95610

Методы психологии труда

Лекция

Педагогика и дидактика

Существует несколько классификаций методов психологии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов: группу неэкспериментальных методов, представляющую собой...

Русский

2015-09-25

47.19 KB

0 чел.

ТЕМА 1.5. Методы психологии труда

Классификация методов психологии труда. Неэкспериментальные методы психологии труда: наблюдение, опрос, вспомогательные методы. Экспериментальные методы: эксперимент, метод тестов.

Классификация методов психологии труда

Существует несколько классификаций методов психологии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов: группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях, и группу экспериментальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности.

В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.

Неэкспериментальные методы психологии труда: наблюдение, опрос, вспомогательные методы

Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.

Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.

Непосредственное наблюдение обычно проводится по определенному плану, поскольку довольно трудно организовать восприятие всех элементов трудового процесса. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения и фиксацию его результатов.

Важным принципом наблюдения является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.

К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции или профессиональные интересы школьника при выборе им соответствующей сферы деятельности. Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.

Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

Фотография рабочего дняэто вид наблюдений, при котором замеряют все без исключения затраты времени, осуществляемые работником за определенный период работы (за смену или ее часть). Проводит ее специалист – наблюдатель.

Использование фотографии рабочего времени для изучения содержания труда в полном объеме ограниченно, поскольку работы, выполняемые управленческим персоналом, не всегда имеют явно выраженные отличительные признаки. Когда наблюдатель хорошо знает содержание труда наблюдаемого работника и изучаемые работы имеют признаки их начала и окончания (работы технических исполнителей и отдельных категорий специалистов), то использование фотографии рабочего времени целесообразно.

Наблюдение и измерение ведут по текущему времени. В наблюдательном листке указывают все действия исполнителя и перерывы в работе в том периоде, в каком они происходят фактически. Одновременно фиксируют текущее время окончания каждого вида затрат рабочего времени, которое, в свою очередь, является началом следующего вида затрат.

Обработка результатов наблюдения состоит в вычислении продолжительности его затрат рабочего времени по каждой  из отмеченных категорий его затрат путем вычитания из текущего времени каждого последующего замера текущего времени предыдущего замера. После этого по всем замерам согласно принятой индексации проставляется краткое обозначение данного вида категории затрат рабочего времени. Дальнейшая обработка состоит в выборке и составляет сводки одноименных затрат рабочего времени.

Полученные данные позволяют выполнить анализ результатов наблюдения. При анализе можно определить коэффициент экстенсивности использования рабочего времени, а также коэффициент потерь времени по организационно-техническим причинам и по причинам, зависящим от работника. Сопоставление фактического и нормативного балансов затрат  времени позволяет вывить излишние и недостающие затраты рабочего времени. Анализ причин их возникновения позволяет подготовить предложения по совершенствованию организации труда с определением эффективности от их реализации.

Данный метод достаточно трудоемок, создает психологические неудобства для наблюдаемых работников, не позволяет получить результаты изучения высокой точности.

Хронометражом называется такой вид наблюдений, при котором изучают циклически повторяющиеся элементы оперативной работы, а также отдельные элементы подготовительно-заключительной работы и работы по обслуживанию рабочих мест.

Различают три способа хронометража: непрерывный, выборочный, цикловой.

Хронометражное наблюдение следует проводить через 45-60 минут после начала работы и за 1,5-2 часа до окончания рабочего дня.

Операцию расчленяют на составные элементы. Определяют начало и конец элемента операции, т.е. фиксажные точки. Выявляют факторы, влияющие на продолжительность каждого элемента операции.

Необходимое число замеров времени, которое требуется осуществить при одном наблюдении, определяется по специальной таблице.

Замеры времени фиксируют в хронометражной карте. Продолжительность каждого элемента операции определяется вычитанием из текущего времени последующего замера текущего времени предыдущего замера.

В результате проведения хронометражных замеров и после исключения дефектных замеров получают хронометражный ряд. Степень устойчивости хроноряда определяется отношением максимальной продолжительности элемента операции и минимальной. Хроноряд считается устойчивым, если фактический коэффициент устойчивости не превышает нормативный. Если фактический коэффициент устойчивости превысит нормативное значение, то следует исключить одно (минимальное или максимальное) или оба крайних значения. При этом количество исключительных значений (дефектных или исключительных при обработке) не должно превышать 15 % всех замеров. Затем определяется новое значение коэффициента устойчивости, которое сравнивают с нормативным.

По устойчивым хронометражным рядам определяется средняя продолжительность выполнения каждого элемента операции. Ее устанавливают как среднеарифметическую величину из всех годных замеров хроноряда. Эта величина принимается за нормальную длительность исследуемых элементов операции, а сумма значений времени по всем элементам операции принимается за оперативное нормативное время.

Метод достаточно трудоемок, требует навыков дифференциации трудовых процессов, создает определенные психологические неудобства для наблюдаемых, но позволяет получить самые точные результаты изучения и рекомендуется использовать для установления трудоемкости работ и норм времени на виды работ и операции.

Анализ продуктов трудовой деятельности может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Использование этого метода позволяет:

  1.  определить некоторые требования, предъявляемые профессией к  психическим качествам человека, модернизировать систему обучения тем или иным действиям;
  2.  понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификации с разной квалификацией;
  3.  проанализировать динамику работоспособности прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня;

Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Однако после периода адаптации специалисты оказываются способными сообщать о своих мыслях и чувствах, не нарушая естественного хода выполнения трудового процесса. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.

Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он начал разрабатываться в отечественной психологии труда в 20-е годы XX в. Сущность его заключается в соединении в лице психолога исследователя, умеющего и желающего описать профессиональный труд, и работника, его знающего. Основными достоинствами этого метода являются:

  1.  получение путем самонаблюдения некоторой информации, недоступной внешнему наблюдению и разным опросным методам;
  2.  изучение профессиональной деятельности в лонгитюдинальном разрезе, т. е. рассмотрение самого процесса овладения ей;
  3.  более обоснованный (с учетом личного опыта) подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.

Вместе с тем, трудовой метод имеет и ряд недостатков.

Во-первых, он применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми элементами деятельности в форме трудовых проб.

Во-вторых, регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если запись результатов проводится по окончании рабочего дня по памяти, когда исследователь находится в состоянии утомления, это может отрицательно сказаться на ее качестве. Регистрации данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.

Несмотря на указанные недостатки, трудовой метод может давать очень ценный материал, что было подтверждено отечественными исследованиями.

Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование).

Беседа является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований:

  1.  строиться по определенному плану, заранее продуманному, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;
  2.  носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность как со стороны психолога, так и опрашиваемого; ни в коем случае она не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;
  3.  включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым; завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.

Проведение беседы начинается с подготовительного этапа, включающего обеспечение психолога основными материалами, необходимыми для ее подготовки, определение ее направленности и продолжительности. Эта работа предполагает составление плана беседы, формулировку некоторых ключевых вопросов, определение способов регистрации данных и подготовку необходимого оборудования (магнитофонной техники) или составления специальных регистрационных бланков. Начало процесса беседы требует установления контакта с обследуемым, создание доброжелательной атмосферы ее проведения. Для этого необходимо изложить цели и задачи исследования, которые были бы понятны испытуемому и оправданы с его точки зрения. Важным условием в этом плане является формирование у опрашиваемого представления о психологе как человеке, который может оказать помощь в затруднительных ситуациях. Обязательным требованием при установлении контакта является гарантирование психологом всех этических принципов поведения исследования (конфиденциальности обстановки, сохранения профессиональной тайны, уважения к клиенту). Если беседа с клиентом проводится в индивидуальных целях (например, при психологическом обследовании личности профессионала, в профессиональном консультировании), то требования к установлению атмосферы абсолютной доброжелательности и полной откровенности со стороны опрашиваемого должны быть очень жёсткими. Когда беседа проводится для анализа некоторых несложных ситуаций, например выяснения воздействий физической среды на работника, она может проводиться в виде стандартизированного интервью и поручаться специалистам-непсихологам данного производства или организации. Однако и здесь должно соблюдаться требование к созданию непринужденной атмосферы.

Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания. Первый способ регистрации может использоваться при анализе интересов людей, влияния условий среды и других вопросов, не затрагивающих глубоко проблемы личности. В случае же индивидуального консультирования такой способ применять не рекомендуется, чтобы не вызывать у клиента отрицательного отношения к беседе и нежелание давать искренние ответы, И хотя он связан с потерей определенного количества информации, но более оправдан с этической точки зрения. Использование аудио- и видеотехники, безусловно, значительно повышает точность получения и сохранения информации, но порождает ряд этических проблем.

Анкетирование предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные србкйч Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Анкетирование может проводиться как в присутствии психолога, так и заочно (когда анкета заполняется дома). Данный способ удобен, поскольку не отвлекает работника от выполнения своих трудовых обязанностей и позволяет более обдуманно подойти к ответам на вопросы. Но он имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

  1.  наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;
  2.  правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов по ведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;
  3.  подготовку такой анкеты, которая легко читается, на печатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

Отбор испытуемых для проведения анкетирования дол жен соответствовать целям и задачам исследования. Он мо

жет быть случайным, когда анкета выдается каждому рабочему на предприятии, или проведенным в соответствии с определенными критериями, когда выбирается определенный контингент (например молодые рабочие до 25 лет).

По сравнению с беседой, которая характеризуется растянутостью, медленным накоплением данных при массовых обследованиях, анкетирование более экономично во времени, что и обеспечивает ему широкое распространение на практике.

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Вместе с тем, ситуация экспертизы часто выходит за рамки какого-то одного метода и предполагает использование их комплекса. Например, эксперт должен сделать заключение о психологических причинах аварии или о личностных особенностях выбирающего профессию школьника. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой.

Одной из разновидностей групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик. Он используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Его сущность заключается в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста. Экспертам в количестве 5—7 человек предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале. При этом оценка данной черты должна опираться на предложенную им систему жизненных показателей, представляющих собой описание типичных ситуаций из жизни и деятельности данного человека, в которых эта черта проявляется. Разработка такого подробного списка не требует от экспертов специальных знаний, психологическую интерпретацию их суждений дает психолог. Полученные баллы от каждого эксперта усредняются путем подсчета среднеарифметической оценки.

Специфическим методом экспертной оценки профессионала, применяемым в психологии труда, является метод критических инцидентов. Его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Причем приводятся такие образцы профессионального поведения, которые зависят только от самого работника, а не от внешних факторов. Это примеры критических инцидентов. Каждый такой пример содержит : описание ситуации и предпосылки поведения; описание действий работника, попадающих под категории эффективных или неэффективных; зависимость действий работника от него самого или внешних обстоятельств. Критические инциденты формулируются экспертами по результатам наблюдений или опроса. Количество инцидентов зависит от сложности деятельности. В относительно простых видах их может быть 50—100, а в сложных — до нескольких сотен, а иногда и тысяч. Собранные инциденты затем подвергаются классификации по разным основаниям в зависимости от целей исследования. Результаты анализа профессиональной деятельности с использованием данного метода применяются для формулировки критериев ее успешности; составления контрольных заданий для проверки профессиональной подготовленности; совершенствования профессионального обучения; рационализации рабочих мест и т. д. В профессиональной психодиагностике этот метод используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора.

Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Психолог изучает биографию человека, особенности его психического и физического развития, условия жизни, особенности профессионального пути. Информационной основой данного метода являются высказывания самого испытуемого (субъективный анамнез), высказывания о нем других людей и характеризующие его документы (объективный анамнез). Документальные источники анамнеза: личное дело, аттестационные документы (дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации, удостоверения и справки), знаки отличия и награды за профессиональные успехи, фотографии, медицинская карта, личная переписка и дневники, результаты его профессиональной деятельности и т. д. Данный метод применим к малоразработанной в нашей науке проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.

Экспериментальные методы: эксперимент, метод тестов

Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. Его главное достоинство — возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет установить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать и контролировать необходимые условия, неоднократно воспроизводить эксперимент в тех же самых условиях.

Обычно применение лабораторного эксперимента в психологии труда предполагает чаще всего моделирование какого-то одного аспекта трудовой деятельности и его тщательное изучение. Примером такого эксперимента является исследование формы подачи информации при обучении навыкам опиливания, проведенное В.Д. Шадриковым.

Моделирование целостной деятельности в условиях лабораторного эксперимента характерно для сложных видов труда и предполагает использование разнообразных тренажеров (транспорт, энергетические системы).

Проведение лабораторного эксперимента на предприятии требует от психолога тщательного изучения реальной ситуации, выделения ее основных, узловых моментов, общих и специфических особенностей. Экспериментатор должен располагать точными сведениями о переменных и исследуемых факторах, их группировке, знать метод ведения эксперимен-

та, изучить все возможные ошибки, возникающие в ходе его проведения и причины их появления.

Основным недостатком лабораторного эксперимента является искусственность созданной ситуации. Трудность заключается не только в точном моделировании действительной ситуации, что практически невозможно, но и в том, что испытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказывает отрицательное воздействие на результаты эксперимента. Например, при моделировании деятельности оператора сортировочной горки в лабораторных условиях практически невозможно оказалось создать ситуацию ответственности за результаты своей работы. Испытуемый прекрасно знал, что совершенные ошибки не приведут к отрицательным последствиям и не послужат причинами аварий.

Естественный эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Экспериментальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимента является полная естественность условий. Пример такого эксперимента — внедрение разработанной на кафедре психологии труда ЯрГУ новой методики обучения радиотелеграфистов в систему Вооруженных Сил и ее сравнение с существующими методиками.

Другим случаем применения естественного эксперимента на производстве является создание открытой экспериментальной ситуации, предполагающей осознание работником себя как испытуемого. Примером такого рода исследования является изучение поведения работника в ситуациях искусственной деавтоматизации для выяснения структуры трудовой деятельности и трудностей, возникающих при ее овладении. Применение этого приема связано с выполнением работником своих функций в новых условиях (например, дается новый тип заданий), для того чтобы снять автоматизмы и развернуть процесс деятельности.

Преимущества производственного эксперимента заключаются в естественности условий его проведения, в конкретной рабочей ситуации, что позволяет использовать полученные результаты в решении практических задач.

Отрицательным моментом данной разновидности эксперимента является наличие неконтролируемых факторов, действие которых не установлено и не может быть количественно измерено. Осуществление контроля за этими факторами вызывает значительные сложности. Другой недостаток естественного эксперимента заключается в необходимости получения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса.

Тестовый метод, в отличие от наблюдения, опросных методов и эксперимента, которые могут применяться для исследования различных элементов профессиональной среды и профессионально важных качеств, используется только при изучении субъекта труда. В отечественной психодиагностике предлагается три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта и, соответственно, три группы тестов: объективный, субъективный и проективный. Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Тесты, реализующие данный подход, называются объективными. К их числу относятся тесты, интеллекта и тесты способностей, достижений, с одной стороны, и некоторые личностные тесты — с другой.

В психологии труда используют специально сконструированные тесты интеллекта для целей профориентационной работы (методика «Тест умственных способностей», представляющая собой русскоязычную версию Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра) и батареи профессиональных способностей, среди которых наиболее известны GABT и DAT. Батареи профессиональных способностей направлены на диагностику комплекса способностей, необходимых для овладения многими профессиями. В отличие от тестов интеллекта валидизация этих тестов ориентируется на профессиональные критерии, а не на успешность обучения.

К объективным тестам личности относят тесты действия и ситуационные тесты. В психологии труда в большей степени используются ситуационные тесты для целей профессионального отбора. В частности, разновидностью таких тестов является ситуация группы без лидера, предназначенная для оценки организаторских способностей и лидерских черт. В таких тестах дается задача, требующая совместных усилий, где не назначается лидер и ни на кого не возлагается ответственность.

Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты — опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие интересы и установки людей. В профессиональной психодиагностике используют как общепсихологические тесты исследования личности (опросник 16PF Р. Кеттелла, опросник Г. Айзенка), так и специально разработанные тесты для профессиональной сферы. К ним относятся: Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда; личностная анкета KUD, разработанная чешскими психологами для профориентационных целей; опросники для диагностики феномена «психического выгорания». Что касается опросников на интересы, то они целиком были привязаны к использованию в психологии труда. Это большие и сложные тесты профессиональных интересов Э. Стронга и Ф. Кюдера, широко используемые за рубежом и практически неизвестные у нас, а также Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества. Группа проективных методик включает большое количество самых разнообразных тестов. Сфера их применения для диагностики профессионально важных качеств не так широка, как представителей первых двух направлений. Однако есть сведения об использовании проективных рисуночных тестов для диагностики специфических профессиональных феноменов (синдрома выгорания), а также как вспомогательных средств при профессиональном консультировании (методика «Нарисуй свою профессию»).

Любая конкретная деятельность существует в виде большого количества трудовых постов, должностей и рабочих мест. Каждый трудовой пост характеризуется исторически сложившейся системой технического оборудования, а также системой прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности. Он может существовать отдельно от личности, и с этой позиции говорится о наличии в обществе объективной, реально существующей системы трудовых постов. Такой исторически сложившийся и объективно существующий трудовой пост принято называть специальностью. Под специальностью понимают необходимую для общества и ограниченную вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда средства для существования и развития. Группа родственных специальностей объединяется понятием профессия.

Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда. Оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии.

Таким образом, профессиография представляет собой одновременно и первый (описательный) этап психологического анализа деятельности, и комплексный метод ее изучения, включающий использование всех известных методов. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы — документального описания социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важная составная часть профессиограммы — психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Комплексный анализ описания профессии включает:

  1.  производственную характеристику профессии и ее специальностей;
  2.  оценку экономического значения профессии;
  3.  социально-психологическую характеристику профессии (престиж в обществе, особенности межличностного взаимодействия);
  4.  определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для успешного

профессионального труда, особенно тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения;

  1.  санитарно-гигиеническую характеристику условий труда с акцентированием внимания на «профессиональных вредностях»;
  2.  составление перечня требований, предъявляемых к состоянию здоровья работника и медицинских противопоказаний к данной профессии;
  3.  формулировку требований, предъявляемых к психологическим характеристикам человека и выделение профессионально важных качеств (ПВК).

Главной частью профессиограммы является психограмма, содержание и объем которой зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.

Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые профессионально-важные качества и должны предъявляться к любому среднему работнику; желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Желательно также в психограмме такого рода давать перечень психологических противопоказаний, т. е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

В противоположность указанному типу психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.

Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21872. Функции решения в методологии и организации процесса управления 253 KB
  Функции решения в методологии и организации процесса управления.1 Функции решения в методологии и организации процесса управления; 1.2 Понятие управленческого решения и сферы его применения; 1.
21873. Типология управленческих решений 155.5 KB
  Классификация управленческих решений Для разработки и принятия адекватного рассматриваемой проблеме управленческого решения эта работа должна строиться на основе научной классификации управленческих решений. Наиболее широко распространена их классификация по следующим основаниям: сфера деятельности; сроки действия; цели; вид лица принимающего решение ЛПР; уникальность управленческого решения; полнота исходной информации; степень обоснованности решения; ранг управления; масштабность решения; объект...
21874. Условия и факторы качества управленческих решений 47 KB
  Условия и факторы качества управленческих решений. Свойства качественных решений 3. Условия и факторы качества решений 3. Существует показатель косвенно оценивающий качество принятых управленческих решений через количество выполненных решений: Кк = Рв Рн Рп 100 где Кк коэффициент качества управленческих решений; Рп количество принятых управленческих решений; Рв количество выполненных управленческих решений; Рн количество выполненных некачественных решений.
21875. Модели и методология разработки управленческого решения 143.5 KB
  Модель менее сложна чем моделируемый объект и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации их представлениям о ситуации взаимодействию между членами организации.Качество индуктивной модели определяется тем насколько с одной стороны удается упростить описание ситуации принятия решения а с другой насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации. Здесь путь создания...
21876. Гражданский иск как способ восстановления нарушенных прав 339.5 KB
  Объектом работы являются правоотношения, возникающие между государством в лице органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу и гражданином, в связи с реализацией им права на восстановление нарушенных прав, в том числе и входящего в его структуру права на возмещение имущественного вреда и устранение последствий морального вреда.
21877. Роль автоматизации в процессе производства нефтяного кокса 405.5 KB
  Целью данной курсовой работы является изучение роли автоматизации в процессе производства нефтяного кокса. Актуальность избранной темы вызвана тем, что внедрение специальных автоматических устройств приводит к увеличению количества продукции и улучшению его качества, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции, улучшению условий работы, удлинению сроков эксплуатации оборудования и т. д.
21878. Разработка информационных фильтров для программируемых сетевых агентов 548 KB
  Общая теория информационных агентов, дан обзор существующих разработок в области программирования при помощи агентов, введены и формализованы понятия социальной сети как информационного пространства, где действует агент, а также определены специфические функции агента, приведены этапы и результаты разработки сетевого агента.
21879. БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КБР: ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРОРТА НАЛЬЧИК) 1.61 MB
  Изучение природных условий и ресурсов КБР, населения и трудовых ресурсов, хозяйства и экономических предпосылок развития рекреации; Составление характеристики рекреационных ресурсов КБР и их использования: природных, социально-экономических, культурно-исторических ресурсов; Рассмотрение современного курортно-рекреационного комплекса КБР...
21880. Бандитизм (статья 209 УК РФ) 250.5 KB
  Бандитизм - преступления против общественной безопасности, т.е. деяния, признанные уголовным законом грубо нарушающими нормальные условия повседневной жизни и деятельности людей. Эти преступления причиняют или могут причинить существенный вред личным, общественным, и государственным интересам, здоровью, телесной неприкосновенности и достоинству граждан.