95614

Учет производственных запасов. Первичная документация по учету движения производственных запасов

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Журнал учета поступивших грузов (типовая форма № М-1) применяется для учета и контроля за поступлением и оприходованием материальных ценностей. Записи в журнале выполняются отделом снабжения в меру поступления материальных ценностей на склад предприятия на основании товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов приемки материалов.

Русский

2015-09-25

211.5 KB

2 чел.

Тема 6. Учет производственных запасов

1. Первичная документация по учету движения производственных запасов.

2. Учет поступления запасов.

3. Учет выбытия запасов.

4. Методы оценки выбытия запасов.

5. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

1. Первичная документация по учету движения производственных запасов.

Для учета наличия, поступления и выбытия запасов предприятием применяется следующая учетная первичная документация.

Журнал учета поступивших грузов (типовая форма № М-1) применяется для учета и контроля за поступлением и оприходованием материальных ценностей. Записи в журнале выполняются отделом снабжения в меру поступления материальных ценностей на склад предприятия на основании товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов приемки материалов. В журнале также делают отметки о запросах, связанных с розыском грузов, которые не поступили. В графе “Примечание” записывают данные об оплате счетов, отказе от акцепта или суммы частичного акцепта и др.

Доверенность (типовая форма № М-2, М-2б) применяется для оформления права отдельного должностного лица выступать в качестве доверенного предприятия (организации) при получении определенных материальных ценностей. Доверенность в одном экземпляре выдает бухгалтерия предприятия под расписку получателю.

Акт списания бланков доверенностей (типовая форма № М-2а) составляется не реже одного раза в квартал с указанием нумерации и количества списанных бланков. Утверждается руководителем предприятия (организации).

Журнал регистрации доверенностей (типовая форма № М-3) применяется для регистрации выданных доверенностей и расписки об их получении.

Приходный ордер (типовая форма № М-4) применяется для учета материалов, которые поступают на предприятие от поставщиков или с переработки. Он составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом в день поступления ценностей на склад.

Акт о приемке материалов (типовая форма № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, которые имеют количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Составляется также при приемке материалов, которые прибыли без документов. Акт составляется в двух экземплярах приемной комиссией с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Акт утверждается руководителем предприятия (организации) или лицом, на это уполномоченным.

Лимитно-заборная карта (типовые формы № М-8 и М-9, М-28 и М-28а) используются для оформления отпуска материалов, которые систематически расходуются при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и являются оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Лимитно-заборные карты выписываются отделом снабжения или плановым отделом на одно или несколько наименований материалов (номенклатурных номеров) в двух экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается цеху (участку) – потребителю материалов, второй – складу или кладовой цеха (участка).

Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов (типовая форма № М-10) используется для учета отпуска материалов сверх установленного лимита или при замене материалов и является основанием для списания материалов со склада. Акт-требование выписывается на один вид материалов и его многоразовый отпуск в пределах лимита в двух экземплярах: один экземпляр для получателя (цеха), второй – для склада.

Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (типовая форма № М-11) используется для учета движения материальных ценностей внутри предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям. Накладная требование выписывается в двух экземплярах и подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.

Карточка складского учета материалов (типовая форма № М-12) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру, заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально-ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке выполняют на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Реестр приемки-сдачи документов (типовая форма № М-13) применяется для регистрации приходно-расходных документов, которые сдаются в бухгалтерию. Реестр составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом и сдается в бухгалтерию предприятия вместе с первичными документами и необходимыми приложениями.

Ведомость учета остатков материалов на складе (типовая форма № М-14) ведется на предприятиях, которые учитывают материалы по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу. Ведомость учета остатков заполняют по данным карточек складского учета, проверенных бухгалтерией. Достоверность переноса остатков в ведомость подтверждается подписью проверяющего лица.

Акт о приемке оборудования (типовая форма № М-15) используется для оформления оборудования, поступившего на склад для монтажа.

Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (типовая форма № М-15а) оформляется при передачи оборудования в монтаж.

Материальный ярлык (типовая форма № М-16) предназначен для отражения характеристики материалов каждого номенклатурного номера непосредственно в местах хранения. Бланк ярлыка заполняется заведующим складом на каждый номенклатурный номер материальных ценностей. Заполненный всеми необходимыми данными ярлык прикрепляется к месту хранения материальных ценностей и служит для них паспортом.

Акт о выявленных дефектах оборудования (типовая форма № М-17) составляется на дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования.

Сигнальная справка об отклонении фактического остатка материалов от установленных норм запаса (типовая форма № М-18) используется для контроля за отклонением фактического остатка материалов от установленных норм запаса и для контроля остатков материалов, находящихся без движения. Справка составляется в одном экземпляре заведующим складом (кладовщиком), который должен своевременно уведомить отдел снабжения об отклонениях фактического остатка материалов от установленной нормы запасов и об остатках материалов, находящихся без движения. Она заполняется на основании данных карточки складского учета материалов. Критерий для включения данных в справку устанавливает отдел материально-технического снабжения предприятия.

Материальный отчет (типовая форма № М-19) применяется в строительных организациях в тех случаях, когда материально-ответственным лицом является начальник участка (исполнитель работ). Материальные отчеты составляются материально-ответственными лицами только в количественном выражении и в одном экземпляре и представляются в бухгалтерию по окончанию месяца. Расценка поступления и использование материалов проводится бухгалтерией непосредственно в материальном отчете. В материальные отчеты, как правило, должны включаться все материалы, которые были и имеются в наличии на складе (кладовой) независимо от того, было или не было движения этих материалов в отчетном периоде. Вместе с материальным отчетом в бухгалтерию представляются все первичные документы на приход и расход материалов с указаниями о количестве документов и их номеров отдельно по приходу и расходу.

Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей (типовая форма № М-20) является основанием для списания товарно-материальных ценностей предприятием, осуществившим их отпуск, для оприходования их предприятием-получателем и для разрешения на вывоз их с территории предприятия-поставщика, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (типовая форма № М-21) составляется при снятии натуральных остатков товарно-материальных ценностей по каждому отдельному складу, участку, объекту, которые находятся у материально-ответственных лиц.

Аналитический учет запасов на складах ведется в карточках складского учета (типовая форма № М-12) материально ответственными лицами в количественном выражении. Каждому наименованию запасов присваивается номенклатурный номер и открывается на него карточка складского учета, которая регистрируется в бухгалтерии предприятия или в отделе снабжения и передается на склад.

По каждой номенклатуре запасов в карточке складского учета содержится следующая информация:

код склада;

место хранения: стеллаж, ячейка;

марка, сорт, профиль, размер;

номенклатурный номер;

единица измерения;

цена и норма запаса;

наименование материала;

наличие драгоценных металлов: наименование, вид, масса, номер паспорта;

дата записи и номер документа;

от кого получено или кому отпущено;

приход;

расход;

остаток;

отметка о контроле: подпись и дата.

Записи в карточке выполняют на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. В графе “Остаток” материально ответственным лицом проставляется количество материала после каждой операции по приходу или  расходу.

Аналитический учет запасов бухгалтерия предприятия на основании приходно-расходных документов ведет в оборотных ведомостях, которые открываются по каждому материально ответственному лицу в разрезе субсчетов и номенклатурных номеров. В оборотной ведомости показывается:

номенклатурный номер и наименование материала;

единица измерения;

цена;

остаток на начало месяца: количество и сумма;

приход за месяц: количество и сумма;

расход за месяц: количество и сумма;

остаток на конец месяца: количество и сумма.

По состоянию на каждое 1-е число месяца производится сверка карточек складского учета с данными оборотных ведомостей бухгалтерии. Количественные остатки, числящиеся в карточках, должны быть тождественны с остатками, отраженными в оборотных ведомостях. Правильность произведенных записей в карточках складского учета подтверждается подписью бухгалтера непосредственно в самой карточке по графе “Контроль” с проставлением даты проводимой проверки.

Если на предприятии бухгалтерский учет запасов ведется по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу, то вместо оборотных ведомостей применяется ведомость учета остатков материалов на складе (типовая форма № М-14). Эта ведомость содержит следующую информацию:

порядковый номер записи;

наименование и номенклатурный номер материала;

единицу измерения;

цену и норму запаса;

остаток на начало каждого месяца: количество и сумму.

В отличие от оборотной ведомости ведомость учета остатков не содержит сведений по приходу и расходу запасов, а оборотная ведомость – не содержит показателя “норма запаса”.

Ведомость учета остатков материалов на складе заполняют из карточек складского учета, которые предварительно были проверены бухгалтерией предприятия.

В зависимости от объема учетных работ и наличия средств вычислительной техники оба вида выше названных ведомостей могут заполняться как вручную, так и на машинных носителях. Целесообразнее  вести аналитический учет запасов, применяя компьютерную технологию обработки данных по наличию и движению запасов на предприятии.

2. Учет поступления запасов

Бухгалтерский учет запасов ведется по их наименованиям или однородной группе (виду). Приобретенные производственные запасы зачисляются на баланс по их первоначальной стоимости (себестоимости), которая складывается в зависимости от того, как будут произведены за них расчеты.

Производственные запасы, приобретенные за плату у поставщика, приходуются на склад по фактической себестоимости их приобретения, которая включает:

сумму оплаты поставщику согласно договору;

сумму, уплаченную за информационные, посреднические услуги, связанные с поиском и приобретением запасов;

расходы на заготовку, погрузочно-разгрузочные работы, доставку запасов к месту их использования, включая расходы на страхование рисков транспортировки запасов;

другие расходы, включая прямые расходы на зарплату, прямые материальные расходы, расходы на доработку и повышение качественно-технических характеристик запасов.

При поступлении товарно-материальных ценностей на склад предприятия от поставщиков материально-ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) проверяет фактическое наличие их по количеству и качеству, сличая с данными сопроводительных документов (накладных, счетов-фактур, ЖД и автотранспортных накладных, упаковочных листов, сертификатов), после чего выписывается приходный ордер (форма № М-4), где указывается его номер и дата составления, наименование поставщика. перечень материальных ценностей, их количество и номенклатурные номера, проставляется подпись о приемке материалов на ответственное хранение. Если при приемке запасов выявлены отклонения по количеству или качеству, то составляется акт о приемке материалов (форма № М-7). Приходный ордер с приложенными сопроводительными документами передается в бухгалтерию для отражения в учете операции по поступлению материальных ценностей.

С целью сокращения документооборота не производить выписку приходных ордеров допускается. В этих случаях материально-ответственное лицо тщательно проверяет правильность заполнения сопроводительных документов поставщика и соответствие фактического количества материальных ценностей, поступивших ему на склад. После этого им делается пометка на сопроводительном документе грузов о том, что им проверено и все перечисленные материальные ценности приняты на ответственное хранение. Свою запись подтверждает подписью. Далее сопроводительный документ передается в бухгалтерию.

Как правило, между покупателем и поставщиком заключается договор о поставке конкретных запасов. Договор предусматривает количество, цену и сроки поставки, а также способ транспортировки (транспортом покупателя, ЖД или автотранспортом), порядок и форму расчетов.

Если предприятие-покупатель получает запасы у поставщика непосредственно с его склада, то своему представителю выдается доверенность на право получения таких запасов. Доверенность является бланком строгой отчетности, выдается бухгалтерией под расписку, предварительно зарегистрировав в специальном журнале по учету выдачи и использования бланков доверенностей.

Доверенность выдается лицу, состоящему в списочном составе предприятия-покупателя сроком до 10 дней. Исправления, подчистки категорически не допускаются.

Журнал учета доверенностей должен быть прошнурован, страницы пронумерованы и скреплены подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью предприятия.

Правильность использования доверенности подтверждается номером приходного ордера склада, который проставляется в одной из граф журнала по учету выданных доверенностей.

Поступившие в бухгалтерию приходные ордера со склада с приложенными сопроводительными документами поставщика, подотчетных лиц являются основанием для отражения в учете операций по поступлению запасов. Поступление товарно-материальных ценностей, полученных у поставщиков, отражается в бухгалтерском учете в Ведомости аналитического учета расчетов с поставщиками 3.3. записью по кредиту счета 63 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” в дебет счетов 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 218, 281, 282, 284.

Купленные запасы за наличный расчет приходуются на склад и отражаются в учете записью в Ведомости 3.2 по дебету счетов запасов и кредиту счета 372 “Расчеты с подотчетными лицами”.

При бесплатном получении запасов предприятие отражает их в учете записью по дебету счетов запасов и кредиту счета 745 “Доход от безвозмездно полученных активов”  в Журнале 6.

Если запасы вносятся учредителями (участниками) в уставный капитал, то такие операции в учете отражаются по дебету счетов запасов и кредиту счета 46 “Неоплаченный капитал” в Журнале 7.  

3. Учет выбытия запасов

На предприятии запасы выбывают в связи с производственным потреблением, переработкой, отпуском на сторону, безвозмездной передачей, недостачей и порчей при хранении. Каждое выбытие (списание) запасов оформляется соответствующими первичными документами.

Самый большой удельный вес запасов используется для производства продукции (работ, услуг). В зависимости от типа производства при оформлении отпуска запасов для его нужд применяются такие первичные документы, как лимитно-заборная карта, акт-требование на замену материалов, накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, накладная на отпуск товарно-материальных ценностей.

Материалы, которые систематически расходуются при изготовлении продукции, оформляются лимитно-заборными картами. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенного материала, после чего определяет остаток лимита по каждому номенклатурному номеру материалов. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада – представитель цеха (участка). Оформленные лимитно-заборные карты вместе с первичными документами прилагаются к материальному отчету и сдаются кладовщиком и производителем работ в бухгалтерию.

В случае необходимости сверхлимитный отпуск материалов или замена одного вида материала на другой допускается только с разрешения руководителя предприятия, главного инженера или лиц, ими на это уполномоченных, оформляется актом-требованием (типовая форма № М-10). Акт-требование выписывается в двух экземплярах: один экземпляр для получателя, второй – для склада. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах акта-требования дату и количество отпущенного материала, после чего определяется остаток. В акте-требовании получателя расписывается кладовщик, а в акте-требовании склада – представитель получателя. Сдача актов-требований в бухгалтерию осуществляется после выдачи всего количества материала, который требуется.

Передача запасов с одного склада на другой, от одного материально ответственного лица другому оформляется накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (типовая форма № М-11). Выписывается в двух экземплярах: один экземпляр выдается получателю, второй – складу. После завершения операции по перемещению запасов накладная-требование передается в бухгалтерию.

При отпуске запасов сторонним организациям выписывается накладная на отпуск товарно-материальных ценностей (типовая форма № М-20). Выписка ее производится в трех  экземплярах на основании договора, контракта, нарядов, других соответствующих документов и подписывается лицом, которое выдало разрешение на отпуск товарно-материальных ценностей, и главным бухгалтером. Первый экземпляр выдается получателю, второй остается на складе, а третий выполняет роль пропуска на вывоз с территории предприятия. Оформленные второй и третий экземпляры накладных передаются в бухгалтерию для отражения в учете операции по отпуску товарно-материальных ценностей сторонним организациям.

Выбытие запасов отражается в третьем разделе Журнала 5.  

4. Методы оценки выбытия запасов

Оценка выбытия запасов в бухгалтерском учете осуществляется по одному из предусмотренных П(С)БУ 9 “Запасы” методов:

метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

метод средневзвешенной себестоимости;

метод ФИФО;

метод нормативных расходов;

метод цены продажи.

Отметим, что для запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, предприятию необходимо применять только один из вышеприведенных методов. О выбранном методе оценки выбытия запасов предприятию следует указать в распорядительном документе об учетной политике на предприятии (к примеру, в положении об учетной политике, утвержденном приказом руководителя предприятия). Как один из элементов учетной политики, метод оценки выбытия запасов не подлежит изменению без серьезных на то оснований. В соответствии с п. 29 П(С)БУ 9 «Запасы» информация о выбранных методах оценки выбытия конкретных запасов раскрывается в примечаниях к финансовой отчетности.

Метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов применяется при отпуске запасов, а также оказании услуг для выполнения специальных заказов и проектов. Применять его можно и при отпуске запасов, которые не заменяют друг друга.

Рассмотрим условный числовой пример выбытия запасов с применением этого метода.

Пример. Для изготовления мягкой мебели по специальному заказу использованы в производство запасы, не заменяющие друг друга: гобеленовая ткань, поролон и гвозди мебельные. Движение запасов представим в следующей табл. 1.

Таблица 1

Движение запасов на предприятии по методу идентифицированной себестоимости

п/п

Показатели

Количество

Цена, грн.

Стои-мость, грн.

1

Остаток запасов на начало месяца:

поролон

6

60

360

ткани

8

36

288

гвозди мебельные

2

38

76

Всего остаток

х

х

724

2

Приобретено в отчетном месяце:

поролон

8

40

320

ткань

45

30

1 350

гвозди мебельные

4

45

180

Всего приобретено

х

х

1 850

3

Израсходовано на производство в отчетном месяце:

поролона

6

60

360

поролона

4

40

160

ткани

8

36

288

ткани

42

30

1 260

гвоздей мебельных

2

38

76

Всего израсходовано

х

х

2 144

4

Остаток на конец отчетного месяца:

поролона

4

40

160

ткани

3

30

90

гвоздей мебельных

4

45

180

Всего остаток

х

х

430

Само название метода средневзвешенной себестоимости запасов говорит о том, что для списания запасов он использует усредненную по всему объему выбытия цену. Но в соответствии с требованиями п.п. 18–19 П(С)БУ 9 «Запасы» при использовании метода средневзвешенной себестоимости выбытие запасов может оцениваться двумя способами:

1. По ежемесячной средневзвешенной себестоимости запасов.

2. По периодической средневзвешенной себестоимости запасов (рассматриваемый метод, независимо от выбранного способа оценки выбытия запасов из двух указанных наиболее полезен при достаточно большой номенклатуре списываемых запасов и при больших объемах каждого наименования указанных запасов при условии достаточно незначительного колебания их цены в течение отчетного периода).

Ежемесячная средневзвешенная

Использование этого способа предусматривает осуществление оценки выбытия запасов по каждой единице запасов по следующей формуле:

Сн + Сп

Есс = ---------------------- , где

Кн + Кп

Есс - ежемесячная средневзвешенная себестоимость конкретной единицы запасов;

Сн и Кн – соответственно, себестоимость и количество запасов на начало месяца;

Сп и Кп – соответственно, себестоимость и количество запасов, поступивших на протяжении месяца.

Определив таким образом стоимость (цену) единицы запасов, ее необходимо применить при отражении выбытия всех запасов в течение отчетного месяца.

Периодическая средневзвешенная

Использование данного способа предусматривает осуществлять оценку выбытия запасов по каждой единице запасов по следующей формуле:

Сн + Сп – Св

Псс = ----------------------- , где

Кн + Кп – Кв

Псс – периодическая средневзвешенная себестоимость конкретной единицы запасов;

Сн и Кн – соответственно себестоимость и количество запасов на начало месяца;

Сп и Кп – соответственно себестоимость и количество запасов, поступивших на протяжении месяца до даты выбытия оцениваемых запасов;

Св и Кв – соответственно себестоимость и количество запасов, выбывших на протяжении месяца до даты выбытия оцениваемых запасов.

Другими словами, способ периодической средневзвешенной себестоимости каждой единицы запасов предусматривает деление суммарной стоимости остатка запасов на дату операции в конкретном месяце на суммарное количество запасов на эту дату. Дата операции — это дата, когда оцениваемые запасы выбывают в учетном месяце (продаются, отпускаются в производство, выбывают другим способом). Определив вышеуказанным образом стоимость (цену) единицы запасов, ее необходимо применить при отражении выбытия запасов на дату операции.

На основании данных табл. 2 определим сумму израсходованных запасов с использованием метода средневзвешенной себестоимости.

Таблица 2

Движение запасов на предприятии по методу средневзвешенной себестоимости

п/п

Показатели

Количе-ство

Цена, грн.

Стои-мость, грн.

1

2

3

4

5

1

Остаток запасов на начало месяца:

поролон

6

60

360

ткани

8

36

288

гвозди мебельные

2

38

76

Всего остаток

х

х

724

2

Приобретено в отчетном месяце:

поролон (3 марта)

8

40

320

поролон (25 марта)

2

42

84

ткань (1 марта)

45

30

1 350

ткань (15 марта)

8

36

288

гвозди (4 марта)

4

45

180

гвозди (20 марта)

10

43

430

Всего приобретено

х

х

2 652

3

Израсходовано на производство в отчетном месяце:

поролона

12

47,75*

573,00

ткани

58

31,574*

1831,28

гвоздей мебельных

12

42,875*

514,50

Всего израсходовано

х

х

2 918,78

4

Остаток на конец отчетного месяца:

поролона

4

47,75

191,00

ткани

3

31,574

94,72

гвоздей мебельных

4

42,875

171,50

Всего остаток

х

х

457,22

*Определяем средневзвешенную себестоимость материалов:

  поролон:

360+320+84  

---------------- =   47,75 грн.;

    6+8+2

  ткани:

288+1350+288

------------------ =  31,574 грн.;

    8+45+8

 гвозди мебельные:

76+180+430

---------------  =  42,875 грн.

   2+4+10

Метод ФИФО базируется на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступают на предприятие (отражаются в бухгалтерском учете). Это значит, что запасы, которые отпускаются в производство (продажу и другое выбытие), оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов (т.е. “первым пришел, первым ушел”). При этом стоимость остатка запасов на конец отчетного месяца определяется по стоимости последних по времени поступления запасов.

Используя условия предыдущего примера, отразим в табл. 3 расчет суммы израсходованных запасов с использованием метода ФИФО.

Таблица 3

Движение запасов по методу ФИФО

п/п

Показатели

Коли-чество

Цена, грн.

Стои-мость, грн.

1

2

3

4

5

1

Остаток запасов на начало месяца:

поролон

6

60

360

ткани

8

36

288

гвозди мебельные

2

38

76

Всего остаток

х

х

724

2

Приобретено в отчетном месяце:

поролон (3 марта)

8

40

320

поролон (25 марта)

2

42

84

ткань (1 марта)

45

30

1 350

ткань (15 марта)

8

36

288

гвозди (4 марта)

4

45

180

гвозди (20 марта)

10

43

430

Всего приобретено

х

х

2 652

3

Израсходовано на производство в отчетном месяце:

поролона

6

60

360

поролона

6

40

240

ткани

8

36

288

ткани

5

36

180

гвозди мебельные

2

38

76

гвозди мебельные

4

45

180

гвозди мебельные

6

43

258

Всего израсходовано

х

х

2 932

4

Остаток на конец отчетного месяца:

поролона (с 3 марта)

2

40

80

поролона (с 25 марта)

2

42

84

ткани

3

36

108

гвоздей мебельных

4

43

172

Всего остаток

х

х

444

Нормативный метод оценки расходов базируется на применении норм расходов на единицу продукции (работ, услуг), которые устанавливаются самим предприятием с учетом нормальных уровней использования запасов, труда, производственных мощностей и действующих цен. Чтобы обеспечить максимальное приближение нормативных расходов к фактическим, необходимо регулярно проверять и пересматривать нормы расходования и цены в нормативной базе.  

Этот метод применяется на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности (машиностроительной, шинной, мебельной, швейной, кожевенной, пищевой) при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции с большим количеством деталей и узлов. Нормативный метод способствует внедрению прогрессивных норм затрат, осуществлению действующего контроля за уровнем затрат производства, выявлению резервов снижения себестоимости продукции, оперативному руководству производством.

Оценка выбытия запасов по ценам продажи основана на применении  предприятиями розничной торговли среднего процента торговой наценки на товар. Этот метод следует применять предприятиям, которые имеют значительную и изменяющуюся номенклатуру товаров с приблизительно одинаковым уровнем торговой наценки. Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной стоимостью реализованных товаров и суммой торговой наценки на эти товары. Сумма торговой наценки на реализованные товары определяется как произведение продажной стоимости реализованных товаров и среднего процента торговой наценки. Средний процент торговой наценки определяется в результате деления суммы остатка торговых наценок на начало отчетного месяца и торговых наценок в продажной стоимости полученных в отчетном месяце товаров на сумму продажной стоимости остатка товаров на начало отчетного месяца и продажной стоимости полученных в отчетном месяце товаров. Торговая наценка – это разница между продажной и первоначальной (себестоимостью) стоимостью товаров.

Например, предприятие розничной торговли имеет следующие данные о движении товаров за месяц (табл. 4):

Таблица 4

Движение запасов по методу цены продажи

Показатели

Стоимость товаров по продажным ценам

Стоимость товаров по себестоимости

Сумма торговой наценки

Остаток товаров на складах на начало месяца

20 246

18 429

1 817

Поступило товаров на склад в течение месяца

340 290

270 935

69 355

Реализовано товаров в отчетном месяце

305 070

?

?

Остаток товаров на складах на конец месяца

?

?

?

% ТН ср. = (1817+69355) / (20246+340290) * 100% = 19,74 %;

ТН на реал. Тов. = 19,74 % * 305 070 / 100% = 60220,82;

Себ. Реал.тов = 305 070 - 60220,82 = 244 849,18;

Остатки товаров:

по прод. Стоим. = 55466:

по с/с = 44514,82:

ТН = 10951,18

5. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов

К малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) относятся предметы, которые используются на протяжении не больше одного года или нормального операционного цикла, если он больше одного года. К ним следует отнести инструменты, хозяйственный инвентарь, специальное оснащение, специальную одежду, обувь и т.п.

Для учета наличия и движения МБП Планом счетов предусмотрен балансовый счет 22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”. По дебету данного счета отражаются по первоначальной стоимости приобретенные, изготовленные или бесплатно полученные предметы, по кредиту – отпуск МБП в эксплуатацию со списанием на счета затрат, а также списание недостач и потерь от порчи таких предметов.

Организация бухгалтерского учета МБП на предприятии предусматривает, прежде всего, своевременное составление первичных документов, соблюдение правил при приемке МБП на склад и отпуске их в эксплуатацию. МБП, поступающие от поставщиков, принимаются на склад материально ответственным лицом. Фактически принятые МБП сверяются с данными, указанными в сопроводительных документах.

Для учета движения МБП на предприятии предусмотрены следующие формы учета:

карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-2);

акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-4);

акт на списание инструментов (приспособлений) и обмен их на годные (типовая форма № МШ-5);

личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (типовая форма № МШ-6);

ведомость учета выдачи (возврата) спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (типовая форма № МШ-7);

акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-8).

Согласно П(С)БУ 9 “Запасы” единицей бухгалтерского учета МБП является их наименование или однородная группа (вид).

При отпуске МБП со склада в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты производства или относится на расходы деятельности предприятия. В дальнейшем по таким МБП должен быть организован оперативный количественный учет по местам эксплуатации и материально ответственным лицам в течение всего срока их фактического использования.

Существует два варианта организации учета операций по выдаче инструментов и приспособлений со склада: в раздаточные и кладовые. При первом варианте все операции по движению инструментов и приспособлений между складом и раздаточными кладовыми предприятий оформляются первичными документами в следующем порядке:

получение кладовыми инструментов и приспособлений со склада выпиской лимитных карт или накладных-требований;

возврат кладовыми инструментов и приспособлений на склад составлением накладных-требований;

сдача кладовыми негодных, изношенных инструментов  и приспособлений в виде лома, утиля - накладными-требованиями.

В этом случае пришедшие в негодность инструменты и приспособления списываются на основании карточек складского учета.

При втором варианте документальному оформлению подлежат только операции по движению инструментов и приспособлений, связанных с изменением запасов в раздаточных кладовых. Этот вариант выдачи инструментов и приспособлений принято называть методом учета оборотного (обменного) фонда инструментов в эксплуатации.

При этом варианте кладовые обменивают на складе негодные, изношенные инструменты на годные штука на штуку, что не приводит к изменению запасов инструментов в кладовых и поэтому не требует составления специального первичного документа на обмен.

Данный вариант организации учета предусматривает выписку первичных документов только на операции по укомплектованию раздаточных кладовых недостающими инструментами или возврату на центральный склад излишних инструментов. Для учета изменения запаса инструментов применяется ведомость формы № МШ - 1, на основании которой вносятся изменения в карточки складского учета материалов, которые ведутся в раздаточной кладовой и на складе.

Операции по обмену складом пришедших в негодность инструментов, производимому по принципу "штука за штуку" или по замене утерянных инструментов оформляются актами формы № МШ - 5 с приложением актов о поломке и утере инструментов формы № МШ 4. Акт формы № МШ - 5 является основанием для получения на складе нового инструмента взамен списанного. Первоначальная выдача инструментов и приспособлений на рабочие места в длительное пользование производится в соответствии с технологическими картами на основании требования мастера и отражается в карточках учета МБП формы № МШ - 2, открываемых на каждого работника, получившего эти предметы. Получение инструментов и приспособлений подтверждается подписью рабочего в карточке формы № МШ 2. Последующие выдачи инструментов и приспособлений из раздаточной кладовой взамен изношенных документально не оформляются, а производятся при предъявлении акта выбытия формы № МШ - 4.

Выдача рабочим инструментов в кратковременное пользование контролируется с помощью инструментальных марок (жетонов) без регистрации в каких-либо документах.

При одномарочной системе контроля рабочий получает инструмент из раздаточной кладовой на основании предъявленной инструментальной марки с выбитым табельным номером. Выдавая работнику инструмент, кладовщик помещает инструментальные марки в ячейки стеллажа, в которых хранился выданный инструмент, и возвращает их рабочему после сдачи инструмента в кладовую.

При двухмарочной системе выдачи инструментов используются два вида марок: с табельным номером рабочего и с номенклатурным номером инструмента. Первый используется для определения, кому из рабочих выдан инструмент в кратковременное пользование, а второй позволяет установить, сколько и каких инструментов выдано каждому рабочему.

К хозяйственному инвентарю относятся предметы конторского и хозяйственного оснащения, конторская мебель (столы, стулья, шкафы), вешалки, гардеробы, противопожарный инвентарь.

Инвентарная тара, используемая для постоянного хранения запасов, для обслуживания производства, в качестве тары длительного пользования и неразрывно связанная с характером производства, контейнеры или предметы, которые предназначены для укладки и временного хранения материалов, перемещения продукции внутри предприятия, относятся к хозяйственному или производственному инвентарю.

Хозяйственный инвентарь отпускается со склада предприятия в эксплуатацию лицам, ответственным за его сохранность, на основании требований, оформленных в установленном порядке. Учет хозяйственного инвентаря, полученного со склада, материально ответственное лицо ведет в двух карточках, одна из которых заполняется по номенклатурным номерам инвентаря, а другая по отдельным лицам, которым выдан инвентарь в пользование.

В случае если хозяйственный инвентарь получает со склада непосредственно лицо, на которое возложена ответственность за обеспечение его сохранности в цехе, отделе или другой службе, это лицо должно осуществлять учет полученного инвентаря в книге, в которой указываются наименование и краткая характеристика предметов, дата поступления в эксплуатацию, инвентарный номер, стоимость, отметка о выбытии.

К специальной одежде, специальной обуви и средствам индивидуальной защиты относятся комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы и т. п.

Спецодежда и спецобувь выдаются работникам тех профессий и должностей, которые предусмотрены в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, либо в отраслевых нормах, утвержденных на основании типовых, в соответствии с установленными нормами и сроками ношения независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности предприятия, на котором работает данный работник.

Выдача, хранение и пользование спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты осуществляются согласно порядку, установленному Положением о порядке обеспечения работников спецодежды, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 29.10.96. г № 170.

Учет выдачи работникам спецодежды и спецобуви ведется в личной карточке формы № МШ 6, в которой на ряду с описанием и другими данными, характеризующими такие предметы, отражаются сроки их ношения и процент годности. Карточка формы № МШ - 6 ведется в одном экземпляре и хранится в местах выдачи спецодежды и спецобуви до момента их выбытия за непригодностью или утерю. В случае потери спецодежды и спецобуви в карточке делается запись об их выбытии на основании акта формы № МШ - 4.

Кроме спецодежды и спецобуви индивидуального пользования, работникам может выдаваться на время работы дежурная спецодежда, спецобувь и защитные средства. Данные предметы выдаются только на время выполнения работы для которых они предусмотрены, или могут быть закреплены за определенными местами и передаваться от одной смены работников к другой. Эти МБП должны учитываться на отдельных карточках формы № МШ - 6 с отметкой "дежурная".

Что касается оформления выбытия МБП, то для определения их непригодности к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности проведения их восстановления, ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание указанных предметов на предприятии создаются постоянно действующие комиссии. Данные комиссии производят осмотр предметов, подлежащих списанию, устанавливают их непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, определяют возможность использования или реализации материалов, остающихся от списываемых предметов, а также составляют акт на списание МБП формы № МШ - 5 или № МШ - 8 на основании актов выбытия формы № МШ - 4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59617. Сценарій мистецького заходу. Тарас Шевченко — художник 71.5 KB
  Читець. Здібності до малювання виявилися в нього ще з дитинства. У спогадах родини Шевченка є немало свідчень про те, що настінне народне малювання, вишивки будили в нього пристрасть до створення власних малюнків.
59618. Урок-екскурсія. Тиждень лісу 46.5 KB
  Для учнів 3–-4х класів Тиждень лісу Збереження природи є надзвичайно актуальним сьогодні а ліс це одне з основних джерел чистого повітря і наш годувальник. Тому пропоную провести восени тиждень лісу включивши такі дні...
59619. Тренувальні вправи. Складні речення зі сполучниковим та безсполучниковим зв’язком. Кома між частинами складного речення 44.5 KB
  Мета: удосконалювати уміння та навички у визначенні граматичних основ у частинах складного речення правильному інтонуванні складних речень вживанні розділових знаків між частинами складних речень; розвивати логічне мислення увагу мовлення естетичні почуття...
59620. Узагальнення вивченого про речення 31.5 KB
  Чому цей текст має таку назву Скільки в ньому речень У якому з них думка виражена одним словом Що ви уявляєте коли читаєте це речення Спишіть перші два речення. Зробіть перший висновок що таке речення слово або група слів.
59621. Узагальнення вивченого про текст 36.5 KB
  Оголошення теми уроку Ми сьогодні узагальнимо те що знаємо про текст будемо вчитися складати тексти різних типів. Робота в парах з деформованим текстом. І тут з’являється Їжачок учитель показує іграшку і каже...
59623. Українсько-московський договір 1654 р. та його наслідки для України 75.5 KB
  Урок–-захист проектів: Українсько-московський договір 1654 року та його наслідки для Україниâ€.Розкрити внутрішнє й зовнішнє політичне становище Гетьманщини наприкінці 1653 року. Ознайомити учнів з подямиї 1654 року та їх наслідками для України.