95678

Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие потребитель в историческом аспекте. Любой потребитель обладает правом выбора он вправе выбрать из множества товаров тот который наиболее ему подходит по дизайну техническим характеристикам и функциональности. Потребитель активно воздействует на производство стимулируя его развитие.

Русский

2015-09-28

24.08 KB

0 чел.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

1.Понятие «потребитель» в историческом аспекте………………………...2

2.Потребитель в современном понимании……………………………...…..3

3.Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции…………….…..4

Заключение……………………………………………………………….…..5

Список литературы…………………………………………………………..6

Введение

Закон регулирует не только сферу производства, но также и сферу

потребления. Действия потребителя направлены на удовлетворение постоянно растущих потребностей. Будучи потребителями, мы часто заказываем, покупаем товары, пользуемся услугами ателье, гостиниц, прачечных или ремонтных мастерских, надеясь на высокое качество сервиса. Любой потребитель обладает правом выбора, он вправе выбрать из множества товаров тот, который наиболее ему подходит по дизайну, техническим характеристикам и функциональности. Потребитель активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

1.Понятие «потребитель» в историческом аспекте

Понятие "потребитель" берет свои истоки из положений экономической теории, которая демонстрирует место и роль потребителя на рынке товаров, описывает условия, в которых действует потребитель, определяет развитие массового потребительского спроса, основанного на производстве и продвижении на рынке необходимого количества товаров и услуг.

В законодательстве советского периода такие понятия как "потребитель", "защита прав потребителей" или вообще не применялись в нормативном лексиконе, либо употреблялись преимущественно в социально-экономическом или бытовом понимании, не определяя специального статуса граждан-потребителей товаров и заказчиков услуг.

Потребитель в социально-экономическом понимании - это не только индивид, но и группа индивидов, а также неопределенный круг индивидов, которые могут быть не только физическими, но и юридическими лицами.

Идея защищать потребителей и их права от недобросовестных продавцов и производителей товаров и услуг возникла полвека назад в Соединенных Штатах Америки. 15 марта 1961 года президент Джон Кеннеди выступил в Конгрессе США с речью, в которой впервые в мировой истории на высоком официальном уровне обозначил понятие «потребитель».

«Понятие потребитель включает всех нас. Это крупнейшая экономическая группа, чьи интересы затрагиваются почти каждым общественным или частным экономическим решением. Это единая важнейшая группа»,- заявил он. Тогда же Кеннеди выделил 4 основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.

Позже некоммерческая организация Всемирная организация потребителей, объединяющая около 200 общественных и государственных организаций защиты прав потребителей в более 70 странах, добавила еще 4 ключевых права:  на возмещение ущерба, на здоровую окружающую среду, на потребительское образование и на удовлетворение базовых потребностей. Вместе она легли в основу законов о защите прав потребителей и союзов во многих странах.

Спустя два года — 9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции  ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и другие. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.

2. Потребитель в современном понимании

В настоящее время наиболее верное и юридически точное определение потребителя содержится в законе «О защите прав потребителей». Оно звучит следующим образом: Потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Это означает лишь то, что потребителем мы являемся постоянно. Дома мы потребляем воду, свет, электричество. Идя в магазин, мы закупаемся продуктами для дальнейшего их потребления. Даже используя транспорт, мы также являемся потребителями.

3. Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции

Анализ поведения потребителя как субъекта рыночной экономики микроэкономика осуществляет на основе двух постулатов. Первый - потребности потребителя не ограничены. Второй - финансовые возможности удовлетворения этих потребностей ограничены. Исходя из этого, каждый потребитель стоит перед проблемой выбора: какие потребности следует удовлетворять, а какие нет, как распорядиться своими ограниченными денежными ресурсами. Покупка какого товара будет наиболее эффективной, экономичной, полезной.

Конкуренция создает условия, когда у потребителей есть выбор. Защита прав потребителей направлена на защиту выбора от негативного влияния несправедливости и обмана. Производители должны предоставлять достоверную информацию о товарах потребителям, реагировать на предпочтения потребителей, предлагать более низкие цены и более качественный товар. В советские времена выбора не было. Во всех магазинах предлагался стандартный набор продуктов. Со стандартными ценами и стандартным качеством. Не всегда соответствующим потребностям покупателя. Тоже касалось и сферы услуг. В настоящее время, потребитель может выбрать парикмахерскую, химчистку, аптеку, салон красоты и тому подобное. Обилие продуктовых супермаркетов позволяет выбрать тот, в котором наилучший для покупателя ассортимент. Оптимальные с его точки зрения цены.

Любой потребитель имеет право выбора. В большей степени это влияет на конкуренцию между производителями, предлагающими ему товары или услуги. Так для потребителя будет предпочтителен товар, у которого срок гарантийного обслуживания больше, чтобы в случаи какой-либо неисправности за время использования данного товара не тратить дополнительные средства на его ремонт, а обратиться в сервисную службу.

Также для потребителя предпочтительней те товары, которые уже зарекомендовали себя на рынке, о которых он слышал в средствах массовой информации или от знакомых. Поэтому бренд также  играет важную роль.

Ещё одним критерием при выборе товара  может служить его современность. Мировые технологии не стоят на месте, продукция постоянно изменяется и совершенствуется. Каждый производитель должен это осознавать и что-то предпринимать для того, чтобы именно его товары привлекали внимание потребителей.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель потребителя на протяжении многих лет остается прежней - это удовлетворение своих потребностей. Потребитель является важной фигурой в экономике. От его предпочтений, потребностей и вкусов зависит деятельность производителей. Право выбора потребителя влияет на конкуренцию между производителями. Тем самым производители заинтересованы в улучшении функциональности товара, его технических особенностей  и дизайна это может сыграть решающую роль в том, что потребитель выберет именно его товар, а не продукт конкурента.

     Список литературы

  1.  «Человек и его потребности»  А.Э. Назиров
  2.  «Основы микроэкономики: поведение потребителя и производителя: учебное пособие для студентов» Кекух, Б.Ф.
  3.  http://rante.net/polza-konkurencii-dlya-potrebitelya/
  4.  http://www.smartcat.ru/Referat/gtheframnz/moreAG.shtml


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12273. Ақша айналысы және ақша жүйесі 166.5 KB
  КУРСТЫҚ ЖҰМЫС Тақырыбы: Ақша айналысы және ақша жүйесі. Кіріспе Көптеген шетел басылымдарында ақша айналымы деген ұғым кездеспейді. 90 – жылдардың орта шеңіне дейін ТМД – мүше елдердің басылымдарында ақша айналысы деген ұғымдарға анықтама беріліп ол бір – бі
12274. Қазақстан Республикасындағы ақша жүйесі 260 KB
  Жоспар Кіріспе I. Ақшаның мәні мен қызметтері Ақшаның пайда болуы мен қажеттілігі Ақша түрлері Ақшаның қызметтері және экономикадағы рөлі мен қазіргі жағдайдағы дамуы II. Ақша айналысы 2.1. Ақша айналысы мен заңы 2.2. Ақшаның метеалды
12275. Ақша айналысының кұрылымы 148 KB
  Мазмұны Кіріспе 1.Ақша айналымының түсінігі және мәні 1.1 Ақша айналымы және ақша айналымының заңы 1.2 Қолма – қол және қолма – қол емес ақша айналымдары 2. Ақша айналысының кұрылымы 2.1 Ақша массасы және оның жылдамдығы 2.2 Ақша агрегаттар...
12276. Ақша жүйесі және ақша айналымы 262 KB
  Тақырыбы: Ақша жүйесі және ақша айналымы Кіріспе Ақша ежелгі заманда пайда болды. Олар тауар өндірісінің дамуындағы бірденбір шарт өнім болып табылады. Тауар – бұл сату айырбастау үшін жасалынған еңбек өнімі оны өндірушілердің белгілі қоғамдық қатынастарын туды...
12277. Ақша қаражаттарының жалпы сипаттамасы. Есеп айырысу нысандары 81.5 KB
  Ақша қаражаттарының жалпы сипаттамасы. Есеп айырысу нысандары Барлық шаруашылық жүргізуші субъектілер өз ақша қаражаттарын банкі мекемелерінің тиісті шоттарында сақтап және міндеттемелері бойынша төлемдерін әдетте осы мекемелер арқылы ақшасыз нысанда ал қаже...
12278. Мемлекеттің монетарлы саясатының түрлері,құрылымы және мақсаттары 69.5 KB
  Жоспар Кіріспе I. Мемлекеттің ақшанесие саясатының дамуы. II. Мемлекеттің монетарлы саясатының түрлеріқұрылымы және мақсаттары. Қорытынды Пайдаланылған әдебиеттер Кіріспе Соңғы жылдары экономиканы комплексті реформа...
12279. Ақша түсінігі 217 KB
  Жоспар: І.Кіріспе Ақша түсінігі. 1 Ақшаның және экономикалық категория ретіндегі түсінігі экономикалық мәні 2 Несие ақшалар 3 Ақша қызметтері және олардың қазіргі жағдайындағы дамуы 4 Ақша айналысының заңдары 5 Қазақстан Республикасының ұлттық
12280. Нарықтық экономикады бағаның құралуы факторлары 88 KB
  Мазмұны: Баға құралуының теориялық аспектілері. Баға түсінігі және мағынасы. Нарықтық экономикады бағаның құралуы факторлары. Бағаның жіктелуі класификациясы Баға құралу үрдісіндегі мақсаттар.
12281. ПОЛУЧЕНИЕ И ОБРАБОТКА ПРОФИЛОГРАММЫ ПРОФИЛЯ ПОВЕРЗНОСТИ 233 KB
  Лабораторная работа № 29 ПОЛУЧЕНИЕ И ОБРАБОТКА ПРОФИЛОГРАММЫ ПРОФИЛЯ ПОВЕРЗНОСТИ ОБРАБОТКА ПРОФИЛОГРАММЫ Обработка профилогаммы производится с целью получения стандартизованных параметров шероховатости. Длина профилограммы L может содержать несколько базовы...