95678

Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие потребитель в историческом аспекте. Любой потребитель обладает правом выбора он вправе выбрать из множества товаров тот который наиболее ему подходит по дизайну техническим характеристикам и функциональности. Потребитель активно воздействует на производство стимулируя его развитие.

Русский

2015-09-28

24.08 KB

0 чел.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

1.Понятие «потребитель» в историческом аспекте………………………...2

2.Потребитель в современном понимании……………………………...…..3

3.Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции…………….…..4

Заключение……………………………………………………………….…..5

Список литературы…………………………………………………………..6

Введение

Закон регулирует не только сферу производства, но также и сферу

потребления. Действия потребителя направлены на удовлетворение постоянно растущих потребностей. Будучи потребителями, мы часто заказываем, покупаем товары, пользуемся услугами ателье, гостиниц, прачечных или ремонтных мастерских, надеясь на высокое качество сервиса. Любой потребитель обладает правом выбора, он вправе выбрать из множества товаров тот, который наиболее ему подходит по дизайну, техническим характеристикам и функциональности. Потребитель активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

1.Понятие «потребитель» в историческом аспекте

Понятие "потребитель" берет свои истоки из положений экономической теории, которая демонстрирует место и роль потребителя на рынке товаров, описывает условия, в которых действует потребитель, определяет развитие массового потребительского спроса, основанного на производстве и продвижении на рынке необходимого количества товаров и услуг.

В законодательстве советского периода такие понятия как "потребитель", "защита прав потребителей" или вообще не применялись в нормативном лексиконе, либо употреблялись преимущественно в социально-экономическом или бытовом понимании, не определяя специального статуса граждан-потребителей товаров и заказчиков услуг.

Потребитель в социально-экономическом понимании - это не только индивид, но и группа индивидов, а также неопределенный круг индивидов, которые могут быть не только физическими, но и юридическими лицами.

Идея защищать потребителей и их права от недобросовестных продавцов и производителей товаров и услуг возникла полвека назад в Соединенных Штатах Америки. 15 марта 1961 года президент Джон Кеннеди выступил в Конгрессе США с речью, в которой впервые в мировой истории на высоком официальном уровне обозначил понятие «потребитель».

«Понятие потребитель включает всех нас. Это крупнейшая экономическая группа, чьи интересы затрагиваются почти каждым общественным или частным экономическим решением. Это единая важнейшая группа»,- заявил он. Тогда же Кеннеди выделил 4 основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.

Позже некоммерческая организация Всемирная организация потребителей, объединяющая около 200 общественных и государственных организаций защиты прав потребителей в более 70 странах, добавила еще 4 ключевых права:  на возмещение ущерба, на здоровую окружающую среду, на потребительское образование и на удовлетворение базовых потребностей. Вместе она легли в основу законов о защите прав потребителей и союзов во многих странах.

Спустя два года — 9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции  ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и другие. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.

2. Потребитель в современном понимании

В настоящее время наиболее верное и юридически точное определение потребителя содержится в законе «О защите прав потребителей». Оно звучит следующим образом: Потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Это означает лишь то, что потребителем мы являемся постоянно. Дома мы потребляем воду, свет, электричество. Идя в магазин, мы закупаемся продуктами для дальнейшего их потребления. Даже используя транспорт, мы также являемся потребителями.

3. Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции

Анализ поведения потребителя как субъекта рыночной экономики микроэкономика осуществляет на основе двух постулатов. Первый - потребности потребителя не ограничены. Второй - финансовые возможности удовлетворения этих потребностей ограничены. Исходя из этого, каждый потребитель стоит перед проблемой выбора: какие потребности следует удовлетворять, а какие нет, как распорядиться своими ограниченными денежными ресурсами. Покупка какого товара будет наиболее эффективной, экономичной, полезной.

Конкуренция создает условия, когда у потребителей есть выбор. Защита прав потребителей направлена на защиту выбора от негативного влияния несправедливости и обмана. Производители должны предоставлять достоверную информацию о товарах потребителям, реагировать на предпочтения потребителей, предлагать более низкие цены и более качественный товар. В советские времена выбора не было. Во всех магазинах предлагался стандартный набор продуктов. Со стандартными ценами и стандартным качеством. Не всегда соответствующим потребностям покупателя. Тоже касалось и сферы услуг. В настоящее время, потребитель может выбрать парикмахерскую, химчистку, аптеку, салон красоты и тому подобное. Обилие продуктовых супермаркетов позволяет выбрать тот, в котором наилучший для покупателя ассортимент. Оптимальные с его точки зрения цены.

Любой потребитель имеет право выбора. В большей степени это влияет на конкуренцию между производителями, предлагающими ему товары или услуги. Так для потребителя будет предпочтителен товар, у которого срок гарантийного обслуживания больше, чтобы в случаи какой-либо неисправности за время использования данного товара не тратить дополнительные средства на его ремонт, а обратиться в сервисную службу.

Также для потребителя предпочтительней те товары, которые уже зарекомендовали себя на рынке, о которых он слышал в средствах массовой информации или от знакомых. Поэтому бренд также  играет важную роль.

Ещё одним критерием при выборе товара  может служить его современность. Мировые технологии не стоят на месте, продукция постоянно изменяется и совершенствуется. Каждый производитель должен это осознавать и что-то предпринимать для того, чтобы именно его товары привлекали внимание потребителей.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель потребителя на протяжении многих лет остается прежней - это удовлетворение своих потребностей. Потребитель является важной фигурой в экономике. От его предпочтений, потребностей и вкусов зависит деятельность производителей. Право выбора потребителя влияет на конкуренцию между производителями. Тем самым производители заинтересованы в улучшении функциональности товара, его технических особенностей  и дизайна это может сыграть решающую роль в том, что потребитель выберет именно его товар, а не продукт конкурента.

     Список литературы

  1.  «Человек и его потребности»  А.Э. Назиров
  2.  «Основы микроэкономики: поведение потребителя и производителя: учебное пособие для студентов» Кекух, Б.Ф.
  3.  http://rante.net/polza-konkurencii-dlya-potrebitelya/
  4.  http://www.smartcat.ru/Referat/gtheframnz/moreAG.shtml


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65395. ТЕОРЕТИЧНІ І МЕТОДИЧНІ ОСНОВИ ВИКОРИСТАННЯ ОБРАЗОТВОРЧОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ СПАДЩИНИ В ДУХОВНОМУ РОЗВИТКУ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ 397 KB
  Якість реалізації всіх компонентів навчального процесу їх змістовність характер професійного педагогічного спілкування визначаються рівнем духовного розвитку вчителя тому духовність стає його провідною професійною характеристикою яка посідає визначальне місце в структурі якостей педагога.
65396. АНАЛІЗ РЕЖИМІВ РОБОТИ ПЕРЕТВОРЮВАЧІВ ЕЛЕКТРИЧНОЇ ЕНЕРГІЇ МЕТОДОМ ФУНКЦІЙ ВІЛЬНОГО РЕЖИМУ 1.1 MB
  Наукова новизна одержаних результатів полягає у наступному: проаналізовано причини високої трудомісткості існуючих аналітичних та чисельних методів розрахунку та запропоновано шляхи її зменшення за рахунок вдосконалення способу описання процесів на інтервалах між комутаціями...
65397. ВИЗНАЧЕННЯ РАЦІОНАЛЬНИХ ПАРАМЕТРІВ ЛЕЗОВОЇ ОБРОБКИ СУБМІКРОКРИСТАЛІЧНИХ МЕТАЛІВ ДЛЯ ЗБЕРЕЖЕННЯ ПОЧАТКОВИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ ЗАГОТОВОК 1.35 MB
  Дослідження особливостей оброблюваності металів із субмікро та нанокристалічною структурою; закономірностей розподілу температурних полів в оброблюваній заготовці; впливу початкового розміру зерна температурного і часового факторів на остаточний розмір зерна структури та визначення...
65398. Діяльності політичних партій та громадських організацій України по утвердженню її державного суверенітету 138 KB
  Внаслідок політики перебудови відбулися кардинальні зміни, що призвели до появи політичних партій та політизованих громадських організацій. Це засвідчувало: в Україні відбувається процес громадянської структуризації суспільства, що є запорукою розбудови України...
65399. КІНЕТИКА ЗМІНИ ЗМАЩУВАЛЬНИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ ТРАНСМІСІЙНИХ І МОТОРНИХ МАСТИЛЬНИХ МАТЕРІАЛІВ В УМОВАХ РЯСНОГО ТА ОБМЕЖЕНОГО МАЩЕННЯ 847 KB
  Гідродинамічна та еластогідродинамічна теорії мащення ЕГД ТМ не враховують при виводі рівнянь товщини мастильного шару гідродинамічні та негідродинамічні шари можливість виникнення турбулентності потоку та високих градієнтів швидкостей зсуву.
65400. СПІРАЛЬНА КОМП’ЮТЕРНА ТОМОГРАФІЯ ТА МАГНІТНО-РЕЗОНАНСНА ТОМОГРАФІЯ В ДІАГНОСТИЦІ ПАТОЛОГІЧНИХ ПРОЦЕСІВ СКРОНЕВОЇ КІСТКИ 265.5 KB
  Актуальність вивчення можливостей СКТ та МРТ у дослідженні скроневих кісток обумовлена зростаючими потребами отіатрії та нейрохірургії що пояснюється складністю їхньої анатомічної будови відношенням їх як до органа слуху та рівноваги людини так і до мозкових структур...
65401. МОТИВАЦІЯ ВІЙСЬКОВО-ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ВІЙСЬКОВОСЛУЖБОВЦІВ ЗА КОНТРАКТОМ 239.5 KB
  За цих умов одним із головних завдань сучасного військового відомства є пошук ефективних шляхів добору та підготовки військовослужбовців за контрактом далі ВЗК до ВПД. Однак як показує практика недосконалість нормативноправової бази з питань соціального захисту...
65402. ПРИКЛАДНІ ПРОГРАМНІ ЗАСОБИ ДЛЯ РЕАЛІЗАЦІЇ АДАПТИВНИХ АЛГОРИТМІВ РОЗРАХУНКУ ПРОЦЕСІВ ТЕПЛОПЕРЕДАЧІ В СИСТЕМАХ ОХОЛОДЖЕННЯ НА ТЕПЛОВИХ ТРУБАХ 415.5 KB
  При створенні сучасних електронних систем і пристроїв що містять елементи з високою тепловіддачею виникає задача проектування та розрахунку систем охолодження. Аналіз сучасних середовищ розрахунку процесів теплопередачі показує що засобів ефективного...
65403. Формування готовності до самопізнання майбутніх офіцерів-прикордонників у процесі фізичної підготовки 238 KB
  У ході самопізнання відбувається напрацювання проектів і програм формування здорового способу життя та середовища перебування формується Я-концепція зорієнтована на цінності фізичної підготовки.