95671

Влияние последствий чернобыльской аварии на эмоциональное и когнитивное развитие детей

Реферат

Экология и защита окружающей среды

Последствия технологической катастрофы на Чернобыльской АЭС жестко коснулись не только 840 тыс. участников ликвидации последствий аварии и 116162 граждан, эвакуированных из 30-км зоны ЧАЭС, но и более 4,5 млн людей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях.

Русский

2015-09-28

44.71 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

Диагностика и коррекция труднообучаемых и неуспевающих

РЕФЕРАТ:

Влияние последствий чернобыльской  аварии на эмоциональное и когнитивное развитие детей

Фёдорова Ольга Витальевна,

4 курс, 41 группа

Проверил:

Ермоленко Ирина Александровна,

ст. преподаватель

Витебск, 2015

Содержание:

  1.  Особенности психических нарушений у пострадавших при катастрофах......................................................................................................................3
  2.  Дозиметрический анализ……………………………………………………..6
  3.  Результаты исследования…………………………………………………….7
  4.  Список использованных источников……………………………………….14

  1.  Особенности психических нарушений у пострадавших при катастрофах

Последствия технологической катастрофы на Чернобыльской АЭС жестко коснулись не только 840 тыс. участников ликвидации последствий аварии и 116162 граждан, эвакуированных из 30-км зоны ЧАЭС, но и более 4,5 млн людей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях. Около 70% радиоактивного выброса пришлось на Беларусь, что привело к загрязнению долгоживущими радионуклидами цезия, стронция, плутония около 1/4 территории с населением 2,2 млн. человек, значительному разрушению инфраструктуры пострадавших районов, усилению миграционных процессов.

Тяжелый экономический кризис способствует нарастанию психосоциального и психоэмоционального напряжения людей. Хронический дистресс поддерживается на протяжении всего послеаварийного периода не только неудовлетворительным решением социальных, бытовых, производственных проблем, недостаточным уровнем медицинского обеспечения, но и постоянной тревогой в связи с возможной опасностью облучения для здоровья ныне живущих людей и будущих поколений.

Таким образом, как по масштабу экономического ущерба, так и по интенсивности психотравмирующего воздействия на миллионы людей Чернобыльская катастрофа входит в ряд крупнейших экологических бедствий современности.

В медицинском смысле под катастрофой понимается внезапное быстротечное, чрезвычайно опасное для здоровья людей событие. К основным медицинским последствиям катастроф относятся:

- появление значительного количества пострадавших;

- возникновение нарушений психики у людей в зоне поражения;

- дезорганизация системы управления местным здравоохранением, материальные и людские потери в различных его звеньях.

В последние годы резко возросла значимость антропогенных катастроф (технологические аварии, крушение транспортных средств). О.А. Александровский и Б.П. Щукин пришли к выводу, что возможность возникновения и характер психогенных расстройств, их частота, выраженность, динамика зависят от характеристики экстремальной ситуации (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия) и готовности отдельных людей к деятельности в экстремальных условиях, их психологической устойчивости и так далее. Основными особенностями психопатологических расстройств в экстремальных ситуациях считают:

1. Одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа людей вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов;

2. Наличие того факта, что клиническая картина не носит строго индивидуального характера, а сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений;

3. Необходимость для человека, несмотря на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся жизнеопасную ситуацию, продолжать борьбу с последствиями катастрофы.

Большое значение в формировании психогенных расстройств имеет низкий уровень радиационно-гигиенический знаний, недостаточная информированность всех слоев населения.

Все это обуславливает доклинические проявления дезадаптации, которые характеризуются тревожным напряжением, содержанием которого является угроза здоровью и различные утраты.

Что касается детей родившихся в сентябре-декабре 1986г. и январе-феврале 1987г., момент аварии на ЧАЭС у которых пришелся на критические по кортико - и цереброгенному сроки внутриутробного развития. Согласно клиническим данным, полученным при обследовании детей, пренатально облученных в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, такими сроками считаются 8-15 недели внутриутробного развития (период раннего цереброгенеза) и 16-25 недели (критический период формирования коры головного мозга). Среди последствий пренатального облучения выделяют дозозависимое нарастание частоты микроцефалии, умственной отсталости и задержках психического развития.

Хотя в выборке из 370 детей, подвергшихся воздействию радионуклидов в критические по кортико- и цереброгенезу сроки, не было выявлено избыточного числа случаев пороков развития ЦНС на возраст 3 года 6 месяцев - 5 лет 2 месяца, вместе с тем у детей этих критических групп чаще, чем в других обследованных группах, встречались парциальные задержки психомоторного развития (до 14-23%) и смещение сроков речевого развития (запаздывание на 6 мес. – 1,5 года).

Технологическая катастрофа на Чернобыльской  АЭС  привела  к выпадению радиоактивных осадков на территориях с населением  около 17 млн. человек, из которых 2,5 млн. составляли дети в возрасте до 5 лет [3].

Группу наибольшего риска представляют собой дети, матери которых находились в зоне  экологической  катастрофы  на  различных сроках беременности, поскольку эмбрион и  плод  чрезвычайно  чувствительны как к патогенным влияниям внешней среды, так и к  психофизиологическим факторам, обусловленным эмоциональным  дистрессом матери [4].

Проблема изучения особенностей психического развития  детей, подвергшихся воздействию радионуклидов на различных сроках гестации в результате  Чернобыльской  катастрофы,  с  последующим  детальным клиническим, психологическим и нейрофизиологическим  анализом случаев пограничной интеллектуальной  недостаточности,  умственной отсталости, эмоциональных и  поведенческих  расстройств, является весьма актуальной. Чрезвычайно актуальна задача выработки адекватной концепции психотерапевтической и социально-психологической абилитации данных детей.

С 1991  г.  на  базе кафедры психотерапии БелГИУВ и Республиканского диспансера  радиационной медицины  проводится исследование группы из 250 детей,  матери которых в момент Чернобыльской катастрофы находились в  «зоне отчуждения» ЧАЭС на различных сроках беременности (основной группы детей).

Материалы и методы

Участники исследования. В  ходе настоящего исследования в состав основной группы включены  250 детей, рожденных в период с мая 1986 г. по февраль 1987 г., матери, которых в период беременности находились в зоне отчуждения  Чернобыльской атомной электростанции, для которых реконструированы дозы пренатального облучения щитовидной железы (ЩЖ).

Контрольная группа была сформирована методом случайной выборки и состояла из 250 детей, рожденных в период с мая 1986 г. по февраль 1987г., матери, которых в момент аварии на Чернобыльской АЭС (26.04.1986г.) и по настоящее время проживают в районах Беларуси, практически не подвергшихся загрязнению  радионуклидами.

Нами не было  выявлено достоверных различий в социальном статусе родителей детей основной  и контрольной групп. Родители детей контрольной группы не имели в анамнезе профессионального контакта с источниками ионизирующих излучений.

Вычисление срока гестации в момент Чернобыльской катастрофы производилось с помощью модифицированной формулы, предложенной W. Schull [2] и осуществлялось путем вычитания из 280 суток (средняя продолжительность беременности, измеренная со дня наступления последнего менструального цикла) периода времени между моментом катастрофы (26.04.1986г.) и датой рождения ребенка. Из числа дней беременности в момент катастрофы затем вычиталось 14 дней для внесения поправки на время между наступлением последнего менструального цикла и овуляцией с последующим оплодотворением яйцеклетки. В случае недоношенности или переношенности плода в формулу вносилась соответствующая поправка.

Клинико-психологическое исследование. Ведущим методом обследования детей являлся клинико-психопатологический метод (стандартизированное клиническое психиатрическое интервью, адаптированное к детскому возрасту, основанное на исследовательских диагностических критериях МКБ-10), дополненный клинико-психологическим методом диагностики уровня интеллектуального развития детей (Шкала Векслера для измерения интеллекта детей).

  1.  Дозиметрический анализ

Дозы облучения ЩЖ для детей, подвергшихся радиационному воздействию in utero, были оценены на основании результатов реконструкции индивидуальных доз облучения для матерей и дозовых коэффициентов, используемых для перехода  от дозы облучения ЩЖ полученной матерью, к дозе облучения ЩЖ плода, с учетом срока беременности в момент облучения. Основной вклад в формирование дозы облучения ЩЖ вносило потребление загрязненного молока;  вклад в формирование дозы облучения потребления загрязненных листовых овощей и короткоживущих изотопов радиойода и радиотеллура (таких как Te-132, I-133, I-135) составлял не более 15%.

Дозы облучения ЩЖ от I-131 реконструированы на основе результатов прямых измерений его активности в ЩЖ (эти измерения были проведены для матерей 52 детей, включенных в исследование) и используя модель переноса I-131 в окружающей среде, адаптированную к условиям Беларуси. Для оценки индивидуальных доз облучения ЩЖ привлекалась следующая информация, полученная путем персональных опросов, относящаяся к описанию образа жизни матери в течение йодного периода: уровни потребления молока; источник потребления молока; дата прекращения употребления продуктов питания местного производства; место жительства матери в момент аварии; переезды в течение апреля - мая 1986 г.; проведение йодной профилактики [1].

Задачи данного исследования:

- исследование распространенности и динамики психических и поведенческих расстройств среди детей, подвергшихся воздействию патогенных радиоэкологических факторов, обусловленных Чернобыльской катастрофой, в пренатальном периоде;

- сопоставление данных, полученных в ходе клинико-психологического исследования, с дозиметрическими данными. На первом этапе исследования в расчет принимаются дозы пренатального облучения ЩЖ радиоизотопами;

- исследование характерных черт Чернобыльской катастрофы как тяжелого, продолжительно воздействующего на детей психосоциального стрессора, и особенностей восприятия радиационного риска детьми и их семьями.

3. Результаты исследования

Данные обследования детей основной и контрольной групп, проводимого с 6-летнего до 12-летнего возраста, свидетельствуют о том, что основными формами проявлений психических и поведенческих расстройств в обеих группах были: эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (рубрика МКБ-10 F93), специфические расстройства развития речи (F80), школьных навыков (F81) и двигательных функций (F82), гиперкинетические расстройства (F90), расстройства социального функционирования (F94), тикозные расстройства(F95), неорганический энурез (F98.0), заикание (F98.5) и умственная отсталость (F70).

Основная группа детей, в сравнении с контрольной группой, характеризовалась большей частотой случаев фобического тревожного расстройства (F93.1) – наиболее частого проявления эмоциональных расстройств (27 случаев – 10,8 % и 17 случаев – 6,8 % соответственно; Р > 0.05).

Среди детей обеих групп наиболее частым предметом страхов были темнота, животные (собаки, волки, змеи и так далее) и сверхъестественные существа (призраки и чудовища). В основной группе отмечено учащение страхов, связанных с криминальной обстановкой (боязнь бандитов, воров, хулиганов – 8 из 17 наблюдений) и фантастическими персонажами из «фильмов ужасов» (6 из 17 наблюдений). Последние наблюдались главным образом у детей, переселенных из районов жесткого контроля в г. Минск.

Специфической чертой фобических тревожных расстройств у детей основной группы была боязнь радиации. Мы наблюдали специфический феномен «визуализации радиации», достигавший уровня аффектогенных иллюзий, у 9 детей. Радиация представлялась детьми в виде «блестящей пыли» на обочинах дорог или  персонифицировалась в виде сверхъестественного существа, способного погубить их или их родителей.

При  проведении  комплексной  оценки психического статуса детей, включающей психологическое тестирование по шкале Векслера для измерения интеллекта детей, в возрасте 6-7 лет нами выявлено относительное преобладание частоты случаев «пограничного уровня интеллектуального функционирования» (ОИП=70-79) в основной группе, в сравнении с контрольной. К 10-12-летнему возрасту отмечено относительное «выравнивание» интеллектуальных показателей детей основной и контрольной групп.

В возрасте 6-7 лет были выявлены достоверные различия среднегрупповых интеллектуальных показателей детей основной и контрольной групп. К 10-12 летнему возрасту различия интеллектуальных показателей детей нивелировались.

Клинически дети с «пограничным уровнем интеллектуального функционирования» (ОИП=70-79) [1] характеризовались умеренной задержкой формирования познавательных процессов, низким уровнем мотивации к школьному обучению и недостаточным уровнем развития «предпосылок интеллекта» – (активного внимания, кратковременной памяти, конструктивного праксиса и так далее).

«Пограничный уровень интеллектуального функционирования» тесно коррелировал со специфическими задержками  развития речи (r = 0,71) и умеренно коррелировал с наличием неорганического ночного энуреза и рассеянной неврологической микросимптоматики.

В младшем школьном возрасте расстройства развития речи постепенно трансформировались в специфические расстройства развития школьных навыков, такие как дислексия, дискалькулия.

Отмечена умеренная корреляционная связь расстройств развития речи в 6-7 лет и расстройств развития школьных навыков (у тех же детей в возрасте 10-12 лет) (r=0.68±0.03; PЈ0.01).

Клинически выраженная умственная отсталость, как в основной, так и в контрольной группе отмечалась в 5 случаях (2,0%).

В ходе психологического анализа особенностей микросоциального окружения детей мы обследовали матерей и отцов всех детей основной и контрольной групп с использованием шкалы тревоги Спилбергера в модификации  Ю.Л. Ханина [1] (не охвачены исследованием лишь отцы детей из неполных семей). Согласно полученным данным, матери детей основной группы характеризовались достоверным преобладанием частоты высокой личностной тревожности в сравнении с контрольной группой.  Высокая личностная тревожность характеризовалась чрезмерной эмоциональной лабильностью, боязнью ожидаемых трудностей, сниженной самооценкой.

Более высокий уровень личностной тревожности был характерен также для отцов детей основной группы в сравнении с контрольной группой. Выявлена умеренная корреляция между высокой личностной тревожностью родителей и эмоциональными расстройствами у детей (для матерей r = 0.34±0.06; РЈ0.05;  для отцов r = 0.52±0.04; РЈ0.01).

Согласно гипотезе, высокая личностная тревожность родителей приводит к коммуникативным затруднениям, снижению самооценки и чувству недостаточности социальной поддержки у детей. Последние, в свою очередь, снижают уровень психологической адаптации детей и их устойчивость к психосоциальным стрессорам [2], что лежит в основе формирования эмоциональных расстройств и нарушений социального функционирования.

Корреляционная взаимосвязь интеллектуальных показателей детей основной группы  и образовательного уровня их родителей - матерей (  r = 0.50; РЈ0.01 ) и отцов (r=0.52; РЈ0.01) была более тесной, чем в контрольной группе (для матерей r=0.41; РЈ0.01; для отцов- r=0.42; РЈ0.01). Этот факт может быть объяснен выраженной дезинтеграцией социальной инфраструктуры районов жесткого контроля, оттоком квалифицированных специалистов в области образования из этих мест. В результате формирование представлений об окружающем мире и мотивации к обучению у детей определялось преимущественно влиянием их родителей. В случаях психологической депривации детей, обусловленной неблагоприятными семейными условиями, восполнения дефицита информации не происходило.

По нашим наблюдениям, родители с более высоким образовательным уровнем (имевшие высшее или среднее специальное образование) в обеих группах были в большей мере заинтересованы результатами исследования интеллектуального уровня своих детей. В случаях низких тестовых показателей они более тщательно следовали рекомендациям врачей и психологов, что способствовало более успешной коррекции психических нарушений и состояний психической дезадаптации у детей.

Средняя доза облучения ЩЖ детей основной группы составила 0.39 Грей ( Гр), медиана распределения 0.4 Гр. Для детей контрольной группы средняя доза облучения ЩЖ  составила 0.02 Гр, медиана распределения 0,01 Гр. Достоверной корреляции между дозой пренатального облучения ЩЖ радиоизотопами йода и общим интеллектуальным показателем в возрасте 6-7 лет (r=-0.09, Р>0.1) и 10-11 лет (r=-0.13, Р>0.1) выявлено не было.  

Результаты проведенных исследований позволили прийти к следующим выводам:

- У детей, подвергшихся воздействию патогенных радиоэкологических и психосоциальных факторов, обусловленных аварией на ЧАЭС, в пренатальном периоде,  в возрасте 6-7 и 10-12 лет выявлено относительное преобладание частоты  эмоциональных расстройств, а также задержек развития речи и школьных навыков.

- Достоверной корреляционной зависимости между индивидуальными дозами пренатального облучения щитовидной железы и показателями интеллектуального развития детей в возрасте 6-7 и 10-11 лет выявлено не было.

- Среднегрупповые интеллектуальные показатели детей основной группы, находившихся в момент аварии на ЧАЭС на различных сроках гестации, в возрасте 6-7 и 10-11 лет были сходными.

- Существенную роль в происхождении задержек развития речи, школьных навыков  и эмоциональных расстройств в основной  группе детей играли неблагоприятные психологические и социально-демографические факторы, такие как низкий образовательный уровень родителей, дефицит информации  об окружающем мире, разрыв микросоциальных контактов и трудности адаптации, возникшие в процессе переселения из пострадавших районов.

Полученные данные свидетельствуют о высокой частоте психических и поведенческих расстройств и о снижении показателей социально-психологической адаптации детей, подвергшихся воздействию патогенных психосоциальных факторов, обусловленных аварией на ЧАЭС. На их основании разработана и внедрена в практику реабилитационной работы с детьми система психопрофилактики и психотерапии расстройств поведения и эмоций.

Теоретической базой, разработанной и осуществляемой нами программы психотерапевтической реабилитации, является транзакциональная когнитивная теория стресса и проблемно-решающего поведения (coping-behaviour). Согласно данной теории, взаимодействие среды и личности регулируется двумя основными процессами: когнитивной оценкой и проблемно-решающим поведением (Lazarus R.S., Folkman S., 1984).

Эмоциональная реакция личности на какое-либо событие определяется:

- информационной когнитивной активностью (нашими представлениями об окружающем мире и его функционировании);

- оценочной когнитивной активностью (процессом извлечения из информации об окружающем мире сведений, важных для благополучия конкретной личности).

Оценочная когнитивная активность осуществляется в 2 этапа. Первичная когнитивная оценка связана с информацией о том, что произошло, что влияет на благополучие индивида. В ходе первичной когнитивной оценки происходит разделение стрессовых ситуаций на три вида:

- ущерб (отражается связь с предшествующим негативным опытом);

- угроза (отражается ожидаемый ущерб - физический, материальный, моральный и тому подобное);

- вызов, обращенный к потенциальным ресурсам личности (например, какое-либо ответственное задание, требующее максимальной мобилизации личностных резервов).

Первичная оценка определяется степенью воспринимаемой угрозы; свойствами стресса; особенностями психологической конституции индивидуума. Она позволяет сделать вывод, является стрессогенная ситуация угрожающей или нет.

Вторичная когнитивная оценка определяет, какими методами индивидуум может влиять на негативные события и их последствия. В ходе вторичной когнитивной оценки определяется выбор способа преодоления стрессовой ситуации и необходимых для этого ресурсов (Lazarus R.S., Folkman S.).

Таким образом, когнитивная оценка запускает механизм проблемно-решающего поведения - деятельности личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям (Coyne J.C.,Lazarus R.S.,1980).

Основными функциями проблемно-решающего поведения являются:

- регуляция эмоционального состояния, включающая когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается уменьшить аффективное напряжение и аффективный компонент дистресса;

- управление проблемами, вызывающими дистресс, включающее усилия, с помощью которых личность пытается устранить причины кризисной ситуации. Обе функции используются в большинстве стрессовых ситуаций. Пропорциональное представительство каждой функции изменяется в зависимости от когнитивной оценки стрессовой ситуации (Lazarus R.S.,Folkman S.,1984).

S.Folkman и R.Lazarus (1980) разработали классификационную схему, определяющую 8 ситуационно-специфических способов проблемно-решающего поведения:

1) конфронтация («я буду стоять на своем и отстаивать свою позицию»);

2) дистанцирование («уйду, чтобы ничего не случилось»);

3) самоконтроль («я стараюсь справиться со своими проблемами сам»);

4) использование социальной поддержки («я обсуждаю проблему с окружающими»);

5) повышение ответственности («критикую свои действия или обучаюсь новым способам поведения»);

6) избегание («делаю все, чтобы отвлечься от проблемы, расслабиться, забыться»);

7) планирование разрешения проблемы («я думаю, что мне сделать»);

8) позитивная переоценка ситуации («изменяю свое мнение о ситуации, нахожу в ней положительные стороны»).

Эта классификационная схема лежит в основе опросника «Способы проблемно-решающего поведения» (Coping Scale), состоящего из 118 пунктов (Folkman S. et al,1986).

K.Nakano (1991) подразделяет многочисленные способы проблемно-решающего поведения на 2 типа базисных стратегий:

1) активные, ориентированные на разрешение проблем и приводящие к редукции симптомов эмоционального дистресса (самоконтроль, планирование разрешения проблем, позитивная переоценка и так далее);

2) пассивные, направленные на редукцию эмоционального напряжения путем избегания, ухода от проблем, что, в конечном счете, приводит к обострению симптомов эмоционального дистресса.

Например, среди лиц, пострадавших от последствий чернобыльской катастрофы, психологические механизмы избегания проявлялись упорным, стойким игнорированием мыслей, чувств, стимулов, ассоциирующихся с аварией. По наблюдениям В.В. Филипенко (1995), 62,5 % людей с этими реакциями не позволяли себе думать о происшедшем, старались не говорить с окружающими о травмирующем событии, 63,3 % пострадавших не могли припомнить дату катастрофы и тому подобное. Можно говорить об имевшем место феномене «селективной психогенной амнезии».

Подобные реакции отмечаются также у детей и подростков (Коломинский Я.Л., Игумнов С.А., 1995), эвакуированных из зоны отчуждения. Данные наших исследований (Игумнов С.А., 1994) позволили сделать вывод, что высокая личностная тревожность родителей, обусловленная проживанием в обстановке перманентного «радиационного стресса» и социально-экономического кризиса, приводит к формированию коммуникативных затруднений, недостаточности самооценки и чувства защищенности у детей. Они, в свою очередь, приводят к снижению уровня социально-психологической адаптации и устойчивости к воздействию психосоциальных стрессов у данных детей, что служит почвой для развития эмоциональных расстройств и нарушений социального функционирования (в основе которых лежит преобладание неадаптивных, пассивных стратегий проблемно-решающего поведения). В целом в развитии психологических и поведенческих проблем в детском и подростковом возрасте важна роль хронического эмоционального напряжения и ежедневных стрессов (Compas B.E., 1987).

Успешность проблемно-решающего поведения определяется лежащими в его основе ресурсами (coping-resources) – относительно стабильными личностными и социальными характеристиками индивидуума, обеспечивающими психологический фон для преодоления стрессовой ситуации и способствующими развитию стратегий совладания со стрессом (Moos R.H., Bilings A.G.,1982). Копинг-ресурсы можно подразделить на физические (здоровье, выносливость), социальные (сеть социальной поддержки индивидуума круг знакомых, друзей, родных), психологические (убеждения, самооценка и тому подобное), материальные (Folkman S., 1984).

  Программа психотерапевтической реабилитации имеет три уровня.

- Первичный уровень охватывает всю популяцию детей и подростков, подвергшихся воздействию патогенных радиоэкологических и психосоциальных факторов, обусловленных аварией на ЧАЭС. Основной целью первичной психопрофилактики является формирование активного адаптивного проблемно-решающего поведения у детей, подростков и членов их семей.

- Мероприятия по вторичной психопрофилактике адресованы детям и подросткам из групп повышенного риска формирования эмоциональных расстройств. К последним относятся дети с плохой успеваемостью в школе, нарушениями навыков коммуникации. Цель вторичной психопрофилактики заключается в уменьшении числа распространенных среди детей и подростков психических и поведенческих расстройств путем коррекционных мероприятий, проводимых на ранних, донозологических, этапах развития этих расстройств, в форме различных вариантов психотерапевтического тренинга. Психотерапевтический тренинг осуществляется в форме индивидуальных, групповых и бифокальных (совместная работа детских и родительских групп) занятий.

- Третичную психопрофилактику проводят у детей и подростков с клинически выраженными психическими и поведенческими расстройствами .Она направлена на предупреждение психологической и социальной дезадаптации больных детей, подростков и членов их семей. Объем и направленность мероприятий, проводимых в рамках третичной психопрофилактики, зависят от нозологической принадлежности выявленных нарушений. При пограничной интеллектуальной недостаточности, специфических расстройствах развития речи и школьных навыков используется комплексная реабилитационная программа, направленная на преодоление последствий социальной депривации, развитие сенсорной сферы, памяти, внимания, воображения и речи, включая использование психотерапевтических приемов «направленного воображения» и нейропсихологические методы коррекции нарушений высших психических функций. При эмоциональных нарушениях и расстройствах социального функционирования основной задачей является повышение уровня социально-психологической адаптации с помощью семейной психотерапии - комплекса психотерапевтических приемов и методов, направленных на оптимизацию семейных взаимоотношений, расширение «сети социальной поддержки» детей и подростков.

При лечении детей М. Ташьян одним из важнейших психотерапевтических моментов считает поощрение открытых высказываний детей и свободного выражения ими своих впечатлений о катастрофе. При лечении 220 детей 9-16 лет с посттравматическим стрессовым расстройством вследствие землетрясения в Армении им применялись следующие формы психотерапии: групповая, семейная и индивидуальная. Групповая психотерапия была нацелена на открытое высказывание детьми чувств и переживаний, осознание того, что эти чувства нормальная реакция при катастрофах. Для этого у детей просили, например, нарисовать по памяти какие-либо картины, связанные с землетрясением, объяснить их.

Список использованных источников:

  1.  Александровский, Ю.А., Румянцева Г.М., Щукин Б.П. Медико-психологическая помощь во время и после стихийных бедствий и катастроф. Материалы международной конференции 22-23 мая 1990. –М.,1990. – с.367

  1.  Александровский Ю.А., Щукин Б.П.  Психические расстройства во время и после стихийных бедствий и катастроф. Ж. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. – 1991. – с.39-43

  1.  Архангельская Г.В., Анищенко Е.В. Социально-психологические последствия аварии на ЧАЭС // Тез. респ. конф. «Научно-практические аспекты сохранения здоровья людей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС».– 12-14 марта 1991.–Минск, 1991.– с. 34-35

  1.  Игумнов, С.А. Клиническая терапия детей и подростков / С.А. Игумнов. – Минск. – 1999. – 191 с


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47380. Маркетинг підприємства «Бастардо» на ринку алкогольної продукції 1.87 MB
  Основна мета даної дипломної роботи полягає у дослідженні особливостей складання та реалізації маркетингової програми на діючому підприємстві оптової торговлі, що здійснює діяльність у галузі торгівлі безалкогольними напоями та пивом
47381. Кризис банковской системы Российской Федерации 197 KB
  В этой ситуации Правительство и Банк России посчитали необходимым и правильным принять комплекс мер направленный на нормализацию финансовой и бюджетной политики. С 17 августа 1998 года Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора которые были определены на уровне от 6 до 95 руб. В соответствии с положениями Устава МВФ Правительство и Банк России ввели временные ограничения для резидентов Российской Федерации на осуществление валютных операций капитального характера....
47382. Исследование организации оплаты и стимулирования труда и направления ее совершенствования на предприятии (на примере УКП « Полоцк – торг, г. Полоцк) 232.01 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Исследование организации оплаты и стимулирования труда и направления ее совершенствования на предприятии на примере УКП Полоцк – торг г. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МОТИВАЦИЯ ТРУДА ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА Объектом исследования выступает УКП Полоцк торг предметом исследования организации оплаты и стимулирования труда. Целью данной дипломной работы является анализ организации оплаты и стимулирования труда на УКП Полоцк торг и разработка направлений ее...
47383. Разработка рекомендаций по эффективному использованию денежных средств на примере ООО «Вахрушевец» 967 KB
  На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления
47384. Организация логистических процессов распределения товаров (на примере ОАО "Полоцкий молочный комбинат") 331.39 KB
  Предмет исследования: распределительная логистика Цель работы: обоснование актуальности создания распределительного центра продукции ОАО Полоцкий молочный комбинат в городе Риге обоснование актуальности использования услуг дистрибьютора в городе Пскове и актуальность внедрения логистического программного обеспечения на предприятии и оценка экономической эффективность предложенных мероприятий. Исследование и разработки: изучены основные аспекты логистических процессов распределения товаров проанализирована организация логистической...
47385. Разработка маркетинговой стратегии развития организации на примере ООО “Антарес” 170.01 KB
  Раздел 1 Маркетинг как философия производства Содержит анализ литературных источников посвященных рассмотрению теоретических аспектов маркетинга классификации услуг анализ потребителей и их потребностей сегментации рынка услуг по пошиву одежды особенностям стимулирования сбыта в данной отраслевой группе влияние рекламы как основного элемента коммуникационного воздействия на потребителя.1 Понятие маркетинга особенности маркетинга услуг.2 Эффективность внедряемой услуги 655 Правовая часть...
47386. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте 383.5 KB
  Широкое распространение феномена оценки в учебновоспитательном процессе школы послужило причиной того что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Согласно теории учебной деятельности оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является таким образом контроль успеваемости...
47387. Разработка миссии и целей компании «Ultra» 254.18 KB
  В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому что организация это объединение людей преследующих определенные цели. так же как и те кто являются хозяевами организации или работают в организации преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации. Цели и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическому осмыслению понятий миссия цели система целей и др.
47388. Технологічний процес визначення оптимальних змішаних стратегій автотранспортного підприємства 412 KB
  Особлива увага приділяється автомобільному транспорту бо саме він є самим мобільним і швидко реагує на зміни ринкового середовища тому саме цьому виду транспорту надають перевагу наші підприємці при здійсненні внутрішніх перевезень і перевезень в країни ближнього зарубіжжя. Україна росташована в центрі Європи на перетині важливих торгівельних шляхів і тому особливу увагу слід приділяти розвитку транспорту щоб не лишень забезпечувати власні потреби але й виводити цю галузь господарства на міжнародний рівень. Застарілі методи...