95607

Психология труда как отрасль науки, учебная дисциплина и профессия

Лекция

Психология и эзотерика

Психология труда как отрасль научного знания о труде и трудящихся изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач в области формирования и функционирования индивидуальных и групповых субъектов труда. Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Связь психологии труда со всеми отраслями психологии.

Русский

2015-09-24

21.54 KB

4 чел.

ТЕМА 1.2. Психология труда как отрасль науки, учебная дисциплина и профессия

Психология труда как отрасль научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач в области формирования и функционирования индивидуальных и групповых субъектов труда.

Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Смежные области психологического и междисциплинарного научного знания о человеке и труде. Связь психологии труда со всеми отраслями психологии.

Все отрасли психологии, изучающие человеческую деятельность, в том числе и психология труда, опираются на психологическую теорию деятельности. Являясь частью психологической науки, психология труда занимает особое место в ее структуре, т. к. предметом психологии труда является деятельность, занимающая одно из центральных мест в системе психологических понятий. Этим объясняется связь психологии труда со всеми отраслями психологии и другими науками. Место психологии в системе наук определяется местом и ролью человека в природе и обществе, которая заложена в его биосоциальной природе.

Например, в модели Б.М. Кедрова, психология занимает центральное место в системе наук. Психология расположена в центре равнобедренного треугольника. Углы у основания треугольника означают биологические и социальные науки, так как человек – биосоциальное существо. В вершине треугольника – технические науки, благодаря им создана искусственная техническая среда для человека и общества с более совершенными условиями для существования и развития, которые позволили человеку усилить свои возможности в изменении природы и приспособления к ней.

Отмечая интегральный характер дисциплины и нередко нечеткость границ между собственно психологией труда и другими смежными дисциплинами, Е. А. Климов выделяет три категории наук, характеризующихся разной степенью взаимосвязи с психологией:

  1.  экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, области медицины, связанные с изучением профессиональных заболеваний и экспертизой трудоспособности, профессиональная педагогика.
  2.  технические дисциплины, предметом которых являются теория, расчет и конструирование машин и приборов, иначе  орудийное оснащение трудовых процессов;
  3.  области объектов человеческой деятельности  биологические, технические, знаковые, социальные системы, искусство.

Особенности понимания и изучения труда и его субъекта в разных науках отражаются в их понятийном аппарате. Приведем несколько примеров.

Философия и политическая экономия: субъект труда, объект труда, орудия труда, процесс труда, необходимый труд, овеществленный труд и т. п.

Социология труда: труд как процесс, формирующий человека и общество, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.

Экономика труда: трудовые ресурсы, производительность, организация труда, нормирование, оплата, планирование труда и т. д.

Законодательство о труде: трудовой договор, продолжительность рабочего дня, отпуск, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров.

Физиология, гигиена труда, производственная санитария: режим труда и отдыха, работоспособность.

Таким образом, анализ содержания смысловых категорий и рабочих понятий отражает определенную односторонность отображения в разных науках феноменов человеческого труда, оперируя при этом обезличенным субъектом. Человек как активный субъект деятельности (труда) в совокупности своих социальных, психологических, физиологических, анатомических особенностей наиболее полно представлен лишь в психологии труда, активно интегрирующей достижения естественных и гуманитарных наук.

Взаимосвязь психологических наук наглядно представлена в модели, предложенной А.В. Петровским. В ней все отрасли психологии делятся по трем основаниям. Первое основание, которое объединяет науки, направленно на изучение конкретных видов человеческой деятельности, – это конкретная деятельность (это психология труда; инженерная психология, изучающая систему «человек – машина»; авиационная, космическая, медицинская, педагогическая, военная, юридическая, спортивная, научная и др.). Вторым основанием является развитие (объединяет возрастную психологию и ее ответвления (психологию детства, подросткового возраста, юности, геронтологию), а также психологию обучения и умственного развития, специальную психологию с ее комплексом наук (олигофренопсихологию, патопсихологию, тифлопсихологию, сравнительную психологию, зоопсихологию). Третье основание модели – отношения личности в обществе (изучаются социальной психологией с ее отдельными отраслями: психологией групп, наций, психологией личности).

Дифференциация психологии на различные отрасли не исключает обратных процессов их взаимодействия, интеграции. Особенно это касается психологии труда, которая изучает человека в условиях деятельности, где объективно взаимоувязаны разные аспекты, обусловленные биосоциальной природой человека, его многогранностью и обширностью связей с окружающим миром.

Объединяющим началом для всех отраслей психологии является общая психология, которая изучает общие закономерности психики человека и животных. Тесная связь психологии труда с общей психологией заключается в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. Психология труда обогащает общую психологию новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях деятельности, что способствует развитию психологической теории деятельности, которая является ведущей в системе теоретических знаний в отечественной психологии.

Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека в разные периоды жизни, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении. Психология труда вносит вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии (психологии старения), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста и факторах, влияющих на нее.

Отрасли специальной психологии, изучающие отклонения психики от нормы, оказывают помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, связанных с экстремальными условиями (научных экспедиций, экспериментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и др.). Наблюдается и обратная связь, психологии труда, позволяет предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.

Социальная психология вносит вклад в организацию коллективного труда людей. Ее положения применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах. Особенности различных областей и условий человеческой деятельности, которые изучает психология труда, позволяют получить новые психологические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми.

Связь психологии труда со всеми отраслями психологии опирается на психологическую теорию деятельности и общие закономерности психики человека, которые выражены в принципах психологии. Принцип – это основное правило, центральное понятие, которым руководствуются в познании и практике. Основными в отечественной психологии являются: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности.

1. Принцип детерминизма – заключается в том, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Согласно этому принципу, способ производства и материальные условия жизни влияют на психику человека, т. е. психика человека, ее особенности обусловлены общественно-историческими условиями, а также условиями и характером его трудовой деятельности. Высшим уровнем развития психики является сознание человека, более совершенный способ отражения окружающего мира.

2. Принцип единства сознания и деятельности  раскрывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью: с одной стороны, сознание развивается в деятельности, с другой – сознание определяет характер и содержание деятельности, так как деятельность создается человеком, и он может ее совершенствовать. Этот принцип отличает отечественную психологию от других психологических теорий зарубежной психологии, поскольку выделяет деятельность, как психологическую категорию. Благодаря психологии труда он получил более глубокое развитие, а также расширил свое действие на другие отрасли психологии.

3. Принцип развития психики в деятельности – раскрывает поступательную закономерность формирования и совершенствования психических функций, процессов и свойств личности при овладении человеком различными видами деятельности: трудом, игрой, учебной, спортивной, художественной деятельностью, общением. В процессе освоения любой деятельности человек осваивает опыт человечества, под его влиянием развивается психика.

Изучение процесса взаимодействия человека с внешней средой требует участия различных наук (технических, социальных, естественных). Такое сложное взаимодействие психологии труда с другими науками и отраслями психологии придает особую важность принципам психологии, которые ориентируют исследования всех наук в едином подходе. Кроме основных принципов психологии, в этих исследованиях важное значение имеют еще три принципа, которые сформировались и активно влияют на исследования деятельности и на интерпретацию научных данных.

4. Принцип системности  общий методологический подход к анализу психических явлений, в котором явление рассматривается как система, не сводимая к сумме элементов, обладающая ценностной структурой и новыми качествами. Каждая система является элементом другой, более сложной системы. Этот принцип направляет научное исследование на изучение элементов системы деятельности в психологии труда, функций элементов системы, их связей, динамики развития. Принцип системности требует всестороннего изучения того или иного предмета; для этого реализуется последовательность изучения, включающая следующие основные этапы: структурное, функциональное, генетическое исследование, а также исследование системных качеств изучаемого предмета. В настоящее время его можно считать всеобщим для современной науки; преимущественное развитие в психологии он получил при изучении деятельности человека.

5. Принцип антропоцентризма фиксирует центральное, главное положение человека в структуре деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. Результатом активного взаимодействия человека со средой в процессе деятельности является преобразование среды и изменение самого человека. Посредством своей активности человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита информации, времени и возможностей.

6. Принцип специфичности предполагает учитывать особенности характера и форм различных видов деятельности, которые обусловлены специфическими для каждой деятельности условиями и требованиями к человеку. Каждый вид деятельности, имея общую структуру с другими видами деятельности, реализует ее особым образом, характерным для конкретной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82292. Развитие промышленности в 70-80-е годы и ее сырьевая направленность 30.54 KB
  Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность республики. В структуре экспортных поставок республики 97 приходилось на сырье. Состояние республики определялось не уровнем жизни населения полнотой и реальностью ее суверенных прав в Союзе ССР развитием духовной культуры а суммой капиталовложений тоннами добытой руды угля нефти и других ресурсов. Таким образом в экономике республики в 7080е годы проявились все те деформации которые были характерны для народного хозяйства страны в целом.
82293. Экономическая политика в годы гражданской войны 30.88 KB
  Первыми мероприятиями советской власти в Казахстане стали: национализация крупной промышленности банков и транспорта весной 1918 года; возращение крестьянам 35 млн. Для Казахстана продразверстка стала настоящим бедствием: поголовье скота составило всего 545 в 1920 году по сравнению с 1913 годом Сокращение произошло с 299 млн. в 1913 году до 163 млн. голов в 1920; посевные площади с 42 млн.
82294. Развитие сельского хозяйства в сер.60-х-нач.80-х годы 31.31 KB
  Уравнительное распределение заработной платы снижала заинтересованность рабочих в результатах своего труда объемы производства и качество продукции. Наращивание производства сельскохозяйственных продуктов в республике проходило крайне неравномерно более высокие темпы прироста были достигнуты в девятой пятилетке 3 в год. Неустойчивым было развитие зернового производства.
82295. Создание Киргизской (Казахской) АССР и КазССР 27.83 KB
  Казревком также занялся подготовкой Учредительного съезда Советов Казахстана. 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию в составе которой было 11 союзных республик в том числе и КазССР.
82296. Международные связи Казахстана в сер.60-х-нач.80-х годов 35.09 KB
  Во внешней политике СССР основными задачами оставались: устранение угрозы распада социалистической системы ее сплочение в политическом военном и экономическом отношениях; нормализация отношений между Востоком и Западом сосуществование в сотрудничестве. Эта политика была особенно активна иногда перерастала в прямую интервенцию в отношении стран находившихся в непосредственной сфере влияния СССР например Афганистан. Этим в свою очередь объяснялось достижение военностратегического паритета СССР и США а также рост революционной...
82297. Казахстан в условиях НЭПа. Причины перехода и сущность 28.14 KB
  Предприятия ж дорожного автомобильного транспорта добывающей и обрабатывающей промышленности были переведены на хозрасчет. К 1928 году было завершено восстановление промышленности Казахстана. Из-за большой разницы цен на продукты с х низкие и промышленности высокие крестьяне перестали сдавать зерно государству.
82298. Экологические проблемы Казахстана на современном этапе (движение Невада-Семипалатинск, Арал, Балхаш и т.д.) 33.34 KB
  Высыхание Аральского моря и возникновение зоны экологического бедствия в регионе стало возможным в результате неэкономного использования воды рек Сырдарьи и Амударьи. Сырдарья в настоящее время не доходит до моря заканчивая свой путь на полях а Амударья достигает Арала лишь зимой тоненьким ручейком. Осушенное дно моря становится источником пыли и солей разносимых на очень большие расстояния. Площадь моря разделилась на несколько самостоятельных водоемов море отошло от берегов местами на 100150 км и продолжает расчленяться.
82299. Земельно- водная реформа 1921 г, ее цели и сущность 29.36 KB
  Аграрные преобразования способствовали возвращению и укреплению социально экономического положения 300 тысяч беженцев казахов и киргизов эмигрировавших в 1916 году в Китай. Реформа способствовала укреплению союза рабочего класса и казахских шаруа узбекских дунганских уйгурских дехкан укреплению национального согласия. Кредит семенные ссуды и другие средства экономического регулирования способствовали укреплению связи государства с трудовым крестьянством восстановлению производительных сил росту трудовой активности трудящихся аула и...
82300. Противоречивость хода перестройки в Казахстане 30.94 KB
  Черненко Генеральным секретарем КПСС становится М. В преддверии поворотного ХХVII съезда КПСС в период его практической подготовки 15 января 1986 г. было опубликовано Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС в котором была выдвинута конкретная рассчитанная на точно определенный срок до конца нынешнего столетия программа мероприятий направленных на полную и повсеместную ликвидацию ядерного и других видов оружия массового поражения. ХХVII съезде КПСС была принята новая философия внешней политики Советского Союза.