9561

Особенности произношения имен и отчеств

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Особенности произношения имен и отчеств Сочетание имени и отчества употребляется в различных ситуациях как в письменной,так и устной речи.Многие русские имена и отчества имеют варианты произношения,которые желательно учитывать в то...

Русский

2013-03-13

118.56 KB

26 чел.

Особенности произношения имен и отчеств

Сочетание имени и отчества употребляется в различных ситуациях как в письменной, так и устной речи. Многие русские имена и отчества имеют варианты произношения, которые желательно учитывать в той или иной ситуации общения.  В русской устной речи существует два варианта произношения имен и отчеств: полное – близкое к написанию опроизношение (Иван Васильевич) и неполное – стяженное произношение (Иван Васи[л’и]ч).Так, при знакомстве, при первом представлении человека рекомендуется отчетливое, ясное, близкое к написанию произношение. Деловое общение требует полного произношения имени и отчества. При знакомстве, представлении, официальном выступлении перед аудиторией и подобных ситуациях имя и отчество произносятся полностью. В непринужденной деловой беседе, разговоре допускается использовать сокращенный вариант имени, отчества, стяженные формы произношения. 

1. Отчества, образованные от мужских имен на -ий (Василий, Анатолий, Аркадий, Григорий, Юрий, Евгений, Валерий, Геннадий), оканчиваются на сочетания -евич, -евна с предшествующим им разделительным ь: Васильевич, Васильевна; Григорьевич, Григорьевна. При произношении женских отчеств эти сочетания отчетливо сохраняются: Васильевна, Анатольевна, Григорьевна и т.д. В мужских отчествах допускаются полный и стяженные варианты: Васи́[лjьв]ич и Васи[л’ич], Анато́[лjьв]ич и Анато́[л’ич], Григо́[рjьв]ич и Григо́[р’ич] и т.д. 

2. Отчества, образованные от мужских имен на -ей и -ай (Алексей, Андрей, Корней, Матвей, Сергей, Николай) оканчиваются на сочетания -еевич, -еевна, -аевич, -аевна: Алексеевич, Алексеевна, Николаевич, Николаевна. В их произношении литературная норма допускает как полный, так и стяженный варианты: Алексе́евич и Алексе́[и]ч, Алексе́евна и Алек[се́]вна; Серге́евич и Серге́[и]ч, Серге́евна и Сер[ге́]вна; Корне́евич и Корне́[и]ч, Корне́евна и Кор[не́]вна; Никола́евич и Никола́[и]ч, Никола́евна и Никола́[вн]а и т.д. 

3. Мужские отчества, оканчивающиеся на безударное сочетание, -ович могут произноситься как в полной, так и в стяженной форме: Анто́нович и Анто́н[ы]ч, Алекса́ндрович и Алекса́ндр[ы]ч, Ива́нович и Ива́н[ы]ч и т.д. В женских отчествах, оканчивающихся на безударное сочетание -овна, рекомендуется полное произношение: Александровна, Борисовна, Кирилловна, Викторовна, Олеговна и т.д. 

4. Если отчество начинается на и (Иванович, Игнатьевич, Исаевич), то в произнесении с именем, оканчивающимся на твердый согласный, и переходит в ]: Павел Иванович – Павел[ы]ванович, Александр Исаевич – Александр[ы]саевич. 

5. Обычно не произносится ов в женских отчествах от имен, оканчивающихся на н и м: Ива́[н:]на, Анто́[н:]а, Ефи́[мн]а, Макси́[мн]а. 

6. Не произносится безударное -ов в женских отчествах от имен, оканчивающихся на в: Вячесла́[вн]а, Станисла́[вн]а. 

Мужские и женские фамилии и личные имена, оканчивающиеся на -о, -е, -э, -ц, -у,  (ударные или безударные), а также на -а, с предшествующей гласной, не склоняются: стихотворение Сафо, обзор литературы Н.Н. Дурново, улица им. Гастелло.
Допустимо склонение фамилий украинского происхождения на -ко, -енко (и мужских и женских): операция Устименко удалась, ушли от Аглаи Устименки, пойдете к Семашке?
Русские мужские фамилии, оканчивающиеся на -их, -ых, не склоняются: под редакцией Рыжих, работал с Товчих, написано Н.Н. Новокрещенных.
В устном литературном языке и в языке художественной литературы допустимо склонение мужских фамилий на -их, -ых: в сценарии Черныха, лекции Черемныха.
Женские фамилии и личные имена, оканчивающиеся на согласную, не склоняются: в роли леди Макбет, письма Любови Блок, встретился с Анной Пац, обратился к Ванде Адамович.
Женские заимствованные фамилии, оканчивающиеся на -ов, -ин, не склоняются: письмо леди Дарвин, с разрешения леди Чаплин, в исполнении Денев.
Мужские фамилии восточнославянского происхождения, имеющие беглую гласную при склонении, могут склоняться двояким образом – с потерей и без потери гласной при склонении: Заяц – Заяца – Заяцем и Зайца – Зайцем.
Мужские фамилии и личные имена не восточнославянского, а западнославянского и западноевропейского происхождения, имеющие беглую гласную при склонении, склоняются без выпадения гласной: улица Гашека, романы Чапека, в исполнении Готта, лекции Гавранека.
Мужские фамилии, являющиеся по форме прилагательными (с ударной или безударной флексией), склоняются по модели прилагательных. Соответствующие женские фамилии склоняются по модели прилагательных женского рода: Белый – Белого – Белому, Белая – Белой.
Польские и чешские фамилии на ский, цкий, и ий, ый, как мужские, так и женские, следует давать с полными окончаниями в именительном падеже и склонять: Огинский – Огинскому, Изабелла Огинская – Огинской, Ландовского – Ландовскому, Ванда Ландовская Ландовской


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1790. Виховна година: Повага до себе має свій зовнішній вигляд 154.44 KB
  Навчити студентів постійно дотримуватися режиму дня, стежити за своєю ходою, поведінкою, одягом; розглянути ставлення студентів до моди і до своєї зовнішності; визначити рівень самооцінки кожного студента.
1791. Виховна година: Збережемо природу рідного краю 21.89 KB
  Вчити учнів усвідомлювати себе частиною світу природи; формувати інтерес до навколишнього середовища; розвивати увагу, спостережливість, бажання допомогти довкіллю; виховувати в школярів дбайливе і гуманне ставлення до природи, бажання милуватися її красою.
1792. Виховна година. Будь обережним на дорозі 55 KB
  Поглибити знання учнів про правила дорожнього руху, повторити основні правила пішоходів, велосипедистів, мотоциклістів, пасажирів, водіїв, сприяти розвитку мислення, мовлення, пам'яті, навичок поведінки на дорозі, виховувати повагу до оточуючих, увагу, правила ввічливості
1793. Виховна година: Правильне харчування та здоровий сон – запорука гарного сомопочуття 20.46 KB
  Продовжити знайомство з резервами самопочуння людини, значенням раціонального харчування в системі здорового способу життя, навчити розділяти індивідуальну програму харчової поведінки, продовжити знайомство з компонентами етноздоров'я населення України
1794. Виховна година: Розуміння себе 42 KB
  Довести учням ідею неповторності й унікальності кожної особистості, розвивати здібності аналізувати себе та свої вчинки, виховувати любов до себе та оточуючих, почуття справедливості та гуманності, естетичні смаки та уподобання.
1795. Виховна година: Місія 25.79 KB
  Навчити учнів правильно використовувати свої знання з різних предметів. Виховати в учнів почуття відповідальності не тільки за себе, але і за своїх знайомих і рідних,вміння правильно розприділяти свій час. Розвинути логічне мислення, правильно робити передбачення з даної теми.
1796. Толерантність. Позитивне значення толерантності у формуванні цілісної особистості молодої людини 70.5 KB
  Психологічна установка. Поняття про толерантність. Діагностика толерантної особистості. Мудрість з дерева пізнання (Обговорення висловів видатних людей про толерантність). Виконання творчого завдання в групах.
1797. Друг — це означає другий Я 74 KB
  Учити дітей сприймати різні життєві ситуації, аналізувати їх і знаходити шляхи виходу з них, виховувати у дітей правильне ставлення до таких понять як друг, дружба, розвивати в учнів загальнолюдські чесноти.
1798. Урок-виховний захід. Я і мій класний колектив 23.54 KB
  Навчати учнів культури спілкування, пошуку конструктивних способів вирішення проблемних ситуацій у класі, сприяти поліпшенню психологічного клімату в класі, налагодженню доброзичливих стосунків, виховувати в учнів повагу одне до одного, відповідальність за власні слова і вчинки.