95596

Формирование и реализация государственно-служебных отношений

Лекция

Политология и государственное регулирование

Формирование реализация и прекращение государственно-служебных отношений охватывает такую ​​важную составляющую института государственной службы как прохождение государственной службы. Прохождение государственной службы является составной института государственной службы который объединяет нормы определяющие...

Русский

2015-09-24

169 KB

2 чел.

Тема 9 Формирование и реализация государственно-служебных отношений

  1.  Условия возникновения государственно-служебных отношений

2.  Назначение на должность и продвижение по службе

3.  Стаж государственной службы и формирование кадрового резерва

4. Стажировка

5. Аттестация государственных служащих

6. Конкурс

7. Прекращение государственно-служебных отношений

8. Декларирование доходов государственных служащих

1. Условия возникновения государственно-служебных отношений.

Формирование, реализация и прекращение государственно-служебных отношений охватывает такую ​​важную составляющую института государственной службы как прохождение государственной службы.

Это длительный процесс, который начинается с возникновения государственно-служебных отношений и заканчивается прекращением государственно-служебных отношений.

Прохождение государственной службы является составной института государственной службы, который объединяет нормы, определяющие:

формирование кадрового резерва;

поступление на государственную службу;

продвижения (перемещения) по службе;

ежегодную оценку и аттестацию;

профессиональное обучение;

основания и способы прекращения государственной службы.

Каждый государственный служащий имеет индивидуальный служебный путь или карьеру. Поэтому прохождение службы на практике всегда также индивидуально.

Законодательством Украины определен порядок принятия на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий принятия на государственную службу, порядок присвоения рангов и многие другие вопросы.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста (не моложе 18 лет), владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, которые предусмотрены действующим законодательством Украины о государственной службе.

Поступление на государственную службу - это назначение гражданина Украины на должность государственного служащего с возникновением государственно-служебных отношений. Конституция Украины закрепляет право каждого гражданина на государственную службу.

Однако не каждый претендент на государственную службу может быть назначен на должность и не у каждого из граждан могут возникнуть государственно-служебные отношения. Право поступления на государственную службу имеют граждане Украины при условиях, определенных законодательством. Под условиями возникновения государственно-служебных отношений понимают юридические требования к органу государственной власти и претендента на должность государственного служащего.

Требования к органам государственной власти для установления государственно-служебных отношений не определены действующим законодательством. Но современная действительность настоятельно требует законодательного закрепления определенного перечня этих требований.

Орган государственной власти должен иметь реальную возможность принимать на должности государственных служащих. Поэтому в этом плане особенно важным является требование о финансировании органа из государственных средств.

Должность, на которую принимается гражданин Украины, должна быть штатной, вакантной и включенной в Реестр должностей государственных служащих.

Орган государственной власти при принятии на государственную службу должен выполнять все определенные законодательством условия организации поступления на государственную службу.

Закон также устанавливает ряд требований относительно права граждан Украины на государственную службу. Условиями назначения на государственную службу граждан являются юридические требования, предъявляемые к личности претендента на должности государственных служащих.

Гражданство Украины. Согласно Конституции Украины равный доступ к государственной службе имеют только граждане Украины.

Гражданство Украины представляет собой устойчивое правовая связь лица с Украины, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и обеспечении прав и свобод личности.

Равный доступ к государственной службе - это требование права демократического общества, что является важным для предотвращения бюрократизации государственного аппарата. Это право позволяет обеспечить нормальную сменяемость и обновление кадров государственной службы, недопустимости ее превращения в касту.

Указанный принцип соответствует мировой юридической практике, в частности ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. В ней подчеркивается, что каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Это означает равные права граждан на занятие любой должности в органах государственной власти в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовки без какой-либо дискриминации.

Провозглашение принципа равного доступа граждан к государственной службе не означает его автоматической реализации. Равное право доступа граждан к государственной службе является юридическим возможностью. Это не означает, что гражданин вправе в любое время потребовать принятия на службу, орган государственной власти обязан незамедлительно и безоговорочно предоставить ему желаемую должность. Фактическая реализация данного принципа зависит от ряда факторов.

В связи с этим выделяют общие требования при назначении на государственную службу, определенные выше, и специальные требования. К последним относится наличие специального образования, опыта работы и квалификации, а также требования, о которых говорится далее.

Возраст. На государственную службу вправе поступать только тот, кто достиг 18-летнего возраста. Это право связано с тем, что по Конституции Украины самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности может гражданин с 18 лет.

Повышенное требование к возраста обусловлено ​​спецификой служебной деятельности государственного служащего, ответственностью за выполнение возложенных на него функций, а также дополнительными требованиями, устанавливаемыми к гражданам, претендующим на занятие должности государственного служащего.

В целом государственная служба связана со значительными физическими и психологическими нагрузками, с необходимостью применения специальных знаний и навыков, что обусловливает отсутствие работников юного возраста.

Законодательство о государственной службе предусматривает предельный возраст пребывания на государственной службе, который составляет 62 года для мужчин и 60 лет для женщин. Этот возраст и считается ограничительным для приема и прохождения государственной службы.

Состояние здоровья. Государственными служащими могут быть граждане, способные по состоянию здоровья обеспечивать выполнение задач и функций, возложенных на соответствующие органы государственной власти. При этом пребывание на должности государственного служащего не должно повредить его психическому и физическому здоровью.

Владение государственным языком. Государственным языком является язык, официально признанный, который является общепринятым в государственной практике и делопроизводстве. Согласно Конституции Украины государственным языком на всей ее территории является украинский язык. Итак, знание украинского языка является обязательным условием для поступления на государственную службу. При этом не имеет значения, на какую конкретно должность вступает гражданин Украины.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается устанавливать какие-либо прямые или косвенные ограничения или преимущества в зависимости от расы, национальности, языка, пола, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и профессиональных союзов, созданных в предусмотренном Конституцией Украины и другими законами порядке, а также других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовка которых отвечает требованиям по соответствующей должности.

Ограничениями при поступлении на государственную службу является правовые запреты, определенные ст. 12 Закона Украины «О государственной службе».

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

1) признания его недееспособным в установленном порядке;

2) имеющий судимость, которая несовместима с пребыванием должности;

3) близкого или родства (родители, муж, жена, братья, сестры, а также братья, сестры, родители мужа или жены, и дети супругов, которых усыновил или удочерил государственный служащий) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подчиненностью одного из них другому;

4) отказа от представления сведений о доходах и об имуществе;

5) в других случаях, установленных законами Украины.

Указанный перечень обстоятельств, препятствующих поступлению на государственную службу, не является исчерпывающим.

Закон Украины «О государственной службе», нормативные акты Кабинета Министров Украины предусматривают, что, поступая на государственную службу, гражданин предоставляет следующие документы: личное заявление; личный листок; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, документы, подтверждающие профессиональное образование, наличие научных степеней и ученых званий; декларацию о доходах, другие документы, если это предусмотрено нормативными документами. Сведения, которые должен предоставлять гражданин, вступая на государственную службу, а также в случае решения вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке в предусмотренном законодательством порядке.

В процессе проверки сведений, предоставленных гражданином при поступлении на государственную службу, могут выясняться такие обстоятельства, которые препятствуют его поступления на государственную службу или назначению его на высшую должность. В этом случае гражданина информируют в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или в назначении на высшую государственную должность государственной службы. Этот отказ гражданин может обжаловать через суд.

Гражданин, поступая на государственную службу, а также государственный служащий в течение определенного срока по закону ежегодно обязаны предоставлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, которое принадлежит им на правах собственности. Указанные сведения, поступившие в органы государственной налоговой службы, является служебной тайной.

На начальном этапе формирования государственно-служебных правоотношений целесообразно различать два правовых документа: трудовой договор и приказ о назначении гражданина на государственную должность государственной службы. Введение гражданина на государственную службу оформляется в виде трудового договора, который заключается на неопределенный срок.

Для лица, впервые поступает на государственную службу, а также для государственного служащего при переводе на другую должность может быть установлен испытательный срок (испытание) продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую гражданин претендует. Очередной ранг государственному служащему до окончания срока испытания не присваивается. В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам. На государственного служащего в период испытания распространяется законодательство о государственной службе.

2. Назначение на должность и продвижение по службе

Назначение на государственную должность осуществляется посредством административного акта (указа, постановления или распоряжения, приказа) руководителя органа государственной власти или уполномоченного лица, юридически фиксирует поступление гражданина на государственную службу и зачислении его на соответствующую должность.

Назначение охватывает следующие случаи:

поступление на государственную службу (возникновение государственно-служебных отношений);

изменение государственно-служебных отношений;

перемещения по службе.

Назначение на должность государственного служащего предусматривает добровольное и взаимное согласие сторон (гражданина и государственного органа в лице руководителя или уполномоченного лица). Оно взаимно согласовуется административным актом. Согласие назначаемого лица является предпосылкой действительности административного акта о назначении.

Введение гражданина на государственную службу является делом сугубо добровольным. Определенная форма согласия в законодательстве не предусмотрена. Вполне достаточно, чтобы административный акт о назначении был подписан назначаемым лицом без всяких оговорок и тем более возражений.

Согласие требуется во всех случаях назначения. Закон Украины «О государственной службе» не предусматривает никаких исключений из этого правила. Даже в случае ликвидации органа или сокращения его штата государственного служащего с его согласия переводят на другую должность в том же органе или в другом органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.

Согласие с административным актом о назначении должно быть выражено назначаемым лицом и без каких-либо условий. Это требование обусловлено необходимостью обеспечить юридическую ясность и недвусмысленность государственно-служебных отношений, которые возникают.

Правовая форма назначения - издание и вручение государственному служащему под расписку административного акта о назначении.

Исходя из общих положений административного права, обязательными признаками административного акта о назначении на должность должны быть как минимум:

1) сведения об органе государственной власти, назначающего государственного служащего;

2) указание должности государственного служащего, на которую назначается лицо;

3) дата начала исполнения обязанностей на должности, на которую назначено лицо;

4) подпись руководителя (или уполномоченного лица) и гербовая печать органа.

Приведения указанного минимума сведений в административном акте о назначении на должность является обязательным условием его юридической действительности.

Административный акт о назначении на должность должен быть всегда подписан собственноручно руководителем органа государственной власти (или уполномоченным им лицом). Акт, подписанный с помощью технических средств, не содержит ни одной из существенных юридических признаков, что делает его дефектным.

Оригинал акта о назначении остается в органе государственной власти и является составной личного дела государственного служащего.

 

Характерным для большинства государственных служащих обычно во время прохождения службы является движение в должностной иерархии результате замещения различных должностей в органах государственной власти. Ключевым элементом прохождения государственной службы является продвижение по службе.

Оно должно определяться прежде личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, квалификацией, пригодностью к данному виду службы (к виду определенной деятельности). Продвижение по службе зависит также от объективных моментов, например, от качества правового регулирования по поощрению государственных служащих, регулярного продвижения по службе, проведения необходимых аттестаций и т.д..

Продвижение по службе представляет собой назначение государственного служащего на другую должность с другим организационно-правовым статусом должности. Также им признается назначение государственного служащего на другую должность с более высоким денежным содержанием без изменения должностного наименования, т.е. в рамках одной категории должностей.

Общие принципы продвижения по службе. Продвижение по службе осуществляется исключительно по признакам способностей и профессиональной квалификации независимо от пола, расы, вероисповедания, мировоззрения и т.д..

Продвижение государственного служащего на более высокую должность возможно при следующих условиях:

наличие вакантной должности;

наличие необходимого профессионального образования, опыта работы, знания Конституции Украины, законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией;

наличие необходимого стажа государственной службы и / или общего стажа;

прохождения конкурса или применение другой процедуры, предусмотренной действующим законодательством.

Административный акт о продвижении по службе обратной силы не имеет. Продвижение по службе реализуется с даты назначения государственного служащего на вакантную должность, указанной непосредственно в административном акте о назначении.

Государственный служащий не имеет права требовать продвижения по службе.

Продвижение по службе государственных служащих осуществляется с учетом факторов, касающихся не только личности государственного служащего.

Главный принцип решения вопроса о продвижении по службе: государственный интерес к оптимальному замещению должностей государственных служащих должно быть приоритетным перед личным интересом государственного служащего, который стремится продвижения по службе. Поэтому права требовать - вплоть до обращения в суд - продвижение по службе государственному служащему не дает ни действующая Конституция Украины, ни нормы законодательства о государственной службе.

Право государственного служащего на продвижение по службе возлагает на государственные органы обязанность его обеспечивать. Эта обязанность означает, что государственный орган или должностное лицо при вынесении решения о продвижении по службе должны исходить из деловых качеств кандидата на продвижение, его служебных заслуг, в том числе результатов и стажа службы, уровня квалификации и т.д., и, опираясь только на его профессиональные качества, не препятствовать ему в продвижении в рамках государственно-служебных и финансовых возможностей органа государственной власти.

Права требовать замещения высшей вакантной государственной должности в государственного служащего не возникает и в том случае, если он длительное время замещает ту же должность. Если все претенденты на вакансию одинаково достойны продвижения по службе, то орган государственной власти или должностное лицо имеют право принятия решения о продвижении конкретного государственного служащего по своему усмотрению. Однако во всех случаях они обязаны обосновывать свое решение с учетом профессиональных качеств кандидатов на продвижение.

Право государственного служащего на продвижение по службе является гарантией от противоправных действий органов государственной власти или должностных лиц, от которых зависит продвижение по службе.

Если государственный служащий не был повышен по службе из-за злоупотребления и отказ в продвижении оказался следствием вины или противоправного поведения должностного лица, «обойден» государственный служащий имеет право обратиться в соответствующий орган государственной власти или в суд. Предметом оспаривания в данном случае будет административный акт, принятием которого нарушено право государственного служащего на продвижение.

  1.  Стаж государственной службы и формирование кадрового резерва

Стаж государственной службы - общая продолжительность службы государственного служащего в органах государственной власти (или в их аппаратах), других органах, на которых распространяется действие Закона Украины «О государственной службе».

Зачисления в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством Украины.

Стаж государственной службы имеет юридическое значение при назначении надбавки за выслугу лет, предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска, назначении пенсии за выслугу лет и выплате денежного вознаграждения при выходе на пенсию.

В стаж государственной службы включают периоды работы (службы) государственного служащего на должностях, в том числе выборных, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, других органах, на которые распространяется действие Закона Украины «О государственной службе».

Периоды службы в органах государственной власти засчитываются в стаж государственной службы независимо от того, какую должность государственной службы согласно классификации должностей занимал государственный служащий.

В стаж государственной службы включают в установленном законодательством Украины порядке периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, органах налоговой полиции, таможенных органах и других, а также время их обучения в учебных заведениях с отрывом от работы (службы) в связи с направлением соответствующим органом для получения дополнительной профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.

Формирование кадрового резерва

Резервом кадров государственных служащих являются государственные служащие, которые сочетают в себе высокую компетентность, инициативность и творческий подход к выполнению служебных обязанностей и способны при дополнительной подготовке достичь соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к высшим должностям, на которые намечается выдвижение этих служащих.

Назначение резерва кадров государственных служащих - быть гарантом:

стабильности государственной службы;

обеспечение профессионализма государственной службы;

результативности и эффективности выполнения компетенционных полномочий должностей;

повышение профессиональной и деловой активности государственных служащих.

Формирование кадрового резерва осуществляется в соответствии с Положением о формировании кадрового резерва для государственной службы, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2001 г. № 199, и должно обеспечить подбор работников, которые:

способны внедрять демократические ценности правового государства и гражданского общества, неуклонно отстаивать права человека и гражданина;

имеют профессиональные навыки, основанные на современных специальных знаниях и аналитических способностях, для принятия и успешной реализации управленческих решений.

Кадровый резерв формируется из:

руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций;

работников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

государственных служащих, которые повысили квалификацию, прошли стажировку либо по результатам аттестации рекомендованы для работы на более высоких должностях;

лиц, рекомендованных конкурсными комиссиями для зачисления в кадровый резерв;

выпускников высших учебных заведений, в том числе, зачисленные на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров государственного управления.

На определенные должности государственных служащих в кадровый резерв включаются народные депутаты предыдущих созывов Верховной Рады, а также депутаты органов местного самоуправления.

В кадровый резерв зачисляются профессионально подготовленные работники, которые успешно справляются с выполнением служебных обязанностей, проявляют инициативу, имеют организаторские способности и необходимый опыт работы.

При формировании кадрового резерва обеспечивается пропорционально сбалансированное представительство кандидатур каждого пола с учетом состава работающих в соответствующих сферах управления.

Зачисление сотрудника в кадровый резерв проводится с его согласия. О зачислении в кадровый резерв сообщается руководству по месту работы зачисленного работника.

Резерв кадров государственных служащих на выдвижение на высшие государственные должности формируется руководителями органов государственной власти.

Определение видов, форм, сроков, специализаций и направлений обучения, выбор программ и учебных заведений осуществляются с учетом целей, задач, функций органов государственной власти, их структурных подразделений и квалификационных требований к соответствующей должности государственного служащего.

На каждую должность государственного служащего кадровый резерв формируется из следующего расчета:

на должность руководителя - не менее двух человек;

на должности специалистов составляются списки лиц, зачисленных в кадровый резерв, с учетом фактической потребности.

Список лиц, зачисленных в кадровый резерв, пересматривается ежегодно в декабре. В случае необходимости в список течение года могут быть внесены изменения в порядке, установленном для зачисления в кадровый резерв.

Зачисление в кадровый резерв утверждается приказом или распоряжением руководителя органа государственной власти по согласованию с другими органами, если для назначения на должности, на которые формируется кадровый резерв, предусматривается согласование кандидатур с этими органами.

Предложения относительно резерва на должности, назначение на которые осуществляется органами высшего уровня, рассматриваются специальными комиссиями, образованными при этих органах. Возглавляет комиссию руководитель органа или его первый заместитель. Состав комиссии утверждается решением соответствующего органа.

Руководители органов государственной власти обязаны обеспечивать проведение постоянной работы с государственными служащими, включенными в кадровый резерв, согласно утвержденным руководителями органов государственной власти или их структурных подразделений личными годовыми планами, где предусматривается:

изучение и анализ выполнения законов Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины;

систематическое обучение путем самообразования;

периодическое обучение и повышение квалификации в учебных заведениях (в том числе зарубежных);

участие в работе семинаров, совещаний, конференций по проблемам и вопросам деятельности государственных органов и структурных подразделениях;

стажировку сроком до двух месяцев в государственном органе, в кадровый резерв которого зачислен работник;

исполнение обязанностей государственного служащего, на должность которого зачислен работник в кадровый резерв;

привлечение к рассмотрению соответствующих вопросов, проведения проверок, служебных расследований;

участие в подготовке проектов актов законодательства, других нормативных документов.

Контроль за выполнением личных годовых планов лиц, зачисленных в кадровый резерв на должности руководителей органов, возлагается на руководителей органов высшего уровня, на другие должности - на руководителей структурных подразделений.

Особое внимание уделено организации и эффективности профессионального обучения лиц, включенных в кадровый резерв.

Обучение кадрового резерва на должности I-IV категории обеспечивает Украинская Академия государственного управления при Президенте Украины.

Обучение кадрового резерва на другие категории должности государственных служащих осуществляется учреждениями общенациональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

В органах государственной власти должен повседневно и всесторонне проводиться работа по изучению профессиональных, деловых и личностных качеств государственных служащих, находящихся в кадровом резерве. Введены ежегодный анализ состава резерва, оценка служебной деятельности, степени выполнения индивидуальных планов подготовки государственных служащих.

Государственные служащие, не обнаружили необходимых профессиональных, деловых и личностных качеств, умение работать с людьми, из состава резерва изымаются. Решение об исключении из кадрового резерва принимается руководителем органа государственной власти, в компетенцию которого входит назначение на должность или освобождение от должности соответствующих государственных служащих.

Кадровые службы органов, на которые распространяется действие Закона Украины «О государственной службе», формируют кадровый резерв, систематически анализируют и обобщают практику его формирования, вносят предложения руководству по совершенствованию этой работы.

Если должность, в кадровый резерв на которую зачислен работник, становится вакантной, он имеет преимущественное право на ее замещение при проведении конкурса.

Продвижение по службе государственного служащего, зачисленного в кадровый резерв, или такого, прошедший стажировку или учился в Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины, может осуществляться по решению руководителя соответствующего государственного органа, вне конкурса.

Руководитель органа государственной власти несет ответственность за эффективную подготовку и использование кадрового резерва. В случае замещения вакантной должности руководитель государственного органа в представлении о назначении кандидата на эту должность должен указать, в течение какого периода он находился в кадровом резерве, каким образом проявил себя, а если не находился - подать обоснованные объяснения причины неиспользования кадрового резерва.

Пребывания работника в кадровом резерве может прекратиться по его собственной инициативе или по мотивированному предложению руководителя соответствующего государственного органа. Исключение из списков кадрового резерва оформляется приказом или распоряжением руководителя.

4. Стажировка

Основным видом практической подготовки государственного служащего к замещению должности государственного служащего является стажировка.

Стажировка в системе государственной службы - это:

обучение в органе государственной власти на конкретной должности государственного служащего (в этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером на срок до шести месяцев без присвоения ему ранга);

обучения государственного служащего в учебном заведении в форме самостоятельного вида дополнительного профессионального обучения или обучения по соответствующим модулям образовательно-профессиональных программ подготовки или профессиональным программам повышения квалификации.

Порядок и условия стажировки на должности государственного служащего определяются руководителем органа государственной власти. Порядок и условия стажировки, является самостоятельным видом профессионального обучения, определяются соглашением, которое заключается органом государственной власти с учебным заведением.

Порядок и условия стажировки, предусмотренного как составная образовательно-профессиональной программы подготовки или профессиональной программы повышения квалификации, должны определяться учебным заведением самостоятельно.

Целью стажировки любого вида является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных государственными служащими в результате теоретической подготовки.

Основными задачами стажировки любого вида являются:

подготовка государственного служащего к замещению конкретной должности государственного служащего;

получения и накопления передового опыта управленческой деятельности;

выработки стратегической программы будущей служебной деятельности и конкретных планов ближайших действий;

испытания государственного служащего с точки зрения целесообразности и возможности его продвижения по службе.

Все виды стажировки должны обязательно включать:

теоретическую подготовку;

работу с нормативно-правовой и другой документацией, подготовку аналитических материалов и проектов нормативных актов по соответствующим обоснованиям;

приобретение профессиональных и деловых навыков;

непосредственное выполнение служебных обязанностей на конкретной должности государственного служащего;

изучение опыта работы органа государственной власти, в котором проходит стажировку;

участие в совещаниях, семинарах, деловых встречах и тому подобное.

Все виды стажировки имеют индивидуальный характер и предусматривают самостоятельное выполнение должностных служебных обязанностей.

Формы практического овладения методами и приемами предложенной служебной деятельности разнообразны. Основные из них:

выполнения должностных обязанностей на должностях органов государственной власти, функциональные полномочия которых соответствующие потребностям личности, которая проходит стажировку;

приобретения специальных теоретических и практических навыков, умений и знаний в научных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, в том числе и иностранных;

формирование и развитие профессиональных умений и деловых качеств при выполнении должностных обязанностей в структурных подразделениях Администрации Президента Украины, Секретариата Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти, высших по организационно-правовым статусом органах государственной власти;

участие в мероприятиях мониторингового или экспертного характера (оперативное изучение обстановки и принятия мер на местах, инспекции, проверки, контроль и т.п.);

изучение зарубежного опыта и т.д.

Любая стажировка должна завершаться подведением итогов и оценкой уровня приобретенных умений, навыков и знаний независимо от вида и формы.

Стажировка государственных служащих, и прежде всего тех, кто включен в кадровый резерв, должно стать органической составляющей прохождения государственной службы.

В научной литературе признается, что в основу организации стажировки государственных служащих целесообразно положить следующий принцип: чем выше поднимается государственный служащий в должностной иерархии, тем больше времени в общей продолжительности его обучения должна составлять стажировки. Соответственно следует сделать правилом, что назначению на любую должность в государственном аппарате должно предшествовать обучение и стажировку государственного служащего на аналогичной для замещения должности.

Сложившаяся практика проведения стажировки на государственной службе ориентируется в основном на краткосрочные стажировки, имеющие преимущественно ознакомительный характер.

5. Аттестация государственных служащих

Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы требует проведения оценки результативности и эффективности профессиональной деятельности государственного служащего. Оно реализуется путем введения периодической аттестации служащих.

Аттестация служащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предполагаемой кадровой политики в сфере государственной службы.

Общей целью аттестации государственного служащего является содействие повышению результативности и эффективности деятельности органов государственной власти, других органов, на которые распространяется действие Закона Украины «О государственной службе», путем подбора, расстановки и продвижения по службе профессионально подготовленных, квалифицированных и опытных специалистов. Тем самым аттестация государственных служащих непосредственно связана с обеспечением результативности предоставления государственных услуг лицу, гражданину, юридическим и физическим лицам, может оцениваться экономическими и социальными критериями.

С точки зрения задач и функций аттестации целесообразно рассматривать в широком и узком смысле.

Аттестация в широком понимании является одним из факторов проведения государственной кадровой политики в сфере государственной службы. Ее основные функции и задачи:

соблюдение на практике принципов государственной службы;

обеспечения законности в системе функционирования государственной службы;

формирование профессионального кадрового персонала государственных органов;

выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью повышения его по службе;

применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования;

повышение дисциплины и ответственности;

обеспечение реального функционирования механизма продвижения служащих в служебной иерархии;

поддержание стабильности государственной службы;

стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих;

предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе государственной службы.

Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, определение его служебно-должностного соответствия требованиям, предъявляемым к службе. Следовательно, в этом смысле основной задачей аттестации является определение соответствия служащего должности, которую он занимает.

Под аттестацией государственных служащих понимают деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в предусмотренной научно обоснованной процедуры с целью выявления степени соответствия работника должности, которую он занимает, оценивает результаты его профессиональной деятельности, профессиональные, личные и нравственные качества служащего, вклад государственного служащего в последствиях деятельности структурного подразделения, в котором он работает, и всего органа в целом, результатами которой становятся выводы и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению организации деятельности органа, конкретного структурного подразделения, условий труда служащего, аттестуемого соответствия служащего занимаемой должности и предложения по планированию карьеры этого государственного служащего.

Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в научно обоснованных принципах аттестации, которые являются производными от принципов государственной службы, а именно: всеобщность, гласность, систематичность аттестации; объективность и комплексность оценки; внепартийность; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации.

Принцип всеобщности аттестации означает, что она проводится во всех органах государственной власти, других органах, на которые распространяется действие Закона Украины «О государственной службе».

Принцип гласности состоит в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. Этот принцип характеризуется открытостью обсуждения профессиональных, личных и нравственных качеств служащего, всех сторон его служебной деятельности. Гласность проявляется в том, что служащему предоставляется право ознакомиться с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения относительно характеристики и готовить предложения и замечания по улучшению работы конкретного структурного подразделения и органа государственной власти в целом. Результаты аттестации подлежат оглашению.

Принцип систематичности аттестации означает, что она проводится постоянно через определенные в нормативных актах промежутки времени. Этот принцип должен обеспечивать надлежащий уровень выполнения служащими должностных обязанностей независимо от внешних факторов, изменений, политических условий.

Принцип объективности оценивания проявляется в том, что профессиональные, деловые, личные и нравственные качества служащего рассматриваются с точки зрения их практического влияния на результаты деятельности органа, его структурного подразделения.

Принцип комплексности оценки должен гарантировать всесторонность, принципиальность и объективность оценки служащих. Комплексность оценки означает аттестацию служащих как таковых, т.е. оценки их работы по трем основным направлениям: результатов деятельности служащих, выполнение должностных обязанностей, процесса управленческого труда и их организации; личных качеств служащего.

Внепартийность аттестации означает отсутствие политического подхода к оценке выполнения должностных обязанностей государственным служащим, поскольку согласно принципу внепартийности государственной службы при исполнении служебных полномочий он обязан руководствоваться выработанной единой государственной политикой в ​​конкретной сфере управления с целью удовлетворения общественного интереса.

Важным принципом аттестации является коллективность оценки. Суть этого принципа заключается в том, что процесс сбора, анализа, обобщения аттестационной информации, рассмотрения профессиональных, деловых и моральных качеств и выработка оценки служащих осуществляется группой высококвалифицированных специалистов.

Принцип обоснованности оценки и рекомендаций аттестационной комиссии является одним из важнейших. Обосновать ту или иную оценку означает доказать ее целесообразность, истинность и справедливость, признать, что она отражает настоящие достижения и заслуги, а также имеющиеся недостатки и ошибки служащего.

Среди принципов аттестации главное место занимает принцип действенности аттестации, заключается в обязательном принятии по результатам аттестации организационно-правовых мероприятий по реализации решений аттестационной комиссии, а в случае необходимости - меры по ответственности и стимулирования. Аттестация не обеспечивает своего главного положения в системе работы с персоналом, если ее результаты не будут подтверждаться и не развиваться стимулирующими мерами. Гарантированность выполнения рекомендаций аттестационной комиссии - залог достижения всех целей аттестации

Двигателем механизма аттестации должна стать заинтересованность государственного служащего - материальная, моральная, организационная и др.

Системное рассмотрение аттестации как деятельности позволяет выделить следующие ее структурные элементы, как:

субъект, который предназначен для решения целей и задач проведения аттестации и организует процесс ее проведения;

объекты, адекватно отражают результаты профессиональной деятельности государственного служащего и его профессиональные, личные и нравственные качества;

процедуры для достижения конкретных результатов аттестации и их нормативно-правовое обеспечение;

результаты проведения аттестации.

Взаимосвязь указанных элементов аттестации образует их единство.

Субъектом, который предназначен для решения целей и задач проведения аттестации и организует процесс ее проведения, является аттестационная комиссия органа государственной власти, формируется руководителем этого органа. Она состоит из председателя (как правило, первого заместителя руководителя или заместителя, отвечающего за вопросы кадровой работы и государственной службы), заместителя председателя, членов комиссии и секретаря. Руководитель органа государственной власти может привлекать к работе в комиссии независимых членов комиссии из числа высококвалифицированных государственных служащих, ученых.

Объектами, адекватно отражающими результаты профессиональной деятельности государственного служащего и его профессиональные, личные и нравственные качества, должны быть результаты функционирования определенной сферы или сектора государственного управления, тенденции их изменения, обусловленные соответствующими управленческими решениями этого органа государственной власти. При этом только целевой программный метод организации деятельности органа власти способен адекватно определить конкретный вклад государственного служащего в его получения.

Положение о проведении аттестации государственных служащих утверждается постановлением Кабинета Министров Украины и  определяет порядок проведения аттестации. С этой целью формируется аттестационная комиссия, которая утверждает график проведения аттестации, составляются списки государственных служащих, подлежащих аттестации, готовятся необходимые документы для аттестационной комиссии.

С теоретико-правовой точки зрения аттестация служащих как институт содержит нормы, регулирующие отношения в системе прохождения государственной службы. Порядок прохождения и продвижения по службе регламентируется соответствующими нормативными документами.

Аттестационная процедура состоит из следующих основных элементов:

постановка целей и задач аттестации;

разработка подготовительных мероприятий;

сбор, изучение, анализ и обобщение информации о работнике, которого аттестуют;

выработка системы оценки служащих;

проведение аттестационного оценивания служащих, выявление степени их соответствия государственной должности государственной службы, которую они занимают;

подготовка аттестационными комиссиями рекомендаций;

определение порядка принятия руководящим органом или руководителем государственного органа решения по результатам аттестации о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, о материальном или моральное поощрение (стимулирование), введение его в резерв на выдвижение и др..;

формирование порядка реализации результатов аттестации - оценок и рекомендаций аттестационных комиссий (разработка необходимых мероприятий, которые этому способствуют);

определения периодичности действий, выявление субъектов и методов реализации этих действий, определение последствий реализации действий и ответственности должностных лиц за их выполнение.

В аттестационную процедуру входит также оценка государственных служащих. Оценка - это показатель степени соответствия того, кого аттестуют, требованиям к должности государственного служащего, которую он занимает. Именно оценивание также имеет конкретную процедуру и выполняется с помощью определенных действий.

Механизм оценки, что обеспечивает его эффективные результаты, должен обязательно содержать следующие элементы:

субъект оценивания;

объект оценки;

научно разработанные критерии оценки деятельности государственных служащих, то есть конкретные требования, которым должен соответствовать деятельность работника, его личные качества и результаты труда; учета других факторов, раскрывающих содержание работы;

методы оценки;

процедура оценки (создание рациональной системы учета показателей работы служащих, позволяющая анализировать собранную информацию, выделение работников, которые проводят оценки; непосредственное оценки и т.д..).

Аттестация государственных служащих в механизме прохождения службы связывается с возможностью продвижения по службе и изменения правового статуса служащего.

После аттестации государственному служащему дается одна из следующих оценок:

соответствует занимаемой должности;

соответствует занимаемой должности при определенных условиях, т.е. условий, определенных рекомендациями аттестационной комиссии по его служебной деятельности;

не соответствует занимаемой должности.

Иногда с институтом аттестации связывается также прекращения государственной службы для некоторых служащих. Одним из оснований для увольнения является установление служебного несоответствия.

6. Конкурс

Конкурс в системе государственной службы - это особая процедура подбора кадров на вакантные должности государственных служащих в соответствии с решением государственной конкурсной комиссии.

Решение государственной конкурсной комиссии обязательно для органа государственной власти и его руководителя. Оно является юридическим основанием для назначения на соответствующую должность государственного служащего или отказа в таком назначении.

Основная цель конкурса состоит в том, чтобы создать условия для реализации права граждан на равный доступ к государственной службе, а также отобрать на государственную службу таких граждан, которые способны выполнять функции по должности, обладают для этого необходимыми профессиональными знаниями, моральными качествами, интеллектуальными способностями.

Порядок и условия проведения конкурса определяются Кабинетом Министров Украины.

Конкурс проводится на замещение лишь вакантной должности. Под вакантной государственной должностью в органе государственной власти подразумевается незамещенная государственным служащим должность, при условии что она предусмотрена в штатном расписании органа государственной власти.

В конкурсе может участвовать каждый человек при соблюдении условий, установленных действующим законодательством, в том числе:

быть гражданином только Украины;

иметь возраст не менее 18 лет;

иметь профессиональную подготовку;

владеть государственным языком.

Кроме перечисленных, законодательство может устанавливать и другие требования к кандидатам на замещение вакантной должности государственного служащего.

Гражданин для участия в конкурсе обязан представить следующие документы:

личное заявление, листок по учету кадров, фотографию;

документ, удостоверяющий личность (по прибытии на конкурс);

документы, подтверждающие профессиональное образование, стаж работы и квалификацию (выписку из трудовой книжки, копии документов об образовании, о повышении квалификации, о присвоении ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы);

декларацию о доходах за прошлый год;

другие документы, предусмотренные законодательством.

Перечисленные документы направляются гражданином на имя руководителя органа государственной власти.

Гражданин обязан подать документы на конкурс в течение месяца со дня объявления об их принятии. Если документы не представлены в определенное время, то руководитель отказывает гражданину в их приеме. Срок подачи документов может быть продлен руководителем органа только по уважительным причинам задержки подачи документов. К уважительным причинам можно отнести болезнь, задержку без законного основания выдачи документов органом государственной налоговой службы, медицинским учреждением и т.д..

В объявлении о приеме документов говорится:

название вакантной должности;

требования, предъявляемые к лицу-претендента на занятие должности;

условия проведения конкурса.

Решение о дате, времени и месте проведения конкурса принимается руководителем государственного органа. На этом этапе конкурса проводятся проверки правильности сведений, представленных гражданином.

Если в ходе проверки будут установлены препятствия для принятия гражданина на государственную службу, то руководитель органа отказывает гражданину в участии в конкурсе.

Не позднее чем за неделю до начала второго этапа конкурса гражданину (конкурсанту) сообщают о дате, времени и месте его проведения.

При проведении конкурса кандидатам на должность гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Украины.

Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.

Работа по формированию конкурсных комиссий организуется руководителем органа государственной власти. К работе комиссии могут быть привлечены независимые эксперты. Их оценка рассматривается как один из аргументов, характеризующий кандидата на должность. Количественный и персональный состав, сроки и порядок их работы утверждает руководитель государственного органа, принимающего решение о назначении на должность.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее состава.

Конкурсная комиссия также оценивает профессиональные и личные качества кандидата на вакантную должность на основании соответствующих квалификационных требований, определенных для этой должности, и требований должностных инструкций. При этом конкурсная комиссия может использовать различные методы оценки профессиональных и личностных качеств конкурсанта, которые не противоречат законодательству и не ограничивают права: собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание рефератов по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей и полномочий должности, на замещение которой претендует кандидат.

Решение государственной конкурсной комиссии принимается путем тайного или открытого голосования в отсутствие кандидата на должность. Результаты голосования государственная конкурсная комиссия оформляет решением, подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, участвовавшие в ее заседании.

Решение государственной конкурсной комиссии является юридическим основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении. Каждому участнику конкурса сообщается решения о результате конкурса. Решение по результатам конкурса оформляется приказом (распоряжением или иным актом) государственного органа или его руководителя.

Расходы на участие в конкурсе (проезд, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами связи) граждане делают за свой счет.

Споры по вопросам проведения конкурса рассматриваются соответствующим органом государственной власти или в судебном порядке.

7. Прекращение государственно-служебных отношений

Государственная служба прекращается после освобождения государственного служащего, в том числе вследствие выхода на пенсию. Прекращение государственной службы может быть осуществлено по личному заявлению государственного служащего об увольнении с государственной службы по основаниям, предусмотренным законами Украины. Следовательно, в рассматриваемом аспекте для государственных служащих действует законодательство Украины о труде. Однако государственный служащий может быть уволен не только по указанным основаниям, но и по инициативе руководителя органа в следующих случаях:

достижения служащим предельного возраста;

прекращения гражданства Украины;

несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего законодательством о государственной службе;

разглашение сведений, составляющих государственную или иную тайну, охраняемую законом;

возникновения других обстоятельств, при которых государственный служащий не может находиться на государственной службе.

Законом Украины «О государственной службе» предусматривается, что после ликвидации органа государственной власти или сокращения его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же органе должна быть предложена другая должность в другом органе с учетом профессии, квалификации и должности, которую он ранее занимал.

В некоторых органах государственной власти устанавливаются другие основания для прекращения государственно-служебных отношений.

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которую назначают в соответствии с законом. В случае смерти, связанной с выполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе если она наступила после освобождения его от должности, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии в случае потери кормильца.

Закон Украины «О государственной службе» устанавливает условия и порядок выхода государственного служащего на пенсию. Предельный возраст для пребывания на государственной службе составляет 62 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Продление срока пребывания на государственной службе осуществляется Национальным агенством по вопросам государственной службы Украины по представлению руководителя соответствующего органа. Продление срока пребывания на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на пять лет. Если государственный служащий достиг возраста 65 лет, продлевать срок его пребывания на государственной службе не допускается. Однако возможно и после достижения этого возраста продолжать работу в органах государственной власти на должностях советников.

Прекращение государственно-служебных отношений - это временное или постоянное прекращение профессиональной деятельности на должности государственного служащего, то есть оставление государственным служащим должности.

Единого перечня оснований прекращения государственно-служебных отношений в действующем законодательстве нет.

При реорганизации органа государственной власти (слиянии, реорганизации, ликвидации) служебные отношения с согласия государственного служащего продолжаются; расторжения в этих случаях контракта по инициативе государственного органа возможно только в случае сокращения численности должностей государственной службы в государственном органе.

Таким образом, прекращение государственно-служебных отношений допускается исключительно по основаниям, предусмотренным законом.

Определение непосредственно в законе оснований прекращения государственно-служебных отношений обеспечивает государственным служащим защиту от произвола руководителей и независимость при исполнении должностных обязанностей.

Прекращение государственно-служебных отношений по инициативе государственного служащего - это расторжение контракта (договора) о службе по воле государственного служащего.

Государственный служащий имеет право прекратить государственно-служебные отношения в любое время по собственному желанию. Право государственного служащего на увольнение по собственному желанию не может быть обусловлено чем-либо или каким-либо образом. Государственный служащий имеет право отозвать свое заявление об увольнении до истечения срока предупреждения, и увольнение в таком случае не происходит.

Прекращением государственно-служебных отношений по инициативе органа государственной власти является расторжение трудового договора по инициативе органа или его руководителя. В данном случае причины прекращения государственно-служебных отношений четко регламентированы трудовым законодательством и законодательством о государственной службе.

Не допускается увольнение государственного служащего по инициативе государственного органа в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения за совершение по месту службы хищения государственного имущества) и в период пребывания в очередном отпуске.

Другие основания, при наличии которых орган государственной власти или его руководитель должен разорвать государственно-служебные отношения с государственным служащим, определенные законодательством и состоят в

признании в судебном порядке государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишении его права занимать должности государственных служащих в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

отказе государственного служащего от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную, охраняемую законом, тайну, если должностными обязанностями этой должности предусмотрено использование указанных сведений;

наличия гражданства другого государства;

установлении родственных или родственных связей с работниками органа, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью родственникам или своякам;

отказе государственного служащего от представления сведений о доходах и имущества, которое принадлежит ему и его близким родственникам на правах собственности.

Закон Украины «О государственной службе» предусматривает и другие обстоятельства, возникновение которых влечет за собой обязательное увольнение государственного служащего.

Законодательно признана отставка как форма прекращения государственно-служебных отношений.

Отставка - это временное или постоянное прекращение государственно-служебных отношений по заявлению государственного служащего. Специфика отставки как формы прекращения государственно-служебных отношений заключается главным образом в мотивах увольнения государственного служащего и сохранении за ним при этом некоторых прав и обязанностей.

За государственными служащими, вышедших в отставку, сохраняется, например, обязанность соблюдения государственной и иной тайны, право на использование названия последней должности с добавлением «в отставке», право на социально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание и т.д.

Прекращение государственно-служебных отношений осуществляется соответствующим юридическим оформлением. Юридическим оформлением прекращения государственно-служебных отношений является нормативно установленный порядок оставления государственным служащим должностей государственного служащего.

Административный акт об освобождении вступает в силу с момента его подписания руководителем органа государственной власти. Прекращение государственно-служебных отношений наступает с даты, указанной в административном акте об увольнении. С этой даты государственный служащий теряет право на денежное содержание и другое социально-бытовое обеспечение.

Запись об увольнении с должности государственного служащего должна осуществляться в соответствующих административных актах и ​​в трудовой книжке государственного служащего в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующий пункт, статью, часть закона.

Государственному служащему в случае прекращения им государственно-служебных отношений выдается справка о денежное содержание по форме, установленной для назначения пенсии за выслугу лет.

8. Декларирование доходов государственных служащих

Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с законодательством должны подавать в органы государственной власти, в которых они занимают должности государственных служащих, сведения о полученных ими доходах и надлежащее ним (и членам их семей  для государственных служащих, занимают должности I-II категорий) на правах собственности имущество.

{К членам семьи государственного служащего следует относить: супруга (супругу), родителей и неженатых детей декларанта, проживающих совместно с ним на жилой площади или на другой жилой площади нанимается / аренды.}

Совокупный доход, полученный государственным служащим за отчетный год, включая доходы, начисленные государственному служащему (декларанту) в отчетном году по месту его основной работы (службы) и не по месту основной работы (службы), в том числе из источников за пределами Украины.

В совокупный доход включаются: заработная плата, премии, надбавки, вознаграждения, пенсии, стипендии, а также другие доходы.

Если декларант имеет определенные сомнения относительно правильности определения им размера совокупного дохода, ему следует обратиться к источнику выплаты (бухгалтерии) и получить такие сведения.

Средства, которые были получены декларантом в отчетном году для осуществления расходов во время командировки, в том числе за границу, а также средства, полученные им в счет возмещения расходов (стоимость проезда, проживания в гостинице, расходы на питание) непосредственно от учреждений, организаций или лиц, которые принимали декларанта (членов его семьи) за рубежом, включая суммы полученных стипендий во время стажировки за рубежом, в состав доходов, отражаются в этом разделе декларации, не включаются.

Также указываются:

полученные дивиденды, проценты, роялти;

{Дивиденд - платеж, который осуществляется юридическим лицом в пользу декларанта (члена семьи декларанта) - владельца корпоративных прав (доверенных лиц владельца), эмитированных таким юридическим лицом, в связи с распределением части его прибыли. В дивиденды не включаются выплаты юридического лица, связанные с обратным выкупом акций, долей (паев), ранее эмитированных таким юридическим лицом. Корпоративное право - право собственности на долю (пай) в уставном фонде юридического лица, включая право на управление и получение соответствующей доли прибыли такого юридического лица.}

{Проценты - платеж, осуществляемый заемщиком в пользу кредитора (декларанта, членов семьи декларанта) в виде платы за привлеченные средства или имущество в пользование на определенный срок. К процентам также включается платеж в пользу декларанта за использование его имущества, полученного заемщиком от декларанта в пользование (арендные, в том числе лизинговые операции).

Проценты начисляются на основную сумму задолженности в виде процентов или в виде фиксированных сумм. Если привлечение средств заемщиком было осуществлено путем продажи облигаций, казначейских обязательств или сберегательных (депозитных) сертификатов, эмитированных заемщиком, сумма процентов определяется путем начисления процентов на номинал такой ценной бумаги, выплаты фиксированной премии или выигрыша либо путем определения разницы между ценой размещения и ценой погашения такой ценной бумаги (размер дисконта).

Проценты, начисленные декларанту (вкладчику) на суммы средств, внесенных им на депозитные счета банков, а также проценты, начисленные негосударственными пенсионными фондами на именные пенсионные счета по условиям договоров дополнительного пенсионного обеспечения (за счет инвестиционных доходов, полученных негосударственными пенсионными фондами результате управления финансовыми ресурсами вкладчиков).}

{Роялти - платежи любого вида, полученные в виде вознаграждений (компенсаций) за использование или предоставление разрешения на использование прав промышленной и интеллектуальной собственности, а также других аналогичных имущественных прав, определяемые объектом права собственности физического лица, включая использование авторских прав на любые произведения науки, литературы, искусства, записи на носителях информации, права на копирование и распространение любого патента или лицензии, знака на товары и услуги, права и изобретения, на промышленные или научные образцы, чертежи, модели или схемы программных средств вычислительной техники, автоматизированных систем или систем обработки информации, секретной формулы или процесса, права на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау).}

материальная помощь, подарки, пожертвования;

безвозвратные ссуды (в денежной и натуральной форме), в том числе такие, полученных во время пребывания за границей или из иностранных государств;

суммы страхового возмещения и страховые суммы, полученные декларантом вследствие наступления страхового случая по договорам добровольного и обязательного страхования;

доходы, полученные в виде авторского вознаграждения (гонорара);

облагаемый (чистый) доход от осуществления предпринимательской и независимой профессиональной деятельности;

доходы от отчуждения ценных бумаг и корпоративных прав;

сведения о основную и дополнительную заработную плату, премии, надбавки, вознаграждения.

Также декларация содержит информацию о:

взносы (платежи), выполненные (осуществленные) декларантом в отчетном году в пользу других юридических и физических лиц вследствие заключения договоров (принятие и исполнение обязательств);

размер уплаченных взносов по договорам добровольного страхования (при необходимости размер осуществленных взносов можно уточнить в страховой организации, выдавшей страховой полис согласно заключенного договора);

размер взносов, направленных в отчетном году на дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение (платежи на именные пенсионные счета) в соответствии с заключенными договорами с негосударственными пенсионными фондами;

уплаченные в течение отчетного периода платежи по договорам займа (за полученные декларантом средства или имущество взаймы, временное пользование) как основной суммы займа, а также процентов и фиксированных сумм на эту ссуду;

фактический размер средств, уплаченных декларантом в течение отчетного периода по договорам найма (аренды) любого имущества у юридических или физических лиц, в том числе плата за пользование жильем (квартирная плата) и плата за коммунальные услуги согласно договору найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, если квартира не приватизирована;

фактический размер средств, уплаченных декларантом в течение отчетного периода юридическим и физическим лицам по обязательствам на содержание имущества, которое находится в частной собственности декларанта (членов его семьи).

Также декларант указывает:

сведения о недвижимом имуществе, которое находится в частной собственности, а именно: общую площадь (квадратных метров) недвижимого имущества, если такое имущество находится в его частной собственности в результате покупки (приватизации, наследования, дарения, мены, раздела имущества предприятий и организаций между учредителями и участниками);

сведения о транспортных средствах, которые есть в частной собственности (декларант указывает марку, модель и объем двигателя каждого транспортного средства, которые он имеет в частной собственности, в результате покупки (наследование, дарение, распределения имущества предприятий и организаций между учредителями и участниками)) ;

сведения о вкладах в банках, ценные бумаги и другие активы (указывается общий размер (сумма) номинальной стоимости всех видов ценных бумаг, которые были приобретены (купленные или полученные в подарок, или вследствие персонификации) декларантом в течение отчетного периода);

{Номинальная стоимость ценных бумаг (стоимость, зафиксирована на бланке ценной бумаги) указывается с учетом проведенной индексации, о чем сообщает эмитент ценной бумаги.}

{К ценным бумагам относятся: акции, облигации государственных и местных займов, облигации предприятий (организаций), государственные казначея (казначейские) обязательства, сберегательные сертификаты, векселя, приватизационные имущественные сертификаты. Внесение определенных средств в уставный фонд акционерного общества удостоверяется ценной бумагой - акцией, которая дает право на участие в управлении акционерным обществом, на получение части прибыли в форме дивидендов, а также на участие в распределении имущества в случае ликвидации общества.}

размер взносов (паев) в уставные (паевые) фонды предприятий (учреждений, организаций), т.е. размер его корпоративного права, включая суммы, которые были отчуждены им (проданы) в этот период;

сумму средств на счете (сберегательных, депозитных, текущих, анонимных) в банках и других финансово-кредитных учреждениях как в Украине, так и за ее пределами.

{Эти сведения указываются по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (31 декабря).}

Статья 30 Закона «О государственной службе» предусматривает, что непредставление или представление государственным служащим неправдивых сведений о доходах является основанием для прекращения государственной службы.

Ответственность за нарушение требований финансового контроля, т.е. декларирования доходов, предусмотрено также ст. 9 Закона Украины «О борьбе с коррупцией»: непредставление или представление неполных или неправдивых сведений о доходах и обязательствах финансового характера влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от пятнадцати до двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан и освобождение от должности или другое устранение от выполнения функций государства, а также является основанием для отказа в назначении на должность и для лишения права баллотироваться в депутаты или на выборные должности в государственные органы.

Непредставление или несвоевременное представление государственным служащим или другим лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, сведений об открытии валютного счета в иностранном банке влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от пятнадцати до двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан и освобождение от должности или другое устранение от выполнения функций государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39775. Виртуальные драйверы и виртуальные машины Windows 119 KB
  Основное назначение виртуального драйвера виртуализация устройства т. Разработка нового виртуального драйвера может понадобиться при установке на компьютер новой аппаратуры или нового программного обеспечения предназначенного для обслуживания других приложений которая будет использоваться в многозадачном режиме и для которой в системе Windows не предусмотрено средств виртуализации. В первом случае речь идет о приложениях работающих в плоской модели памяти на уровне привилегий 3 это характерно для 32разрядных приложений Windows;...
39776. ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА. УЧЕБНИК 4.49 MB
  Помимо традиционных тем, такие как ресурсы отрасли, себестоимость, прибыль и рентабельность в строительстве, в учебном пособии представлены новые материалы по бизнес-планированию, экономической безопасности предприятий отрасли, SWOT и STEP анализу.
39777. Понятие об уроке технологии. Особенности уроков технологии 107.5 KB
  Перспективный план отражает: Объект труда Практическую работу Домашнюю подготовку учащихся Технические средства обучения Раздаточный материал Учебнонаглядные пособия Лабораторные работы Контрольные работы зачеты защиту проектов Инструктаж по технике безопасности Хороший планконспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика. Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части изложение и закрепление теоретического материала организация практической работы учащихся и т. Материал подбирается...
39778. Первые преобразования большевиков 53.5 KB
  II съезд Советов в отсутствие правых эсеров меньшевиков представителей других социалистических партий они покинули заседание протестуя против свержения Временного правительства принял Декрет о мире выход России из войны Декрет о земле ликвидация помещичьего землевладения передача земли крестьянам на уравнительных началах Декрет о власти установление власти Советов образование Совета Народных Комиссаров во главе с В. Исполнительным органом власти стал ВЦИК в который были избраны большевики и левые эсеры. Наконец триумфальное...
39779. Гражданская война в России 1918 1922 63 KB
  Гражданская война – всегда тяжелейшая социальная катастрофа достаточно напомнить что в годы Гражданской войны в США американцы потеряли убитыми больше чем в годы Второй мировой войны. В полотно Гражданской войны вплетены и различные религиозные национальные культурные противоречия и образы доведенные иногда до кульминации эмоциональным накалом того времени. Гражданская война была и результатом нерешенных проблем ускоренной российской модернизации начала XX века и мирового катаклизма в лице Первой мировой войны и духовного голода...
39780. Индустриализация и коллективизация в СССР 73.5 KB
  Индустриализация и коллективизация в СССР Курс на форсированную индустриализацию В аграрной стране средства можно найти внутри страны перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства. на XV съезде ВКПБ возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет пробежать расстояние в 50 100 лет на которые отстал СССР от передовых стран Запада. Ценой неимоверных усилий СССР обогнал некоторые крупнейший государства мира.
39781. СССР и международные отношения накануне Второй мировой войны 45.5 KB
  СССР и международные отношения накануне Второй мировой войны Мировой кризис и угроза фашизма в Европе Мировой экономический кризис 19291933 гг. Внешняя политика СССР в 1933 – 1939 гг. В то время как Япония и Германия вышли из Лиги Наций СССР в 1934 г.
39782. СССР в годы Великой Отечественной войны 130 KB
  СССР в годы Великой Отечественной войны Боеспособность вооруженных сил Германии и СССР накануне войны К войне против Советского Союз Германия готовилась тщательно всесторонне и длительное время. Располагая материальными и людскими ресурсами оккупированных стран Германия более чем вдвое превзошла СССР по военноэкономическому потенциалу и смогла гораздо быстрее оснастить свою армию новейшим вооружением. К началу 40х годов началась непосредственная подготовка к нападению на СССР занявшая целый год.
39783. Советский Союз в 1946 – 1953 гг 87 KB
  Победа СССР в Великой Отечественной войне способствовала росту в стране демократических настроений укреплению надежд на либерализацию внутриполитического курса. В первые послевоенные годы происходили некоторые изменения в политической системе СССР. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров СССР что сопровождалось резким увеличением количества министерств и ведомств. Были проведены новые выборы в Верховный совет СССР.