95678

Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие потребитель в историческом аспекте. Любой потребитель обладает правом выбора он вправе выбрать из множества товаров тот который наиболее ему подходит по дизайну техническим характеристикам и функциональности. Потребитель активно воздействует на производство стимулируя его развитие.

Русский

2015-09-28

24.08 KB

0 чел.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2

1.Понятие «потребитель» в историческом аспекте………………………...2

2.Потребитель в современном понимании……………………………...…..3

3.Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции…………….…..4

Заключение……………………………………………………………….…..5

Список литературы…………………………………………………………..6

Введение

Закон регулирует не только сферу производства, но также и сферу

потребления. Действия потребителя направлены на удовлетворение постоянно растущих потребностей. Будучи потребителями, мы часто заказываем, покупаем товары, пользуемся услугами ателье, гостиниц, прачечных или ремонтных мастерских, надеясь на высокое качество сервиса. Любой потребитель обладает правом выбора, он вправе выбрать из множества товаров тот, который наиболее ему подходит по дизайну, техническим характеристикам и функциональности. Потребитель активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

1.Понятие «потребитель» в историческом аспекте

Понятие "потребитель" берет свои истоки из положений экономической теории, которая демонстрирует место и роль потребителя на рынке товаров, описывает условия, в которых действует потребитель, определяет развитие массового потребительского спроса, основанного на производстве и продвижении на рынке необходимого количества товаров и услуг.

В законодательстве советского периода такие понятия как "потребитель", "защита прав потребителей" или вообще не применялись в нормативном лексиконе, либо употреблялись преимущественно в социально-экономическом или бытовом понимании, не определяя специального статуса граждан-потребителей товаров и заказчиков услуг.

Потребитель в социально-экономическом понимании - это не только индивид, но и группа индивидов, а также неопределенный круг индивидов, которые могут быть не только физическими, но и юридическими лицами.

Идея защищать потребителей и их права от недобросовестных продавцов и производителей товаров и услуг возникла полвека назад в Соединенных Штатах Америки. 15 марта 1961 года президент Джон Кеннеди выступил в Конгрессе США с речью, в которой впервые в мировой истории на высоком официальном уровне обозначил понятие «потребитель».

«Понятие потребитель включает всех нас. Это крупнейшая экономическая группа, чьи интересы затрагиваются почти каждым общественным или частным экономическим решением. Это единая важнейшая группа»,- заявил он. Тогда же Кеннеди выделил 4 основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.

Позже некоммерческая организация Всемирная организация потребителей, объединяющая около 200 общественных и государственных организаций защиты прав потребителей в более 70 странах, добавила еще 4 ключевых права:  на возмещение ущерба, на здоровую окружающую среду, на потребительское образование и на удовлетворение базовых потребностей. Вместе она легли в основу законов о защите прав потребителей и союзов во многих странах.

Спустя два года — 9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции  ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и другие. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.

2. Потребитель в современном понимании

В настоящее время наиболее верное и юридически точное определение потребителя содержится в законе «О защите прав потребителей». Оно звучит следующим образом: Потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Это означает лишь то, что потребителем мы являемся постоянно. Дома мы потребляем воду, свет, электричество. Идя в магазин, мы закупаемся продуктами для дальнейшего их потребления. Даже используя транспорт, мы также являемся потребителями.

3. Взаимосвязь права выбора потребителя и конкуренции

Анализ поведения потребителя как субъекта рыночной экономики микроэкономика осуществляет на основе двух постулатов. Первый - потребности потребителя не ограничены. Второй - финансовые возможности удовлетворения этих потребностей ограничены. Исходя из этого, каждый потребитель стоит перед проблемой выбора: какие потребности следует удовлетворять, а какие нет, как распорядиться своими ограниченными денежными ресурсами. Покупка какого товара будет наиболее эффективной, экономичной, полезной.

Конкуренция создает условия, когда у потребителей есть выбор. Защита прав потребителей направлена на защиту выбора от негативного влияния несправедливости и обмана. Производители должны предоставлять достоверную информацию о товарах потребителям, реагировать на предпочтения потребителей, предлагать более низкие цены и более качественный товар. В советские времена выбора не было. Во всех магазинах предлагался стандартный набор продуктов. Со стандартными ценами и стандартным качеством. Не всегда соответствующим потребностям покупателя. Тоже касалось и сферы услуг. В настоящее время, потребитель может выбрать парикмахерскую, химчистку, аптеку, салон красоты и тому подобное. Обилие продуктовых супермаркетов позволяет выбрать тот, в котором наилучший для покупателя ассортимент. Оптимальные с его точки зрения цены.

Любой потребитель имеет право выбора. В большей степени это влияет на конкуренцию между производителями, предлагающими ему товары или услуги. Так для потребителя будет предпочтителен товар, у которого срок гарантийного обслуживания больше, чтобы в случаи какой-либо неисправности за время использования данного товара не тратить дополнительные средства на его ремонт, а обратиться в сервисную службу.

Также для потребителя предпочтительней те товары, которые уже зарекомендовали себя на рынке, о которых он слышал в средствах массовой информации или от знакомых. Поэтому бренд также  играет важную роль.

Ещё одним критерием при выборе товара  может служить его современность. Мировые технологии не стоят на месте, продукция постоянно изменяется и совершенствуется. Каждый производитель должен это осознавать и что-то предпринимать для того, чтобы именно его товары привлекали внимание потребителей.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель потребителя на протяжении многих лет остается прежней - это удовлетворение своих потребностей. Потребитель является важной фигурой в экономике. От его предпочтений, потребностей и вкусов зависит деятельность производителей. Право выбора потребителя влияет на конкуренцию между производителями. Тем самым производители заинтересованы в улучшении функциональности товара, его технических особенностей  и дизайна это может сыграть решающую роль в том, что потребитель выберет именно его товар, а не продукт конкурента.

     Список литературы

  1.  «Человек и его потребности»  А.Э. Назиров
  2.  «Основы микроэкономики: поведение потребителя и производителя: учебное пособие для студентов» Кекух, Б.Ф.
  3.  http://rante.net/polza-konkurencii-dlya-potrebitelya/
  4.  http://www.smartcat.ru/Referat/gtheframnz/moreAG.shtml


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2451. Електропостачання сільськогосподарського підприємства та населеного пункту с. Голубівка 77.91 KB
  Територіальна адреса, географічне положення та кліматичні умови. Розрахунок радіуса електропередачі схеми електропостачання підприємства. Аналіз роботи системи електропостачання в нормальному та післяаварійному режимах з урахуванням вимог надійності та використання поновлювальних джерел електричної енергії. Розрахунок струмів короткого замикання. Розрахунок капітальних вкладень, витрат на амортизацію,обслуговування та інше. Розрахунок показників ефективності та прибутковості проекту.
2452. Бандероли с объявленной ценностью с уведомлением о вручении 388.5 KB
  Цель данной работы изучить технологический процесс обработки и вручения бандероли с объявленной ценностью с уведомлением о вручении, от физических лиц бандероли с объявленной ценностью принимаются только в открытом виде с описью вложения всех отправляемых предметов.
2453. Докладний переказ тексту з елементами опису тварини. 102.5 KB
  Мета організації уроку. Засвоєння учнями методів аналізу тексту, розвиток умінь і навичок у написанні докладного переказу з елементами опису тварини.
2454. Групи слів за значенням: синоніми, антоніми, омоніми. Ознайомлення зі словниками антонімів, синонімів 92 KB
  Мета організації уроку: сформувати в учнів поняття про синоніми, антоніми, омоніми, на основі повторення матеріалу засвоєного в початковій школі, ознайомити учнів зі словниками синонімів, антонімів.
2455. Відокремлені прикладки 96.5 KB
  Мета організації уроку: сформувати в учнів поняття про відокремлену прикладку на основі відтворення і поглиблення знань, умінь і навичок учнів з тем, отриманих на попередніх заняттях; навчити восьмикласників обґрунтовано вживати розділові знаки при відокремлених прикладках, знаходити і виправляти пунктуаційні помилки на вивченні правила.
2456. Особові займенники. Їх відмінювання. Приставний Н у формах особових займенників. Використання особового займенника ВИ у ввічливому значенні при звертанні до однієї особи. 103 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів знання про особові займенники на основі набутих знань про займенники та їх розряди і вміння відмінювати особові займенники.
2457. Докладний переказ тексту з творчим завданням 85 KB
  Мета організації уроку. Формувати в учнів вміння розпізнавати тексти різних стилів мовлення і визначати їхні основні ознаки, розвивати увагу, логічне мислення, навчити школярів сприйняттю та відтворенню текстів, складати плани різних видів, розрізняти в тексті основну і побіжну інформацію, сприяти збагаченню й уточненню словникового запасу школярів, навчити дитину розподіляти зміст на речення й слова.
2458. Відокремлене узгоджене і неузгоджене означення 95.5 KB
  Мета організації уроку: закріпити в учнів знання про означення та його види, сформувати знання випадків відокремлення узгоджених та неузгодженних означень, навчити учнів відокремлювати узгоджені та неузгодженні означення.
2459. Відокремлені прикладки, урок для 8 класу 76.5 KB
  Мета організації уроку: сформувати в учнів поняття про відокремлену прикладку на основі відтворення і поглиблення знань, умінь і навичок учнів з тем, отриманих на попередніх заняттях, навчити восьмикласників обґрунтовано вживати розділові знаки при відокремлених прикладках, знаходити і виправляти пунктуаційні помилки на вивченні правила.