ранее, могут учитываться по фактической себестоимости их приобретения или по учетным ценам.

При учете материалов по фактической себестоимости записи по счетам будут следующие:

Поступление материалов от поставщиков Д10  К60

НДС по поступившим материалам    Д18-3  К60

Транспортно- заготовительные расходы по приобретению материалов

Д10 К60, 76, 51

НДС по услугам сторонних организаций   Д18-3    К60,76

Поступление материалов от подотчетного лица Д10 К71

Поступление материалов, полученных из производства Д10 К20,23

Получены материалы от бракованных изделий      Д10  К28

Поступление материалов от ликвидации основных средств   Д10 К91

Внесение материалов в виде вклада в уставный фонд  Д10  К75

Д75  К80

Оприходования отходов от основного производства    Д10-6   К20

Поступление материалов от структурных подразделений   Д10   К79

Оприходования излишка материалов, выявленного при инвентаризации Д10 К92

Выявление во время приемки материалов недостача, бой, лом, брак, пересортица и т.д. по вине транспортной организации или поставщика отражаются по счетам следующими записями:

На сумму претензии Д 76 субсчет «Расчеты по претензиям» К 60

НДС по недостающим материалам   Д 18-3  К 60

На сумму возмещенной претензии       Д 51  К76

Списание неудовлетворенных претензий по истечении срока исковой давности Д92 К76

Возврат поставщику некачественных материалов Д60 К10

Предъявление претензии поставщику после оприходования материалов Д76 К10

Согласно журналу ордеру по счёту 10/020 «Вспомогательные материалы» с 01.02.2011г. по 28.02.2011г. на ОАО Щучинский маслосырзавод» были произведены следующие операции по поступлению материалов:

Материалы могут учитываться по учетным ценам. Учетная цена - это плановая себестоимость, включающая покупную цену и долю транспортно- заготовительных расходов.

В этом случае применяются два дополнительных счета: 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (активный счет) и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (активно-пассивный счет). В дебет счет 15 относится покупная стоимость материалов и другие расходы по их заготовлению и приобретению. С кредита счета 15 на счет 10 переносится суммы материалов по учетной цене (плановой или нормативной себестоимости). Получившуюся на этом счете разницу между фактической себестоимостью и учетной ценой полученных материалов переносят на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При таком варианте учета поступивших материалов их расход также учитывается по учетным ценам, а только в конце месяца отклонения списываются на те счета, куда были списаны производственные запасы (на производства, на продажу и т.д.).

Если предприятие использует способ ЛИФО или ФИФО, а фактическую себестоимость каждой партии поступивших материалов практически определить очень сложно, то в течение месяца материалы списывают по учетным ценам (этот метод наиболее распространен в учете), а по окончании месяца отклонения фактической себестоимости материалов от учетных цен распределяют на счета 20, 23, 90 пропорционально стоимости ранее списанных материалов по учетным ценам.

Для списания израсходованных материалов на нужные счета учета затрат в бухгалтерии составляют разработочные таблицы, где материалы записываются по учетным ценам (с использованием компьютеров). На основании машинограмм-ведомостей поступления материалов печатается сводная ведомость расчета транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от учетных цен, а так же вычисляют коэффициент отклонений и сумму отклонений, относящуюся на израсходованные материалы. Для получения общих данных по учету производственных запасов составляют машинограммы-ведомости, которые сверяют с общей оборотной ведомостью по синтетическим счетам и субсчетам, а после такой сверки переносят в машинограмму - Главную книгу.

Записи по счетам будут следующие:

Поступление материалов от поставщиков по покупным ценам Д15 К60

Услуги сторонних организаций по приобретению материалов Д15 К60,76

НДС по поступившим материалам и услугам сторонних организаций Д18 К60,76

Начисление заработной платы за погрузочно- разгрузочные работы Д15 К70

Отражены налоги и отчисления по заработной плате   Д15  К68,69

Получены материалы в счет целевого финансирования Д15 К86

Оприходование поступивших материалов по учетной цене   Д10   К15

Списание разницы в стоимости поступивших материалов по фактической себестоимости и учетным ценам Д16 К15

Списание отклонений фактической себестоимости от учетной цены, относящихся к израсходованным материалам на основное производство Д20 К16

То же на вспомогательное производство  Д23   К16

То же на нужды обслуживающих производств и хозяйств   Д25,26  К16

То же на нужды обслуживающих производств и хозяйств  Д29  К16

То же на упаковочные материалы для готовой продукции   Д44  К16

То же по недостачам материалов Д94 К16

То же по материалам при ликвидации чрезвычайных ситуаций  Д92  К16

2.5 Документальное оформление расхода материальных ценностей.

Производственные запасы со складов организации отпускаются в цехи для изготовления продукции (работ, услуг) и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние и ненужные.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и др. Отпуск производственных запасов в кладовых цехов рассматривается как внутреннее перемещение. При отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей с центральным складов считается расходом на производство.

Расход производственных запасов со склада оформляется лимитно-заборными картами (форма М-8), актами-требованиями на замену (дополнительный отпуск) материалов (форма М-10), накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (форма М-11), комплектовочными ведомостями, раскройными картами, товарно-транспортными накладными (ТТН-1), товарными накладными (форма ТН-2)  и др.

При использовании вычислительной техники возможно применение карточек складского учёта в качестве единого документа для учёта расхода материалов в производство. По данным карточек выдаётся машинограмма (ведомость) расхода производственных запасов за подписями цеха-получателя и материально ответственного лица склада, отпустившего ценности.

Лимитно-заборные карты применяются для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а акты-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов – для учёта отпуска ценностей сверх установленного лимита или при замене одного материала другим. Отпуск материалов на производство разового потребления внутри организации (сдача возвратных отходов, внутренне перемещение ценностей), а также хозяйствам своей организации, расположенным за пределами её территории, оформляются накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.

При отпуске комплектующих изделий через комплектовочные кладовые в качестве расходного документа используются комплектовочные ведомости. В заготовительных цехах используются раскройные карты, по которым производится и отпуск материалов в производство.

Отпуск материалов сторонним организациям автомобильным транспортом оформляют товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1), а без участия автомобильного транспорта (почтой или нарочным) – товарной накладной (форма ТН-2).

2.6 Синтетический учет использования материальных ценностей.

Материальные ценности ежедневно расходуются на технологические цели, то есть на производство продукции, а также на хозяйственные нужды, ремонт и другие цели.

В зависимости от направления расхода материальных ценностей в учёте составляются следующие записи:

На стоимость отпущенных производственных запасов для выполнения строительных работ, приобретения объектов нематериальных активов и для других случаев, связанных с капитальными вложениями :           Д-т 08 К-т 10

На стоимость отпущенных производственных запасов на выработку продукции, работ, услуг цехами основного производства:                     Д-т 20 К-т 10

На стоимость отпущенных производственных запасов на выработку продукции, работ, услуг во вспомогательных цехах, в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытных работ:

Д-т 23 К-т 10

На стоимость отпущенных производственных запасов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования производственных цехов и хозяйств, их хозяйственные и другие нужды:

Д-т 25 К-т 10

На стоимость отпущенных производственных запасов на общехозяйственные нужды:

Д-т 26 К-т 10

На стоимость отпущенных производственных запасов на исправление брака:

Д-т 28 К-т 10

На стоимость отпущенных производственных запасов на нужды ЖКХ, детских учреждений, подсобного сельского хозяйства:

Д-т 29 К-т 10

На расходы, связанные с упаковкой готовой продукции за счёт поставщика, рекламой и другими коммерческими расходами, а также при расходе материальных ценностей на издержки обращения в снабженческих, сбытовых, торговых и иных посреднических и других подобных им организациях:

Д-т 44 К-т 10

При передаче материальных ценностей в счёт финансовых вложений:

Д-т 58 К-т 10

На стоимость отпущенных производственных запасов филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям:

Д-т 79 К-т 10

На списание расхода материалов на мероприятия целевого назначения:

Д-т 86 К-т 10

На стоимость отпущенных производственных запасов на нужды, связанные с ликвидацией основных средств, при реализации товарно-материальных ценностей на сторону:

Д-т 91/2 К-т 10

На списание материальных ценностей вследствие гибели во время стихийных бедствий, а также ликвидации их последствий:

Д-т 92 К-т 10

На списание недостач (порчи) ценностей, выявленных во время инвентаризации:

Д-т 94 К-т 10

На списание расхода товарно-материальных ценностей за счёт ремонтного фонда:

Д-т 96 К-т 10

При расходе на горно-подготовительные работы; подготовку производства в сезонных отраслях; освоение новых организаций, производств, установок и агрегатов, неравномерно производимый в течение года ремонт или непредвиденные ремонты основных средств (если не создаётся ремонтный фонд), когда работы выполнялись не ремонтными цехами:

Д-т 97 К-т 10

При  использовании приобретённых ценностей на производство продукции, обороты по реализации которой освобождены от НДС, суммы налога, предъявленные продавцом и оплаченные покупателем при приобретении для производственных целей материалов, относятся покупателем на затраты по производству и реализации продукции. В учёте составляются следующие проводки:

Д-т 20 (23, 25, 26, 43, 44 и др.) К-т 18

В случае использования материалов на непроизводственные нужды суммы НДС относятся на соответствующие источники:

Д-т 29 К-т 18

Суммы НДС по материалам, приобретенным за счёт средств целевого финансирования из бюджета Республики Беларусь либо других фондов и использованным по целевому назначению, отражаются записями::

Д-т 86 К-т 18

В случае отпуска материальных ценностей на непроизводственные нужды после зачёта НДС производится восстановление соответствующих сумм налога:

Д-т 29 (86, 91, 92) К-т 68

2.7 Организация аналитического учета материальных ресурсов.

В настоящее время наиболее широко применяется оперативно- бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе учета бухгалтерия предприятия открывает и выдает под расписку в журнале регистрации заведующему складом(кладовщику) карточки складского учета материалов типовой формы М-12 на каждый номенклатурный номер материала.

Записи в карточки производятся на основании оформленных в установленном порядке первичных документов по приходу и расходу материальных ценностей в день совершения операций. После каждой записи выводится новый остаток. Записи операций по отпуску и возврату материалов по лимитно-заборным картам можно производить в карточках складского учета по мере закрытия карт, но не позднее первого числа следующего за отчетным месяца. При этом в течение месяца лимитно-заборные карты хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета.

В случаях отклонений фактического остатка ценностей от установленных норм запаса, а также наличия материалов, находящихся без движения, кладовщик должен своевременно сообщать отделу материально- технического снабжения путем выписки специальной сигнальной справки об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм запаса формы М-18. Справка составляется в одном экземпляре заведующим складом. Она заполняется на основание данных складского учета материалов (карточка типовой формы М - 12, книга складского учета). Критерий для включения данных в справку устанавливает отдел материально- технического обеспечения организации. Карточка хранятся на складе в специальных ящиках, они располагаются по группам и подгруппам материальных ценностей, а внутри их - по номенклатурным номерам.

На складах с небольшой номенклатурой материалов вместо карточек складского учета, содержащие необходимые реквизиты карточек складского учета.

При наличии персональных компьютеров ведение складского учета наиболее эффективно организуется с их помощью. В этом случае отпадает необходимость ведения складских карточек, так как их успешно может заменить дискета, диск или другой электронный носитель.

Работники бухгалтерии обязаны систематически, но не реже одного раза в неделю (декаду) непосредственно на складах в присутствии заведующего складом или кладовщика проверять правильность и своевременность разноски сведений из первичных документов в карточки (книги) складского учета и подтверждать это своей подписью. Выявленные расхождения и ошибки здесь же устраняются.

Что касается изучаемого мной предприятия, то на складе материалов велась карточка складского учёта азотной кислоты неконцентрированной в/с. Велась она на ПЭВМ на протяжении двух месяцев. Здесь чётко можно увидеть когда, кому и сколько было отпущено или наоборот принято, по какому документу, обязательно указывается номер данного документа и конечно же всё это должен проверить бухгалтер, который непосредственно отвечает за данное структурное подразделение, где в графе «Контроль» он должен поставить число и подпись проверки данной карточки.

Одновременно с этим работник бухгалтерии производит приемку первичных документов, а завскладом (кладовщик) - их сдачу.

Приемка-сдача первичных документов оформляется, как правило, специальным реестром формы М-13. С согласия материально ответственных лиц подтверждением приемки-сдачи документов может служить и роспись работника бухгалтерии в карточке (книге) складского учета о проверке записей по каждой операции. В этом случае реестр по форме М - 13 не составляется.

При необходимости работник бухгалтерии может произвести проверку фактического наличия тех или иных ценностей на складе.

Связь количественно-сортового учета материалов на складе с их учетом в бухгалтерии в суммовом выражении при оперативно-бухгалтерском методе учета обеспечивается с помощью ведомости учета остатков материалов на складе формы М-14. Она открывается в бухгалтерии по каждому складу в разрезе групп, подгрупп и номенклатурных номеров. В течение месяца ведомость учета остатков материалов на складе находится в бухгалтерии, и используются для справочных целей.

В конце месяца ведомость учета остатков материалов передается на склад для переноса в нее сведений об остатках материалов (в натуральном выражении) на конец месяца из карточек складского учета по каждому номенклатурному номеру. После этого ведомость передают в бухгалтерию, где остатки в натуральном выражении таксируются и подсчитываются соответствующие суммы остатков на первое число. При наличии множественно отдельных кладовых и когда номенклатура материалов небольшая вместо ведомости остатков материалов могут использоваться месячные отчеты о движении ценностей по складу, представляемые материально ответственными лицами в бухгалтерию вместе с приложенными первичными документами.

Таким образом, количественно-сортовой учет материалов на складе при сальдовом методе увязывается с их учетом в бухгалтерии организации при помощи ведомости учета остатков материалов на складе либо отчетов материально ответственных лиц о движении ценностей по складу.

Заключение

Таким образом, подводя итог моей работы можно сделать следующие выводы и предложения. В настоящее время, в условиях рыночной экономики, определяющее значение приобретают качественные показатели, например, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Этого можно достигнуть увеличением использования прогрессивных конструкционных материалов, металлических порошков и пластмасс, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми, синтетическими без снижения качества продукции, сокращением отходов производства. Основным направлением повышения эффективности использования производственных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование запасов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки.

Существенное значение для сохранности товарно-материальных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.

Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток – к срыву производственного процесса.

Существенно улучшить учет товарно-материальных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, то есть более широко используя накопительные документы, предварительную выписку документов по движению материалов и оперативных документов на вычислительных машинах, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам  и другое.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72032. Підвищення якості електричної енергії в системах електропостачання об’єктів будівництва фільтрами струмів нульової послідовності 2.02 MB
  В даній роботі розглянуті питання пов’язані з використанням саме автотрансформаторних ФСНП в СЕ об’єктів будівництва. Необхідність використання ФСНП в СЕ об’єктів будівництва пов’язана з тим що в таких системах з’явилась велика кількість однофазних електроприймачів з нелінійним...
72033. Діагностика та прогноз перебігу рака молочної залози: імуноморфологічні аспекти 199 KB
  Визначено що по відношенню до прогнозу перебігу РМЗ виняток склала експресія маркерів ER та PgR в віковій групі до 35 років ER у віковій групі 3550 років. Інвазивна протокова карцинома яку ми виявили в групі з попереднім діагнозом МГА завдяки підвищеній реакції з Кі67 та р53 мала унікальний фенотип....
72034. ФОРМУВАННЯ ЕКОНОМІЧНОЇ КУЛЬТУРИ УЧНІВ ОСНОВНОЇ ТА СТАРШОЇ ШКОЛИ 1.22 MB
  Сьогодні виявлено протиріччя між динамікою економічного розвитку країни які висуває вимоги до системної організації процесу економічного навчання та виховання підростаючого покоління і сформованою практикою економічної освіти; між реальним рівнем...
72035. УДОСКОНАЛЕННЯ ЗАСОБІВ ОЧИЩЕННЯ ПРОМИВНИХ ВОД ТА УТИЛІЗАЦІЇ ОСАДУ ВОДОПРОВІДНИХ ФІЛЬТРУВАЛЬНИХ СТАНЦІЙ 225 KB
  У багатьох частинах світу спостерігається дефіцит поступове вичерпання і зростаюче забруднення джерел прісної води. Питне водопостачання здійснюється як з поверхневих близько 70 всієї води так і з підземних джерел. В процесі очищення води тільки поверхневих джерел на спорудах поліпшення її якості щорічно утворюється близько 100 млн.
72036. СТАБІЛЬНИЙ РАНГ ТА ПОВ’ЯЗАНІ З НИМ ЗАДАЧІ ТЕОРІЇ КІЛЕЦЬ І МОДУЛІВ 405.5 KB
  У дисертаційній роботі встановлюються принципові зв’язки методів теорії матриць над кільцями з сучасними досягненнями алгебраїчної К-теорії. При дослідженні проблем алгебри матриць над кільцями неможливо обійтись без застосування результатів К-теорії.
72037. ПРОФІЛАКТИКА, ДІАГНОСТИКА І ЛІКУВАННЯ ПОРУШЕНЬ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛУ У ДІВЧАТ-ПІДЛІТКІВ З НЕРВОВОЮ АНОРЕКСІЄЮ 290.5 KB
  На сучасному етапі однією з важливих проблем дитячої та підліткової гінекології є профілактика та лікування порушень функції репродуктивної системи у дівчатпідлітків з психоемоційними розладами В. Відомо що порушення менструальної функції в підлітковому віці у дівчат негативно впливають на стан репродуктивної системи...
72038. ОСОБЛИВОСТІ КЛІНІЧНОГО ПЕРЕБІГУ ПОРОЖНИННИХ УТВОРЕНЬ ПІДШЛУНКОВОЇ ЗАЛОЗИ ТА ЇХ ХІРУРГІЧНЕ ЛІКУВАННЯ 174 KB
  Метою роботи було поліпшення результатів хірургічного лікування хворих на порожнинні утворення підшлункової залози при панкреатиті шляхом диференційованого вибору операційних технологій з урахуванням особливостей клінічного перебігу та прогнозування розвитку їх ускладнень.
72039. ПЕДАГОГІЧНІ УМОВИ ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ ДІТЕЙ СТАРШОГО ДОШКІЛЬНОГО ВІКУ У ВЗАЄМОДІЇ ДОШКІЛЬНОГО НАВЧАЛЬНОГО ЗАКЛАДУ І СІМ’Ї 202 KB
  Трансформаційні процеси у сучасному суспільстві висувають нові вимоги до системи освіти загалом та фізичного виховання дітей зокрема. Економічні й політичні реформи в Україні здійснюються на тлі загострення проблеми захворюваності дітей яка зросла за багатьма показниками: лише третина сучасних...
72040. КРИМСЬКОТАТАРСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ РУХ ЯК СУБ’ЄКТ ПОЛІТИЧНОГО ПРОЦЕСУ В КРИМУ 163 KB
  В останні два десятиліття проблема повернення та облаштування кримських татар питання політикоправового статусу кримсько-татарського народу виступають найважливішими чинниками етнополітичної ситуації на півострові визначаючи діяльність кримсько-татарського національного...