9566

Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и факторы его определяющие

Лекция

Макроэкономика

Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который...

Русский

2013-03-13

68.5 KB

6 чел.

Макроэкономическое равновесие.

Совокупный спрос и факторы его определяющие.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса выделяют:

  1.  Спрос на потребительские товары и услуги;
  2.  Спрос на инвестиционные товары;
  3.  Спрос на товары и услуги со стороны государства
  4.  Спрос на чистый экспорт (разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары).

AD – кривая совокупного спроса, показывающая количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена в другой системе координат. Ось абсцисс – значение реального объема национального производства (Y). На оси ординат фигурирует не абсолютный показатель цен, а уровень цен или дефлятор.

Движение вдоль AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из количественной теории денег.

P=MV/Y или Y=MV/P, где M – количество денег в экономике, V – скорость обращения денег, P – уровень цен в экономике, Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы  денежных   средств,   —    (кривая   AD  строится   при   условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная    зависимость    между    величиной    совокупного спроса и уровнем цен объясняется также:

  •  эффектом процентной ставки,
  •  эффектом богатства (кассовых остатков),
  •  эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки проявляется через воздействие изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Если считать денежную массу постоянной, то возрастающий уровень цен повышает спрос на деньги,  следовательно, повышается процентная ставка. Чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинает сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок, в результате повышаются частичные сбережения. Удорожание предмета вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции, производственные закупки, что приводит к сокращению спроса со стороны частных потребителей и предпринимателей, что приводит к снижению совокупного спроса на реальный национальный продукт и AD приобретает нисходящий приближенный к оси абсцисс характер.

Эффект богатства проявляется в негативном влиянии инфляции на доходы населения. Богатства людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшаются в обратной пропорциональной зависимости (рента, пособия и т.д.). Остаточные покупательские способности людей, физических и юридических лиц, называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы, таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его уменьшения.

Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет меньше приобретать отечественные и больше импортные. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данный страны из-за их удорожания, следовательно, увеличивается экспорт и уменьшается импорт и в целом чистый экспорт сократится, уменьшится общий объем совокупного спроса.

Указанные эффекты оказывают свое влияние на совокупный спрос через цены, следовательно, происходит перемещение точки вдоль кривой совокупного спроса. Под влиянием всех неценовых факторов AD сдвигается вправо-влево.

Неценовые факторы:

  •  Изменение потребительских расходов (благосостояния, ожидания, задолженности потребителей, налоги).
  •  Изменения в инвестиционных расходах (процентная ставка, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технология, избыточные мощности).
  •  Изменения в государственных расходах
  •  Изменения в расходах на чистый объем экспорта (национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы).

Совокупное предложение и факторы его определяющие.

Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Понятие часто используется как синоним ВВП или ВНП. Кривая совокупного предложения – AS – показывает какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынке производителя при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма AS по-разному интерпретируется в классической и кейнсианской школах. Классическая показывает, что AS – вертикальна, кейнсианская – либо горизонтальна, либо имеющая положительный наклон.

Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса AS может иметь 3 формы, которые можно объединить в одну.

AS имеет сложный восходящий характер, это объясняется тем, что вид данной кривой зависит от изменения издержек производства на единицу продукции, под которым понимается частное отделение стоимости всех используемых ресурсов на общий объем продукции, следовательно AS имеет 3 участка:

  1.  Горизонтальный, или кейнсианский;
  2.  восходящий, или промежуточный;
  3.  вертикальный, или классический.

Первый участок кривой свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии спада, кризиса: существует недозагрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы, значительный уровень безработицы, т. е. экономика характеризуется наличием избыточных ресурсов, которые не задействованы.

Второй участок характеризуется тем, что изменение реального объема производства соответственно вызывает изменение цен. На этом участке производства вовлекаются дополнительные ресурсы, притом менее эффективные, так как расширение производства предполагает, что некоторым фирмам придется использовать старое и менее эффективное оборудование, нанимать менее квалифицированных рабочих и т. д.

Третий участок кривой отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, максимальной загрузке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства.

Так как экономика работает на полную мощность, то любое повышение цен не приведет к увеличению реального объема производства.

Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях. Но когда эти условия (их называют неценовыми факторами совокупного предложения) изменяются, происходит смещение кривой совокупного предложения. К неценовым факторам совокупного предложения относят:

  •  изменение цен на ресурсы:
  •  внутренние ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности);
  •     внешние (импортные) ресурсы;
  •     господство на рынке;
  •  изменения в производительности труда;
  •  изменения правовых норм:
  •  налоги с предприятий и субсидии;
  •  государственное регулирование.

Когда один или несколько факторов изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.

Смещение кривой от AS1 к AS2 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что будет производиться больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен.

На кейнсианском отрезке кривой увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства. Смещение кривой от AS1 к AS3 влево указывает на уменьшение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения будет производиться меньший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой снижение совокупного предложения означает увеличение уровня цен при различных уровнях объема национального производства.

На величину совокупного предложения также оказывают влияние различные факторы. Изменение цен на ресурсы. Их повышение ведет к увеличению издержек производства и в результате к понижению совокупного предложения. Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и соответственно к расширению совокупного предложения. Изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80748. Word-building. Principle ways of word formation 30.03 KB
  The branch of lex-ly that studies word-building patterns is known as word-building or word formation. There are several types of Modern Eng. Word-building: Affixation consists in coining a new word by adding an affix or several affixes to some root morphemes. From the etymological O A are class-d into native and borrowed.
80749. Stylistics of the text 31.44 KB
  But there may be rearrangement of the plot structure. Two literary kinds of technique are used in presenting plot development: 1) retardation – withholding of the information until the appropriate time; 2) forshadowing – a look towards the future, a hint, a remark: The plot is simple (complicated), intricate...
80750. Adjective.Semantic and structural classification 28.26 KB
  In the sentence the adj. performs the function of an atribute and a predicative. As for morphological features, the Eng. Adj. having lost all its forms of gram. Argument with the noun, is distinguished only by the category of comparison. All the adj. are devided into 2 groups: qualitative and relative.
80752. The Periods in the History of English 26.74 KB
  The evolution of English in the 1,500 years of its existence in England has been an unbroken one. Within this development, however, it is possible to recognize three main periods. Like all divisions in history, the periods of the English language are matters of convenience and the dividing lines between them purely arbitrary.
80753. The Origin and Position of English 27.12 KB
  The English language of today is the language that has resulted from the history of the dialects spoken by the Germanic tribes who came to England in the manner described. It is impossible to say how much the speech of the Angles differed from that of the Saxons or that of the Jutes. The differences were certainly slight.
80754. The Verb. The Old English verb 28.59 KB
  The inflection of the verb in the Germanic languages is much simpler than it was in Indo-European times. A comparison of the Old English verb with the verbal inflection of Greek or Latin will show how much has been lost. Old English distinguished only two simple tenses by inflection a present and a past, and, except for one word...
80755. Methods of sentence analysis. Subordination grammar and constitutional grammar 26.75 KB
  The nominative parts of the simple sentence, subject, predicate, object, adverbial, attribute parenthetical enclosure addressing enclosure. The parts are arranged in a hierarchy. The ultimate and highest of this integral modification is the scheme as a whole.
80756. Verb. Morphological classification symantic and structural classification of verbs 28.04 KB
  There are exist finite and non-finite forms of a verb. Non-finite forms or the so called verb its are infinitive, the participle and the gerund. The verb forms differ in their meaning, as function. the finite form them denotes a process.