95597

Законодательные основы государственной службы

Лекция

Политология и государственное регулирование

Задача государственной службы заключается в том чтобы претворять в жизнь государственную политику. Ее реализация на практике может столкнуться с определенными сложностями поскольку государственные служащие являются слугами государства по содержанию самого определения но в то же время по принципам государственной...

Русский

2015-09-24

125 KB

1 чел.

Тема 3 Законодательные основы государственной службы

1 Конституционно-правовые основы государственной службы

2 Цели, задачи и функции государственной службы

3 Основные принципы государственной службы

1 Конституционно-правовые основы государственной службы

Конституция Украины определила государственную службу как важнейший институт в деле развития украинской государственности. Современное государство имеет огромное количество разнообразных задач и функций, от успешной реализации которых зависит функционирование всей общественно-политической системы, а значит, она не может существовать без профессионального служебного корпуса.

Государственная служба является подчиненным элементом в структуре государства, который реагирует на политические импульсы со стороны политического руководства. Политики, пришедшие к власти через свободные выборы и выражают волю населения, приобретают право определять государственную политику (в том числе государственную кадровую политику).

Задача государственной службы заключается в том, чтобы претворять в жизнь государственную политику. Ее реализация на практике может столкнуться с определенными сложностями, поскольку государственные служащие являются «слугами» государства по содержанию самого определения, но в то же время по принципам государственной службы являются «слугами» народа и, работая в органах государственной власти или аппарате органов местного самоуправления, могут иметь свои собственные взгляды на политику, которая проводится. При этом, по закону, государственные служащие, находясь на службе, должны реализовывать только государственные решения, а своих убеждений выносить за пределы выполнения должностных обязанностей и полномочий.

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Они не могут быть изменены любыми законами. Время сам текст Конституции содержит указания о необходимости принятия ряда законов, которые будут способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Конституция и законы Украины регулируют важнейшие общественные отношения и закрепляют: основы конституционного строя и государственного устройства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; формы и виды собственности, основы уголовного, административного, гражданского, семейного и других отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве.

Государственная служба должна развиваться и реформироваться на основе определенных Конституцией Украины основ (рис. 3.1):

основ конституционного строя;

прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

института президентства;

института законодательной власти;

института исполнительной власти;

института судебной власти;

института прокуратуры;

института местного самоуправления.

Рис. 1. Принципи та правовий статус державної служби

Институциональные положения государственной службы, так или иначе устанавливают государственно-служебные отношения, располагаются в разных разделах Конституции Украины.

Ст. 38 раздела II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Украины предусматривает право граждан участвовать в управлении государственными делами. В частности, она определяет равное для всех граждан право доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления. Эти конституционные положения соответствуют Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и необоснованных ограничений, право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. При приеме на государственную службу не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания или другими признаками, а также других обстоятельств для граждан, чья профессиональная подготовка соответствует требованиям по соответствующей должности.

Право граждан участвовать в управлении государственными делами обеспечивается также возможностью избирать и быть избранным в органы государственной власти и органов местного самоуправления.

В Конституции определены также другие формы участия граждан в управлении делами государства. Согласно ст. 36 граждан Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные объединения для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, культурных и других интересов. Политические партии, в свою очередь, способствуют формированию и выражению политической воли граждан.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства обеспечивается также другими правами:

собираться мирно и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления (ст. 39);

направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органов местного самоуправления и должностных и служебных лиц этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок (ст. 40);

на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов (ст. 44);

на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55);

обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 55);

обращаться после использования всех национальных средств правовой защиты для защиты своих прав и свобод в соответствующие судебные органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (ст. 55);

на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст. 56).

Все права и свободы равны как для мужчин, так и для женщин. Предоставления женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической деятельности обеспечивается ст. 24 Конституции Украины. В сфере государственной службы это равенство должно исключать дискриминацию женщин, поступающих на службу, проходят службу или продвигаются по ней.

Конституция Украины (ст. 92) установила, что исключительно законами Украины определяются основы государственной службы, организация и деятельность органов исполнительной власти, основы местного самоуправления.

Конституция Украины в значительной степени регулирует вопросы, связанные с определением и реализацией правового статуса государственных служащих.

Правовой статус государственных служащих является одним из основных элементов правового института государственной службы. Другие структурные образования последнего призваны обеспечивать функционирование профессионального кадрового персонала, они конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и дают возможность в полной мере реализовать его потенциал.

Правовой статус государственных служащих включает следующие составляющие: способы замещения должностей; нормирования и организации труда, требования, предъявляемые к государственным служащим, и гарантии государства, права, обязанности, ограничения и запреты по должности; прохождения службы (аттестация, повышение по службе, присвоении ранга, специального звания и т.п.), меры стимулирования и ответственности.

Конституция Украины определяет два способа замещения должностей (в разных процедурах и соотношениях): выборность и назначение.

Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет (ст. 103).

Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины по согласию Верховной Рады Украины, а вопрос прекращения полномочий и отставки относятся к компетенции Президента Украины (ст. 106, п. 9). Члены Кабинета Министров Украины, руководители других центральных органов исполнительной власти и главы местных государственных администраций назначаются по представлению Премьер-министра Украины и прекращают свои полномочия по решению Президента Украины (ст. 106, п. 10). Назначение на должности и освобождение от должностей по согласованию с Верховной Радой Украины председателей Антимонопольного комитета Украины, Фонда государственного имущества Украины, Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины является полномочиями Президента Украины (ст. 106, п. 14). По такой же процедуре назначается Председатель Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Президент также назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности (ст. 106, п. 11), назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях (ст. 106, п. 5 ) назначает половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (ст. 106, п. 13), назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины (ст. 106, п. 17), назначает треть Конституционного Суда Украины (ст. 106, п. 22).

Верховная Рада Украины осуществляет: назначение на должности и освобождение от должностей Председателя и других членов Счетной палаты (ст. 85, п. 16), Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 85, п. 17), назначение половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (ст. 85, п. 20), назначение на должность и прекращение полномочий членов Центральной избирательной комиссии по представлению Президента Украины (ст. 85, п. 21), назначение трети состава Конституционного Суда Украины (ст. 85 , п. 26), назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата Верховной Рады Украины и структуры ее аппарата (ст. 85, п. 35).

Заместители руководителей центральных органов исполнительной власти назначаются указами Президента Украины.

Заместители председателей местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями этих органов в установленном порядке.

Другие государственные служащие назначаются и освобождаются от должностей руководителями органов в определенном Законом Украины «О государственной службе» порядке.

Конституция Украины также определяет определенные условия назначения на должности, в частности принятие присяги.

При вступлении в должность Президент Украины, как глава государства (ст.102), присягу, текст которой содержит ст. 104 Конституции Украины. Она выражает такой принцип службы, как верность Украине, поскольку все должностные лица, которые по закону присягу, клянутся защищать суверенитет и независимость Украины, исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников, отстаивать права и свободы граждан. Итак, Конституция устанавливает принцип верности Президента Украины своем государстве и принцип доверия народу, который избрал его на должность.

Конституцией Украины также устанавливаются определенные ограничения на занятие должностей. Так, ст. 78 определяет, что народные депутаты не могут иметь другого представительского мандата или состоять на государственной службе. Цель этого конституционного положения - предотвратить зависимости народных депутатов от любых органов государственной власти или личных интересов других лиц. Посредством этого положения реализуется принцип разделения властей, согласно которому одной и той же лицу запрещается выполнять функции законодательной и исполнительной власти.

Государственные служащие имеют определенный правовой статус. Для государственного служащего определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы. Они реализуют предоставленные им полномочия, функции как внутри органа государственной власти, так и по внешним субъектов права (граждан, других организаций и т.п.).

Права государственных служащих как составной фактор их правового статуса основываются на конституционных правах граждан Украины.

Конституцией Украины для государственных служащих, как и для всех граждан Украины, устанавливаются: право на уважение его достоинства (ст. 27), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29); гарантия на неприкосновенность жилища (ст. 30), другие права и гарантии, определенные статьями: 31-35, 43, 45-49, 53, 59.

Конституция Украины предусматривает возможность некоторого ограничения прав и свобод человека и гражданина. Однако стоило дополнить ее указанием на возможность установления ограничений прав и свобод гражданина конкретными конституционными законами не только в условиях чрезвычайного положения.

Правовой статус государственных служащих зависит от условий, в которых проходит государственная служба. Поэтому особенности статуса государственных служащих могут определиться также ситуацией, возникшей: например, введение режима чрезвычайного или военного положения; объявления мобилизации, другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание статуса государственного служащего может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права, для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности.

Специфика выполняемых служащими задач и функций государства определяет особенности правового статуса различных категорий должностей государственных служащих.

Важнейшей предпосылкой построения правового государства, с одной стороны, является выполнение государственными служащими своих функций на основе принципа политического нейтралитета. Почти все развитые в экономико-правовом отношении государства всегда пытаются сформировать такой государственный аппарат, который был бы свободен от влияния извне. Поэтому основная задача государственных служащих в этих странах состоит в том, чтобы реализовать государственные решения, принятые в установленном порядке.

Принципиальной чертой, характеризующей современное правовое государство, является наличие многопартийной системы. Согласно ст. 36 Конституции Украины признается политическая разнообразие, многопартийность. Следовательно закономерно возникает вопрос о соотношении государственной службы как практической профессиональной деятельности государственных служащих и возможности для них быть членами различных политических партий.

В условиях столкновения интересов организованных социальных групп и их разнонаправленного влияния нужна независимая государственная служба, которая является сторонником интересов всего общества и государства в целом и одновременно стремится справедливого и взвешенного учета групповых интересов. Государственный служащий обязан нести свою службу в интересах человека и гражданина, всего общества. Государство, в свою очередь, должна в полной мере гарантировать такую службу и иметь право доверять ее осуществления государственным служащим.

В странах с развитой правовой системой, т.е. в условиях гарантированного и устойчивого правопорядка, в органах государственной власти существуют два вида служащих - политические чиновники и чиновники-специалисты. Политические чиновники сходят с государственной арены с приходом к власти представителей других партий, которые формируют новый правительственный кабинет. Чиновники-специалисты постоянно выполняют задачи и функции государства независимо от того, какие политические изменения происходят в государстве, в структурах управления при регулярной смене власти. В этом проявляются такие принципы профессиональной службы на Западе, как пожизненности службы и практическая несменяемость на службе. Эти чиновники обычно имеют очень высокий уровень профессионально-административной подготовки и нередко превосходят в этом своих руководителей - политических чиновников. Следовательно, они обеспечивают непрерывность служебно-управленческого процесса.

«Настоящий» государственный служащий должен быть вне политики. Если государственная служба - это профессия, это уже не политика, а решение практических задач. Должностные обязанности такой чиновник выполняет беспристрастно, несмотря на свои политические пристрастия и убеждения.

Законом Украины «О государственной службе» установлено, что государственным служащим запрещается быть связанными решениями партий, политических движений и других общественных объединений, принимать участие в забастовках, а также «совершать действия, препятствующие нормальному функционированию государственного органа» (ст. 16). Следовательно, это также определяет круг политических правоограничений государственных служащих.

Государственная служба должна гарантировать непрерывность государственных действий даже в случае постоянного изменения соотношения политических сил в обществе. Поэтому государственная служба должна быть положена и в основу парламентской демократии.

Гражданин, поступает на государственную службу, добровольно соглашается на отдельные ограничения своих конституционных прав и свобод, становится нормой, основой для всей системы государственной службы. В этом и заключается принцип внепартийности (политического нейтралитета) государственной службы.

Конституция Украины как источник законодательства о государственной службе заложила подход к ней извне, из более высокого, общегосударственного уровня. Государственная служба представляет собой целостное явление, один из многочисленных аспектов общественной жизни, нормируется конституционными положениями. Конституция заложила основы самой государственной службы и законодательства о ней и пути его развития.

Закон Украины «О государственной службе» регулирует весь комплекс наиболее определяющих вопросов и аспектов государственной службы изнутри, иными словами, определяет конкретные принципы ее организации, функционирования, места в системе общественных отношений, правовое положение государственных служащих. Он является той базой, на основании которой принято целый ряд нормативно-правовых актов, окончательно нормировали вопросы формирования, реализации и прекращения государственно-служебных отношений государственными служащими, их статуса, карьеры, классификации, прав, обязанностей, полномочий, ответственности, материального и социально-бытового обслуживания и т.п.

Надо отметить, что законы сами по себе не имеют возможности решать конкретные проблемы по причине обобщающего характера и наличия определенных закономерностей в общественных отношениях. Тем более, государственная служба развивается и требует оперативного регулирования. Оно осуществляется нормативными актами Президента и Кабинета Министров Украины.

2 Цели, задачи и функции государственной службы

Исходные позиции концепции развития государственной службы определяются необходимостью предоставления системного характера преобразованиям в сфере государственной службы, сосредоточив основное внимание на институционально-правовых аспектах института государственной службы. Успешное внедрение мероприятий этого направления позволит укрепить правовой фундамент единой системы государственной службы. При этом система, развивается, не только должна стать отлаженной во всех ее звеньях, высокопрофессиональной, результативной, стабильной и авторитетной, но и гарантировать демократический характер взаимоотношений государственного аппарата и государственной службы с гражданами и всеми институтами гражданского общества, ввести конституционный принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Составными элементами системы государственной службы являются: цели, задачи и функции государственной службы.

Системность государственной службы предусматривает раскрытие системообразующему фактора как определяющей характеристики системы.

Концепция административной реформы основными целями и задачами государственной службы определяет:

охрану конституционного строя;

создание условий для развития открытого гражданского общества;

защита прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в соответствии с их полномочиями и компетенцией путем предоставления профессиональных управленческих услуг политическому руководству этих органов и общественности.

Главные цели и задачи государственной службы, определяющие процесс ее функционирования в целом, требуют определенной существенной конкретизации, которая позволит определить цели и задачи отдельных подсистем и установить критерии их достижения. Целесообразно определить следующие цели:

обеспечения достижения целей и выполнения задач и функций государства;

обеспечения стабильности в политической, экономической и социальной сферах, предусматривающий введение политики и механизмов политического и социального партнерства;

подготовка проектов и выполнение политических решений, которые будут приниматься Президентом Украины, парламентом, высшим органом исполнительной власти;

обеспечение общественного благосостояния;

другие.

Конкретизируя вышесказанное, основными задачами государственной службы можно назвать следующие:

защита прав, свобод и законных интересов граждан;

охрана конституционного строя Украины, создание и обеспечение условий для развития гражданского общества, политического и социального партнерства;

формирование общественно-политических и правовых условий для практического достижения целей и осуществления задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления;

обеспечения эффективного функционирования механизма государства и государственного аппарата;

комплектования персонала органов государственной власти высококвалифицированными специалистами, способными профессионально выполнять свои должностные обязанности;

усовершенствования условий профессиональной деятельности государственных служащих;

обеспечения действия принципа прозрачности в деятельности государственных служащих и государственного аппарата, соблюдения законности, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции и других негативных явлений в государственной службе;

обеспечения надлежащего функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

создание социальных, информационных, материально-финансовых и других условий, необходимых для деятельности персонала органов государственной власти и местного самоуправления, в частности, создание и поддержание благоприятных межличностных отношений, которые бы обеспечивали развитие положительных личностных качеств работников, их способностей и эффективность управленческого труда;

усовершенствование порядка отбора кадров, продвижения по службе, проведение аттестаций, присвоении рангов, стимулирование к добросовестной работы и ответственности и т.п..

Государственная служба как социально-правовой институт должен обеспечивать стабильность управления и играть роль стабилизатора социально-политической жизни, решая политические конфликты и уравновешивая действия различных политических сил (обеспечение политического партнерства).

Цели и задачи государственной службы обуславливают раскрытия системно-функционального аспекта государственной службы как системы.

Функции государственной службы - это основные направления деятельности государственной службы по ее кадрового, нормативно-правового и научного обеспечения, а также обеспечения реализации общих направлений политики в сфере государственной службы.

Функции государственной службы обусловлены объективными закономерностями. Содержание каждой функции определяется целями, стоящими перед государством и государственным управлением, и спецификой объекта государственного управления, особенностями государственно-служебных полномочий, сферы деятельности и должностных обязанностей государственных служащих и т.д..

Рассматривая виды и классификация функций государственной службы, целесообразно перечислить важнейшие для современного этапа функции:

правотворческая, то есть разработка и принятие правовых актов, повышение качества нормотворческой деятельности органов государственной власти;

организационная, т.е. создание системы государственной службы и поддержание в ней порядка и законности, развитие кадровой политики и правового, экономического, социального, организационного и культурного институтов государственной службы;

регулировочная, то есть разработка и реализация политики, направленной на создание конкретных государственных программ; регулирования хозяйственной жизни в стране, управление предприятиями и учреждениями государственного сектора; регулирования деятельности предприятий негосударственного сектора;

Обеспечительные-восстановительная, т.е. обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

принуждения, т.е. применение государством установленных в законодательстве мер государственного принуждения в строго определенных ситуациях как необходимый элемент демократического правового порядка;

контроля, т.е. обеспечение государственного контроля и надзора в сфере управленческой деятельности государства.

Функции государственной службы можно разделить на основные и специфические. В свою очередь, основные и специфические функции делятся на общие, специальные и вспомогательные.

Основные функции государственной службы - это общие, типичные, такие, которые характерны для всех управленческих связей, такие, обеспечивающих достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления, такие, определяющие взаимодействие между субъектами и объектами управления.

Основные общие функции государственной службы предложены Ю. М. Старилов. Вместе с тем, применение теории системного подхода обосновывает их конкретизацию. К ним относятся:

информационное обеспечение деятельности органов государственной власти, т.е. сбора, получения, обработка и анализ информации, необходимой для осуществления государственно-управленческой деятельности;

прогнозирования целей и моделирование развития механизма государства, государственного аппарата, государственной службы, органов государственной власти, стандартов государственного управления;

прогнозирования, то есть научно обоснованное предвидение целей в развитии и в результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственной службе на основе полученных данных, достижений научного анализа, профессионального опыта и практики;

планирование как определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей тех или иных процессов в системе государственного управления, функций государства (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьба с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.п.), направленных на достижение предварительно определенных целей, разработка целей и задач, направлений развития и реформы всей государственной деятельности и государственной службы;

организация как формирование системы государственной службы на базе установленных целей, принципов и подходов к этому процессу, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, определение их компетенции, взаимоотношений взаимосвязи, организация в узком смысле - это упорядочение структуры функций и полномочий органов государственной власти, структуры самих органов, штатов, персонала, процессов государственного управления;

руководство - установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий органов государственной власти, управляемых объектов;

координация - согласование деятельности различных структур государственного механизма для достижения общих целей и задач государства;

распорядительство, т.е. оперативное регулирование режима должной государственной деятельности; в узком смысле - это текущие указания руководящими государственными служащими;

контроль - определение соответствия или несоответствия фактического состояния государственной службы, ее структуры и конкретных действий государственных служащих потребностям социально-экономического развития государства;

учет - фиксация и анализ информации относительно полномочий и перечень органов государственной власти, государственных управленческих решений, реестра должностей государственных служащих, кадрового состава государственной службы, результатов реализации государственно-служебных отношений и т.д..

Одной из важнейших функций государственной службы, возникшая с принятием Конституции Украины, которая установила многопартийную систему в Украине, политическая функция. Через эту функцию государственная служба реализует государственную политику, выработанную Президентом, Парламентом и Высшим органом исполнительной власти. Государственная служба призвана обеспечить стабильное государственное управление и уравновесить действия различных политических сил. Государственный служащий выполняет свой служебный долг в интересах государства, а она должна гарантировать стабильную государственную службу.

Главные общие функции государственной службы, по Концепции проведения в Украине административной реформы, следующие:

обеспечение реализации государственной политики в управлении общественными процессами;

привлечения к государственной службе и удержания на ней наиболее компетентных и преданных делу кадров;

построение карьеры и продвижения по службе на основе личных качеств, заслуг и результатов работы государственных служащих;

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала государственной службы;

осуществление эффективного управления государственной службой;

обеспечения связей с общественностью.

Вместе с тем, перечень основных идей относительно функций государственной службы, изложенный в Концепции, должен быть дополнен некоторыми общими функциями, уточняют функциональную реализацию целей и задач государственной службы, а именно:

осуществление государственной кадровой политики в сфере государственной службы;

разработка нормативно-правового обеспечения государственной службы;

планирование и прогнозирование развития персонала государственной службы;

анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти и местного самоуправления;

нормативно-правовое и организационное обеспечение комплектования персонала органов государственной власти и местного самоуправления с учетом способностей, профессиональных достижений, личностных и моральных качеств служащих;

создания и ведения реестра органов государственной власти, местного самоуправления и реестров государственных должностей и должностей государственных служащих;

разработка и внедрение современных типовых схем управления и их методического обеспечения;

создание и ведение функционального классификатора органов государственной власти и органов местного самоуправления;

создание и внедрение механизмов защиты прав и интересов государственных служащих;

информирования общественности о деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и государственных служащих;

контроль за соблюдением законодательства о государственной службе и деятельностью ее персонала.

Специфические общие функции государственной службы, с одной стороны, касаются деятельности персонала органов государственной власти, связанной с осуществлением государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка, общественного порядка, проведения налоговой политики и т.д., а с другой - могут рассматриваться как регулятивный или иной организационное воздействие ( деятельность), который предусматривает ограниченное и целесообразным вмешательство в сферу экономики и социально-культурного строительства, где нередко объекты управления не принадлежат государству и имеют значительную самостоятельность в выборе решений и их реализации.

Вспомогательные функции государственной службы - это обслуживание деятельности государственных организаций в рамках основных и специфических общих и специальных функций. Это - делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.п..

Специальные функции государственной службы отражают особенности объекта управления (например, методическое, техническое руководство, специальный государственный надзор). Специальные функции могут дополнить общие функции, где их недостаточно. Так, специальная функция изучения общественного мнения дополняет такие функции, как информационное обеспечение, прогнозирование, планирование, организация управления.

Перечень специальных функций государственной службы определить довольно трудно, поскольку орган государственной власти имеет много направлений деятельности, которая обеспечивает выполнение основных задач этого органа. К специальным функциям государственной службы можно отнести:

разработку и введение нормативов численности материальных, финансовых и трудовых затрат органов государственной власти;

обоснование финансовых и других материальных затрат на содержание персонала органа;

выработка критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих;

разработку нормативных правовых актов, определяющих государственно-служебные отношения или иные правоотношения в органах государственной власти со специальным статусом.

Но есть и другие подходы к классификации функций.

3 Основные принципы государственной службы

Проведение административной реформы в Украине обусловливает повышение роли и значения государственной службы как эффективного инструмента, который обеспечит реализацию задач и функций государственного управления в демократическом, правовом, а также светском государстве. В содержательном плане государственная стратегия кадрового обеспечения административной реформы в значительной мере направлена на эффективное использование человеческих ресурсов Украины на основе всестороннего развития личности, повышения ее профессионализма, эффективной реализации ее способностей и личных интересов в трудовой деятельности. Развитие государственной службы должно осуществляться на принципах законодательно признанных принципов государственной службы. Последние определяют основные черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы.

Принципы государственной службы обусловлены конституционно определенными принципами государства, государственного, государственного управления, государственного механизма и государственного аппарата.

Конституционное и законодательное установление принципов государственной службы обусловливает функционирование органов государственной власти, профессиональную деятельность государственных служащих, постоянство правового регулирования государственно-служебных правоотношений, а также обоснование тенденций развития законодательства и нормативных актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Принципы государственной службы как научная категория определяют исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства, наиболее характерные черты организации и функционирования не только самой государственной службы, но и всей системы государственного аппарата, судопроизводства и прокуратуры, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри всего механизма государства. Они закладываются в основу формирования и функционирования органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, прокуратуры).

Принципы государственной службы охватывают все правовые, организационные, функциональные и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы.

Обобщая, можно сказать, что принципы государственной службы - это такие основополагающие идеи, установки, положения, отражающие объективные закономерности и обоснованные направления реализации целей, задач и функций государства, органов всех ветвей власти, прокуратуры, полномочий и обязанностей государственных служащих .

Принципы государственной службы объективно:

определяют сущность государственной службы, ее важнейшие черты;

освещают общий характер управленческой, нормо-проектной, организационно-распорядительной, консультативно-совещательного и другие стороны деятельности государственных служащих;

устанавливают закономерности в системе организации и функционирования государственной службы;

обусловливают значимость, законность и социальную ценность правоотношений, возникающих в системе государственной службы;

отражают объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных правоотношений;

закрепляют упомянутое в нормах правового института государственной службы.

Принципы государственной службы определяются Конституцией Украины, Законом Украины «О государственной службе», другими законодательными и нормативными актами. Они реализуются через практическую профессиональную деятельность государственных служащих.

Объективные закономерности деятельности органов государственной власти, прокуратуры нашли свое выражение в комплексе принципов государственной службы. Как и принципы государственного управления, их целесообразно классифицировать на конституционные и организационно-функциональные.

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции Украины и конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационно-функциональные принципы отражают принципы построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата.

К конституционным принципам следует отнести:

принцип служения народу Украины;

принцип верховенства Конституции Украины и законов над иными нормативно-правовыми актами;

принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

принцип демократизма и законности;

принцип гуманизма и социальной справедливости;

принцип единства государственной власти;

принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

принцип равного доступа граждан к государственной службе;

принцип политической нейтральности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.

Организационно-функциональные принципы государственной службы можно отнести к категориям положений, которые установлены в специальных законодательных и других актах о государственной службе и которые определяют специфические отношения государственно-служебного характера.

К ним относятся:

принцип обязательности выполнения для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Украины;

принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

принципы профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу государственных служащих;

принцип прозрачности в осуществлении государственной службы;

принцип персональной ответственности государственных служащих за решения, которые они готовят и принимают, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

принцип соблюдения прав и законных интересов органов местного самоуправления;

принцип соблюдения прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан;

принцип стабильности кадров государственных служащих в органах государственной власти;

принцип социальной защищенности государственных служащих.

С точки зрения организации и функционирования государственной службы все рассмотренные принципы можно разделить на две группы:

принципы организации государственной службы;

принципы ее практического функционирования.

Зависимости от места в структуре правового института государственной службы можно выделить отраслевые и конкретно институциональные принципы. Принципы государственной службы могут распространяться на весь институт государственной службы, а могут характеризовать его отдельные структурные элементы. Например, конституционный принцип равенства граждан при поступлении на государственную службу является общим принципом работников государственной службы, поскольку он создает основы для создания государственно-служебных отношений, а принцип объективной оценки при проведении аттестации работника - отраслевому принципу государственной службы, который действует только в период существования государственно-служебных отношений.

Одним из основополагающих принципов государственной службы является принцип профессионализма, определен ст. 3 Закона Украины «О государственной службе».

Профессия - это род деятельности, занятий лица, обладающего комплексом специальных профессиональных знаний и практических профессиональных умений и навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной профессиональной подготовки, а также опыта работы.

Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности.

Относительно государственной службы профессионализм - это прежде всего способность государственного служащего, коллектива государственных служащих определять с учетом условий и реальных возможностей наиболее эффективные пути и способы реализации поставленных перед ними задач в рамках нормативно определенных полномочий.

Структурно профессионализм государственной службы на уровне органа государственной власти формируется в систему:

по организации и функционирования государственной службы на основе современного научного знания и передового опыта, творческого использования профессиональных знаний, умений и навыков всех служащих;

с оптимально возможного проявления способностей, личных качеств служащих на основе их рационального использования на должностях, создание наиболее дееспособных коллективов;

с наиболее полного использования профессионально-творческого кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления.

Относительно государственных служащих их профессионализм прежде всего предполагает наличие высшего образования (квалификации специалиста или магистра) по специальности, что является соответствующей управляемой сфере. Государственные служащие должны также получить определенную профессиональную подготовку в области государственного управления, государственной службы, конституционного, административного и других отраслей права, экономики.

Принцип профессионализма заключается в том, что государственный служащий выполняет свои обязанности на профессиональной основе, т.е. выполняет основную работу, за что получает заработную плату из государственных средств. Поскольку функциональные обязанности должностей государственных служащих имеют определенную профессиональную направленность, то государственный служащий должен иметь высшее образование по специальности, соответствующей требованиям профессионально-квалификационной характеристики. Профессионализм государственного служащего призван обеспечить качественное выполнение должностных обязанностей, стабильность государственной службы, постоянную готовность к подготовке и реализации решений из сложных задач, возможность повышения своей квалификации и т.д..

Принцип профессионализма государственных служащих является ведущей основой при организации и функционировании государственной службы. Это не только одна из ведущих требований, определяющий формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимая правовая требование, без которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий.

Профессионализм государственных служащих можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае речь идет о необходимости получения высшего образования с квалификацией специалиста или магистра, что позволит выполнять не только профессиональные функции, но и общие функции управления. На сегодня можно утверждать, что занятие должностей государственных служащих I-IV категорий требует наличия научных степеней или, как минимум, квалификации магистра государственного управления. Во втором случае предполагается качественное выполнение специальных заданий и функций, характерных для конкретного вида государственной управленческой деятельности, отрасли или сферы управления.

Требования, предъявляемые в современных условиях к уровню профессиональной подготовки государственных служащих, достаточно высоки. Закон Украины «О государственной службе» фиксирует необходимость наличия профессиональной подготовки для государственных служащих, не конкретизируя необходимый уровень их квалификации. Требования к образовательно-квалификационного уровня и специальности должны быть определены профессионально-квалификационными характеристиками должностей государственных служащих.

Профессионализм как принцип подбора, расстановки и продвижения по службе кадров одинаково важен для органов всех ветвей власти. Вместе с тем, в органах исполнительной власти он имеет свое специфическое содержание, особые черты и формы проявления.

Самой природой исполнительной власти, непосредственной организующей и практической ролью и направленностью определяются полномочия органов исполнительной власти. С учетом этого должны формироваться конкретные требования относительно профессионализма деятельности органов вообще и их служащих.

Отрасли и сектора экономики, сферы государственного управления требуют высокого «отраслевого» профессионализма. Служащим разного профиля органов (министерств, государственных комитетов и т.д.) и разных уровней (центральные органы, территориальные органы центральных органов, местные органы исполнительной власти) нужны значительной степени различные знания, профессиональные умения и навыки.

Принцип профессионализма государственной службы имеет соответствующую законодательную и другую нормативную базу. Прежде всего это нормы Конституции Украины, правовые нормы Закона Украины «О государственной службе», других законов Украины, регулирующих прохождение службы в органах, на которые распространяется действие Закона Украины «О государственной службе». В них тем или иным путем рассматриваются различные аспекты принципа профессионализма, в том числе и компетентности в государственной службе.

Реализация принципа профессионализма в первую очередь требует постоянного профессионального развития персонала государственной службы, что должно обеспечиваться активным функционированием, высокой степенью организации и научно-методического руководства системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Их обучение можно рассматривать как долгосрочный процесс, сложный по содержанию, динамический зависимости от социально-экономического положения государства, должно осуществляться дифференцированно, учитывая профессиональные обязанности и полномочия государственных служащих согласно целей и задач органов государственной власти и местного самоуправления.

Принцип профессионализма в обучении государственных служащих должен стать ведущим. Если конкретно рассматривать вопрос о содержании обучения, то согласно действующих нормативных актов и рекомендаций Научно-методического совета при Нацгосслужбе Украины обучения государственных служащих по профессиональным программам повышения квалификации предусматривает отведение не менее 50% учебного времени на усовершенствование, развитие и обновление именно профессиональных практических умений и навыков на конкретной должности.

В профессиональном развитии работников государственного аппарата важно максимально использовать практику служебной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25783. Пороки развития наружного, среднего и внутреннего уха. Слуховые расстройства при данных заболеваниях 15.41 KB
  Очень часто сочетаются с врождёнными пороками развития. Врожденные пороки развития наружного уха: анотия врождённое отсутствие ушной раковины; микротия – недоразвитие ушной раковины например нет только мочки; деформация ушной раковины например обезьяньи уши – оттопырены; атрезия – заращение наружного слухового прохода. Врожденные пороки развития среднего уха: заполнение барабанной полости косной тканью; отсутствие слуховых косточек; сращение слуховых косточек.
25784. Заболевания наружного уха. Атрезии. Инородные тела уха. Серная пробка 16.29 KB
  Заболевания наружного уха. Инородные тела уха. Заболевания наружного уха отиты. Перихондрит ушной раковины воспаление надхрящницы воспалительный процесс локализуется в области ушной раковины не захватывая мочку уха проявляется покраснением припухлостью болезненностью.
25785. Острый и хронический катары среднего уха. Механизм их возникновения. Острый гнойный отит. Хроническое воспаление среднего уха. Осложнение при острых и хронических средних отитах 15.97 KB
  Хроническое воспаление среднего уха. Катар среднего уха – это негнойное воспаление слуховой трубы при котором нарушается ее функция. Воздух в полость среднего уха не поступает что ведет к понижению давления в ней и втяжению барабанной перепонки.
25786. Отосклероз. Характер слуховых расстройств при разной локализации отосклеротического процесса 14.84 KB
  Снижение слуха по типу нарушения звукопроводящей функции что обычно бывает обусловлено фиксацией основания стремени в окне преддверия внутреннего уха относят к тимпанальной форме отосклероза. Если очаг локализуется в области окна улитки или в улитке происходит понижение слуха по типу нарушения звуковосприятия смешанная и кохлеарная формы отосклероза. Иногда заболевание развивается быстро скоротечная форма что обычно наблюдается в подростковом возрасте а также при наследственном характере отосклероза.
25787. Воспаление внутреннего уха, характерные особенности воспаления, исход болезни, остаточные явления 15.21 KB
  В силу своего глубокого расположения в костном лабиринте воспаления внутреннего уха лабиринтиты как правило носят характер осложнений воспалительных процессов среднего уха или мозговых оболочек некоторых детских инфекций кори скарлатины эпидемического паротита. Результатом ограниченного гнойного лабиринтита является частичная потеря слуха на те или иные тоны в зависимости от места поражения в улитке. Развивающийся в этих случаях сухой лабиринтит протекает без гнойного воспаления и обычно не ведёт к гибели нервных элементов...
25788. Неврит слухового нерва. Центральное поражение слухового анализатора 15.55 KB
  Центральное поражение слухового анализатора. Поражения проводникового отдела слухового анализатора могут возникать на любом его отрезке. Наиболее частыми являются невриты слухового нерва под которыми понимается воспалительное поражение не только ствола слухового нерва но и поражения нервных клеток входящих в состав спирального нервного узла находящегося в улитке.
25789. Профилактика слуховых нарушений у детей и взрослых. Влияние шума на организм 16.53 KB
  Влияние шума на организм. Влияние шума на организм. Под воздействием шума превышающего 85–90 дБ в первую очередь снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Человек работая при шуме привыкает к нему но продолжительное действие сильного шума вызывает общее утомление может привести к ухудшению слуха а иногда и к глухоте нарушается пищеварение происходят изменения объема внутренних органов.
25790. Строение носа и носовой полости 16.4 KB
  В центре носовой полости перегородка которая делит её пополам. Каждая половина носовой полости имеет 4 стенки: 1. Под носовыми раковинами имеются углубления которые называются верхний средний нижний носовой ход.
25791. Строение рта и ротовой полости 15.28 KB
  Передняя часть языка подвижна. Задняя часть языка неподвижна корень. Посередине языка проходит волокнистая перегородка. Поверхность языка имеет вкусовые рецепторы которые расположены в сосочках языка.