95624

Предварительное планирование действий подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Значение предварительного планирования действий по тушению пожара. Справочник руководителя тушения пожара. Россия имеет самый высокий уровень в мире гибели и травмирования людей на пожарах более чем в 3 раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран. В 2010 году количество погибших на пожарах достигло 13692 человека...

Русский

2015-09-25

923.5 KB

11 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT17

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры ОП и ПАСР

полковник внутренней службы

                                

                                В.В. Клюй

«__»____________2013г.

Л Е К Ц И Я

по учебной дисциплине «Пожарная тактика»

Тема 8. «Предварительное планирование действий подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ»

Направление подготовки (специальность) _280705.65 «Пожарная безопасность» (специализация  «Государственный пожарный надзор»)

(указывается код, наименование направления подготовки ВПО)

СМК-УМК-4.4.2-38-2013

Лекция обсуждена на заседании

кафедры ОП и ПАСР.

Протокол № 27 от «25» _марта_ 2013 г.

Санкт-Петербург

2013г.

  1.  Цели занятия

Учебные:

  •  систематизировать особенности предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров; показать содержание текстовой и графической частей плана пожаротушения.
  •  стимулировать развитие тактического мышления у курсантов.

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся стремление к самообразованию и ответственности за принимаемые тактические решения.

  1.  Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятий

Время, мин.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучающихся, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучающихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1.  Значение предварительного планирования действий по тушению пожара.
  2.  Порядок составления и отработка планов пожаротушения

2.1. Общие требования к разработке планов пожаротушения.

2.2. Текстовая часть плана пожаротушения.

2.3. Графическая часть плана пожаротушения.

    2.4. Отработка и корректировка планов пожаротушения

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

80

10

20

20

20

10

5

  1.  Литература

Основная

  1.  Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. Пожарная тактика. Учебное пособие. (под общей редакцией Артамонова В.С.).- СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011.-308 с., 115-137.
  2.  Артамонов В.С. и др. “Пожарная тактика в вопросах и ответах”: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.
  3.  Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. Пожарная тактика.: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

Дополнительная

  1.  Повзик Я.С. «Пожарная тактика». М.: Спецтехника, 2001.
  2.  Я.С. Повзик. «Справочник руководителя тушения пожара». М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. – 361 с. (Л – 3).
  3.  Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров, утвержденные главным военным экспертом МЧС России  генерал-полковником П.В. Платом 29 сентября 2010 года.
  4.  Методические рекомендации по изучению пожаров. М.: МЧС, 2007. Утвержденные Ю.Л. Воробьёвым. 12.03.2007 г.

Нормативные правовые акты

  1.  Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.
  2.  Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.)
  3.  Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.
  4.  ГОСТ Р 53247 – 2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения».
  5.  Приказ № 630 от 31.12. 2002 г., Москва. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».
  6.  Приказ № 156 от 31.03. 2011 г., Москва. «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
  7.  Приказ № 167 от 05.04. 2011 г., Москва. «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».
  8.  Приказ МВД России № 234 от 30.04.1996г., «Наставление по газодымозащитной службе ГПС МВД России».
  9.  Приказ № 240 от 05.05. 2008 г., Москва. «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

  1.  Учебно-материальное обеспечение:
  2.  Мультимедийный проектор, компьютерная техника.
  3.  Слайды.

  1.  Вопросы для самостоятельного изучения:
  2.  Назначение карточки пожаротушения.
  3.  Что отражается в плане привлечения сил и средств?
  4.  Чем отличается план привлечения сил и средств от плана пожаротушения?
  5.  Порядок разработки расписания выезда пожарных подразделений.

                        

                                 VI. Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение «План пожаротушения»?

2. Какое основное назначение плана пожаротушения?

 3. Из каких основных разделов состоит текстовая часть плана пожаротушения?

4. Какие вопросы должны отражаться в рекомендациях для РТП?

5. Какие вопросы должны отражаться в рекомендациях для НШ?

6. Какие вопросы должны отражаться в рекомендациях для лица ответственного за ТБ?

7. Какие вопросы должны отражаться в рекомендациях для начальника КПП?

8. Что входит в графическую часть плана?

9. Где хранится план пожаротушения?

  1.  Текст лекции

ВВЕДЕНИЕ

  1.  Значение предварительного планирования действий подразделений по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС.

Анализ пожаров происшедших в России, показывает, что ежесуточно около 1,5 тысяч раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях, и около 7 тысяч граждан оказываются лицом к лицу с огнем. Россия имеет самый высокий уровень в мире гибели и травмирования людей на пожарах, более чем в 3 раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.

В 2010 году количество погибших на пожарах достигло 13692 человека, а 11557 человек получили травмы. Значительными темпами растет количество пожаров и материальный ущерб от них – 332719 пожаров и 204,2 млрд. рублей ущерб в 2010 году.

Это происходит из-за бурного развития науки и техники, производств с применением новых синтетических материалов, усиленного развития химической, нефтяной и газовой отраслей промышленности, в технологических процессах которых используется большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, увеличения площадей застройки объектов промышленности, строительства высотных общественных и жилых зданий, беспечности и неосторожности граждан в обращении с огнем.

В связи с этим большое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства рядового и начальствующего состава ГПС, повышению их уровня готовности, гарантирующей защиту от огня государственной и личной собственности граждан, личной собственности граждан и их жизни.

Качество тушения пожаров зависит не только от тактической подготовки личного состава ГПС, но и от выполнения комплекса служебных организационных мероприятий для предварительного планирования (прогнозирования)  действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС  по линии руководства подразделениями пожарной охраны.

Предварительное планирование основных действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС – это решение целого ряда задач, связанных с подготовкой к тушению пожара. Цель этих мероприятий одна – сделать все возможное, чтобы пожарные подразделения прибывали к месту пожара и вводили в действие средства тушения в минимальный срок. Ибо не часы, а минуты, и даже секунды могут решить исход пожара.

Уменьшение каждого из слагаемых – повседневная задача частей и аппаратов ГПС. С этой целью, в результате расчетов, анализа действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС задолго до пожара продумывают и планируют ряд мероприятий, которые в конечном итоге и позволяют выполнить основную задачу в минимальный срок и на высоком профессиональном уровне. К основным из мероприятий по предварительному планированию главных действий относятся:

  1.  Оптимизация дислокации пожарных частей;
  2.  Размещение пожарной техники и специального оборудования;
  3.  Взаимодействие подразделений ПО с другими службами;
  4.  Создание региональных аварийно-спасательных отрядов и опорных пунктов тушения крупных пожаров;
  5.  Составление и отработка оперативной документации (расписание выездов, план привлечения сил и средств для тушения пожаров, планы и карточки пожаротушения)

Выводы по 1 вопросу:

1. Предварительное планирование действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС позволяет в минимально короткий срок по прибытию подразделений вводить в действие средства тушения.

2. Из всего многообразия оперативных документов службы, существенное значение имеет разработка планов тушения крупных пожаров.

Преподаватель отвечает на вопросы обучаемых.

  1.  Порядок составления и отработка планов пожаротушения.
    1.  Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

План пожаротушения – документ, прогнозирующий возможную обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара, на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы  действий ПП.

Основное назначение плана – помочь руководителю тушения пожара быстро сориентироваться в обстановке, правильно определить решающее направление, использовать силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара, ускорить и облегчить постановку задач руководителям прибывающих подразделений и работникам, назначенным на отдельные участки работ на пожаре.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.

ПТП и КТП предназначены для:

- обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

- предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

- планирования основных действий по тушению пожаров;

- повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

- информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

В обязательном порядке ПТП составляются на:

  •  объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;
  •  объекты химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;
  •  объекты электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);
  •  объекты машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;
  •  отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.
  •  Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:
  •  по распиловке древесины – 100 тыс.м.3 в год и более;
  •  по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс. тонн в год и более.
  •  Организации транспорта:
  •  автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно–троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);
  •  многоярусные подземные автостоянки;
  •  железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);
  •  авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);
  •  водного (морские и речные порты, терминалы).
  •  Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.
  •  Общественно-административные здания и сооружения:
  •  административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 250 и более работающих;
  •  торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 2000 м2 и более;
  •  гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;
  •  повышенной этажности (более 9 этажей);
  •  культовые сооружения.
  •  Учебные и детские заведения:
  •  общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;
  •  детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;
  •  летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.
  •  Культурно-зрелищные сооружения:
  •  киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;
  •  музеи, картинные галереи, аппаратно–студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;
  •  дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.
  •  Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).
  •  Объекты культурного наследия народов Российской Федерации.
  •  Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.
  •  Сельскохозяйственные организации:
  •  мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;
  •  мельницы производительностью 200 т/сутки и более;
  •  элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;
  •  животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.
  •  Жилые дома высотой более 70 метров.
  •  Иные объекты, на усмотрение начальника гарнизона пожарной охраны.

В обязательном порядке КТП составляются на:

  •  технологические установки;
  •  электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;
  •  кабельные отсеки энергетических объектов организаций;
  •  на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы;
  •  лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности (свыше 9 этажей);  
  •  отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.);
  •  сельские населенные пункты.

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

Перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона ГПС и по его указанию дополняется и корректируется ежегодно.

Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

Таблица 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Глава местного самоуправления

"__________" _________ 201__ г.

(заверяется печатью)

Перечень организаций

(объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться

ПТП и КТП

п/п

Наименование объекта

Адрес объекта

1

2

3

ПТП

КТП

Начальник

местного гарнизона пожарной охраны

«____»_____________201__ г.


«СОГЛАСОВАНО»

Глава органа местного самоуправления, (собственник) организации (объекта)

"__________" _________ 201__ г.

(заверяется печатью)

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник местного гарнизона пожарной охраны

"__________" _________ 201__ г.

(заверяется печатью)

«СОГЛАСОВАНО»

Собственник (руководитель) организации (объекта)

"__________" _________ 201__ г.

(заверяется печатью)

Планы и карточек тушения пожаров на организации (объекты, населенные пункты), расположенные в районе выезда   ____________________________

                                                                                                                             наименование пожарного подразделения

на 201__ год

№№

п/п

Наимено-вание объекта

Адрес объекта

Тип документа

Наличие электронно-го варианта

Срок

исполнения

Исполни-тель

Отметка о исполнении

1

2

3

4

5

6

7

8

ПТП

КТП

Руководитель

подразделения пожарной охраны

«____»_____________201__ г.

Разработке плана предшествует большая подготовительная работа, которая включает в себя:

  •  изучение и анализ оперативно-тактической характеристики объекта (сельского населенного пункта), в том числе сбор сведений о его противопожарной защите;
  •  изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данному объекту;
  •  прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития;
  •  изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в объекте (сельском населенном пункте) и в аналогичных объектах (сельских населенных пунктах).

При оперативно-тактическом изучении объекта обращают внимание на:

  1.  общую планировку помещений (этажей, подвалов, чердаков);
  2.  конструктивные особенности и огнестойкость стен, перегородок, перекрытий, покрытий, наличие пустот в конструкциях, проемов в стенах, внутрицеховых транспортных устройств и других возможных путей распространения пожара, особенность технологических коммуникаций и электрооборудования, порядок их отключения на случай пожара или аварии;
  3.  общую характеристику технологического процесса производства, пожароопасные свойства веществ и материалов, участвующих в технологическом процессе, их токсичность в нормальных условиях и при термическом разложении, особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы, размещение перекрывающих устройств и порядок приведения их в действие;
  4.  возможность обрушения строительных конструкций и оборудования, взрывов различных веществ, сосудов под давлением, аппаратов с легкогорючими жидкостями и газами, расплавление и растекание горящих веществ и материалов;
  5.  случаи производственных аварий и способы их предупреждения, возможную обстановку и последствия пожара, аварии или взрыва, действия обслуживающего персонала, добровольных пожарных дружин и пожарных работников при ликвидации пожара, аварии или взрыва;
  6.  особенности противопожарного водоснабжения;
  7.  наличие и характеристику местных средств тушения, наличие АУПТ, состояние и порядок приведения в действие стационарных установок тушения пожара, наличие, состояние и возможность использования на случай пожара местных средств связи и извещения;
  8.  кратчайшие и безопасные пути развертывания сил и средств пожарных частей при тушении пожаров.

Многие из этих данных входят в план пожаротушения и составляют оперативно-тактическую характеристику объекта.

Затем устанавливают наиболее сложный по обстановке вариант возможного пожара и обосновывают исходные данные для планов пожаротушения.

При обосновании исходных данных для планов пожаротушения определяют:

  1.  место возникновения пожара;
  2.  максимальную площадь (периметр) пожара с учетом наиболее сложного варианта обстановки;
  3.  величину требуемой интенсивности подачи огнетушащих средств;
  4.  линейную скорость распространения горения;
  5.  скорость роста площади (периметра) пожара;
  6.  величину зоны задымления и концентрацию продуктов полного и неполного сгорания в составе дыма;
  7.  возможную величину зоны теплового воздействия, пределы огнестойкости конструкций;
  8.  время возможного вскипания или выброса жидкостей при пожарах в резервуарах;
  9.  возможную продолжительность свободного развития пожара;
  10.  способ (способы) и приемы действий подразделений в периоды локализации и ликвидации пожара.

При обосновании исходных данных могут быть различные их количества. Здесь приведен весь перечень факторов возникновения, развития пожара. Это зависит от конкретного объекта.

При прогнозировании обстановки на пожаре определяют место возможного его возникновения, исходя из следующих требований:

  1.  на объектах с наличием массового пребывания людей место возможного возникновения пожара принимают с учетом создания наибольшей опасности для людей и сложности обеспечения их безопасности;
  2.  на других объектах место возникновения пожара следует принимать там, где при его развитии возможно наибольшее уничтожение огнем материальных ценностей и создание наиболее сложной обстановки для действий подразделений по тушению пожара.

Например, при пожарах в театрах и дворцах культуры основным вариантом является тушение пожара, возникшего на сцене, а вторым пожар в зрительном зале. Для нефтебаз целесообразны два варианта: один на случай тушения пожара в резервуаре, для ликвидации которого потребуется наибольшее количество сил и средств, а второй – в группе резервуаров, расположенных в одной обваловке или не менее одной трети в баках подземных резервуаров. На электростанциях план пожаротушения составляют по трем вариантам: один для тушения пожара в кабельных туннелях, второй – машинном зале электростанции, а третий – на открытых электроустановках. Для пожароопасных и взрывоопасных цехов и установок химических, нефтехимических производств и нефтеперерабатывающих заводов максимальным размером пожара можно считать охват пламенем всех помещений одной технологической установки, размещающейся в отдельном здании или выделенной от смежных помещений противопожарными стенами. Одновременно прорабатываются также вариант пожара на наружной части установки с разрывом аппаратов и коммуникаций с горючими жидкостями, когда они растекаются по аппаратному двору в сторону помещений.

Для оценки развития пожара на лесоскладах, в зданиях со сгораемыми покрытиями большой площади и других объектах необходимо учитывать максимальную площадь (периметр) пожара с учетом линейной скорости распространения огня и возможной продолжительности развития пожара до сосредоточения необходимых сил и средств.

При разработке планов пожаротушения величину зоны задымления и концентрацию продуктов полного и неполного сгорания принимают из расчета возможного расположения нейтральной зоны в здании. Нейтральная зона зависит от наличия и расположения проемов в ограждающих конструкциях. Поэтому надо учитывать наличие и место расположения рабочих отверстий, исходя из особенностей развития пожара в помещении.

При нескольких наиболее вероятных мест возникновения пожара и значительной скорости распространения горения в некоторых пределах (например, от 1 до 4 м/мин) потребуется проведение многократных вычислений для определения расчетной площади пожара, на которую необходимо разрабатывать план пожаротушения.

При расчете сил и средств, для тушения пожара производится тщательное изучение объекта в оперативно-тактическом отношении, выбора исходных данных по возможным параметрам развития и тушения пожаров, прогнозирования возможной пожарной обстановки и явлений, которые могут сопровождать пожар.

  1.  Расчет средств тушения пожаров (используя данные п. 1, 2, 3):
  2.  определяют необходимое число стволов (А, Б и лафетных) или генераторов воздушно-механической пены (пенных стволов) для введения их на путях распространения огня на решающем направлении и других направлениях, введения непосредственно в очаг пожара, а также для защиты путей эвакуации, оборудования и несущих конструкций;
  3.  устанавливают требуемый суммарный расход воды и определяют водоисточники, которые могут обеспечить этот расход, а также наиболее рациональные схемы развертывания сил и средств для эффективного использования водоисточников, расположенных ближе к месту пожара;
  4.  определяют число пожарных автомобилей для подачи расчетного числа стволов по принятым схемам развертывания сил и средств, а также запас вывозимых на этих автомобилях рукавов и другого пожарно - технического вооружения, необходимого для подачи стволов.
  5.  Расчет сил:
  6.  устанавливают количество личного состава для быстрого развертывания и введения стволов для локализации и ликвидации пожара, защиты оборудования и конструкций, а также для успешного проведения спасательных работ, вскрытия и разборки конструкций, организации эвакуации имущества;
  7.  определяют потребность в звеньях ГДЗС для выполнения необходимых работ в задымленных помещениях;
  8.  определяют число отделений на основных пожарных автомобилях (учитывая возможность привлечения спецподразделений пожарной охраны и спасательных подразделений МЧС, а также взаимодействующих служб города и объекта). Полученное число сравнивают с числом пожарных автомобилей, необходимых для подачи стволов и принимают больший показатель.
  9.  Определение потребностей в специальных силах и средствах:
  10.  определение потребностей в отделениях на специальных пожарных автомобилях и спасательных подразделений МЧС в технике специальных служб города и объекта, исходя из характера предстоящих работ, имеющейся специальной техники и технического вооружения в гарнизоне пожарной охраны и во взаимодействующих службах;
  11.  расчет запаса специальных средств тушения: пенообразователей, смачивателей, огнетушащих порошков и т.п.;
  12.  предусматривают резерв сил и средств.

Все расчеты, проводимые при разработке планов пожаротушения, носят прогностический (приближенный) характер, поэтому в процессе тушения пожара РТП, используя план, должен осуществлять расчет сил и средств с учетом всех элементов конкретной обстановки, складывающейся на пожаре.

Разработка и обоснование наиболее целесообразного варианта (вариантов) действий подразделений по тушению пожаров и ликвидации ЧС и оперативного управления ими.

При тушении возможного пожара нужно учитывать возможности изучения и анализа обстановки на пожаре во времени (к прибытию первых подразделений и по мере введения дополнительных сил и средств).

В зависимости от особенностей развития возможного пожара на объекте, в процессе разработки плана, определяют решающее направление, возможные способы и приемы действий подразделений, порядок введения и расстановки сил и средств в процессе тушения, а также устанавливают необходимость организации штаба и участков тушения пожара и намечают мероприятия по обеспечению взаимодействия между подразделениями при тушении пожара. При этом рассматривают различные варианты обстановки на пожаре: немедленного оказания помощи людям, находящимся в задымленных и горящих помещениях; рационального использования имеющихся в распоряжении РТП сил и средств.

Если возникает необходимость в подвозе воды или подаче в перекачку, то разрабатываются мероприятиях, обеспечивающие бесперебойную подачу воды на тушение пожара (вызов дополнительного количества автоцистерн, рукавных автомобилей, насосных станций, организация и определение места заправки автоцистерн водой и т.п.). Порядок привлечения различной вспомогательной техники для этих целей нужно согласовывать с лицами или организациями, в ведении которых она находится.

При разработке мероприятий по обеспечению организации тушения пожаров в зданиях с массовым пребыванием людей, и с большими материальными ценностями (универмаги, склады, выставочные залы, картинные галереи, музеи и т.п.) особое внимание нужно уделять возможным вариантам обеспечения безопасности людей и эвакуации материальных ценностей.

Для объектов химической и нефтеперерабатывающей промышленности мероприятий по обеспечению тушения пожара предусматривают также действия подразделений, как предотвращение взрывов, отключение части технологического процесса или полную его остановку, защиту машин, аппаратов, предупреждение обрушения конструкций и т.д. В этом случае планы тушения надо согласовывать с планами ликвидации аварий на объектах.

При разработке планов пожаротушения на нефтебазы, нужно предусматривать мероприятия, обеспечивающие быструю ликвидацию последствий вскипания, выброса или разлива жидкостей (при нарушении целостности резервуара).

Иногда в процессе разработки плана нужно определить взаимосвязь отдельных мероприятий по успешному тушению пожара, т.е. выяснить зависимость этих мероприятий друг от друга и определить последовательность, в которой их проводить. Задача эта может быть решена с помощью методов сетевого планирования. Разработка сетевого графика облегчает также РТП постановку задач командирам подразделений, контроль и координацию их действий.

ПТП составляются не менее чем в трех экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация (объект), второй экземпляр – в ЦППС (ЕДДС) местного гарнизона пожарной охраны, третий экземпляр – у руководства (собственника) объекта.

КТП составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр – у руководства (собственника) объекта (администрации сельского населенного пункта).

Начальниками гарнизонов пожарной охраны определяется перечень ПТП и КТП, электронные варианты которых должны храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, о чем делается соответствующая отметка в Перечне и Списке ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение № 4 к Методическим рекомендациям).

Электронные варианты ПТП и КТП должны отвечать следующим требованиям:

  •  обеспечение ведения базы данных для неоднократного использования и своевременной корректировки данных;
  •  обеспечение минимальных затрат на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;
  •  простой и наглядный интерфейс, позволяющий использовать их при непосредственном тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  •  содержание системы встроенной интерактивной помощи, охватывающей все аспекты работы программного средства;
  •  защита от внесения несанкционированных изменений в программное обеспечение.

После выполнения подготовительных работ приступают к составлению и оформлению плана пожаротушения.

План пожаротушения состоит из текстовой и графической части, которые на пожаре остаются в штабе или у РТП, и из специальных вкладышей с рекомендациями для лиц, назначаемых ответственными за определенные направления работы при ликвидации пожара. Число таких вкладышей зависит от особенностей объекта и условий развития пожара. Целесообразно изготовлять вкладыши для НТ, НУТП, представителя администрации объекта, служб города, ответственного за технику безопасности и его контроль, ответственных за пенную атаку и т.п.

План должен быть наглядным, а лица, пользующиеся им на пожаре, должны воспринимать информацию и указания быстро, без кропотливого анализа.

  1.  Текстовая часть плана пожаротушения.

Текстовая часть плана должна быть выполнена печатным шрифтом, просто и ясно изложена и иметь небольшой объем. Текстовая часть плана отражает важные особенности объекта и возможную обстановку на пожаре, связанные с технологией производства, краткую оперативно-тактическую характеристику здания или сооружения и противопожарного водоснабжения, которые невозможно отразить на чертеже.

В текстовой части проводятся сводные данные расчета сил и средств для тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения. Здесь же даются конкретные рекомендации РТП по использованию первых и последующих прибывающих на пожар подразделений, организации и проведения спасательных работ, эвакуации и защите материальных ценностей, а также излагаются задачи штаба пожаротушения по частичной или полной аварийной остановке процесса производства, отключению и опорожнению отдельных технологических аппаратов, обесточиванию электросети и отключению системы вентиляции, эвакуации имущества, предупреждению взрывов, аварий, обрушений и т.п. Исходя из особенностей объекта предусматривается привлечение на пожар газоспасательной, медицинской, водопроводной, энергетической служб, автотранспортных служб, автотранспортных средств и другой техники и механизмов.

Текстовая часть плана пожаротушения состоит из следующих основных разделов:

  1.  оперативно-тактическая характеристика объекта;
  2.  расчет сил и средств по разработанному варианту;
  3.  рекомендации для должностных лиц на пожаре;
  4.  учет проведенных занятий, учений и корректировки плана пожаротушения.

Оперативно-тактическая характеристика объекта

Раздел оперативно-тактическая характеристика состоит из следующих основных подразделов, которые в зависимости от особенностей объекта, возможной обстановки пожара и особенностей его ликвидации могут меняться и дополняться другими сведениями:

1. Строительная часть

В ней отражаются следующие вопросы: этажность; огнестойкость; размер в плане; конструктивные элементы здания, влияющие на ход развития и тушения пожара (пустотелые перегородки, перекрытия, незащищенные металлические конструкции, подвесные перекрытия и т.п.); количество находящихся на объекте людей и животных.

2. Технологическая часть

Для удобства работы с планом пожаротушения на пожаре всю технологическую часть здания (цеха, участка) целесообразно свести в предлагаемую таблицу 2:

Таблица 2

Наличие и загрузка горючего вещества, АХОВ, 0В, РВ, ВВ в технологическом процессе, помещениях и установках

п/п

Наименование

помещения, позиция технологического

оборудования

Наименование горючего вещества, АХОВ, ОВ, РВ, ВВ

Краткая

характеристика

взрывопожаро-

и др. опасности

Огнетушащее

средство,

средство

осаждения и

нейтрализации

Средства защиты личного состава, способы оказания

первой мед.

помощи

1

2

3

4

5

6

В таблице должны найти отражение следующие сведения:

  1.  какое вещество используется, его агрегатное состояние, пожарная опасность и поведение в зоне высоких температур, горючая загрузка;
  2.  какими средствами и силами тушить пожар и наиболее эффективные средства ликвидации пожара;
  3.  краткая характеристика АХОВ, 0В, ВВ, РВ, применяемых в технологических установках или хранящихся на производстве, степень воздействия их на человека, средства защиты личного состава, способы оказания первой медицинской помощи, указываются средства осаждения и нейтрализации этих веществ;
  4.  пределы взрывоопасности, опасные для человека концентрации и другие параметры, а также приборы, которые должны использоваться для их замеров;
  5.  порядок и режим работы аппаратов, скорость движения жидкостей и газов, места необходимых отключений и переключении, а также другие необходимые сведения.

3. Спасание и эвакуация

В этом подразделе отражаются следующие вопросы:

  1.  места сосредоточения людей, их численность, возрастной состав и их состояние, порядок первоочередности эвакуации, способы и средства эвакуации;
  2.  пути эвакуации, имеющиеся в помещении, здании, сооружении;
  3.  сигнализация и средства оповещения о пожаре, место нахождения пульта управления и порядок их задействования;
  4.  порядок проведения спасательных работ, эвакуации людей и ценностей;
  5.  привлекаемая для спасения и эвакуации техника и оборудование, звенья и отделения ГДЗС, обслуживающий персонал, места представляющие опасность при эвакуации;
  6.  места сосредоточения спасенных людей и материальных ценностей, порядок их охраны;
  7.  порядок оказания медицинской помощи пострадавшим.

Наиболее важные из этих вопросов должны найти отражение в рекомендациях для  должностных лиц на пожаре.

4. Водоснабжение

Внутреннее – общее количество внутренних пожарных кранов (ПК), количество ПК, которые можно задействовать одновременно, водоотдача в часы «пик», наличие и места расположения водомерных узлов и насосов-повысителей, порядок их включения, наличие дистанционного и дублирующего спуска, наличие блокировки с системой обнаружения и тушения пожаров. Давление и расход при включении насосов-повысителей. Перечень лиц или служб, обслуживающих эти установки, номера телефонов и порядок их вызова.

Наружное – количество пожарных гидрантов (ПГ), их тип, водоотдача водопроводной сети в часы «пик», наличие насосов-повысителей (водомерных узлов – для объектов) и порядок их пуска, давление и водоотдача при включении насосов-повысителей. Количество водоемов, их общая емкость, возможность забора воды в различное время года. Порядок пополнения водоемов в период тушения пожара. Указываются все имеющиеся естественные источники (реки, озера, пруды и т.д.), а также другое водоснабжение, имеющееся на объекте.

5. Установки автоматического  пожаротушения

Необходимые сведения по установкам пожаротушения также целесообразно свести в таблицу 3.

Таблица 3

Наличие и характеристика установок автоматического пожаротушения

№ п/п

Наименование защищаемых помещений

Вид и характеристика установок

Наличие автомат. и ручного пуска

Наличие резерва огнетушащего вещества

1

2

3

4

5

В таблице должно найти отображение: вид установок автоматического пожаротушения, перечень помещений защищенных ими, места установки ручного пуска, наличие и тип автоматического пуска, резервных емкостей с огнетушащими средствами.

6. Коммуникации.

Электроснабжение – указывается напряжение – силовое, осветительное, аварийное. Места нахождения и порядок доступа к отключающим устройствам. Перечень лиц или служб, обслуживающих его, номера телефонов и порядок их вызова.

Вентиляция – указываются ее краткая характеристика (естественная, приточная, вытяжная, совмещенная), наличие блокировки с автоматическими установками пожарной защиты и сигнализации. Места расположения отключающих и дублирующих устройств.

Отопление – указываются виды отопления, их краткая характеристика, порядок отключения и перекрытия топливных коммуникаций. Перечень лиц и служб, обслуживающих данные установки, номера телефонов и порядок их вызова.

Связь – дается характеристика средствам связи, которые можно использовать при тушении пожара РТП и оперативными службами. Указываются способы подключения к городской или объектовой телефонной сети. В виде краткого справочника даются номера телефонов всех необходимых служб.

Установки дымоудаления и подпора воздуха – дается краткая характеристика, перечень помещений, оборудованных ими, наличие автоматического пуска, места установки ручного пуска.

Лифты – имеют ли автономное электропитание и могут ли работать в пожарном режиме.

7. Расчет сил и средств

Расчет сил и средств выполняют на отдельном листе бумаги, вкладывают в конверт и приклеивают к задней обложке плана пожаротушения или хранят на пункте связи части. В план вносят конечные расчетные данные, которые сводятся в
таблицу 4.

Таблица 4

Расчетные данные

Вариант тушения

Наименование помещения

Площадь помещения м2

Горючий материал

Линейная скорость распространения горения м/мин

Расчётная площадь пожара, м2

Расчётная площадь тушения, м2

Интенсивность подачи огнетушащих средств, л/с, м2

Общий расход огнетушащих средств, л/с

Количество стволов на

тушение

Количество стволов на защиту

Количество отделений

Количество звеньев ГДЗС

Количество личного состава

№ вызова

Л

А

Б

ГПС

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Все привлекаемые для тушения пожара силы и средства также сводятся в предлагаемую таблицу 5.

Таблица 5

Сосредоточие сил и средств на пожаре

№ вызова

Подразделение

Прибывающая техника

Приблизительное время прибытия

Запас рукавов

диаметром, мм

Запас огнетушащих средств

Личный

состав

150

89

77

66

51

Вода

Пенооб-разователь

Порошок

Пожарный расчёт

Звено ГДЗС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Если для ликвидации пожара привлекается вспомогательная техника объекта или с других объектов (экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, коленчатые подъемники, автокары и т.д.), то она сводится в таблицу 6.

Таблица 6

Сосредоточие вспомогательных сил на пожаре

п/п

Наименование

техники

Марка и

количество

Наименование

предприятия, адрес,

телефон,
должност. лицо

Ответственный

сотрудник

ГПС

Согласовано.

Руководитель

объекта

(печать)

1

2

3

4

5

6

Все расчеты, проводимые при разработке планов пожаротушения, носят приближенный характер, а поэтому в процессе тушения пожара РТП, используя план пожаротушения, должен осуществлять уточняющий расчет сил и средств с учетом всех элементов конкретной обстановки, складывающейся на пожаре.

Рекомендации для должностных лиц на пожаре

Рекомендации составляются для должностных лиц пожарной охраны на пожаре (РТП, НШ, НТ, ответственному за ТБ, НКПП, ответственному за подготовку пенной атаки и т.п.), а также для привлекаемых на пожар оперативных служб города и администрации объекта.

Рекомендации для РТП должны отражать следующие вопросы:

  1.  использование первых прибывших подразделений;
  2.  организация и проведение спасательных работ;
  3.  эвакуация и защита материальных ценностей;
  4.  предупреждение взрывов, обрушений, деформаций, вскипаний, выбросов и т.п.;
  5.  отключение или перевод на аварийный режим технологических установок объекта, участка;
  6.  предотвращение распространения пожара из одного помещения в другое;
  7.  организация связи на пожаре;
  8.  привлечение техники данного объекта и других предприятий и организаций;
  9.  предотвращение паники.

Рекомендации должны быть емкими по содержанию и отражать вопросы, которые должны быть на контроле у РТП до конца ликвидации пожара и не дублировать требований приказа № 156 МЧС России и др. документов.

В рекомендациях начальнику штаба (НШ) должны быть изложены подробные данные по особенностям работ при тушении пожара, перечень вопросов, которые он должен решить с администрацией объекта. Перечень привлекаемых служб и порядок оповещения. Перечень лиц и служб, вызываемых в ночное время. Места сосредоточения прибывающий на пожар техники и людей. Организация питания, обогрева, сушки и замены вышедшей из строя одежды, техники. Организация связи управления, взаимодействие и информации. Эвакуация населения и служащих объекта из опасной зоны и т.п.

Рекомендации для начальника тыла (НТ) выполняются в виде вкладыша:

  •  на одной его стороне наносится план или схема объекта с расположением зданий, дорог, водоисточников, с указанием расстояний до них, водоотдачи водопроводных сетей, число стволов, которые подаются от автомобилей, установленных на ближайшие водоисточники, расстановка пожарной техники и прокладка магистральных линий;
  •  на другой стороне вкладыша выполняются рекомендации по особенностям работы тыла на данном объекте, расчетное время работы с использованием водоемов в зависимости от расхода воды, порядка пополнения водоемов водой от других водоисточников.

Рекомендации по организации водоснабжения в случае неисправности водопровода на участке пожара, использование водоисточников в зимнее время. Расчетные данные по подаче воды на максимальные расстояния, создание для этих целей резервов рукавов. Схемы подачи воздушно-механической пены от насосных станций или другой техники. Способы и порядок доставки и приема рукавов, пенообразователя, горюче-смазочных материалов и т.п. из подразделений гарнизона. Рекомендации по обеспечению звеньев ГДЗС запасными кислородными баллонами, регенеративными патронами, заправки аппаратов на свежем воздухе, обогрев и питание личного состава при длительных пожарах. Привлечение администрации, рабочих и служащих для обеспечения вышеперечисленных работ.

Условная схема расположения рекомендаций на обратной стороне вкладыша для НТ.

1. Схемы развертывания сил и средств основной и специальной техники, которые могут быть использованы на данном объекте.

2. Текст рекомендаций.

3. Справочный материал, который может потребоваться НТ.

Рекомендации ответственному лицу по технике безопасности должны отражать следующие вопросы:

  1.  работа в изолирующих противогазах;
  2.  работа на высотах;
  3.  наличие АХОВ, ВВ, OB, PB и способы защиты личного состава;
  4.  наличие высокого напряжения и порядок обеспечения безопасной работы подразделений;
  5.  наличие аппаратов под высоким давлением, разряжением, высокой температурой;
  6.  наличие конструктивных элементов, влияющих на безопасность работы личного состава;
  7.  пути отхода и способов оповещения личного состава при возникновении опасных факторов;
  8.  порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим и т.п.

В рекомендациях начальнику контрольно-пропускного пункта:

  1.  на базе какой машины развернуть КПП;
  2.  порядок доставки регенеративных патронов и кислородных баллонов;
  3.  порядок зарядки аппаратов на сжатом воздухе;
  4.  организация связи со звеньями ГДЗС;
  5.  порядок комплектации звеньев ГДЗС;
  6.  организация смены и отдыха газодымозащитников;
  7.  порядок организации проверки противогазов и т.п.

В планах на некоторые объекты предусматривается привлечение  на пожар газоспасательной, энергетической, водопроводной служб, транспортных средств и другой техники для ликвидации пожара. Для этих служб также разрабатываются рекомендации (инструкции) по их действиям на пожаре.

Все рекомендации выполняются в двух экземплярах. Один, из которых является неотъемлемой частью плана пожаротушения. Другие выполняются в виде вкладышей и вручаются на пожаре или занятиях соответствующим лицам. Вкладыши необходимо выполнять на материале, который не мнется и не боится влаги (детская клеенка). На одной стороне, которого выполняется генплан объекта с соответствующими данными и информацией, где необходимое здание вычерчивается по первому этапу крупным планом. На другой стороне пишется текст рекомендаций и необходимый справочный материал.

  1.  Графическая часть плана пожаротушения.

Графическая часть плана должна быть возможно полнее и включать максимум сведений. Графические материалы должны давать четкое представление об объекте, быть точными, строго привязанными к имеющимся ориентирам, обладать геометрическим подобием и выполненными условными обозначениями, принятыми в пожарной охране.

В графическую часть плана входят:

1) план-схема объекта;

2) схема расстановки сил и средств согласно варианта тушения;

3) поэтажные планы;

4) разрезы;

5) аксонометрические чертежи.

1). План-схема объекта.

План-схема объекта ориентируется по сторонам света и выполняется в масштабе примерно 1:200 до 1:500. Она включает в себя:

  •  здание (сооружение), на которое составляется план пожаротушения, с планом первого этажа, если позволяют размеры. В противном случае обязательно наносят: все входы и выходы, лестничные клетки с указанием их номера и до какого этажа они ведут (ЛК-2), лифты (пожарный выделяется), места отключения электроэнергии в здании в целом (380/220), возможные места установки вокруг здания спец. пожарной техники (автолестницы, коленчатые подъемники и т.д.), зеленые насаждения, мешающие развертыванию сил и средств, наружные пожарные лестницы. Это должно быть выделено на фоне остальных зданий, сооружений и прилегающей территории.
  •  другие здания, представляющие интерес с точки зрения развития и тушения пожара. На них указывается: этажность, огнестойкость, назначение (при необходимости в текстовой части дают краткую оперативно-тактическую характеристику, входы и выходы, лестничные клетки, наружные пожарные лестницы). Если не позволяет чертеж, то здание номеруют и дают их перечень.
  •  разрывы между зданиями, сооружениями, указывают в тех случаях, если возможен переход огня с одного здания на другое;
  •  дороги и проезды внутри объекта и прилегающие к нему, их наименование;
  •  ограждение и въезды на территорию объекта, ограждения внутри объекта наносятся только те, которые нельзя форсировать без применения технических средств;
  •  водоисточники, которые можно использовать для целей пожаротушения, расход водопроводных магистралей, вместимость водоемов, количество автомашин, которое можно на них установить;

ПВ-4 – порядковый номер водоема;  ПГ-2 – порядковый номер гидранта;

300 – емкость водоема;              80 л/с – водоотдача водопроводной

2 – количество машин, которое можно  магистрали в час максимального установить на пирс.     забора воды.

Если водопровод разного диаметра, то тонкой синей линией показывают его трассировку.

  •  расстояния от водоисточников до здания, на которое разрабатывается план пожаротушения.

На водоисточниках, на которые установлена пожарная техника с прокладкой магистральных линий, указывается расстояние прокладки магистральных линий с обозначением количества рукавов.

На водоисточниках, по замыслу не задействованных при тушении пожара, указываются ближайшее расстояние до здания. При этом стрелка выполняется такой длины, чтобы в ней уместились цифры.

Если часть водоисточников из-за их удаленности не попала на чертеж, то с краю чертежа, в той стороне, где они находятся, наносят стрелки, на которых пишут расстояние, его название, емкость, водоотдачу.

  •  расположение водомерных узлов и насосов-повысителей;

НП – насос-повыситель;

Р-7 – максимальное давление при включении;

Q-100 – максимальный расход (л/с). Q-100 л/с.

  •  места прохождения железнодорожных и других путепроводов, линий электропередач;
  •  места прохождения коммуникаций, представляющих пожаро- и взрывоопасность (трубопроводы с ЛВЖ, ГЖ, горючими газами - своим цветом), места расположения задвижек и перекрывающих устройств с соответствующими параметрами находящегося продукта;

А-76     А-76      - наименование продукта;

     - направление движения продукта;

Р, t, W                   Р - давление в трубопроводе;

            t - температура продукта;

            W - расход продукта.

  •  резерв пожарной техники (определяется свободная площадка, где будет находиться техника, находящаяся в резерве);
  •  расстановку пожарных автомобилей на водоисточники (указывать нумерацию пожарных частей на машинах нецелесообразно, так как при реальном пожаре эта расстановка может быть нарушена ввиду неравномерности прибытия подразделений);
  •  место расположения КПП;
  •  место расположения штаба.

2). Схема расстановки сил и средств согласно варианта тушения.

Схема расстановки сил и средств является выкопировкой из общей план-схемы объекта. Она выполняется в более крупном масштабе и включает в себя:

  •  здание (сооружение), на которое разрабатывается план пожаротушения с планом первого этажа. На нем наносятся все входы и выходы, лестничные клетки, лифты (пожарный выделяется), кабельные тоннели, места отключения электроэнергии, вокруг здания – места установки специальной техники, зеленые насаждения, ограждения, наружные пожарные лестницы;
  •  соседние здания и сооружения, ближайшие водоисточники, задействованные при развертывании сил и средств;
  •  обстановку пожара к моменту прибытия первых подразделений, которая включает: место возникновения пожара, площадь пожара, площадь тушения, площадь и объем задымления;
  •  расстановку сил и средств, которая включает:
  1.  расстановку пожарных автомобилей на водоисточники без указания № частей;
  2.  прокладку магистральных линий;
  3.  место расположения штаба пожаротушения;
  4.  место расположения КПП;
  5.  места установки специальной техники (АЛ, КП, АСО, РВ, AT, BЗ и т.п.);
  6.  места установки постов безопасности;
  7.  место установки дымососов, перемычек;
  8.  места расстановки средств связи;
  9.  места расположения резервной пожарной техники.

Если возможен только один вариант расстановки сил и средств (резервуарные парки с ЛВЖ, ГЖ, установки нефтепереработки), то наносится прокладка рабочих линий и указывается позиция стволов. В зависимости от особенностей объекта и количества разработанных вариантов тушения в план пожаротушения закладывается несколько схем расстановки сил и средств (нефтебазы – резервуар с наибольшей площадью зеркала испарения, охвата пламенем нескольких резервуаров при разливе ЛВЖ, ГЖ в обваловании, горении всех резервуаров группы, для подземных одной трети парка. Театры – пожар в зрительном зале и на сцене. Пожаро- и взрывоопасные цеха, установки химических и нефтехимических производств, нефтезаводы – пожар на технологической установке, размещающейся в отдельном здании или изолированной противопожарными стенами помещений; пожар на наружной части установки с учетом разрыва аппаратов и коммуникаций с ЛВЖ и ПК и растекания их по аппаратному двору и в сторону помещений).

3). Поэтажные планы. 

Поэтажные планы выполняются в масштабе и на них должно быть отражено:

  •  все помещения этажа независимо от их размера и назначения;
  •  входы и выходы из помещения, в помещение и наружу;
  •  назначение каждого помещения, (если позволяют размеры чертежа, то их названия подписывают внутри помещения и указывается его площадь, в противном случае, помещения нумеруются и на плане этажа дают их перечень);
  •  места отключения электроэнергии - показывают зигзагообразной стрелкой красного цвета, сверху которой обозначают напряжение (380/220);
  •  лестничные клетки с обозначением, до какого этажа, подвала или чердачного помещения они ведут:;
  •  лифты (пожарный выделяется красным цветом);
  •  задвижки на трубопроводах газа, ЛВЖ, ГЖ;
  •  расположение технологического оборудования (можно общим контуром с указанием его назначения);
  •  места расположения взрывоопасных установок, хранения ЛВЖ, ГЖ, АХОВ, 0В, РВ, ВВ;
  •  места расположения и хранения дорогостоящего оборудования и материальных ценностей;
  •  пути распространения пожара через перекрытия, противопожарные преграды;
  •  помещения и места скопления людей, (они выделяются розовым цветом с указанием максимального количества людей, которое может там находиться);
  •  возможные пути спасения (окна, балконы и др.);
  •  места расположения внутренних пожарных кранов (ПК-10 – цвет синий), включения и выключения автоматических систем пожаротушения, дымоудаления, насосов-повысителей, систем вентиляции;
  •  места расположения передвижных огнетушителей, которые могут быть задействованы при тушении пожара;
  •  места расположения телефонов и их номера.

Если этажи типовые и назначение помещений одинаково, чертят только один с указанием с какого, и по какой этажи являются типовыми.

Подвальные помещения

Тушение пожаров в подвальных помещениях требуют большого количества сил и средств и длительного времени. На чертежах подвальных помещений отражают:

  •  все имеющиеся помещения с указанием их назначения;
  •  входы и выходы из подвала, все оконные и дверные проемы, приямки;
  •  высоту помещений;
  •  объем каждого помещения и всего подвала;
  •  место отключения или перекрытия коммуникаций и параметров продуктов проходящих по ним;
  •  места расположения водомерных узлов и насосов-повысителей;
  •  места установки дымососов, работающих на вытяжку и нагнетание.

Чердачные помещения

В чердачных помещениях пожары характеризуются большой скоростью развития. На чертежах чердачных помещений отражают:

  •  все имеющиеся перегородки, помещения и их назначение;
  •  входы и выходы на чердак, и слуховые окна;
  •  вентиляционные камеры и короба;
  •  машинные помещения лифтов;
  •  коммуникации, места их отключения и перекрытия, параметры продуктов, проходящих по ним.

4). Разрезы.

Разрезы в графической части плана пожаротушения выполняются в случаях:

  •  в здании или помещении есть смещение помещений по высоте;
  •  установки, емкости, агрегаты располагаются на разных высотах;
  •  имеются сложные пустотные перегородки, перекрытия и покрытия, подвесные перекрытия;
  •  механизированные складские помещения;
  •  морские и речные суда.

5). Аксонометрические чертежи.

Аксонометрические чертежи выполняются по необходимости, они позволяют иметь визуальное представление об объекте. Видеть динамику развития пожара, расстановку сил и средств, технологический процесс в целом.

  1.  Отработка и корректировка планов пожаротушения.

После составления плана пожаротушения с его содержанием знакомят начальствующий состав подразделений, привлекаемых к ликвидации пожара, а также работников заинтересованных организаций и служб. Практически отрабатывают план пожаротушения на пожарно-тактическом учении со всеми караулами с привлечением предусмотренных сил и средств, по их итогам вносят необходимые изменения и дополнения. Согласуют с руководителями задействованных в ликвидации пожара предприятий и служб, утверждают у соответствующего начальника пожарной охраны.

План хранится на пункте связи пожарной части, в районе которой находится объект, и вручается старшему начальнику при выезде на пожар на данный объект. При необходимости, вторые экземпляры планов хранятся на ЦППС или штабном автомобиле дежурной службы пожаротушения.

На закрытые объекты план должен хранится в опечатанном сейфе, на ЦППС гарнизона или у должностного лица круглосуточной охраны.

Отработка плана осуществляется по составленному в гарнизоне графику с привлечением предусмотренных по расчетному варианту сил и средств.

Начальник пожарной части должен использовать план пожаротушения при проведении занятий по пожарно-тактической подготовке, отрабатывая действия караула, администрации и привлекаемых служб объекта.

О проведенных учениях и занятиях делаются отметки в специальном разделе плана.

Таблица 7

Проведение учений и занятий

№ п/п

Дата

№ караула

Вид занятий

Кто проводил подпись

Примечание

1

2

3

4

5

6

Корректировка плана пожаротушения проводится не реже одного раза в год при проведении пожарно-тактических учений, занятий по пожарно-тактической подготовке, пожарно-тактических обследований или при изучении начальствующим составом оперативно-тактических особенностей объекта, о чем делается запись в соответствующем разделе плана.

Таблица 8

Корректировка плана пожаротушения

Дата

Выявленные отклонения и внесение изменений

Кто проводил, подпись

Примечание

1

2

3

4

Выводы по 2 вопросу:

План тушения пожара – один из основных документов службы, направленный на предварительное планирование действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

Вывод по лекции: Практика тушения пожаров показала, что если этот документ составлен и оформлен правильно, своевременно отрабатывается и корректируется, в значительной мере облегчается работа РТП и штаба, меньше допускается грубых просчетов и ошибок. И наоборот, где качество планов низкое, они не отражают реальной обстановки на объекте, слабо отрабатываются и корректируются – не обеспечивается успех тушения пожара.

Преподаватель отвечает на вопросы обучаемых.

Заключительная часть

Преподаватель выдает задание на практическое занятие, отвечает на возникшие у обучаемых вопросы. Выборочно проверяет конспекты.

  1.  Задание на самостоятельную работу

Изучить: назначение планов и карточек пожаротушения. Из каких разделов состоят планы и карточки пожаротушения. Рекомендации должностных лиц на пожаре.

  1.  Задание на самостоятельную подготовку

Учебные вопросы

  1.  Дать определение «План пожаротушения»?
  2.  Какое основное назначение плана пожаротушения?
  3.  Из каких основных разделов состоит текстовая часть плана пожаротушения?
  4.  Какие вопросы должны отражаться в рекомендациях для РТП?
  5.  Какие вопросы должны отражаться в рекомендациях для НШ?
  6.  Какие вопросы должны отражаться в рекомендациях для лица ответственному за ТБ?
  7.  Какие вопросы должны отражаться в рекомендациях для начальника КПП?
  8.  Что входит в графическую часть плана?
  9.  Где хранится план пожаротушения?

Для успешной подготовки и выполнения практического занятия необходимо:

  •  повторить теоретический материал, связанный с выполнением задания;
  •  ознакомиться с рабочим местом, заданием, содержанием и порядком выполнения задания;
  •  изучить правила охраны труда;
  •  быть готовым ответить на вопросы, изученные в лекции.

Накануне дня проведения практического занятия учебная группа обязательно прибывает на кафедру для ознакомления с рабочими местами, получает первичный инструктаж по мерам техники безопасности и расписывается в журнале инструктажа по охране труда.

Перечень литературы и учебно-методических
материалов для подготовки к практическому занятию

Основная

  1.  Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. «Пожарная тактика». Учебное пособие. (Под общей редакцией Артамонова В.С.). – СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. – 308 с., с.114-137.
  2.  Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.
  3.  Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009, 58 с.

Дополнительная

  1.  Повзик Я.С. «Пожарная тактика». М.: Спецтехника, 2001.
  2.  Я.С. Повзик. «Справочник руководителя тушения пожара». М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. – 361 с. (Л – 3).
  3.  Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров. 29 сентября 2010 г.
  4.  Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России. 28.06.2007 г.

Нормативные правовые акты

  1.  Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.
  2.  Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.)
  3.  Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.
  4.  ГОСТ Р 53247 – 2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения».
  5.  Приказ № 630 от 31.12. 2002 г., Москва. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».
  6.  Приказ № 240 от 05.05. 2008 г., Москва. «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Лист регистрации изменений

Номер

изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

замененных

новых

аннулированных


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36893. Дослідження тиристорів за допомогою програмного комплексу Electronics Workbench 72.5 KB
  Дослідження прямої гілки ВАХ тиристора можна проводити з використанням схеми на рис. Рисунок 4 Схема для побудови прямої гілки ВАХ тиристора в режимі фіксованих струмів анода Рисунок 5 Схема для побудови прямої гілки ВАХ тиристора в режимі фіксованих струмів керувального електрода Порядок виконання роботи 1. Рисунок 6 Схема для лабораторного дослідження тиристора 5. В результаті момент відкриття тиристора зміщується в часі і залежить від величини резистора.
36895. Решение задач с использованием одномерного и думерного массивов 200.5 KB
  Задачи из данного пункта решить двумя способами, используя одномерный массив, а затем двумерный. Размерность массива вводится с клавиатуры.
36896. Спрощена інструкція по роботі з СППР PRIME Decisions 385.5 KB
  для всіх атрибутів які використовуються для прийняття рішень. Введення альтернативних значень для готової цілі та для атрибутів на основі яких здійснюється вибір. Введення альтернатив для головної цілі та для атрибутів в додатковому вікні lterntives 3. Ввести у відповідні стовпці альтернативні значення для атрибутів на основі якого здійснюється вибір.
36897. Адміністрування локальної мережі з використанням FRIENDLY PINGER 1.75 MB
  ІНСТРУКЦІЯ до проведення лабораторної роботи №19 Адміністрування локальної мережі з використанням FRIENDLY PINGER Предмет: Комп’ютерна практика Автор і дата затвердження програми: Новиченко В. Київ Лабораторна робота № 19 Адміністрування локальної мережі з використанням FRIENDLY PINGER 1 Мета роботи Ознайомитись з можливостями програми FRIENDLY PINGER призначеної для адміністрування моніторингу й інвентаризації комп'ютерних мереж. Побудувати топологію локальної мережі згідно з варіантом завдання 2. Сучасні комп’ютерні мережі.
36898. Исследование характеристик усталостной прочности конструкционных материалов при циклических испытаниях 730.5 KB
  Цель работы: Ознакомиться с проблемой усталости авиационных конструкций; параметрами характеризующими цикл нагружения; существующими разновидностями цикла напряжения; характеристиками сопротивления усталости при регулярном напряжении; кривой усталости. ВОПРОСЫ Перечислить основные этапы в гражданской авиации которые связаны с проблемой усталости конструкции самолета. Чем они характеризуются Дать определение...