95598

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

Лекция

Политология и государственное регулирование

Многие теоретических понятий характеристики свойственные для государственной службы в целом присущи и для муниципальной. Каждый вид государственной службы имеет свое правовое оформление характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом. Гражданская служба в свою очередь делится на два вида: гражданская общая...

Русский

2015-09-24

130 KB

0 чел.

Тема 7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

1 Виды государственной службы. Критерии классификации

В научной литературе чаще всего государственную службу классифицируют как публичную службу и разделяют на два вида (рис.1):

государственную службу;

муниципальную службу (для Украины - служба в органах местного самоуправления).

Многие теоретических понятий, характеристики, свойственные для государственной службы, в целом присущи и для муниципальной.

Государственная служба и служба в органах местного самоуправления объединяют субъектов государственно-служебных отношений тем, что они функционируют на профессиональной основе и выполняют задачи этих органов, входящих в структуру механизма государства.

Рис. 7.1. Публичная служба и ее виды

В соответствии с компетенцией нормирования процедуры назначение на государственную службу и увольнение с нее осуществляется также актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

В свою очередь, государственная служба зависимости от ветвей власти подразделяется на следующие виды:

в аппарате единого органа законодательной власти;

в органах исполнительной власти;

в судебных органах и органах прокуратуры.

Каждый вид государственной службы имеет свое правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом.

Государственная служба также классифицируется как гражданское и милитаризованная. Гражданская служба, в свою очередь, делится на два вида: гражданская общая служба - осуществление общих, стандартных функций, характерных для любого вида государственной службы, которая не отличается отраслевой спецификой; гражданская специальная служба - ее реализация устанавливается особыми правовыми актами, по которым государственные служащие занимают определенные должности в государственных органах конкретной, специальной компетенции, что отражается на практической деятельности персонала (например, судейская, железнодорожная, нотариальная, дипломатическая служба и др.). Для милитаризованной службы характерны защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан, порядка управления, основных прав граждан.

Отдельным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Украины присущи определенные структурные особенности государственной службы.

Чтобы понять особенности различных видов государственной службы, необходимо рассмотреть сущность, роль, структуры, организации, задачи, права, обязанности, ответственность каждого такого органа исполнительной власти, прохождения службы, статусе и социальной и правовой защите ее работников, и в первую очередь в таких органах государственной власти Украины:

военная служба;

органы прокуратуры;

аппарат судов;

служба безопасности;

органы внутренних дел (милиции);

органы налоговой службы;

органы таможенного контроля;

дипломатическая служба.

Рассмотрим несколько видов государственной службы.

1. Согласно действующему законодательству в систему органов государственной налоговой службы относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах (далее - органы государственной налоговой службы).

В составе органов государственной налоговой службы есть соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (далее - налоговая милиция).

Государственная налоговая администрация Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий может создавать межрайонные (на два и больше районов), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции и в их составе соответствующие подразделения налоговой милиции.

В Государственной налоговой администрации Украины и государственных налоговых администрациях областного уровня создаются коллегии. Численность и состав коллегии Государственной налоговой администрации Украины утверждается Кабинетом Министров Украины, а коллегий государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе - Государственной налоговой администрацией Украины.

Органы государственной налоговой службы Украины в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине», другими законами и нормативно-правовыми актами органов государственной власти, а также решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, изданными в пределах их полномочий.

Согласно Закону Украины «О государственной налоговой службе в Украине» задачами органов государственной налоговой службы являются:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством;

внесения и установление порядка предложений по усовершенствованию налогового законодательства;

принятия в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов, методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

формирование и ведение Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей и единого банка данных о налогоплательщиках - юридических лиц;

разъяснения законодательства по вопросам налогообложения среди налогоплательщиков;

предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, прекращение расследования и производства по делам об административных правонарушениях.

Кроме перечисленных функций государственные налоговые инспекции районного уровня организуют в пределах своих полномочий работу по обеспечению охраны государственной тайны в органах государственной налоговой службы, а также выполняют другие функции, связанные с осуществлением соответствующими подразделениями налоговой милиции полномочий, предусмотренных ст. 21 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»

Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции.

Задачами налоговой милиции являются:

предотвращение преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование и производство по делам об административных правонарушениях;

розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, других платежей;

предотвращения коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов;

обеспечение безопасности деятельности работников органов государственной налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с выполнением служебных обязанностей.

2. Согласно Закону Украины «О милиции» милиция Украины - это государственный вооруженный орган исполнительной власти, защищающий жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Основными задачами милиции являются:

обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов;

предотвращение правонарушений и их пресечение;

охрана и обеспечение общественного порядка;

выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;

обеспечения безопасности дорожного движения;

защита собственности от преступных посягательств;

исполнения уголовных наказаний и административных взысканий;

участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в исполнении возложенных на них законом.

Деятельность милиции, как и любого другого государственного органа исполнительной власти, строится на определенных принципах: законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями, населением.

Деятельность милиции является гласной. Она информирует органы власти и управления, трудовые коллективы, общественные организации, население и средства массовой информации о своей деятельности, состоянии общественного порядка и мерах по его укреплению. Не подлежат разглашению только сведения, составляющие государственную или служебную тайну.

При исполнении служебных обязанностей сотрудники милиции независимы от влияния каких-либо партий и движений. В подразделениях милиции не допускается деятельность политических партий, движений и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Правовой основой деятельности милиции являются: Конституция Украины, Закон Украины «О милиции», другие законодательные акты Украины, постановления Верховной Рады, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, акты Министерства внутренних дел Украины, Общая декларация прав человека, международные правовые нормы, ратифицированные в установленном порядке.

Милиция является единой системой органов, которая входит в структуру Министерства внутренних дел Украины, выполняет административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную (на договорных началах) функции.

3. Государственная таможенная служба Украины (Гостаможслужба Украины) является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере таможенного дела. Ее деятельность направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Гостаможслужба Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, Положением «О Государственной таможенной службе Украины», актами Президента и Кабинета Министров Украины.

Гостаможслужба Украины обобщает практику применения законодательства, разрабатывает предложения о совершенствовании законода-ства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины или Кабинета Министров Украины. В пределах своих полномочий Гостаможслужба Украины организовывает выполнение актов законодательства, осуществляет систематический контроль за их реализацией.

Основными задачами Гостаможслужбы Украины:

обеспечение реализации государственной политики в сфере таможенного дела;

защита экономических интересов Украины;

контроль за соблюдением законодательства Украины о таможенном деле;

использование средств таможенно-тарифного и внетарифные регулирования при перемещении через таможенную границу Украины товаров и других предметов;

усовершенствование таможенного контроля, таможенного оформления товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины;

осуществление совместно с Национальным банком Украины комплексного контроля за валютными операциями;

осуществление совместно с другими уполномоченными центральными органами исполнительной власти мероприятий по защите интересов потребителей товаров и соблюдение участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке;

борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

развитие международного сотрудничества в сфере таможенного дела.

С целью организационного обеспечения своей деятельности и в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О государственной службе» члены Кабинета Министров Украины, главы местных государственных администраций имеют право самостоятельно подбирать и принимать лиц на должности патронатной службы согласно штатному расписанию и категорией, соответствующей должности.

Патронажная служба может состоять из помощника, советника, руководителя пресс-службы или других должностей, предусмотренных штатным расписанием.

Патронажная служба членов Кабинета Министров Украины, председателей местных государственных администраций образуется в пределах предельной численности аппарата и его штатного расписания. Численность службы и ее структура утверждается руководителем.

Работники патронатной службы подчиняются непосредственно члену Кабинета Министров Украины, председателю местной государственной администрации, при которых образована служба. Работники патронатной службы являются государственными служащими.

Кабинет Министров Украины Постановлением от 19 мая 1999 p. № 851 утвердил Порядок пребывания на государственной службе работников патронатной службы членов Кабинета Министров Украины и глав местных государственных администраций. Этим Порядком определено, что на должности патронатной службы членов Кабинета Министров Украины, председателей местных государственных администраций при-ются граждане Украины, которые имеют необходимый опыт работы в органах управления, соответствующей отрасли или сфере деятельности, с учетом направления работы должностного лица, при которой образована служба.

Принятие на патронатной службе осуществляется без проведения конкурса. С целью приобретения работниками патронатной службы практического опыта, проверки их профессионального уровня и деловых качеств может устанавливаться стажировки. Работники, которые достигли пенсионного возраста, к стажировке не привлекаются.

Государственные служащие патронатной службы могут быть уволены в случае смены руководителя или состава государственного органа. В этом случае сотрудника не предупреждать, но ему предоставляются льготы и компенсации, предусмотренные ст. 49-3 Кодекса законов о труде Украины. Другие вопросы прохождения службы работниками патронатной службы регулируются законодательством и нормативными актами о государственной службе.

2 Служба в органах местного самоуправления

Служба в органах местного самоуправления - это профессиональная деятельность граждан Украины, занимающих должности в органах местного самоуправления и их аппарате и направлена ​​на обеспечение задач и функций местного самоуправления, реализацию полномочий этих органов.

Деятельность должностных лиц местного самоуправления регулируется муниципальным правом (законы Украины «О местном самоуправлении в Украине» и «О службе в органах местного самоуправления»), что упорядочивает такие общественные отношения:

связанные с деятельностью местного самоуправления и его органов по управлению муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;

связанные с управленческой, контрольной деятельностью в социально-экономической сфере местной жизни общества;

возникающие в процессе осуществления делегированных полномочий со стороны государственной власти и органами местного самоуправления;

возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления;

связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту в связи с неправомерными действиями органом государственной власти и т.д..

По данному понятию можно определить характерные черты должностного лица местного самоуправления:

осуществляет управленческую и консультативную деятельность в органах местного самоуправления;

получает заработную плату за свою деятельность за счет местного бюджета.

Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» так определяет понятие «должностное лицо местного самоуправления»: лицо, работающее в органах местного самоуправления, имеет соответствующие должностные полномочия в осуществлении организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета .

Должность в органах местного самоуправления - это предусмотренная законодательством Украины, уставом соответствующей территориальной общины и определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица органов местного самоуправления и их аппарата с установленными полномочиями по выполнению задач и функций местного самоуправления и ответственностью за осуществление этих полномочий.

Должности в органах местного самоуправления делятся на:

выборные должности, на которые производится избрание территориальной общиной или соответствующим советом;

выборные должности, на которые производится избрание соответствующим советом по предложению сельского, поселкового, городского головы;

должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета единолично или по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти;

другие должности, которые замещаются путем заключения трудового договора на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством Украины.

Правовой статус сельского, поселкового, городского головы, председателей районных, областных и районных в городах советов, других выборных должностей определяется законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов», а также другими законами Украины.

Рассмотрим особенности решения кадровых вопросов в органах местного самоуправления. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» определяет порядок занятия определенных должностей в органах местного самоуправления: выборы населением, выборы сессиями, единоличное назначение сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, областного совета.

Согласно ст. 12 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» сельский, поселковый, городской голова избирается соответствующим обществом. Закон Украины «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых и городских голов» не устанавливает предельного возраста для депутатов и сельских, поселковых и городских голов.

Депутатом сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета, сельским, поселковым, городским председателем может быть избран гражданин Украины, имеющий право голоса и на день выборов 18 лет. Не могут избираться граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке. Лицо, давшее согласие баллотироваться кандидатом в депутаты на должность сельского, поселкового, городского головы, должно подать в окружной (территориальной) избирательной комиссии заявление о своем согласии баллотироваться, а также об обязательстве прекратить в случае избрания депутатом, сельским, поселковым, городским председателем трудовую или иную деятельность, несовместимую с его статусом.

Согласно ст. 55 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» председатель районного, областного, районного в городе (в случае ее создания) совета избирается советом из числа ее депутатов в пределах срока полномочий совета тайным голосованием.

Статьей 56 Закона предусмотрено, что районный совет, районный в городе (в случае ее образования) избирает заместителя председателя соответствующего совета в пределах срока ее полномочий из числа депутатов путем тайного голосования. Заместитель председателя совета работает в совете на постоянной основе. На него распространяются требования относительно ограничения совместимости его деятельности с другой работой

(Деятельностью), установленных Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» для председателя совета.

Согласно ст. 50 этого Закона по предложению сельского, поселкового, городского председателя соответствующим советом из числа его депутатов на срок полномочий совета избирается секретарь сельского, поселкового, городского совета и работает в совете на постоянной основе.

Секретарь сельского, поселкового, городского совета не может совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах (кроме преподавательской, научной и иной творческой работы во внерабочее время), заниматься предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль, если иное не предусмотрено законом.

Секретарь сельского совета может по решению совета одновременно осуществлять полномочия секретаря исполнительного комитета соответствующего совета.

Согласно ст. 42 (п. 10) и 54 (п. 3) Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» сельский, поселковый, городской голова, председатель районного в городе совета единолично назначает на должности и освобождает от должностей руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности, соответствующих территориальных общин.

Согласно ст. 55 (п. 6, абзац 9) председатель районного, областного, районного в городе совета назначает и освобождает руководителей и других работников структурных подразделений исполнительного аппарата совета.

Советом утверждается персональный состав исполнительного комитета совета по предложению сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного в городе совета (ст. 51, п. 2.). Исполнительный комитет совета образуется в составе соответственно сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного в городе совета, заместителя (заместителей) сельского, поселкового, городского головы по вопросам дея-тельности совета, управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета, а также руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, других лиц. В состав исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета входит также по должности секретарь соответствующего совета.

Лиц, входящих в состав исполнительного комитета совета и работают в нем на постоянной основе, распространяются требования относительно ограничения совместимости их деятельности с другой работой (деятельностью), установленные настоящим Законом для сельского, поселкового, городского головы (ст. 51, п.7 .).

Пунктом 5 ст. 47 предусмотрено, что постоянные комиссии предварительно рассматривают кандидатуры лиц, которые предлагаются для избрания, утверждения, назначения или согласования соответствующим советом, готовят заключения по этим вопросам.

Прием на должности работников органов местного самоуправления осуществляется путем конкурсного отбора.

7.3 Должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления

Должность является первоэлементом, «кирпичиком» органа государственной власти, государственной службы. Это понятие означает часть государственной власти, делегированной лицу, занимающего эту должность.

Каждый государственный служащий должен решать определенные задачи, выполнять возложенные на него функции. В этом смысле служащий всегда находится на конкретной должности в структурных подразделениях и органах государственной администрации.

Государственный служащий - это лицо, замещающее должность в установленном порядке, его вводят в штат служащих, он получает соответствующий ранг и статус. Статус государственного служащего определяется как минимум двумя условиями: замещение должности государственного служащего, введенной государством или органом государственной власти, и получения ранга. Должность обычно создается на постоянной основе, то есть для удовлетворения постоянной потребности органа в выполнении определенных функций и решении конкретных задач. Важным условием является также способ замещения должности, согласно которому служащего вводят в штат органа и он получает ранг. Получение ранга является первым этапом в служебной карьере государственного служащего.

В Конституции Украины не приведен перечень должностей, составляющих государственную службу. Ряд статей Конституции лишь указывает конкретные должности, находящиеся внутри государственного аппарата на государственном уровне. Определение этих должностей должен вводиться в других законодательных и нормативных актах. Поэтому прежде чем рассматривать вопрос о видах должностей, которые вводятся на основе Конституции, целесообразно определить само понятие «должность» и раскрыть его содержание.

Должность характеризуется следующими признаками:

является частью организационной структуры государственного органа;

охватывает часть компетенции государственного органа, определенную в правовых актах.

С организационной точки зрения должность - это определенная структурная единица органа государственной власти. В этом должность не зависит непосредственно от государственного служащего, то есть от конкретного лица, который ее занимает. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, находящихся на однотипных должностях в органах государственной власти. Государственный служащий не является «владельцем» той должности, которую он занимает. При осуществлении должностных функций он должен выполнять служебные функции и решать задачи, содержащиеся в законодательных или в других нормативных актах.

Внутренняя структура государственного органа - это система различных по характеру, значению и уровню должностей, введенных с утвержденным штата должностей.

С правовой точки зрения понятие «должность» употребляется традиционно для определения порядка установления статуса должности и его элементов. В таком толковании должность является центральным понятием государственной службы. С образованием государственно-служебных правоотношений возникают также должностные отношения между субъектами публичного управления и государственным служащим, устанавливается правовой статус государственного служащего. Должностные правоотношения являются основным каналом, с помощью которого служащий обязуется выполнять предоставленные ему государством функции. Государственно-служебных правоотношений устанавливают также принципы управления должности.

Итак, правовое положение государственного служащего определяется прежде всего двумя понятиями: "должность в уставные-правовом смысле» и «должность в конкретно-функциональном смысле». В первом случае должность является как бы условием оформления правового статуса государственного служащего. Во втором случае должность - это конкретизирующие понятие, определяющее задачи государственного служащего, то есть цели, задачи, функции и полномочия на конкретной должности, переданные ему на основе административного акта (поручения, распоряжения, представления, или в любой другой законный способ).

Термин «должность» имеет еще одно значение - в финансовом отношении. Штаты органа государственной власти должны быть учтены в государственном бюджете, создание и изменение перечня должностей в значительной степени влияет на формирование бюджета как всего государства, так и ее субъектов.

Важнейшим аспектом теоретического анализа понятия «должность» является его уставные-правовое понимание, есть должность представляет собой конкретный перечень определенных целей, задач, функций и полномочий, для выполнения которых необходимы специальное образование, соответствующие способности и способность лица к выполнению должностных полномочий. Перечень конкретных должностей приводится в нормативных документах, где устанавливается заработная плата лица, занимающего ту или иную должность, определяются виды и количество подобных должностей. При этом понятие в уставные-правовом и функциональном значениях могут совпадать, если в органе государственной власти является только одна должность (например, глава администрации области, начальник финансового управления).

С правовой точки зрения должность в органах государственной власти - это комплексное образование, состоящее из различных правовых норм. Статус должности или его организационно-правовое положение характеризуется наличием двух аспектов: государственно-служебного и личностного. Каждую должность занимает человек: здесь прослеживается личностный аспект проблемы, связанный с профессиональной подготовкой лица, его образованием, компетентностью, моральными качествами, реализацией личных прав и свобод, должностным окладом и т.д.. Через должности обеспечиваются персонализация управленческих функций и более точное определение правового статуса служащего (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность), четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих.

От того, насколько всесторонне, научно обосновывается и четко характеризуется каждая должность или круг однотипных должностей в значительной степени зависит качество управленческой работы работников на их должности, а следовательно, и эффективность работы всего государственного аппарата.

Следовательно, в законодательных актах, нормативных актах органов государственной власти целесообразно устанавливать требования к должностям государственных служащих, что создает единый масштаб, который определяет квалификационные требования к служащим, которые замещают одинаковые должности государственных служащих.

Четкое определение статуса должности, характеризующий служебное место и социально-трудовую роль служащего в органе, необходимо, во-первых, для установления объема служебной дееспособности как субъекта права, во-вторых, для оптимизации общей численности административного персонала, соотношение работников различных рангов , сокращение и упрощение (удешевление) государственного аппарата.

Должность в органах государственной власти - это внедренная компетентным органом (законами или другими законодательными актами) в установленном порядке первичная структурная единица органа с соответствующим правовым статусом, который определяет место и роль работника государственного аппарата в решении задач, стоящих перед этим органом, и предъявляет к этого работника определенные требования.

Итак, выделяются следующие составляющие этого понятия:

должность - это структурная единица органов государственной власти;

она введена в установленном законодательством порядке;

она определяет круг обязанностей, соответствует полномочиям органа;

она имеет денежное содержание и предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение определенных обязанностей.

В современной практике каждая должность образуется в распорядительном порядке. Ее назначение, место в служебной иерархии, порядок замещения определяются правовыми актами соответствующих органов. Должность вводится в штатное расписание, в Реестр должностей государственных служащих.

Большое значение имеет Реестр должностей государственных служащих. Собственно он предстает ключевым звеном в создании профессионального состава государственных служащих, обладающий новейшими научными знаниями, компетентен в области государственного управления, имеет высокий уровень профессиональной подготовки и опыт.

В Реестре должностей унифицированы наименования должностей и структурных подразделений.

Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа.

Целесообразно при обновлении законодательства о государственной службе определить типы должностей в органах государственной власти и местного самоуправления. Такими типами должностей по концепции административной реформы могут быть:

государственные должности;

патронатные должности;

административные должности;

должности технического и обслуживающего персонала (последние не относятся к государственной службе по причине отсутствия властных, организицийно-распорядительных и консультативно-совещательных полномочий).

Статьей 25 Закона Украины «О государственной службе» установлено семь категорий должностей государственных служащих.

Поскольку структура органов власти не является неизменной, Законом предусмотрено, что отнесение существующих должностей государственных служащих, не перечисленных на этом этапе, а также отнесение к соответствующей категории новых должностей государственных служащих проводится Кабинетом Министров Украины.

При решении вопросов об отнесении к соответствующим категориям должностей государственных служащих работников тех или иных органов государственной власти учитывается организационно-правовой уровень этих органов, который определяется законами Украины, указами Президента Украины, актами Кабинета Министров.

Рассматривая ранги государственных служащих и продвижения по службе, следует подчеркнуть, что ст. 27 Закона Украины «О государственной службе» определяет, что продвижение по службе государственного служащего осуществляется путем занятия более высокой должности на конкурсной основе или по другой процедуре, установленной законами Украины и Кабинетом Министров Украины, или путем присвоения государственному служащему более высокого ранга.

Статьей 26 Закона Украины «О государственной службе» государственным служащим в зависимости от категории, к которой они относятся, установлены следующие ранги: первая категория - 3, 2 и 1 ранга, вторая категория - 5, 4 и 3 ранга, третья категория - 7, 6 и 5 ранги; четвертая категория - 9, 8 и 7 ранги, пятая категория - 11, 10 и 9 ранги; шестая категория - 13, 12 и 11 ранги; седьмая категория - 15, 14 и 13 ранги.

Согласно этому Закону, постановления Кабинета Министров Украины от 19 июня 1996 г. № 658 утверждено Положение о рангах государственных служащих. Определено, что ранги присваиваются в индивидуальном порядке в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы. Лицам, впервые зачислены на государственную службу, присваивается, как правило, самый низкий ранг, предусмотренный для соответствующих категорий должностей.

Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваивают-ся Президентом Украины, второй категории - Кабинетом Министров Украины. Предложения о присвоении рангов, соответствующие должностям первой и второй категорий, вносит Главгосслужба Украины по представлению соответствующих государственных органов.

7.4 Управление государственной службой как деятельность специально созданных органов государственной власти и их структурных подразделений

В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развития ее системы актуализируется вопрос о ее управления. Его можно рассматривать в двух аспектах * 5:

* 5: {Старилов Ю. Н. служебное право. - М.: БЕК, 1996. - 698 с. }

как организующую деятельность, имеет определенный административный содержание и особый предмет и осуществляется в определенных организационно-правовых формах;

как деятельность специально созданных органов государственной власти.

Управление государственной службой осуществляется с целью проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования органов государственной власти в соответствии с интересами государства на базе определенных Конституцией и законами Украины принципов, обеспечения деятельности государственных служащих в органах государственной власти.

Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:

это - практическая деятельность, связанная с определением основных направлений развития и реального функционирования всех элементов института государственной службы;

это - функция органов государственной власти, которая выполняется в определенных организационно-правовых формах и реализуется специально созданными структурами;

основной целью управления является обеспечение достижения целей, выполнения задач и функций государства;

управления основывается на принципах законности, прозрачности, подчиненности вышестоящим органам государственной власти и должностным лицам ниже организационно-правовым статусом органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы.

Закон Украины «О государственной службе» устанавливает иерархическую систему специальных органов, которые координируют работу и решают задачи государственной службы, определены в законодательных актах, и обеспечивают эффективность государственной службы.

В систему органов управления государственной службой на-лежат:

Координационный Совет по вопросам государственной службы при Президенте Украины как его консультативно-совещательный орган;

Кабинет Министров Украины;

Главное управление государственной службы Украины;

кадровая служба органа государственной власти.

Основными задачами Координационного совета являются * 6:

* 6: {Указ Президента Украины «О повышении эффективности системы государственной службы» от 11 февраля 2000 г. № 208 / / Вестник государственной службы Украины. - 2000. - № 1. - С. 15-16. }

определение путей, средств и форм реализации основных направлений государственной политики в сфере государственной службы, объединение усилий государственных органов по повышению их эффективности;

рассмотрение проектов реформирования системы государственной службы и подготовка предложений к плану мероприятий ее внедрения, анализа и возможной корректировки действий;

рассмотрение проектов законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы, службы в органах местного самоуправления, кадрового обеспечения государственной службы и государственных предприятий, учреждений и организаций;

анализ взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти по реализации кадровой политики и по вопросам государственной службы, подготовка предложений по повышению эффективности этой работы;

рассмотрение вопросов и предложений по оптимизации и совершенствования управления государственной службой;

анализ состояния и эффективности использования интеллектуального и управленческого потенциала государства, разработка мероприятий по стимулированию труда, усиления правовых гарантий, материального и морального защищенности государственных служащих, а также совершенствование административной культуры, повышения ответственности и предотвращения проявлений коррупции среди государственных служащих, усиление общественного доверия к государственной службе ;

анализ и рассмотрение мероприятий по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, а также проведение научных исследований по вопросам государственной службы;

изучение и разработка предложений по внедрению отечественного и международного опыта по вопросам государственного управления, государственной службы, кадрового менеджмента.

Для обеспечения проведения единой государственной политики в сфере государственной службы и функционального управления государственной службой в Украине создан центральный орган исполнительной власти - Главное управление государственной службы Украины (Главгосслужба Украины).

В своих полномочий этот орган организует выполнение актов законодательства Украины и осуществляет систематический контроль за их выполнением. Основными задачами этого органа являются:

участие в формировании и проведении вместе с другими государственными органами единой государственной политики в сфере государственной службы;

обеспечение функционального управления государственной службой;

прогнозирование и планирование потребности государственных органов и их аппарата в кадрах;

разработка мероприятий по повышению эффективности государственной службы, координация и контроль их выполнения;

осуществление методического руководства проведением конкурсного отбора, аттестация государственных служащих и мероприятий, направленных на предотвращение проявлений коррупции среди государственных служащих;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

координация работы центральных и местных органов исполнительной власти с руководителями государственных предприятий, учреждений и организаций, связанной с заключением с ними контрактов, их подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации;

организация и координация мероприятий по проведению научных исследований по вопросам государственной службы.

Орган государственной власти формирует состав и утверждает как свое структурное подразделение кадровую службу и по вопросам государственной службы, которая имеет такую ​​компетенцию:

обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, аттестаций, прохождение государственными служащими испытаний при замещении государственных должностей государственной службы;

оформляет решения государственных органов, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, ведет личные дела государственных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки государственных служащих;

консультирует государственных служащих по вопросам их правового статуса, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих.

Органы управления государственной службой основном выполняют функции государственной службы. Одновременно, как уже отмечалось, функции государственной службы - это, главным образом, влияние государственной службы на развитие государства и, как следствие, обеспечения благосостояния общества, которому и служит само государство.

Практически каждый орган или структурное подразделение по управлению государственной службой выполняет следующие основные задачи:

обоснование предложений по профессиональному развитию персонала органа;

воплощение на практике положений законодательных актов в сфере организации и функционирования государственной службы;

анализ, исследование и оценка эффективности деятельности органа и персонала;

контроль за реализацией государственной кадровой политики;

прогнозирования и планирования развития персонала;

организационно-методическое руководство и координация деятельности, связанной с оценкой результатов труда служащих, эффективностью и качеством предоставления услуг и т.п.;

организация и координация обучение персонала;

разработка проектов штатов органов, требований к должности, должностных инструкций, методических указаний и рекомендаций по организации труда персонала;

организационное и методическое руководство проведения аттестации государственных служащих;

ведение реестров государственных служащих и создание на этой основе информационных систем банков персонала для государственной службы.

Непосредственное управление государственной службой осуществляют органы государственной власти через созданные ими кадровые службы, которые подчиняются руководителю органа и функционально и методически - Главному управлению государственной службы Украины.

Для осуществления государственной кадровой политики нужны организационно-правовые образования, обеспечивающих реальное достижение целей работы с персоналом. Программой кадрового обеспечения государственной службы, утвержденной Указом Президента Украины от 10 ноября 1995 г. № 1035 * 7, введены региональные и отраслевые советы по работе с кадрами. В перспективе именно они должны готовить предложения по кандидатурам для назначения на должности глав районных администраций, их заместителей, руководителей структурных подразделений администрации области.

* 7: {Указ Президента Украины «О Программе кадрового обеспечения государственной службы и программу работы с руководителями государственных предприятий, учреждений и организаций» от 10 ноября 1995 г. № 1035 / / Вестник государственной службы Украины. - 1995. - № 3-4. - С. 7-21. }

Обеспечение государственной кадровой политики невозможно без использования современных отечественных и зарубежных методик, включая технологии идентификации работников по характеру исполнения должностных обязанностей, оценки эффективности труда, регулярное проведение кадровых мониторингов с целью выявления сдерживающих факторов служебного продвижения, действенности конкурсной системы, аттестации. Механизм организационного обеспечения предусматривает, в частности, деятельность по формированию резерва кадров и его рационального использования, расширение источников формирования резерва, определение требований к каждому типу должностей, предварительное испытание кандидатов как совместителей и стажеров.

Для реализации государственной кадровой политики необходимо современное научно-информационное обеспечение, что позволяет совершенствовать методы работы с персоналом органов государственной власти, разрабатывать технологии прогнозирования кадровых процессов. Научно-информационное обеспечение государственной кадровой работы требует также улучшения статистического учета и отчетности о составе государственных служащих, общих кадровых ресурсов в регионе, создание банка данных государственно-служебной информации и реестра государственных служащих.

Рационально построенная система управления государственной службой наряду с чисто функциональными должен выполнить и более общие задачи: обеспечить формирование таких политических и правовых предпосылок, гарантирующие обратную связь между государством и гражданами, стимулируют необходимость в постоянном совершенствовании и демократизации государственного аппарата путем его структурной модернизации, мероприятий, позволяющих вести активную борьбу с коррупцией, бюрократизмом и закрытостью.

Процесс развития государственной службы выводит на решение приоритетной задачи совершенствования целостной системы управления государственной службой Украины на основе определенных в Конституции Украины принципов единства государственной власти (ст. 5 Конституции Украины), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции Украины) с учетом унитарного устройства государства (ст. 2 Конституции Украины).

Становление и функционирование эффективного управления государственной службой невозможно без усовершенствования функционального управления, что обеспечит единую реализацию норм права и политики в сфере государственной службы на всей территории Украины, во всех органах государственной власти независимо от уровня управления (центрального или местного) и ветви власти (законодательной, исполнительной или судебной).

Разработка концептуальных основ и стратегии единой кадровой политики в сфере государственной службы на политико-государственном уровне должна быть сосредоточена в Координационном Совете по вопросам государственной службы при Президенте Украины.

Для функционального управления государственной службой всех уровней предоставлен специальный статус центрального органа исполнительной власти Главному управлению государственной службы Украины Указом Президента Украины «О Положении о Главном управлении государственной службы Украины» от 2 октября 1999 г. № 1272 * 8.

* 8: {Указ Президента Украины «О Положении о Главном управлении государственной службы Украины» от 2 октября 1999 г. № 1272 / / Вестник государственной службы Украины. - 1999. - № 4. - С. 5-10. }

Специальный статус обеспечивать независимость от центральных органов исполнительной власти, от политических группировок и способствовать совершенствованию и усилению аналитико-прогностической, информационно-статистической и координационной деятельности, а также нормативному совершенствованию форм и методов организационно-распорядительной и консультативно-совещательной деятельности и внедрению независимой государственной экспертизы эффективности государственной службы.

Концепцией административной реформы предусматривается предоставление полномочий этому органу относительно предыдущего отбора всех заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти, требует ведения соответствующего банка данных и беспристрастной, нейтральной к политической принадлежности экспертизы профессиональной деятельности претендентов.

Уместно к полномочиям этого органа (кроме существующих полномочий Главгосслужбы) включить полномочия по прогнозированию, координации, проведения и анализа эффективности мероприятий административной реформы, а также материально-технического и финансового обеспечения государственной службы, для того чтобы придать ей рентабельности и стабильности.

Руководство обеспечением осуществления задач и функций государства в органе государственной власти положен, как правило, на первого заместителя высшего должностного лица.

Одной из важнейших функций системы управления государственной службой является обеспечение в ее рамках контроля и надзора за реализацией государственной политики и соответствующего специального законодательства. Речь идет прежде всего об усилении надведомственного контроля и надзора в отношении всех органов государственной власти независимо от того, к какой ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной) они принадлежат, и органов местного самоуправления. Формы и методы контроля и надзора могут быть разными.

Установление контроля за деятельностью органов государственной власти и государственных служащих является одновременно принципиальной стороной и важным направлением развития государственной службы. Нужна такая система контроля над органами местного самоуправления и их исполнительным персоналом, которая способна обеспечить конституционность, четкую законность всех их действий и актов, не допустить нарушения прав и свобод человека и гражданина и т.д..

Концептуальных изменений требует характер деятельности структурных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам государственной службы и кадровой работы. Он должен быть переориентирован по выполнению учета как главной функции на выполнение (как ведущей функции) анализа. К их компетенции должны быть отнесены такие новые полномочия:

разработка структур управления в соответствии с типовых;

анализ эффективности деятельности органа, его структурных подразделений, профессиональной деятельности каждого государственного служащего;

прогнозирование развития персонала органа, планирование карьеры его государственных служащих;

формирование профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих и соответствующих им должностных инструкций;

организация обучения государственных служащих и мониторинг его эффективности;

прослеживания планов работы органа управления с целью выявления лиц, которые положительно повлияли на эффективность достижения цели мероприятия.

Рационально построенная система управления государственной службой должно выполнять и более общие задачи, а именно: обеспечить формирование таких политических и правовых предпосылок, гарантирующие обратную связь от граждан, различных институтов гражданского общества к государству, стимулируют необходимость в постоянном совершенствовании и демократизации функционирования государственного аппарата и государственной службы за счет структурной модернизации, мероприятий, которые позволяют вести активную борьбу с коррупцией, бюрократизмом и закрытостью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25024. Виды и формы консультирования в связях с общественностью 31.29 KB
  Методологическая классификация профессионально ориентирована на самих консультантов так как квалифицирует их в зависимости от методов работы. Следует отметить также что классификации публикуемые национальными и международными ассоциациями консультантов часто объединяют предметный и методологический подходы правда ориентируясь больше на первый. Примером такого синтетического подхода классификация Европейского справочникауказателя консультантов по экономике и управлению издаваемого под эгидой ФЕАКО. Выделяют два вида экспертного...
25025. Деятельность политического консультанта во время избирательной кампании 94.15 KB
  Избирательная кампания система агитационных мероприятий проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Другая причина обусловливающая необходимость психологического сопровождения клиента связана с крайне напряженным ритмом кампании и с тем что личность кандидата его время его работоспособность и самочувствие являются главным ресурсом кампании. Подготовка клиента к публичным выступлениям Полноценная подготовка заключается в написании речей...
25026. Историческое становление связей с общественностью 42.23 KB
  Под активизацией связей с общественностью он понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе. Значительную роль в развитии политических связей с общественностью сыграли PRтехнологии президента А. Они появились в Бостоне в 1900 году и в ближайшее десятилетие стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса проводили PRконсультирование в разных областях жизни отрабатывали новейшие PRтехнологии и во многом вытеснили юристов из традиционной сферы лоббирования интересов компаний...
25027. Паблик рилейшнз как социальный феномен 40.75 KB
  Паблик рилейшнз связи с общественностью как социальный феномен решает задачи коммуникативной организации в обществе. Целью работы связей с общественностью становится налаживание позитивных отношений между организацией и ее общественностью. Развитие паблик рилейшнз в России связывают с демократическими преобразованиями проведением политики гласности адекватной необходимостью установления взаимоотношений с общественностью. Ускоренный научнотехнический прогресс информационный бум стали причиной интенсификации различного рода коммуникаций и...
25028. Сферы функционирования связей с общественностью в современном обществе 15.88 KB
  Сферы функционирования связей с общественностью в современном обществе Поле функционирования паблик рилейшнз в современном обществе охватывает практически все виды общественных отношений и основные виды профессиональной деятельности как различных организаций так и отдельных лидеров имидж которых является важнейшим фактором их успеха в социальном взаимодействии. В современной России как и во всем цивилизованном мире связи с общественностью функционируют в различных сферах общественной жизни. Это приводит к снижению бума вокруг политического...
25029. Общественность и общественное мнение как главные объекты PR-деятельности 28.34 KB
  Общественность и общественное мнение как главные объекты PRдеятельности Объектом любой деятельности является та часть окружающей действительности в том числе и социальной которая подвергается целенаправленному воздействию со стороны субъекта с помощью определенных средств. Применительно к паблик рилейшнз ее объектом может быть либо общественное мнение либо общественность. В свою очередь признаками публичности являются: ♦ связь с какойлибо общностью людей в деятельностном аспекте общественное мнение общественные дела и т. Общественное...
25030. Характеристика информационных, имиджевых и корпоративных PR-документов 35.5 KB
  Бэкграундер – справочная информация по теме информация о компании статистика которая может быть использована СМИ при подготовке материалов. Самостоятельный документ направляется в СМИ или входит в состав пресскита; Справочная информация о компании и входит в состав прессрелиза. Бэкграундер содержит информацию о профиле работы компании о ее продуктах услугах успехах о новых направлениях деятельности. Структура бэкграундера: История и этапы развития компании Легенда Современное состояние Спонсорские программы Кризис и выход из...
25031. Виды рабочих мероприятий связей с общественностью: презентация, прием, выставка 23.79 KB
  Обычно все презентации подчиняются логической схеме: Встреча представление гостей и участников со стороны организации. Мини прессконференция – всем представителям организации предоставляется слово для краткого выступления примерно 25 минут. Презентация общественной организации фирмы акционерного общества корпорации и т. Целью такой презентации прежде всего является создание имиджа этой организации.
25032. Формы взаимодействия связей с общественностью со СМИ: пресс-прием, пресс-конференция, пресс-тур 30.09 KB
  Формы взаимодействия связей с общественностью со СМИ: прессприем прессконференция пресстур Существует несколько разновидностей прессмероприятий каждое из которых имеет свои отличительные признаки способы воздействия и границы применения. Прессприем Прессприем – неформальное мероприятие с относительно произвольным сценарием. Может проходить в формате прессланча или прессужина. Прессланч – специальное событие с участием первых лиц компании и ограниченного числа журналистов которые поддерживают постоянные контакты с организацией и...