95669

Легитимное господство по Максу Веберу

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Вебер разработал концепцию легитимного господства и выделил три типа такого господства (рациональное или легальное, традиционное, харизматическое). Структуру господства образуют политический лидер, аппарат управления и подчиненные господству массы.

Русский

2015-09-28

65.5 KB

4 чел.

Тема: Легитимное господство по Максу Веберу

Рассматривается понятие легитимного господства на основе работы немецкого социолога Макса Вебера (1864-1929) «Хозяйство и общество» (1921).


Оглавление

[1] Словарь терминов

[2] Вступление

[3] О легитимном господстве

[4] По книге Макса Вебера «Хозяйство и общество» (1921)

[5] Заключение

  1.  Словарь терминов

Господство - институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой на основе их экономического, социального, политического, идеологического неравенства. 

Легитимное господство, Законное господство - господство, которое признано управляемыми индивидами и опирается на убеждение в законности власти, авторитета. 

Легальное господство - по М.Веберу - тип легитимного господства, основанного на рациональном типе законности, формальном и рациональном праве, которому подчиняются и управляющие, и управляемые.

Бюрократическое господство - по М.Веберу - легальное господство, осуществляемое административно-управленческим аппаратом. 

Традиционное господство - по М.Веберу - тип легитимного господства, обусловленный правами, обычаями, привычками к определенному поведению. Традиционное господство основано на вере в законность издревле существующих порядков

Харизматическое господство - по М.Веберу - тип легитимного господства, основанный на авторитете выдающейся личности и на эмоциональной личной преданности этой личности

Легализация - по М.Веберу - превращение харизматической или традиционной власти (господства) в рациональную, легальную, бюрократическую власть.

Легальная легитимность - по М.Веберу - правомерность господства, основанная на признании формального и рационального права. 

Покорность - по М.Веберу - послушание подчиненных приказу начальства, который они признают законным.

Власть – это существующее во всяком обществе волевое отношение между людьми.

  1.  Вступление

Макс Вебер (1864-1929) является одним из крупнейших представителей западной социологии и политологии. Немецкий социолог Макс Вебер родился в 1864 в городе Эрфурт, в Германии. Учился в университете города Гейдельберг. Изучал право, политическую экономию, экономическую историю. В научных исследованиях много внимания уделил рассмотрению социологические проблем, вопросам методологии социальных наук, социологии религии и политики. Вебера называли великим буржуазным антиподом Карла Маркса или "Марксом буржуазии". Труды Вебера на сегодняшний день считаются классикой западной социальной и политической науки. Особое внимание в своих трудах Вебер уделил проблеме власти.

Основные труды Макса Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество».

  1.  О легитимном господстве

Вебер разработал концепцию легитимного господства и выделил три типа такого господства (рациональное или легальное, традиционное, харизматическое). Структуру господства образуют политический лидер, аппарат управления и подчиненные господству массы.

Если термин власть определить, как существующее во всяком обществе волевое отношение между людьми, то признание большинством народа права конкретной власти управлять и согласие ей подчиняться называется легитимностью (от латинского – законность).

Легальным господством Вебер называл систему рационального бюрократического управления, основанного на формальных правилах. Макс Вебер считал рациональную бюрократию наиболее эффективной формой управления в современном обществе.

Под традиционным господством Вебер предлагал понимать тип легитимного господства, обусловленный правами, обычаями, привычками к определенному поведению. Традиционное господство основано на вере в законность существующих порядков. При этом управленческий аппарат состоит из чиновников, руководствующихся требованиями традиции, привычке повиноваться (монархия).

Харизматическое господство основано на вере в исключительные, необычайные качества, чудесный дар («харизму») лидера.

  1.  По книге Макса Вебера «Хозяйство и общество» (1921)

«Господством» называется возможность встречать повиновение определенных групп людей cпецифическим (или всем) приказам... Господство («авторитет») в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения.

Каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностно рационально) ... К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.

...Каждое господство старается возбудить веру в свою «легитимность» и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.

Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:

1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); или

2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или, наконец,

3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).

В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.

(«Хозяйство и общество», часть 1 «Экономика, общественное устройство и власть», глава III «Типы господства и их отношение к экономике»)

Вебер перечислил основные базовые характеристики легального господства, из которых в особенности хотелось бы привести такие: легальный господин — начальник, который, распоряжаясь и приказывая, сам подчиняется безличному порядку; подчиняющийся подчиняется только «закону»; подчиняясь господину, подчиняются не его личности, а безличному порядку и только в рамках деловой компетенции, рационально разграниченной этим порядком.

При этом среди основных категорий рационального (легального) господства Вебер выделил: объективно разграниченную (в силу разделения труда) сферу должностных обязанностей; расстановку необходимого для этого начальства; распределение допустимых средств принуждения и возможностей их применения; чиновничью иерархию. Так организованное предприятие Вебер назвал «органом власти», которые есть и на крупных частных предприятиях, и в партиях, в армии, и в "церкви". "Органом власти" в указанном смысле является избранный президент государства (и коллегия министров, и избранные «уполномоченные представители народа»).

Вебер перечислил и другие категории рационального господства, согласно которым повседневное господство — это прежде всего управление. Самым чистым типом легального господства Вебер считал, бюрократию, управляющую посредством бюрократического штаба. При этом штаб управления в чистом виде состоит из отдельных чиновников. Вебер  сформулировал основные требования к чиновникам для поддержания бюрократического штаба:  лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу;  имеют устойчивую служебную иерархию;  имеют твердо определенную компетенцию;  работают в силу контракта (на основе свободного выбора);  работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; подлежат строгой единой служебной дисциплине и контролю.

Вебер пишет: «Вся непрерывная работа происходит благодаря чиновнику в бюро. И если бюрократическое управление является повсеместно самым рациональным в формально-техническом отношении, то оно сегодня просто необходимо для личного или делового управления массами. Существует выбор лишь между «бюрократизацией» и «дилетантизацией» управления, и преимуществом бюрократического управления являются профессиональные знания, полная незаменимость которых обусловливается современной техникой и экономикой.»

«Господство называется традиционным, если его легитимность опирается на святость давно установившихся порядков и господского управления. Господин (или несколько господ) стоит у власти в силу установившейся традиции. Господствующий — это не «начальник», а господин собственной персоной; его штаб управления — в основном не «чиновники», а личные «слуги».

В отличие о рационального (легального) господства в штабе управления традиционного господства в чистом виде отсутствуют: устойчивая компетенция; рациональная иерархия; упорядоченное продвижение по службе; постоянное денежное содержание. Традиционный господин может оказывать благосклонность в форме милости или немилости, личной симпатии или антипатии и личного произвола.

К основным типам традиционного господства при отсутствии личного штаба управления господина относятся: a) геронтократия и b) ранний патриархализм.

Геронтократией называется такое положение, при котором господство в союзе и священную традицию исполняют старейшие как лучшие ее знатоки.

Патриархализмом называется положение, когда внутри первичного экономического и семейного союза господство осуществляет один человек, согласно праву наследования. Геронтократия и патриархализм часто стоят рядом.

Сословным господством Вебер называет такую форму наследственного, родового господства, при которой господином обретается власть, определенная штабом управления, и соответствующие экономические возможности.

Вебер подробно рассматривает признаки харизматического господства, при котором не существует никакого чиновничьего (бюрократического) аппарата управления, и которое отличается также и от традиционного господства. Основой харизматического господства Вебер видит признание подчиненными выдающихся, чудодейственных качеств господина, наделенного богом магической или героической силой. Управленческий штаб такого харизматического господина подбирается не с учетом сословной принадлежности и не с точки зрения происхождения или личной зависимости, он подбирается по харизматическим качествам: «пророку» соответствуют «ученики», «военному князю» — «свита», «вождю» — «доверенные люди».  Не существует ни «устройства на службу» или «смещения с должности», ни «карьеры», ни «продвижения». Есть только призвание, соответствующее интуиции вождя на основе харизматического качества призываемого.

Для всех форм харизматического господства имеет значение: "здесь написано — но я говорю вам".

Харизматическое господство иррационально по своей сути, лишено правил и легитимно до тех пор, пока личная харизма господина находит признание у подчиненных.

  1.  Заключение

В своей работе «Хозяйство и общество» Вебер делает вывод, что господствующие союзы, принадлежащие какому-либо только одному из перечисленных трех «чистых» типов (рациональному или легальному, традиционному, харизматическому) являются крайне редкими. Автор отмечает, что основой всякого господства и каждого подчинения является вера в «престиж» господствующего или господствующих. И если эта вера разрушается, то меняется господство.  

Перечисленные типы господства рассматриваются Вебером как некая терминология, помогающая раскрыть особенности того или иного способа управления массами людей, которые в истории перетекали один из другого или революционно менялись, часто существуя вместе. Например, обыденные экономические потребности удовлетворялись под руководством традиционных господ, а внеобыденные (например, охота) - под предводительством харизматических вождей.  

Подводя итоги рассмотрения типов легитимного господства в работе «Хозяйство и общество» Вебер делает выводы о наличии скрытой борьбы между господином и штабом управления за обретение (апроприацию) господства или его лишение (экспроприацию).  

По мнению Вебера: «В виде этой борьбы и развития раскрывается добрая часть не только истории управления, но и истории культуры, так как этим было определено направление воспитания и был детерминирован вид образования сословий».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7625. Растровая графика, общие сведения 134.5 KB
  Растровая графика Растровая графика, общие сведения. Растровые представления изображений. Виды растров. Факторы, влияющие на количество памяти, занимаемой растровым изображением. Достоинства и недостатки растровой графики. Геометрические характерист...
7626. Векторная графика, общие сведения 173.5 KB
  ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА Векторная графика. Объекты и их атрибуты. Структура векторной иллюстрации. Достоинства и недостатки векторной графики. Пиксель. Битовая глубина, определение числа доступных цветов в компьютерной графике. Элементы (объекты) векторно...
7627. Основные понятия трехмерной графики 60.5 KB
  Трехмерная графика Основные понятия трехмерной графики. Области применения трехмерной графики. Программные средства обработки трехмерной графики. Основные понятия трехмерной графики Трехмерная графика нашла широкое применение в таких областях, как н...
7628. Базовые растровые алгоритмы 312 KB
  Базовые растровые алгоритмы Алгоритм вывода прямой линии. Алгоритм вывода окружности. Алгоритм вывода эллипса. Алгоритмы вывода фигур. Алгоритмы закрашивания (простейший алгоритм закрашивания, волновой алгоритм, алгоритм закрашивания линиями). Запол...
7629. Становлення молодого фахівця у динамічному соціальному середовищі як світоглядно-методологічна проблема 192 KB
  Становлення молодого фахівця у динамічному соціальному середовищі як світоглядно-методологічна проблема. Теоретичні та філософські погляди на професійне становлення особистості у соціумі. Трансформація філософського розуміння професійної...
7630. Світоглядне і когнітивне осмислення ролі і значення професійної кар’єри у циклах життєтворчості людини 180.84 KB
  Світоглядне і когнітивне осмислення ролі і значення професійної кар’єри у циклах життєтворчості людини. Життєтворчість людини та роль професійної кар’єри у процесі її реалізації. Професійна кар’єра фахівця та її сутнісні х...
7631. Моделі успішного фахівця: складові та напрями реалізації в умовах конкурентних відносин 443 KB
  Моделі успішного фахівця: складові та напрями реалізації в умовах конкурентних відносин. Конкурентне середовище як умова формування моделей успішного фахівця. Класифікація моделей конкурентної поведінки фахівця у соціальному середовищі...
7632. Конкурентна поведінка молодого фахівця у соціальному середовищі 139 KB
  Конкурентна поведінка молодого фахівця у соціальному середовищі. Соціологічні характеристики конкуренції на ринку праці. В житті кожної людини надходить час, коли потрібно шукати роботу. І таке трапляється не один раз, а декілька. Спочатку по ...
7633. Соціалізація та професійна адаптація молодого фахівця у процесі трудової діяльності 211.5 KB
  Соціалізація та професійна адаптація молодого фахівця у процесі трудової діяльності. Теоретичні основи соціалізаційних процесів в умовах трудової діяльності. По закінченні загальноосвітнього навчального закладу в житті молодої людини розпочина...