95678

Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие потребитель в историческом аспекте. Любой потребитель обладает правом выбора он вправе выбрать из множества товаров тот который наиболее ему подходит по дизайну техническим характеристикам и функциональности. Потребитель активно воздействует на производство стимулируя его развитие.

Русский

2015-09-28

24.08 KB

0 чел.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

1.Понятие «потребитель» в историческом аспекте………………………...2

2.Потребитель в современном понимании……………………………...…..3

3.Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции…………….…..4

Заключение……………………………………………………………….…..5

Список литературы…………………………………………………………..6

Введение

Закон регулирует не только сферу производства, но также и сферу

потребления. Действия потребителя направлены на удовлетворение постоянно растущих потребностей. Будучи потребителями, мы часто заказываем, покупаем товары, пользуемся услугами ателье, гостиниц, прачечных или ремонтных мастерских, надеясь на высокое качество сервиса. Любой потребитель обладает правом выбора, он вправе выбрать из множества товаров тот, который наиболее ему подходит по дизайну, техническим характеристикам и функциональности. Потребитель активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

1.Понятие «потребитель» в историческом аспекте

Понятие "потребитель" берет свои истоки из положений экономической теории, которая демонстрирует место и роль потребителя на рынке товаров, описывает условия, в которых действует потребитель, определяет развитие массового потребительского спроса, основанного на производстве и продвижении на рынке необходимого количества товаров и услуг.

В законодательстве советского периода такие понятия как "потребитель", "защита прав потребителей" или вообще не применялись в нормативном лексиконе, либо употреблялись преимущественно в социально-экономическом или бытовом понимании, не определяя специального статуса граждан-потребителей товаров и заказчиков услуг.

Потребитель в социально-экономическом понимании - это не только индивид, но и группа индивидов, а также неопределенный круг индивидов, которые могут быть не только физическими, но и юридическими лицами.

Идея защищать потребителей и их права от недобросовестных продавцов и производителей товаров и услуг возникла полвека назад в Соединенных Штатах Америки. 15 марта 1961 года президент Джон Кеннеди выступил в Конгрессе США с речью, в которой впервые в мировой истории на высоком официальном уровне обозначил понятие «потребитель».

«Понятие потребитель включает всех нас. Это крупнейшая экономическая группа, чьи интересы затрагиваются почти каждым общественным или частным экономическим решением. Это единая важнейшая группа»,- заявил он. Тогда же Кеннеди выделил 4 основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.

Позже некоммерческая организация Всемирная организация потребителей, объединяющая около 200 общественных и государственных организаций защиты прав потребителей в более 70 странах, добавила еще 4 ключевых права:  на возмещение ущерба, на здоровую окружающую среду, на потребительское образование и на удовлетворение базовых потребностей. Вместе она легли в основу законов о защите прав потребителей и союзов во многих странах.

Спустя два года — 9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции  ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и другие. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.

2. Потребитель в современном понимании

В настоящее время наиболее верное и юридически точное определение потребителя содержится в законе «О защите прав потребителей». Оно звучит следующим образом: Потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Это означает лишь то, что потребителем мы являемся постоянно. Дома мы потребляем воду, свет, электричество. Идя в магазин, мы закупаемся продуктами для дальнейшего их потребления. Даже используя транспорт, мы также являемся потребителями.

3. Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции

Анализ поведения потребителя как субъекта рыночной экономики микроэкономика осуществляет на основе двух постулатов. Первый - потребности потребителя не ограничены. Второй - финансовые возможности удовлетворения этих потребностей ограничены. Исходя из этого, каждый потребитель стоит перед проблемой выбора: какие потребности следует удовлетворять, а какие нет, как распорядиться своими ограниченными денежными ресурсами. Покупка какого товара будет наиболее эффективной, экономичной, полезной.

Конкуренция создает условия, когда у потребителей есть выбор. Защита прав потребителей направлена на защиту выбора от негативного влияния несправедливости и обмана. Производители должны предоставлять достоверную информацию о товарах потребителям, реагировать на предпочтения потребителей, предлагать более низкие цены и более качественный товар. В советские времена выбора не было. Во всех магазинах предлагался стандартный набор продуктов. Со стандартными ценами и стандартным качеством. Не всегда соответствующим потребностям покупателя. Тоже касалось и сферы услуг. В настоящее время, потребитель может выбрать парикмахерскую, химчистку, аптеку, салон красоты и тому подобное. Обилие продуктовых супермаркетов позволяет выбрать тот, в котором наилучший для покупателя ассортимент. Оптимальные с его точки зрения цены.

Любой потребитель имеет право выбора. В большей степени это влияет на конкуренцию между производителями, предлагающими ему товары или услуги. Так для потребителя будет предпочтителен товар, у которого срок гарантийного обслуживания больше, чтобы в случаи какой-либо неисправности за время использования данного товара не тратить дополнительные средства на его ремонт, а обратиться в сервисную службу.

Также для потребителя предпочтительней те товары, которые уже зарекомендовали себя на рынке, о которых он слышал в средствах массовой информации или от знакомых. Поэтому бренд также  играет важную роль.

Ещё одним критерием при выборе товара  может служить его современность. Мировые технологии не стоят на месте, продукция постоянно изменяется и совершенствуется. Каждый производитель должен это осознавать и что-то предпринимать для того, чтобы именно его товары привлекали внимание потребителей.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель потребителя на протяжении многих лет остается прежней - это удовлетворение своих потребностей. Потребитель является важной фигурой в экономике. От его предпочтений, потребностей и вкусов зависит деятельность производителей. Право выбора потребителя влияет на конкуренцию между производителями. Тем самым производители заинтересованы в улучшении функциональности товара, его технических особенностей  и дизайна это может сыграть решающую роль в том, что потребитель выберет именно его товар, а не продукт конкурента.

     Список литературы

  1.  «Человек и его потребности»  А.Э. Назиров
  2.  «Основы микроэкономики: поведение потребителя и производителя: учебное пособие для студентов» Кекух, Б.Ф.
  3.  http://rante.net/polza-konkurencii-dlya-potrebitelya/
  4.  http://www.smartcat.ru/Referat/gtheframnz/moreAG.shtml


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35964. Внимание и его свойства 89 KB
  Устойчивость внимания – длительность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на какомлибо объекте предмете деятельности не отвлекать и не ослаблять внимание. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 910 годам. Сосредоточенность внимания – степень концентрации внимания на объекте.
35966. Типы восприятия эфирной информации 87 KB
  Преодоление этого объективного противоречия между массовой направленностью и индивидуальностью приема радиопередачи является одним из важных критериев профессионализма радиожурналиста и требует с одной стороны умения говорить на языке потребностей и мотивов поведения всей аудитории выбирать темы и содержание актуальные для нее а с другой – особого стиля общения: доверительномежличностного уважительного по отношению к собеседнику. Пространственная и психологическая рассредоточенность аудитории Аудитория радио не просто...
35967. Понятийный аппарат АХД предприятия 85.5 KB
  Сам термин анализ происходит от греческого слова nlyzis что в переводе означает разделяю расчленяю . Следовательно анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части элементы для изучения их как частей целого. Наиболее близок к анализу в этом смысле синтез который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета соединяет их в единое целое. под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды основанный на расчленении целого...
35968. Схема алкогольного брожения. Влияние основных и вторичных продуктов брожения на формирование органолептических качеств вина. Технохимический и микробиологический контроль брожения. Оформление результатов 84.69 KB
  Влияние основных и вторичных продуктов брожения на формирование органолептических качеств вина. Глюкоза Фосфоенолпируват Пируват Альдегид Этанол Пируватдекарбоксилаза Алкогольдегид рогеназа CO2 NDHH ND Из биологических процессов протекающих в сусле и винах при участии микроорганизмов главным является спиртовое брожение. глицерин влияет на вкус вина придавая ему ощущение сладости и мягкости. Лимонная кислота будучи малоустойчивой в вине может быть источником летучих кислот которые являются показателем наличия пороков у вина.