9568

Экономический цикл и его фазы

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономический цикл и его фазы. Любая система, в том числе и экономическая, склонна к повторению одних и тех же явлений. Глубинные экономические процессы развиваются по спирали, капитал стремится к постоянному расширению производства, преодолев...

Русский

2013-03-13

66.5 KB

17 чел.

Экономический цикл и его фазы.

Любая система, в том числе и экономическая, склонна к повторению одних и тех же явлений. Глубинные экономические процессы развиваются по спирали, капитал  стремится к постоянному расширению производства, преодолевая собственные размеры, при этом капиталистов мало интересуют возможности потребителей, в результате чего возникает кризис. За периодами успешного экономического развития и всеобщего процветания всегда наступали периоды спада, сопровождающиеся падением объёма производства и безработицей.(первый экономический кризис в 1825г в Англии).

После  образования во всех ведущих капиталистических странах национальных рынков с полным господством капиталистов……….. с тех пор каждые 8-12лет кризисы повторяются с большим или меньшим размахом. В 1836г – в Англии и США.

                      В 1841г – в США

                       В 1847г – в США, Франции, Англии, Германии

Грандиозный биржевой крах- «чёрный вторник» 29 октября 1929г положил начало кризису или великих депрессий по 1933г, который по своей глубине превзошёл все предыдущие. Социально – экономические последствия были огромны: 40% - безработица, экономика США была отброшена на 150 лет назад. Этот кризис послужил толчком к развитию экономической науки в других направлениях (макропроцессов). В  результате этих исследований выяснилось, что для нормального развития страны необходимо государственное регулирование.

Впервые природу экономического кризиса открыл К.Маркс, а теорию цикличности – Кейнс.  Современные учёные- классики по-разному объясняют циклическое развитие экономики. Одни объясняют факторами,  лежащими вне рамок экономической системы – это природное явление(Джеванс и Чижевский видели причину кризиса в регулярно появляющихся пятнах на солнце, которые влияют на урожай с/х культур )

Известно, что мировые и локальные войны, вооружённые конфликты выводят экономику враждующих  сторон из состояния равновесия. Парето и Пигу видели причину экономических циклов в соотношении пессимизма и оптимизма в экономической деятельности людей.

По Кейнсу причиной кризиса является избыток сбережений населения и отсюда не хватка денег. Другие экономисты причину предлагали искать внутри самой экономики. Среди них особое место отводилось определению периодов обновления основного капитала, определению функционирования кредитно – денежной системы, колебанию предложения труда и зарплаты, непредусмотренным  поведением фондовых рынков и инвестиционных процессов.

Цикличность – периодичность повторяющая нарушение равновесия, ведущих с свёртыванию хозяйственной деятельности, спаду, кризису.

Само слово цикл подразумевает возвращение экономической системы к одному и тому же положению, поэтому  экономический цикл – повторяющееся через определённые промежутки времени, состояние экономики, характеризуемое одними и теми же макроэкономическими параметрами.

В теории экономического цикла принято  различать цикл и тренд.

 t1 – начало периода исследования реального ВВП

t n – реальный ВВП в конце исследования

Т  - тренд(тенденция) ВВП

Линия тренда строится таким образом, что сглаживаются колебания реального ВВП на долгосрочном отрезке времени.

Линия F  - влияние ВВП в краткосрочном периоде, показывает колебания деловой активности вокруг линии тренда, F Отражает колебания уровня ВВП, вызывая существование экономических циклов. Таким образом  следует отличать долгосрочную динамику Т от краткосрочных колебаний деловой активности.

Переломные точки (пик b и f)  и низшая точка  спада d иh . расстояние между пиками или спадами обозначают продолжительность цикла. Расстояние от переломных точек по вертикали до F () измеряют амплитуду циклических колебаний.

Экономический цикл состоит из следующих фаз:

  •  Кризис - bc
  •  Депрессия - cd
  •  Оживление - de
  •  Подъём - ef

Основные фазы – кризис и подъём – в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики.

Наиболее разрушительная фаза  - кризис. Предприниматели не бывают готовы к кризису, поэтому протекание этой фазы носит обвальный характер, нарушается равновесие во всей экономики. До кризиса экономика  находилась в фазе подъёма (когда процветает во всех отношениях). И рынок в какой – то момент времени оказывается переполненным товарами, однако многие предприятия продолжают работать, выбрасывая всё новые и новые массы товаров. Спрос  начинает постепенно уменьшаться, отставая от предложения. Трудности со сбытом приводят к сокращению производства и росту безработицы, снижению покупательской способности населения.  Ещё более осложняется сбыт, все экономические показатели сокращаются, происходит падение зарплаты, прибыли, цен; нарушается механизм кругооборота капитала – возникает кризис не платежей и гигантский дефицит наличных денег. Курс ценных бумаг падает, Вексель перестает играть роль ценной бумаги. Начитается массовое банкротство предприятий, финансовых и кредитных учреждений, поскольку невозвратимость кредитов носит носит массовый характер. В  условиях не хватки ликвидности для расплаты по долгам, банки повышают судный процент и кредит становится не доступным основной массе предпринимателей.

Таким образом, кризис – механизм приспособления размеров общего производства к объёму платёжеспособного спроса хозяйственных субъектов.

За кризисом следует фаза депрессии, которая носит продолжительный характер, иногда бывает самой длительной по времени. Депрессия – застой производства, выход из строя устаревшего капитала (станки), является важной предпосылкой к снижению издержек с целью приспособления к установившемуся низкому уровню цен. Низкие цены способствуют реализации накопившихся товарных запасов. Слабая хозяйственная активность обуславливает безработицу, спрос на денежный капитал, а так же уровень процентных ставок и стоимость ценных бумаг падает.

Специфика движения процентных ставок и стоимости ценных бумаг заключается в том, что несмотря на падение процентных ставок, курс ценных бумаг не растет. Это объясняется застоем производства, которое не обеспечивает получение дивидендов. Низкие цены стимулируют потребление и спрос, и фаза депрессии переходит в фазу оживления.

 Фаза оживления - характеризуется активизацией хозяйственной деятельности, частичным обновлением капитала, ростом объёмов производства, повышением процентных ставок. Начинают расти цены и прибыль предпринимателей, повышается курс акций и других ценных бумаг.

За оживлением следует подъём.  Критерием перехода экономики от оживления к подъёму служит достижение докризисного уровня производства. Подъём определяется продолжительностью экономического роста, начатого на предшествующей фазе , достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием новых предприятий. Процентные ставки продолжают расти, под воздействием роста инвестиций. Несмотря на повышение уровня процентных ставок, происходит рост курса ценных бумаг, т.к. на него оказывает положительное воздействие  рост доходности предприятий. Фаза подъёма достигает пика, когда экономика оказывается «перегретой», начинает расти разрыв между производством и платёжеспособным спросом населения, что с неизбежностью сказывается в новом кризисе.

До  50-х годов 20в во время кризиса происходило всеобщее понижение уровня цен, связанное с падением платёжеспособного спроса населения  и ростом безработицы.

В настоящее время  монополистический сектор экономики при поддержке государства не только способен удерживать докризисный уровень цен, но и не редко способствует их росту, такое падение производства при сохранении инфляции называется стагфляцией.

В зависимости от того, как изменяются значения экономических параметров в ходе цикла они делятся на:

  •  Проциклические
  •  Контрциклические
  •  Ациклические

Проциклическими называются параметры в фазе подъёма увеличивающиеся, а в фазе цикла уменьшающиеся (загрузка производственных мощностей, агрегаты денежной массы)

Контрциклические – параметры, значения которых  во время спада увеличиваются, а во время подъёма – уменьшаются (уровень безработицы, число банкротов)

Ациклические – параметры, динамика которых не совпадает с фазами экономического цикла (объём экспорта).

По классификации национального бюро США различают 3 вида параметров по признаку синхронизации:

  •  Опережающие
  •  Запаздывающие
  •  Совпадающие

Опережающие достигают max  или min перед приближением пика или низшей точки (изменение в запасах, денежной массе).

Запаздывающие достигают max  или min после пика или низшей точки(численность безработных, расходы на зарплату)

Совпадающие изменяются в соответствии с колебанием экономической активности (ВВП,ВНП, уровень инфляции).

ВИДЫ ЦИКЛОВ (1380)

ТИП

ДЛИНА

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Цикл Китчина

2-4 года

Величина запасов колебания ВВП, инфляции, занятости, товарный цикл

Цикл Жугляра

7-12 лет

Инвнстиционный цикл, колебания ВВП, инфляции, занятости

Цикл Кузнеца

16 – 25 лет

, доход, эмиграция, жилищное строительство, совокупный спрос, доход

Большие циклы Кондратьева

40 – 60 лет

Технический прогресс, структурные изменения

Цикл Форрестера

200 лет

Энергия, материалы

Цикл Тоффлера

1000-2000 лет

Развитие цивилизаций

Цикл Китчина (цикл запасов) – Китчин в 1926г сосредоточил внимание на исследовании коротких волн (2-4года) на основе изучения финансовых счетов и продажных цен при движении товарно – материальных запасов. Э. Хансон цикл Китчина связывал с неравномерностью производства оборотного капитала. У. Митчелл – с колебанием денежного обращения.

Цикл Жугляра (промышленный цикл) – назван его именем  за его большой вклад в изучение природы промышленных колебаний во Франции, Великобритании, США на основе фундаментального анализа колебаний ставок, цен.

Цикл Кузнеца: 1930г – исследование строительного цикла.

1946г Кузнец в работе «Национальный доход» пришёл к выводу, что показатель национального дохода, потребительского расхода, валовых инвестиций в оборудовании производ назнач, а так же зданий м сооружений……………….

Большие циклы Кондратьева: связаны с инфраструктурой экономики (надземные, подземные, коммерческие)

В теории больших циклов выделяют:  1) 90-е годы 18века до середины 19в

                                                                  2) середина 19в по 1890-1896гг

                                                                  3) с 1896 по 1940-1945

                                                                   4) 1990-1995гг.

Кандратьев объяснял сущность больших циклов различием сроками функционирования различных хозяйственных благ, на производство которых необходимо потратить различное время, особенно когда речь идёт о накоплении капитала для создания хозяйственных благ. Суть колебаний в том, что инфраструктура должна находиться в равновесии со всеми остальными параметрами экономики, свойственными ей на данном уровне развития. Нарушение равновесия означало начало цикла, частоту повторений он определял на основе статистического материала.

АКСЕЛЕРАТЫ.

Акселерат (ускорение) – эффект большого прироста производства НД при относительно меньших капитальных вложениях. Он обладает двухсторонним действием – положительным и отрицательным- , что порождает нестабильность в экономике  и является следствием нестабильности экономики.

В фазах оживления и подъёма акселерат способствует росту капитальных вложений и ускорению хода цикла. В фазах кризиса и депрессий усиливает разрушительный характер  спада. т.к. сокращение инвестиций сокращает производство тем самым углубляет падение производства.

 

I – чистые инвестиции в период t ;

Y –реальный ВВП;

t 1, t 2 – предшествующие года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81637. У гостях у дієслів майбутнього часу. Дієслова майбутнього часу. Змінювання дієслів майбутнього часу за особами і числами 49.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про часові форми дієслів; навчитись утворювати просту і складену форми дієслів майбутнього часу; змінювати дієслова майбутнього часу за особами та числами; вчити працювати творчо; висловлювати свої думки; виховувати любов до рідної матусеньки.
81638. Іменник (узагальнюючий урок) 40 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про граматичні ознаки іменника, розвивати вміння робити висновки та узагальнювати вміння аналізувати, розвивати творчі вміння аналізувати, розвивати творчі здібності, усне і писемне мовлення, виховувати старанність, любов до мови.
81639. Україна на планеті Земля 69.5 KB
  Мета: дати учням загальне уявлення про розташування України на карті; формувати пізнавальні комунікативні компетентності творче мислення; розвивати спостережливість уміння порівнювати класифікувати самостійно робити висновки; виховувати любов до своєї Батьківщини ощадливе ставлення до природи.
81640. Дівчатка й хлопчики 32.5 KB
  Хлопчики підходять до дівчаток і роблять їм комплімент потім навпаки. Діти називають риси характеру дівчаток і хлопчиків. Вчитель підводить їх до висновку що у дівчаток і хлопчиків є спільні риси характеру. Сьогодні поговоримо про дівчаток і хлопчиків жінок і чоловіків і про те чим...
81641. Стосунки зі старшими й молодшими. Образливі слова. Дружба 30.5 KB
  Мета. Довести до дітей значення стосунків і звичок для здоров’я людини. Виховувати шанобливе ставлення до людей різного віку. Обладнання. Зошит, підручник, ілюстрації до казок, кола з паперу червоного, зеленого й жовтого кольорів.
81642. Лики красоты 70.5 KB
  Красота и здоровья учащиеся владеют достаточно теоретическими знаниями о взаимосвязи гигиены спорта красоты и здоровья но в жизни часто не умеют отличить красивое от модного высокое прекрасное от попсы. Учитель Согласно данным опроса старшеклассниц 69 девушек формируют свой идеал красоты...
81643. О. Буцень «Чи є зима?» Розробка уроку українського читання у 2 класі 60 KB
  Українське читання Тема: О.Буценя Чи є зима удосконалювати навички правильного и виразного читання та навички літературного аналізу; формувати вміння працювати над текстом; орієнтуватися в структурі; розвивати самостійність критичність мислення пізнавальні інтереси. формувати соціальну компетентність: учити дітей працювати в парах у групах дискутувати вести діалог; виховувати спостережливість бережливе ставлення до природи культуру мовлення Обладнання: складова таблиця маски картки для читання малюнки черепахи сороки і ворони;...
81644. Відчиняє двері казка 103 KB
  Мета: перевірити і закріпити знання учнів з вивчених тем Українські народні казки та Казки українських письменників; удосконалювати діалогічне та зв’язне мовлення; виховувати гостинність бажання допомагати один одному. Які бувають казки Казки бувають народні і літературні.
81645. Буду я природі другом 86.5 KB
  Мета: поглиблювати навички роботи над різними жанрами творів; розвивати способи і види читання; виховувати бережливе ставлення до природи. II Мовна розминка Учитель Урок з читання почнемо без зупинки з артикуляційної розминки 1. Скоромовка Читання скоромовки дощиком Жовте жито жук жував і з Женею жартував.