95657

Практика лицензирования образовательной деятельности

Дипломная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие, виды и формы образовательной деятельности Правовое регулирование образовательной деятельности Правовое регулирование лицензирования образовательной деятельности Практика лицензирования образовательной деятельности Практика лицензирования в региональном аспекте Практика лицензирования в разрезе видов образовательной деятельности...

Русский

2015-09-28

305.12 KB

5 чел.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3 стр.

Глава 1. Правовое регулирование образовательной деятельности и ее лицензирования…………………………………………………………………5 стр.

1.1. Понятие, виды и формы образовательной деятельности…………………………………..…………………...……………5 стр.

1.2. Правовое регулирование образовательной деятельности………….19 стр.

1.3. Правовое регулирование лицензирования образовательной деятельности…………………………………………………………………...26 стр.

Глава 2. Практика лицензирования образовательной деятельности…..36 стр.

2.1. Практика лицензирования в региональном аспекте………………..36 стр.

2.2. Практика лицензирования в разрезе видов образовательной деятельности…………………………………………………………………...43 стр.

2.3. Современные проблемы лицензирования и пути их решения…….53 стр.

Заключение………………………………………………………………...58 стр.

Список использованной литературы…………………………………….60 стр.

Приложение 1……………………………………………………………...61 стр.

Введение

"Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться" такие слова говорил древнеримский философ Сенека. С момента своего рождения человек начинает учиться, только на разных этапах его жизненного пути это обучение различно.

Сфера образования на сегодняшний день развивается стремительно, практически каждый родитель хочет научить своего ребенка всему на свете - это и языки, и танцы, и развитие логики и много еще чего. Спрос, всегда порождает предложение, о чем могут свидетельствовать открытые повсеместно "образовательные центры". Но далеко не каждая образовательная организация действительно дает образование, а тем более делает это законно. Многие начинают задумываться о том, где они или их дети будут обучаться, лишь после того, как речь заходит о том, чтобы вернуть часть денежных средств, потраченных на обучение. Именно в этот момент потребитель услуги узнает, что "образовательное заведение", в которое он собирался пойти учиться или же уже отучился, не имеет право вести образовательную деятельность, а попросту не имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Все, кажется, не так страшно, если речь идет о дополнительном образовании, но вот когда речь заходит об общем или профессиональном образовании, когда после государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца, дело обстоит совсем иначе.

Выбор темы дипломной работы "Лицензирование образовательной деятельности" не случаен, так как именно лицензирование является начальным этапом в единой системе деятельности образовательных учреждений осуществляемой в интересах защиты граждан на получение образования.

Согласно действующему законодательству, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Целью дипломной работы является определение правового регулирования образовательной деятельности и ее лицензирования, а также выявление проблем, связанных с лицензированием образовательной деятельности и нахождение путей их решения.

Основными задачами в данной работе являются:

- дать определение образовательной деятельности, установить какие виды и формы образования установлены в Российской Федерации;

- рассмотреть особенности правового регулирования образовательной деятельности и ее лицензирования;

- установить основные проблемы, связанные с лицензированием образовательной деятельности.

Объектом изучения являются правоотношения, складывающиеся в области оказания образовательных услуг и механизмы правового регулирования данных отношений.

Глава 1. Правовое регулирование образовательной деятельности и ее лицензирования

1.1. Понятие, виды и формы образовательной деятельности

Понятие образовательной деятельности раскрывается в пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об Образовании) и гласит следующее: "Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ".

Четкого определения образовательных программ в законе как таковое не предусмотрено, однако, статья 12 Закона об Образовании говорит, о том, что образовательные программы определяют содержание образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона "Об образовании в Российской Федерации" "Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Право на образование гарантируется статьей 43 Конституции Российской Федерации, в которой также говорится об обязательности получения основного общего образования.

Законодательством России установлено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

"Общее и профессиональное образование реализуются по уровням. В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" устанавливаются следующие уровни общего образования:

- дошкольное образование;

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее общее образование.

Следующие уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование – бакалавриат;

- высшее образование – специалитет, магистратура;

- высшее образование – подготовка кадров высшей категории.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование"2.

"В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законом об образовании"3.

Основные образовательные программы, за исключением основных образовательных программ профессионального обучения, реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами с учетом соответствующих примерных образовательных программ. Основные образовательные программы профессионального обучения должны реализовываться в соответствии требованиями профессиональных стандартов.

Что же представляют собой федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС)? Если говорить в целом, то ФГОС – это совокупность определенных требований, предъявляемых к конкретному уровню образования, возможных форм его получения, а также сроков реализации конкретной образовательной программы. Рассмотрим более подробно каждый ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Образовательная деятельность по реализации программы дошкольного образования осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями.

Положения ФГОС ДО могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

ФГОС НОО включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Начальное общее образование может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

ФГОС ООО включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

ФГОС ООО является основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Основное общее образование может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (далее - основной образовательной программы).

ФГОС СОО включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы;

- к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

- к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Стандарт СОО является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Среднее общее образование может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

После того как человек получил общее образование у него возникает право получить профессиональное образование. Причем Конституцией гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, а так же возможность получения на конкурсной основе бесплатного высшего образования.

Среднее профессиональное и высшее образование как говорилось ранее реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными образовательными программами, однако, в отличие от общего образования, где разработан и утвержден один стандарт и к нему одна примерная программа для каждого уровня образования, для профессионального образования Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрауки) разработаны и утверждены стандарты и программы для каждой специальности. Несмотря на то, что профессиональных образовательных стандартов бесконечное множество про их общее содержание можно сказать следующее. Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по конкретной специальности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию. Установлены нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы в зависимости от базового уровня обучающегося, а так же формы получения образования, присваиваемые квалификации по завершению обучения.

С высшим образование ситуация аналогичная, поэтому не будем на ней останавливаться.

Таким образом, из всего вышесказанного, очевидно, что право на получение образования, гарантированное Конституцией реализуется по образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Как же реализуются программы профессионального обучения и дополнительного образования? Рассмотрим каждый вид образовательных программ отдельно.

"Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность"4. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден приказом Минобрнауки от 2 июля 2013 года № 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".

"Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы направлены на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта только для детей. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями"5.

Федеральные государственные требования устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в конкретной области (музыкальному инструменту, виду спорта и т.п.) и сроку обучения по этой программе.

"Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность"6.

Зная, какие виды образовательных программ установлены Законом об Образовании следует учесть тот факт, что законодатель установил конкретный перечень образовательных программ, которые могут реализовывать образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, в зависимости от своего типа. Типы организаций, осуществляющих образовательную деятельность с возможными для реализации ими программами приведен ниже (таблица 1).

Таблица 1

Типы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемые ими программы

Тип организации

Имеют право реализовывать

Программы, реализуемые в качестве основного вида деятельности

Программы, реализуемые в качестве дополнительного вида деятельности

Дошкольная образовательная организация

образовательные программы дошкольного образования,

программы присмотра и ухода за детьми

дополнительные общеразвивающие программы

Общеобразовательная организация

образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, дошкольного образования

образовательные программы дошкольного образования; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения

профессиональная образовательная организация

образовательные программы среднего профессионального образования

основные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы

организация высшего образования

образовательные программы высшего образования и научная деятельность

основные общеобразовательные программы; образовательные программы среднего профессионального образования; программы профессионального обучения; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы

организация дополнительного образования

дополнительные общеобразовательные программы

образовательные программы дошкольного образования; программы профессионального обучения

организация дополнительного профессионального образования

дополнительные профессиональные образовательные программы

программы подготовки научно-педагогических кадров; программы ординатуры; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения

организация, осуществляющая обучение

основным видом деятельности является НЕ образовательная деятельность

в зависимости от вида могут реализовывать следующие программы: программы магистратуры; программы подготовки научно-педагогических кадров; программы ординатуры; программы профессионального обучения; дополнительные профессиональные программы; основные и дополнительные общеобразовательные программы, основные программы профессионального обучения; программы дошкольного образования

Следует помнить о том, что Законом об Образовании предоставляется возможность осуществлять образовательную деятельность и индивидуальным предпринимателям, которые вправе осуществлять образовательную  деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.

Раскрывая понятие видов образования, были уже озвучены частично и формы получения образования. Остановимся на каждой из них более подробно.

Первое, что необходимо отметить, то, что Законом об Образовании установлено, что образование можно получить как в организациях, осуществляющих обучение, так и вне их (в форме семейного образования или самообразования).

Наиболее распространенной формой получения образования, в организациях, осуществляющих обучение является очная. При данной форме, обучение происходит с обязательным посещением всех занятий по предметах, входящим в учебный план, по конкретной образовательной программе.

Следующая форма получения образования – очно – заочная, в это случае обучение происходит без отрыва от производства, то есть обучение состоит не только из небольшого количества аудиторных занятий, но и самоподготовки обучающихся.

Ну и, пожалуй, одна из самых распространенных на сегодняшний день форма – заочная. Практически все время обучения составляет самоподготовка, за исключением профессионального цикла, который дается преподавателями в аудиториях.

Следует отметить, что в форме семейного образования может быть получено только общее образование, что предусматривается соответствующими ФГОСами. Необходимо еще упомянуть о том, что лица, получающие образование в форме семейного образования должны проходить промежуточную и итоговую аттестации в организациях, осуществляющих обучение (экстерном). Кроме этого, если родители решат, что ребенок должен продолжить обучение в организации, осуществляющей обучение, то он может сделать это на любом этапе своего обучения. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что допускается сочетание различных форм получения образования.

Лица, получающие образование должны помнить о том, что далеко не все программы можно реализовывать с применением экстерната или самообразования, требования к реализации конкретной образовательной программы устанавливаются либо ФГОСом, либо организацией, осуществляющей образовательную деятельность, утвердившей образовательную программу.

1.2. Правовое регулирование образовательной деятельности

Принятый в конце декабря 2012 года Закон об Образовании является  законом, вокруг которого выстраивается все законодательное право в области образования.

Помимо Закона об Образовании источниками в области образовательного права могут выступать федеральные законы принятые специально для регулирования отношений в сфере образования. Например, Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". А также федеральные законы, регулирующие отдельные положения, касающиеся вопросов образования и образовательной деятельности, например, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ.

Наличие отдельных норм права, например, в административном, гражданском, налоговом праве, регулирующих отношения в сфере законодательства об образовании оправдано, потому что в самом Законе об Образовании, а также Федеральном законе от 5 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании), о котором речь пойдет позже, имеется отсылка к нормам права другого законодательства. Наличие же норм образовательного права в других законах, регулирующих отношения в иных сферах права, отражают отсутствие системы в области правого регулирования законодательства об образовании в целом. На практике подобная ситуация приводит к различным правовым коллизиям, о которых речь пойдет в последней главе нашей работы.

Рассмотрим понятие "законодательство об образовании" в соответствии с Законом об Образовании.

В Законе об Образовании целая статья посвящена правовому регулированию отношений в сфере образования (статья 4), часть 1 упомянутой выше статьи,  говорит чем регулируются правовые отношения в сфере образования "Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании)".

Из анализа данного определения и статьи, очевидно, что Законом об Образовании закрепляется целая система правового регулирования отношений в сфере образования, которая не ограничивается только федеральными законами, а также содержит нормы права, установленные международными договорами, подзаконными актами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования на региональном и (или) муниципальном уровнях, а также локальными нормативными актами.

Остановимся более подробно на каждом из источников права.

Основополагающим источником российского образовательного права является Конституция Российской Федерации.

Законодательство об образовании ставит своей целью установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, а одна из его основных задач — обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Статьей 43 Конституции закреплено право каждого на образование; статьей 72 регулируются общие вопросы воспитания, образования, науки, кроме этого в статье 114 установлено, что, Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования.

Развитие системы международных отношений в области образования, науки и культуры, современные процессы глобализации образования нуждаются в основательной международно-правовой регламентации образовательных отношений.

К настоящему времени уже сформирован увесистый блок международно-правовых актов в области образования.

Нормы, регулирующие образовательные отношения, наличествуют, например, в следующих международно-правовых актах:

- в международно-правовых актах универсального характера (ЮНЕСКО);

- в региональных международно-правовых актах (Совет Европы, СНГ);

- в разнообразных международных соглашениях по сотрудничеству в сфере образования, науки и культуры, заключаемых на двустороннем уровне.

В этой ситуации норма образовательного права может быть закреплена либо  в отдельный документ, регламентирующий исключительно образовательные отношения, либо в  затрагивающий вопросы образования косвенно, например, Конвенция ООН "О правах ребенка".

Следующим источником права в области образования являются указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы, которые издает Минобрнауки, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в сфере образования. Как правило, такие нормативные правовые акты регулируют отношения, связанные исключительно с образованием.

Неограниченными полномочиями в сфере образования обладает Правительство Российской Федерации, именно оно, в соответствии со статьей 11 Закона об Образовании, утверждает большинство подзаконных актов, например, утверждает порядок разработки и принятия федеральных государственных образовательных стандартов, утверждает различные правила и положения, а также номенклатуры должностей педагогических работников.

Минобрнауки принимает нормативные правовые акты в огромном количестве и по различным направлениям деятельности в сфере образования, например:

- порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровней  и (или) направленностей или по соответствующему виду образования;

- порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;

- порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное;

- порядок и основания предоставления обучающимся академического отпуска;

- перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов;

- и т. д.

В соответствии с Законом об Образовании органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделены рядом полномочий. "Принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий"7.

Принятие нового Закона об Образовании привело к активному изменению регионального законодательства, так как большинство нормативных правовых актов были приняты задолго до вступления в силу нового закона. Практически в каждом субъекте Российской Федерации были приняты Административные регламенты, регулирующие деятельность по конкретным переданным полномочиям, которые в настоящее время интенсивно перерабатываются. В некоторых регионах их отменили и уже приняли новые. Отдельно хотелось бы отметить тот факт, что Минобрнауки на сегодняшний день приняты Административные регламенты и есть еще проекты, единые для всех субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы образовательной деятельности. Таким образом, на федеральном уровне исполнительной власти вырабатывается единая политика и единый подход к регулированию отношений в сфере образования на всей территории Российской Федерации, что, безусловно, является положительным моментом для развития всей системы образования.

Следует отметить, что разработкой и утверждением нормативных правовых актов занимается не только исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия в сфере образования. Муниципальные образования субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по принятию определенных нормативных правовых актов, относящихся к вопросам местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования закреплены в статье 9 Закона об Образовании.

По вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Законом об Образовании предусматривается еще один источник правового регулирования отношений в сфере образования – локальные акты. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность принимаются локальные акты, которые регулируют самые различные вопросы, необходимые для решения насущных проблем каждой конкретной организации. Такими локальными актами являются, например, правила приема и отчисления, перевода и восстановления, правила проведения промежуточной и итоговой аттестации, режим занятий, правила реализации конкретных программ, для определенной категории обучающихся, а так же с применением различных обучающих технологий.

Каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и принимает локальные акты, однако, статьей 30 Закона об Образовании закреплен ряд конкретных требований к этим документам, а именно:

- "Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом"8;

- "Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности…"9;

- "Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией"10.

Все нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, уровнях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также принимаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, регулирующие образовательные отношения, должны приниматься в соответствии с нормами, прописанными в Законе об Образовании.

Данный принцип, обеспечивает единство и непротиворечивость законодательства об образовании в целом.

1.3. Правовое регулирование лицензирования образовательной деятельности

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании – образовательная деятельность требует лицензирования.

Именно с момента получения лицензии организация, планирующая осуществлять образовательную деятельность или индивидуальный предприниматель, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, могут реализовывать образовательные программы законно.

"Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа"11.

Лицензирование образовательной деятельности регламентируется в первую очередь Законом о лицензировании, который устанавливает общие положения о лицензировании, с учетом статьи 91 Закона об Образовании, а также другими нормативными правовыми актами.

Рассмотрим те общие положения, которые заложены в Законе о лицензировании. Во-первых, установлено, что лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан. Во-вторых, задачами лицензирования являются выявление и пресечение нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, требований, установленных Федеральными законами.              В-третьих, определены полномочия Правительства Российской Федерации, права по передаче полномочий органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов. В-четвертых, законом определены лицензионные требования и уставлен срок действия лицензии – бессрочно.

Именно Законом о лицензировании определен порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения и (или) переоформления лицензии, и их приема лицензирующим органом, сведения, подлежащие включению в заявление, перечень документов, необходимых для получения (переоформления) лицензии. Определен четкий порядок и основания принятия решения о предоставлении (переоформлении) или об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии, а также срок предоставления данной государственной услуги (предоставление лицензии – 45 рабочих дней, переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности – 30, либо 10 дней, в зависимости от основания). Основания для выхода на процедуру лицензирования:

- предоставление лицензии на осуществление образовательной деятельности;

- переоформление лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня оказываемых услуг;

- переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с намерением лицензиата осуществлять образовательную деятельность по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии,

- переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи прекращением деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии;

- переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности при намерении лицензиата осуществлять деятельность по реализации новых образовательных программ;

- переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности при намерении лицензиата прекратить осуществление образовательной деятельности по образовательным программам.

Следует отметить, что Законом об Образовании установлено еще два основания для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности:

- реорганизация юридических лиц в форме присоединения;

- реорганизация юридических лиц в форме их слияния.

Новшеством, установленным Законом о лицензировании является то, что в отношении соискателя лицензии и лицензиата, проводятся внеплановые документарные и выездные проверки без согласования с органом прокуратуры. Основанием для проведения таких проверок является представленное в лицензирующий орган заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии.

Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям Закона о лицензировании, а также сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

Документарная проверка осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В связи с этим сократился перечень документов, предоставляемых в лицензирующий орган соискателями лицензии и лицензиатами. В соответствии с вышеуказанным законом должностные лица органа исполнительной власти, отвечающего за вопросы по предоставлению и переоформлению лицензии не вправе требовать с заявителя ряд документов, находящихся в ведении других органов исполнительной власти. Для проверки сведений, содержащихся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений информации в федеральных информационных ресурсах осуществляется информационное межведомственное взаимодействие.

В перечень запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия документов входят:

- сведения о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также сведения о постановке соискателя лицензии или лицензиата на учет в налоговом органе;

- подтверждение сведений об уплате государственной пошлины соискателем лицензии или лицензиатом;

- подтверждение сведений о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности;

- заключения или подтверждение сведений о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- заключения или подтверждение сведений о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности;

- заключения или подтверждение сведений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям при реализации соискателями лицензий или лицензиатов основных программ профессионального обучения - программ подготовки водителей автомототранспортных средств.

Для получения вышеуказанных сведений межведомственное взаимодействие осуществляется со следующими органами исполнительной власти:

- Управление Федеральной налоговой службы;

- Управление Федерального казначейства;

- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Главное управление МЧС России;

- Управление ГИБДД ГУ МВД России.

Предметом внеплановой выездной проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать при осуществлении образовательной деятельности, и наличие необходимых работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

При проведении выездной внеплановой проверке к регламентации образовательной деятельности подключается еще ряд нормативных правовых актов, например:

- Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от               26 августа 2010 года № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";

- приказ Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 года              № 141 "О реализации положений ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- Административный регламент по исполнению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (при его наличии);

- ФГОСы и ФГТ.

Закон о лицензировании лишь устанавливает общие принципы лицензирования, а конкретизирует его специальный Закон об Образовании. Статьей 91 Закона об Образовании установлено, что "Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования"12.

Помимо этого статьей 91 Закона об Образовании установлены сведения, подлежащие включению в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности, а именно, "В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения"13.

Форма лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложения к ней, утверждена приказом Минобрнауки от 10 декабря 2013 года № 1320 "Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам".

Законом об Образовании установлено, что юридические лица, реорганизовавшиеся в форме выделения или разделения, получают временную лицензию на осуществление образовательной деятельности, сроком на 1 год. Форма заявления для предоставления временной лицензии на осуществление образовательной деятельности утверждена приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 апреля 2014 года № 536 "Об утверждении формы заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также перечня документов, прилагаемых к нему".

Еще одним документом, регламентирующим процедуру лицензирование образовательной деятельности является постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (далее – Положение о лицензировании) еще один нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру лицензирования образовательной деятельности. Ссылка на Положение о лицензировании идет с самого начала Закона о лицензировании (лицензионные требования, а также перечень документов, предоставляемых соискателями лицензии, а также лицензиатами).

Именно Положением о лицензировании устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, им же определен четкий перечень документов, необходимых как для получения лицензии, так и для ее переоформления по различным основаниям.

Положением о лицензировании утвержден перечень образовательных услуг по лицензированию образовательных программ, в соответствии с ним выдаются лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Исходя из нормы Закона о лицензировании, что при предоставлении государственной услуги лицензирование образовательной деятельности проводятся внеплановые документарные и выездные проверки в Положении о лицензировании есть пункт, говорящий о лицензионных требованиях, предъявляемых к соискателю лицензии.

Новыми лицензионными требования согласно Положению о лицензировании являются:

- наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Закона об Образовании (подпункт "в" пунктов 4, 6 Положения о лицензировании);

- наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Закона об Образовании (подпункт "е" пункта 4, подпункт "з" пункта 6 Положения о лицензировании).

Особенно важно соблюдать лицензионные требования, и осуществлять образовательную деятельность в правовом поле, так как несоблюдение лицензионных требований влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) от 30 декабря 2001 года      № 195-ФЗ (схема 1).

Схема 1

Ответственность за нарушение лицензионных требований

Статья 19.20 КоАП. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

Часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

Предупреждение

Административный штраф 500 – 1000 руб.

На юридических лиц

Предупреждение

Административный штраф 170 – 250 тыс. руб.

Административное приостановление деятельности до 90 суток

На граждан

На должностных лиц

Предупреждение

Административный штраф

30 – 50 тыс. руб.

Дисквалификация на срок

от 1 года до 3 лет

Предупреждение

Административный штраф 300 – 500 руб.

На юридических лиц

Предупреждение

Административный штраф 70 – 100 тыс. руб.

На граждан

На должностных лиц

Предупреждение

Административный штраф

15 – 25 тыс. руб.

Часть 2. Осуществление деятельности,

не связанной с извлечением прибыли,

с нарушением требований или условий

специального разрешения (лицензии),

если такое разрешение (лицензия)

обязательно (обязательна)

На юридических лиц

Административный штраф 100 – 150 тыс. руб.

Административное приостановление деятельности до 90 суток

На должностных лиц

Административный штраф

20 – 30 тыс. руб.

Часть 3. Осуществление деятельности, не связанной

с извлечением прибыли, с грубым нарушением

требований или условий специального разрешения

(лицензии), если такое разрешение (лицензия)

обязательно (обязательна)

Глава 2. Практика лицензирования образовательной деятельности

2.1. Практика лицензирования в региональном аспекте

Рассмотрим лицензирование образовательной деятельности в региональном аспекте на примере Нижегородской области. Министерство образования Нижегородской области (далее – министерство) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 закона "Об образовании в Российской Федерации" является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, выполняющим переданные полномочия в сфере образования по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Нижегородской области за исключением:

  1.  Организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам высшего образования;
  2.  Федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, утвержденным Правительством Российской Федерации;
  3.  Российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
  4.  Иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Организацию предоставления государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности" на территории Нижегородской области осуществляет структурное подразделение министерства – управление по контролю и надзору в сфере образования (далее – управление).

Структура управления (рисунок 2).

Рисунок 2

Структура управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области

Как видно из рисунка 2 "Структура управления" в управлении работает сектор лицензирования образовательной деятельности (далее – сектор) основной задачей которого является организация предоставления государственной услуги (в том числе и в электронном виде) по лицензированию образовательной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Нижегородской области. В работе сектора задействованы три главных специалиста и заведующий сектором.

Для осуществления возложенных на сектор задач выполняются следующие функции:

- прием и рассмотрение заявлений и прилагаемых к ним документов, поступивших на выдачу, переоформление, выдачу дубликата, копии лицензии на осуществление образовательной деятельности;

- организация и проведение проверки возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований;

- выдача лицензий и приложений к ним, временных лицензий, дубликатов лицензий, копий лицензий;

- переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности и (или) приложений к ним;

- отказ в выдаче или переоформлении лицензии по основаниям указанным в действующем законодательстве;

- ведение реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных министерством;

- предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестра лицензий и иной информации о лицензировании образовательной деятельности;

- подготовка предложений по заказу бланков лицензий и приложений на осуществление образовательной деятельности;

- осуществление в установленном порядке сбора, накопления и обработки отчетной и иной документированной информации, в том числе с ограниченным доступом, по вопросам лицензирования образовательной деятельности;

- разработка и обеспечение введения в действие региональных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

В рамках переданных полномочий министерством были разработаны и утверждены формы заявлений о предоставлении и переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности - приказ министерства образования Нижегородской области от 17 сентября 2014 года № 2009 "Об утверждении форм документов, предоставляемых соискателями лицензий и лицензиатами при лицензировании образовательной деятельности в Нижегородской области. Данный приказ издан в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 и с учетом требований, содержащихся в статье 13 Закона о лицензировании. В целях устранения признаков коррупциогенности проект вышеуказанного нормативного правового акта прошел процедуру согласования в государственно-правовом департаменте Нижегородской области и  прокуратуре Нижегородской области.

В настоящее время для обеспечения автоматизации государственной услуги лицензирования образовательной деятельности вводится в эксплуатацию прототип типовых решений информационной системы ТР ЛА (типовые решения по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности), предназначенной для реализации следующих функций:

- формирование печатных форм документов;

- прием заявлений на получение лицензии;

- информирование заявителя о ходе рассмотрения заявления;

- подготовка, регистрация и выдача лицензии.

Во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года                        № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" министерством в ходе проведения процедуры лицензирования образовательной деятельности осуществляется межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти.

Межведомственное электронное взаимодействие осуществляется с помощью системы "Мастер электронных форм заявлений", которая позволяет сотрудникам направлять в рамках обработки электронных заявлений межведомственные запросы, подписанные электронной подписью, а также  направлять ответы на запросы других ведомств (например, Федеральная налоговая служба).

Средний срок предоставления ответов на запросы – 4 рабочих дня.

В 2014 году в порядке межведомственного взаимодействия было   направлено 2003 запроса.

Взаимодействие в электронной форме с соискателями лицензий (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию образовательной деятельности организовано на интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области.

Специалистами сектора лицензирования образовательной деятельности получены ЭЦП для работы в системе межведомственного взаимодействия и приема документов в электронной форме. Во исполнение статьи 98 Закона об Образовании приказом от 9 октября 2014 года № 2160 министерства образования Нижегородской области наделены полномочиями по подписанию электронных документов усиленной квалифицированной подписью и назначены сотрудники за внесение и предоставление сведений в государственные информационные системы - сводный реестр лицензий.

По состоянию на 1 января 2015 года на территории Нижегородской области насчитывается 3348 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых осуществляются переданные полномочия, из них:

- дошкольных образовательных организаций – 1347;

- общеобразовательных организаций – 909;

- профессиональных образовательных организаций – 79;

- организаций дополнительного образования – 404;

- организаций дополнительного профессионального образования – 78;

- организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 28;

- организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых; организаций, осуществляющие социальное обслуживание – 7;

- иные юридические лица – 495;

- индивидуальные предприниматели – 1.

Как уже отмечалось ранее, лицензирование образовательной деятельности  включает в себя не только государственную услугу по получению/переоформлению лицензии на осуществление образовательной деятельности, но и последующий лицензионный контроль.

В рамках предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в 2014 году министерством осуществлялось проведение внеплановых документарных и выездных проверок с целью установления полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлениях и документах, представленных соискателями лицензий (лицензиатами) и возможность выполнения ими лицензионных требований и условий.

Всего в 2014 году была проведена 1101 проверка соискателей лицензии и лицензиатов, из них: 469 плановых проверок и 632 внеплановых, в том числе:

- в рамках лицензирования образовательной деятельности – 118 внеплановых проверок в отношении соискателей лицензии, 310 внеплановых проверок в отношении лицензиатов;

- в рамках лицензионного контроля – 70 выездных проверок, из них: 10  внеплановых выездных проверок.

По результатам проведенных внеплановых проверок в рамках лицензирования образовательной деятельности в 427 случаях установлена возможность соблюдения лицензионных требований и выданы/переоформлены лицензии на осуществление образовательной деятельности. В одном случае установлено не соответствие лицензионным требованиям и отказ в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности.

При проведении лицензионного контроля ситуация немного иная, по результатам этих проверок в 2014 году было составлено 5 протоколов об административном правонарушении. Ни один протокол не был возвращен, а определения не обжаловались, по результатам судебных заседаний вынесены следующие решения:

Наложен административный штраф – 3;

Административное приостановление деятельности – 1;

Предупреждение – 1.

Отдельные протоколы об административных правонарушениях и определения по ним приведены в Приложении 1.

Информационно-методические материалы по вопросам лицензирования образовательной деятельности размещаются на официальном сайте министерства образования Нижегородской области в разделе "Услуги" – "Лицензирование образовательной деятельности", в котором имеется информация о формах заявлений и прилагаемых к ним документов, образцах описей документов для предоставления и переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности, требованиях к оформлению документов, типичных ошибках, допускаемых соискателями лицензий (лицензиатами) при подготовке и представлении документов на лицензирование образовательной деятельности.

2.2. Практика лицензирования в разрезе видов образовательной деятельности

Проанализируем деятельности министерства по вопросу лицензирования образовательной деятельности за 2013 и 2014 годы в сравнительном анализе, относительно количества заявлений, поданных на лицензирование и видов образовательных организаций.

В 2014 году министерством образования Нижегородской области принято 717 заявлений от соискателей лицензий и лицензиатов (по сравнению с итогами 2013 года - меньше на 35 % (диаграмма 1), в том числе:

- 70 заявлений о предоставлении лицензии (по сравнению с итогами 2013 года - меньше на 53%), из них 2 заявления подано индивидуальными предпринимателями;

- 618 заявлений о переоформлении лицензии (по сравнению с итогами 2013 года – меньше на 31%):

- 29 заявлений о прекращении действия лицензии, в том числе прекращение деятельности в филиале (по сравнению с итогами 2013 года – больше на 72%).

Диаграмма 1

Количество заявлений, представленных на лицензирование

Количество поданных заявлений о предоставлении лицензии и переоформление лицензии, у которых не истек срок рассмотрения в 2014 году – 17.

В 2014 году количество лицензионных дел, возвращенных в связи с истечением установленного срока устранения выявленных нарушений и (или) представления недостающих документов – 2 (в 2013 году – 8).

В результате проведения процедуры лицензирования образовательной деятельности в 2014 году:

- предоставлено 59 лицензий на осуществление образовательной деятельности, что на 54 % меньше, чем в 2013 году, в том числе индивидуальным предпринимателям – 1 (диаграмма 2);

Диаграмма 2

Количество соискателей лицензий,

представивших заявления на лицензирование образовательной деятельности

- переоформлено (в том числе в части приложения) 611 лицензий, что на 36% меньше, чем в 2013 году (диаграмма 3);

Диаграмма 3

Количество лицензиатов,

представивших документы на лицензирование образовательной деятельности

- отказано в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности 1 соискателю лицензии (в 2013 году было отказано 1 соискателю лицензии в предоставлении лицензии и 1 лицензиату в переоформлении лицензии);

- принято 29 решений о прекращении действия лицензии, в том числе прекращении действия лицензии в части приложения.

Количество рассмотренных заявлений о переоформлении лицензии в 2014 году по конкретным основаниям следующее:

- намерение лицензиата внести изменения в перечень образовательных услуг, указанный в лицензии, по реализации новых образовательных программ или оказание которых, лицензиатом прекращаются – 135, что составляет 22% от общего количества поданных заявлений   (по сравнению с итогами 2013 года – меньше на 60%), при этом намерение лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ - 101, что составляет 14 % от общего количества поданных заявлений;

- намерение лицензиата осуществлять образовательную деятельность по адресу места ее осуществления, осуществлять образовательную деятельность в филиале, не указанному в лицензии или прекращения деятельности по адресу места ее осуществления, указанного в лицензии – 77, что составляет 13% от общего количества поданных заявлений (по сравнению с итогами 2013 года – меньше на 54%), при этом намерение лицензиата осуществлять образовательную деятельность по адресу места ее осуществления, осуществлять образовательную деятельность в филиале, не указанному в лицензии – 62,  что составляет 10% от общего количества поданных заявлений;

- по иным основаниям – 399, что составляет 65% от общего количества поданных заявлений (по сравнению с итогами 2013 года – меньше на 13%).

Наибольшее количество среди соискателей лицензии в 2014 году составляют дошкольные образовательные организации – 44%                                                (в 2013 году – 26%) и организации, осуществляющие обучение – 19%                               (в 2013 году – 41%), а среди лицензиатов – дошкольные образовательные организации – 45% (в 2013 году – 27%), общеобразовательные               организации – 20 % (в 2013 году – 24%), профессиональные образовательные организации – 12% (в 2013 году – 10%)

В 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилось количество:

- рассмотренных заявлений о предоставлении лицензии, поданных организациями, осуществляющими обучение – 11, что меньше на 72%,                           чем в 2013 году, общеобразовательными организациями – 3, что меньше на 83% чем в 2013 году;

- рассмотренных заявлений о переоформлении лицензии, поданных организациями, осуществляющими обучение – 24, что меньше на 85% чем                    в 2013 году), организациями дополнительного образования – 9, что меньше на 59% чем в 2013 году. (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Соотношения типов организаций,

осуществляющих образовательную деятельность, выходящих на процедуру лицензирования образовательной деятельности

Применяемые сокращения в рисунках:

ДОУ - дошкольные образовательные учреждения;

ОШ - общеобразовательные школы;

ПОО - профессиональная образовательная организация;

ДО - учреждения дополнительного образования;

ДПО - учреждения дополнительного профессионального образования;

ИП - индивидуальные предприниматели;

Иные – иные образовательные организации, организации, осуществляющие обучение.

В 2014 году отказано в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности 1 соискателю лицензии в связи                                       с несоответствием условий осуществления образовательной деятельности в части материально-технического обеспечения, оборудования помещений лицензионным требованиям, а именно отсутствием оснащения, необходимого для ведения образовательного процесса по заявленной на лицензирование образовательной программе.

Уменьшение количества заявлений, поданных на лицензирование образовательной деятельности от соискателей лицензии и лицензиатов, по сравнению с 2013 годом, связано с существенными изменениями законодательства, регулирующего лицензирование образовательной деятельности.

В связи с отсутствием заявлений, направленных в электронном виде, предоставление лицензий на осуществление образовательной деятельности и переоформление лицензий в электронном виде не осуществлялось.

Анализ качества предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности за 2014 год показал сокращение сроков оказания услуги по сравнению с 2013 годом:

- средний срок принятия решения о предоставлении лицензии при нормативном сроке 45 рабочих дней составил 22 рабочих дня, что на 8 рабочих дней меньше, чем в 2013 году - 30 рабочих дней. (диаграмма 5)

Диаграмма 5

Сроки предоставления лицензии

- средний срок принятия решения о переоформлении лицензии при нормативном сроке рассмотрения 10 рабочих дней составил 6 рабочих дней (в 2013 году – 8 рабочих дней) (диаграмма 6).

Диаграмма 6

Средний срок принятия решения

о переоформлении лицензии

(при нормативном сроке рассмотрения 10 рабочих дней)

- средний срок принятия решения о переоформлении лицензии при нормативном сроке рассмотрения 30 рабочих дней составил 22 рабочих дня (в 2013 году – 25 рабочих дней) (диаграмма 7).

Диаграмма 7

Средний срок принятия решения о  переоформлении лицензии

(при нормативном сроке рассмотрения 30 рабочих дней)

Все заявления о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и переоформлении лицензий, поступившие в министерство образования Нижегородской области, были рассмотрены в установленные законодательством сроки.

2.3. Современные проблемы лицензирования и пути их решения

На мой взгляд, самой главной проблемой лицензирования является правовая безграмотность руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также индивидуальных предпринимателей. Руководители элементарно не знают, какие образовательные программы они реализуют, а также не могут определить тип своей организации, документы, которыми регламентируется образовательная деятельность.

Из проведенного анализа отдельных нормативных правовых актов в области лицензирования образовательной деятельности установлены противоречивость норм и отсутствие конкретизации ряда требований.

Статьей 12 Закона "Об образовании в Российской Федерации" программы профессионального обучения относятся к основным программам, однако, статьей 23 Закона "Об образовании в Российской Федерации" не предусмотрен тип образовательной организации, у которой основной целью деятельности является реализация основных программ профессионального обучения.

В связи с этим, у образовательных организаций, основной целью деятельности которых является реализация основных программ профессионального обучения, существует проблема в определении типа образовательной организации и приведении наименования и устава образовательного учреждения в соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации".

Следует отметить тот факт, что в августе 2014 года был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который предусматривал следующие изменения:

"1) в статье 23:

а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) образовательная организация профессионального обучения – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения";

б) часть 4 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"5) образовательные организации профессионального обучения –дополнительные общеразвивающие программы";

3) часть 6 статьи 73 после слов "Профессиональное обучение осуществляется" дополнить словами "в образовательных организациях профессионального обучения";

4) часть 5 статьи 108 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) образовательные учреждения, реализующие исключительно основные программы профессионального обучения, должны переименоваться в образовательные организации профессионального обучения"14.

Однако на сегодняшний день, данный изменения до сих пор не приняты, причины, по которым этого еще не произошло, не известны. Единственное, что можно увидеть на едином портале раскрытия информации это лишь то, что данный проект проходит процедуру раскрытия информации в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года № 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" и это с августа 2014 года.

Частью 6 Закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что в зависимости от основания переоформления, лицензия может быть переоформлена полностью или в части соответствующего приложения. Вместе с тем, частью 3 статьи 18 Закона о лицензировании установлено, что для переоформления лицензии, лицензиата предоставляет в лицензирующий орган оригинал действующей лицензии.

Частью 1 статьи 91 Закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, а также в соответствии с частью 4 статьи 91 Закона об Образовании и приказом Минобрнауки от 10 декабря 2013 года № 1320 "Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам" в приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования – также сведения о профессиях, специальностях, направлениям подготовки), о подвидах дополнительного образования. Следовательно, в приложении к лицензии данными нормативными правовыми актами не предусмотрено указание сведений о реализуемых образовательных программах.

Вместе с тем пунктом 3 Положения о лицензировании установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению и в соответствии с пунктом 17 Положения о лицензировании основанием для переоформления лицензии является намерение лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в лицензии, что не соответствует вышеуказанным положениям нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября             2014 года № 1246 в Положение о лицензировании внесены изменения в части перечня образовательных услуг был добавлен пункт 20 следующего содержания: "Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций"15, вместе с тем, в статью 12 Закона "Об образовании в Российской Федерации" данные программы внесены не были. В связи с этим, не предоставляется возможным определить к какому виду образования относить вышеуказанные программы.

В подпункте "г" пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности не конкретизированы документы, подтверждающие наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации – сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В Положении о лицензировании для индивидуальных предпринимателей не установлен перечень документов, удостоверяющих их личность, тогда как юридическое лицо представляет учредительные документы - копия устава организации.

Согласно подпункту "ж" пункта 4 и подпункту "и" пункта 6 Положения о лицензировании лицензионным требованием является наличие у профессиональной образовательной организации, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Тогда как перечень минимальных условий, которые должны быть созданы соискателями лицензий и лицензиатами для обучения конкретных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, не определен.

Лицензионным требованием согласно подпункта "г" пункта 4, пункта 6 Положения о лицензировании к соискателю лицензии или лицензиату является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Закона об Образовании. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона об Образования образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года, в то же время примерные образовательные программы дошкольного образования не разработаны.                   В настоящее время осуществление лицензирования образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не урегулировано в части соответствия соискателей лицензии или лицензиатов лицензионным требованиям.

В соответствии со статьей 15 Закона об Образовании реализация образовательных программ возможна с использованием сетевой формы.

Однако Положение о лицензировании не выделяет особенности осуществления процедуры лицензирования образовательной деятельности организаций, имеющих намерение реализовывать образовательные программы, не указанные в лицензии, посредством сетевой формы.

В настоящее время не установлены формы следующих документов, представляемых для получения (переоформления) лицензии:

- справки о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- справки о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- справки о педагогических и научных работниках;

- справки о наличии печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов, а также справки о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).

Частью 5 статьи 18 Закона о лицензировании установлено, что в случае реорганизации в форме преобразования заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Вместе с тем не сказано, какие действия должен предпринять лицензирующий орган, в случае, если заявление о переоформлении лицензии представлено с нарушением сроков. Возможно, ли переоформление лицензии или нет.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о лицензировании к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом.

Правомочно ли в таком случае включение в лицензионные требования статей 37, 41, 12, 16, 28, 79 Закона об Образовании без четких определений их применения. По смыслу это требования федерального государственного надзора, а не лицензионное.  

Указанные правовые коллизии и пробелы порождают различные толкования нормативных правовых актов, оказывают негативное влияние на эффективность лицензирования образовательной деятельности и требуют издания подзаконных нормативных актов Правительства Российской Федерации, Минобрнауки и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Необходимо также разработка единых методических рекомендаций по процедуре лицензирования образовательной деятельности применяемых для всех субъектов Российской Федерации. Проведение обучающих семинаров и круглых столов с обсуждением вопросов, на которые, к сожалению, на сегодняшний день не могут дать ответы даже эксперты форума 273-ФЗ, разработанного специально для единого толкования неоднозначных вопросов. Вместе с тем, эксперты этого форума – это люди, со своим особым мнением на ряд вопросов и еще, не известно можно ли принимать их мнение как руководство к действию.

Заключение

В заключение своей работы, после детального анализа законодательства об образовании, а также его лицензирования, можно сделать следующие выводы.

Право на образование российскому гражданину гарантируется Конституцией.

Общее и профессиональное образование реализуется по уровням.

Общее образование может быть получено в форме семейного образования, а профессиональное – только в формах, предусмотренных соответствующим ФГОСом.

Законодательство об образование регламентируется как федеральными законами, так и локальными актами, конкретного юридического лица.

Образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании. Лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики в области образования, а также органы исполнительной власти, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования.

Впервые установлено, что индивидуальные предприниматели вправе осуществлять образовательную деятельность. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеют право заниматься образовательной деятельностью только с момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. В целях установления соответствия лицензионным требованиям в отношении соискателя лицензии/лицензиата проводятся внеплановые выездные и документарные проверки.

Документарные проверки проводятся в соответствии с требованиями 210 федерального закона, а выездные с требованиями 294 федерального закона.

Законом об Образовании и Положением о лицензировании установлен ряд новых лицензионных требований, которые не в полной мере урегулированы действующим законодательством.

За несоблюдение лицензионных требований КоАПом предусмотрена административная ответственность (статья 19.20).

Органом исполнительной власти на территории Нижегородской области, который осуществляет преданные полномочия в области образования является министерство образования Нижегородской области. Министерство осуществляет лицензирование образовательной деятельности, а также контроль за соблюдением лицензионных требований.

Принятие в 2012 году Закона об Образовании, а годом ранее Закона о лицензировании коренным образом изменили подход к образовательной деятельности, а также ее лицензированию. Введено много новых понятий и изменена вся система российского законодательства об образовании (начиная от системы образования и заканчивая управлением системой образования).

Однако, поспешность принятия Закона об Образовании проявилась в недоработке отдельных статей и положений. Вследствие образовавшихся пробелов в законодательстве ряд организаций, осуществляющий образовательную деятельность оказались вне правового поля. В данной ситуации очевидна необходимость принятия определенного количества подзаконных актов.

Если в ближайшее время Правительством Российской Федерации будут приняты все недостающие нормативные правовые акты, то процедура лицензирования образовательной деятельности станет более прозрачной.

Список использованной литературы

2 Части 4, 5, 6 статьи 10 Закона об Образовании

3 Части 2, 3, 4, 5 статьи 12 Закона об Образовании

4 Части 2, 8 статьи 73 Закона об Образовании

5 Части 1, 2, 4 статьи 75 Закона об Образовании

6 Части 1, 2, 6 статьи 76 Закона об Образовании

7 пункт 1 части 6 статьи 7 Закона об Образовании

8 Часть 1 статьи 30 Закона об Образовании

9 Часть 2 статьи 30 Закона об Образовании

10 Часть 4 статьи 30 Закона об Образовании

11 Пункт 2 статьи 3 Закона о лицензировании

12 Часть 1 статьи 91 Закона об Образовании

13 Часть 4 статьи 91 Закона об Образовании

14 http://regulation.gov.ru/project/17257.html

15 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171665/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40456. Социологическая теория марксизма 15.95 KB
  Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности.